светский характер образования это определение

Светская школа

sch 300

Хиджаб

3 октября 2012 года 5 ученицам школы №12 села Кара-Тюб Нефтекумского района Ставропольского края директор Марина Савченко, ссылаясь на школьный устав, запретила приходить в школу в хиджабе.

Хиджаб не стоит путать с паранджой, которая полностью закрывает лицо. Хиджаб – это платок, закрывающий волосы, уши и шею. Его носят мусульманки либо после замужества, либо после менархе.

Прокуратура Нефтекумского района Ставропольского края установила, что ношение хиджаба в школе противоречит светскому характеру образования в стране. Родители школьниц подали в суд на школу за нарушение свободы вероисповедания.

Хиджаб запрещено носить в школах Франции, Турции, Туниса и Таджикистана, однако разрешено в школах всего остального христианского и исламского мира (в Афганистане, Саудовской Аравии и Иране обязательно). В России же нет закона, запрещающего где-либо носить хиджаб. Конфликт вызвал большой общественный резонанс.

Противники хиджаба в школе уверенно доказывали свою позицию, ссылаясь на Конституцию, устанавливающую светское государство, и на закон «Об образовании», оговаривающий его светский характер. Те, кто считает хиджаб приемлемым в школе, ссылаются на те же документы плюс на закон «О свободе совести и религиозных объединениях». И почти никто не говорил о том, что такое светскость.

Что значит светский?

И это не удивительно, потому что все мы знаем, что светский значит не церковный, мирской. Однако при попытке дать чёткое юридическое определение, с непротиворечивыми критериями, возникают значительные трудности.

Западное общество в древности и в средние века не знало светскости. Участие в религиозной жизни было условием гражданства. Одним из обвинений против Сократа было его общение с какими-то духами, то есть его духовная практика имела отличия от общепринятой – за это он поплатился жизнью. В XVII веке царь Алексей Михайлович приказал бросить некоторых бояр в Москву-реку за то, что они пропустили воскресную литургию.

Но постепенно всё более стала утверждаться идея, что главное не внешнее соблюдение обрядов, а внутренняя вера. А отсюда всего один шаг до автономии человека от церкви и свободы совести, то есть права иметь любые убеждения. Это и есть светское общество. В нём подразумевается отделение церкви от государства, от школы, свобода права от религиозного учения. Так светскость понимают в большинстве европейских стран.

Однако наряду с пониманием светскости как свободы совести есть подход, трактующий светское как антиклерикальное, секулярное, атеистическое, враждебное религии. Данная концепция светскости обрела себя во Франции и СССР. Обе страны пережили революции, носящие крайне антиклерикальный характер, имеющие целью искоренить религию из общественной жизни: убивали священников, разрушали храмы, запрещали издание религиозной литературы. СССР и Франция были единственными странами в Европе, в которых в школах не было религиозного образования (Россия недавно ввела такой предмет в школьную программу). Франция единственная страна в Европе, в которой запрещено носить религиозные символы в публичных местах (крест и др.).

Что такое светская школа?

Определить, что такое светское образование, тоже не просто. Патриарх Алексий II предложил считать светским образование, которое 1) не находится в финансовой и административной зависимости от религиозной организации и 2) не готовит клириков. С таким широким определением вряд ли можно согласиться. Тогда получается, что церковно-приходские школы в Российской империи были светскими: они не готовили священников, а лишь давали начальное образование, и в 70-80-е годы XIX века находились в полной административной и финансовой зависимости от государства, а не церкви. В то же время главной целью этих школ было укрепление православной веры учеников. Подготовка клириков, конечно, дело конфессионального, а не светского образования. Но говорить об этом применительно к школе смысла нет, потому что школа даёт общее образование, а не профессиональное. Административная и финансовая зависимость школы ничего не может сказать о характере образования. В некоторых странах в государственных школах дают конфессиональное образование, в других странах в школах, принадлежащих церкви, дают светское образование. Бывает, что соучредителями школы выступает государство и религиозная организация.

Игорь Понкин предложил в качестве одного из критериев светскости образования его соответствие государственным стандартам. Сомнительный критерий. Жюль Ферри определил светскость как «конец безупречности любой религии и конец безупречности государства». Этим определением он подчеркнул, что человек должен быть защищён от идеологического диктата не только религии, но и государства. В государственных стандартах СССР предписывалось навязывание марксистско-ленинской идеологии и атеистического мировоззрения – вряд ли такое образование можно считать вполне светским. Кроме того, если взять за критерий светскости государственные стандарты, то все частные формы образования, не опирающиеся на государственные стандарты и программы, становятся автоматически не светскими, даже если дети ходят в шахматно-шашечный клуб и занимаются там исключительно настольными играми.

Отсутствие обязательного изучения религиозного вероучения или нерелигиозной идеологии тоже к светскости отношения не имеет. Во-первых, это очевидно для высшего образования: «хорош» будет историк или религиовед, который в ВУЗе не изучал религии и идеологии. А если изучал, то это не значит, что полученное образование не было светским. Во-вторых, все школы христианских стран, кроме Франции и США, включают в общеобразовательную программу изучение одной или нескольких религий и считают это образование вполне светским. Потому что изучать религию можно не только с конфессиональных позиций, но и с научных, сравнительно-религиоведческих, культурологических, эстетических, исторических и др.

Трудно понять, как хиджаб может быть связан со светскостью или не светскостью школы. Но именно светским характером образования в государственных и муниципальных школах России некоторые люди аргументируют необходимость запретить ношение хиджаба в школе. То есть подразумевается, что хиджаб на ученице напрямую влияет на характер образования. По этой логике, если ребёнок пришёл в школу в спортивном костюме, то школа перестаёт быть общеобразовательной и становится спортивной школой олимпийского резерва? А если ученик пришёл в камуфляжных штанах, то школа автоматически превращается в кадетский корпус? С другой стороны, если ребёнок пришёл в воскресную школу без креста, кипы или хиджаба, то он уже получает там не конфессиональное, а светское образование?

Критерии Ф. Н. Козырева

Наиболее обоснованными признаками светского образования мне представляются черты, выделенные доктором педагогических наук Фёдором Николаевичем Козыревым, автором фундаментальной монографии «Религиозное образование в светской школе».

1. Основным ключом к толкованию, пониманию и оценке светскости образования должно служить осуществление образованием права граждан на свободу совести, включая право на конфиденциальность убеждений, свободу открыто исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободу мировоззренческого самоопределения, свободу мысли и убеждений.

2. Вторым признаком светскости образования является его публичный характер, что включает: а) открытость образования, его проницаемость для общественного контроля; и б) приоритет общегражданских ценностей. Это означает, что образование перестаёт быть светским, если оно подчинено уставу, распорядку жизни или системе ценностей, существенно расходящимся с гражданским кодексом и нормами гражданского общежития. Закрытые военные училища, жизнь в которых подчинена воинскому уставу, или партийные школы, устанавливающие особый этический кодекс, не могут быть признаны, с нашей точки зрения, школами, дающими общегражданское, а, следовательно, и светское образование. Государственные школы, соблюдающие добровольность в получении религиозного образования, но утверждающие не общегражданские, а конфессиональные (например, православные) ценности в качестве образовательных и воспитательных идеалов и норм, также не могут считаться местом получения светского образования.

3. В эпоху торжества квазирелигиозных идеологий недопустимым и неприемлемым становится понимание светскости по формуле «светский = нецерковный». Светскость должна противопоставляться любым посягательствам на свободу личных убеждений, как в форме клерикализма, так и в форме безрелигиозного идеологического абсолютизма.

4. Соблюдение принципа светскости в образовании означает обеспечение тонкого и динамичного равновесия входящих в конфликт между собой фундаментальных демократических прав, таких, как право на свободное религиозное самовыражение, право на образование в соответствии с семейными традициями и право на свободу совести и убеждений.

Критерии светскости школы Ф. Н. Козырев предлагает те же, что и для светскости образования, добавив к ним критерий административного подчинения. Так школу, юридически принадлежащую церкви, вероятно, нельзя назвать светской. Хотя образование, которое даёт эта школа, вполне может быть светским.

P. S. о хиджабе в школе

Запрет носить хиджаб в российской школе означает нарушение принципа светскости школы.

Запрет на ношение только хиджаба, а не всех религиозных символов (например, православного креста), означает дискриминацию мусульман в сравнении с другими верующими.

Источник

Светский характер обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность светского образования

Светское образование – это такая организация системы государственного и муниципального образования, при которой исключается преследование каких-либо религиозных целей.

В РФ светский характер образования зафиксирован на законодательном уровне и прописан в качестве ведущего принципа построения системы образования в Конституции страны.

Образовательная система исключает воздействие на нее какого-либо религиозного учения, вероисповедания, проникновение религиозных концепций или конфессий.

Сущность светского характера образования заключается в следующем:

Светское образование не исключает возможности введения в школьное обучение уроков религиоведения, на которых происходит знакомство с религией, ее разнообразными направлениями, процессом исторического развития и современными направлениями, ролью религии в жизнедеятельности отдельных стран и народов, ее влиянием на культурное и историческое развитие общества.

Знакомство с религией необходимо для полноценного образования человека. Оно помогает сформировать высокий уровень культуры, принять культурные ценности, расширить границы кругозора, усвоить духовные и нравственные ценности, сформировать мировоззрение и идеологию, а также привить качества толерантности и терпимости.

Светский характер образования не является атеистическим. Он просто исключает пропаганду религии, оставляя право на свободу вероисповедания и следования любой религиозной конфессии за каждым гражданином.

Светское образование предполагает целенаправленную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по организации и контролю прохождения учебно-воспитательного процесса в рамках государственных стандартов, с учетом интересов отдельной личности, семьи, социума и государства. Такое образование является общественно значимым и не может противоречить потребностям и интересам общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Принципы государственной политики в рамках развития светского образования

Система светского образования представляет собой совокупность программ обучения и государственных стандартов различных ступеней обучения, комплекса образовательно-воспитательных заведений, имеющих различные организационно-правовые формы и виды, а также органы управления и контроля деятельности образовательных заведений и реализации ими образовательных программ.

Светский характер образования предполагает его базирование на следующих основных принципах:

Источник

Светский характер образования, как принцип государственной политики в области образования

1.2 Светский характер образования, как принцип государственной политики в области образования

Данный принцип является один из основополагающих принципов в политике российского государства в сфере образования. Он зафиксирован в Конституции РФ и ряде федеральных законов Российской Федерации. Его суть состоит в том, что государственная и муниципальная системы образования и воспитания не преследуют цели формирования того или иного отношения к религии.

Светский характер образования предполагает:

1. Недопустимость в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обучения учащихся и студентов религии с целью восприятия ими вероучения определенной конфессии, отсутствие вероучительных предметов в образовательных программах и в сетке обязательных занятий.

2. Исключение какого бы то ни было вмешательства
религиозных организаций в содержание и организацию учебного
процесса в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях, недопустимость цензуры с их стороны программ,
учебников, учебных пособий, соответствующих образовательному стандарту, включая религиоведение.

3. Запрет на размещение в зданиях государственных и
муниципальных учебных заведений религиозной символики,
предметов культа, отправления молебнов и религиозных обрядов,
мероприятий религиозного и миссионерского характера, любых форм
религиозной пропаганды.

Государственная и муниципальная школа должна быть запретной территорией для прозелитизма любой религии или конфессии.

Вместе с тем такая постановка вопроса не означает ограничения возможности и необходимости широкого ознакомления учащихся и студентов с религией, многообразием религиозных феноменов, их ролью в истории, культуре и современной жизни человечества и отдельных стран и народов. Эти знания необходимы образованному человеку для достижения высокого уровня культуры, широты кругозора, полноты усвоения духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством, в том числе принципов мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости.

Эту функцию в государственном образовательном стандарте выполняют курс «Религиоведение» («Основы религиоведения») и широкий комплекс религиоведческих дисциплин, рассматривающих религию в историческом, философском и культурологическом планах.

Следует подчеркнуть, что светский характер образования не есть атеизм: атеистическая пропаганда в государственных и муниципальных школах, как и религиозная пропаганда должны быть исключены. Изучение истории и концепций свободомыслия и атеизма, их места в развитии духовной культуры общества осуществляется в курсе религиоведения и других гуманитарных дисциплин наряду с изучением религии как социального явления и феномена культуры. Для обеспечения научного уровня религиоведческого образования и исключения конфессионального влияния на его содержание необходимо четко определить различия между религиозным и религиоведческим образованием по ряду параметров.

Различия по субъектам ответственности

(организация, определение содержания)

Обеспечение светского характера образования в государственных и муниципальных учебных заведениях означает исключительную прерогативу государства в организации государственной, муниципальной системы образования, в определении содержания этого образования, недопустимость вмешательства религиозных организаций в этот процесс, вынесение религиозного образования и пропаганды вероучений за пределы сферы деятельности светской школы.

Образовательное учреждение, осуществляющее образовательно-воспитательный процесс религиозно нейтрально и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. Это составляет основу понятия светского образования, светской школы.

Светская школа выступает в роли гаранта соблюдения принципа свободы совести и свободы вероисповедания. Религиозное образование и воспитание не предусмотрено учебными программами, но может осуществляться по желанию детей, их родителей или опекунов вне светской школы.

Светской школе противостоят религиозная (церковно­приходская) и антирелигиозная школы.

Религиозная (церковно-приходская) школа, составлявшая основу системы образования и просвещения в России до 1917 году, в обязательном порядке обучала школьников молитвам, Закону Божию, церковному пению, основам гражданской печати, письму и начаткам арифметики. Для сельской местности такая школа была первым и часто единственным учебным заведением.

Антирелигиозная школа сформировалась в советский период российской истории. Одной из основных ее задач было формирование у учащихся атеистического мировоззрения, непримиримого отношения к религии. Этой задаче были подчинены как учебная, так и воспитательная работа, что не только исключало из программ целые пласты отечественной культуры, но и сужало возможности обеспечения свободы совести обучающих и обучающихся.

2. Конституционно-правовая база религиоведческого

и религиозного образования в государственных

и муниципальных образовательных учреждениях

Правовое поле получения образования в Российской Федерации, в том числе религиоведческого и религиозного, создается и поддерживается Конституцией РФ, системой федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ и Правительства РФ, приказов Министра образования РФ. Определенную роль в его оптимизации играют также законодательные акты субъектов Федерации, соглашения, договоры, протоколы о намерениях, заключаемые федеральными органами управления (министерствами, ведомствами) с отдельными конфессиями. Одна из основных идей этих документов: право на свободу совести и религиозных убеждений есть неотъемлемое условие достойной жизни каждого человека и гражданина.

1) международные декларации, пакты, Конституция РФ, федеральные законы и другие документы федерального уровня;

2) законодательные акты субъектов Федерации;

3) ведомственные, межведомственные правовые акты.

Источник

Светский характер образования это определение

В сборник, подготовленный в рамках проекта «Организационное, методическое и аналитическое сопровождение формирования сети федеральных университетов», по заказу Федерального агентства по образованию РФ, вошли статьи участников конференции «Формирование сети федеральных университетов: ключевые подходы и принципы», 23-24 октября 2008 г., г. Москва.

В статье рассматривается проблематика определенности уголовного закона в сфере экономики, цели и возможности сравнительно-правового анализа начала определенности уголовного закона в уголовно-правовой доктрине России и ФРГ, некоторые направления повышения определенности уголовного закона.

Статья посвящена тенденциям и факторам трансформации специализации производства регионов России в период после начала экономического роста. С использованием методологии статистического и эконометрического анализа проводится тестирование гипотезы о доминировании тенденции к увеличению специализации и конвергении структуры произодства регионов в период 1997-2004 гг. Среди факторов развития отраслей в регионах рассматриваются начальная структура производства, внутри- и межрегиональные технологические связи между отраслями, качество инвестиционного климата, научно-исследовательский потенциал регионов, международная конкуренция.

П.Б. Струве хотел видеть Россию великой, в этом смысле он был государственник. Он мечтал о великой цивилизованной стране, стране могучей, но мощь которой основана на идее права, правопорядка, независимой личности, живущей в достойном достатке. Его политическая теория была более последовательна, чем ленинская, однако не учитывала психологию масс и потому потерпела историческое поражение.

В работе описаны и использованы на практике (на основе данных Российского мониторинга экономического состо­яния и здоровья населения 2000-2006 гг.) несколько методик проверки гипотез скрининга. Проведенный анализ не противоречит предположению о том, что для отдельных видов занятости образование является лишь фильтром способностей обучающихся. Пройдя этот фильтр, выпускник получает сертификат, который в дальнейшем может быть использован в качестве сигнала на рынке труда. В работе также показано, что с ростом внутрифирменного стажа последствия использования таких сигналов у женщин ослабляются гораздо слабее, чем у мужчин.

В исследовании предпринята попытка определить, существует ли на российском рынке труда значимые различия в оплате труда работников бюджетного и небюджетного секторов. Анализ на базе данных РМЭЗ-ВШЭ за 2000-2010 гг. показал наличие межсекторного разрыва с учетом как наблюдаемых, так и ненаблюдаемых характеристик работников и рабочих мест. Относительная недоплата «бюджетникам» составляет в среднем около 30%. Кроме того, при прочих равных, потери от работы в бюджетном секторе выше у более способных, чем у их менее оплачиваемых коллег. Использование декомпозиции на основе квантильной регрессии помогает ответить на вопрос о природе и источниках различий в оплате труда. Автор приходит к выводу, что главной причиной разрыва являются институциональные механизмы формирования заработной платы бюджетного сектора в России.

В работе на основе данных «Российского мониторинга экономического состояния и здоровья населения» (РМЭЗ) 2000-2005 гг. выполнена проверка гипотез скрининга. Предложена простая теоретическая модель, поясняющая идею эмпирического исследования. На основе оценок уравнений доходов Минсеровского типа показано, что группы занятых, подверженные скринингу с использованием образовательных сигналов, имеют более высокую отдачу от образования в терминах доходов по сравнению с лицами, не подверженными скринингу, при прочих равных условиях. Результаты проведенного исследования подтверждают наличие сигнальной роли образования на российском рынке труда. В то же время, проведенный анализ не противоречит предположению о том, что для отдельных видов занятости образование не повышает человеческий капитал обучающихся, не повышает их производительность, и является чисто формальным фильтром их способностей.

В коллективной монографии представлены практические и теоретические материалы, посвященные инновационной деятельности в системе образования.

В своей статье Владимир Кантор рассматривает судьбу и идеи одного из самых крупных русских мыслителей конца XIX века Константина Леонтьева, значение которого было осознано лишь в ХХ веке. Леонтьев посвятил борьбе с кумирами, которым поклонялось русское общество. Он пытался разломать броню прогрессистского благодушия, навеянного позитивизмом, преданностью существующему порядку вещей, эгалитарному прогрессу, разрушить преклонение перед славянством как таковым, возлагая надежды лишь на византизм, как последний оплот европейской идеи в эпоху Средневековья, византизм, воспитавший Россию, преодолеть бессмысленное и преступное народолюбие, приведшее к разрушительным революциям, утвердить и объяснить величие дела Петра Первого, издевался над существующей в общественном сознании нечувствительностью к потоку изменений, которое несет время. Утверждал, что христианство учит одному – преодолевать трагизм бытия. Он был пророк, которого, как и Достоевского, не желали слушать.

Анализируется возможность использования в процессе изучения курса «Юридической техники» соответствующих примеров,содержащих временные характеристики, их наглядность и убедительность. Рассматривается возможность демонстрации оптимизации юридической техники с помощью правильно и четко используемых временных свойств.

В книге представлены материалы региональной научно-практической конференции, прошедшей в Нижнем Новгороде 12 декабря 2008 года.

Автор статьи считает, что российское общество впервые столкнулось с Конституцией, которая вызывала бы столько нареканий, сколько их вызывает действующая Конституция Российской Федерации. Самый ощутимый ущерб, нанесенный Конституцией системе законодательства, состоит в том, что она вопреки сложившейся отечественной конституционной традиции перестала быть для этой системы формообразующим и системообразующим документом. Конституция не является Основным Законом государства, а, следовательно, и вершиной системы законодательства. Речь идет о системообразующей и формообразующей функциях Конституции, потому что законодательство (в широком ли, узком ли смысле) – это система иерархическая. Каждый вид нормативных актов, входящих в нее, должен занимать свою собственную ступеньку, положение которой в ряду других определяется его юридической силой.

Статья представляет анализ правового статуса Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга в свете принятия Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Особое внимание уделено правовым основам осуществления аудита эффективности государственных средств, а также вопросам взаимодействия Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга с контрольными органами внутригородских муниципальных образований.

В сборнике опубликованы материалы всероссийской научно-практической конференции «Ценности России в системе ценностей мира и контексте задач экономико-правового обеспечения их создания, накопления, сбережения, рационального использования, приумножения и приращения», прошедшей 22 апреля 2010 года в Нижнем Новгороде.

В книге опубликованы материалы Международной научно-практической конференции «Кодификация законодательства: теория, практика, техника», прошедшей в Нижнем Новгороде 25–26 сентября 2008 года.

Сборник посвящен рассмотрению актуальных проблем истории и права. Вопросы права разделены на три самостоятельные направления, включая государственно-правовое, гражданско-правовое и уголовно-правовое. Сборник является оригинальным, поскольку рассматриваются вопросы истории, анализируются различные нормы и с учетом исторического опыта, формулируются предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Сборник издан по результатам круглого стола, состоявшегося в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации 11 апреля 2011 года. Круг обсуждаемых вопросов – правовое регулирование охраны окружающей среды в России и странах СНГ.

Статья посвящена анализу права на проведение контрдемонстраций, являющегося одним из проявлений свободы собраний. Подчеркивая ценность данного права как элемента демократического общества, автор признает наличие риска насильственных столкновений между участниками публичных мероприятий, придерживающихся противоположных идей. Данное обстоятельство диктует необходимость установления соразмерных ограничений права на контрдемонстрации, отдельные виды которых анализируются в настоящей работе.

Учебник «Философия» представляет собой систематическое, многоплановое пособие, в котором изложены основные проблемы философского знания, рассмотрены категории и принципы философии, раскрыты ее функции, место и роль в обществе и жизни человека. Особое внимание уделяется военно-философским вопросам, что вызвано современным этапом формирования нового облика Вооруженных Сил и спецификой профессиональной подготовки обучаемых.

Представленная рукопись предназначена для курсантов и слушателей военно-учебных заведений, изучающих философию по программам подготовки специалистов в различных областях гуманитарного знания. Его содержание адаптировано к учебной программе и тематическим планам курса «Философия», преподаваемом курсантам и слушателям Военного университета, и соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта к преподаванию философских дисциплин по гуманитарным специальностям.

Структурно учебник состоит из 25 глав, в которых раскрывается содержание основных разделов философского знания, таких как истории философии, систематической философии, социальной философии, философской антропологии, философии и методологии науки и др. Отдельные главы посвящены проблемам войны, мира, национальной безопасности и вооруженной организации государства.

В статье рассматривается понимание основ и задач международного частного права в учениях французских бартолистов.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Религиозное образование Религиоведческое образование
Различие в целях
Внедрение религиозной веры в сознание учащихся и ее укрепление, богопознание Вооружение учащихся научными знаниями о религии как социальном явлении и явлении культуры, ее месте в духовной жизни обществ, конкретных народов и личности
Конфессиональное определение Воспитание всесторонне развитой личности, обладающей высоким культурным потенциалом, широтой кругозора
Обучение догматам и обрядам определенной религии, ее предписаниям и правилам поведения
Итог: воцерковление, воспитание верующей личности Итог: воспитание мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости
Различия в содержании
Вероучение, истины веры, догматы конкретной религии (конфессии) Знания о религии как о социальном явлении и явлении культуры (о ее природе происхождении, историческом развитии)
Изучение священных книг конкретной религии (конфессии) Знания о роли религии в истории и культуре конкретных стран и народов
Номы правила религиозного культа Знакомство с Библией, Кораном и священными книгами других религий как культурно историческими памятниками
Соединение обучения с богослужением Знание особенностей вероучения и культа, систем нравственных норм и ценностей различных религий
Система нравственных и культовых предписаний, норм и ценностей Знания о свободомыслии и атеизме и их роли в духовной культуре человечества и отдельных народов
История церкви