Синтаксическая функция эпитета определение или обстоятельство

Эпитет

60d58afef0213204308702

4 класс, 5 класс, 6 класс

Определение эпитета

Эпитет — это слово или фраза, которые добавляют выразительность стоящим рядом словам. Может использоваться с положительным или отрицательным оттенком, в прямом или переносном значении. Эпитеты могут быть выражены:

На самом деле у термина «эпитет» в русском языке есть много определений. В широком смысле это любое слово, которое определяет предмет, описывает его характерные черты. Например: «синее небо», «теплое утро».

В узком смысле эпитетом называется средство выразительности, которое помогает автору передать отношение к предмету, придает предмету красочность, живость. Иногда в качестве эпитета используется слово в переносном значении. Например: «лошадиное здоровье», «драгоценный опыт».

Еще примеры эпитетов в русском языке:

Постоянный эпитет — это выразительное описание, которое тесно связано с определенным объектом, тем самым образуя устойчивое выражение. Например: «синее море>», «красна девица»

С определением эпитета в русском языке разобрались — теперь давайте узнаем, какие бывают виды эпитетов.

Виды эпитетов

Существуют различные классификации эпитетов в русском языке. Рассмотрим самые распространенные из них.

По сфере употребления

Эту классификацию предложил советский лингвист К. С. Горбачевич, соавтор «Словаря эпитетов русского литературного языка». Он разделил эпитеты на общеязыковые, народно-поэтические и авторские.

Общеязыковые эпитеты — самая многочисленная группа слов. У некоторых существительных (лицо, взгляд, глаза, улыбка, жизнь) есть сотни характеризующих определений. Такие эпитеты уже устойчиво закрепились в нашей речи. И даже если их используют в переносном значении, мы понимаем, что это значит. Например: проницательный взгляд, ироническая улыбка, бисерный почерк, трескучий мороз.

Народно-поэтические эпитеты пришли к нам из народного искусства — фольклора. Например: море синее кругом, красная весна, для батюшки-царя, лук дубовый, грусть-тоска.

Свойства народно-поэтических эпитетов:

Форма прилагательного в усеченной форме (сыра земля, чисто поле);

Перенос ударения (зелено вино, шелковые луга);

Эпитет стоит после определяемого слова (Эпитет стоит после определяемого слова (ветра буйные, горе горькое).).

Редкие или авторские эпитеты — неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации. Писатели придумывают сочетание определяемого слова и определяющего (эпитета) в зависимости от того, какой образ или окраску они хотят придать слову. Например: скучный берег (А. С. Пушкин), маленький характер (А. И. Герцен), похоронный крик (Н. А. Некрасов), задумчивый и нежный мой край (С. А. Есенин).

Однако при определенных условиях (авторитет писателя, яркость образа) эти эпитеты могут стать общеязыковыми. Поэтому, граница между общеязыковыми и авторскими эпитетами достаточно подвижна.

По характеру обозначения признака

По способу обозначения признака выделяют эпитеты с прямым и переносным значением.

Эпитеты с прямым значением — это выразительные слова, которые употреблены в своем обычном смысле. Например: бледное лицо, горячий песок, зеленый лес.

Эпитеты с переносным значением, как нетрудно догадаться из названия, рождаются из использования слов в переносном смысле. Так, прилагательное лошадиный имеет прямое значение «принадлежащий или имеющий отношение к лошади», но в словосочетании лошадиное здоровье оно употребляется не в прямом, а в переносном смысле: «очень крепкое здоровье».

Сравните пары примеров: в первом случае прилагательное употребляется в прямом значении, во втором — в переносном. Именно в переносном значении эти прилагательные приобретают образность и становятся эпитетами:

По степени устойчивости связи с определяемым словом

Некоторые эпитеты могут сочетаться с разными определяемыми словами — такие эпитеты называются свободными. Пример свободного эпитета — прилагательное золотой в словосочетаниях: золотая листва, золотые волосы, золотые отблески солнца.

Эпитеты, которые имеют устойчивую связь с одним определяемым словом, называются постоянными. Многие народно-поэтические эпитеты, о которых мы говорили выше, являются постоянными: белы руки, добрый молодец, уста сахарные.

По структуре

По структуре эпитеты делятся на простые и сложные.

С простыми эпитетами все понятно — они состоят из одного слова, обычно прилагательного, у которого один корень: парус одинокий, светлое будущее, звенящая тишина.

Сложный эпитет — это образное прилагательное, у которого больше одного корня. Такие эпитеты обычно можно развернуть в более длинное словосочетание:

К сложным также относятся такие эпитеты, которые образованы повторением одного и того же прилагательного. Например, в той самой страшилке: «В одном черном-черном городе, на черной-черной улице. » используется сложный эпитет черный-черный.

Мы много узнали об эпитете как средстве выразительности речи. Теперь научимся находить эпитеты на примерах из литературы.

Примеры эпитетов из литературы

Эпитеты как средства выразительности часто используют в стихотворениях, повестях, романах и рассказах. Они помогают писателю глубже выразить свои чувства и переживания, показать свое отношение к окружающей действительности.

Цели эпитетов как средства выразительности в литературе:

Примеры эпитетов в русской литературе:

А теперь попробуйте сами — укажите эпитеты в этих отрывках.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Вот парк с пустынными опушками,

Где сонных трав печальна зыбь,

Где поздно вечером с лягушками

Перекликаться любит выпь.

Вот дом, старинный и некрашеный,

В нем словно плавает туман,

В нем залы гулкие украшены

Прозрачный сумрак, луч лампады,

Кивот и крест, символ святой.

Все полно мира и отрады

Вокруг тебя и над тобой.

Эпитет и метафора

И эпитет, и метафора относятся к тропам — образным языковым средствам, которые делают текст и речь выразительнее и ярче.

Метафора предполагает сравнение, причем необычное и неявно выраженное. Например: Метафора предполагает сравнение, причем необычное и неявно выраженное. Например: ядовитый человек, волчья хватка..

Эпитет описывает слово, помогает нарисовать его воображаемый образ. При этом эпитет может быть частью развернутой метафоры. Так, например, появился новый термин — метафорический эпитет.

Метафорический эпитет — троп с признаками метафоры и эпитета. Предполагает скрытое, необычное сравнение и красочное описание слова. Например: каменная веселость, васильковые очи.

Эпитет и относительное прилагательное

Относительные прилагательные содержат в себе свойство, характеристику или функцию определяемого слова. Такие прилагательные могут обозначать:

Относительные прилагательные могут становиться эпитетами, если они придают определяемому объекту характерные черты, эмоциональную окраску, яркость.

Понять, когда относительные прилагательные являются эпитетами, а когда — нет, можно на парах примеров:

Источник

Эпитет в поэзии

1. Что такое эпитет?

Эпитет – это художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления.

2. Какими частями речи выражается эпитет?

К эпитетам не следует причислять прилагательные, указывающие на отличительные признаки предметов, но и не дающие их образной характеристики. Когда прилагательные выполняют лишь смысловую функцию, их в отличие от эпитетов называют логическими определениями: «Зажженных рано фонарей шары висячие скрежещут…» (А. Ахматова)

ЗАПОМНИМ: В эпитете слово ВСЕГДА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ

3. Примеры эпитетов в поэзии

Несколько примеров эпитетов:

Румяная заря.
Ангельский свет.
Быстрые мысли.
Человек-кран.
Легкое чтиво.
Золотой человек.
Человек-компьютер.
Чудесный вечер.
Поющий костер.

Рассмотрим использование эпитетов известными литераторами (эпитеты выделены заглавными буквами):

Описание осени в стихотворении Ф. Тютчева:

В этом отрывке даже такие, казалось бы, обычные, предметные определения, как «короткая пора», «тонкий волос», тоже можно считать эпитетами, передающими эмоциональное восприятие Тютчевым ранней осени.

Описание вечера в стихотворении Афанасия Фета:

«В вечер такой ЗОЛОТИСТЫЙ и ЯСНЫЙ,
В этом дыханье весны ВСЕПОБЕДНОЙ
Не поминай мне, о друг мой ПРЕКРАСНЫЙ,
Ты о любви нашей РОБКОЙ И БЕДНОЙ».

4. Зачем нам эпитеты?

Эпитетами мы пользуемся на каждом шагу. Например, характеризуя ребенка, говорим, что он УЛЫБЧИВЫЙ. Или СВЕТЛЫЙ (то есть добрый). Или ЖИВОЙ (то есть подвижный). Слово светлый употребляется в переносном смысле. Добро у нас ассоциируется со светом, поэтому добрый ребенок и превращается в светлого ребенка. Мы говорим, что небо СИНЕЕ или что воздух СВЕЖИЙ. А если съел что-то не то – всё лицо ЗЕЛЁНОЕ. Все данные прилагательные будут эпитетами. Возьмём более абстрактный пример. ПЛАМЕННАЯ речь. То есть речь, подобная пламени. Эта речь жжёт точно так же, как пламя. СЕДАЯ волна. То есть, белая волна. Цвет седины – белый. Отсюда и ассоциация.

Итак, что же такое эпитет? Эпитет – это художественное определение, подчеркивающее НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЙ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ.

Стилистический подход к изучению эпитетов дает возможность выделить в их составе три группы (Между которыми не всегда удается провести четкую границу!).

1. Усилительные эпитеты, которые указывают на признак, содержащийся в определяемом слове; к усилительным эпитетам относятся и тавтологические. («…В снежных ветках ЧЕРНЫХ галок, ЧЕРНЫХ галок приюти»).

2. Уточнительные эпитеты, называющие отличительные признаки предмета (бессонница-СИДЕЛКА).

3. Контрастные эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов («Рядами стройными проходят ленинградцы, ЖИВЫЕ С МЕРТВЫМИ…»

Возможны и другие группировки эпитетов. Это свидетельствует о том, что понятие эпитет объединяет весьма разнообразные лексические средства образности.

5. Устоявшиеся эпитеты

Есть такое понятие, как УСТОЯВШИЙСЯ ЭПИТЕТ. Это такой эпитет, который плотно «прилип» к слову и ассоциируется исключительно с ним. Красная девица, чистое поле, широкая душа, добрый конь, светлая голова, зеленая земля… Все эти эпитеты – стёртые, устоявшиеся. Они даже не воспринимаются как эпитеты. В ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ ЛУЧШЕ ИЗБЕГАТЬ ЭТИХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ. Ищите яркие, необычные эпитеты, которые будут поражать читателя, вызывать у него целый поток ассоциаций и чувств: «Малиновый звон» (Толстой ), «Простодушная клевета» (Пушкин), «Мраморный грот» (Гумилев)…

Постоянные эпитеты указывают на типичный, постоянный признак предмета. Они часто не учитывают ситуации, в которой этот признак проявляется: ведь море не всегда «синее», а конь не всегда «добрый». Однако для певца или сказителя смысловые противоречия не являются помехой. В народной поэзии, чуждой личному авторству, широко распространены постоянные эпитеты: «дружинушка хоробрая», «красна девица», «синееморе», «шелковое стремечко», «дорога прямоезжая», «конь добрый», «тучи черные», «поле чистое» и т.п.

В произведениях писателей, опирающихся на традиции устного народного творчества, обязательно используются постоянные эпитеты. Немало их в поэмах М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова» и Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в стихотворениях Некрасова, Есенина. Особенно последовательным в использовании постоянных эпитетов является Лермонтов, их можно встретить едва ли не в каждой строке его поэмы:

«Над Москвой ВЕЛИКОЙ, ЗЛАТОГЛАВОЮ,
Над стеной кремлевской БЕЛОКАМЕННОЙ
Из-за ДАЛЬНИХ лесов, из-за СИНИХ гор,
По ТЕСОВЫМ кровелькам играючи,
Тучки СЕРЫЕ разгоняючи,
Заря АЛАЯ подымается. «

6. Ошибочное использование эпитетов

У Гомера можно найти ряд чрезвычайно сложных эпитетов, по форме являющихся прилагательными с двумя корнями: шлемоблещущий Гектор, совоокая Афина, быстроногий Ахилл, поножноногие ахейцы… При этом гомеровские эпитеты являются устойчивыми, прикреплёнными к конкретному герою. То есть Гектор всегда ШЛЕМОБЛЕЩУЩИЙ, даже если не носит шлема, а Ахилл всегда БЫСТРОНОГИЙ, даже если спит.

7. Использование эпитетов в лирике Анны Ахматовой

а) Красочные определения, выраженные прилагательными:

«Я обманут моей УНЫЛОЙ, ПЕРЕМЕНЧИВОЙ, ЗЛОЙ СУДЬБОЙ».
«МУТНЫЙ фонарь голубел и мне указывал путь».

«Пророчишь, ГОРЬКАЯ, и руки уронила…»

в) Эпитеты- действия.

Большинство эпитетов характеризуют предметы, но есть и такие, которые образно описывают действия. При этом, если действие обозначено отглагольным существительным, эпитет выражен прилагательным (память ЯРОСТНАЯ, СДАВЛЕННЫЙ стон), если же действие названо глаголом, то эпитетом может быть наречие, которое выступает в роли обстоятельства («ГОРЬКО волную», «звенела и пела ОТРАВНО»). В качестве эпитетов могут употребляться также существительные, играющие роль приложений, сказуемых, дающие образную характеристику предмета: «я- ГОЛОС ВАШ, ЖАР ВАШЕГО ДЫХАНЬЯ, я- ОТРАЖЕНЬЕ ВАШЕГО ЛИЦА».

г) Зооморфные эпитеты.

Наделение предметов, переживаний, природных явлений теми качествами, которые присущи непосредственно животным: «Это РЫСЬИ глаза твои, Азия, что-то высмотрели во мне, что-то выдразнил и подспудное…»

Ахматова почти никогда не объясняет, она показывает. Достигается это и выбором образов, очень продуманным и своеобразным, но главное — их подробной разработкой. Сравнивая любовь с миром животных, она пишет: «То ЗМЕЙКОЙ, свернувшись клубком, у самого сердца КОЛДУЕТ, то целые дни ГОЛУБКОМ на белом окошке ВОРКУЕТ». Или: «В белом поле я тихою девушкой стала, ПТИЧЬИМ ГОЛОСОМ кличу любовь». В творчестве А.Ахматовой «птица» обозначает многое: стихи, состояние души, Божьего посланника. Птица – это всегда олицетворение свободной жизни, в клетках мы видим жалкое подобие птиц, не лицезрея их парения в небе. Так же и в судьбе поэта: подлинный внутренний мир отражается в стихах, созданных свободным творцом.

«Там малиновое солнце над ЛОХМАТЫМ сизым дымом» (ср. лохматый медведь);
«И что память ЯРОСТНАЯ мучит…»(ср. яростный волк);
«Мы хотели муки ЖАЛЯЩЕЙ…»(ср.жалящая оса);
«Бензина запах и сирени, НАСТОРОЖИВШИЙСЯ покой…»(ср. насторожившийся зверь).

Встречаются в лирике Ахматовой различные оттенки красного цвета. Красные у Ахматовой и ослепшая стена, и тюльпан, и китайский зонтик, и плюш кресел, и черти. Из оттенков красного мы видим «розового друга какаду», «за алелый рот», «розовые губы», «малиновый платок» и др. Как видим, поэтесса использует данный цвет не только как символ страсти, но и как символ некой дьявольщины.

«Молюсь оконному лучу –
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце –пополам.
На рукомойнике моём
Позеленела медь.
Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне».

А теперь самое время попробовать свои силы в написании стихов, использующих яркие, точные и авторские эпитеты. Этому и будет посвящен 1 тур учебной конкурсной серии «Тропы». Объявление о конкурсе появится в самые ближайшие дни.

Источник

Занятие 2. Определения в функции эпитетов

Функции эпитетов могут выполнять такие второстепенные члены предложения, как определения. Определения, как второстепенные члены предложения, отвечают на вопросы какой? чей? и обозначают качества, свойства, признаки предметов, выраженных существительными. Определения бывают согласованные и несогласованные.
I. Согласованное определение стоит в том же падеже, числе и роде, что и существительное. К согласованным определениям относятся:
1. полные прилагательные (о них речь шла в предыдущей беседе),
2. порядковые числительные,
3. местоимения, которые склоняются, как прилагательные,
4. причастия,
5. причастные обороты.

2. В роли эпитета может быть порядковое числительное:
Г. Безрукова: Лечу на первое свиданье С.17.

Вл. Верстаков: громады первых пятилеток С. 36.

Н. Дмитриев: В пятидесятых рождены С. 57.

М. Зайцев: К третьему примерился – подкосил, играя С. 81.

Г. Калюжный: Мне нравится второй пилот Джобава С.94.

И. Ляпин: Едва седьмой заканчивался класс С.141.

О. Николаева: В ладони мальчик мне, как первый снег,
Вложил прохладу первой земляники. С.148.

И. Слепнев: Мать вторая моя! С. 180.
и др.

3. Эпитет может быть выражен и местоимением, склоняемым, как прилагательное, в том случае, когда оно выражает высшую степень проявления какого-либо объекта, предмета или его оценки.
Т. Веселова: Там, радуя всю округу
Такая река живёт,
Такая течет Ветлуга,
Такою волной поет! С. 42.

Неискушённый стихотворец подчас злоупотребляет притяжательными местоимениями, не находя им достойной замены среди всего многообразия определений. Более подробно об этом смотрите материал Творческой мастерской Алкоры http://www.stihi.ru/2013/06/15/6320

4. Причастие используется в функции эпитета реже, чем полное прилагательное, хотя передает процессуальность выделяемого признака.
М. Андреев: Иль встревоженная белка
Чиркнет огненным хвостом. С. 12.
В. Гаврилин: На поющем юру, С. 48.
и раздавленный солнца желток. С. 48.
А. Гребнев: Журчи сияющим напевом! С. 51.
И. Заваржин: и дрожь в продутом эшелоне, С. 78.
М. Зайцев: Над перевернутою тишью С. 82.
П. Калина: Но лошади шли, и струился недаром
Над ними синеющий пар – С. 90.
О. Кочетков: Поклониться озябшей рябине С. 114.
Ю. Линник: Замирая у спящих ракит. С. 136.
О. Николаева: Плачевней любви выцветающий сад С. 150.
А. Павлов: Где притихший окраинный дом С. 162.
И. Слепнев: Температурящие города… С. 182.
Д. Толстоба: большой рассерженной змеи. С. 192.

5. Причастный оборот в качестве эпитете встречается ещё реже:
А. Андреев: Она с подножек не срывалась
Под остро мчащийся откос. С. 10.
А. Васютков: И потому в автобусе рассветном,
Белеющем от платьев и рубах, С. 31.
В. Дронников: Сыновним чувством схваченный в кольцо, С. 61.
В. Левенко: И пусть она хлебнула боли
из ведер с горькою водой,
а добрых было больше,
больше
назло дымящимся бедой!
Но есть такие окна в мире,
кипящем солнцем и враждой, С. 131.
В. Лунин: Да объяснял, что нет назад
Дороги, ищущей начало… С. 138.

Обратите внимание, что А. Васютков и В. Лунин использовали в стихах обособленные определения, выраженные причастными оборотами, стоящие после определяемого слова, и поэтому отделяемые от этого слова запятой. Причастные обороты, стоящие перед определяемым словом, как правило, не обособляются (см. фрагменты стихов А. Андреева и В. Дронникова). В строках стихотворения В. Левенко фигурируют причастные обороты обоих видов.
Причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, является обособленным, если имеет добавочное обстоятельственное значение причины или уступки.

II. В качестве несогласованных определений функции эпитетов могут выполнять следующие части речи:

1. существительное в форме косвенных падежей (т.е. всех, кроме именительного падежа) с предлогами или без них:
А. Бобров: Вот об этой вере (какой?) без предела С. 21.

Н. Дружинский: Я боюсь злодея комара… (комара какого? – злодея).
Клюй смелей, рыбешка (какая?) густера! С. 63.

О. Левитан: Помнишь, ночь была на свете, ночь (какая?) без времени и края С. 132.

2. синтаксически цельное словосочетание (существительное и прилагательное):
Вл. Верстаков: в минуту (какую?) виноватого молчания С. 39.

Н. Краснова: Просто женщина (какая?) средних лет, С. 121.

3. простая форма сравнительной степени прилагательного:
Е. Ефремов: Что не знаю проще этой доброты. (какой доброты? – проще этой) С. 75.

Г. Иванцов: Что в мире нет торжественней и проще
Непобедимой этой красоты. (какой красоты? – торжественней и проще этой) С. 88.

Д. Костюрин: Искал бы лучшей доли неустанно, (какой доли? – лучшей). С. 112.

Н. Кремнева: Не верьте, тягостнее груза
еще никто не поднимал. (какого груза? – тягостнее). С. 124.

Н. Панова: О, только бы небо
не знало
Тревожнее этого
взгляда, (взгляда какого? – тревожнее этого). С. 164.

4. наречие:
Т. Веселова: С бантиками (какими?) вразлет! С. 41.

5. неопределённая форма глагола:
Т. Бек: О, счастье (какое?) погладить коня С. 20.

6. приложение, выраженное существительным:
Ю. Линник: Март-бокогрей, поиграй на свирели (март какой? – бокогрей). С. 135.

О. Рабкина: Я птицу-море обниму за шею (море какое? – птицу). С. 167.

В следующих заданиях соблюдая стихотворные размеры строф (дефис означает безударный слог, а черта с наклоном вправо – ударный слог) и, пользуясь словарями рифм и эпитетов, вставьте пропущенные определения в рифму с соответствующей строкой. Решение заданий (в любом количестве) приводите в рецензиях на данную беседу.

Задание 1. Вставьте порядковое числительное из двух слов, обозначающее год.
ГАЗЕТЫ
Происходившее когда-то
Не замыкается в столбце,
и за строкой о /- /-
ты прочитаешь об отце.

Задание 8. Вставьте в причастный оборот пропущенное причастие.
А тут подсолнух
с опозданьем
на пустыре расцвел один.

Задание 10. Вставьте пропущенные сравнительные прилагательные.
Где война голосила –
залегла тишина.
Затерялась могила,
не слышна, не видна.

Источник

Эпитет в русском языке — определение и примеры

Определение эпитета

Эпитет — это слово или фраза, которые добавляют выразительность стоящим рядом словам. Может использоваться с положительным или отрицательным оттенком, в прямом или переносном значении.

Эпитеты могут быть выражены:

На самом деле у термина «эпитет» в русском языке есть много определений. В широком смысле это любое слово, которое определяет предмет, описывает его характерные черты. Например: «синее небо», «теплое утро».

В узком смысле эпитетом называется только то слово, которое помогает автору выразить его отношение к предмету, придает предмету красочность, живость. Иногда в качестве эпитета используется слово в переносном значении. Например: «лошадиное здоровье», «драгоценный опыт».

Еще примеры эпитетов в русском языке:

Постоянный эпитет — это выразительное описание, которое тесно связано с определенным объектом, тем самым образуя устойчивое выражение. Например: «синее море>», «красна девица»

С определением эпитета в русском языке разобрались — теперь давайте узнаем, какие бывают виды эпитетов.

На какие вопросы отвечает эпитет?

Чаще всего эпитет отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей? как? и производные от них. Исходя из вопросов, сразу становится понятным, что эпитеты чаще всего являются прилагательными. (Но далеко не всегда, речь об этом пойдет дальше.)

Конструкции эпитетов

Чаще всего в роли эпитетов выступают прилагательные, с помощью которых украшают существительное. Вот самые простые примеры:

epitet prilagatelnoe

Кстати, некоторые ошибочно полагают, что любое прилагательное можно считать эпитетом. Это не так! Все зависит от того, в каком контексте и к какому существительному они относятся, и выполняют ли главную функции – усиление образа.

Посудите сами – разница между выражениями «теплый дом» и «теплое отношение». В первом случае просто констатация факта, что в помещении есть отопление, а во втором подчеркивание, что между людьми хорошие отношения.

Или сравните «красный фломастер» и «красный восход». В обоих случаях речь идет о цвете. Но в первом – это просто констатация факта, а во втором более ярко передается красота момента (что это?) восхода солнца.

derevo s epitetami

Однако в качестве эпитетов могут выступать не только прилагательные, но и другие части речи. Например, наречия:

Трава ВЕСЕЛО цвела. (Тургенев)
И ГОРЬКО жалуюсь, и ГОРЬКО слезы лью. (Пушкин)

Или существительные. Пример:

Ночевала тучка золотая на груди утеса-ВЕЛИКАНА (Лермонтов)
ПРУЖИНА чести, наш кумир. (Пушкин)
Как бы Волга-МАТУШКА до вспять побежала. (Толстой)

Или местоимения, с помощью которых можно придать словам превосходную форму. Например:

А помнишь схватки боевые? Да говорят, ЕЩЕ КАКИЕ! (Лермонтов)

Или причастия и причастные обороты. Пример:

Что если я, завороженный, СОЗНАНЬЯ ОБОРВАВШИЙ НИТЬ… (Блок)
Лист, ЗВЕНЯЩИЙ И ТАНЦУЮЩИЙ В ТИШИНЕ ВЕКОВ. (Краско)

ИГРАЯ В ПРЯТКИ, небо сходит с чердака. (Пастернак)
Как бы РЕЗВЯСЯ И ИГРАЯ, грохочет в небе голубом. (Тютчев)

Видите, эпитетами могут быть абсолютно любые части предложения, за исключением, пожалуй, только глаголов. Но все они служат единой цели – сделать текст более образным и богатым.

Какую роль играют эпитеты?

Эпитеты усиливают художественную выразительность, образность языка произведения или нашей речи, придают языку поэтическую яркость. Эпитеты, как правило, выделяют характерную черту или качество и вызывают определённое эмоциональное отношение к ним, помогают увидеть авторское понимание окружающего мира.

Эпитеты помогают создать яркий образ.

Очень хорошо объяснил роль и функции эпитета известный русский ученый А. Г. Шалыгин:

Эпитет — весьма действительное средство, усиливающее картинность и эмоциональность речи. Так называется слово или несколько слов, приданных к обычному названию предмета для того, чтобы усилить его выразительность, подчеркнуть в предмете один из его признаков – тот, который в данном случае важно выдвинуть на первый план, как бы рекомендовать особому вниманию читателя.

3 функции эпитетов:

Виды эпитетов

Эпитеты бывают общеязыковые, народно-поэтические, индивидуально-авторские, постоянные. Рассмотрим их по отдельности.

Общеязыковые эпитеты

Это эпитеты, которые употребляются уже так часто, что стали устойчивыми выражениями.

Они представляют самую большую группу. Туда входят эпитеты, которые как могут придавать слову особую выразительность, так и быть лишены стилистической окраски.

Эти эпитеты уже устойчиво закрепились в нашей речи. И даже если они используются в переносном значении, мы понимаем, что имеется в виду.

Сравните прямое и переносное значение прилагательных-эпитетов:

Народно-поэтические эпитеты

Эпитеты, которые пришли из народного искусства — фольклора. Например: море синее кругом, красная весна, шелкóвые ресницы, для батюшки-царя, лук дубовый, клёв кровавый, грусть-тоска.

Обычно такие эпитеты представлены краткой формой прилагательного (сине море, чисто поле). Или же происходит перенос ударения (честныегости), либо эпитет стоит после определяемого слова (орешки непростые, скорлупки золотые).

Индивидуально-авторский

Редко встречающаяся смысловая ассоциация. В основном они не воспроизводятся, но обладают окказиональным характером, почти как архаизмы.

Примеры: шоколадное настроение, ромашковый смех, каменный гром, тучка золотая, утес великан, в пустыне чахлой.

Подобные сочетания не вписываются в рамки общелитературных норм, но создается эффект одушевления, усиливается выразительность.

Постоянный

Когда приемы употреблены в устойчивых фразах, например: тридевятое царство, добрый молодец. При написании художественной литературы авторы пользуются:

Благодаря эпитетам художественная фраза становится выразительнее.

Как найти эпитеты в тексте?

Попробуем разобраться, что такое эпитеты в русском языке и как их распознать в письменном изложении? Они размещены сразу после определяемого слова.

Чтобы добиться глубины в рассказе и усилить конкретику звучания, авторы располагают эпитеты в вертикальном положении, то есть отрывают друг от друга. Известные русские поэты, при написании стихотворений, размещали их в конце строки. При чтении таких творений читатель ощущал таинственность.
Чтобы идентифицировать их в художественном произведении нужно помнить, что они выступают разной частью речи. Их используют в качестве прилагательного: золотой смех бубенчиков, загадочные звуки скрипки.

Также можно встретить в виде наречия, например: горячо молился. Нередко имеют вид существительного (вечер непослушания); числительного (третьи руки).
Для лаконичности высказывания можно использовать в качестве причастий и отглагольных прилагательных (что если я, задумчивый, ты можешь ли вернуться?), деепричастий.

Отличия эпитета от сравнения и метафоры

Если кратко, то сравнение сопоставляет одно явление, понятие либо предмет с другим: «дверь заскрипела как зверь».

Оно может также противопоставлять их, как в этой части стихотворения:

«То не чудо сверкает над нами… то бессмертное Ленина знамя…» (Н. Тихонов).

Эпитет – это, по большому счету, скрытое сравнение. Например:

Грань различия между эпитетом и метафорой еще тоньше, так как они входят в одну группу тропов:

Примеры эпитетов

Примеры из литературы

Вот ещё примеры эпитетов, которые русские поэты М. Лермонтов, А. Пушкин и А. Блок использовали для придания образности и яркости.

«В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
Шумят под робкими шагами».
М. Лермонтов «Как часто, пёстрою толпою окружён…»

Если исходить из широкого определения эпитета, то в примере выше «вечерний луч» и «жёлтые листы» также будут эпитетами. Однако же эти прилагательные не содержат в себе индивидуального отношения автора, поэтому в узком смысле определения будут считаться просто прилагательными.

«И тигр суровый
C диким прыжком
Взлетел, опасный,
И, встретясь с львом,
Завыл ужасно…».
М. Лермонтов «Перчатка»

«Прозрачный сумрак, луч лампады,
Кивот и крест, символ святой…
Все полно мира и отрады
Вокруг тебя и над тобой».
М. Лермонтов «Ветка Палестины»

«Как томно был он молчалив,
Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах как небрежен!».
А. Пушкин «Евгений Онегин»

«По их пленительным следам
Летают пламенные взоры,
И рёвом скрыпок заглушен
Ревнивый шёпот модных жён».
А. Пушкин «Евгений Онегин»

«Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошенной межи».
А. Блок «Летний вечер»

В кино

Диалоги кинофильмов нередко содержат предложения с эпитетами, служат хорошими примерами всех их видов. Народно-поэтические и общеязыковые окрашивают речь героев, но ими она не ограничивается, поскольку сценарист может добавить авторские ради создания, к примеру, комического эффекта.

“Там говорят о том, как чертовски здорово наблюдать за огромным огненным шаром, как он тает в волнах…”.

“Достучаться до небес”, реплика главного героя.

“Его разум был острее, чем у остальных, и он был способен видеть всех обитателей города со стороны”.

“Догвилль”, озвучивает закадровый голос.

“Но не для того пришла наша сборная института, чтобы отмечаться, а для того, чтобы выяснить, кто же этот «Таинственный Математический Волшебник»».

“Умница Уилл Хантинг”, фраза принадлежит герою.

Использование эпитетов — распространенный прием. Знания о функции описания, которую они выполняют, помогут при анализе литературных произведений, а обогащение собственной устной речи сделает выступления ярче.

В стихотворениях

“И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

Александр Блок, “Незнакомка”

“Я видел, как два колоска воскового цвета,

мёртвые, хоронили гряду вулканов”.

Федерико Гарсия Лорка, “Маленькая бесконечная поэма”

“Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф”.

Николай Гумилев, “Жираф”

“Августовские любовники проходят с цветами,

невидимые зовы парадных их влекут”.

Иосиф Бродский, “Августовские любовники”

Значение эпитетов для литературы и языка в целом

Ни одно литературное произведение не может обойтись без эпитетов (и метафор). Если их не будет, то текст получится сухим и безжизненным, и он точно не сможет увлечь читателя. Поэтому – чем больше их использует автор, тем лучше.

epitet znachenia

Но и в повседневной своей речи мы не должны забывать о таких приемах. Например, обмениваясь СМС-ками или сообщениями в соцсетях. Ведь на простой вопрос «Как дела?» можно ответить просто «Нормально», а можно и «Нормально, денек был жаркий, но устал как собака».

В первом случае это будет просто сухая информация, а во втором собеседник узнает еще и ваше эмоциональное состояние, что гораздо важнее.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: