синтаксическая роль имени существительного 5 класс

Глава 7. Морфология. Имя существительное

§1. Общая характеристика имени существительного

Имя существительное – это самостоятельная знаменательная часть речи.

2. Морфологические признаки:

3. Синтаксическая роль в предложении любая, особенно частотно: подлежащее и дополнение.

Ребята любят каникулы.

В качестве обращения и вводных слов существительное членом предложения не является:

К сожалению, пора идти делать уроки.

(К сожалению – вводное слово)

r k05

§2. Морфологические признаки существительных

§3. Нарицательные – собственные имена существительные

Это разделение существительных по особенностям значения. Нарицательные имена существительные обозначают однородные предметы, т.е. любой предмет из их ряда, а собственные имена существительные называют отдельный конкретный предмет.
Сравните существительные:

Нарицательные существительные разнообразны. Их разряды по значению:

К собственным именам существительным относятся имена людей, клички животных, географические названия, названия произведений литературы и искусства и т.п: Александр, Сашка, Сашенька, Жучка, Обь, Урал, «Подросток», «Колобок» и т.п.

Одушевлённые имена существительные называют «живые» предметы, а неодушевлённые – не «живые».

Для морфологии важно, что

У остальных существительных формы им., вин. и род. падежей различаются.

Значит, признак одушевлённости-неодушевлённости можно определить не только исходя из значения, но и по набору окончаний слова.

§5. Род

Род у существительных – это постоянный морфологический признак. Существительные не изменяются по родам.

Морфологическим показателем рода являются окончания.
Если у слова окончания:

а, у или а, ом, е в единственном числе и ы, ов, ам, ы или ов, ами, ах во множественном числе, то это существительное мужского рода

а, ы, е, у, ой, е в единственном числе и ы, ам или ы, ами, ах во множественном числе, то это существительное женского рода

о, а, у, о, ом, е в единственном числе и а, ам, а, ами, ах во множественном числе, то существительное среднего рода.

Все ли существительные относятся к одному из трёх родов?

Нет. Есть немногочисленная группа удивительных существительных. Они интересны тем, что могут относиться к лицам как мужского, так и женского пола. Это слова: умница, обжора, соня, жадина, плакса, невежа, невежда, злюка, задира, неряха, злюка, растяпа, копуша, сорвиголова и т.п. Форма таких слов совпадает с формой слов женского рода: набор окончаний у них одинаковый. А вот синтаксическая сочетаемость разная.
По-русски можно сказать:
Она такая умница! И: Он такой умница! Значение пола одушевлённого лица можно узнать по форме местоимения (как в нашем примере) или прилагательного, или глагола в прошедшем времени: Соня проснулся. И: Соня проснулась. Такие существительные называются существительными общего рода.

К существительным общего рода не относятся слова, называющие профессии. Возможно, вы уже знаете, что многие из них – это существительные мужского рода: врач, водитель, инженер, экономист, геолог, филолог и т.п. Но обозначать они могут как лица мужского, так и женского пола. Моя мать – хороший врач. Мой отец – хороший врач. Даже если слово называет лицо женского пола, то прилагательные и глаголы в прошедшем времени могут употребляться и в мужском, и в женском роде: Врач пришёл. И: Врач пришла.


Как определить род у неизменяемых слов?

В языке есть неизменяемые существительные. Все они заимствованы из других языков. В русском языке у них есть род. Как определить род? Это несложно, если понять, что обозначает слово. Обратимся к примерам:

Месьё – мадам – у слов, обозначающих одушевлённое лицо, род соответствует полу.

Кенгуру, шимпанзе – слова, называющие животных, мужского рода.

Пальто, кашне – слова, обозначающие неодушевлённые предметы, чаще бывают среднего рода.

Есть ли исключения? Есть. Поэтому рекомендуется внимательно относиться к неизменяемым словам и запоминать, как они употребляются. Род выражается не окончанием (окончаний у несклоняемых слов нет), а формой других слов, которые связаны с неизменяемым существительным по смыслу и грамматически. Это могут быть прилагательные, местоимения или глаголов в прошедшем времени. Например:

Миссисипи широка и полноводна.

Краткие прилагательные в форме ж.р. свидетельствуют о том, что слово Миссисипи ж.р.

§6. Склонение

Склонение – это тип изменения слов. Существительные изменяются по числам и падежам. Число и падеж – это изменяемые морфологические признаки. В зависимости от того, какие формы есть у слова в разных числах и падежах, по совокупности всех возможных форм, существительные относятся к одному из склонений.


Склонений у существительных три: 1-е, 2-е и 3-е.
Подавляющее большинство русских существительных – это существительные 1-го, 2-го или 3-его склонения. Вид склонения – это постоянный, неизменяемый морфологический признак существительных.

К 3-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием в начальной форме.
Примеры: мать, мышь, ночь, новость, рожь, ложь.

Начальная форма – это та форма слова, в которой оно обычно фиксируется словарями. У существительных это форма именительного падежа единственного числа.

Обратите внимание на слова, традиционно называемые существительными на ия, ие, ий: лекция, здание, гений.

Как правильно обозначить окончания в таких словах?

Поэтому существительные женского рода: лекция, станция, демонстрация относятся к 1-му склонению, а мужского: гений и среднего: здание – ко 2-му.

Комментария требует и ещё одна группа слов. Это так называемые существительные среднего рода на мя, слова путь и дитя. Это разносклоняемые существительные.

Разносклоняемые существительные – это слова, имеющие окончания, свойственные формам разных склонений.
Таких слов мало. Все они очень древние. Некоторые из них частотны в сегодняшней речи.

Список существительных на мя: стремя, племя, семя, бремя, вымя, темя, время, имя, пламя, знамя.

§7. Число

Ме ´ ньшая часть русских существительных не изменяется по числам, а имеет форму только одного числа: или единственного, или множественного.


Существительные, имеющие форму единственного числа:


Существительные, имеющие форму множественного числа:

Большинство предметов, обозначаемых существительными, имеющими только форму единственного или множественного лица, не поддаются счёту.
У таких существительных число – неизменяемый морфологический признак.

§8. Падеж

Падеж – это непостоянный, изменяемый морфологический признак имён существительных. Падежей в русском языке шесть:

Нужно твёрдо знать падежные вопросы, с помощью которых определяется, в форме какого падежа стоит существительное. Поскольку, как вы знаете, имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными, к каждому падежу есть два вопроса:

Вы видите, что для одушевлённых существительных совпадают вопросы вин.п. и род. п., а для неодушевлённых – им. п. и вин. п.
Чтобы не ошибиться и правильно определить падеж, всегда используйте оба вопроса.

Например: Я вижу старый парк, тенистую аллею и идущих по ней девушку и молодого человека.
Вижу (кого?, что?) парк (вин. п.), аллею (вин. п.), девушку (вин. п.), человека (вин. п.).

Все ли существительные изменяются по падежам?

Нет, не все. Не изменяются существительные, которые так и называются: неизменяемые.

Слово какаду встретилось в данном контексте 6 раз:

В разных падежах форма у неизменяемых существительных одинаковая. Но падеж определяется легко. В этом помогают падежные вопросы, а также другие члены предложения. Если у такого существительного есть определение, выраженное прилагательным, местоимением, числительным или причастием, т.е. словом, изменяющимся по падежам, то оно будет в форме того же падежа, что и само неизменяемое существительное.

§9. Синтаксическая роль существительных в предложении

У окна – обстоятельство

Мама – обращения, как и вводные слова, предлоги, союзы, частицы членами предложения не являются.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Источник

Конспект урока русского языка на тему: «Синтаксическая роль имени существительного» (5 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока русского языка

на тему: «Синтаксическая роль имени существительного»

подготовила: учитель начальных классов

Челябина Юлия Эдуардовна

Тема: «Синтаксическая роль имени существительного»

Цель: обобщение и повторение изученного материала по имени существительному.

1.Систематизировать знания об имени существительном, полученных на уроках русского языка.

2.Пвторить сведения об использовании имён существительных в роли обращения; совершенствовать умение создавать тексты – описания по картинке.

3.Воспитывать познавательную активность.

Прозвенел сейчас звонок

Приготовьте все тетрадки

Учебники и письменные принадлежности

Чтобы было все в порядке

Здравствуйте, ребята, сегодня урок русского языка у вас проведу я. И зовут меня Юлия Эдуардовна. Присаживайтесь!

Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а ваша задача догадаться о чем мы будем говорить на уроке.

Всему название дано –

И зверю, и предмету

Вещей вокруг полным полно,

А безымянных – нету.

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,-

У: О какой части речи говорится в стихотворении.

У: Ученые установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Около 40 % всех слов в русском языке – имена существительные

Серебро и колыханье

Свет ночной, Ночные тени,

Ряд волшебный изменений

К нашему уроку я подготовила такие слова ( появл. эпиграф).

Существительное – дирижёр грамматического оркестра

Как вы думаете, какой смысл несёт в себе эта фраза?

— Теперь давайте выполним небольшое задание и повторим особенности этой части речи.

Перед вами необычная рыба. Она проглотила маленьких рыбок, названия которых – имена существительные. Определите их род, поставьте данные слова в предложенный падеж, обозначьте окончания. Почему слова левого столбика имеют окончание «е», а правого –«и»?

У: Скажите, каким членом предложения может являться имя существительное?

Д: подлежащим, дополнением, сказуемым.

У: По своей сути, как уже было сказано, имя существительное – это актер. Оно играет в своей жизни много масок и много ролей.

И сейчас мы познакомимся с еще одной ролью имени существительного. В предложении существительное может показывать того к кому обращаются.

Но для начала давайте обратимся к учебнику к 804 упражнению. Прочитаем предложение из этого упражнения и найдем обращение. Итак скажите что такое обращение?

Д: обращение слово или словосочетание слов, называющее того. К кому или чему обращаются с речью.

У: Является ли обращение членом предложения?

У: Как выделяется обращение в предложении?

Д: выделяется запятыми.

У: Обращение может находится в разных частях предложения.

1- обращение может стоять в начале предложения:

Старик! О прежнем позабудь… (Лермонтов)

2- Обращение может стоять в конце предложения:

Ты здесь, миленький? (Тренев)

Свинья ты, братец.. (Горький)

3- В середине предложения

Не твоя ли, Пушкин, радость окрыляла нас тогда? (Голок)

Какой же вывод мы можем сделать?

Д: обращение – слово или словосочетание, оно может стоять в конце, начале или середине предложения, при этом обособляется запятыми или другими знаками выражающего определенную интонацию

Давайте выполним упр –е 805. Вам нужно глядя на изображение составить небольшое сочинение из 5-7 предложений. Постарайтесь в своей работе использовать обращения.(чтение работ)

Молодцы, у вас хорошо получилось.

Домашнее задание по выбору упр 801 или 802.

Источник

Конспект урока русского языка на тему: «Синтаксическая роль имени существительного» (5 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока русского языка

на тему: «Синтаксическая роль имени существительного»

подготовила: учитель начальных классов

Челябина Юлия Эдуардовна

Тема: «Синтаксическая роль имени существительного»

Цель: обобщение и повторение изученного материала по имени существительному.

1.Систематизировать знания об имени существительном, полученных на уроках русского языка.

2.Пвторить сведения об использовании имён существительных в роли обращения; совершенствовать умение создавать тексты – описания по картинке.

3.Воспитывать познавательную активность.

Прозвенел сейчас звонок

Приготовьте все тетрадки

Учебники и письменные принадлежности

Чтобы было все в порядке

Здравствуйте, ребята, сегодня урок русского языка у вас проведу я. И зовут меня Юлия Эдуардовна. Присаживайтесь!

Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а ваша задача догадаться о чем мы будем говорить на уроке.

Всему название дано –

И зверю, и предмету

Вещей вокруг полным полно,

А безымянных – нету.

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,-

У: О какой части речи говорится в стихотворении.

У: Ученые установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Около 40 % всех слов в русском языке – имена существительные

Серебро и колыханье

Свет ночной, Ночные тени,

Ряд волшебный изменений

К нашему уроку я подготовила такие слова ( появл. эпиграф).

Существительное – дирижёр грамматического оркестра

Как вы думаете, какой смысл несёт в себе эта фраза?

— Теперь давайте выполним небольшое задание и повторим особенности этой части речи.

Перед вами необычная рыба. Она проглотила маленьких рыбок, названия которых – имена существительные. Определите их род, поставьте данные слова в предложенный падеж, обозначьте окончания. Почему слова левого столбика имеют окончание «е», а правого –«и»?

У: Скажите, каким членом предложения может являться имя существительное?

Д: подлежащим, дополнением, сказуемым.

У: По своей сути, как уже было сказано, имя существительное – это актер. Оно играет в своей жизни много масок и много ролей.

И сейчас мы познакомимся с еще одной ролью имени существительного. В предложении существительное может показывать того к кому обращаются.

Но для начала давайте обратимся к учебнику к 804 упражнению. Прочитаем предложение из этого упражнения и найдем обращение. Итак скажите что такое обращение?

Д: обращение слово или словосочетание слов, называющее того. К кому или чему обращаются с речью.

У: Является ли обращение членом предложения?

У: Как выделяется обращение в предложении?

Д: выделяется запятыми.

У: Обращение может находится в разных частях предложения.

1- обращение может стоять в начале предложения:

Старик! О прежнем позабудь… (Лермонтов)

2- Обращение может стоять в конце предложения:

Ты здесь, миленький? (Тренев)

Свинья ты, братец.. (Горький)

3- В середине предложения

Не твоя ли, Пушкин, радость окрыляла нас тогда? (Голок)

Какой же вывод мы можем сделать?

Д: обращение – слово или словосочетание, оно может стоять в конце, начале или середине предложения, при этом обособляется запятыми или другими знаками выражающего определенную интонацию

Давайте выполним упр –е 805. Вам нужно глядя на изображение составить небольшое сочинение из 5-7 предложений. Постарайтесь в своей работе использовать обращения.(чтение работ)

Молодцы, у вас хорошо получилось.

Домашнее задание по выбору упр 801 или 802.

Источник

Презентация по теме «Синтаксическая роль существительного» (5 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выполнила: Учитель школы №50 г. Владикавказ Фатима Яковлевна Синтаксическая роль существительного.

Задание № 1. Какими членами предложения могут быть существительные в именительном падеже? Правильный ответ: Подлежащим и сказуемым.

Задание № 2. Найдите подлежащее и сказуемое и подчеркните их. Книга – спутник всей нашей жизни. Спорт – это красота и здоровье.

Правильный ответ: Книга – спутник всей нашей жизни. Спорт – это красота и здоровье.

Задание № 3 Чем ещё в предложении могут быть существительные в именительном падеже? Правильный ответ: Существительные в именительном падеже могут быть в предложении обращениями.

Задание № 4. Укажите роль каждого существительного в предложениях. Расставьте знаки препинания. Люблю тебя Петра творенье Никогда нам не забыть отцовский дом детские игры дорогу в школу

Правильный ответ: Люблю тебя, Петра творенье!(Обращение) Никогда нам не забыть отцовский дом, детские игры, дорогу в школу.

Контрольное задание: Укажите, какую роль в предложении играют существительные. Расставьте знаки препинания. Высоко над семьёю гор Казбек твой царственный шатёр сияет вечными лучами. Вода это простейшее соединение водорода и кислорода Мне опять вспомнятся тонкие берёзки у школы Осуществление проекта упиралось в отсутствие необходимых средств

0815 000105fc 035ac698

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

08ab 000315ea 818e2afc

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

0e27 0001cf5e 938337aa

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

a loader

Презентация по теме «Синтаксическая роль существительного». Проводится после изучения темы « Имя существительное » в 5 классе на уроке обобщения знаний. Здесь представлена небольшая программа, рассчитанная на повторение, закрепление и систематизацию знаний о синтаксической роли имени существительного, на проверку умения правильно употреблять имена существительные в речи. Данная работа обращает внимание учащихся на точную и образную речь художников слова – писателей и поэтов.

Номер материала: 317708

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

12ca 000988a9 e32712b1

placeholder

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

placeholder

Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП

Время чтения: 1 минута

placeholder

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

placeholder

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

placeholder

Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов

Время чтения: 2 минуты

placeholder

Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока русского языка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка в 5 классе «Синтаксическая роль имени существительного».

учитель русского языка и литературы

МБОУ ООШ с.Асмётовка

Петровского района Саратовской области

Форма проведения: Творческая лаборатория

Тип урока: обобщение и систематизация ЗУН

— расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально- выразительной роли имени существительного;

способствовать ликвидации пробелов в знаниях учащихся по теме

— выяснить роль имени существительного в тексте.

— повторить тропы, в основе которых лежит имя существительное

( сравнение, олицетворение, эпитет, метафора)

— познакомить с экспрессивной функцией имени существительного.

— развивать устную и письменную речь, словарный запас учащихся, мышление и орфографическую зоркость;

— воспитание любви к родной природе, интереса к предмету.

Оборудование: раздаточный материал для речеведческого анализа, репродукции картин с изображением пейзажа, таблица для внесения опорных слов по ходу урока, эпиграф «Имя существительное – хлеб русского языка», заготовка-шаблон в виде ромашки «Мой мир».

1.Огрмомент. Урок сегодня и обычный, и необычный. Обычный, потому что от вас, как всегда, потребуются ваши знания, ваше творческое воображение.

Необычной будет форма урока – она записана на доске.

2. Мотивационный этап.

Сегодня мы должны активизировать свои знания по теме «Имя существительное», выяснить синтаксическую роль данной части речи.

3. Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были составить лингвистическую визитку по теме « Имя существительное».

4. Словарная работа. ( готовят и проводят учащиеся самостоятельно)

5.Физпауза. ( проводят учащиеся)

6.Подготовка к восприятию нового материала.

Сегодня наш урок проходит в виде творческой лаборатории.

— Что такое лаборатория?

(Лаборатория – помещение для научных и технических опытов, исследований, учреждение, занимаются такими опытами)

— А что же является результатом опыта? ( подтверждение или опровержение гипотезы и даже открытия)

— Но у нашей лаборатории нет названия. Есть ли у вас варианты?

— Подтвердить или опровергнуть ваши предположения поможет небольшое стихотворение:

Земля, вода, пшеница, класс –

Всё сущее, что окружает нас,

Мы называем. Имя им даём:

Берёза, солнце, речка, дом…

Явления природы: буря, дождь…

Без этой части речи ты не проживёшь.

— Так с чем же будут связаны наши лингвистические опыты?

На предыдущих уроках мы с вами плодотворно потрудились над грамматическими признаками имени существительного. Подытожить можно с помощью алгоритма:

В предложении бываю

(три кита части речи)

7. Работа по теме урока.

— Сегодня мы должны выяснить синтаксическую роль имени существительного.

Я предлагаю в качестве лингвистической задачи высказывание К.Г.Паустовского: «Имя существительное – хлеб языка».

— Как вы понимаете эти слова?

— Учёные – лингвисты подсчитали, что на сто слов в тексте приходится 60 слов имён существительных. Как вы считаете, прав ли Паустовский?

— Итак, с помощью имён существительных мы называем предметы, явления, чувства, действия…

ВЫВОД. Таким образом, главная функция имени существительного – номинативная (назывательная).

Ребята, а с помощью каких частей речи вы общаетесь? Употребляете ли вы имена существительные?

ВЫВОД. Таким образом, вторая функция имени существительного- коммуникативная.

8. Эмоционально- выразительная роль имени существительного.

— Ребята, я предлагаю вам отправиться в лес на прогулку, послушать пение соловьев. Как вы считаете, какие слова можно подобрать к этой трели? Запишите их в тетрадь.

— Может ли музыка звучать с помощью имён существительных?

— Я предлагаю вам послушать музыкальный фрагмент и на ромашке «Мой мир» записать с помощью имён существительных ваши чувства. (Красота, тишина, спокойствие, пение, музыка, зелень, вдохновение, радость…)

9. Работа с раздаточным материалом.

— Мастера поэтического слова с помощью только существительных сумели предать такие яркие образы.( стихотворение А.Фета «Это утро, эта радость».

Л. Н.Толстой так говорил о стихотворении А.А.Фета: « В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».

10. Работа с репродукциями.

— Подобрать к данным стихам репродукции.

11. Работа с прозаическим текстом.

Пользуясь предложенным прозаическим текстом, заполните перфокарты «Тропы»

Эпитеты, метафоры, олицетворения, метафоры.

12. Синтаксическая минутка.

Одинокая цапля на краю болота – привычная картина.

Вывод. Таким образом, имена существительные могут быть любым членом предложения. Кроме того, обращением. Учебник. Стр. 87.

Наша работа в мастерской подходит к концу. Каковы же результаты нашей работы?

Назовите функции имени существительного в речи.

— коммуникативная – функция общения

— синтаксическая роль – любой член предложения.

Чем данный урок был полезен для вас?

Какие пробелы в знаниях помог восполнить?

Что вызвало особый интерес?

Что особенно получилось?

Что показалось трудным?

15. Домашнее задание. Составить лингвистический крок по данному уроку, используя фотоколлаж учебника на стр. 89.

1.Васильевых И.П. Уроки русского языка. 5 класс: пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык. 5класс.-М.: Мнемозина, 2010.-365 с.

2.С.И.Львова. Краткий о словарь с этимологическими комментариями.

3.Прохватилина Л.В. Проверь себя. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5класс/ Под ред. С.И.Львовой.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: