св и нсв глаголы для иностранцев таблица

НСВ или СВ?

Чаще всего вы будете выбирать между НСВ и СВ по одному из четырёх критериев:

1) Действие продолжается (в процессе) (НСВ) или уже закончено (СВ)?

2) Ситуация повторяется (НСВ) или так было только один раз (СВ)?

3) Мы говорим об этом впервые (НСВ) или уже говорили раньше (СВ)?

4) Субъект делает несколько дел одновременно (НСВ) или друг за другом (СВ)?

Формы НСВ и СВ

Как получить глагол СВ из глагола НСВ? Один из способов – добавить приставку. (Заметьте, что у пары «покупать – купить» всё наоборот: форма НСВ с приставкой, а форма СВ без приставки).

Aspects prefix

Ещё один способ получить глагол СВ из глагола НСВ – изменить суффикс.

Aspects suffix

Некоторые пары глаголов НСВ и СВ – это совершенно разные слова:

Aspects differnt words

Комментарий:

На самом деле, это не всегда будут пары глаголов. Например, одному глаголу НСВ часто соответствует не один, а несколько глаголов СВ:

Прошедшее, настоящее и будущее время

Прошедшее время образуется одинаково для глаголов НСВ и СВ: форма на / -ла / -ло /-ли (он готови л / она готови ла / оно готови ло / они готови ли ).

В настоящем времени могут использоваться только глаголы НСВ. Это и понятно: мы будем говорить о том, что мы делаем прямо сейчас (процесс), или о том, что мы делаем регулярно (повторяющееся действие).

А вот законченное и единичное действия возможны только в прошлом или в будущем. Поэтому форма, которая для глаголов НСВ обозначает настоящее время, в случае с глаголами СВ указывает уже на будущее время (он приготов ит ). Без слова “быть”. Конструкцию «быть + инфинитив» мы используем только для глаголов НСВ (он будет готови ть ).

Источник

EduNeo

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Как рассказать иностранным обучающимся о видовременной системе русского глагола

%D1%81%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0

Все преподаватели – практики, работающие в иностранной аудитории, сталкиваются с трудностями при изучении грамматической темы «Виды глагола». И связано это прежде всего с тем, что само понятие вида оказывается чрезвычайно сложным для иностранцев, не имеющих в своих родных языках подобных категорий, где все нюансы протекания действия выражаются с помощью различных глагольных времен.

Как же донести до учащихся логику видовременной системы русского глагола, как показать им, что в этой системе нет ничего случайного и/или избыточного и что все в ней подчинено целям достижения наиболее успешной коммуникации?

Подход

К решению этой проблемы можно и нужно (по нашему мнению) подойти с 2-х сторон:

Алгоритм презентации категории вида

В ходе совместных логических рассуждений учащиеся приходят к выводу, что действие может совершаться в прошлом, настоящем и будущем, быть однократным или многократным, протяженным или мгновенным, являться законченным или незаконченным, характеризоваться результатом (сохраняющимся или несохраняющимся на момент речи), предшествовать другому действию или следовать после него.

%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 %D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F

Данная схема очень удобна для того, чтобы сделать (вместе со студентами!) вывод о том, что в русском языке категория времени описывает когда происходило / происходит / будет происходить действие, но не дает информации о том, как это действие происходило / происходит / будет происходить. Для описания особенностей протекания действия в русском языке и существует категория вида, отвечающая на вопрос как?

Обычно на данном этапе обрабатывается навык выбора вида при описании многократного / однократного действия, протяженного / мгновенного действия, а также законченного / незаконченного действия (с результатом или без)

Страхи:

Но такое соответствие справедливо лишь для одного из значений, выражаемого в русском языке формой НСВ. Как же быть с другими значениями? И почему вообще «под одной крышей» НСВ объединяются такие разные значения как, например, повторяемость и процессность? Какова внутренняя логика именно такого объединения? Почему, в свою очередь, глагол СВ может обозначать и однократное, и мгновенное, и законченное, и результативное действия?

Убираем страхи:

Познакомим учащихся с историей возникновения видов, даст им возможность понять логику видовых оппозиций и даже найти (пусть приблизительные, но чрезвычайно полезные для практики) аналогии с глагольными формами родного языка.

Как известно, перфект и аорист противопоставлялись с точки зрения наличия/отсутствия связи с настоящим, аорист и имперфект противопоставлялись по наличию/отсутствию ограничений на длительность действия, имперфект и перфект – по наличию/отсутствию ограничений на повторяемость, плюсквамперфект и имперфект – по наличию/отсутствию ограничений на последовательную связь событий. Всю эту информацию удобно представить в виде следующей таблицы:

%D0%BE%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8

Необходимо напомнить учащимся, что оппозиция – очень важная структурная категория любой системы, очень сильное логическое отношение, которое сохраняется при любом позиционном варьировании противопоставленных единиц – ср., например, сохранение противопоставления твердости-мягкости во всех формах падежных окончаний.

Исторический экскурс:

в ходе исторического развития плюсквамперфект и аорист постепенно исчезают, но оппозиции, членами которых они являлись, сохраняются. Поэтому с исчезновением аориста его роль немаркированного члена в оппозиции «наличие/отсутствие связи с настоящим» берет на себя имперфект, а роль маркированного члена в оппозиции «наличие/отсутствие ограничений на длительность» переходит к перфекту. С уходом плюскамперфекта его роль маркированного члена оппозиции «наличие/отсутствие ограничений на последовательную связь событий» передается перфекту.

%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F

Интересно, что древнерусскую систему глагольных времен по значению и употреблению можно соотнести с системой времен современного английского языка.

%D1%81%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Из этой таблицы понятно, что с уходом из языка аориста и плюсквамперфекта, с увеличением числа контекстов, «покрываемых» формами имперфекта и перфекта, с перерождением древнего перфекта в современный СВ, а имперфекта – в современный НСВ, мы получаем следующее

%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F 1

Такая таблица соответствий (хотя и очень приблизительных, как показывает опыт) очень помогает англоговорящим учащимся.

Возвращаясь к вышеприведенной таблице, отметим, что она наглядно показывает:

Обращая внимание учащихся на этот факт, педагог помогает учащимся глубже понять логическую суть видового противопоставления: НСВ противопоставлен в русском языке СВ как форма, называющая действие без каких-либо ограничений, форме, называющей действие с рядом ограничений.

Таким образом, НСВ – более обобщенная, более «широкая» форма, а СВ – более конкретная, более детализованная.

И тут следует напомнить учащимся о том, что язык – это прежде всего средство коммуникации. Каждый коммуникативный акт обладает сиюминутностью, он происходит здесь и сейчас и характеризуется конкретной коммуникативной целью, для достижения которой говорящий стремится к конкретизации и детализации.

104799687 rsz overspend.1910x1000

Так, например, в любом языке трудно представить себе ситуации использования императива от глагола потерять (Потеряй!), а негативная форма императива, напротив, весьма частотна (Не потеряй!). Здесь именно логика ситуации диктует выбор правильной грамматической формы.

Вывод: Именно логический анализ (с привлечением межъязыковых соответствий – там, где это возможно) помогает учащимся правильно выбирать глагольный вид в условиях конкретной коммуникативной задачи.

Понравилась статья? Обзор учебников можно послушать вот ТУТ

Источник

Образование глаголов одного вида от другого

ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ ОДНОГО ВИДА ОТ ДРУГОГО

НСВ → СВ

приставочный Делать – сделать. Играть – сыграть. Писать – написать.

суффиксальный Бросать – бросить. Исчезать – исчезнуть.

прист.-суффиксальный Глотать – проглотить. Ронять – уронить. Крепить — укреплять

от другой основы Брать – взять. Говорить – сказать. Ловить — поймать

мена ударения Отрезать – отрезать. Осыпать – осыпать.

СВ → НСВ (Имперфективация)

суффиксальный Перечитать – перечитывать. Просеять – просеивать. Деть – девать.

прист.-суффиксальный Купить – покупать.

суфф.-постсуфф. Лечь – ложиться.

от другой основы Прийти – приходить. Положить – класть. Сестьсадиться.

чередование гласных Послать — посылать. Собрать — собирать. Оттереть – оттирать.

Тесную связь вида с лексическим значением слова демонстрируется образованием глагола СВ присоединением приставок, суффиксов, мены ударения. Полученные глаголы СВ лексически не совпадают с мотивирующим словом.

Имперфективация — образование глаголов НСВ.

obrazovanie glagolov odnogo vida ot drugogo

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Образование глаголов одного вида от другого
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Глагол в табл.«, «Морфологический разбор глагола«

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Источник

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Глагол как части речи занимает особое положение в современном языкознании. От других грамматических классов слов отличается тем, что описывает процессуальную ситуацию, в которой может участвовать не только объект, но и субъект. Морфологические категории переходности, спряжения и возвратности свойственны только глагольному слову. В статье рассмотрим ещё одну важную специфическую характеристику – совершенный и несовершенный вид глагола.

Какие бывают виды глаголов в русском языке

Вид относится к постоянным грамматическим признакам этой части речи, который присущ всем глагольным формам. Он рассматривает процесс с точки зрения временной составляющей: характеризуется отношение действия к внутреннему пределу (ограниченность или неограниченность).

В морфологии русского языка различают совершенный и противоположный ему – несовершенный вид глагола (далее – СВ и НСВ).

Глаголы совершенного вида

СВ характеризует действие как законченное, завершённое (больше не повторится, т.к. конечный результат достигнут). К таким словам можно задать синтаксические вопросы: «что сделать?», «что сделали?», «что сделает?», «что сделают?» и т.д. Например: проговаривает, погуляли, ковырнут, определят, бросил, найти, прилечь и др.

Что такое несовершенный вид глагола

НСВ характеризует незаконченное действие, которое повторяется или продолжается в определённый момент времени. Оно не завершено, поэтому конечный результат ещё не достигнут. Такие слова отвечают на ряд вопросов: «что делать?», «что делает?», «что делают?» и т.д. Например: укачивали, украшает, кричать, снимают, вырывают, рисовал, бежать и др.

Образование видов глаголов

От СВ образуются глаголы НСВ и наоборот. Существует несколько приёмов, с помощью которых происходит видовая трансформация:

рыть – пере рыть, писать – до писать, видеть – у видеть, делать – с делать

откры ва ть – открыть, спас а ть – спасти, раскид ыва ть – раскидать

разреш а ть – разреш и ть, замен я ть – замен и ть, свист е ть – свист ну ть, искуп а ть – искуп и ть

отслеж ива ть – отслед и ть, упраш ива ть – упрос и ть, вздох ну ть – взды ха ть

брать – взять, говорить – сказать

Отметим, что есть одновидовые и двувидовые глаголы. Одновидовые – это слова, которые не имеют пары и употребляются только в одной форме – СВ или НСВ. Например: очнуться, наиграться, хлынуть, понежиться – представлены только СВ. В свою очередь у слов терпеть, бежать, шуметь, начальствовать и некоторых других есть только форма НСВ.

Двувидовые – это слова, которые в разных контекстах могут выражать видовое значение СВ и НСВ.

Сравним два предложения:

Как определить вид глагола

Непросто понять, как отличить совершенный вид глагола от несовершенного. Есть несколько простых способов, чтобы правильно определить видовую принадлежность конкретного слова. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Первый способ – вопрос

Чтобы узнать, какой вид у определённого слова в предложении, нужно задать подходящий вопрос:

Второй способ – слово «буду»

Поставить рядом с инфинитивом слово «буду» и посмотреть, подходит ли оно по смыслу.

Отдельно стоит сказать о значениях префиксальных и суффиксальных морфем. Например, префикс «с» входит в морфемный состав глаголов СВ (свернуть, спрыгнуть, слепить и др.).

Времена глаголов совершенного и несовершенного вида

Посмотрим, как изменяются личные формы.

НСВ употребляется в трёх категориях времени:

СВ представлен двумя временами:

Таким образом, глагольный вид – это важная грамматическая категория, без знания которой не получится дать полную характеристику этой самостоятельной части речи.

Источник

НСВ и СВ – глаголы модели I, 1. ЧИТАТЬ, I, 1а. УМЕТЬ (приставки ПРО-, ЗА-,

НСВ и СВ – глаголы модели I, 2. РИСОВАТЬ (приставки НА-, ПО-, О-, С-)……………..табл. 45

НСВ и СВ – глаголы модели I, 4. ПИСАТЬ (приставки НА-, С-, ПО-, ЗА-)……………..табл. 46

НСВ и СВ – глаголы модели I, 10. МОЧЬ (приставки С-, ИЗ-)…………………………….табл. 47

НСВ и СВ – глаголы типа ОТКРЫТЬ I (ПЕТЬ): табл. 30 (приставки ВЫ-, С-)…………. табл. 48

НСВ и СВ – глаголы типа ПИТЬ I: табл. 31 (приставки ВЫ-, С-)…….…………………. табл. 49

НСВ и СВ – глаголы модели II, 1. ГОВОРИТЬ (ЛЮБИТЬ) (приставки ПО-, ПРИ-,

НСВ и СВ – глаголы модели II, 2. СМОТРЕТЬ (ВИДЕТЬ) (приставки У-, С-, ПО-)……..табл. 51

НСВ и СВ – глаголы модели II, 3. СЛЫШАТЬ (приставки ЗА-, ПО-)……………………. табл. 52

НСВ и СВ – глаголы модели I, 1. ЧИТАТЬ (глаголы различаются суффиксами)….……. табл. 53

ГЛАГОЛЫ НСВ – СВ РАЗНЫХ МОДЕЛЕЙ СПРЯЖЕНИЯ

НСВ – модель I, 1. ЧИТАТЬ, СВ – модель I, 1а. УМЕТЬ…………………………….……. табл. 54

НСВ – модель I, 1. ЧИТАТЬ, СВ – модель I, 2. РИСОВАТЬ ….………….………………. табл. 55

НСВ – модель I, 1. ЧИТАТЬ, СВ – модель I, 4. ПИСАТЬ …………………………………..табл. 56

НСВ – модель I, 1. ЧИТАТЬ, СВ – модель I, 5. ОТДОХНУТЬ…………………….………..табл. 57

НСВ – модель I, 1. ЧИТАТЬ, СВ – модели I, 6. СТАТЬ (НАДЕТЬ), I, 7. БРАТЬ

(ЗВАТЬ), I, 8. НЕСТИ, I, 9. ВЕСТИ (КЛАСТЬ), I, 10. МОЧЬ………………………………табл. 58

НСВ – модель I, 1. ЧИТАТЬ, СВ – глаголы I спряжения с разными особенностями

(типа ОТКРЫТЬ: табл. 30, ПИТЬ: табл. 31, БЫТЬ: табл. 33, НАЧАТЬ, глаголы на –

НСВ – модель I, 1. ЧИТАТЬ, СВ – модель II, 1. ГОВОРИТЬ (ЛЮБИТЬ) ………….……. табл. 60

НСВ – модель I,1. ЧИТАТЬ, СВ – модели II, 2. СМОТРЕТЬ (ВИДЕТЬ), II, 3. СЛЫШАТЬ…………………………………………………………………………………….……. табл. 61

НСВ – модель II, 1. ГОВОРИТЬ (ЛЮБИТЬ), СВ – модели I, 8. ИДТИ, НЕСТИ, I, 9. ВЕСТИ………………………………………………………………………………………………..табл. 62

НСВ – модель I, 3. ДАВАТЬ, СВ – глаголы типа ДАТЬ, модели I, 6. СТАТЬ I, 1.

НСВ и СВ – глаголы I и II спряжения, имеющие разные основы …………………………..табл. 64

МОДЕЛИ ГЛАГОЛОВ ТОЛЬКО НСВ I и II СПРЯЖЕНИЯ

Глаголы НСВ I спряжения (модели 1. ЧИТАТЬ, 1а. УМЕТЬ, 2. РИСОВАТЬ)…………….табл. 65

Глаголы НСВ II спряжения (модели 1. ГОВОРИТЬ /ЛЮБИТЬ, 2. ВИДЕТЬ, 3. СЛЫШАТЬ)………………………………………………………… ……………………………….табл. 66

МОДЕЛИ ДВУВИДОВЫХ ГЛАГОЛОВ (НСВ и СВ) I и II СПРЯЖЕНИЯ

Двувидовые глаголы (модели I, 2. РИСОВАТЬ, II, 1. ГОВОРИТЬ)………………………..табл. 67

Способы образования 2-го лица единственного и множественного числа

Обратите внимание на форму императива некоторых глаголов I спряжения и

МОДЕЛИ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ

Модели спряжения бесприставочных глаголов движения (ИДТИ – ХОДИТЬ,

ЕХАТЬ – ЕЗДИТЬ, БЕЖАТЬ – БЕГАТЬ, ПОЛЗТИ – ПОЛЗАТЬ,

ЛЕТЕТЬ – ЛЕТАТЬ,ПЛЫТЬ – ПЛАВАТЬ, НЕСТИ – НОСИТЬ,

ВЕСТИ – ВОДИТЬ, ВЕЗТИ – ВОЗИТЬ)……………………………………………………. табл. 70

Глаголы группы ХОДИТЬ – ИДТИ: НСВ – модель II, 1. ГОВОРИТЬ (ЛЮБИТЬ),

Глаголы группы ЕЗДИТЬ – ЕХАТЬ: НСВ – модель I, 1. ЧИТАТЬ, СВ – глаголы

Глаголы группы БЕГАТЬ – БЕЖАТЬ, ЛЕТАТЬ – ЛЕТЕТЬ, ПЛАВАТЬ – ПЛЫТЬ:

Глаголы группы НОСИТЬ – НЕСТИ, ВОЗИТЬ – ВЕЗТИ, ВОДИТЬ – ВЕСТИ:

НСВ – модель II, 1. ГОВОРИТЬ (ЛЮБИТЬ), СВ – модели I, 8. НЕСТИ (ВЕЗТИ),

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЁМ ………………………………………………………. стр. 50

УПРАВЛЕНИЕ ГЛАГОЛОВ (СЛОВАРЬ)……………………………………………….…стр. 51-65

УПРАВЛЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ С ПРИСТАВКАМИ, приставки ПО-,

СЛОВАРЬ (ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ С ПРИСТАВКАМИ)………………………………стр. 65-67

ЧАСТЬ 1.

ИНФИНИТИВ ГЛАГОЛА

Что (с)делаТЬ?

Таблица 1. Суффиксы инфинитива.

— ТЬ (после гласных) — ТИ (после согласных) — ЧЬ (после гласных)
большинство глаголов немногие глаголы немногие глаголы
читать рисовать уметь говорить идти найти принести перевести мочь помочь лечь увлечь

ОСНОВЫ ГЛАГОЛА

Таблица 2.

Основа инфинитива и основа настоящего (будущего простого) времени. Случаи совпадения и несовпадения основ.

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

В русском языке глаголы настоящего и будущего (простого) времени изменяются по лицам и числам и имеют два типа окончаний, или два спряжения.

читать написать идти
я чита-Ю напиш-У ид-У
ты чита-ЕШЬ напиш-ЕШЬ ид-ЁШЬ он(а) чита-ЕТ напиш-ЕТид-ЁТ
мы чита-ЕМ напиш-ЕМ ид-ЁМ
вы чита-ЕТЕ напиш-ЕТЕ ид-ЁТЕ
они чита-ЮТ напиш-УТ ид-УТ
Запомните окончания глаголов I спряжения! я основа + Ю (У) мы основа + ЕМ (ЁМ) ты ­­­­­ ­______ + ЕШЬ (ЁШЬ) вы _____ + ЕТЕ (ЁТЕ) он(а)_____ + ЕТ (ЁТ) они ______+ ЮТ (УТ) ГЛАГОЛЫ НСВ – НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛЫ СВ – БУДУЩЕЕ ПРОСТОЕ ВРЕМЯ

Обратите внимание!

(ударение на основе) (ударение на окончании)

Таблица 4. 2 –ое СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ( II ).

говорить стоять выучить
я говор-Ю сто-Ю выуч-У ты говор-ИШЬ сто-ИШЬ выуч-ИШЬ он(а) говор-ИТ сто-ЯТ выуч-ИТ
мы говор-ИМ сто-ИМ выуч-ИМ вы говор-ИТЕ сто-ИТЕ выуч-ИТЕ они говор-ЯТ сто-ЯТ выуч-АТ
Запомните окончания глаголов II спряжения! я основа + Ю(У) мы основа + ИМ ты ­­­­­ ­______ + ИШЬ вы ______ + ИТЕ он(а)_____ + ИТ они ______ + ЯТ (АТ) ГЛАГОЛЫ НСВ – НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛЫ СВ – БУДУЩЕЕ ПРОСТОЕ ВРЕМЯ

Обратите внимание!

говор-ю (-ят), сто-ю (-ят)

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА

Запомните!Глаголы I и II спряжения НСВ и СВ имеют одну форму прошедшего времени. Глаголы прошедшего времени имеют формырода и числа.

Таблица 5. Формы прошедшего времени*.

Обратите внимание!

Таблица 9. Особые случаи образования форм прошедшего времени.

инфинитив м.р. ед.ч. ж.р. ед.ч. ср.р. ед.ч. мн.ч.
-ТЬ(ся)
image001возникнуть исчезнуть ошибиться погибнуть привыкнуть возник исчез ошибся погиб привык возникла исчезла ошиблась погибла привыкла возникло исчезло ошиблось погибло привыкло возникли исчезли ошиблись погибли привыкли
-ТИ(сь) (с-ть) везти ползти нести расти спасти спастись вести перевести идти найти пойти прийти класть сесть упасть вёз полз нёс рос спас спасся вёл перевёл шёл нашёл пошёл пришёл клал сел упал везла ползла несла росла спасла спаслась вела перевела шла нашла пошла пришла клала села упала везло ползло несло росло спасло спаслось вело перевело шло нашло пошло пришло клало село упало везли ползли несли росли спасли спаслись вели перевели шли нашли пошли пришли клали сели упали
-ЧЬ(ся) беречь жечь лечь мочь печь помочь увлечься берёг жёг лёг мог пёк помог увлёкся берегла жгла легла могла пекла помогла увлеклась берегло жгло легло могло пекло помогло увлеклось берегли жгли легли могли пекли помогли увлеклись

БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА

Таблица 10. Формы будущего времени.

Глаголы НСВ (буд. слож. вр.) Глаголы СВ (буд. прост. вр.)
Личные формы глагола БЫТЬ + инфинитив НСВ Формы глаголов настоящего времени и те же модели спряжений
читатьучиться I прочитатьII научиться
я буду ты будешь он(а) будет читать мы будемучиться вы будете они будут я прочитаю научусь ты прочитаешь научишься он(а) прочитает научится мы прочитаем научимся вы прочитаете научитесь они прочитают научатся

Сравните формы глаголов настоящего и будущего простого времени!

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: