синтаксис и пунктуация сложного предложения

Сложное предложение

613d1999ed6fd050622200

Что такое сложное предложение

Сложное предложение — это предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ.

Пример сложного предложения:

613d1a2f4358e960258392

По связи между частями сложные предложения делятся на два типа — сложносочиненные и сложноподчиненные. Каждое из них может быть союзным — соединять части союзами и союзными словами, либо бессоюзным — соединять их по смыслу.

Всего выделяют 4 вида сложных предложений. Рассмотрим их в таблице.

613d1a6901017916846268

Сложносочиненное предложение

Сложносочиненным (ССП) называют сложное предложение, имеющее два и более независимых простых предложений в составе. Это значит, что их можно разбить точкой, при этом смысл не потеряется.

Части таких сложных предложений связаны союзами и союзными словами: соединительными (и, да, также и т. д.), противительными (а, но, зато и т. д.), разделительными (либо, то… то, не то… не то и т. д.) или их комбинациями.

Хотелось пирога, и яблоки уже созрели.

Хотелось пирога, но яблоки еще не созрели.

То мать пирогов напечет, то бабушка с булочками приедет.

Иногда части сложносочиненных предложений связаны без сочинительного союза и союзного слова — по смыслу. Такие предложения называют бессоюзными.

Лето заканчивалось лихо: на улице резко похолодало, листья начали алеть и чахнуть.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

В предложениях с союзами и, да, однако, либо и т.д. принято ставить запятую. Кроме случаев, когда:

613d1be698312240805436

На ярмарке в городе показывали кукольные представления, и торговцы продавали сахарную вату, и зазывалы кричали приглашения на аттракционы.

В бессоюзных сложносочиненных предложениях части делятся не только запятыми, но и тире, двоеточиями и точкой с запятой. Эту тему мы подробно разобрали в статье о сложносочиненных предложениях.

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчиняется другому. В этом случае зависимое предложение называется придаточным, а независимое — главным.

Пример сложноподчиненного предложения:

Мне было сложно понять, как ей удалось так быстро привыкнуть к новому городу.

Виды связи в сложноподчиненном предложении

Обычно части СПП в русском языке связаны друг с другом подчинительными союзами, например:

Я только-только закончил картину, когда солнце уже готовилось потухнуть.

Бывают сложные предложения, в которых придаточное с главным связаны только по смыслу и разделены знаком препинания, но между ними все еще можно вставить подчинительный союз. Такие предложения называют бессоюзными.

На меня нахлынуло осознание: (что) все это время меня обманывали

Значения придаточных предложений в СПП

Придаточные предложения в составе сложных делятся на группы, а далее — на подгруппы по смыслу и виду связи с главным.

613d1d34c4339126206083

Подробнее о различиях между придаточными в сложном предложении с примерами можно прочесть в этой статье.

Типы подчинения в сложноподчиненном предложении

Иногда в сложноподчиненном предложении не одно, а два и более придаточных. Такой вид сложных предложений называют многочленными. Для них справедливы разные типы подчинения.

613d1d9f09b3d442083121

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

Между главной и придаточной частями сложного предложения принято ставить запятую. Если одна часть стоит в середине другой, выделять запятой ее нужно с обеих сторон:

Когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.

Сейчас, когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.

Если предложения со словами лишь, только, еще и, прежде всего, именно, очевидно, вероятно связаны составным союзом, он разделяется. Тогда перед словом что нужно ставить запятую:

Он согласился лишь потому, что я хорошо попросила.

Если мы выделяем интонацией изъявительные или условные придаточные и ставим их перед главным предложением, между ними ставится тире:

Кто желает — тот получит.

Если по главному предложению понятно, что придаточное его пояснит, нужно ставить двоеточие. То же правило относится и к бессоюзным сложным предложениям:

Он вдруг осознал: дальше не стоит и пытаться.

Проверьте себя

Определите, к какому виду сложного предложения относятся эти примеры: сложноподчиненному или сложносочиненному?

Мать уже наготовила на утро и легла спать, когда я вернулся из театра.

Я знал: это не может продолжаться слишком долго.

Снежинки легким пухом ложились на ладонь, и мир вокруг застыл в белоснежном великолепии.

Я вышел на опушку леса спустя час, но путешественников и след простыл.

Я быстро нашел место, где гнездились кукушки.

Источник

Презентация на тему СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 9 КЛАСС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
9 КЛАСС

Описание слайда:

Основные виды сложных предложений
Предложения, состоящие из нескольких простых,
называются сложными
Средства связи простых предложений:
интонация, союзы, союзные слова.
сложные предложения

сложносочиненные сложноподчиненные
ССП СПП

Описание слайда:

ССП: ИНТОНАЦИЯ +
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

Высоко в небе сияло солнце, горы зноем дышали в небо.
[ ], а [ ]

Описание слайда:

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ССП
Шелестят зеленые сережки, горят серебряные росы.
НО!
Землю подсушил мороз запорошило первым снегом.

[—=] и [=]
Для счастья людям нужен мир не нужна война.

Запятая перед союзом и не ставится, если в ССП есть общий второстепенный член.

Описание слайда:

ПОДУМАЙ!
Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка.
У Ивана Ивановича большие выразительные глаза и рот несколько похож на букву ижицу.
У причала суетятся матросы и торжественно отплывают в море корабли.

Описание слайда:

ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Рано утром солнце еще не палило так жарко(?) и с моря веяло свежестью.
Пугачев дал знак (?) и меня тотчас развязали и оставили.
Вчера во время грозы дождь шумел(?) и ветер бушевал.
Сквозь серый камень вода сочилась(?) и было душно в ущелье темном(?) и пахло гнилью.
Не шевелится ни один листок вверху(?) и только внизу на неслышимом сквознячке трепещет на паутинке сухой листик.
После обеда затянулось небо(?) и был дождь.

Описание слайда:

СПП: ИНТОНАЦИЯ +
ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
ИЛИ СОЮЗНЫЕ СЛОВА
ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ: когда, пока, едва, лишь, лишь только, потому что, так как, оттого что, ибо, чтобы, для того чтобы, если, коли, кабы, если бы, как, будто, как будто, словно, так что, что.
СОЮЗНЫЕ СЛОВА: кто, что, какой, чей, который, сколько, как, когда, где, куда, откуда, отчего, почему, зачем.

Описание слайда:
Описание слайда:

РАЗЛИЧАЙ!
СОЮЗЫ СОЮЗНЫЕ СЛОВА
Я уже точно знал, что он расскажет.
Немного погодя я отправился узнать, когда у нас будет следующее занятие.
Мы смотрели, как ловко он обходился с ребенком.
С
Я уже точно знал, что
он не придет.
С
2. Всегда грустно, когда
приходится расставаться с
близкими.
С
3. Мы не заметили, как пришло время уезжать.

Описание слайда:

ПОТРЕНИРУЕМСЯ?
СОЮЗ ИЛИ СОЮЗНОЕ СЛОВО?
Когда зимой ешь свежие фрукты, то во рту пахнет весною.
Путники вышли на полянку, которая была покрыта густой и сочной травой.
Летом наша река представляет собой лужицу, которую вы легко перейдете вброд.
Мы спросили лесника, как пройти к речке.
Лесник ответил, что надо идти прямо на юг.
1) с; 2 сс; 3) сс; 4) сс; 5) с

Описание слайда:

СПП С УКАЗАТЕЛЬНЫМИ СЛОВАМИ
Никогда не беспокой другого тем, что можешь сделать сам.
Они проснулись тогда, когда в избе было совсем темно.
Тот, кто любит родину, должен служить ей.

СРАВНИ:
Мне грустно, друг уехал.
Задача не получилась потому, что ты неправильно записал условие.


потому что
что

Описание слайда:

ОСОБЕННОСТИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ К ГЛАВНОМУ

ПОЯСНЯТЬ
ОДНО СЛОВО
Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Стояла та сказочная тишина,

которая приходит с морозом.

ВСЕ ГЛАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Дом стоял на косогоре, так что окна были очень низко от земли.

Описание слайда:

СПП с НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ [ ], ( ), ( )
Я увлеченно рассказывал, как мы ловили рыбу, как дед возил нас на сенокос.
Я увлеченно рассказывал, как мы ловили рыбу и как дед возил нас на сенокос.
СПП с НЕОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ ( ), [ ], ( )
Когда он говорил, я чувствовал, что на его месте поступил бы так
же.
СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ [ ], ( ), ( )
Скоро выяснилось, что билеты будут продаваться, когда подойдет
автобус.

Описание слайда:

ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ВИД
(ЗНАЧЕНИЕ)
ПРИДАТОЧНОГО
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
МОЖНО
ОПРЕДЕЛИТЬ
ПО ВОПРОСУ

ПО
СИНТАКСИЧЕСКОЙ
РОЛИ
УКАЗАТЕЛЬНЫХ
СЛОВ

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗНАЧЕНИЮ

ПОДЛЕЖАЩНЫЕ
СКАЗУЕМНЫЕ
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

Описание слайда:

БСП: ИНТОНАЦИЯ
Машина чуть слышно урчала, корабль вздрагивал.
Дубовые кусты разрослись по скатам оврага; около родника зеленеет короткая бархатная трава; солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной, серебристой влаги.
Перемена обстановки очень благоприятно действует на меня: я отдыхаю.
Богатырь умрет – слава его воюет.

Описание слайда:

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в БСП

Описание слайда:

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
РАЗЛИЧАЙ!

И
[ ], НО [, (ЕСЛИ ), ] [ ], (ЧТО, (КОГДА ), )

И
[ ], НО [ (ЕСЛИ ),ТО ] [ ], (ЧТО (КОГДА ), ТО)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

placeholder

Курс повышения квалификации

Охрана труда

placeholder

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

placeholder

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Презентация на тему Давление на дне морей и океанов

Презентация на тему Гидростатическое давление

Презентация на тему ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ФИЗИОТЕРАПИЯ

Презентация на тему Передача жидкостями давления и газа. Закон Паскаля

Презентация на тему Звуковой резонанс

Презентация на тему Графическое представление газовых процессов

Презентация на тему Закон Архимеда

Презентация на тему Газовые законы

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5291307 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

12ca 000988a9 e32712b1

placeholder

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

placeholder

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

placeholder

В Минпросвещения предложили приравнять нападения на школы к терактам

Время чтения: 1 минута

placeholder

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

placeholder

Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

placeholder

Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Пунктуация в простом и сложном предложениях

Пунктуация в простом предложении

Что такое простое предложение? Это предложение, в котором одна грамматическая основа. Например:

Сегодня я поеду к бабушке.
В дверь стучат.
Что за красота!

Но даже в простом предложении могут возникать сложности при постановке знаков препинания. Например, иногда между подлежащим и сказуемым ставится тире. Когда?

Когда подлежащее и сказуемое выражены:

Мы не ставим тире между подлежащим и сказуемым, когда они выражены:

Иногда простое предложение может осложняться. Тогда его называют простым осложнённым предложением.

Предложение может быть осложнено однородными членами предложениями. Однородными могут быть любые члены предложения – как главные, так и второстепенные.

В каких случаях мы ставим запятые между однородными членами предложения?

Ни в коем случае мы не ставим запятую между однородными членами предложения в следующих случаях:

Ещё простое предложение может быть осложнено вводными словами и конструкциями. Перед такими словами и конструкциями мы делаем паузу при чтении, потому и ставим знаки препинания.

Вставные конструкции со значением дополнительных замечаний и пояснений выделяются скобками или тире. Такие конструкции мы можем исключить из предложения без изменения главного смысла предложения.

Например:
Линда – так называлась наша станция – находилась в 60 км от города. Надя пошла наверх, где жила с матерью (нижний этаж занимала бабушка).

Вводные слова и предложения обосабливаются запятыми: Вероятно, все спят. Берег, как я сказал, был низкий. К счастью, он не разбился.

Простое предложение может быть осложнено обращением. Обращение всегда обособляется запятыми:

Моя старушка, что же ты приумолкла у окна?
Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?
Что же ты приумолкла у окна, моя старушка?

Иногда перед обращением может стоять частица «о». Она отделяется от обращения запятой, только если его можно заменить междометием (ах или ох). Например:
О (=ах!), память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной!

Иногда в простом предложении возникает коварный союз «как», перед которым запятая может ставить, а может и не ставить в зависимости от контекста.

Запятая перед союзом «как» ставится:

Запятая перед союзом «как» НЕ ставится:

Знаки препинания в сложном предложении

Сложное предложение – предложение, в котором две и более грамматические основы. Виды сложных предложений можно представить в следующей схеме:

1. Союзные
2. Бессоюзные. Я сижу в своем саду, горит светильник.
3. С разными видами связи. Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.

Сложносочинённые. Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.

Сложноподчинённые. Я знаю, что я ничего не знаю.

Давайте разбираться по порядку.

Со сложносочинёнными предложениями всё довольно просто:

Между простыми предложениями, входящими в состав сложного предложения, ставится запятая: Настало утро, и все разошлись по домам.

Запятая не ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение: Из окна видна Волга и высоко поблёскивают звёзды (общий член – «из окна»).

В бессоюзных сложных предложениях всегда есть какой-либо знак препинания. Важно понять – какой. Разбираемся!

Сложное предложение с разными видами связи представляет собой комбинацию из уже известных нам сложных предложений. Поэтому важно определить, какой связью координируются части предложения. Знаки препинания ставим, исходя из этого. Больше всего вопросов возникает, когда сочинительные и подчинительный союзы оказываются рядом. Когда их нужно разделять запятой? Тут всё просто:

Запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но. В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Сравните:
Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Сначала нам нужно определить, простое предложение или сложное. Для этого считаем количество грамматических основ.
Если предложение простое, обращаем внимание на подлежащее и сказуемое – не относятся ли они к тем, между которыми надо ставить тире?
Осложнено ли это простое предложение? Есть ли в нём однородные члены предложения, вводные слова или конструкции, обращения, союз «как»?
Если это предложение сложное, нам нужно определить вид сочинительной связи.
Сочинительные союзы: и, а, но, да. Тут просто – если они есть, значит, предложение сложносочинённое. Если у частей сложносочинённое предложение нет общего члена, смело ставим запятую.
Если не видим сочинительных союзов, а видим какие-то другие, скорее всего, предложение сложноподчинённое. Проверяем, не разделили ли мы какие-нибудь союзные слова лишней запятой.
Если никаких союзных слов не видим, а предложение сложное, значит, оно бессоюзное. Наша задача – определить, какой именно знак разделяет части бессоюзного сложного предложения: запятая, тире или двоеточие.
Если в предложении видим и союзы (или союзные слова), как сочинительные, так и подчинительные, и бессоюзную связь, ориентируемся на каждый вид связи отдельно. Особое внимание обращаем на наличие во второй части союзов то, так, но.

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Обобщающий урок русского языка в 11-м классе

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков Вид урока : практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке : индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, тестовые задания, оценочные листы. Ход урока

Организационный момент. Психологический настрой на урок. (слайд1)

Сообщение темы и задач урока

Запись даты в тетрадях.

2. Орфоэпическая разминка . Начнем урок с орфоэпической минутки .

Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, приткнутый, озвучение, ивовый

( правильно : добЫча,прибЫвший,асимметрИя,закУпорить,премировАть, вероисповЕдание,водопровОд,избаловАть,обеспЕчение,договОр, завсегдАтай,облегчИть,прИткнутый,озвУчение,Ивовый). (слайд3)

Проверьте себя (На проекторе слайд с правильными ответами). Посчитайте количество ошибок. Оцените себя. ( На проекторе слайд с критериями оценки). Спасибо за работу.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ (20-21 слово): (слайд4)

3. Фронтальный опрос – беседа.

1. Расскажите об особенностях строения сложного предложения. (Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное объединение нескольких грамматических основ, аналогичных простому предложению.)

2. Какие типы сложных предложений вы знаете? (Части сложного предложения соединены посредством интонации, а также интонации и союзов (союзных слов). На этой основе сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. Союзные предложения, в зависимости от типа союзов и внутренних взаимоотношений между частями, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.)

3. Какими признаками обладает сложносочинённое предложение? (Сложносочинённое предложение – сложное предложение, части которого равноправны, независимы друг от друга и соединены при помощи сочинительных союзов.)

4. Какими признаками обладает сложноподчинённое предложение? (Сложноподчинённое предложение – это сложное предложение, части которого соединены интонацией и подчинительными союзами (союзными словами), а также одна часть подчинена другой.)

3. Подтвердим теоретические знания практикой. Интерактивный тренажер. Каждый правильный ответ- 1 балл. Количество набранных баллов нужно занести в оценочный лист

4.Задание 16 егэ предлагает проверить ваши знания постановки знаков препинания в ССП и предожениях с однородными членами.

Чтобы успешно его выполнить, необходими выбрать правильный способ действия.

Что необходимо помнить? (В сложносочиненном предложении между двумя грамматическими основами обычно ставится запятая. Природа просыпается, и люди готовятся к зиме.)

Запятая в сложносочиненном предложении не нужна

В следующих ситуациях:

1. Если есть общий второстепенный член предложения

Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

2. Если есть общее для частей вводное слово, словосочетание, или предложение, частица, обособленный член предложения (сравнительный оборот).

К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.
Да здравствует свет и скроется тьма

Дальнейшие встречи были так же приятны и беседы так же полезны, как в первый раз.

3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть

Когда мама вошла в комнату, 1 /осколки вазы валялись на полу 2 / и дети пытались их собрать 3
Как это часто бывает, вспоминается плохое и забывается хорошее

4. Если части сложносочинённого предложения являются:
1) вопросительными предложениями;

2) побудительными предложениями;

3) восклицательными предложениями;

4) назывными предложениями;

5)безличными предложениями,имеющими синонимичные слова в составе сказуемых

1) Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?

2) Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!
3)Как у вас хорошо и как мне всё нравится!
4)Жара и духота. Холод и дождь.

5) Жарко и душно. Холодно и дождливо.

Примечания:
1.При наличии общего второстепенного члена предложения запятая перед союзоми ставится, если союз повторяется:

В такую погоду и волк не рыщет, и медведь не вылезает из берлоги.

5. Работа в парах – ответы – оцените работу в парах.

Есть в Нижегородской области старинное русское село Большое Болдино.2. Пушкин трижды бывал в родовом имении своей семьи. 3. Так случалось, что наезжал он сюда осенью, потому что осень – его самое любимое время года. 4. Его влекла сюда жажда уединенного творчества. 5. Так как ему никто не мешал, поэт творил легко и свободно. Именно в Болдине Александр Сергеевич создал свои шедевры: поэму “Медный всадник”, “Повести Белкина”, “Маленькие трагедии”, сказки, завершил роман “Евгений Онегин”.6. В наши дни в Болдине открыт музей-заповедник А.Пушкина, который стал местом паломничества для многих людей. 7. Он включает в себя усадьбу Пушкиных, заповедную рощу Лучинник, дом старшего сына в селе Львовке, Успенскую церковь, которую построил в XVII веке прадед поэта и которая прекрасно сохранилась.

Проводится коллективная работа с текстом на основе технологии учебного диалога.

Вопросы для учебного диалога

Показался ли вам фрагмент статьи Татьяны Кезиной интересным по содержанию? Обоснуйте свое мнение.

2. Можно ли данный фрагмент назвать текстом, почему?

4. Определите тему и основную мысль текста.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный

К нему не зарастет народгная тропа. Проходят столетия но литературный гений пушкина остается неповторимым. Я желаю вам…

5. Какие типы придаточных вы знаете? (Определительные придаточные, изъяснительные придаточные, дополнит придаточные.)

6. Укажите номера сложноподчиненные предложения в тексте Т.Кезиной.

(Задания предлагаются учителем на карточках)

Цель работы: закрепление умений и навыков по теме “Сложноподчиненные предложения” с учетом уровневой дифференциации внутри одного класса.

I вариант (базовый уровень).

– запишите предложение, определите тип предложения и вид придаточного.

Задания: Случалось что наезжал он сюда осенью потому что осень его самое любимое время года.

– запишите предложение, расставьте знаки препинания, обоснуйте свой выбор;

– докажите, что оно сложноподчиненное: выделите грамматические основы, укажите части сложного предложения, средства связи частей.– определите виды придаточных предложений;

8. Задание 19 егэ требует от вас навыков работы с СПП Для успешного выполнения вам необходимо помнить алгоритм решения задания.

Одинокий путник (1) приближение (2) которого (3) я

слышал ранее среди чуткого безмолвия морозной ночи

(4) соблазнился моим веселым огнем.

Перед словом КОТОРЫЙ ставится запятая, если оно имеет форму именительного или винительного падежа и находится в начале придаточного предложения, в остальных случаях оно

может занимать в предложении любое место, запятая ставится после главной части, после слова КОТОРЫЙ запятая никогда не ставится; если изъять из предложения придаточную часть, которую вы выделили запятыми, предложение не должно утратить смысл.

Тест по вариантам. Взаимопроверка. Выставление результатов в оценочный лист.

Выполните рефлексию своей деятельности, ответив на следующие вопросы:

Каковы ваши результаты сегодня? (итоговая оценка). Благодаря чему мне удалось их достичь?

Какие задания были наиболее легкими, выполнены без ошибок?

Какие задания были наиболее трудные?

Как я преодолевал(а) ( пыталась преодолевать) трудности? Мои ощущения при этом? Над чем ещё нужно поработать?

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: