сверните предложение каждый год около миллиона метеоритов

Работа с основной мыслью текста-рассуждения

150654731314ug4

Тема: Работа с основной мыслью текста-рассуждения.

Цель: продолжить работу над определением основной мысли текста-рассуждения.

    Работая с текстом, стараясь понять информацию (содержание, мысль), заложенную автором в тексте, мы прежде всего должны определить тему текста (о чём говорится) и его основную мысль (тезис), так как именно основная мысль определяет основное содержание текста: что будет говориться по данной теме (как будет раскрываться тема). Основная мысль текста – это сжато сформулированный предмет содержания и его основной анализируемый признак.

Основная мысль текста

О чём говорится в тексте Что говорится об этом предмете

1. Как определить основную мысль текста?

Даю несколько рекомендаций:

1. Основная мысль должна быть ясной, поэтому в аналитическом тексте она часто формулируется как простое предложение с подлежащим и сказуемым (двусоставное). Подлежащее в формулировке основной мысли называет тему текста (о чём), а сказуемое – то «новое», что по этой теме будет говориться.

Запомните: сформулировать основную мысль без сказуемого невозможно!

2. Для читателя удобно, когда в формулировке основной мысли не использованы слова в переносном значении, например, метафоры.

Если в тезисе всё-таки употребляются слова в переносном значении, то при работе с текстом их можно заменить синонимичными словами в прямом значении. Читатель эту замену может делать мысленно, а может оформить её в своих рабочих записях.

2. Тренировочные упражнения.

(тексты распечатаны, есть у каждого учащегося)

1. Прочитайте отрывки из текстов.

а) Самые опытные экскурсоводы советуют знакомиться с Лондоном при помощи собственных ног, так как места паломничества туристов расположены в городе компактно, и если вы в состоянии самостоятельно разобраться со схемой столицы, то никакой гид вам не нужен.

б) Примерно 25 процентов регулярных курильщиков умрёт преждевременно по причине курения, а ведь многие из этого числа могли бы прожить на 10, 15, а то и на 20 лет дольше.

в) Все гуляющие по набережной вдруг увидели несущееся совсем низко, над водой, громадное серое облако, которое вскоре окутало всех людей, и только тогда стало ясно, что это огромная стая стрекоз.

г) В одно мгновение всё кругом волшебно переменилось: дети с восхищением смотрели, как солнце просвечивает сквозь цветные слюдяные крылышки стрекоз, как радужно мерцает воздух, как на лицах гуляющих играют крошечные радуги, солнечные зайчики, искорки.

2. Сократите каждое предложение, оставив только самую необходимую информацию (это можно условно считать «основной мыслью» фрагмента).

3. Используйте рекомендации данные перед упражнением.

1. Прочитайте отрывки из текстов.

а) Каждый год около миллиона метеоритов, одни из которых представляют собой просто оплавленные при прохождении через земную атмосферу каменные булыжники, другие – таинственный сплав никеля и железа, поражают поверхность нашей планеты, пролетая около 270 миллионов километров от загадочного Астероидного пояса, который время от времени отправляет своих посланников в сторону Земли.

б) Опаснее всего, когда в земную атмосферу влетает целый рой космических осколков, именуемых метеоритным дождём, который бывает очень интенсивным, как, например, в Мексике, где на городок Пуэбло де Альенде одновременно обрушилось 8000 камней, общим весом в четыре тонны.

в) Однако учёные предупреждают о гораздо большей опасности, чем простое физическое поражение метеоритами людей или наземных объектов, поскольку посланцы вселенной, по их мнению, несут в себе неизвестные земной науке микроорганизмы, с которыми связывают возникновение диковинных болезней.

2. Сократите каждое предложение, оставив только основу содержания (его «основную мысль»).

3. Прочитайте все три изменённых фрагмента как один целостный текст. Восстановите основную мысль текста. Обоснуйте своё мнение. Для этого в каждом фрагменте найдите слова, помогающие сохранить тему (о чём текст). Этими словами могут быть подлежащее и дополнения.

Затем в каждом фрагменте найдите слова, помогающие сохранить «новое» (что об этой теме говорится). Этими словами могут быть сказуемые, определения и обстоятельства всех предложений текста.

4. Сделайте вывод о способах сохранения основной мысли текста.

Так как же определить основную мысль текста?

3.Через весь текст проходят цепочки слов, сохраняющие, во-первых, тему тезиса, во-вторых, его «новое».

4.Основная мысль не просто предъявляется в тексте, она получает в нём своё развитие, углубляется, обосновывается. В рассуждении для этого используются доводы. Каждый довод представляет читателю новую грань основной мысли.

Обычно (но не всегда) каждый довод выделяется в отдельный абзац.

Довод обязательно должен быть связан по своему содержанию с основной мыслью, он должен содержать необходимые смысловые оттенки в её раскрытии.

При анализе текста доводы, как и основная мысль, формулируются в виде простых предложений, в которых подлежащее и дополнения по смыслу перекликаются с темой тезиса, а сказуемое, обстоятельства или определения – с «новым» тезиса.

1. Лучше всего знакомиться с Лондоном при помощи собственных ног.

2. Примерно 25% курильщиков умрёт преждевременно.

1. Ежегодно миллионы метеоритов поражают поверхность Земли.

2. Опаснее всего метеоритный дождь.

3. Метеориты (посланцы Вселенной) несут неизвестные микроорганизмы, которые способствуют возникновению диковинных болезней.

Основная мысль целостного текста: Метеориты очень опасны для Земли.

— Так что же такое тема текста?

— Основная мысль текста?

4. Домашнее задание. Индивидуальная работа по текстам (каждому уч-ся даётся текст с заданиями).

Источник

Презентация к статье «Мониторинг метапредметных умений и навыков,формируемых при работе с текстом»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА Мониторинг метапредметных умений и навыков, формируемых при работе с текстом

ТЕКСТ – это самый благодатный материал для формирования и развития мыслительной деятельности учеников, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Противоречия, проблемы: Низкий уровень читательской компетенции российских школьников: Россия на 27 месте среди 32 стран. Примерно 73,5% нечитающих детей. Типы заданий в задачах PISA (работа с текстом): нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде; интерпретация текста; рефлексия и оценка текста.

Проблемы сегодняшнего дня: Обилие выпускаемых издательствами кратких содержаний текстов произведений, банков аргументов для сочинения-рассуждения для ЕГЭ по русскому языку; Интернет сегодня предлагает ВСЕ ГОТОВОЕ: сочинения, домашние задания, рефераты, всевозможные«решебники»,ответы ГИА, ЕГЭ. Зачем думать, напрягаться, писать и решать, когда можно просто «скачать»? Бороться с этим можно только одним способом – формированием самостоятельного критического мышления, умений смыслового чтения посредством работы с текстом.

Определение сформированности навыка смыслового чтения Большинство ОУУН являются синтетическими. Например, навык смыслового чтения представляет целый комплекс различных навыков: техника чтения; определения темы, идеи, проблем текста, анализ и сравнение материала, его отдельных частей; синтез, выделение существенных признаков, абстрагирование, конкретизация и обобщение и т. д. Текст для проведения диагностики смыслового чтения должен: •содержать материал, знакомый учащимся; •исключать понятия, термины, еще не усвоенные учащимися; •иметь несложную структуру. Уровень усвоения текста учащимися оценивается по ответам на вопросы. Если учащийся может ответить только на вопросы фактологического характера, делается вывод о низком развитии навыка смыслового чтения (0 баллов). Хорошее развитие этого навыка выявляют вопросы причинно-следственного характера (1, 2 балла).

О чем текст? Прочитайте. Выделите ключевые слова, объединяя их в однотематическую лексику. Сформулируйте тему. Вот он, такой знакомый и родной Языковский парк. Но почему каждый раз, как только к нему приближаешься, так колотится сердце и волнуется кровь, будто впервые открываются взору древние аллеи с крючковатыми вязами, мягкими пихтами, вдыхается горьковато-кислый аромат мокрой хвои и опавших листьев. Осень в Языково…Тишина и покой. Лишь шелест старины нарушает молчание парка. Падают, падают листья, словно звенья распавшейся цепи, и невозможно остановить бег времени, который обращает в ничто самое дорогое, что у нас есть,- этот парк и дом, поэзию и веру. Но не зря падают листья, и Покров одевает изморозью зарю: время раздумий поворачивает нас лицом к истории, лицом к истокам. Суете нет места в этом саду, здесь мы можем спокойно поговорить о вечном. (А Терешина. Статья из журнала «Мономах»)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8кл.(26 чел) ПРИЗНАКИ ТЕКСТА ОПРЕДЕЛЯЮТ ПРАВИЛЬНО ПРИМЕЧАНИЕ НА НАЧАЛО УЧ.Г. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙКОНТРОЛЬ НАКОНЕЦ УЧ.Г. ТЕМУ 51% 67 +16 ИДЕЮ (ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ) 36% 46% +10 СТИЛЬ 63% 68% +5 ТИП РЕЧИ 47% 58% +11

АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ИСХОДНОГО УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 кл. сент. 2015г. 1.Умеете ли Вы говорить свободно на любом уроке? (да,нет) 2.Умеете ли Вы составлять тезисы к устному выступлению или к докладу?(да, нет) 3.Делаете ли Вы какие-нибудь наброски, если хотите принять участие в обсуждении какого-то вопроса на уроке? (да, нет)или на собрании?(да,нет) 4.Пишете ли ВЫ полностью текст устного доклада?(да,нет) 5.Выступаете ли в этом случае свободно? (да,нет) 6. Или читаете подготовленный текст? (да,нет)

Выявление уровня восприятия художественного текста Ф.И.О. уч-ся ( в 8А классе 26 чел.) УРОВНИ ВОСПРИЯТИЯ Примечание (на основе анализа кл/сочинений по повести А. Пушкина «Капитанская дочка» от 12.09.11г) Низкий (сюжетно-событийный) Средний(образно-аналитический) Высокий (идейно-эстетический) Ученик 1 * Идея не понимается. Воспринимает произведение как цепь развертывающихся событий б/з установления причинно-следственных связей Ученик 2 * Общие места. Чрезмерное увлечение рассуждениями на нравственно-этические темы. Не видит авторскую позицию. Обобщения оторваны от формы. Восприятие фрагментарно, бессистемно. Ученик 3 * Целостное, полное понимание текста, высокая эмоциональность. Понимает тему, идею произведения. Обращает внимание на стиль. Умеет обобщать, сравнивать, синтезировать авторскую идею. Высказывает личностное отношение. Умеет наблюдать, наблюдения самостоятельны, интересны ИТОГО: 19- 73% 7-27% 0

Уровень восприятия худ.текста (анализ кл. сочинения по «Капитанской дочке» А.Пушкина)

Источник

Презентация на тему «Текст.Информационная переработка текста»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Материалы к урокам по дисциплинам «Русский язык» и «Культура речи» подготовил преподаватель ГБОУ СПО «ВПТ» Костина С.И.

Введение Что такое текст? Какие виды информационной переработки текста вы знаете? Для чего необходимо уметь перерабатывать текст?

Виды информационной переработки текста План. Тезисы. Выписки Конспект. Реферат. Рецензия. Аннотация.

Выписки (выдержка) – дословная или документально точная запись частей текста.

Тезисы – основные положения текста, в них коротко, но четко выделены и сформулированы главные мысли автора по тому или иному вопросу. Тезисы могут содержать классификацию явлений, действий, характеристик. Тезисы могут представлять утверждение чего-либо

Прочитайте отрывок из статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве». Сравните его с планом, тезисами и конспектом: «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тягостное и грустное, нежели другие пьесы Островского (не говоря, разумеется, о его этюдах чисто комического характера). В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели»

Сверните предложения: Примерно 25 процентов регулярных курильщиков умрет преждевременно по причине курения, а ведь многие из этого числа смогли бы прожить на 10, 15, а то 20 лет дольше.

Сверните предложение: Каждый год около миллиона метеоритов, одни из которых представляют собой просто оплавленные при прохождении через земную атмосферу каменные булыжники, другие – таинственный сплав никеля и железа, поражают поверхность нашей планеты, пролетая около 270 млн километров от загадочного Астероидного пояса, что время от времени отправляет своих посланцев в сторону Земли.

Сверните предложение: Хуже всего, когда в земную атмосферу влетает целый рой космических осколков, именуемых метеоритным дождем, который бывает очень интенсивным, как, например, в Мексике, где на городок Пуэбло де Альенде одновременно обрушилось 8000 камней общим весом в четыре тонны.

Нельзя сокращать слова как попало. Недописанные слова и фразы через какое-то время теряют смысл, забываются, их значение может исказиться (например, предл. – предложение? предлог? предлагать?). Для того чтобы этого избежать, нужно: знать, что в письменной речи наибольшее количество информации приходится на первые буквы слов;

знать, что окончания слов в русском языке играют большую роль, поэтому нельзя сокращать те окончания, которые обозначают признаки предметных отношений;

термины, новые слова и понятия записывают полностью; использовать общепринятые сокращения слов и аббревиатур; отработать свою, понятную через любое время систему сокращений.

Переформулирование (трансформация) — обработка новой и известной ранее информации, полученной в результате ее отбора. Результатом переработки информации является уменьшение ее объема за счет исключения повторов, подробностей или путем обобщения однородных компонентов.

Свертывание текста — преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений. Свернутый текст отличается от изначального способом обозначения объекта: он не описывает, а лишь указывает на объект.

0815 000105fc 035ac698

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

08ab 000315ea 818e2afc

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

0e27 0001cf5e 938337aa

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

a loader

Мультимедийная презентация- это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагментов и анимацию, трехмерную графику. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определённым образом изменяться и реагировать на действия пользователя. Преимущества мультимедийной презентации:

Источник

Занятие элективного курса по стилистике русского языка по теме: «Основная мысль текста-рассуждения»

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: повышение уровня языковой и риторической эрудиции обучающихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки для построения схемы-рассуждения, листы ватмана для создания группами схем текстов, маркеры, магнитная доска

ХОД ЗАНЯТИЯ

В начале занятия класс делится на три группы (таблички со списком групп находятся на столах, ученики занимают места согласно списку группы)

Вступительное слово. Одной из задач элективного курса “Стилистика русского языка” является подготовка выпускников к альтернативной форме итоговой аттестации выпускников – ЕГЭ. Не только часть С, но и некоторые вопросы части А единого государственного экзамена содержат задания, ориентированные на анализ текста. Успех выполнения данных заданий зависит от способности воспринимать информацию, содержащуюся в тексте, и понимать авторскую позицию. Для этого необходима работа по усвоению основной мысли и системы аргументов к ней. Этому и будет способствовать сегодняшнее практическое занятие.(Учащиеся формулируют цель занятия. Учитель обобщает высказывания.)

Мы познакомимся со способами и приёмами логического разворачивания основной мысли текста-рассуждения, убедимся, что даже мелкие детали помогают раскрывать главное и видеть смысловую целостность текста.

I. Повторение смысловых типов речи.

Учитель: На прошлых занятиях, анализируя тексты, мы определяли его стилистическую принадлежность, опираясь на лексические, морфологические и синтаксические особенности. Но для понимания смысла текста важно также определить тип речи, использованный в нём, так как именно тип речи определяет способы формирования и разворачивания основной мысли. Вспомним основные особенности рассуждения.

Ученик рассказывает о целевой установке и композиции рассуждения.

(Целевая установка автора рассуждения – рассмотреть сущностные (самые важные) свойства явлений и обосновать их причинно-следственные связи.

Смысловые части расположены в логической последовательности, которую выстраивает автор. Связь между частями текста может быть параллельной и последовательной.)

II. Работа с основной мыслью текста-рассуждения.

Учитель: Работая с текстом, стараясь понять информацию, заложенную автором, мы прежде всего должны определить тему текста (о чём говорится) и его основную мысль (тезис).

А) Прочитайте отрывки из текстов. Сократите каждое предложение, оставив только основу содержания.

Б) Прочитайте все три изменённых фрагмента как один целостный текст.

Основная мысль целостного текста: Метеориты опасны для жителей Земли.

ВЫВОД. Основная мысль не просто предъявляется в тексте, она получает в нём своё развитие, углубляется, обосновывается. В рассуждении для этого используются доводы (аргументы). Каждый довод представляет читателю новую грань основной мысли. Довод обязательно должен быть связан по своему содержанию с основной мыслью.

Основная мысль должна быть ясной, поэтому её лучше формулировать как простое двусоставное предложение, где подлежащее называет тему текста, а сказуемое – то “новое”, что по этой теме будет говориться.

III. Работа с композицией текста-рассуждения.

Учитель. Часто основная мысль предъявляется в начале текста-рассуждения, затем она раскрывается (доказывается) с помощью доводов. В заключении (выводе) она звучит ещё раз в более широком и проблемном варианте. Такой ход доказательств называется дедуктивным.

ЗАДАНИЕ 2. Прочитать текст. Определить композицию текста (основную мысль, доводы). По какой схеме построен текст – дедуктивной или индуктивной?

В школе необходимо преподавать историю литературы, а не рассматривать отдельное произведение само по себе. Литературное произведение, исторически не объяснённое, теряет на 80% свою действенность – моральную, эстетическую, какую угодно. Ведь каждое произведение создавалось живым человеком – конкретной личностью – в определённых социальных и исторических условиях, в конкретных обстоятельствах. Так и следует его рассматривать. Нельзя говорить об отдельных произведениях вне истории, вне биографии автора.

Ведь даже у Пушкина есть вещи, которые нельзя воспринимать вне исторической обстановки. Вспомним, например, стихотворение “Клеветникам России”.

История воспитывает, и история литературы воспитывает – она тоже часть истории. При таком подходе будет ясно, что русской культуре тысячи лет и этим мы должны гордиться. Древняя русская литература – это прежде всего семь веков в нашей культуре. Мы не вчера родились. Русский народ… прожил удивительную жизнь и создал целый мир искусств…

Древняя русская литература поразительно разнообразна по своей невероятной роли в общественной и государственной жизни страны, народа. Она укрепляла у народа сознание своего единства, напоминала о славной истории, продолжала культурные и политические традиции. Это чудо какое-то. И как же не приобщаться к этому чуду – нашей литературе, формирующей национальное самосознание, патриотизм?!

Тезис: В школе необходимо преподавать историю литературы, а не отдельные произведения.

Довод 1. Иначе литературное произведение на 80% теряет свою действенность.

Довод 2. Каждое произведение создаётся в определённых … условиях.

Довод 3. Поэтому их (эти условия) надо знать.

Вывод по доводам 1 – 3. История литературы воспитывает.

Пример. Древнерусская литература — это семь веков русской культуры; она была важна для общественной и культурной жизни.

Вывод ко всему тексту. Надо приобщаться к чуду, формирующему сознание и патриотизм.

Текст построен по дедуктивной схеме.

IY. Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли (тезиса) текста-рассуждения.

Учитель. Чтобы легче было воспринимать и понимать текст, существует способ логического разворачивания основной мысли, который может быть представлен в виде логической схемы.

Знакомство с обобщённой схемой текста-рассуждения.

(На доске беспорядочно расположены карточки. Ученики выстраивают схему и комментируют её.)

В тексте обычно приводится от двух до пяти доводов (чаще всего три). Автор сам определяет их количество. Смысловые связи между основной мыслью, доводами, примерами-иллюстрациями и выводами обязательны.

img1

ПРИМЕР. Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.

Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? Ведь это очень сложный поэт. И нет человека, который бы его до конца понял, нет и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии. Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, которые в нём подспудно содержатся.

Есенин – это национальный мыслитель, и этим, прежде всего, определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.

Есенин – великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта. Мысли Есенина рождаются вместе с взрывом эмоций – они подобны ослепительным вспышкам, это чаще всего глубочайшие духовные прозрения. Недаром он сказал: “зато в глазах моих прозрений дивных свет”. Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написанное им с каждым годом звучит громче и громче.

Есенин – певец любви. Эта тема тоже близка каждому человеку. Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.

Поэт – это сейсмограф, компас. Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен. Есенин был идеальным в этом смысле инструментом – он был обнажённой совестью нации.

(Опираясь на выстроенную общую схему, ребята строят схему данного текста.)

ЗАДАНИЕ 3 ( по группам, дифференцированное по степени сложности). Прочитайте текст. Используя раздаточный материал (карточки с написанными тезисом, доводами, примерами, выводом), постройте логическую схему рассуждения (т.е. разверните основную мысль текста).

1 группа. Есть ещё люди, которые относятся к искусству, особенно к музыке, как к развлечению. Какое это огромное заблуждение!

Гений русской музыки Чайковский мечтал о том, чтобы “приносить людям утешение”.

Как перекликаются эти слова с удивительными по простоте и ясности словами Пушкина: “И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал. ”

Как точно определил поэт высшее назначение искусства – пробуждать в людях чувства! И это относится ко всем видам искусства, в том числе и к музыке – самому эмоциональному искусству.

Музыка – это большая и серьёзная часть жизни, могучее средство духовного обогащения.

2 группа. Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики – вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегая к нечестным приёмам и уловкам, не допускают резкого тона. Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.

Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или оскорбительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре. (Л.Павлова)

3 группа. Вообще-то вода, истинное чудо земной природы, заслуживает, быть может, великой поэмы – так интересна она сама по себе, так велика её роль в нашей жизни, так драматична и сложна судьба этого драгоценного жидкого минерала. Некоторые на первый взгляд простые физико-химические свойства воды настолько нам привычны, что мы не задумываемся об их истинном значении. Взять, например, её четырёхградусную тепловую константу. При этой температуре вода обнаруживает поразительное свойство – она становится почему-то наиболее тяжёлой и плотной. И когда осенью остывает какой-либо водоём, то холодная вода опускается с поверхности вниз, на её место поднимается более – и так далее, пока вся водная среда не перемешается и не примет четырёхградусную температуру. Но вот холодает всё больше, поверхностный слой воды остывает ещё на один-два градуса. И тут происходит странная метаморфоза: подчиняясь тончайшим молекулярным законам, вода разжижается и легчает. Этот холодный лёгкий слой, как бы плавая на поверхности водоёма, создаёт своего рода тепловую подушку и не позволяет охлаждаться нижележащей толще. Образующийся при нуле градусов лёд ещё легче и потому не тонет. Поистине сказочное свойство! Кусок лёгкого олова, тяжёлого свинца или, скажем, аморфного воска тонет в собственном расплаве, а лёд чудесным образом держится на поверхности воды. Не будь этого, наши водоёмы промерзали бы до дна. Всё живое там погибло бы, и сама Земля не вырвалась бы из ледяного плена.

(Каждая группа представляет и комментирует схему своего текста)

ВЫВОД. Развитию умения видеть в тексте даже мелкие детали, помогающие раскрыть главное, а также умения видеть смысловую целостность и связи между частями текста помогают логические схемы текста. При выполнении заданий на аттестации от вас не будут требовать составлять схемы, но будут проверять, всю ли информацию текста вы усвоили, и тогда вам понадобятся те навыки, которые вы приобрели на этом занятии. Надо уметь усваивать информацию не только на уровне отдельных фактов, но и целостно воспринимать текст.

Учитель. Часто в тексты-рассуждения включаются доводы оппонента. Они придают тексту эмоциональность, динамику, делают его более убедительным, создают ощущение живой беседы. Такой приём диалогизации текста делает его более лёгким для восприятия. Анализу таких текстов мы посвятим следующее занятие. А теперь обратимся ещё раз к цели занятия и проверим, сумели мы её достичь.

Учащиеся подводят итог занятия, обратившись к его цели

Сегодня на занятии мы вспомнили типологические особенности текста-рассуждения, познакомились со способами и приёмами логического разворачивания основной мысли текста-рассуждения, продолжили работу по многоаспектному анализу текста, научились видеть смысловую целостность текста, все это поможет нам при выполнений заданий по анализу текста-рассуждения на ЕГЭ.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: