связь предложений в тексте способы связи предложений в тексте 6 класс быстрова

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Текст. Способы и средства связи предложений в тексте»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

русского языка в 6 классе по теме

«Текст. Способы и средства

связи предложений в тексте»

hello html m79d49b71

Тема урока: Текст. Способы и средства связи предложений в тексте.

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей.

Цель: формирование коммуникативной компетенции через углубление и расширение знаний о тексте.

Задачи: обобщить и систематизировать знания о лексических средствах связи предложений в тексте;

формировать навык создания текстов с использованием описательного оборота;

совершенствовать ОУУН и способы учебной деятельности.

Форма урока: комбинированный

Метод: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Виды деятельности: самостоятельная работа по карточкам, работа с учебником, работа в парах, работа со словарями.

Общеучебные умения и навыки, которые отрабатываются на уроке.

1.Умение осуществлять информационный поиск (Работа с лингвистическими словарями).

2. Умение строить связный монологический ответ с использованием опоры.

3. Умение задавать вопросы и строить аргументированный ответ на вопрос.

5. Умение работать в паре.

6. умение выполнять индивидуально практические задания творческого характера.

7.Умение строить обобщение и вывод по уроку.

Оборудование: карточки, схемы, презентация Power Point.

Организация начала урока.

Объяснение нового материала

Составление схемы «Признаки текста».

Работа с учебником

Работа по карточкам

Синтаксический разбор предложения.

Составление схемы «Средства связи предложений в тексте».

Организация начала урока. Психологический настрой.

— Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

— Тема урока: «Текст. Средства связи предложений в тексте». ( слайд №1)

— Сегодня на уроке я постараюсь расширить и углубить ваши знания о тексте.

— Откройте тетради, запишите с красной строки число, классная работа и тему урока.

— Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.( слайд №2)

Из всех знаний и умений самым важным,

самым необходимым для жизни является,

конечно, умение ясно, понятно говорить

— Как вы поняли слова эпиграфа? Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте.

— А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить? (составлять высказывания- тексты)

Объяснение нового материала

Ребята, ключевым понятием сегодняшнего урока является слово «текст».

— Дома вы должны были определить по этимологическому словарю первоначальное значение этого слова.

-Итак, каково же первоначальное значение слова «текст»? ( «ткань, сплетение») ( слайд №3)

— Перед вами кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

— Как вы думаете, что общего между этими предметами?

( кусочек ткани состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой; а текст тоже состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически.)

— Ребята, ведь не случайно и предприятия, где ткут ткани, называют текстильными.

Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл.

— Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.

( учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)

— Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.

Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.

Приведите примеры однокоренных слов к слову текст.

2. Словарная работа:

— Выделим корень, что обозначают эти слова?

Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.

— Составьте предложение с любым из этих слов.

Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.

-Можно ли считать предложение текстом?

-Чем отличается предложение от текста?

(Предложение позволяет только выразить мысль, а текст –обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое)

— Любая ли группа предложений будет текстом?

(Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающей предложения в единое целое)

3. Составление схемы «Признаки текста».

— Давайте вспомним, какими признаками обладает текст.

На доске появляется кластер «Признаки текста»

Ребята должны перечислить уже знакомые им признаки:

Наличие главной мысли (идеи)

Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте

Логическая связь частей

Сделайте вывод. Что такое текст?

4. Работа с учебником, упр. 193.

— Пока мы будем выполнять упражнение, 2 ученика будут работать по карточкам ( Приложение №1 )

-Давайте докажем, что перед нами текст

В ходе обсуждения особенностей текста упр. 193 подведём учащихся к высказываниям примерно следующего содержания (задание 1)( слайд№5 ) «Перед нами текст, так как все части этого письменного высказывания раскрывают одну тему – «Язык орнамента» и выражают мысль о том, что в орнаменте отражаются представления древних людей об устройстве Вселенной. Это высказывание обладает достаточной законченностью: оно включает достаточное количество предложений для того, чтобы раскрыть тему и выразить главную мысль. Предложения внутри каждой части связаны по смыслу и грамматически (параллельной и цепной связью с помощью форм слова, местоимений). Тема текста раскрывается логично и последовательно: в первой части автор выражает основную мысль текста и поясняет её, во второй части иллюстрирует эту мысль, используя развёрнутое описание, в третьей части подводит итог сказанному».

Проверяем работу по карточкам

Слушаем ответы учащихся:

— Что из предложенных примеров является текстом? Почему?

Из предложенных примеров текстом является : “Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо. (М. Пришвин)”

Запись текста в тетради.

— Докажите, что перед вами текст.

— Давайте запишем второе предложение и сделаем его синтаксический разбор.

6. Синтаксический разбор предложения.

Над соседним лесом показался краешек солнца.(Повест., невоскл., простое, распростр.)

-Ребята, если мы посмотрим на черную ткань, то увидим, что все нити в ней крепко сплетены, она прочна, но не радует нашего глаза. А вот кусочек цветной ткани.. Он красив и навевает на нас хорошее настроение.

— Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов

Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих.

— Мы уже знаем, что в русском языке существуют различные средства связи предложений в тексте. Давайте вспомним их.

Появляется на доске кластер «Средства связи предложений в тексте».

Выполнение задания №1. (раздаточный материал) Приложение№2

Прошла, в окно, Зима, пора, недаром, злится, стучится, ее,

Весна, со двора, гонит, И.

Все, И, Зиму, засуетилось, нудит, и, жаворонки, трезвон, в небе, все, вон, Уж, подняли.

Строки, которые получились ( слайд № 9 ) :

Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Поскольку текст – это связное законченное высказывание, в нем всегда говорится о чем–то, у него есть тема.

— Определить тему стихотворения и его основную мысль.

— Какое средство языковой выразительности использует автор, чтобы создать яркую картину?

(Особенно важно для создания картины использование автором олицетворения.)

— Назовите глаголы в переносном значении. Какова их роль в создании картины уходящей зимы?

-Вы уже узнали, что для текста характерна грамматическая связь между предложениями. Существует два вида такой связи. Назовите их.

Определите способ связи предложений в тексте.

Это параллельная связь.

Данный пример должен служить образцом параллельной связи. Каждое новое предложение прибавляет новую подробность в картине наступления весны.

— Для того чтобы отработать умение различать виды связи, выполним практическую работу.

1) Вот и наступил Новый год. Мы всегда с нетерпением ждём этого праздника. Праздничное настроение дарит нам всё вокруг: нарядные ёлки и фигуры Деда Мороза и Снегурочки на улицах и площадях, яркие гирлянды фонариков вдоль дорог, украшенные витрины магазинов.

2) Вот и наступил Новый год. Загорелись праздничными фонариками площади городов. По улицам там и тут спешат оживлённые прохожие с ёлками под мышкой. Ребятню ждут праздничные представления и новогодние подарки.

В первом тексте три предложения. ( слайд № 11 )

hello html 159e5d9c hello html 7857039(2) (3)

Во втором тексте 4 предложения. ( слайд № 12 )

hello html 7857039hello html m62c7a354 hello html af8ad7e(2)

(3) (4) Связь – параллельная.

ӀV. Самостоятельная работа ( приложение 3)

— Что нужно сделать, чтобы научиться ясно, понятно говорить?

— Назовите признаки текста.

— Какие способы связи знаете?

— Какие способы связи знаете?

-Чем запомнился урок?

— Что из намеченного тобой в начале урока исполнилось?

Каким выражением можно оценить работу на уроке:

корень учения горек, да плод его сладок

глаза боятся, а руки делают

hello html m41bc1d1

1. повторить теоретический материал по теме “текст”.

2. выполнить упражнения:

Источник

Презентация к уроку в 6 классе «Способы связи предложений в тексте»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русский язык 6 класс Урок развития речи

Цели урока: 1. совершенствовать умение находить «данное» и «новое» в предложениях текста; 2. сформировать умение определять способ связи предложений во фрагментах текста; 3. формировать умение слушать текст, находить в нем главное.

Д(данное) Н(новое) Соединяет предложе- Движет мысль. ния в тексте. Повторяется уже Дается новая инфор- известное мация, которая разви- вает мысль, движет мысль вперед.

Параллельный способ связи. а)Есть сквозная тема. Д1——Н1 Виктор Талалихин получил задание контро- Д2——Н2 лировать воздушное пространство над Мос- Д3——Н3 квой. Вдруг он заметил темный силуэт само- лета. Летчик дал полный газ и ясно увидел на хвосте самолета фашистскую свастику. Задание: Укажите «данное» и «новое» в тексте.

Параллельный способ связи. б) Отсутствует сквозная тема. За ночь наступила оттепель. С крыш свесились толстые сосульки. Подул влажный мягкий ветер. Весна была недалеко. Оттепель сосульки влажный ветер весна недалеко Задание: Спишите текст, подчеркните «данное» прямой линией, а «новое» – волнистой линией.

Прочитайте текст, выделяя голосом «новое». Каков способ соединения предложений в тексте? Недавно Московский зоопарк пополнился тремя новоселами. Это индийские журавли. Их называют антигонами. Антигоны – огромные, красивые голенастые птицы.

Прочитайте отрывок из ученического сочинения. Удачен ли в нем порядок слов? Почему? Отредакти-руйте текст. Под березой в тени деревьев отдыхают девочка, женщина и пес Шарик. Рядом с девоч-кой лежит Шарик.

Восстановите текст. Из двух предложений в скобках выберите наиболее удачное. Выбор объясните. Укажи-те способ соединения предложений в этом тексте. Вечером в избушке становилось людно и шумно. Рыбаки ужинали, курили, щелкали орехи. (Васютка снабжал орехами рыбаков. Орехами рыбаков снабжал Васютка.)

Усадьба Кусково окружена чудесным парком. Парк украшают изумительные мраморные скульптуры. Их хрупкость и изящество как бы подчеркиваются огромными деревьями. Эти великаны «сторожат» покой усадьбы, делают ее ландшафт неповторимым и запоминаю-щимся.

placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

placeholder

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

placeholder

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

a loader

Номер материала: ДБ-1586212

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

12ca 000988a9 e32712b1

placeholder

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

placeholder

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

placeholder

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

placeholder

Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

placeholder

Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне

Время чтения: 1 минута

placeholder

В Минпросвещения предложили приравнять нападения на школы к терактам

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Текст. Связь предложений в тексте.

На уроке дети учатся анализировать текст с точки зрения его темы, видов и средств связи предложений, определять способы и средства связи.

Просмотр содержимого документа
«Текст. Связь предложений в тексте.»

Тема урока: Текст. Связь предложений в тексте.

учиться анализировать текст с точки зрения его темы, видов и средств связи предложений, определять способы и средства связи.

развитие устной и письменной речи учащихся.

обогащение словарного запаса учащихся;

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

мультимедийная презентация к уроку;

учебник русского языка для 6 класса Е.А. Быстровой

Организационный этап. Мотивация

Выявление места и причины затруднения

Построение проекта выхода из затруднения

Реализация построенного проекта

Первичное закрепление с проговариванием в устной речи

Самоконтроль с проверкой по эталону

Включение в систему знаний

Рефлексия деятельности. Домашнее задание.

Осознание эстетической ценности русского языка;

ува­жительное отношение к родному языку, гордость за него;

стремление к речевому самосовер­шенствованию;

формировать умение определить тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

соблюдать нормы построения текста в письменной форме;

сохранять и развивать умение работать в паре;

умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;

умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;

умение правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

1) извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему;

2) передавать схематически представленную информацию в виде связного текста.

Смогут анализировать и характеризовать тексты с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Этап 1- Мотивация (2мин.)

Учитель. Добрый день, дорогие ребята!

Очень хочется, чтоб впрок

Он пошел вам, и тогда

Будем грамотны всегда.

Я рада, что у вас хорошее настроение, и предлагаю вам сегодня очень дружно и активно поработать. Согласны?

Ученики. Да, согласны.

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами выполним обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

Из всех знаний и умений самым важным,

самым необходимым для жизни является,

конечно, умение ясно, понятно говорить

Учитель. Как вы поняли слова эпиграфа? Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте. Какое отношение этот эпиграф имеет к уроку?

Ученик. Для того чтобы люди могли общаться друг с другом, передавать информацию, они должны научиться владеть языком, говорить ясно, последовательно и точно.

Учитель. А что нужно для того, чтобы так ясно и понятно говорить?

Ученик. Необходимы знания.

Ученик. Нужно научиться составлять высказывания-тексты. Тогда наша речь будет логичной, внятной.

Учитель. Хорошо, ребята, с чего начнем?

Ученик. С повторения того, что нам уже известно.

Этап 2 – Актуализация знаний (7 мин.)

Учитель. Ребята, а что вы знаете о тексте? Составим кластер «Признаки текста».

Ученик. Текст состоит из предложений, связанных между собой по смыслу. Ученик. Все предложения текста должны быть на одну тему. Ученик. Текст должен иметь начало и конец, то есть должна быть законченность мысли.

Ученик. Текст может быть разделен на абзацы.

Ученик. Части текста должны быть связаны логически. Ученик. А еще в тексте предложения связываются главной мыслью.

Логическая связь частей

957744 1 957744 2957744 3

957744 4 957744 5

Связь предложений по смыслу

Наличие главной мысли

Учитель. Молодцы. Я вижу, что вы многое о тексте знаете. У вас на столах лежат карточки, которые вы будете заполнять в течение урока.

Учитель. Дома вы должны были поработать с различными словарями и определить значение слова текст. Каково его значение?

Ученик. В этимологическом словаре ТЕКСТэто «ткань, сплетение»

После ответов детей на экране появляется значение слова ТЕКСТ из разных источников

Учитель. Проведем эксперимент. Перед вами кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом. Как вы думаете, что общего между этими предметами?

Ученик. Кусочек ткани состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой; а текст тоже состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом.

Учитель. Выньте из куска ткани одну нитку. Что получилось?

Ученик. Ткань испортилась. Учитель. А что будет с текстом, если мы исключим одно или несколько предложений?

1)Мне не хотелось расставаться с интересной книгой. 2) В ней рассказывалось о приключениях героев. 3)Многие из них были смелыми, отважными людьми. 4)А эти качества ценятся во все времена.

Ученик. Если убрать одно предложение или несколько, текст теряет смысл.

Ученик. Текст это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли.

Учитель. Давайте дополним составленный нами кластер этим определением.

957744 6

957744 7 957744 8

Логическая связь частей

Наличие главной мысли

Связь предложений по смыслу

957744 9 957744 10957744 11

это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли

Учитель. Являются ли текстами эти группы предложений.

I.1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный

II.2). Осень приходила к нам так мирно и спокойно, что, казалось,

среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.
конца не будет ясным дням. 2) Она делала небо чистым и кротким, дали нежно-голубыми и глубокими. 3)В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в степи.

Ученик. Я думаю, что первая группа предложений – это текст.

Ученик. Нет, первая группа предложений текстом не является, потому что нет последовательности и связи предложений по смыслу.

Ученик. А вторую запись можно назвать текстом, потому что мы видим все признаки текста. Ученик. Если нарушается хоть один из признаков текста, это уже не текст.

Этап 3. Выявление места и причины затруднения. (3 мин.)

Учитель. Можно ли получить текст из предложений первой группы?

Ученик. Да. Нужно переставить предложения в нужной последовательности.

1) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину.2)Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.

Учитель. А можете ли вы сказать, как связываются предложения в тексте?

Ученик. Нет, эти сведения нам не знакомы.

Учитель. Что же нам необходимо узнать для правильного построения текста?

Ученик. Мы должны узнать, как связываются предложения в тексте.

Учитель. Это и будет темой нашего урока. Запишем в тетрадь «Связь предложений в тексте».

Учитель. Даны две группы предложений. Являются ли они текстами? В случае затруднения обратитесь к кластеру. Понаблюдайте, как связаны предложения.

1)В классе на стене висит доска. 2)На ней написано слово текст. 3)Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

1)Мы оказались в просторной комнате. 2)На стенах висели замечательные картины. 3)В углу стоял книжный шкаф.

4)В окна струился солнечный свет

Ученик. В первом случае перед нами текст. Эти предложения связаны между собой.

Учитель. А как они связаны?

Ученик. Они “цепляются” одно за другое. Каждое следующее предложение начинается с того, чем закончилось предыдущее. Связаны последовательно.

Ученик. Во втором случае тоже текст, но предложения связаны иначе. 2,3,4 предложения связаны с первым.

Учитель. Как можно составить схему этого текста?

Ученик. (чертит схему на доске)

957744 12957744 13

957744 14957744 14Ученик. А у меня получилась вот такая схема. 1 2 3

Учитель. А второму тексту эта схема соответствует?

Ученик. Нет. Схема второго текста будет такой.

957744 16957744 17 957744 18

Учитель. Откройте учебник и прочтите правило, сопоставьте наши выводы и схемы с текстом учебника. Верны ли ваши наблюдения? Как называются типы связей предложений в тексте?

Ученик. Да, мы пришли к таким же выводам.

Ученик. В первом случае связь – последовательная или цепная, во втором – параллельная.

Учитель. А сейчас объедините все, что знаете о тексте и попытайтесь составить алгоритм, который поможет вам определять, является ли запись текстом.

внимательно прочти предложения

957744 19957744 20

Нет смысловой и грамматическойсвязи?

Есть смысловая и грамматическая связь?

957744 21957744 22

Типы связи предложений

957744 23

957744 24 957744 25

Учитель. Молодцы. Это поможет вам в дальнейшей работе.

Этап 6- Первичное закрепление с проговариванием в устной речи (5 мин.)

Задание для фронтальной работы.

Учитель. Являются ли эти предложения текстом? Докажите. В случае затруднения, обращайтесь к алгоритму.

Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели. И все покрывается снежной шапкой, но уже ненадолго.

Ученик. Это текст. Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.

Ученик. Связь между предложениями параллельная.

Ученик. Предложения связываются между собой при помощи слов «зима», «морозы», «снег», «метели», «снежной шапкой», они не являются синонимами, но их можно объединить в одну смысловую группу.

Задание для групповой работы.

Учитель. Поработайте в группах. Обсудите, какие слова помогают связать предложения в текст.

Кабан – не просто большое озеро, а целая водная система. Она состоит из трех крупных озер – Ближний, Средний и Верхний Кабан. Ученые полагают, что озера – остатки древнего русла Волги и возраст озерной системы оценивается в 25 – 30 тысяч лет.

Ученик. Второе предложение связано при помощи местоимения она. Ученик. Второе и третье предложения связаны словами озер, озера, озерная система.

Задания для работы в парах.

Учитель. Составьте небольшие тексты по схемам и расскажите их друг другу. Отметьте, какие средства связи предложений вы использовали?

Ученик. Я составила текст. Наступает поздняя осень. От заморозков поникли последние осенние цветы. Они долгое время радовали нас своей красотой.

В нем предложения связаны по смыслу и грамматически. Связь предложений – последовательная. Смысловая связь предложений при помощи слов осень – осенние – они.

Ученик. Я не смог составить текст.

Учитель. Обратись к алгоритму. Еще раз повтори, что такое текст и как он строится.

Ученик. У меня есть канарейка. Ее зовут Ксюша. Она радует нас пением во все времена года. Родина этих птиц – Канарские острова, недалеко от берегов Африки.

Ученик. Предложения связаны по смыслу и грамматически и образуют текст. Связаны они при помощи местоимений ее, она, этих.

Учитель. Ребята, а сейчас вам предстоит небольшая самостоятельная работа с текстом. Распределите предложения в необходимой последовательности. Подчеркните слова, связывающие предложения, составьте схему(текст дан на экране).

Учитель открывает эталон. Дети сверяют свою работу с эталоном.

Колесо стало одним из величайших изобретений человечества. А до тех пор, пока колесо не изобрели, тяжелые грузы приходилось перетаскивать волоком. Самые первые колеса были изобретены в Месопотамии в четвертом веке до нашей эры.

Учитель. Все ли справились с заданием? Были затруднения?

Ученик. Было трудно расставить предложения последовательно, чтобы получился текст, но потом я понял, как это надо сделать.

Учитель. Кто все сделал правильно, поставьте на полях +.

Не забудьте заполнять по мере работы карточки.

Этап 8. Включение в систему знаний и повторение (9 мин.)

1.Задание с взаимопроверкой.

Учитель. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Докажите, что это текст. Найдите ключевые слова, которые образуют параллельную связь предложений в тексте.

Утро было свежее, чистое.Лё…кий в…терок шев…лил ярко-зелёные лист…я дерев…ев.Белые обл…чка бр…дили в голубом небе.

А ласковое со…нце д…рило т…плоту и вселяло надежду на будущее.

Ученики. Эти предложения объединены одной темой: свежее чистое утро. Основная мысль текста: теплота и надежда на будущее. Предложения связаны между собой грамматически, связь – параллельная. Следовательно, это текст.

Учитель. А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа. Верните тетради и сравните с эталоном. На экране текст.

Легкий ветерок шевелил ярко-зелёные листья деревьев.

Белые облачка бродили в голубом небе. Утро было свежее, чистое.

А ласковое солнце дарило теплоту и вселяло надежду на будущее

Ученик. Я не смог найти первое предложение

Ученик. Я допустил орфографическую ошибку.

Ученик. У меня получилась такая схема.

Ученик. Это текст. Все предложения объединены общей мыслью.

Ученик. Связь между предложениями параллельная.

3. Прочитайте отрывок из рассказа В. Бианки «Синичкин календарь».

А осень пришла уже и в лес. Сперва, когда листья раскрасились в яркие цвета, он был очень красив. Потом подули сердитые ветры. Они сдирали желтые, красные, бурые листья с веток, носили их по возду­ху и швыряли на землю.Скоро лес поредел, ветки обнажились, а земля под ними покрылась разноцветными листьями.

Пролетели с далекого севера, из тундр, последние стаи болотных птиц.

Теперь каждый день прибывали новые гости из северных лесов, там уже начиналась зима.

Учитель. О чем этот текст? Какова его тема?

Учитель. Какова основная мысль текста? Ради чего он написан?

Ученик. Кра­сив осенний лес, но красота его временна, все меняется, как и в жизни.

Учитель. Найдите повторяющиеся слова. Для чего они нужны?

Ученик. Они служат средством связи предложений.

Учитель. Найдите синонимы и антонимы?

Ученик. Синонимы в тексте: птицы – гости. Антонимы. Сперва – потом, обнажились – покрылись.

Учитель. Ребята, а можете вы сказать, к какому типу речи и стилю относится этот текст?

Ученики. Нет, это нам неизвестно.

Учитель. Об этом вы узнаете на следующих уроках.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: