связь имен прилагательных с именами существительными

Связь имен прилагательных с существительными

Обучающие: повторить общие сведения об имени прилагательном, уточнить представление учащихся о зависимости прилагательного от существительного, повторить и антонимы.

Развивающие: развивать умение устанавливать связь слов в предложении, развивать речь учащихся, мышление, память, внимание, воображение.

Воспитательные: воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу, любовь и интерес к русскому языку.

Орг. момент. Приветствие.

Повторение ранее изученного материала.

Ребята, сейчас мы будем записывать словарные слова словосочетаниями: прил. + сущ.

Гороховый суп, злая собака, красивое растение, прекрасная картина, теплое молоко, новое пальто.

(Один ученик пишет на доске). Проверка записи на доске и в тетрадях.

Давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Что обозначает имя прилагательное?

Ребята, как вы думаете, связано имя прилагательное с именем существительным? ( Да, связано.)

Сообщение темы урока.

Тема нашего сегодняшнего урока: связь имен прилагательных с именем существительным. Сегодня мы узнаем, как связаны имена прилагательные с именем существительным?

Формирование новых знаний.

Ребята, давайте в этих словосочетаниях, определим какое слово является главным, а какое зависимым? (Главными словами в словосочетаниях являются существительные, а зависимыми – прилагательные). Прилагательные поясняют, уточняют существительное.

(Первое словосочетание разбирается устно, коллективно, под руководством учителя.)

А в каком роде, числе и падеже прилагательное гороховый? Как определить?

Зависимое слово – прилагательное будет стоять в том же роде, числе и падеже, что и сущ. к которому оно относится.

Открыли учебники на с.156, упр.16.

Ученик читает предложения из упр.16.

Ребята, какие это предложения простые или сложные? Почему?

Распространенные или нераспространенные? Почему?

Давайте распространим эти предложения при помощи прилагательных, однокоренных с существительными холод, зима, север.

Какие предложения более красивые распространенные или нераспространенные?

Давайте запишем распространенные предложения и укажем род, число и падеж существительных и связанных с ними прилагательных.

(Один ученик у доски записывает два предложения, а третье ученики самостоятельно в тетрадях).

А каким членом предложения является прилагательное?

Чтение правила на с.157. Ученик читает правило.

Ребята, что бы легче запомнить это правило, его можно представить в виде схемы:

род, число, падеж род, число, падеж

Давайте попробуем рассказать правило по этой вспомогательной схеме.

(В словосочетании прил. и сущ. прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное к которому оно относится)

Физминутка на внимание.

А теперь поиграем в игру “Угадай предмет по его признакам”.

Один ученик выходит к доске и получает карточку у учителя с изображением животного. Ученик не показывает эту карточку классу, а описывает предмет при помощи только прилагательных. Дети пытаются отгадать что изображено на карточке.

Лиса – рыжая, пушистая, хитрая и т.п.

Медведь – бурый, косолапый, большой и т.п.

Закрепление изученного материала.

Ребята, а теперь посмотрите на эти словосочетания.

В каком роде, числе и падеже стоят эти существительные и прилагательные? (В ед.ч., м.р., им.п.).

Давайте подберем и запишем к данным прилагательным противоположные по смыслу прилагательные.

Как называются такие слова? (Антонимы).

Старый человек – молодой

Скучный рассказ – интересный

Бесполезный подарок – ценный

А теперь давайте посмотрим. Что у нас получилось по вертикале?

Ребята, давайте вспомним, как называются слова близкие по значению? (Синонимы)

Для чего нужны синонимы?

Умение употреблять синонимы помогает нам избежать повторов, сделать нашу речь разнообразной, выразительной.

Давайте подберем и запишем синонимы к этим прилагательным:

О какой части речи мы сегодня говорили?

С какой целью употребляются в речи прилагательные?

С какой частью речи связаны прилагательные?

Как прилагательные связаны с существительными?

Сообщение домашнего задания. Упр.17, с.157 правило.

Источник

Русский язык

Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет

С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒

План урока:

Лексическое значение

Прилагательное выполняет важную функцию в нашей речи. Без него мир был бы неинтересным. Почему? Рассудите сами. Перед вами парные картинки. Скажите, что на них изображено? Чем отличаются эти картинки? Слева нераскрашенные изображения, справа – цветные. Какие картинки приятнее рассматривать? Конечно, цветные. Подпишите картинки. Слова: жёлтый, зелёный, красный описывают предметы, обозначают признаки цвета.

Посмотрим на следующие изображения. Чем отличаются медведи? Правильно, один из них большого размера, другой – маленького. Слова: большой, маленький – это признаки размера предметов.Впишите эти определения в клеточки под картинками.

Теперь подумайте, какими отличительными признаками обладают вот эти люди?

Правильно, разница в возрасте: дедушка старый, а мальчик – молодой. Слова: молодой, старый – признаки возраста. Напишите эти слова в клетках.

Какие выводы можно сделать из наших рассуждений? Каждый предмет, явление, человек обладает определёнными признаками. Они обозначаются словами, которые представляют часть речи под именем прилагательное.Рассмотрите таблицу и выучите правило.

Ребята, список признаков предметов можно перечислять долго. Все они будут отличаться по значению. Вы уже знаете о признаках размера, цвета, возраста. К ним можно добавить признаки:

Прилагательные не только дают описания предметов, но и украшают нашу речь, обогащают язык.

Предлагаю потренироваться определять имена прилагательные в тексте.

ВНИМАНИЕ:правильные ответы на эти и другие задания вы найдёте в конце урока.

Задание 1.

Найдите и подчеркните в предложениях прилагательные.

Солнечным утром я проснулся рано. Мама оставила на плите вкусный завтрак. Это были румяные оладьи с деревенской сметаной. После завтрака я прочитал интересную книгу. В 11 часов я пошёл на футбольное поле. У нас хороший тренер.

Связь имени прилагательного с существительным

Ребята, подумайте, можно по указанным признакам догадаться, какой предмет имеется в виду? Давайте попробуем.

Тоненькая, стальная, острая. Что это? Игла.

Круглый, резиновый, для игры. Мяч.

Оранжевая, длинная, с зелёным хвостиком. Морковь.

Прилагательные настолько точно и подробно описывают предметы, что нетрудно догадаться, что было загадано.

Задание 2.

Прочитайте текст. Что вы о нём думаете?

На полянке росла ягода. Она …формы и … цвета. Листья …, …, цветочки … На вкус … Из неё делают … варенье.

Из такого текста, в котором отсутствуют признаки предмета, трудно понять, о какой ягоде идёт речь. Текст скучный, безликий.

А теперь вставьте слова, подходящие по смыслу, вместо точек: овальная, красная, зелёные, резные, белые, кисло-сладкая, ароматное.

А теперь можете дать ответ? Конечно же, это земляника. Прочитаем получившийся результат:

На полянке росла ягода. Она овальной формы и красного цвета. Листья резные, зелёные, цветочки белые. На вкус кисло-сладкая. Из неё делают ароматное варенье.

Вы заметили, ребята, какая тесная взаимосвязь установлена между существительным и прилагательным? Можно сказать, что они дружат между собой. При этом прилагательное принимает ту же форму, что и существительное.

Категории рода, числа, падежа прилагательного

Перед вами иллюстрация из известной сказки. Опишите героев, объекты, изображённые на ней, используя прилагательные.

Прочитайте словосочетания, составленные к картинке: синее море, золотая рыбка, песчаный берег, белые чайки.

Определим род существительных: море, окончание – е, средний род; рыбка, оканчивается на – а, женский род; берег, окончание нулевое, мужской род.

А в каком числе эти предметы нам представлены? Верно, в единственном.

Мы уже говорили о том, что прилагательное тесно связано с существительным. Порассуждаем: если предмет один, то и конкретный признак у него тоже в единственном числе. Соответственно, синее, золотая рыбка, песчаный – это прилагательные единственного числа. В словосочетании белые чайки прилагательное, как и существительное, находится во множественном числе.

Аналогичная взаимосвязь отмечается в отношении категории рода и падежа прилагательного.

Предмет женского рода может иметь признак только женского рода: рыбка золотая. Объект мужского рода – признак мужского рода: берег песчаный, предмет среднего рода – признак среднего рода: море синее.

В таблице вы видите, какими бывают окончания прилагательных в форме различных родов и чисел.

ВНИМАНИЕ: если прилагательное находится во множественном числе, род у него не определяется!

Существительные, перечисленные в начале раздела к сказочной иллюстрации, как и прилагательные к ним, имеют форму именительного падежа. Смена формы падежа существительного ведёт к аналогичной смене падежа у прилагательного.

Старик поймал золотую (В.п.) рыбку (В.п.). Жили у самого синего (Р.п.) моря (Р.п.). Стоял на песчаном (П.п.) берегу (П.п.).

Следовательно, выявляют падеж имени прилагательного в тексте по относящемуся к нему существительному.

У хитрой лисички глаз всё подмечает.

Чтобы определить падежную форму прилагательного хитрой, находим существительное, к которому этот признак относится: лисички. Выясняем в каком падеже находится существительное, задав вопрос: У кого? Это вопросительная форма родительного падежа. Значит, и прилагательное хитрой имеет форму родительного падежа.

Закрепите изученный материал, выполнив задания.

Упражнение 1.

Проведите стрелки от прилагательных к существительным, подходящим по смыслу:

Упражнение 2.

Прочитайте предложения, раскрывая скобки. Поставьте прилагательные в правильную падежную форму:

В парке развлечений гуляло много (маленький) детей. Дядя Вася был (удачливый) рыбаком. В машине (удобный) сиденья.Бабушка получила (поздравительный) телеграмму.За горы закатилось (оранжевое) солнце.

Упражнение 3.

Распределите прилагательные по трём столбикам.

Слова:серебристый, заграничные, железная, доброе, нижний, знойное, ответственный, речная, грязная, хрустальное, пушистые.

Какие слова не удалось поместить ни в один столбик? Почему?

Ответы на задания

Задание 1.

Солнечным, вкусный, румяные, с деревенской, интересную,футбольное, хороший.

Упражнение 1.

Упражнение 2.

В парке развлечений гуляло много маленьких детей. Дядя Вася был удачливым рыбаком. В машине удобные сиденья. Бабушка получила поздравительную телеграмму.За горы закатилось оранжевое солнце.

Упражнение 3.

Не распределены слова в форме мн.ч. заграничные, пушистые, так как род у них невозможно определить.

Ребята, наш урок закончился. Мы познакомились с частью речи, без которой наш язык был бы лишён яркости и красок. Разобрались в способе определения рода, числа, падежа у слов-прилагательных. Переходим к тестированию.

Источник

Конспект урока на тему «Связь имени прилагательного с именем существительным»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным».

Цели: 1. Обобщить знания учащихся об имени прилагательном;

2. Развивать умения употреблять в своей речи имя прилагательное, правильно писать родовые окончания;

3. Воспитывать наблюдательность, внимание, усидчивость.

– Вот и прозвенел звонок

Очень тихо мы садимся

И работать не ленимся.

— Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, месяц, «Классная работа».

— Ребята, назовите одним словом: абрикос, персик, гранат, слива, яблоко, груша, черешня, вишня. (Фрукты).

— На какой звук начинается слово «Фрукт»? ([Ф]).

— Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, парный, глухой, имеет пару по звонкости звук [В].

— Какой буквой обозначается данный звук? (Буквой Фф).

— Пропишите всю строчку букву Фф.

— Разгадайте анаграммы: насана, набан, косибар. (Ананас, банан, абрикос.)

— Запишите слова, называя безударные непроверяемые гласные.

— Что общего в этих словах? (Названия фруктов, слова с непроверяемой безударной гласной, существительные, неодушевленные, мужского рода.)

— Сейчас мы с вами погрузимся в сказку. Сказка называется «Как родилось имя прилагательное?». Читает ученик.

— Что вам показалось поучительного в этой сказке?

— Какую роль выполняет имя прилагательное в нашей речи? ( Украшает, уточняет и поясняет нашу речь.)

— Что вы знаете об имени прилагательном? (Имя прилагательное – часть речи, обозначает признак предметов, отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Согласуется с именем существительным.) Кластер.

③ А сейчас, ребята, послушайте загадки.

Может с солнцем сравниться

А душистая какая, мякоть сладкая такая.

Мы поклонники отныне королевы поля… (Дыня).

— По каким признакам вы поняли, что это дыня? (Круглобокая, желтолицая, душистая, сладкая.)

А откусишь – сладкое. (Яблоко).

— По каким признакам вы поняли, что это яблоко? (Красный, гладкое, сладкое.)

Слова для справок: овальной, желтого, кислый, сочный, горячий, полезный, цитрусовый, здоровые.

— Ребята, каким вам показался рассказ? (Непонятным, скучным, мрачным.)

— Вы поняли о чем речь идет в этой телеграмме? Мы можем помочь существительным?

— Чего не достает в телеграмме? (Признаков предметов.)

— На какие вопросы отвечают признаки предметов? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

Дети подбирают имена прилагательные, опираясь на слова для справок.

— Что это за фрукт? (Лимон.)

— А сейчас каким вам кажется рассказ? (Понятным, ясным, ярким.)

— Что обозначают слова, которыми вы воспользовались при определении понятия «Лимон» (Признаки предметов.)

— Ребята, опишите признаки «лимона» по форме, цвету, запаху, вкусу, размеру, качеству.

— Запишите. (Лимон овальный, ароматный, кислый, большой и маленький, шершавый.)

— Какие окончания у имен прилагательных? Назовите. (ый, ий.)

— Ребята, какой можно сделать вывод? (Имя прилагательное согласуется с именем существительным. В каком роде стоит имя существительное, в таком роде будет стоять имя прилагательное.)

Продолжение работы по теме.

— Ребята, какие могут быть окончания у имен прилагательных мужского, женского, среднего рода, во множественном числе? (М.р. – ый-ий-ой.

Желтая сладкая … (дыня).

Медовый красный … (арбуз).

Сочное спелое … (яблоко).

Полезные вкусные … (фрукты).

— Подберите к именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные. Определите род и число имен прилагательных.

— У какого прилагательного вы не определили род? (Полезные, вкусные.)

— Почему? (Прилагательные употреблены в форме множественного числа.)

— Какие окончания у имен прилагательных? Почему?

— Погода какая? Небо какое? Воздух какой? Роща какая? Солнце какое? Звезды какие?

— Назовите окончания имен прилагательных. Почему?

— Сейчас мы, ребята, с вами поиграем.

— У вас на партах листочки, в которых написаны слова. Прочитайте их. (Свежий, сочная, зеленое, спелое, вкусные, кислый, сладкая.)

— Требуется им. прил. в м.р. ед.ч. (свежий, кислый.)

— Требуется им.прил. в ж.р. ед.ч. (сочная, сладкая.)

— Требуется им. прил. в ср.р. ед.ч. (зеленое, спелое.)

— Требуется им.прил. во мн.ч. (вкусные.).

— Называйте окончания. Почему?

1. Имя прилагательное обозначает предмет?

2. Имя прилагательное обозначает признак предмета?

3. Имя прилагательное связано по смыслу с глаголов?

4. Имя прилагательное изменяется по родам?

5. имя прилагательное изменяется по числам?

6. Слово «Фрукт» имя прилагательное?

7. Слово «Спелая» прилагательное женского рода?

— Ребята, отразите свое отношение к уроку и настроение с помощью ромашек.

— Что делали на уроке?

— Что было интересного?

6. Домашнее задание на лепестках ромашки.

placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

placeholder

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

placeholder

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

a loader

Тема:«Связь имени прилагательного с именем существительным».

Цели:1. Обобщить знания учащихся об имени прилагательном;

2. Развивать умения употреблять в своей речи имя прилагательное, правильно писать родовые окончания;

3. Воспитывать наблюдательность, внимание, усидчивость.

Ход урока.

– Вот и прозвенел звонок

Очень тихо мы садимся

И работать не ленимся.

— Откройте тетради и запишите сегодняшнее число,месяц, «Классная работа».

— Ребята, назовите одним словом: абрикос, персик, гранат, слива, яблоко, груша, черешня, вишня. (Фрукты).

— На какой звук начинается слово «Фрукт»?([Ф]).

— Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, парный, глухой, имеет пару по звонкости звук [В].

— Какой буквой обозначается данный звук? (БуквойФф).

— Пропишите всю строчку букву Фф.

4.Работа по теме.

— Разгадайте анаграммы: насана, набан, косибар. (Ананас, банан, абрикос.)

— Запишите слова, называя безударные непроверяемые гласные.

— Что общего в этих словах? (Названия фруктов, слова с непроверяемой безударной гласной, существительные, неодушевленные, мужского рода.)

-Сейчас мы с вами погрузимся в сказку. Сказка называется «Как родилось имя прилагательное?».Читает ученик.

-Что вам показалось поучительного в этой сказке?

-Какую роль выполняет имя прилагательное в нашей речи? ( Украшает, уточняет и поясняет нашу речь.)

-Что вы знаете об имени прилагательном? (Имя прилагательное – часть речи, обозначает признак предметов, отвечает на вопросы:Какой? Какая? Какое? Какие?Согласуется с именем существительным.)Кластер.

③А сейчас, ребята, послушайте загадки.

Может с солнцем сравниться

А душистая какая, мякоть сладкая такая.

Мы поклонники отныне королевы поля…(Дыня).

-По каким признакам вы поняли, что это дыня? (Круглобокая, желтолицая, душистая, сладкая.)

А откусишь – сладкое.(Яблоко).

-По каким признакам вы поняли, что это яблоко?(Красный, гладкое, сладкое.)

④-К нам пришла телеграмма от существительных.Ребята, давайте поможем существительным разобраться с телеграммой. Они просят нас отыскать в телеграмме имена прилагательные.

Слова для справок:овальной,желтого,кислый,сочный,горячий,полезный,цитрусовый, здоровые.

-Ребята, каким вам показался рассказ?(Непонятным, скучным, мрачным.)

-Вы поняли о чем речь идет в этой телеграмме?Мы можем помочь существительным?

-Чего не достает в телеграмме?(Признаков предметов.)

-На какие вопросыотвечают признаки предметов?(Какой? Какая? Какое? Какие?)

Дети подбирают имена прилагательные, опираясь на слова для справок.

-Что это за фрукт? (Лимон.)

-А сейчас каким вам кажется рассказ? (Понятным, ясным, ярким.)

-Что обозначают слова, которыми вы воспользовались при определении понятия «Лимон» (Признаки предметов.)

⑤- Ребята, назовите признаки предметов, обозначающие имя прилагательное.(Форма, цвет, запах, вкус, размер, качество.)Кластер.

-Ребята, опишите признаки «лимона» поформе, цвету, запаху, вкусу, размеру, качеству.

-Запишите. (Лимон овальный, ароматный, кислый, большой и маленький, шершавый.)

-Какие окончания у имен прилагательных? Назовите. (ый, ий.)

-Ребята, какой можно сделать вывод?(Имя прилагательное согласуется с именем существительным. В каком роде стоит имя существительное, в таком роде будет стоять имя прилагательное.)

Продолжение работы по теме.

-Ребята, какие могут быть окончания у имен прилагательных мужского, женского, среднего рода, во множественном числе?(М.р. – ый-ий-ой.

Желтая сладкая …(дыня).

Медовый красный …(арбуз).

Сочное спелое …(яблоко).

Полезные вкусные … (фрукты).

-Подберите к именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные. Определите род и число имен прилагательных.

-У какого прилагательного вы не определили род?(Полезные, вкусные.)

-Почему?(Прилагательные употреблены в форме множественного числа.)

-Какие окончания у имен прилагательных? Почему?

-Погода какая? Небо какое? Воздух какой? Роща какая? Солнце какое? Звезды какие?

-Назовите окончания имен прилагательных. Почему?

-Сейчас мы, ребята, с вами поиграем.

-У вас на партах листочки, в которых написаны слова. Прочитайте их. (Свежий, сочная, зеленое, спелое, вкусные, кислый, сладкая.)

-Требуется им. прил. вм.р.ед.ч.(свежий, кислый.)

-Требуется им.прил. в ж.р.ед.ч.(сочная, сладкая.)

-Требуется им. прил. в ср.р.ед.ч.(зеленое, спелое.)

1.Имя прилагательное обозначает предмет?

2.Имя прилагательное обозначает признак предмета?

3.Имя прилагательное связано по смыслу с глаголов?

4.Имя прилагательное изменяется по родам?

5.имя прилагательное изменяется по числам?

6.Слово «Фрукт» имя прилагательное?

7.Слово «Спелая» прилагательное женского рода?

-Ребята, отразите свое отношение к уроку и настроение с помощью ромашек.

-Что делали на уроке?

-Что было интересного?

6.Домашнее задание на лепестках ромашки.

Номер материала: ДБ-177192

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

12ca 000988a9 e32712b1

placeholder

В Ульяновской области продлили школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

placeholder

Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП

Время чтения: 1 минута

placeholder

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

placeholder

С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей

Время чтения: 1 минута

placeholder

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

placeholder

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: