Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.
Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.
Таблица с примерами
Согласование
При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.
Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.
Примеры
Управление
Примеры
В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:
Примыкание
В таком словосочетании главным является то, которое может принимать разные грамматические формы:
читать быстро — читаю быстро, читаешь быстро и т. д.
При примыкании главное слово не требует от зависимого определённых грамматических форм. В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
Примеры
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос. Если главное слово, как и зависимое, является неизменяемым, то главным является то, которое в предложении может употребляться в роли самостоятельного члена предложения.
В сочетании «очень громко» слово «громко» является главным, потому что можно сказать:
При примыкании связь слов выражается порядком слов и интонационно.
Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»
Урок русского языка в 3 классе «Связь слов в предложении»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока. Связь слов в предложении
Цели урока: Учить детей устанавливать связь по вопросам и по смыслу между словами в предложениях. Работать над развитием речи учащихся: учить детей строить текст по серии сюжетных картинок
I. Организационный момент
Психологический настрой на урок.
Сегодня мы пришли сюда
Подарить немного друг другу тепла.
Будем слушать и отвечать,
Будем всем мы помогать.
Я твой друг и ты мой друг —
Хорошо и весело вместе нам всегда!
II.Сообщение темы и цели урока
— Сегодня мы продолжим разговор о предложении. Будем учиться устанавливать связь слов в предложении при помощи вопросов.
III. Актуализация знаний
— Вспомните все признаки предложения.
Мини-тест по теме «Главные и второстепенные члены предложения».
1) Укажите предложения, в которых правильно подчеркнуты главные члены предложения:
А) Сильный ветер поднялся над морем.
Б) Молния осветила всю окрестность.
В) Домой ОТЁЛ вернулся поздно.
Г) Гроза стихла только к утру.
Д) В школе начались зимние каникулы.
2) Укажите предложения, соответствующие данной схеме:
А) Утро было серое, пасмурное.
Б) Красиво черемуха расцвела весной.
В) Долго лаял пес на улице.
Г) В альбомах дети рисовали животных.
Д) Марина долго играла с куклой.
— Объясните написание пропущенных орфограмм. Назовите однокоренные слова. Выпишите их, выделите корень. Составьте и запишите предложение с любым из этих слов, подчеркните грамматическую основу.
Тетрадь я правильно кладу,
Ручку правильно держу,
За посадкой я слежу,
С чистотою я дружу,
На «десятку» напишу. (Н. Костромина.)
Расскажи-ка, буква «ё»,
Как твое житье-бытье?
Буква «ё» дает отчет:
Ничего житье течет.
Дайте характеристику букве «ё».
VI. Словарная работа Игра «Кто я?»
На доске записана схема.
В м..г..зинея. Кто? п. ажир.
Упражнения выполняются согласно тексту.
Чтоб все выполнить заданья, Теперь спинки держим ровно,
Чуть-чуть нам надо отдохнуть. На месте будем мы шагать.
Ну, ребята, дружно встанем — Тихо все на место сядем
Надо косточки встряхнуть. И закроем глазки.
Руки вверх, назад прогнулись, Вспомните все, что повторяли,
Сейчас сделаем наклоны. Без моей подсказки.
Все к упражнению готовы? Вспомнили? Теперь, внимание:
Раз, два, три, четыре, пять! Новое задание.
IV. Орфографическая разминка
М..ряки, мо..рской, м..ржи,
Корень, к..решок, к..ржи,
Носик, носит и н..сок.
Друг, подруга и друзья.
VII. Изучение нового материала
Работа с учебником (правило — с. 45, упражнение 64, с. 45).
— Распространение предложений с помощью вопросов и слов для справок, установление связи между словами в предложении, выписывание словосочетаний. Работа со схемой предложения (упр. 64).
Составление схемы предложений.
Составление схем несложных предложений (упр. 66).
1 группа- Восстановление деформированных предложений, составление текста из деформированных предложений (упр. 67).
2 группа — Дополнение предложений второстепенными членами, работа по культуре речи (упр. 68)
Составление текста по серии сюжетных картинок (упр. 69).
Словарные слова: ветер, товарищ
— С какими трудностями встретились?
— Что нового узнали на уроке?
IX. Домашнее задание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Номер материала: ДБ-1467571
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Иркутской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении
Чтобы выражать свои мысли и чувства, узнавать о мыслях и чувствах других людей, мы строим предложения.
Чем лучше, точнее, разнообразнее мы умеем строить словосочетания, тем яснее, богаче наши предложения.
Чтобы назвать предмет, признак, действие более точно, можно построить словосочетание. Для этого к главному слову надо добавить зависимое, которое и поможет уточнить сказанное.
Чаще всего каждый член словосочетания бывает представлен одним словом: пошёл (как?) бодро
Нередко какой-то член словосочетания выражен именем существительным с предлогом: пошёл (куда? во что?) в школу, в школу (какую?) новую
Зависимый член словосочетания обязательно должен быть связан с главным по смыслу.
Игра мелкая, игра широкая, игра ненастная, игра бородатая – это не словосочетания, т.к. слова не связаны по смыслу.
Можно ли назвать словосочетанием пару слов в парке? Нельзя.
Словосочетание всегда составляют слова самостоятельных частей речи (иногда им помогают предлоги), при этом одно слово командует, а другое подчиняется.
Составим словосочетания, используя эту пару слов.
Например, в парке (каком?) летнем. В парке – главный член словосочетания.
Гулял (где?) в парке. В парке – зависимый член.
Составим словосочетания, подбирая зависимые члены
построили (что?) школу
построили (как?) быстро
построили (где?) в селе
построили (из чего?) из кирпичей
построили (для кого?) для ребят
построили (когда?) летом.
Построили строители. Это не словосочетание. Это основа предложения. Главные члены предложения словосочетанием не являются.
Включим словосочетания в предложение
Включите словосочетания в предложение. Выбирайте, как лучше расставить слова, чтобы яснее выразить мысль.
Стая белых гусей треугольником проплывает над теплоходом. (В. Песков)
Это предложение полнее, точнее выражает мысль.
Ставим смысловые и падежные вопросы в словосочетаниях
Вы заметили, что нередко к слову можно поставить два вопроса: по смыслу и по форме.
Чтобы понять, какое значение зависимый член вносит в словосочетание, что именно он уточняет, особенно важен смысловой вопрос.
Падежный вопрос (вопрос по форме) нужен, чтобы узнать падеж, в котором употреблено зависимое имя существительное.
Поставим смысловые и падежные вопросы в словосочетаниях.
Мышь серенькая (какая? – смысловой вопрос, значение словосочетания: предмет и его признак);
светило над лесом (где? — смысловой вопрос, значение словосочетания: действие и место его совершения, над чем? – вопрос по форме, над лесом, Т.п.);
улетели осенью (когда? — смысловой вопрос, значение словосочетания: действие и время его совершения);
выглядывали из-под листьев (откуда? — смысловой вопрос, значение словосочетания: действие и место его совершения, из-под чего? – вопрос по форме, из-под листьев, Р.п.).
Выписываем словосочетания из предложения
Какое словосочетание выписано из предложения неверно?
Из еловой чащи протянулся лисий след.
след (откуда? из чего?) из чащи
из чащи (какой?) еловой
Из еловой чащи протянулся лисий след.
Основа предложения протянулся след.
Ставим вопрос от подлежащего: след (чей?) лисий.
Ставим вопрос от сказуемого: протянулся (откуда? из чего?) из чащи.
Ставим вопрос от второстепенного члена предложения: из чащи (какой?) еловой.
След (откуда? из чего?) из чащи – неверно выделенное словосочетание, т.к. именем существительным командует глагол.
Вывод
Чтобы назвать предмет, признак, действие более точно, можно построить словосочетание. В словосочетании есть главный член и зависимый. Нередко к зависимому члену словосочетания можно поставить два вопроса: по смыслу и по форме. Главные члены предложения словосочетанием не являются.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
Конспект урока по теме «Связь слов в предложении» (3 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока по теме «Связь слов в предложении» (3 класс)
Цель: расширить знания учащихся о главных и второстепенных членах предложения; развивать умение определять основу предложения, устанавливать связи между членами предложения с помощью вопросов; воспитывать интерес к изучение языка.
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Работа над загадкой
T Нумо, немножечко напряжения,
Вот вам и подробности:
А второе-что с предметом делается.
Если бы предложение словами
Довольно легко мы их с вами
Определим в предложении.
Кто они? (Подлежащее и сказуемое)
— Дайте определение главных членов предложения.
2. Работа над деформированным текстом
— Образуйте предложение из отдельных слов. Подчеркните грамматическую
Дети, вода, купаться, в, часто, морская.
Были волны, на. большие, море.
Слушала, Маринка, учителя, внимательно, объяснения.
— Распространите предложение второстепенными членами.
Мы любовались (чем?) (где?).
(Какой?) снежок укрыл (какую?) елку.
(В чем?) утонули (какие?) сады.
82 все уроки украинского языка. 3 класс предложения 83
— Что составляют подлежащее и сказуемое в предложении? (Его грамматическую основу.)
— Как подчеркиваем подлежащее в предложении? А сказуемое?
— Какие еще члены предложения, кроме главных, Вы знаете?
— Как связываются между собой слова в предложении? (С помощью
III. Сообщение темы и цели урока
— Сегодня на уроке мы будем учиться устанавливать связь
слов в предложении.
IV. Восприятие и осознание нового материала
1. Каллиграфическая минутка
Оо Оо оо ОГ Оз Оц Ол ус сь ос Св сх см
Осень всему счет ведет.
С осенней дороги не вытянешь ноги.
— Как вы понимаете эти пословицы?
— Первое предложение разберите по членам предложения.
— Выполните звуко-буквенный анализ слова.
— Слово осенней поделите на слоги для переноса.
2. Подготовительная работа
— Подберите зависимые слова.
— Что помогло вам образовать словосочетание?
— Составьте предложение с одним из словосочетаний на выбор.
— Запишите его в тетради.
3. Работа над языковым материалом
— Определите главные члены предложения. Проследите, как они связаны
с другими словами в предложении.
Щедрая осень в амбары нагребает зерна горы.
Осень (что делает?) нагребает;
осень (какая?) щедрая;
нагребает (куда?) в кладовые;
нагребает (что?) горы;
Чтобы продолжить урок,
Из-за парт скорей на шаг.
Стали ровно, как дубы.
Поднялись, как смереки,
Руки ставим в бока
И скачем, как сороки.
И прогнулись, как березки,
Потом вытерли прочь слезки.
Все плечами повели.
Усталые словно не были.
V. Обобщение и систематизация знаний
1. Тренировочная упражнение
— Установите связи между словами в предложении.
Мама купила Антону коньки.
2. Самостоятельная работа
— Доберите до главных членов предложения второстепенные. Запишите
Ветер качает. Облака плывут. Осеннее небо. Будет падать дождь.
— Запишите звуковые схемы выделенных слов.
3. Творческая работа
— Запишите только те предложения, которые соответствуют представленным мо делям.
Что делают? что? Что делает? Как? что? что делают?
Проходят дни. Проходят ночи.
Светает. Тихо ветер веет.
4. Выборочное списывание
— Выпишите из текста стихотворения выделенные сочетания слов. Установите
между словами связь с помощью вопросов.
Будто притомилось солнышко приветливое,
В траве пожелтевший молочай не цветет.
Облетело лето листиком из клена,
Лишь елка в лесу солнечно-зеленая.
84 все уроки украинского языка. 3 класс предложения 85
— Над чем мы работали на уроке?
— Как установить связь слов в предложении?
¼ Материалы действующих учебников, рекомендованные для обработки
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Конспект урока по теме «Главные и второстепенные члены предложения»
Конспект урока по теме «Повторение изученного о предложении. Разделение текста на предложения. Дополнение незавершенных предложений»
Конспект урока по теме: «Наблюдение за признаками художественных, научно-популярных и деловых текстов».
Конспект урока «Решение уравнений»
Конспект урока по теме: «Определение и интонационное выделение в предложениях текста слов, важнейших для выражения мысли»
Конспект урока по теме: «Определение темы, цели текстов различных типов, подборка к ним заголовков
Видеоуроки по математике 3 класс
Рабочая программа по учебному предмету «математика» для 5А класса
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5290287 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили приравнять нападения на школы к терактам
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Связь слов в предложении. 3 класс.
Данная презентация используется на коррекционно-развивающем логопедическом занятии как опорный конспект, в котором присутствует простой теоретический и практический материал для закрепления полученных понятий. Презентация может быть использована учителями начальных классов при изучении данной темы.
Содержимое разработки
Связь слов в предложении
Замени два предложения одним.
Вставь подходящие по смыслу глаголы и распространи предложения
Согласование имени прилагательного с именем существительным в числе и роде
СОГЛАСОВАНИЕ в роде.
Выписать последовательно сочетания мужского, женского, среднего рода.
Рожь густая, озеро дальнее, море солёное, весна ранняя, путь далёкий, чай горячий, лес еловый, небо хмурое, речка быстрая, сено свежее, кочан крепкий, морковь сочная.
Вставить пропущенные окончания
1)В ручье чист.. вода. 2)На хорош.. цветок и пчёлка летит. 3)Добр.. слово каждому приятно. 4)Набрал полн.. ведро грибов. 5)На высок.. ели стрекотали сороки.
Прочитать текст, вставляя пропущенные окончания.
Списать предложения, изменив слова в скобках, определить падеж.
Вставить пропущенные окончания:
Вставь пропущенные окончания