Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Простые и сложные предложения.
Синтаксический анализ сложного предложения.
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Предложение – основная синтаксическая единица, представляющая собой слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба); характеризуется интонационной и смысловой законченностью; имеет грамматическую основу.
Простое предложение – это предложение, в котором одна грамматическая основа.
Сложное предложение – это предложение, в котором две и более грамматических основы, связанных по смыслу и интонационно.
Сложносочинённое предложение – это предложение, в котором части равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами.
Сложноподчинённое предложение – это предложение, в котором одна из частей по смыслу зависит от другой (подчиняется ей).
Бессоюзное предложение – это предложение, части которого связаны только по смыслу, без союзов.
1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. Русский язык. 5 класс. Учебник. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 188.
2. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 129.
3. Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. Просто и занимательно о русском языке. Пособие для учащихся 5-9 классов. – М.: Просвещение, 2007. – с. 306.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Предложение – основная единица синтаксиса. В предложении есть грамматическая основа, состоящая из подлежащего и сказуемого или одного из них.
Если в предложении одна грамматическая основа, то это простое предложение.
Предложения, в которых две или несколько грамматических основ, называются сложными.
В зависимости от того, как связаны между собой части сложного предложения, выделяют союзные и бессоюзные сложные предложения. Если части сложного предложения связаны между собой только с помощью интонации, то предложение бессоюзное. Если части связаны между собой с помощью интонации и союзов, то это союзное предложение.
Чаще всего в сложном союзном предложении употребляются союзы И, А, НО, ДА. В этом случае части сложного предложения равноправны. В схеме обе части заключаются в квадратные скобки. При использовании союзов ЧТО, ЧТОБЫ, ЕСЛИ, КОГДА, КАК, ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК и слов КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА одна часть зависит от другой, т.е. от одной части предложения можно задать вопрос к другой. В этом случае главная часть (от которой задают вопрос) заключается в квадратные скобки, а зависимая часть (к которой задают вопрос) заключается в круглые скобки.
Запомните: между частями сложного предложения ставится запятая.
Синтаксический анализ сложного предложения выполняется по тому же плану, что и синтаксический разбор простого предложения.
1. Вид по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
2. Вид по интонации: восклицательное, невосклицательное.
3. Вид по количеству грамматических основ: простое, сложное.
4. Характеристика простых предложений в составе сложного:
А) Вид по строению грамматической основы: односоставное, двусоставное.
Б) Вид по наличию второстепенных членов: распространённое, нераспространённое.
В) Осложнено или нет: есть или нет однородные члены, обращения.
Обратите внимание, что каждая часть сложного предложения характеризуется отдельно.
5. Тип сложного предложения: союзное, бессоюзное.
После этого составляется схема сложного предложения и объясняются знаки препинания.
Разбор сложного предложения выглядит следующим образом.
Теоретический материал для углубленного изучения
Типы сложных предложений.
Сложное предложение – это предложение, у которого две и более грамматических основы. Все сложные предложения делятся на союзные (части соединяются при помощи интонации и союзов) и бессоюзные (части соединяются только при помощи интонации.
Между частями сложного предложения ставится запятая. Также между частями бессоюзного предложения могут стоять двоеточие или тире.
Союзные предложения в свою очередь подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
Сложносочинённое предложение – это предложение, части которого равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами И, А, НО, ДА.
Сложноподчинённое предложение – это предложение, в котором одна часть зависит от другой по смыслу и присоединяется при помощи союзов ЧТО, ЧТОБЫ, ЕСЛИ, КОГДА, КАК, ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК и слов КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА. Зависимая часть называется придаточной.
Рассмотрим это на примерах.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Определите, верную характеристику предложения.
Листья задевают друг за друга, и со всех сторон слышится лёгкий шорох
Разбор задания: Вспоминаем, что в сложном предложении две и более грамматических основы, а в простом – одна. Находим грамматическую основу. Листья задевают и шорох слышится. Здесь две грамматических основы, следовательно предложение сложное. Части связаны союзом И, следовательно предложение союзное. Ответ: 2.
Выделите зелёным цветом сложное предложение.
1.Иглы сосен гулко и колко устилают низкие пни.
2. Налетел ветер, и затрепетала листьями осинка.
3. Лёгкий осенний снежок лёг на детскую площадку.
4. Жёлтыми листьями осень щедро выстлала дороги, парки, скверы.
Разбор задания: В сложном предложении должно быть две и более грамматических основы. Ищем предложение, которое соответствует этому. 1. Иглы устилают – одна основа. 2. Ветер налетел, осинка затрепетала – две основы, следовательно сложное предложение. Проверяем остальные. 3. Снежок лёг – одна основа, простое предложение. 4. Осень выстлала – одна основа, следовательно, простое предложение.
Ответ: 2. Налетел ветер, и затрепетала листьями осинка.
Синтаксический анализ предложения
теория по русскому 🐻 синтаксис
Синтаксический разбор предложения – это характеристика предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи.
Синтаксический разбор предложения включает следующие шаги:
И скучно, и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды. (М.Ю. Лермонтов) – повествовательное
Что ты тут написал? Что это такое? (И.Ильф, Е. Петров) – вопросительное
Россия! встань и возвышайся! / Греми, восторгов общий глас! (А.С. Пушкин) – побудительное
2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске:
Нет, ты посмотри, что за луна. Ах, какая прелесть! (Л.Н. Толстой)
Отдаю тебе душу в залог / За твои голубые подснежники. (Н.А. Заболоцкий)
3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ:
Министерство Любви поддерживало закон и порядок. (Д. Оруэлл) – простое
И вдруг я очутился лицом к лицу с тем самым юношей, который с первого взгляда вызвал в моей душе столь странное волнение. (О. Уайльд) – сложное
Дальнейший разбор выполняется с учётом того, является предложение простым или сложным:
Простое предложение
Сложное предложение
4. Охарактеризовать предложению по наличию главных членов: двусоставное (есть подлежащее и сказуемое), односоставное (только подлежащее или сказуемое). Если предложение односоставное, указать его тип: определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное;
5. Определить полноту предложения: полное (есть все члены, необходимые для понимания предложения), неполное (некоторые члены опущены и восстанавливаются из контекста);
6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов: распространённое (есть второстепенные члены), нераспространённое (нет второстепенных членов);
7. Проверить, осложнено ли предложение. Если да, указать чем – однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами и конструкциями и др.
8. Подчеркнуть члены предложения и указать, какими частями речи они выражены;
9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. Простое предложение в схеме обозначается квадратными скобками.
4. Охарактеризовать предложение по типу связи между частями: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП), сложноподчинённое (СПП), сложное предложение с разными видами связи;
5. Разобрать каждую часть сложного предложения как простое, начиная с пункта №4 соседнего столбца.
Главная часть в СПП и равнозначные предложения в БСП и ССП обозначаются квадратными скобками, подчинительная часть — круглыми.
Синтаксический разбор простого предложения
Синтаксический разбор сложного предложения
4.1. двусоставное; 5.1 полное; 6.1 распространённое; 7.1 осложнено вводным словом;
4.2. двусоставное; 5.2 полное; 6.2 распространённое; 7.2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом;
Синтаксический разбор предложения
Синтаксический разбор предложения — это полная характеристика предложения с указанием цели высказывания, интонации, количества и типа грамматических основ, разбор по членам предложения и пр., составление схемы.
Синтаксический разбор простого предложения
Одним из важных признаков предложения является грамматическая основа, в которой сосредоточен смысл высказывания. Предложение является простым, если в нём содержится одна грамматическая основа. Она представляет собой сочетание подлежащего и сказуемого или содержит один главный член (подлежащее или сказуемое).
Синтаксический разбор простого предложения выполняем пошагово в соответствии со следующим алгоритмом:
Рассмотрим подробнее и объясним все пункты синтаксического разбора простого предложения.
Характеристика простого предложения
1. По цели высказывания различают предложения:
Повествовательное предложение сообщает о ком-то или о чём-то и произносится со спокойной интонацией.
На улице дует сильный ветер. Он быстро разогнал облака на небе. Вскоре засветило яркое солнце.
Вопросительное предложение выражает вопрос, на который нужно получить ответ. С помощью вопросительного предложения говорящий хочет узнать о чём-то, получить достоверную информацию. Вопросительное предложение произносится с особой интонацией, подчеркивающей главное слово в нём.
Побудительное предложение содержит совет, приказ, запрет, просьбу, призыв к действию.
2. По эмоциональной окраске, по силе выраженного чувства предложения делят на
Невосклицательные предложения произносятся без проявления чувств со спокойной интонацией.
Дети с интересом слушают бабушкину сказку.
Восклицательные предложения выражают определённое чувство. Они произносятся с особой интонацией. В конце их ставится восклицательный знак.
3. Следующий шаг разбора — определение грамматической основы. Если в предложении выявлена одна грамматическая основа, это простое предложение. В сложном предложении содержатся две и более грамматических основ.
4. Если в предложении налицо оба главных члена предложения, подлежащее и сказуемое, такое предложение является двусоставным.
Осеннее небо заплакало мелким дождем.
Если в предложении выявлен один главный член (подлежащее или только сказуемое), такое предложение называется односоставным.
5. Определяем тип односоставного предложения по тому, чем выражен его главный член. Если это подлежащее в форме именительного падежа, то это назывное предложение.
Односоставные глагольные предложения различают по грамматической форме сказуемого:
7. Если в структуре предложения можно указать все члены, необходимые для понимания его смысла, такое предложение является полным. В неполных предложениях отсутствует один или несколько членов, которые подсказывает предыдущий контекст.
Ты где сейчас находишься? — Дома (Я сейчас нахожусь дома).
8. Осложнённым является простое предложение, если в нем имеются
Если этих элементов нет в простом предложении, то охарактеризуем его как неосложнённое.
9. Далее приступим к разбору по членам предложения, выявив подлежащее и сказуемое и второстепенные члены предложения. Подчеркнем каждый из членов предложения соответствующей линией:
Для наглядности приведем примеры синтаксического разбора простого предложения.
Примеры синтаксического разбора простого предложения
После дождя над лесом повисла разноцветная радуга.
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложненное предложение.
Чтобы найти подлежащее, к слову с предметным значением зададим вопрос что?
Радуга — это подлежащее, выражено существительным в именительном падеже ед. ч. женского рода.
Радуга (что сделала?) повисла. Это простое глагольное сказуемое, которое выражено глаголом изъявительного наклонения прошедшего времени ед. ч. ж. р.
Радуга (какая?) разноцветная. Определение выражено прилагательным в форме ед. ч. ж. р. именительного падежа.
Повисла (где?) над лесом. Обстоятельством места выступает существительное в форме творительного падежа ед. ч. мужского рода.
Повисла (когда?) после дождя. В роли обстоятельства времени используется существительное в форме родительного падежа ед. ч. мужского рода.
Каждый член предложения обозначим, какой частью речи он выражен.
Побудительное, восклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное предложение, осложненное обращением.
Синтаксический разбор сложного предложения
Синтаксический разбор сложного предложения начинается с общей характеристики, как и простого предложения. Выполним разбор в соответствии с планом:
Выполним синтаксический разбор сложных предложений.
Примеры синтаксического разбора сложного предложения
На темном небе сверкнула яркая молния, и раздался оглушительный гром.
Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, состоящее из двух грамматических основ (молния сверкнула, гром раздался); союзное, соединительный союз «и», сложносочиненное.
Городская площадь, на которой шумела ярмарка, была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами.
Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (площадь была украшена; ярмарка шумела), союзная связь, союзное слово «на которой» соединяет главное предложение (Городская площадь была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами) с зависимым (на которой шумела ярмарка), сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
Девушка огорчилась: она забыла вернуть подруге журнал.
Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (девушка огорчилась; она забыла вернуть), бессоюзная связь, второе простое предложение выражает причину того, о чем идет речь в первом предложении; бессоюзное сложное предложение.
Презентация по русскому языку на тему «Простые и сложные предложения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Простые и сложные предложения
Завалина Т.В.
Описание слайда:
Цели и задачи урока:
Вспомнить основные изученные термины по разделу «Синтаксис»;
Выяснить, в чем же разница между сложным и простым предложениями;
Уметь отличать на письме сложное предложение от простого и использовать сложное предложение в собственной речи.
Описание слайда:
Ответьте на вопросы:
Что такое предложение?
Описание слайда:
Устная синтаксическая минутка
1
2
Присяду на камень и слушаю иволги плач.
Северный ветер несет свинцовые облака, и в воздухе появляются белые снежинки.
Описание слайда:
Вывод по заданию:
Первое предложение простое, так как в нем 1 грамматическая основа.
Второе предложение сложное, так как состоит из двух грамматических основ, объединенных союзом И.
В первом предложении перед союзом И запятая не ставится, так как он объединяет однородные сказуемые. А во втором ставится, так как там союз соединяет простые предложения в составе сложного.
Описание слайда:
Теоретическая база
Простое предложение – это предложение, в котором одна грамматическая основа.
Сложное предложение – это предложение, в котором не менее двух грамматических основ.
Простые предложения в составе сложного могут между собой объединяться при помощи союза – это союзное сложное предложение. А могут объединяться без союза, то есть по смыслу – это бессоюзное предложение.
Описание слайда:
Описание слайда:
Алгоритм работы над предложением
Находим в предложении все главные члены.
Определяем количество грамматических основ.
Если перед нами сложное предложение, то ищем союз и делаем вывод –
союзное оно или бессоюзное.
Описание слайда:
Закрепление материала:
Задание №1.
Выпишите только сложные предложения, расставьте знаки препинания:
Описание слайда:
Задание №2.
Спишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены.
Описание слайда:
Описание слайда:
Знаки препинания в предложении с союзами И, А, НО.
Описание слайда:
Прочитайте предложения. Попробуйте их соединить.
Дождь прошел. На небе появилась радуга.
Подул ветер. Листья закружились в воздухе.
Описание слайда:
Знаки препинания в предложениях с союзами
потому что, если, когда, что, чтобы, где
[ ], ( когда ).
[ ], ( если ).
[ ], ( что ).
[ ],(чтобы ).
Описание слайда:
Задание №4
Спишите, расставьте знаки препинания. Подчеркните
слова, которые соединяют простые предложения в составе сложного.
1. Шофёр закрич..л что пора ехать.
2. Обнаружили дощатый павильон где прод..вали
малиновое мороженое.
3. Журавли пол..тели в теплые края когда наступили
осенние дни.
4. Веют холодные ветры качают(?)ся ветви берез.
5. Я (не) боялся пчел потому что дедушка научил меня
тихо ходить.
Описание слайда:
Выводы:
Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий предложение, словосочетание и текст.
По наличию грамматических основ предложение делится на простое и сложное.
В простом предложении перед союзом И, соединяющим однородные члены, запятая не ставится, а в сложном предложении перед союзом И мы будем всегда ставить запятую.
Описание слайда:
Синтаксический разбор сложного предложения
Описание слайда:
Порядок синтаксического разбора
1. Вид предложения по цели высказывания.
2. Вид предложения по интонации.
3. Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы.
4. Средства связи простых предложений в составе сложного.
5. Знаки препинания.
6. Схема.
Назовите признаки, общие для простого и сложного предложений.
Описание слайда:
Описание слайда:
УДАЧИ.
Успехов в учебе!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Лингвист»
Исследовательская работа «Изучение роли феминитивов в современном русском языке.
Мой вклад в конкурсное сочинение.»Сохранение окружающей среды и улучшение экологии моей страны
НОРМЫ УДАРЕНИЯ И ИХ НАРУШЕНИЕ В ЛЕКСИКОНЕ ПОДРОСТКОВ
План творческой группы учителей русского языка и литературы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа лингвистической направленности «Трудные вопросы русского языка»
Исследовательская работа «Нормы ударения и их нарушения в лексиконе школьников
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 4 класс Школа России
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5291307 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей
Время чтения: 1 минута
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.