свой среди чужих чужой среди своих значение выражения

ЧУЖИЕ СРЕДИ СВОИХ, СВОИ СРЕДИ ЧУЖИХ, ИЛИ ИСТОРИЯ ОДНОГО СЛОВА

1288553182 str 54

Постигать тайны, которые хранят наши повседневные и привычные слова, не менее увлекательно и полезно, чем, скажем, разгадывать кроссворды.

Как попало слово к нам в лексикон и когда?

По толковому словарю М. Фасмера – со времён Петра I. Фасмер почему-то не дал чёткого определения этому слову, но объединил слово kolonia со словом колонка и приводит такой пример: «колонкой» называли в Саратове немецкое поселение.

В.И. Даль в своём толковом словаре писал, что колонка – это население иноземцев, посёлок выходцев, переселенцев из другой земли. Напрашивается вывод, что оба исследователя слова в этом вопросе – единомышленники. Пользуясь их разъяснениями, мы начинаем понимать, что колония или колонка – это, говоря популярно и образно, «чужие среди своих», живущие обособленно, «кружком». Не случайно, значит, слово «колония» имеет корневую основу «коло» (круг).

Исключительно ради того, чтобы лишний раз утвердиться в своих выводах, можно заглянуть ещё в толковый словарь О.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова (для удобства договоримся называть дальше фамилию одного из авторов – Ожегова). Но тут-то и окажется, что лучше нам этого не делать, потому что начнётся нечто странное, от чего в голове всё смешается.

Читаем у Ожегова: «колония – страна, лишённая самостоятельности, находящаяся под властью иностранного государства». Надо понимать, под властью тех самых «чужих», которые до поры до времени жили вполне безобидным «кружком» на территории «своих».
Что же получается? Каким-то таинственным образом смысл слова «колония» претерпел во времени такую метаморфозу! Ведь Ожегов даёт совершенно противоположное объяснение слову.

Это заставляет нас углубиться в изучение производных слов «колонка, «колонна» и др. И тогда мы найдём у Ожегова интересное толкование понятия «пятая колонна», которое означает «вражеская агентура внутри страны». А вот это уже горячее, эта формулировка уже как-то теснее перекликается с мнением коллег Ожегова (В.И. Даля и М. Фасмера), ибо она – ни что иное, как «чужие среди своих». В то время, как слово «колония» по Ожегову (напомню: страна, лишённая самостоятельности, находящаяся под властью иностранного государства) – это, образно говоря, «свои среди чужих».

Каламбур из слов «свои-чужие» был взят исключительно для наглядности изучения слова «колония», но неожиданно стал обретать некоторый глубинный смысл.

Значения слов «свои» и «чужие», как оказалось, могут плавно «перетекать» из одного в другое – в зависимости от того, кто кем в данный момент, в данной ситуации и на данной территории себя осознаёт.

Простым примером такого взаимного «перетекания» смысла двух слов могут быть слова «шпион» и «разведчик». Для нас наша агентура за рубежом – это разведчики; агентура «из-за бугра», работающая у нас против нас – это уже шпионы. Но «там» всё видится наоборот: их агенты у нас – разведчики, наши у них – шпионы.

Это – громоздкая формулировка, но она прослеживает систему закономерностей, по которой, видимо, идут исторические процессы, растянутые во времени. Система, по всему видно, кем-то хорошо изучена, испытана, умело используется и, к сожалению, безотказно действует. История хранит немало примеров, когда «чужие среди своих» превращались бархатно и незаметно в «своих среди чужих».

На этом можно было бы закончить наши запутанные изыскания, но мы ведь так и не нашли ответа на главный вопрос: откуда же пришло к нам слово «колония». Ведь М. Фасмер только сообщил нам о том, с какого времени оно вошло в наш лексикон.

Обратимся к трудам сотрудника департамента изучения Америки Вальядолидского университета, известного в Испании профессора Альфонсо Энсенат де Виллалонга, который на протяжении 10 лет последовательно изучал биографию генуэзца Кристофора Колумба, шаг за шагом проследив весь его жизненный путь по архивным документам. Итогом его кропотливой деятельности был вывод о том, что историки неверно «расшифровали» фамилию знаменитого мореплавателя.

Все они традиционно утверждают, что Кристофор был сыном ткача Доменико Коломбо из Генуи, где теперь очень почитается фамилия Коломбо. В честь его назван аэропорт, а туристам с гордостью показывают небольшой, обвитый плющом домик ткача, где произведён на свет будущий знаменитый путешественник и открыватель нового континента.

Однако профессор Энсенат обнаружил, что документы о рождении Колумба и его месте проживания носят разрозненный характер.

Путём сопоставления архивных данных он доказал, что семья, в которой родился Кристофор, была купеческой, отца действительно звали Доменико, но фамилию он носил Колонне. Их сын, Христофоро Колонне, родился в 1446 году, а не в 1451-м, поскольку в этом году они с 5-летним сыном уже уехали из Генуи и поселились в Лиссабоне. То, что Кристофор лишь 5 лет прожил в родном городе, подтверждается и официальной версией.

Изучая итальянские документы в Национальной библиотеке Мадрида, Энсенат обнаружил, что в них в ряде случаев вместо слова «Колон» ошибочно писалось «Колом». А когда известность Колумба достигла Италии, итальянские историки, желая скорее объявить свою страну причастной к его славе, поторопились отыскать след проживания семьи Коломбо в Генуе. И нашли. Это и была семья ткача.

В поддержку выводов Энсената говорит и тот факт, что М. Фасмер в своём словаре слово «kolonne» соединяет с латинским «kolumna». А латинский вариант фамилии, видимо, утвердился потому, что Кристофор после окончания навигационной школы в Сагре продолжал учёбу в латинской школе в Павии (Португалия), что тоже установил профессор, а не в итальянском городе Павии, на котором настаивают итальянские учёные.

Эти открытия профессора Энсената позволяют нам думать, что первые завоеватели Америки, истребляя и вытесняя с американского континента аборигенов и расселяясь на их территории, назвали её в честь открывателя Колонне – Колонией. Позже, из-за тех самых погрешностей в архивных записях, в результате которых приобрела известность фамилия Колумб, новые земли стали называть Колумбией. Это название и сохранило одно из государств материка.

Источник

Свой среди чужих чужой среди своих значение выражения

book Бесплатная техническая библиотека:
▪ Все статьи А-Я
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники
▪ Новости науки и техники
▪ Архив статей и поиск
▪ Ваши истории из жизни
▪ На досуге
▪ Случайные статьи
▪ Отзывы о сайте

bookТехническая документация:
▪ Схемы и сервис-мануалы
▪ Книги, журналы, сборники
▪ Справочники
▪ Параметры радиодеталей
▪ Прошивки
▪ Инструкции по эксплуатации
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники

book Бесплатный архив статей
(500000 статей в Архиве)

bookАлфавитный указатель статей в книгах и журналах

addБонусы:
▪ Ваши истории
▪ Викторина онлайн
▪ Загадки для взрослых и детей
▪ Знаете ли Вы, что.
▪ Зрительные иллюзии
▪ Веселые задачки
▪ Каталог Вивасан
▪ Палиндромы
▪ Сборка кубика Рубика
▪ Форумы
▪ Голосования
▪ Карта сайта

Дизайн и поддержка:
Александр Кузнецов

Техническое обеспечение:
Михаил Булах

Программирование:
Данил Мончукин

Маркетинг:
Татьяна Анастасьева

При использовании материалов сайта обязательна ссылка на https://www.diagram.com.ua

Ukr
сделано в Украине

l8831

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА, ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Справочник / Крылатые слова, фразеологизмы / Свой среди чужих, чужой среди своих

Крылатые слова, фразеологизмы. Значение, история происхождения, примеры использования

section idioms

Свой среди чужих, чужой среди своих

idioms2410
«Свой среди чужих, чужой среди своих»

Фразеологизм: Свой среди чужих, чужой среди своих.

Значение: О человеке, который находится в кругу чуждых ему людей, не находит себе общества, единомышленников и т. д.

Происхождение: Название художественного фильма (1974), снятого режиссером Никитой Михалковым по сценарию, написанному в соавторстве с Эдуардом Володарским.

Другие интересные крылатые слова, фразеологизмы:

Случайный фразеологизм: Руки в брюки.

Значение: Вести себя нарочито самонадеянно, развязно, непочтительно.

Происхождение: В русской одежде раньше не было карманов. Нужные вещи затыкали за пояс, клали в шапку, вешали на шею или прятали за пазуху. Карманы московиты увидели только в 17-18 веках у приезжающих в Москву европейцев. Неприязненное и насмешливое отношение к иностранцам было перенесено и на их одежду.

randomСмотрите еще случайный фразеологизм.

informationСмотрите другие статьи раздела Крылатые слова, фразеологизмы.

commentsЧитайте и пишите полезные комментарии к этой статье.

Источник

Что означает фраза, высказывание «свой среди чужих, чужой среди своих»?

Что означает крылатое выражение в русском языке «свой среди чужих, чужой среди своих»?

answer avatar

Иногда в жизни случаются ситуации, когда человек, находясь в кругу своих родных и близких людей, друзей, совершенно одинок. Он чувствует себя чужим в этом обществе, никем не понятым и не нужным. В этом случае говорят: «Чужой среди своих».

Случается и так, когда человек в чужой, новой компании чувствует себя комфортно, уверенно, как рыба в воде. Тогда говорят : «Свой среди чужих».

Еще эта фраза очень хорошо описывает людей в годы войны, когда наши разведчики внедрялись во вражескую армию под видом своих, а из шпионы в нашу под видом своих. Вот и говорили: «Свой среди чужих, чужой среди своих».

answer avatar

Мне лично это выражение почему то всегда напоминает диссидентов. Ну тех которые и у нас при союзе были, инакомыслящие, чьи убеждения идут в разрез с официальной идеологией государства. Мне почему то кажется что и ныне этот холодный ветерок однобокости преподнесения «только нужной» информации, стих не совсем.

Уезжая из страны на чужбину, диссиденты достаточно хорошо были понимаемы «среди чужих» по сути людей, а «своими» были гонимы. А многие из них были талантливейшими людьми, могущими принести пользу своей стране, но став чужими среди своих были вынуждены уйти к чужим.

answer avatar

Выражение о «своём – чужом», который никак не найдёт себе места среди своих, означает, что человек является неприкаянным. Он нашёл себя там, где в нормальных условиях ищут себя крайне редко.

В чужих санях бывает изредка хорошо. Но в своих всё равно лучше. А когда в них становится нехорошо, то человек уверенно превращается в «чужого среди своих». Ему может быть неуютно у себя на Родине, в своём городе, на улице своей, в своём подъезде, в своей комнате, в своей семье. Это всегда печально. Кораблю, образно говоря, негде больше причалить, нет своей пристани. Этому печальному чужаку грозит и на чужбине несвоим стать.

Когда в своей тарелке не сидится, то и в чужой не солоно будет.

answer avatar

Расскажу интересную историческую истину император Византийской империи Цимисхий (враг князя Святослава) происходил из армянских крестьян села Ошакан Араратской долины. Отец вечно притеснял непутевого сына и говорил, что он никогда не станет человеком. В возрасте 17 лет Цимисхий убежал из дома и поступил легионером у ромеев, добился замечательных успехов и легионеры его провозгласили императором.С целым легионом он через два года посетил отца и вызвал его во двор и говорит:» Отец, ты говорил, что я не стану человеком, а я стал императором Римской империи.» Отец недолго думая, ответил ему:» А человеком всё равно не стал.» Эта притча и объясняет эти слова о чужом среди своих, и своим среди чужих.

answer avatar

Человек даже в кругу своих родных и близких людей чувствует себя чужим, он не чувствует поддержки и заботы, считает себя лишним на этом празднике жизни.

answer avatar

answer avatar

Каждый понимает это высказывание по-своему. Лично я считаю, что смысл приблизительно такой. Наступают моменты в жизни, когда человек становится совершенно чужим среди своих близких людей, не может найти поддержки. А бывает, когда даже самый чужой человек может подать руку

answer avatar

SnMNRT95CBDeblsDkpwwM53w9v5leOH

answer avatar

В моем понимание под этой популярной фразой подразумевают, что несмотря, что человек может находится в каком-то обществе, это могут быть друзья или родные близкие. Но при этом данный человек испытывает чувство дискомфорта в данном коллективе, так как он понимает, что его интересы, мнение не совпадает с ними. И наоборот его мнение может сильно совпадать с компанией, с которой его почти ничего не связывает.

answer avatar

Эта ситуация, когда человек понимает, что он жид до этого момента не правильно. Он понял как ему жить лучше только теперь, с какими людьми ему комфортней, возможно осознал где его настоящий дом. Я эту фразу именно так понимаю.

answer avatar

В принципе, это не расхожая фраза, а просто название художественного фильма Н.С. Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», снятого им в 1974 году. Ну содержание фильма пересказывать не буду, можете посмотреть здесь.

answer avatar

Это не что иное как агентурные сети в тылу врага, и шпионы на родной стороне

answer avatar

Издревле волк у многих народов, в том числе и русского, был символом алчности и жадности, неискренности и жестокости, злобы и далеко не умной хитрости. Эти свойства отражены и во фразеологизмах, содержащих лексему ВОЛК.

Думаю, что самыми древними оборотами с этой лексемой являются обороты НАНИМАТЬ ВОЛКА В ПАСТУХИ и ВОЛК В ОВЕЧЬЕЙ ШКУРЕ.

rMhgsgWWkUX2UPDDZncgdh5ktmDR4WV

Человек внимательно наблюдал за волками, а потом соотносил некоторые особенности жизни этих животных с миром своих чувств, с миром отношений между людьми.

несколько неожиданно обыгрывающейся в фильме, снятом по мотивам произведения М. А. Булгакова.

Но есть и такие фразеологизмы с лексемой ВОЛК, которые несут в себе не отрицательное, а положительное значение.

Волка-одиночку называют бирюком. С этим словом в русском языке тоже есть фразеологизмы:

Хочется назвать и несколько фразеологизмов с образованным от лексемы ВОЛК прилагательным ВОЛЧИЙ:

Завершая свой ответ, скажу: обороты фразеологические, кои включают в состав свой наименования животных, называются зооморфизмами. Такие обороты имеют несколько специфических для них признаков:

Источник

Значение СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ в Цитатнике Wiki

Data: 2009-09-09 Time: 07:13:14

* Папка ста-а-арый у мене, мамка ста-а-арый!

* Неблагодарное это занятие — бить красных.

* Нет, дорогой, ты меня не убьешь, ты меня теперь беречь будешь.

* Я золотишко собрал, приготовил, а ты всё себе захапал. Нехорошо, Шурик, совсем нехорошо.

* — Господи! Ну, почему ты помогаешь этому кретину, а не мне?

— Потому что ты жадный. А даже Бог велел делиться.

* И вообще помолчи. Дай отдохнуть. Мне ещё тебя на себе переть.

* Пора комиссару кишки выпускать. А потом тебе.

* Зарыли… закопали славного бойца-кавалериста?

* Вон же граница! Уходи, не будь же ты кретином.

* Кто ж тебя, дурака, побрил? Не ухватишь.

* Бая собакой называешь, а сам баем хочешь стать.

* Что ты на меня глядишь, дедушка? Дебет-кредит… сальдо-мальдо…

* У всех, кто своих же братьев-бедняков грабит, у всех на башке рога растут.

* Тут где-то деревня. Сейчас бы квасу.

* А вот это врешь. Жены Никодимова нету.

* — Делом надо заниматься, дорогой мой, делом.

* — Куда ты лезешь, Ваняев?

— Опять вы за своё, я Ванюкин.

* Господа, господа… ИДЁТ!

* — А вот и я. Ну что, поговорим?

* Я сам пришел, товарищ Шилов велел — я пришел.

* А ты что стоишь, иди сюда!

* Шилова нет, есаула нет, золота нет.

* Прощай радость, жизнь моя, знай — уедешь без меня

* Прижмем к броду, накроем пулеметами. и всё

* Что? Мальчишка! Щенок! А ну развяжи мне руки быстренько. Да я из-за этого золота сто раз под смертью ходил, а ты? Пакостник! Ублюдок! Недоросль!

* — Послушайте, вы случайно губы не красите?

— Крашу, крашу, успокойтесь.

* Ну зачем тебе это надо, ну скажи мне, я хочу знать, ну скажи, зачем тебе это надо? Ну принесешь, ну принесешь ты это золото? Ну и что? Но они же тебя за это же золото и расстреляют!! Понимаешь? РАССТРЕЛЯЮТ!! Вон! Вон же граница, уходи, не будь же, не будь же ты кретином! Это! Это надо одному! А не всем!

Источник

Психология «свой среди чужих, чужой среди своих»

Вам когда-нибудь с обидой говорили, что вы для чужих людей делаете гораздо больше, чем для своих родных? Может быть, вы наблюдали такое среди знакомых или сами предъявляли подобные претензии кому-нибудь из родственников? Почему такое случается?

У явлений есть причины

Любопытный зигзаг человеческой психологии с удачно подобранным названием «свой среди чужих, чужой среди своих» — явление распространённое. И чтобы столкновение с ним произошло как можно менее болезненно, нужно понимать его корни, истоки. Если поведение человека вписывается в определение «свой среди чужих, чужой среди своих», чаще всего обязательно ищите одну из трёх основных причин.

Как дети!

Обиды на родственников по какому-то важному поводу или испорченные отношения с ними. Тут всё понятно и логично: поссорился с родными и не хочешь с ними общаться. Причины ссор могут быть самыми разнообразными, тут все зависит от восприятия жизни, от собственных устоев и просьб, а может быть, даже от каких-то требований к родственнику, которые он не может или не считает нужным выполнить. Возникает обида: стандартная детская модель поведения, которую по различным причинам перенимает взрослый человек.
Что любопытно: более опасна такая ролевая модель в исполнении женщин. Мужская психология более прямолинейна и менее сложна, из-за чего мужчины чаще более обидчивы по пустякам, но отходчивы в ссорах по серьёзным поводам. Мужчина может вдрызг разобидеться на самого родного человека из-за ерунды, но дольше нескольких дней (чаще всего — нескольких часов) он обижаться не в состоянии. Если женщина по-настоящему обиделась на родственника, она не устроит мелодраматическую сцену с битьём посуды, она может не проронить ни слова, но отношения будут испорчены на годы или даже навсегда. Многие путают эмоциональность женской реакции с полноценной обидой. Это ошибка: женщина может охать, ахать и лить слёзы по множеству самых невинных поводов, но чтобы по-настоящему обидеть женщину, нужно очень постараться.

Расстояние — всё!

Встреча с людьми определённого психологического типа. Здесь статистически преимущество у мужчин, чаще всего это их «фишка». Такие люди держат родственников на расстоянии из-за боязни зависеть от кого-либо. Логика следующая: родственники — это люди, имеющие право потребовать от меня чего-либо — помощи, внимания, времени, общения, поддержки № критической ситуации и т.д. Таким образом, я попадаю в зависимость от них. [Простое и эффективное решение, чтобы от неё избавиться, — свести общение [с родными к минимуму. Нет отношений либо они не настолько близки, стало быть, родственники будут соблюдать некие границы поведения, за которые никогда не перешагнут.
Если родственники потенциально имеют право попросить о чем-либо, то посторонние люди не имеют никаких оснований требовать от человека чего-то, что нарушает его личное жизненное пространство. К примеру, «я могу тесно общаться и помогать своим коллегам, одноклассникам, сокурсникам, товарищам по совместному хобби и т.д. Ни я им ничем не обязан, ни они мне ничего не должны. Никто ни от кого зависит».

Близкие далеко

Родственные связи или вовсе разрушены, или значат весьма и весьма мало.
Характерная примета нашего времени. Прошла эпоха, когда родственники жили в пределах одного населённого пункта, помогали друг другу в повседневных делах и регулярно собирались за общим столом. Подобные семейные принципы понемногу уходят в прошлое по разным причинам: переезды за лучшей долей, загруженность на работе. Сегодня мы гораздо больше времени проводим с формально чужими нам людьми — с кем работаем и пересекаемся по жизненным интересам. Закономерно, что с ними у нас гораздо больше общего, чем с формально близкими людьми. Требовать от современного человека быть готовым расшибиться в лепёшку ради родственников, нередко малознакомых, — это прекрасно с теоретической точки зрения. Но практика жизни — штука суровая.

Спокойствие, только спокойствие!

С причинами отчуждения от родных и близости с чужими более или менее понятно. Следующая проблема — что с этим делать? Ответ — не делать ничего целенаправленного. А что вы можете сделать, например, если у родственника на вас давняя обида? Только попросить прощения, но и это не гарантия его «потепления». Нужно стараться не наносить человеку новых обид, а там уже мяч на его стороне, решение за ним. Если налицо фобия «попасть в зависимость», то настойчивые попытки сблизиться лишь спровоцируют резкую защитную реакцию. Ну а с разрушением семейных связей мы не можем сделать ничего, кроме создания собственной дружной семьи. Все остальные рекомендации «сделайте это вот так, и будет счастье» — в лучшем случае наивность, в худшем — шарлатанство. В ситуации «свой среди чужих, чужой среди своих» нужно сохранять спокойствие и не провоцировать людей на глупости, больше от вас ничего не зависит.

Журнал: Дарья Гороскоп, №8 сентябрь 2019 года
Рубрика: Стиль жизни
Автор: Редакция журнала

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: