синтаксическая роль имени существительного в предложении

Имя существительное: синтаксическая роль в предложении

sintaksicheskaya rol sushchestvitelnogo v predlozhenii

Основной структурной единицей речи является предложение, которое передает законченную мысль. Части речи в предложении «притираются друг к другу», согласуютсямежду собой, подчиняясь логике выражения мысли. Главные члены предложения несут основную информацию – называют субъект и его действие. Второстепенные члены говорят о признаках субъекта, образе и обстоятельствах действия. Синтаксическая роль существительного универсальна: оно может сочетаться с любыми частями речи и выступать в роли как главных, так и всех второстепенных членов предложения.

Существительное в предложении – на все руки мастер

Пять членов предложения способны передать все многообразие речевых задач. Каждая часть речи играет здесь свою традиционно-законную роль:

Синтаксическая роль слов и словосочетаний в предложении определяется по вопросам, которые можно к ним адресовать.

sintaksicheskaya rol sushchestvitelnogo v predlozhenii 01Вопросы главных и второстепенных членов предложения

sintaksicheskaya rol sushchestvitelnogo v predlozhenii 02Многообразие ролей существительного в предложении

По каким правилам определяют синтаксическую роль существительного

Главный инструмент, определяющий роль существительного в предложении – ВОПРОС, поясняющий смысловую нагрузку и сочетание слова с остальными членами.

На заметку: определение в виде ПРИЛОЖЕНИЯ пишется с определяемым словом через дефис и сочетается с ним в роде, числе и падеже: в городе-спутнике, о матери-героине; в море-океане.

Основные трудности определения синтаксической роли существительного

Синтаксическая
роль
Проблема Решение Примеры
Подлежащее Существительное
не стоит в И. п.
Количественное значение
Избирательность: предлог «из» + Р. п.
Сочетаемость: предлог «с» + Т. п.

Когда существительное – не член предложения

Роль существительного в речи может быть шире синтаксических задач. Иногда существительное, присутствуя в предложении, не является его членом.

Обращение служит для привлечения внимания к тому, что говорится:

Слова «мама», «жизнь», «друзья» никак не согласованы с остальными членами предложения, являются «посторонними наблюдателями», отделяются запятой.

Вводное словосвязано с остальными членами предложения разве что мимолетным настроением. Предложение не потеряет ни капли смысла, если вводное из него слово убрать:

Еще раз о синтаксической роли существительного:

Источник

Имя существительное: синтаксическая роль в предложении

4391 thumb 1636613846

Основной структурной единицей речи является предложение, которое передает законченную мысль. Части речи в предложении «притираются друг к другу», согласуютсямежду собой, подчиняясь логике выражения мысли. Главные члены предложения несут основную информацию – называют субъект и его действие. Второстепенные члены говорят о признаках субъекта, образе и обстоятельствах действия. Синтаксическая роль существительного универсальна: оно может сочетаться с любыми частями речи и выступать в роли как главных, так и всех второстепенных членов предложения.

Существительное в предложении – на все руки мастер

Пять членов предложения способны передать все многообразие речевых задач. Каждая часть речи играет здесь свою традиционно-законную роль:

Синтаксическая роль слов и словосочетаний в предложении определяется по вопросам, которые можно к ним адресовать.

4391 1636613847Вопросы главных и второстепенных членов предложения

4391 1636613848Многообразие ролей существительного в предложении

По каким правилам определяют синтаксическую роль существительного

Главный инструмент, определяющий роль существительного в предложении – ВОПРОС, поясняющий смысловую нагрузку и сочетание слова с остальными членами.

На заметку: определение в виде ПРИЛОЖЕНИЯ пишется с определяемым словом через дефис и сочетается с ним в роде, числе и падеже: в городе-спутнике, о матери-героине; в море-океане.

Основные трудности определения синтаксической роли существительного

Синтаксическая
роль
Проблема Решение Примеры
Подлежащее Существительное
не стоит в И. п.
Количественное значение
Избирательность: предлог «из» + Р. п.
Сочетаемость: предлог «с» + Т. п.

Когда существительное – не член предложения

Роль существительного в речи может быть шире синтаксических задач. Иногда существительное, присутствуя в предложении, не является его членом.

Обращение служит для привлечения внимания к тому, что говорится:

Слова «мама», «жизнь», «друзья» никак не согласованы с остальными членами предложения, являются «посторонними наблюдателями», отделяются запятой.

Вводное словосвязано с остальными членами предложения разве что мимолетным настроением. Предложение не потеряет ни капли смысла, если вводное из него слово убрать:

Еще раз о синтаксической роли существительного:

Источник

Глава 7. Морфология. Имя существительное

§1. Общая характеристика имени существительного

Имя существительное – это самостоятельная знаменательная часть речи.

2. Морфологические признаки:

3. Синтаксическая роль в предложении любая, особенно частотно: подлежащее и дополнение.

Ребята любят каникулы.

В качестве обращения и вводных слов существительное членом предложения не является:

К сожалению, пора идти делать уроки.

(К сожалению – вводное слово)

r k05

§2. Морфологические признаки существительных

§3. Нарицательные – собственные имена существительные

Это разделение существительных по особенностям значения. Нарицательные имена существительные обозначают однородные предметы, т.е. любой предмет из их ряда, а собственные имена существительные называют отдельный конкретный предмет.
Сравните существительные:

Нарицательные существительные разнообразны. Их разряды по значению:

К собственным именам существительным относятся имена людей, клички животных, географические названия, названия произведений литературы и искусства и т.п: Александр, Сашка, Сашенька, Жучка, Обь, Урал, «Подросток», «Колобок» и т.п.

Одушевлённые имена существительные называют «живые» предметы, а неодушевлённые – не «живые».

Для морфологии важно, что

У остальных существительных формы им., вин. и род. падежей различаются.

Значит, признак одушевлённости-неодушевлённости можно определить не только исходя из значения, но и по набору окончаний слова.

§5. Род

Род у существительных – это постоянный морфологический признак. Существительные не изменяются по родам.

Морфологическим показателем рода являются окончания.
Если у слова окончания:

а, у или а, ом, е в единственном числе и ы, ов, ам, ы или ов, ами, ах во множественном числе, то это существительное мужского рода

а, ы, е, у, ой, е в единственном числе и ы, ам или ы, ами, ах во множественном числе, то это существительное женского рода

о, а, у, о, ом, е в единственном числе и а, ам, а, ами, ах во множественном числе, то существительное среднего рода.

Все ли существительные относятся к одному из трёх родов?

Нет. Есть немногочисленная группа удивительных существительных. Они интересны тем, что могут относиться к лицам как мужского, так и женского пола. Это слова: умница, обжора, соня, жадина, плакса, невежа, невежда, злюка, задира, неряха, злюка, растяпа, копуша, сорвиголова и т.п. Форма таких слов совпадает с формой слов женского рода: набор окончаний у них одинаковый. А вот синтаксическая сочетаемость разная.
По-русски можно сказать:
Она такая умница! И: Он такой умница! Значение пола одушевлённого лица можно узнать по форме местоимения (как в нашем примере) или прилагательного, или глагола в прошедшем времени: Соня проснулся. И: Соня проснулась. Такие существительные называются существительными общего рода.

К существительным общего рода не относятся слова, называющие профессии. Возможно, вы уже знаете, что многие из них – это существительные мужского рода: врач, водитель, инженер, экономист, геолог, филолог и т.п. Но обозначать они могут как лица мужского, так и женского пола. Моя мать – хороший врач. Мой отец – хороший врач. Даже если слово называет лицо женского пола, то прилагательные и глаголы в прошедшем времени могут употребляться и в мужском, и в женском роде: Врач пришёл. И: Врач пришла.


Как определить род у неизменяемых слов?

В языке есть неизменяемые существительные. Все они заимствованы из других языков. В русском языке у них есть род. Как определить род? Это несложно, если понять, что обозначает слово. Обратимся к примерам:

Месьё – мадам – у слов, обозначающих одушевлённое лицо, род соответствует полу.

Кенгуру, шимпанзе – слова, называющие животных, мужского рода.

Пальто, кашне – слова, обозначающие неодушевлённые предметы, чаще бывают среднего рода.

Есть ли исключения? Есть. Поэтому рекомендуется внимательно относиться к неизменяемым словам и запоминать, как они употребляются. Род выражается не окончанием (окончаний у несклоняемых слов нет), а формой других слов, которые связаны с неизменяемым существительным по смыслу и грамматически. Это могут быть прилагательные, местоимения или глаголов в прошедшем времени. Например:

Миссисипи широка и полноводна.

Краткие прилагательные в форме ж.р. свидетельствуют о том, что слово Миссисипи ж.р.

§6. Склонение

Склонение – это тип изменения слов. Существительные изменяются по числам и падежам. Число и падеж – это изменяемые морфологические признаки. В зависимости от того, какие формы есть у слова в разных числах и падежах, по совокупности всех возможных форм, существительные относятся к одному из склонений.


Склонений у существительных три: 1-е, 2-е и 3-е.
Подавляющее большинство русских существительных – это существительные 1-го, 2-го или 3-его склонения. Вид склонения – это постоянный, неизменяемый морфологический признак существительных.

К 3-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием в начальной форме.
Примеры: мать, мышь, ночь, новость, рожь, ложь.

Начальная форма – это та форма слова, в которой оно обычно фиксируется словарями. У существительных это форма именительного падежа единственного числа.

Обратите внимание на слова, традиционно называемые существительными на ия, ие, ий: лекция, здание, гений.

Как правильно обозначить окончания в таких словах?

Поэтому существительные женского рода: лекция, станция, демонстрация относятся к 1-му склонению, а мужского: гений и среднего: здание – ко 2-му.

Комментария требует и ещё одна группа слов. Это так называемые существительные среднего рода на мя, слова путь и дитя. Это разносклоняемые существительные.

Разносклоняемые существительные – это слова, имеющие окончания, свойственные формам разных склонений.
Таких слов мало. Все они очень древние. Некоторые из них частотны в сегодняшней речи.

Список существительных на мя: стремя, племя, семя, бремя, вымя, темя, время, имя, пламя, знамя.

§7. Число

Ме ´ ньшая часть русских существительных не изменяется по числам, а имеет форму только одного числа: или единственного, или множественного.


Существительные, имеющие форму единственного числа:


Существительные, имеющие форму множественного числа:

Большинство предметов, обозначаемых существительными, имеющими только форму единственного или множественного лица, не поддаются счёту.
У таких существительных число – неизменяемый морфологический признак.

§8. Падеж

Падеж – это непостоянный, изменяемый морфологический признак имён существительных. Падежей в русском языке шесть:

Нужно твёрдо знать падежные вопросы, с помощью которых определяется, в форме какого падежа стоит существительное. Поскольку, как вы знаете, имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными, к каждому падежу есть два вопроса:

Вы видите, что для одушевлённых существительных совпадают вопросы вин.п. и род. п., а для неодушевлённых – им. п. и вин. п.
Чтобы не ошибиться и правильно определить падеж, всегда используйте оба вопроса.

Например: Я вижу старый парк, тенистую аллею и идущих по ней девушку и молодого человека.
Вижу (кого?, что?) парк (вин. п.), аллею (вин. п.), девушку (вин. п.), человека (вин. п.).

Все ли существительные изменяются по падежам?

Нет, не все. Не изменяются существительные, которые так и называются: неизменяемые.

Слово какаду встретилось в данном контексте 6 раз:

В разных падежах форма у неизменяемых существительных одинаковая. Но падеж определяется легко. В этом помогают падежные вопросы, а также другие члены предложения. Если у такого существительного есть определение, выраженное прилагательным, местоимением, числительным или причастием, т.е. словом, изменяющимся по падежам, то оно будет в форме того же падежа, что и само неизменяемое существительное.

§9. Синтаксическая роль существительных в предложении

У окна – обстоятельство

Мама – обращения, как и вводные слова, предлоги, союзы, частицы членами предложения не являются.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Источник

Роль имён существительных в речи

author 100

Имя существительное – это первая самостоятельная часть речи, с которой начинается изучение русского языка в школе. Знакомство с именами существительными происходит постепенно и упорядоченно, согласно грамматическим категориям рода, числа, падежа, одушевлённости или неодушевлённости, склонения.

В соответствии с этим, они разделяются на три рода, три склонения (учитывается сопоставление рода и определённого окончания), изменяются по числам (единственное и множественное), а также по шести падежам, которые можно отличить по окончанию и смысловой нагрузки текста.

Фундаментальный класс слов начинают изучать в начальной школе, составляя предложения с примерами, тренируя навыки постановки вопроса:

Основная функция самостоятельной части речи – номинативная или назывная. Имена существительные предназначены для обозначения всего, что окружает вокруг.

Многозначные существительные

В русском языке много слов, которые могут употребляться в разных значениях, но писаться и произноситься абсолютно одинаково:

Некоторые из них могут употребляться не в прямых, а переносных смыслах: «Не стой столбом», «Ну, и кашу ты заварил». Многозначные существительные вносят разнообразие в речь, придают ей выразительности, позволяют добиться определённой стилистической окраски (фразеологизмы, метафоры, эпитеты, сравнения).

Синтаксическая нагрузка

Роль существительного в конкретном предложении зависит от возложенной на него функции. Как правило, эта часть речи является подлежащим или дополнением. По мере усложнения тем вводятся примеры, в которых существительные используются для обозначения сказуемого, определения или обстоятельства.

Русская лексика включает огромное количество слов, которые обозначаются существительными. Помимо предметов, людей, животных, каких-либо веществ используются и отвлечённые понятия, например, личностные характеристики (честность, злость, ревность, сон, отдых и т.д.). Без существительного не обходится ни одно полное предложение.

Источник

Синтаксическая роль существительного в предложении

Имя существительное – что это за часть речи, какие у него есть постоянные и непостоянные признаки, чем оно является в предложении

chto takoe suschestvitelnoe prostym yazykom

Имя существительное – это самостоятельная часть речи. То есть к ней можно задать вопрос и у нее есть лексическое значение. Вопрос к существительному может быть «Кто?», если оно одушевленное, или «Что?», если неодушевленное. Например: (кто?) собака, человек, муха; (что?) дом, счастье, вода.

Если проанализировать все слова, которые мы постоянно употребляем в речи, то 40 % из них – существительные. На втором месте – глаголы, их 26 %.

4 типа существительных по значению

Конкретные. Обозначают предмет, который можно потрогать руками. Например, можно руками потрогать стол, книгу, кошку, окно.

Вещественные. Их тоже можно потрогать, но у них есть две особенности:

Например, вода, бензин, лен, железо. Если я зачерпну стаканом воду, то есть возьму ее часть – свойства этой воды будут такими же, как и свойства всей остальной воды. Если отколю кусок железной руды – у него будут те же свойства, что и у остальной руды.

В этом отличие вещественных от конкретных. Конкретные в принципе не делятся на части. Если у стола отпилить ножку – это будет ножка стола, а не стол.

Абстрактные, или отвлеченные. Их нельзя потрогать руками. Любовь, счастье, совесть, дружба – что это вообще такое?

А что такое небо? Его тоже нельзя потрогать. Оно тоже абстрактное.

Собирательные – они обозначают несколько предметов, которые образуют одно целое. Предметы должны быть одинаковые. Например, студенчество – в нем одни студенты, профессура – одни профессора, листва – только листья.

У собирательных обычно есть особые суффиксы – «-еств-», «-в-» и другие.

Постоянные признаки существительных

Постоянные морфологические признаки – это такие, которые невозможно изменить.

Род – мужской, женский, средний. Каждое существительное принадлежит только к одному из них: стол – мужского рода, парта – женского, солнце – среднего.

Собственное или нарицательное. Собственные – это имена, клички, прозвища. Они применимы к одному-единственному предмету. А вот нарицательные называют несколько одинаковых предметов.

У меня был пес Цыган. Пес – нарицательное, потому что псов полно. А Цыган – собственное, потому что оно называет моего единственного Цыгана. Я человек, меня зовут Алексей. Человек – нарицательное, так как людей полно, а Алексей – собственное, потому что оно называет именно меня.

Да, Алексеев тоже много. Но когда преподаватель мне говорит: «Алексей!» или однокурсницы говорят: «Леш!» – я понимаю, что они обращаются именно ко мне.

Одушевленное или неодушевленное. Это не значит «живое» – «неживое». Неодушевленное – это когда Винительный падеж во множественном числе равен Именительному: вижу столы = стоят столы. Одушевленное – когда Винительный падеж во множественном числе не совпадает с именительным: вижу коров – коровы спят, вижу мужиков – мужики работают.

Про мертвеца и куклу

Мертвец – одушевленное существительное. У него винительный падеж во множественном числе не равен именительному: лежат мертвецы – вижу мертвецов.

Вот видите, мертвецы – не живые, однако одушевленные.

То же самое с куклами: у меня есть куклы – одеваю кукол. Одушевленные, хоть и не живые.

Непостоянные признаки

Эти признаки меняются.

Число. Множественное или единственное: дом – дома, кукла – куклы.

Падеж. Ребенок – именительный, рожать ребенка – родительный, творить с ребенком – творительный.

Запоминалочка падежей

Иван родил девчонку, велел тащить пеленку. Иван – именительный падеж, родил – родительный, девчонку – дательный, велел – винительный, тащить – творительный, пеленку – предложный.

Другие советы по запоминанию падежей есть вот в этом видео. Оно моё, я записывал сам.

В зависимости от контекста существительное может быть в разных числах и падежах.

Начальная форма существительного

Это всегда именительный падеж единственного числа: колдун, веревка, кольцо, печаль.

Ее обязательно надо указывать при морфологическом разборе, чтобы правильно определить постоянные признаки.

Синтаксическая роль

Существительное может быть всеми членами предложения. Смотрите:

Если существительное у вас в предложении является определением, то это определение всегда несогласованное.

Открытый урок по теме «Имя существительное в словосочетании и предложении». 6-й класс

Здравствуйте, уважаемые друзья! Прошу Вас проверить готовность к уроку. Учебник рабочая тетрадь, пишущие принадлежности. И прежде чем нам начать с работу, давайте с вами запишем сегодняшнюю дату и классная работа. (Записывают)

2. Минутка мотивации

Посмотрите на экран. Прочитайте.

Солнце. Небо. Облака.
Берег. Дерево. Река.
Волны. Лучики. Леса.
Отражение. Небеса.

Что интересного вы заметили? (это всё предложения, текст, слова, существительные).

Здорово! А верите ли вы, что (просто перелистать)

1. Существительное – самая древняя часть речи.

Согласны ли вы с этим утверждением? Кто согласен, поднимите руку.

Да, существительное действительно самая древняя часть речи. Именно с неё началось освоение окружающего предметного мира древним человеком.

2. Существительное – самая часто употребляемая часть речи.

Согласны ли вы с этим утверждением? Кто согласен, поднимите руку. Да, каждое второе слово в нашей речи – существительное.

3. В русском языке около 15 000 существительных. (затрудняются)

4. Существительное может быть любым членом предложения.

А вот на этот вопрос вы сегодня найдете ответ сами.

Вы наверно догадались, о чем мы будем говорить. (о существительном). Правильно, но не только о нём мы сегодня будем говорить. (перелистать слайд)

Тема: имя существительное в предложении, а так же в словосочетании.

(помогаю сформулировать тему; уточняю про словосочетание, что при разговоре о предложении это важно).

Положите перед собой листы самооценки. Отметьте, пожалуйста, то, что знаете.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Тема урока: роль имени существительного в предложении и в словосочетании

Я знаю…

определение имени существительного

признаки имени существительного

что такое словосочетание

Я умею…

определять главное и зависимое слово в словосочетании

определять синтаксическую роль имени существительного в предложении

Хочу узнать…

Итак. Скажите, пожалуйста, что такое имя существительное? (поднимают руки, одного спрашиваю определение – полный ответ)

А кто может назвать признаки имени существительного? (один – постоянные признаки, второй – непостоянные признаки)

А что скажет, что такое словосочетание? (поднимают руки, одного спрашиваю определение – полный ответ)

А что умеем? (спрашиваю, поднимают). Как много вы знаете. Значит эта тема не новая для Вас? Да. Какую цель мы ставим: (формируют, помогаю: определить роль существительного в словосочетании и предложении).

3. Словарная работа (Найди лишнего)

Обратите внимание на экран. Из каждой строчки выпишите слово, которое является лишним. Подумайте, по какому признаку мы можем определить лишнее слово. Выпишите его.

Удивление, очарование, наслаждение, прикосновение

Беспорядок, пригород, добродушный, недруг

Думает, пишет, смотрит, читает

Смелость, доброта, храбрость, бесстрашие

(выписали, спросила почему)

Итак. Составьте словосочетания с данными словами. Опираясь на схемы, которые вы видите на доске. Давайте запишем. К какой схеме относятся эти словосочетания?

Итак. Какую роль в словосочетании играет существительное? (может быть главным или зависимым) С какими частями речи можно составить словосочетания?

(на доске висят схемы словосочетаний сущ+сущ, сущ+мест, сущ+прил, сущ+глагол).

4. Работа с упражнением в учебнике

А сейчас открывайте, пожалуйста, учебник. Упражнение 248.

img1

Выпишите из данного упражнения словосочетания, которые соответствуют схеме сущ+сущ. Укажите главное/ зависимое слово + вопрос + части речи. Время выполнения — 1,5 минуты.

Словосочетания: вершина горы капля дождя, сервиз из фарфора, упражнение по орфографии. (кто первый напишет – к доске). Обратите внимание на разбор словосочетания. Все пункты должны быть соблюдены.

А сможем ли мы заменить эти словосочетания на синонимичные, которые будут соответствовать схеме прил+сущ. Да, можем. Давайте обсудим:

Итак. Мы с вами сейчас увидели, что явление синонимия может быть не только среди слов.

5. Работа с текстом

Пожалуйста, прочитайте выразительно. Что это? (текст). Почему текст? Какие признаки текса?

Книги — вместилища знаний в мире людей. Место, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое.

В каком предложении заключена главная мысль?Выпишите его. (одного к доске)

(выписывают предложение Книгивместилищазнанийв мирелюдей)

А кто-нибудь обратил внимание на это предложение? Что в нём особенного? (в нём одни существительные)

И нам с вами осталось ответить на последний вопрос нашего урока, какими же членами предложения могут выступать имя существительное.

Для этого нам нужно выполнить синтаксический разбор. (вызываю особо активного к доске) Что мы выделяем в первую очередь (грамматическую основу). Что далее? (обратить внимание, что при разборе этого предложения выделять смысловые связи и писать вопросы).

Скажите, пожалуйста, какими же членами предложения являются наши существительные? (подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение?)

6. Итоги

Настало время подводить итоги нашего урока. Какую цель мы ставили сегодня на урок? А проверить это нам поможет небольшая тестовая работа. Для этого прошу вас перевернуть ваш лист самооценки. Там представлен небольшой тест, состоящий из 4 вопросов. Внимательно читайте задания. Время выполнения – 2 минуты.

Тест

1. Выберите словосочетания.

1) дети и взрослые
2) кричать громко
3) звездная ночь
4) береза наклонилась

2. Выберите словосочетание, в котором главное слово — существительное.

1) играть на трубе
2) слон и моська
3) теплая весна
4) увидеть мать

3. Укажите словосочетания, которые можно выделить в данном предложении.

Скоро гроза отступила к западу.

1) гроза отступила
2) гроза скоро
3) отступила к западу
4) отступила скоро
5) гроза к западу

4. Выпишите существительные из предложения Скоро гроза отступила к западу. Укажите их синтаксическую роль в предложении. ______________________

Ответы:

4. подлежащее, дополнение, обстоятельство

Критерии:

Итак, время вышло. А сейчас, пожалуйста, я прошу вас обменяться листочками для взаимопроверки. На экране представлены ответы и критерии оценивания. Проверьте, пожалуйста, работу вашего соседа и поставьте оценки за работу.

Теперь я попрошу вас передать работы мне. Оценки за работу будут выставлены вам.

7. Итог + домашнее задание

В заключение урока хочу еще раз обратить ваше внимание на стихотворение, которое было в начале урока. (слайд со стихом)

Можем мы представить картину на основе этого стихотворения? Какие впечатления вызывают у вас строки этого стихотворения? (радость, счастье, умиротворение, воспоминание, блаженство)

Солнце. Небо. Облака.
Берег. Дерево. Река.
Волны. Лучики. Леса.
Отражение. Небеса.

Что вы испытывали на уроке? (сл. Слайд). Запишите эти слова на листочке. (записали)

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: