Глава 35. Синтаксис. Сложное предложение
§1. Сложное предложение. Общие понятия
Сложное предложение – это единица синтаксиса.
Сложными называются предложения, состоящие из двух и более грамматических основ, связанных в единое целое по смыслу, грамматически и интонационно.
От простого предложения сложное отличает то, что в простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном – более одной. Сложное предложение, таким образом, состоит из частей, каждая из которых оформлена как простое предложение.
Но сложное предложение – это не случайный набор простых предложений. В сложном предложении части связаны между собой по смыслу и синтаксически, с помощью синтаксических связей. Каждая часть, будучи оформлена как предложение, не обладает смысловой и интонационной завершённостью. Эти признаки характерны для всего сложного предложения в целом.
Сложные предложения, как и простые, характеризуются по цели высказывания. Они могут быть невосклицательными и восклицательными.
В отличие от простого предложения сложное требует определения, из скольких частей оно состоит и какой связью соединены его части.
§2. Виды синтаксической связи частей сложного предложения
Синтаксическая связь между частями сложного предложения может быть:
Союзная связь – это вид синтаксической связи, выраженной с помощью союзов.
Союзная связь может быть:
Сочинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с равноправным отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: сочинительных союзов.
Гроза прошла, и выглянуло солнце.
Подчинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с неравноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна – главное предложение, другая – подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов.
Мы не пошли гулять, потому что началась гроза.
(Мы не пошли гулять – главное предложение, а потому что началась гроза – придаточное предложение.)
Бессоюзная синтаксическая связь – это связь по смыслу. Части сложного предложения соединены только пунктуационно. Ни союзы, ни союзные слова для выражения бессоюзной синтаксической связи не используются. Пример:
Тренер заболел, занятие перенесено на следующую неделю.
Характер синтаксической связи между частями сложного предложения – это важнейший классификационный признак сложных предложений.
§3. Классификация сложных предложений
Классификация сложных предложений – это классификация по синтаксической связи между его частями. Сложные предложения делятся:
Следовательно, выделяются три типа сложных предложений:
Каждый из этих типов подлежит дальнейшей классификации по значению.
Проба сил
Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.
Сложное предложение
Что такое сложное предложение
Сложное предложение — это предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ.
Пример сложного предложения:
По связи между частями сложные предложения делятся на два типа — сложносочиненные и сложноподчиненные. Каждое из них может быть союзным — соединять части союзами и союзными словами, либо бессоюзным — соединять их по смыслу.
Всего выделяют 4 вида сложных предложений. Рассмотрим их в таблице.
Сложносочиненное предложение
Сложносочиненным (ССП) называют сложное предложение, имеющее два и более независимых простых предложений в составе. Это значит, что их можно разбить точкой, при этом смысл не потеряется.
Части таких сложных предложений связаны союзами и союзными словами: соединительными (и, да, также и т. д.), противительными (а, но, зато и т. д.), разделительными (либо, то… то, не то… не то и т. д.) или их комбинациями.
Хотелось пирога, и яблоки уже созрели.
Хотелось пирога, но яблоки еще не созрели.
То мать пирогов напечет, то бабушка с булочками приедет.
Иногда части сложносочиненных предложений связаны без сочинительного союза и союзного слова — по смыслу. Такие предложения называют бессоюзными.
Лето заканчивалось лихо: на улице резко похолодало, листья начали алеть и чахнуть.
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях
В предложениях с союзами и, да, однако, либо и т.д. принято ставить запятую. Кроме случаев, когда:
На ярмарке в городе показывали кукольные представления, и торговцы продавали сахарную вату, и зазывалы кричали приглашения на аттракционы.
В бессоюзных сложносочиненных предложениях части делятся не только запятыми, но и тире, двоеточиями и точкой с запятой. Эту тему мы подробно разобрали в статье о сложносочиненных предложениях.
Сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчиняется другому. В этом случае зависимое предложение называется придаточным, а независимое — главным.
Пример сложноподчиненного предложения:
Мне было сложно понять, как ей удалось так быстро привыкнуть к новому городу.
Виды связи в сложноподчиненном предложении
Обычно части СПП в русском языке связаны друг с другом подчинительными союзами, например:
Я только-только закончил картину, когда солнце уже готовилось потухнуть.
Бывают сложные предложения, в которых придаточное с главным связаны только по смыслу и разделены знаком препинания, но между ними все еще можно вставить подчинительный союз. Такие предложения называют бессоюзными.
На меня нахлынуло осознание: (что) все это время меня обманывали
Значения придаточных предложений в СПП
Придаточные предложения в составе сложных делятся на группы, а далее — на подгруппы по смыслу и виду связи с главным.
Подробнее о различиях между придаточными в сложном предложении с примерами можно прочесть в этой статье.
Типы подчинения в сложноподчиненном предложении
Иногда в сложноподчиненном предложении не одно, а два и более придаточных. Такой вид сложных предложений называют многочленными. Для них справедливы разные типы подчинения.
Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях
Между главной и придаточной частями сложного предложения принято ставить запятую. Если одна часть стоит в середине другой, выделять запятой ее нужно с обеих сторон:
Когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.
Сейчас, когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.
Если предложения со словами лишь, только, еще и, прежде всего, именно, очевидно, вероятно связаны составным союзом, он разделяется. Тогда перед словом что нужно ставить запятую:
Он согласился лишь потому, что я хорошо попросила.
Если мы выделяем интонацией изъявительные или условные придаточные и ставим их перед главным предложением, между ними ставится тире:
Кто желает — тот получит.
Если по главному предложению понятно, что придаточное его пояснит, нужно ставить двоеточие. То же правило относится и к бессоюзным сложным предложениям:
Он вдруг осознал: дальше не стоит и пытаться.
Проверьте себя
Определите, к какому виду сложного предложения относятся эти примеры: сложноподчиненному или сложносочиненному?
Мать уже наготовила на утро и легла спать, когда я вернулся из театра.
Я знал: это не может продолжаться слишком долго.
Снежинки легким пухом ложились на ладонь, и мир вокруг застыл в белоснежном великолепии.
Я вышел на опушку леса спустя час, но путешественников и след простыл.
Я быстро нашел место, где гнездились кукушки.
Cложные предложения. Виды связей.
теория по русскому 🐻 синтаксис
Сложным предложением называется такое предложение, в котором две и более грамматических основ. Частями сложного предложения являются простые предложения, которые связаны по смыслу и интонационно.
Сложные предложения в зависимости от средств связи и способов выражения грамматических отношений между их частями делятся на бессоюзные и союзные.
Бессоюзные предложения
Бессоюзное сложное предложение – это такая синтаксическая конструкция, части которой связаны только интонационно, союзов и союзных слов в таких предложениях нет.
Союзные предложения
Союзные предложения в свою очередь делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.
Сложносочиненные предложения
В сложносочинённых предложениях все части грамматически равноправны. Если из таких предложений убрать союзы, они легко превращаются в бессоюзные.
Простые предложения в составе сложносочинённого соединяются при помощи сочинительных союзов. Сочинительные союзы
и, а, но, да, тоже, также, зато, однако, или, либо, ни …, ни …, не то …, не то …, то ли …, то ли …
Примеры: « Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны» (Ю.М. Нагибин); « Мать посмотрела в окно, девочка тоже взглянула на улицу» (М. Горький).
Сложноподчиненные предложения
Сложноподчинённым называется такое предложение, в котором части грамматически неравноправны: есть главное предложение и придаточное (зависимое, подчиненное).
Связь между частями обеспечивается за счёт подчинительных союзов. Подчинительные союзы
потому что, если, хотя, поэтому, что, чтобы или союзных слов: который, какой, столько, сколько, куда, где, чей и т.д.
Подчинительный союз или союзное слово всегда находятся в подчинительной части!
В сложном предложении части могут быть связаны сочинительными и подчинительными союзами и интонационно. Такие предложения будут называться сложными предложениями с разными видами связи. Примеры:
Сложное предложение
Сложное предложение — это синтаксическая конструкция, состоящая из двух и более простых предложений, связанных по смыслу и интонационно с помощью сочинительной, подчинительной или бессоюзной связи.
Узнаем, что такое сложное предложение в русском языке, какие виды сложных предложений существуют в зависимости от синтаксической связи между их частями.
Что такое сложное предложение?
Основной единицей речи является предложение. Уточним, что называется предложением в русском языке.
Отдельные слова говорящий объединяет в одно высказывание, чтобы выразить какую-то мысль, передать её другим. С помощью предложения можно сообщить информацию, оформить вопрос или пожелание, просьбу, приказ.
В предложении слова самостоятельных частей речи приобретают такую грамматическую форму, которая позволяет выразить законченную мысль с помощью определенной интонации.
Позвони мне сегодня вечером, пожалуйста!
Это простые предложения, которые имеют одну грамматическую основу, — подлежащее и сказуемое или только один главный член предложения.
Простые предложения могут объединяться в более сложные синтаксические конструкции, которые насчитывают в своем составе несколько простых предложений. Тогда по отношению к ним следует употребить термин «сложное предложение».
Сложное предложение состоит из двух и более простых предложений, то есть соответственно из нескольких грамматических основ.
Простые предложения в составе сложного связываются между собой с помощью различных союзов или только интонацией.
В зависимости от вида связи между частями сложные предложения подразделяются на
С этой точки зрения рассмотрим виды сложных предложений.
Виды сложных предложений
В союзных предложениях их части связаны с помощью союзов или союзных слов, а в бессоюзных — только интонацией.
Союзные предложения разделяются на два основных вида:
Сложносочиненные предложения
Сложносочиненные предложения объединяют простые предложения, которые являются между собой синтаксически равноправными. Между ними существует сочинительная связь, которая выражается с помощью союзов:
Примеры сложносочиненных предложений
Налетел ветер, и летят с деревьев разноцветные листья, кружась в осеннем хороводе.
В поле свежий ветер румянит щёки, в лесу тоже легко дышится среди сосен.
Либо она скоро сама придёт, либо только позвонит.
Не то послышался писк какой-то птицы, не то скрипнула дверь.
Сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых предложений, но связь между ними неравноправная. Одно предложение является главным, а второе зависимым от него, то есть придаточным.
Я помню, (что?) как в детстве мы бегали босые у реки.
Придаточных предложений может быть не одно, а несколько.
В сложноподчиненном предложении неравноправная связь между простыми предложениями выражается с помощью союзных слов или подчинительных союзов, которые по значению делятся на группы:
От главного предложения или одного слова в нём к зависимому предложению можно задать синтаксический вопрос, и по смыслу определить вид придаточного предложения.
Легкие волны качали жёлтые кувшинки, (какие?) которые были похожи на маленькое солнышко, упавшее в воду (придаточное определительное предложение).
Бессоюзные предложения
Бессоюзное сложное предложение строится по смыслу из простых предложений и оформляется интонационно. Между простыми предложениями нет союзов или союзных слов, а существует только смысловая и интонационная связь.
В зависимости от смысловых отношений между простыми предложениями ставится либо запятая, либо тире, либо двоеточие.
Из-за леса встало золотое солнце, запели птицы, ожили города и посёлки.
Существует мнение: Петербург похож на Венецию.
Сложные предложения с разными видами связи
В художественных текстах часто употребляются сложные предложения, в которых между простыми предложениями сочетаются все виды синтаксической связи:
Такие конструкции называются сложными предложениями с разными видами связи.
Как определить сложное предложение?
Можно понять, что предложение является сложным, если выявить в нем грамматическую основу. Если основа не одна, а их две и более, то предложение сложное.
Тип сложного предложения выясним по сочинительной, подчинительной или бессоюзной связи.
Итак, действуем по алгоритму:
Образец рассуждения
В этом предложении две грамматические основы:
Между двумя простыми предложениями существует подчинительная связь, которая выражена союзом «как». «Маша увидела» — это главное предложение. От слова «увидела» к придаточному предложению зададим вопрос что?
Это сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.
Видеоурок «Простое и сложное предложение»
Понятие о сложном предложении
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Разработка урока русского языка в 9 классе
Тема: «Понятие о сложном предложении»
Тип урока: урок общеметодической направленности.
Технологии: Здоровьесбережения, самодиагностики, развития критического мыщления, развития исследовательских навыков, индивидуального проектирования, личносто-ориентированнного обучения, ИКТ.
Виды деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; работа в парах сильный-слабый; самостоятельная работа (тест) с последующей самопроверкой; самостоятельное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование оценок
Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
Посмотрите на доску, где записана тема урока. Каким разделом науки о языке мы будем заниматься?
Что изучает синтаксис?
Попробуйте сформулировать цели урока.
Закрепить умение отличать простые предложения от сложных.
Знать особенности сложных предложений.
Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.
От того, как мы усвоим эту тему, зависит и результат ГИА, так как 4 задания в нем на тему «Сложное предложение».
А более глубокие мотивы изучения родного языка сформулированы в высказывании А.Куприна. Запишите его, оформив как прямую речь, вставьте пропущенные знаки и буквы, подчеркните основы.
«Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры. (По)этому (то) изучение и (с,з)бережение русского языка являет..ся (не) праз..ным занятием от нечего делать но насущной необходимостью». А. Куприн
Проверьте правильность выполнения задания. (Объясение пунктограмм и орфограмм учеником.) К этому высказыванию мы ещё вернемся. А теперь обратимся непосредственно к теме нашего урока.
Этап освоения нового знания с применением ТРКМ.
Перед вами текст (распечатать на парту по 1 экземпляру). Объединившись в пары, проработайте его таким образом:
-отметьте знаком «+» то, что знали, знаком «-» то, что было новым, но понятным, знаком «V» то, что непонятно и требует более детального объяснения;
— запишите к тексту вопросы;
-подготовьте ответы на эти вопросы.
-постарайтесь проиллюстрировать каждое утверждение, используя предложения, записанные на доске (экране) или придуманные вами самостоятельно:
Ветер усиливался и нагонял тучи. Ветер усиливался, и небо затягивалось мрачными тучами.
Ему послышалось, что у двери разговаривают. Море бушевало, лодку швыряло в стороны.
Как долго тянулось время, как мучительно было ожидание!
Ученики задают друг другу вопросы, отвечают на них, приводя примеры.
Что требует разъяснения, помечено «V»?
На доске сведения о видах связи частей сложного предложения (на партах распечатанные листы со схемой). Однако в схеме допущены ошибки. Вы должны их исправить. (Работа в парах.)
Виды синтаксической связи частей сложного предложения
Синтаксическая связь между частями сложного предложения может быть :
Союзная связь – это вид синтаксической связи, выраженной с помощью союзов.
Сочинительная синтаксическая связь – это вид синт. связи с неравноправным отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов.
Подчинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с равноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна – главное предложение, другая – подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью сочинительных союзов.
Тренер заболел , однако занятие не отменили.
Проверка задания. Исправление ошибок.
Чтобы убедиться в том, что вы хорошо усвоили материал урока, проверим свои знания с помощью небольшого теста.
Сколько грамматических основ в сложном предложении?
А) одна Б) две В) две и более
Как связаны между собой части в сложном предложении?
Б) по смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи)
Обладает ли завершённостью часть сложного предложения?
Б) Нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением
Характеризуются ли сложные предложения по цели высказывания?
Могут ли сложные предложения быть восклицательными?
Верно ли считать, что синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает только союзной?
Какой может быть союзная связь между частями сложного предложения?
В) сочинительной и подчинительной
Для какого вида союзной синтаксической связи характерно равноправное отношение частей сложного предложения?
А) равноправное отношение характеризует подчинительную связь
Б) равноправное отношение характеризует сочинительную связь
Для какого вида союзной синтаксической связи характерно неравноправное отношение частей сложного предложения?
А)неравноправное отношение характеризует подчинительную связь
Б) неравноправное отношение характеризует сочинительную связь
10. Определите вид сложного предложения Мы хорошо работаем на уроке, потому что хотим разобраться в новой теме.
10 правильных ответов – отлично! вы прекрасно усвоили теоретический материал!
9-8 правильных ответов – остались небольшие пробелы в знаниях, нужно ещё раз внимательно изучить теоретический материал.
7 и менее – необходимо выполнить дополнительное задание в домашней работе.
Этап закрепления знания.
На доске предложения. Ваша задача – определить вид предложения. Каков алгоритм определения вида сложного предложения?
1.Прочти с правильной интонацией.
2.Выдели грамматическую основу (основы).
3.Обрати внимание на средство связи.
А. Союзов нет – бессоюзное.
В. Союз подчинительный, союзное слово (относительное местоимение или наречие где, куда, откуда, как и т.д.) – СПП.
Кроме того, мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили, кто автор этих строк и продолжили их по памяти. (Предложения выводятся на экран)
Гр..дущие годы таятся во мгле,
Но вижу твой жребий на светлом челе. («Песнь о вещем Олеге»)
Люблю (не)молчный говор твой
И поэтические слезы. («Бахчисарайский фонтан»)
Прозрач..ный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка (подо) льдом бл..стит. («Зимнее утро»)
Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года (не)заметных. (Можно спросить ребят, о каком уголке идет речь.)
Любви, надежды, тихой славы
(Не)долго тешил нас обман,
Исчезли милые забавы,
Как сон, как утренний туман. («К Чаадаеву»)
Если жизнь тебя обман..т,
(Не) печалься, (не) сердись.
Минутка подготовки к ГИА.
Вернёмся к предложению, которое мы записали в начале урока.
На ГИА вам предстоит писать сжатое изложение. Один из приемов сжатия текста – это конструирование из нескольких простых предложений одного сложного. Для этого важно выделить в этих предложениях главную мысль (она заключена в основе), опустить то, что несет добавочную информацию и грамотно оформить сложное предложение. Попробуйте высказывание Куприна оформить как косвенную речь. Кому трудно, можете воспользоваться схемой:
Заслушивание возможных вариантов.
Один из возможных вариантов:
Куприн писал, что язык – это история народа, путь цивилизации и культуры, поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью.
На сегодняшнем уроке мы познакомились с особенностями сложного предложения. Без умения строить сложные предложения невозможно выразить сложную мысль, передать многообразие мира. Надеюсь, что сегодняшний урок стал ещё одной ступенькой в изучении родного языка и в нелёгком деле его сбережения. Ведь, как утверждает Куприн, язык – это история народа и путь цивилизации. Какой язык мы передадим потомкам, богатый, яркий, точный или бледный, невыразительный, зависит во многом от вас, друзья мои.
Прошу вас заполнить небольшую анкету, которая даст нам возможность оценить себя и урок в целом.
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
1 группа (те, кто получил 16-15 баллов за урок) выписать из «Евгения Онегина» по 2 предложения с разными вилами связи, выделить в них грамматические основы, подчеркнуть союзы, в скобках указать вид сложного предложения.
2 группа (14-12 баллов) ещё раз пройти тест. Выполнить упражнение из учебника.
3 группа (11 баллов и менее) подготовить устное сообщение о сложном предложении и видах связи в сложном предложении и выполнить упражнение из учебника.