синтаксис музыкальной речи мотив музыкальная фраза предложение период

Синтаксис музыкальной речи мотив музыкальная фраза предложение период

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Музыкальный синтаксис. Типы периодов. Теория музыки

Музыкальный синтаксис изучает строение музыкальной речи. Музыкальное произведение делится на части, называемые построениями. Границей между построениями служит цезура. Признаками цезуры являются 1) пауза, 2) ритмическая остановка (долгая длительность), 3) повтор, 4) контраст.

Сочетания фраз в периоде образуют масштабно-тематические структуры

4. Дробление с замыканием. Григ. Поэтическая картинка №1. Сочетание длинной фразы, нескольких коротких и снова протяженной. (4+1+1+2).

Типы периодов. Все многообразие периодов можно разделить по следующим признакам:

I. Строение. По строению периоды бывают

3. Периоды из 3-х предложений. Шопен Прелюдия №9, Ми мажор.(4+4+4)

1. Повторный период. Повтор бывает точный (Шуман Смелый наездник) и видоизмененный.

Видоизмененный повтор бывает варьированный и секвентный.

При варьированном повторе изменяются отдельные элементы темы: ритм, лад, фактура изложения, мелодия (интонационная сторона), но тема в целом узнаваема. Гайдн. Соната Ре мажор, I часть, ГП, Моцарт Соната №12 Фа мажор, II часть.

Период считается повторным даже в том случае, если 2-е предложение воспроизводит только начальную интонацию 1-го.

При секвентном повторе тема без особых изменений проводится на другой высоте. Григ Концерт Ля минор, II часть.

Весь период в целом может быть повторен без изменений (записывается со знаком репризы) или с некоторыми фактурными изменениями. Такой период называется повторенный.

III. Тональное оформление.

Период может иметь вступление или дополнение (после окончательного разрешения), которые не влияют на его структуру.

Источник

Музыкальный синтаксис

Музыкальный синтаксис – описание музыкальных структур и закономерностей их соединения.

Слово синтаксис произошло от древнегреческого σύν-ταξις (σύν – вместе, ταξις – построение, порядок, звание). Когда мы пытаемся сконструировать мелодию из элементов, то на первый план действительно выступает проблема, как объединить элементы в целое, а не разваливающееся по форме произведение. Но, когда мы сталкиваемся с новым произведением в виде нот (хороший музыкант очень облегчает восприятие слушателя), то очень важно понять (именно понять, а не просто разделить) из каких элементов музыка состоит.

Точки, где разделяются синтаксические структуры, называют «цезурами». Ощущение цезуры возникает там, где музыка «остановилась», то есть сильнее всего на:

Членение музыки в этих случаях столь очевидно, что задачей музыканта, как правило, является не подчеркивание членения музыки, а, напротив, поиск исполнительских средств объединения этих построений. Именно поиск других средств, а не сокращение времени паузы или звука. Ведь синтаксис – слуга двух господ: музыкального содержания и коммуникации между слушателем и музыкантом. Не всегда легко угодить обоим: глубокое проникновение в идею автора делает музыку понятной не для всех, а легкость восприятия может привести к упрощению смысла.

Несколько менее очевидны, но все еще дающие информацию для ощущения местонахождения цезуры:

Достаточно сложно воспринимается цезура между:

В учебниках по теории музыки и музыкальной форме можно найти множество определений составляющих музыкальный синтаксис элементов, но все эти определения описывают формальные структуры. по этим определениям нельзя понять в чем их содержательные различия. Абсурдно пытаться их копировать. Ниже приводится их нестандартное, но более точное описание.

Синтаксис в музыке изучает такие элементы как:

Период – самое крупное музыкальное построение, изучаемое музыкальным синтаксисом, и самая мелкая из структур рассматриваемых музыкальной формой. Период может быть как отдельной законченной мыслью в развернутом произведении со сложной структурой, так и единственной мыслью в небольшом произведении.

В простой (чаще танцевальной) музыке распространена так называемая квадратная структура, когда мотив по продолжительности равен такту, фраза – двум тактам, предложение – четырем, а период – восьми. В этом случае структура является продолжением метра. Для простых размеров ( 2 4, 3 4) квадратный период будет иметь следующую структуру:

8 mi takt v dolyu

восьмитактовый квадратный период

Или со смещением, если музыка начинается с неполного такта (затакта):

8 mi takt s zataktom

Восьмитактовый квадратный период с затактом

В сложных размерах (например 4 4), в которых каждый такт кроме сильной первой содержит еще и относительно сильную долю, структура может быть такой же, как и в простых, но встречаются и четырехтактные периоды:

4 h takt

4 h takt s z

Четырехтактный период с затактом

Весьма распространен и противоположный случай, когда период составляет 16 и даже 32 такта.

Чем сложнее по содержанию музыка, тем меньше она напоминает указанные схемы:

Часто возникает вопрос, о том, как правильно определить границы между мотивами, фразами и т.п. Для начала следует разобраться, есть ли вообще в данном произведении те структуры, между которыми ведется поиск цезур. Ведь существует музыка, в которой нет ни фраз, ни мотивов, ни, даже тактов и тактового размера. Существует музыка, в которой нет даже звуков.

Разговор о синтаксисе можно будет продолжить после разбора выразительного значения тональностей, ладов и музыкальных функций.

Источник

Мотив, фраза, предложение, период

Мотив наименьшее музыкальное построение, составляющее характерную часть музыкальной темы. Это яркий, выразительный интонационный оборот, который, даже видоизменяясь в произведении, сохраняет свою «узнаваемость». От качества мотивов в значительной мере зависит образность и запоминаемость музыкальной темы: если они недостаточно выразительны, то музыка может стать безликой и бледной.

Как правило, мотив достаточно короток – содержит только одну сильную метрическую долю. Но бывают мотивы и более сложные, развернутые, которые могут объединять несколько интонационных оборотов. Мотивы не обязательно беспрерывно следуют друг за другом, они могут находиться на расстоянии. Так же мотивы могут соединяться общим звуком, как бы сцепляясь друг с другом.

Фраза любая законченная часть музыкальной темы. Это среднее построение между мотивом и предложением (ее размеры менее определены). Фраза может быть слитной либо члениться на мотивы. Нередки случаи, когда фраза полностью состоит из одного большого мотива. Фразам свойственна незавершенность и взаимосвязанность. Нередко конец одной фразы и начало следующей сливаются. Так же фразы могут следовать одна за другой, не объединяясь ни в какие высшие построения, что часто встречается в инструментальной музыке.

Несколько фраз складываются в предложение. Предложение, в свою очередь, является составной частью периода.

Период построение, в котором изложена более или менее завершенная музыкальная мысль. Обычно классический период состоит из двух сходных по структуре предложений, которые завершаются каденцией. Часто в периоде второе предложение более расширено. Период может включать в себя несколько десятков тактов и составляет раздел произведения или целое небольшое произведение.

Каданс.

Размеры перечисленных элементов музыкальной речи (мотива, фразы, предложения, периода) отражают степень развития музыкальной мысли. Но у них есть свои «средние» нормальные размеры (хотя и очень относительные). Например, размер мотива – до 1 такта, фраза – 1-2 такта, предложение – от 2 тактов, периода – от 8 тактов. Но, как и в других областях, количество здесь – это лишь внешний признак.

В заключении отметим, что музыкальное произведение – это органическое целое, которое состоит из частей, внутренне связанных между собой. Удержать внимание слушателя призвана непрерывность музыкального развития, а завершенность отдельных построений делает музыкальную речь понятной.

Одночастная форма.

Одночастная форма подразумевает изложение тематического материала без его дальнейшего развития. Ее строение принято обозначать формулой из одной буквы: А. Как правило, по размеру это предложение или простой период. Обычная величина такого построения – 8 тактов, хотя может быть 4 такта или до 16 тактов (но при этом не должно быть усложнения в развитии: модуляций в другие тональности с многообразием выразительных средств в мелодии, гармонии, ритме). В одночастной форме в крупном произведении может быть выполнено вступление.

В самостоятельном виде она встречается в вокальной музыке – в качестве куплета, когда каждая новая строфа стихотворения сопровождается одинаковой музыкой; очень распространена в народной музыке, где ее формула может выглядеть так: А+А+А+А…

Если в произведении одночастной формы много свободного развития импровизационного характера, то оно может быть более крупным по масштабу (например, 30-50 тактов).

Двухчастная форма.

В первой части этой формы излагается основная музыкальная мысль, во второй развивается и завершается музыкальная мысль. Вторая часть по размеру может быть значительно больше первой, если в ней происходит широкое развитие материала.

Части в этой форме могут быть слитными, либо четко расчлененными (что характерно для танцевальной музыки). В зависимости от содержания второй части существуют две разновидности двухчастной формы.

image001 image017Формула соответствуют такому произведению, где вторая часть очень сходна с первой, фактически она повторяет первую лишь с некоторыми изменениями (в фактуре, гармонии, мелодии, ритме). Часто начало второй части полностью повторяет музыкальный материал первой части, и лишь затем идет вариационное развитие.

image001Формула А+В говорит о том, что во второй части материал имеет самостоятельный характер (контрастирующий с первой частью).

Яркий пример двухчастной формы – куплетное строение песни, когда сначала идет запев (куплет), а потом – припев. У произведений, выполненных в двухчастной форме, нередко имеются небольшие по размерам вступление и заключение.

image019Двухчастная форма может иметь более сложное, развитое строение, благодаря чему размеры произведения увеличиваются. Внутри каждой части могут находиться двухчастные или трехчастные построения. При этом формула может усложняться и выглядеть, например, так:

Части такой двухчастной формы не обязательно должны быть четко структурированными, в них может происходить свободное развитие, и тогда окончания построений определяются по временным завершениям развития, паузам, остановкам движения.

Трехчастная форма.

Трехчастная форма состоит из трех частей: первой, средней и третьей (третья часть в классических традициях обязательно повторяет первую часть полностью или частично). Есть следующие разновидности этой формы.

image001 image021Формула соответствует такому строению произведения, где средняя часть немного отличается от крайних, а третья часть может полностью повторять первую (даже без изменения регистров и мелодических оборотов). В средней части ( А1 ) повторяется материал первой части без изменения тональности, либо в одноименной или близкой тональности.

Источник

Синтаксис музыкальной речи мотив музыкальная фраза предложение период

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Музыкальный синтаксис. Типы периодов. Теория музыки

Музыкальный синтаксис изучает строение музыкальной речи. Музыкальное произведение делится на части, называемые построениями. Границей между построениями служит цезура. Признаками цезуры являются 1) пауза, 2) ритмическая остановка (долгая длительность), 3) повтор, 4) контраст.

Сочетания фраз в периоде образуют масштабно-тематические структуры

4. Дробление с замыканием. Григ. Поэтическая картинка №1. Сочетание длинной фразы, нескольких коротких и снова протяженной. (4+1+1+2).

Типы периодов. Все многообразие периодов можно разделить по следующим признакам:

I. Строение. По строению периоды бывают

3. Периоды из 3-х предложений. Шопен Прелюдия №9, Ми мажор.(4+4+4)

1. Повторный период. Повтор бывает точный (Шуман Смелый наездник) и видоизмененный.

Видоизмененный повтор бывает варьированный и секвентный.

При варьированном повторе изменяются отдельные элементы темы: ритм, лад, фактура изложения, мелодия (интонационная сторона), но тема в целом узнаваема. Гайдн. Соната Ре мажор, I часть, ГП, Моцарт Соната №12 Фа мажор, II часть.

Период считается повторным даже в том случае, если 2-е предложение воспроизводит только начальную интонацию 1-го.

При секвентном повторе тема без особых изменений проводится на другой высоте. Григ Концерт Ля минор, II часть.

Весь период в целом может быть повторен без изменений (записывается со знаком репризы) или с некоторыми фактурными изменениями. Такой период называется повторенный.

III. Тональное оформление.

Период может иметь вступление или дополнение (после окончательного разрешения), которые не влияют на его структуру.

Источник

ПЕРИОД. ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ФРАЗЫ. КАДЕНЦИЯ. МОТИВ.

КАДЕНЦИЯ может быть:

1)Полная совершенная каденция. Мелодия заканчивается на тонике I ступени.

2)Полная несовершенная каденция. Мелодия закачивается на III или V ступени.

3)Половинная каденция. Мелодия заканчивается на неустойчивых ступенях II, IV, VI, VII

ФРАЗА – это часть мелодии, не имеющая собственного окончания. Предложения и фразы разделяются между собой цезурами (V). Цезура – это остановка, при которой можно взять дыхание.

МОТИВ – наименьшая ячейка музыкальной мысли, имеющая одну сильную долю. Несколько мотивов объединяются в одну фразу.

Повторного строения: __ А__

Два различных предложения: __ А__

Три различных предложения: __ А__

image075

Билет№11

МОДУЛЯЦИЯ И ОТКЛОНЕНИЕ. МОДУЛЯЦИЯ 1 СТЕПЕНИ РОДСТВА.

Отклонение – это временный переход из одной тональности в другую.

Модуляция – это переход из одной тональности в другую с последующим закреплением новой тональности. Модуляция может произойти в тональности 1 степени родства:

1. В параллельную тональность.

2. В доминантовую тональность.

3. В тональность, параллельную доминанте.

4. В субдоминантовую тональность.

5. В тональность, параллельную субдоминанте.

Сопоставление – это резкий переход из одной тональности в другую.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ.

Параллельные тональности – мажорные и минорные тональности, которые имеют одинаковые ключевые знаки. Параллельная минорная тональность стоит на малую терцию (3ступени) вниз от мажорной тональности. Например: До мажор – ля минор, Соль мажор – ми минор

ОДНОИМЁННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ.

Одноимённые тональности – это тональности, у которых общий только первый звук (тонический, I ступень). Одноимённые тональности имеют различный звуковой состав. Они различаются между собой на 3 ключевых знака. Например: До мажор – 0 знаков до минор – 3 знака (3 Ь)

Ре мажор – 2 знака (2 #) ре минор – 1 знак (1 Ь)

ЭНГАРМОНИЧЕСКИ РАВНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ.

Энгармонически равные тональности – это тональности, тоники которых энгармонически равны. Это тональности одинаковые по звучанию, но разные по написанию. Например: Ре # мажор и Ми Ь мажор.

Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 2980 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: