Располагаемая взлетная дистанция (TODA)
JAR 1.1 Общие определения FAR 1.1 Общие определения
ВПП может быть увеличена за счет площади, называемой полосой, свободной от препятствий (В России — концевые и боковые полосы безопасности). Эта полоса представляет собой площадь за пределами ВПП со следующими характеристиками: Она должна:
• Располагаться на равном удалении по обе стороны от осевой линии ВПП и находиться под контролем полномочного органа аэропорта.
• Выражаться как полоса, свободная от препятствий, простирающаяся от торца ВПП с повышающимся уклоном не более 1,25%.
• Иметь ширину не менее 152 м (500 футов).
• Не иметь выступающих объектов или складок местности. Огни порога могут выступать над плоскостью, если их высота над торцом ВПП составляет не более 0,66 м (26 дюймов) и если они расположены по обе стороны от ВПП.
JAR-OPS 1.480 Подчасть F
(a)(7) Располагаемая взлетная дистанция (TODA): Располагаемая длина разбега плюс располагаемая длина полосы, свободной от препятствий.”
Как показано на рисунке C10, располагаемая взлетная дистанция
(TODA) соответствует располагаемой длине разбега (TORA) плюс полоса, свободная от препятствий (CWY), если таковая имеется.
(2) Взлетная дистанция не должна быть больше располагаемой взлетной дистанции с полосой, свободной от препятствий, не превышающей половину располагаемой длины разбега.”
Tora toda asda определения
В США и некоторых странах, подверженных американскому влиянию, на аэродромах используется истинный курс, который соответствует магнитному +/- поправка на магнитное склонение в данной местности.
Курс ВПП варируется от 1° до 360° (нулевого курса ВПП нет, вместо него указывается курс 360°). Относительно курса ВПП строятся все инструментальные и визуальные схемы захода на посадку (Approach) и процедуры выхода (SID) и прибытия (STAR) для каждого аэродрома.
Идентификаторы торцов ВПП зависят от магнитного курса ВПП и определяются согласно следующей таблицы:
Идентификатор ВПП
Магнитный курс,°
(от и до)
Идентификатор ВПП
Магнитный курс,°
(от и до)
Обычно альманах магнитных склонений обновляют каждые 5 лет, но по инициативе аэропорта могут быть проведены внеплановые замеры для обеспечения более высокой точности выполнения полетов.
А как же быть, в случае особо крупного аэродрома, имеющего более трех ВПП, например, 4? Ведь в аэропорту не может быть две левые взлетно-посадочные полосы, или две средние. Какая из них более средняя?
Таких аэродромов не много, но они есть, и они, чтобы не было путаницы, выкручиваются из этой ситуации так: лишним ВПП (четвертой и следующим, а иногда и третьей) даются другие идентификаторы, даже в том случае, если магнитный курс у всех ВПП одинаков.
Например, аэропорт Денвер DEN/KDEN (США) имеет ВПП: 16R/34L, 16L/34R и 17R/35L, 17L/35R, причем у всех этих четырех полос магнитный курс 173° и 353°.
Или, например, аэропорт Хьюстон IAH/KIAH (США) имеет ВПП: 08L/26R, 08R/26L и 09/27, причем у всех этих трех полос магнитный курс 087° и 267°.
Tora toda asda определения
S7. РУКОВОДСТВО ПО НАЗЕМНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ВОЗДУШНОГО СУДНА | AIRCRAFT HANDLING MANUAL
Автор: ОАО «Авиакомпания «Сибирь»»
Год: 2010
Язык: русский
ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЁТОВ на ВС А-330 по маршруту:
Система управления безопасностью полетов ОАО «Аэрофлот»
ДОКЛАД ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАЧАЛЬНИКА ИНСПЕКЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ОАО «АЭРОФЛОТ» МАТВЕЕВА Г.Н.
Каждый аэродром определяет располагаемые дистанции для всех имеющихся ВПП (для каждого торца).
Согласно документов ИКАО:
Clearway is the area beyond the runway not less than 152m wide centrally located about the extended centerline of the runway and under the control of airport authorities. Clearway is expressed as a plane extending from the end of runway with up slop not exceeding 1.25% above which no object or terrain protrudes with exception of threshold lights.
Stopway is the area at the end of take-off runway no less wide than the runway and centered upon extended centerline of runway and able to support the aeroplane during an aborted take-off without causing structural damage to the aeroplane.
🔸TORA (Take off Run Available)
TORA is defined as length of runway suitable for normal operations. It need not always equal to LDA (landing distance available). TORA doesn’t include Stopway or Clearway.
🔸TODA (Take off Distance Available)
TODA is the length of runway plus any clearway if available. In case no clearway exists, TODA is same as TORA. TODA includes ground as well as air segments.
🔸ASDA (Accelerate-Stop Distance Available)
ASDA is used for calculation of V1. It is defined as sum of LDA/TORA (as applicable) and Stopway. In case take off is aborted the aircraft can be brought to a stop either on the runway or on Stopway.
🔸ASDA must not be used as TORA.
🔸LDA (Landing Distance Available)
LDA is the runway length declared available and suitable for landing an airplane.
ℹ️ Information on Clearway, Stopway, TORA, TODA, ASDA & LDA for different runways can be obtained from Aerodrome Information Publications, Jepessen Charts and RTOW charts.
Clearway, Stopway, TORA, TODA, ASDA, LDA| Declared Runway Distances
Following are the available take-off lengths declared by appropriate authorities and ICAO for for different airfields. Knowledge on these terms is important for performance calculations.
Clearway, Stopway, TORA, TODA, ASDA & LDA
CLEARWAY
Clearway is the area beyond the runway not less than 152m wide centrally located about the extended centerline of the runway and under the control of airport authorities. Clearway is expressed as a plane extending from the end of runway with up slop not exceeding 1.25% above which no object or terrain protrudes with exception of threshold lights.
Characteristics of Clearway:
STOPWAY
Stopway is the area at the end of take-off runway no less wide than the runway and centered upon extended centerline of runway and able to support the aeroplane during an aborted take-off without causing structural damage to the aeroplane.
characteristics of Stopway:
TORA (Take off Run Available)
TORA is the length which is available (declared available by appropriate authority) and suitable for ground run of an aeroplane during takeoff. TORA does not include Stopway or Clearway.
TORA is either equal to the runway length, or to equal to distance from runway entry point(intersecting taxiway) to the end of the runway.
TODA (Take off Distance Available)
TODA is the sum of length of takeoff run available and length of clearway available. In case no clearway exists, TODA is same as TORA. TODA includes ground as well as air segments.
ASDA (Accelerate-Stop Distance Available)
It is defined as lenght of take off run available plus the length of Stopway. ASDA is important factor for determination of V1 speed. It is defined as sum of LDA/TORA (as applicable) and Stopway. In case take off is aborted the aircraft can be brought to a stop either on the runway or on Stopway.
ASDA must not be used as TORA.
LDA (Landing Distance Available)
LDA is the runway length declared available and suitable for landing an airplane.
Information on Clearway, Stopway, TORA, TODA, ASDA & LDA for different runways can be obtained from Aerodrome Information Publications, Jepessen Charts and RTOW charts.
Clearway Stopway TORA TODA ASDA LDA
Tora toda asda определения
По сути, AS-записи содержат таблицу высот. Каждая запись (строка) содержит 30 блоков, а поля «Начальная широта» и «Начальная долгота» совместно определяют нижний левый угол для первого блока каждой записи.
Нормативные документы по аэронавигационным данным
Методики определения эксплуатационных минимумов
Каждый эксплуатант (авиакомпания) при выполнении полетов должен тем или иным способом определять эксплуатационные минимумы для взлета и захода на посадку для каждого аэродрома с учетом: наличия/отсутствия/работосопособности системы огней ВПП, функционирования наземных и бортовых навигационных средств, препятствий в районе аэродрома и минимума командира воздушного судна.
Эксплуатационные минимумы авиакомпания может определять самостоятельно, оперируя всеми выше перечисленными данными, либо использовать готовые минимумы, рассчитанные компетентными специалистами некой организации и опубликованные в бумажном или электронном сборнике аэронавигационной информации.
TORA,TODA, ASDA и LDA
Для расчета взлетно-посадочных характеристик приходится оперировать различными данным, в том числе располагаемыми дистанциями: TORA,TODA, ASDA и LDA.
Каждый аэродром должен определять располагаемые дистанции для всех имеющихся ВПП (для каждого торца) для публикации их в АИПе или в НОТАМ.
Каналы и частоты TACAN, VOR, LOCALIZER
EFB. Циркуляр AC120-76A
К сожалению на данный момент нет подобного документа не только в России, но и во многих других странах, в том числе в Европейских. Даже ИКАО в этом плане отстает от Америки.
КТ-200А Обработка аэронавигационных данных
Процесс подготовки и обработки аэронавигационных данных должен выполнятся в соответствии с определенными критериями, которые будут гарантировать качество аэронавигационных данных.
Умные «буржуи» собрались как-то вместе, организовали рабочую группу под эгидой RTCA и создали документ DO-200A/EUROCAE ED-76 «Standards for Processing Aeronautical Data». Российские авиационные власти и главные авиационные специалисты страны не приняли этот документ в качестве рабочего, а решили создать свой.
Авиационные метеорологические коды
1. Фактическая погода на аэродроме (Aerodrome actual weather)
Аэродромные метеорологические органы обеспечивают производство регулярных, специальных и других наблюдений за состоянием погоды на аэродроме. Регулярные наблюдения обычно производятся и их результаты сообщаются с часовым и получасовым интервалом в зависимости от регионального аэронавигационного соглашения.
При возникновении оперативно-значимых изменений метеоусловий, производятся специальные наблюдения и составляются сводки. Специальные сводки выпускаются в тех случаях, когда один или более элементов регулярной сводки изменяются в соответствии с критериями оперативных минимумов, применяемых эксплуатантами на данном аэродроме.
Введение RVSM в России
Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 № 743 в России с 17 ноября 2011 года вводится RVSM. Новая таблица эшелонирования выглядит следующим образом (смотрим и удивляемся ):
Вертикальное эшелонирование воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации
Истинный путевой угол от 0° до 179° | Истинный путевой угол от 180° до 359° | ||||||||||
Полеты по правилам полетов по приборам | Полеты по правилам визуальных полетов | Полеты по правилам полетов по приборам | Полеты по правилам визуальных полетов | ||||||||
эшелон | метры | футы | эшелон | метры | футы | эшелон | метры | футы | эшелон | метры | футы |
010 | 300 | 1000 | — | — | — | 020 | 600 | 2000 | — | — | — |
030 | 900 | 3000 | 035 | 1050 | 3500 | 040 | 1200 | 4000 | 045 | 1350 | 4500 |
050 | 1500 | 5000 | 055 | 1700 | 5500 | 060 | 1850 | 6000 | 065 | 2000 | 6500 |
070 | 2150 | 7000 | 075 | 2300 | 7500 | 080 | 2450 | 8000 | 085 | 2600 | 8500 |
090 | 2750 | 9000 | 095 | 2900 | 9500 | 100 | 3050 | 10000 | 105 | 3200 | 10500 |
110 | 3350 | 11000 | 115 | 3500 | 11500 | 120 | 3650 | 12000 | 125 | 3800 | 12500 |
130 | 3950 | 13000 | 135 | 4100 | 13500 | 140 | 4250 | 14000 | 145 | 4400 | 14500 |
150 | 4550 | 15000 | 155 | 4700 | 15500 | 160 | 4900 | 16000 | 165 | 5050 | 16500 |
170 | 5200 | 17000 | 175 | 5350 | 17500 | 180 | 5500 | 18000 | 185 | 5650 | 18500 |
190 | 5800 | 19000 | 195 | 5950 | 19500 | 200 | 6100 | 20000 | 205 | 6250 | 20500 |
210 | 6400 | 21000 | 215 | 6550 | 21500 | 220 | 6700 | 22000 | 225 | 6850 | 22500 |
230 | 7000 | 23000 | 235 | 7150 | 23500 | 240 | 7300 | 24000 | 245 | 7450 | 24500 |
250 | 7600 | 25000 | 255 | 7750 | 25500 | 260 | 7900 | 26000 | 265 | 8100 | 26500 |
270 | 8250 | 27000 | — | — | — | 280 | 8550 | 28000 | — | — | — |
290 | 8850 | 29000 | — | — | — | 300 | 9150 | 30000 | — | — | — |
310 | 9450 | 31000 | — | — | — | 320 | 9750 | 32000 | — | — | — |
330 | 10050 | 33000 | — | — | — | 340 | 10350 | 34000 | — | — | — |
350 | 10650 | 35000 | — | — | — | 360 | 10950 | 36000 | — | — | — |
370 | 11300 | 37000 | — | — | — | 380 | 11600 | 38000 | — | — | — |
390 | 11900 | 39000 | — | — | — | 400 | 12200 | 40000 | — | — | — |
410 | 12500 | 41000 | — | — | — | 430 | 13100 | 43000 | — | — | — |
450 | 13700 | 45000 | — | — | — | 470 | 14350 | 47000 | — | — | — |
490 | 14950 | 49000 | — | — | — | 510 | 15550 | 51000 | — | — | — |
и т.д. | и т.д. | и т.д. | — | — | — | и т.д. | и т.д. | и т.д. | — | — | — |
Выделенное желтым цветом | — СОВПАДАЕТ со старой Российской системой эшелонирования | Эшелонирование через каждые 1000 футов ( (2000 футов между соседними попутными эшелонами) |
Выделенное зеленым цветом | — НЕ СОВПАДАЕТ со старой Российской системой эшелонирования | |
Выделенное красным цветом | Эшелонирование через каждые 2000 футов ( (4000 футов между соседними попутными эшелонами) |
Немного обескураживает надпись «и т.д.» в последней строке некоторых строк. Как-то это не профессионально выглядит. Документ не должен быть расплывчатым и неоднозначным.