Синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает

Глава 35. Синтаксис. Сложное предложение

§1. Сложное предложение. Общие понятия

Сложное предложение – это единица синтаксиса.

Сложными называются предложения, состоящие из двух и более грамматических основ, связанных в единое целое по смыслу, грамматически и интонационно.
От простого предложения сложное отличает то, что в простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном – более одной. Сложное предложение, таким образом, состоит из частей, каждая из которых оформлена как простое предложение.
Но сложное предложение – это не случайный набор простых предложений. В сложном предложении части связаны между собой по смыслу и синтаксически, с помощью синтаксических связей. Каждая часть, будучи оформлена как предложение, не обладает смысловой и интонационной завершённостью. Эти признаки характерны для всего сложного предложения в целом.

Сложные предложения, как и простые, характеризуются по цели высказывания. Они могут быть невосклицательными и восклицательными.

В отличие от простого предложения сложное требует определения, из скольких частей оно состоит и какой связью соединены его части.

navigator

§2. Виды синтаксической связи частей сложного предложения

Синтаксическая связь между частями сложного предложения может быть:

Союзная связь – это вид синтаксической связи, выраженной с помощью союзов.

Союзная связь может быть:

Сочинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с равноправным отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: сочинительных союзов.

Гроза прошла, и выглянуло солнце.

Подчинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с неравноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна – главное предложение, другая – подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов.

Мы не пошли гулять, потому что началась гроза.

(Мы не пошли гулять – главное предложение, а потому что началась гроза – придаточное предложение.)

Бессоюзная синтаксическая связь – это связь по смыслу. Части сложного предложения соединены только пунктуационно. Ни союзы, ни союзные слова для выражения бессоюзной синтаксической связи не используются. Пример:

Тренер заболел, занятие перенесено на следующую неделю.

Характер синтаксической связи между частями сложного предложения – это важнейший классификационный признак сложных предложений.

§3. Классификация сложных предложений

Классификация сложных предложений – это классификация по синтаксической связи между его частями. Сложные предложения делятся:

Следовательно, выделяются три типа сложных предложений:

Каждый из этих типов подлежит дальнейшей классификации по значению.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Источник

Сложное предложение

613d1999ed6fd050622200

Что такое сложное предложение

Сложное предложение — это предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ.

Пример сложного предложения:

613d1a2f4358e960258392

По связи между частями сложные предложения делятся на два типа — сложносочиненные и сложноподчиненные. Каждое из них может быть союзным — соединять части союзами и союзными словами, либо бессоюзным — соединять их по смыслу.

Всего выделяют 4 вида сложных предложений. Рассмотрим их в таблице.

613d1a6901017916846268

Сложносочиненное предложение

Сложносочиненным (ССП) называют сложное предложение, имеющее два и более независимых простых предложений в составе. Это значит, что их можно разбить точкой, при этом смысл не потеряется.

Части таких сложных предложений связаны союзами и союзными словами: соединительными (и, да, также и т. д.), противительными (а, но, зато и т. д.), разделительными (либо, то… то, не то… не то и т. д.) или их комбинациями.

Хотелось пирога, и яблоки уже созрели.

Хотелось пирога, но яблоки еще не созрели.

То мать пирогов напечет, то бабушка с булочками приедет.

Иногда части сложносочиненных предложений связаны без сочинительного союза и союзного слова — по смыслу. Такие предложения называют бессоюзными.

Лето заканчивалось лихо: на улице резко похолодало, листья начали алеть и чахнуть.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

В предложениях с союзами и, да, однако, либо и т.д. принято ставить запятую. Кроме случаев, когда:

613d1be698312240805436

На ярмарке в городе показывали кукольные представления, и торговцы продавали сахарную вату, и зазывалы кричали приглашения на аттракционы.

В бессоюзных сложносочиненных предложениях части делятся не только запятыми, но и тире, двоеточиями и точкой с запятой. Эту тему мы подробно разобрали в статье о сложносочиненных предложениях.

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчиняется другому. В этом случае зависимое предложение называется придаточным, а независимое — главным.

Пример сложноподчиненного предложения:

Мне было сложно понять, как ей удалось так быстро привыкнуть к новому городу.

Виды связи в сложноподчиненном предложении

Обычно части СПП в русском языке связаны друг с другом подчинительными союзами, например:

Я только-только закончил картину, когда солнце уже готовилось потухнуть.

Бывают сложные предложения, в которых придаточное с главным связаны только по смыслу и разделены знаком препинания, но между ними все еще можно вставить подчинительный союз. Такие предложения называют бессоюзными.

На меня нахлынуло осознание: (что) все это время меня обманывали

Значения придаточных предложений в СПП

Придаточные предложения в составе сложных делятся на группы, а далее — на подгруппы по смыслу и виду связи с главным.

613d1d34c4339126206083

Подробнее о различиях между придаточными в сложном предложении с примерами можно прочесть в этой статье.

Типы подчинения в сложноподчиненном предложении

Иногда в сложноподчиненном предложении не одно, а два и более придаточных. Такой вид сложных предложений называют многочленными. Для них справедливы разные типы подчинения.

613d1d9f09b3d442083121

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

Между главной и придаточной частями сложного предложения принято ставить запятую. Если одна часть стоит в середине другой, выделять запятой ее нужно с обеих сторон:

Когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.

Сейчас, когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.

Если предложения со словами лишь, только, еще и, прежде всего, именно, очевидно, вероятно связаны составным союзом, он разделяется. Тогда перед словом что нужно ставить запятую:

Он согласился лишь потому, что я хорошо попросила.

Если мы выделяем интонацией изъявительные или условные придаточные и ставим их перед главным предложением, между ними ставится тире:

Кто желает — тот получит.

Если по главному предложению понятно, что придаточное его пояснит, нужно ставить двоеточие. То же правило относится и к бессоюзным сложным предложениям:

Он вдруг осознал: дальше не стоит и пытаться.

Проверьте себя

Определите, к какому виду сложного предложения относятся эти примеры: сложноподчиненному или сложносочиненному?

Мать уже наготовила на утро и легла спать, когда я вернулся из театра.

Я знал: это не может продолжаться слишком долго.

Снежинки легким пухом ложились на ладонь, и мир вокруг застыл в белоснежном великолепии.

Я вышел на опушку леса спустя час, но путешественников и след простыл.

Я быстро нашел место, где гнездились кукушки.

Источник

Cложные предложения. Виды связей.

теория по русскому 🐻 синтаксис

Сложным предложением называется такое предложение, в котором две и более грамматических основ. Частями сложного предложения являются простые предложения, которые связаны по смыслу и интонационно.

Сложные предложения в зависимости от средств связи и способов выражения грамматических отношений между их частями делятся на бессоюзные и союзные.

Бессоюзные предложения

Бессоюзное сложное предложение – это такая синтаксическая конструкция, части которой связаны только интонационно, союзов и союзных слов в таких предложениях нет.

Союзные предложения

Союзные предложения в свою очередь делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.

Сложносочиненные предложения

В сложносочинённых предложениях все части грамматически равноправны. Если из таких предложений убрать союзы, они легко превращаются в бессоюзные.

Простые предложения в составе сложносочинённого соединяются при помощи сочинительных союзов. Сочинительные союзы

и, а, но, да, тоже, также, зато, однако, или, либо, ни …, ни …, не то …, не то …, то ли …, то ли …

Примеры: « Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны» (Ю.М. Нагибин); « Мать посмотрела в окно, девочка тоже взглянула на улицу» (М. Горький).

Сложноподчиненные предложения

Сложноподчинённым называется такое предложение, в котором части грамматически неравноправны: есть главное предложение и придаточное (зависимое, подчиненное).

Связь между частями обеспечивается за счёт подчинительных союзов. Подчинительные союзы

потому что, если, хотя, поэтому, что, чтобы или союзных слов: который, какой, столько, сколько, куда, где, чей и т.д.

Подчинительный союз или союзное слово всегда находятся в подчинительной части!

В сложном предложении части могут быть связаны сочинительными и подчинительными союзами и интонационно. Такие предложения будут называться сложными предложениями с разными видами связи. Примеры:

Источник

Сложное предложение

Сложное пред­ло­же­ние — это син­так­си­че­ская кон­струк­ция, состо­я­щая из двух и более про­стых пред­ло­же­ний, свя­зан­ных по смыс­лу и инто­на­ци­он­но с помо­щью сочи­ни­тель­ной, под­чи­ни­тель­ной или бес­со­юз­ной связи.

Узнаем, что такое слож­ное пред­ло­же­ние в рус­ском язы­ке, какие виды слож­ных пред­ло­же­ний суще­ству­ют в зави­си­мо­сти от син­так­си­че­ской свя­зи меж­ду их частями.

Что такое сложное предложение?

Основной еди­ни­цей речи явля­ет­ся пред­ло­же­ние. Уточним, что назы­ва­ет­ся пред­ло­же­ни­ем в рус­ском языке.

Отдельные сло­ва гово­ря­щий объ­еди­ня­ет в одно выска­зы­ва­ние, что­бы выра­зить какую-то мысль, пере­дать её дру­гим. С помо­щью пред­ло­же­ния мож­но сооб­щить инфор­ма­цию, офор­мить вопрос или поже­ла­ние, прось­бу, приказ.

В пред­ло­же­нии сло­ва само­сто­я­тель­ных частей речи при­об­ре­та­ют такую грам­ма­ти­че­скую фор­му, кото­рая поз­во­ля­ет выра­зить закон­чен­ную мысль с помо­щью опре­де­лен­ной интонации.

Позвони мне сего­дня вече­ром, пожалуйста!

Это про­стые пред­ло­же­ния, кото­рые име­ют одну грам­ма­ти­че­скую осно­ву, — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое или толь­ко один глав­ный член предложения.

Простые пред­ло­же­ния могут объ­еди­нять­ся в более слож­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, кото­рые насчи­ты­ва­ют в сво­ем соста­ве несколь­ко про­стых пред­ло­же­ний. Тогда по отно­ше­нию к ним сле­ду­ет упо­тре­бить тер­мин «слож­ное предложение».

lazy placeholder

Сложное пред­ло­же­ние состо­ит из двух и более про­стых пред­ло­же­ний, то есть соот­вет­ствен­но из несколь­ких грам­ма­ти­че­ских основ.

Простые пред­ло­же­ния в соста­ве слож­но­го свя­зы­ва­ют­ся меж­ду собой с помо­щью раз­лич­ных сою­зов или толь­ко интонацией.

В зави­си­мо­сти от вида свя­зи меж­ду частя­ми слож­ные пред­ло­же­ния под­раз­де­ля­ют­ся на

С этой точ­ки зре­ния рас­смот­рим виды слож­ных предложений.

Виды сложных предложений

В союз­ных пред­ло­же­ни­ях их части свя­за­ны с помо­щью сою­зов или союз­ных слов, а в бес­со­юз­ных — толь­ко интонацией.

Союзные пред­ло­же­ния раз­де­ля­ют­ся на два основ­ных вида:

lazy placeholder

Сложносочиненные предложения

Сложносочиненные пред­ло­же­ния объ­еди­ня­ют про­стые пред­ло­же­ния, кото­рые явля­ют­ся меж­ду собой син­так­си­че­ски рав­но­прав­ны­ми. Между ними суще­ству­ет сочи­ни­тель­ная связь, кото­рая выра­жа­ет­ся с помо­щью союзов:

Примеры сложносочиненных предложений

Налетел ветер, и летят с дере­вьев раз­но­цвет­ные листья, кру­жась в осен­нем хороводе.

В поле све­жий ветер румя­нит щёки, в лесу тоже лег­ко дышит­ся сре­ди сосен.

Либо она ско­ро сама при­дёт, либо толь­ко позвонит.

Не то послы­шал­ся писк какой-то пти­цы, не то скрип­ну­ла дверь.

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное пред­ло­же­ние так­же состо­ит из несколь­ких про­стых пред­ло­же­ний, но связь меж­ду ними нерав­но­прав­ная. Одно пред­ло­же­ние явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое зави­си­мым от него, то есть придаточным.

Я пом­ню, (что?) как в дет­стве мы бега­ли босые у реки.

Придаточных пред­ло­же­ний может быть не одно, а несколько.

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии нерав­но­прав­ная связь меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми выра­жа­ет­ся с помо­щью союз­ных слов или под­чи­ни­тель­ных сою­зов, кото­рые по зна­че­нию делят­ся на группы:

От глав­но­го пред­ло­же­ния или одно­го сло­ва в нём к зави­си­мо­му пред­ло­же­нию мож­но задать син­так­си­че­ский вопрос, и по смыс­лу опре­де­лить вид при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния.

Легкие вол­ны кача­ли жёл­тые кув­шин­ки, (какие?) кото­рые были похо­жи на малень­кое сол­ныш­ко, упав­шее в воду (при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное предложение).

Бессоюзные предложения

Бессоюзное слож­ное пред­ло­же­ние стро­ит­ся по смыс­лу из про­стых пред­ло­же­ний и оформ­ля­ет­ся инто­на­ци­он­но. Между про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми нет сою­зов или союз­ных слов, а суще­ству­ет толь­ко смыс­ло­вая и инто­на­ци­он­ная связь.

В зави­си­мо­сти от смыс­ло­вых отно­ше­ний меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми ста­вит­ся либо запя­тая, либо тире, либо двоеточие.

Из-за леса вста­ло золо­тое солн­це, запе­ли пти­цы, ожи­ли горо­да и посёлки.

Существует мне­ние: Петербург похож на Венецию.

Сложные предложения с разными видами связи

В худо­же­ствен­ных текстах часто упо­треб­ля­ют­ся слож­ные пред­ло­же­ния, в кото­рых меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми соче­та­ют­ся все виды син­так­си­че­ской связи:

Такие кон­струк­ции назы­ва­ют­ся слож­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми с раз­ны­ми вида­ми связи.

Как определить сложное предложение?

Можно понять, что пред­ло­же­ние явля­ет­ся слож­ным, если выявить в нем грам­ма­ти­че­скую осно­ву. Если осно­ва не одна, а их две и более, то пред­ло­же­ние сложное.

lazy placeholder

Тип слож­но­го пред­ло­же­ния выяс­ним по сочи­ни­тель­ной, под­чи­ни­тель­ной или бес­со­юз­ной связи.

Итак, дей­ству­ем по алгоритму:

Образец рассуждения

В этом пред­ло­же­нии две грам­ма­ти­че­ские основы:

Между дву­мя про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми суще­ству­ет под­чи­ни­тель­ная связь, кото­рая выра­же­на сою­зом «как». «Маша уви­де­ла» — это глав­ное пред­ло­же­ние. От сло­ва «уви­де­ла» к при­да­точ­но­му пред­ло­же­нию зада­дим вопрос что?

Это слож­но­под­чи­нён­ное пред­ло­же­ние с при­да­точ­ным изъяснительным.

Видеоурок «Простое и сложное предложение»

Источник

Понятие о сложном предложении

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Разработка урока русского языка в 9 классе

Тема: «Понятие о сложном предложении»

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Технологии: Здоровьесбережения, самодиагностики, развития критического мыщления, развития исследовательских навыков, индивидуального проектирования, личносто-ориентированнного обучения, ИКТ.

Виды деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; работа в парах сильный-слабый; самостоятельная работа (тест) с последующей самопроверкой; самостоятельное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование оценок

Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Посмотрите на доску, где записана тема урока. Каким разделом науки о языке мы будем заниматься?

Что изучает синтаксис?

Попробуйте сформулировать цели урока.

Закрепить умение отличать простые предложения от сложных.

Знать особенности сложных предложений.

Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.

От того, как мы усвоим эту тему, зависит и результат ГИА, так как 4 задания в нем на тему «Сложное предложение».

А более глубокие мотивы изучения родного языка сформулированы в высказывании А.Куприна. Запишите его, оформив как прямую речь, вставьте пропущенные знаки и буквы, подчеркните основы.

«Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры. (По)этому (то) изучение и (с,з)бережение русского языка являет..ся (не) праз..ным занятием от нечего делать но насущной необходимостью». А. Куприн

Проверьте правильность выполнения задания. (Объясение пунктограмм и орфограмм учеником.) К этому высказыванию мы ещё вернемся. А теперь обратимся непосредственно к теме нашего урока.

Этап освоения нового знания с применением ТРКМ.

Перед вами текст (распечатать на парту по 1 экземпляру). Объединившись в пары, проработайте его таким образом:

-отметьте знаком «+» то, что знали, знаком «-» то, что было новым, но понятным, знаком «V» то, что непонятно и требует более детального объяснения;

— запишите к тексту вопросы;

-подготовьте ответы на эти вопросы.

-постарайтесь проиллюстрировать каждое утверждение, используя предложения, записанные на доске (экране) или придуманные вами самостоятельно:

Ветер усиливался и нагонял тучи. Ветер усиливался, и небо затягивалось мрачными тучами.

Ему послышалось, что у двери разговаривают. Море бушевало, лодку швыряло в стороны.

Как долго тянулось время, как мучительно было ожидание!

Ученики задают друг другу вопросы, отвечают на них, приводя примеры.

Что требует разъяснения, помечено «V»?

На доске сведения о видах связи частей сложного предложения (на партах распечатанные листы со схемой). Однако в схеме допущены ошибки. Вы должны их исправить. (Работа в парах.)

Виды синтаксической связи частей сложного предложения

Синтаксическая связь между частями сложного предложения может быть :

Союзная связь – это вид синтаксической связи, выраженной с помощью союзов.

Сочинительная синтаксическая связь – это вид синт. связи с неравноправным отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов.

Подчинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с равноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна – главное предложение, другая – подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью сочинительных союзов.

Тренер заболел , однако занятие не отменили.

Проверка задания. Исправление ошибок.

Чтобы убедиться в том, что вы хорошо усвоили материал урока, проверим свои знания с помощью небольшого теста.

Сколько грамматических основ в сложном предложении?

А) одна Б) две В) две и более

Как связаны между собой части в сложном предложении?

Б) по смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи)

Обладает ли завершённостью часть сложного предложения?

Б) Нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением

Характеризуются ли сложные предложения по цели высказывания?

Могут ли сложные предложения быть восклицательными?

Верно ли считать, что синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает только союзной?

Какой может быть союзная связь между частями сложного предложения?

В) сочинительной и подчинительной

Для какого вида союзной синтаксической связи характерно равноправное отношение частей сложного предложения?

А) равноправное отношение характеризует подчинительную связь

Б) равноправное отношение характеризует сочинительную связь

Для какого вида союзной синтаксической связи характерно неравноправное отношение частей сложного предложения?

А)неравноправное отношение характеризует подчинительную связь

Б) неравноправное отношение характеризует сочинительную связь

10. Определите вид сложного предложения Мы хорошо работаем на уроке, потому что хотим разобраться в новой теме.

10 правильных ответов – отлично! вы прекрасно усвоили теоретический материал!

9-8 правильных ответов – остались небольшие пробелы в знаниях, нужно ещё раз внимательно изучить теоретический материал.

7 и менее – необходимо выполнить дополнительное задание в домашней работе.

Этап закрепления знания.

На доске предложения. Ваша задача – определить вид предложения. Каков алгоритм определения вида сложного предложения?

1.Прочти с правильной интонацией.

2.Выдели грамматическую основу (основы).

3.Обрати внимание на средство связи.

А. Союзов нет – бессоюзное.

В. Союз подчинительный, союзное слово (относительное местоимение или наречие где, куда, откуда, как и т.д.) – СПП.

Кроме того, мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили, кто автор этих строк и продолжили их по памяти. (Предложения выводятся на экран)

Гр..дущие годы таятся во мгле,
Но вижу твой жребий на светлом челе. («Песнь о вещем Олеге»)

Люблю (не)молчный говор твой
И поэтические слезы. («Бахчисарайский фонтан»)

Прозрач..ный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка (подо) льдом бл..стит. («Зимнее утро»)

Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года (не)заметных. (Можно спросить ребят, о каком уголке идет речь.)

Любви, надежды, тихой славы
(Не)долго тешил нас обман,
Исчезли милые забавы,
Как сон, как утренний туман. («К Чаадаеву»)

Если жизнь тебя обман..т,
(Не) печалься, (не) сердись.

Минутка подготовки к ГИА.

Вернёмся к предложению, которое мы записали в начале урока.

На ГИА вам предстоит писать сжатое изложение. Один из приемов сжатия текста – это конструирование из нескольких простых предложений одного сложного. Для этого важно выделить в этих предложениях главную мысль (она заключена в основе), опустить то, что несет добавочную информацию и грамотно оформить сложное предложение. Попробуйте высказывание Куприна оформить как косвенную речь. Кому трудно, можете воспользоваться схемой:

Заслушивание возможных вариантов.

Один из возможных вариантов:

Куприн писал, что язык – это история народа, путь цивилизации и культуры, поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью.

На сегодняшнем уроке мы познакомились с особенностями сложного предложения. Без умения строить сложные предложения невозможно выразить сложную мысль, передать многообразие мира. Надеюсь, что сегодняшний урок стал ещё одной ступенькой в изучении родного языка и в нелёгком деле его сбережения. Ведь, как утверждает Куприн, язык – это история народа и путь цивилизации. Какой язык мы передадим потомкам, богатый, яркий, точный или бледный, невыразительный, зависит во многом от вас, друзья мои.

Прошу вас заполнить небольшую анкету, которая даст нам возможность оценить себя и урок в целом.

1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

1 группа (те, кто получил 16-15 баллов за урок) выписать из «Евгения Онегина» по 2 предложения с разными вилами связи, выделить в них грамматические основы, подчеркнуть союзы, в скобках указать вид сложного предложения.

2 группа (14-12 баллов) ещё раз пройти тест. Выполнить упражнение из учебника.

3 группа (11 баллов и менее) подготовить устное сообщение о сложном предложении и видах связи в сложном предложении и выполнить упражнение из учебника.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: