синтаксическая единица словосочетание предложение сложное синтаксическое целое

Предмет синтаксиса. Основные единицы синтаксиса: словосочетание, простое и сложное предложение, сложное синтаксическое целое. Средства построения синтаксических единиц.

Термин «синтаксис» от греч. «составление, порядок, строй». Данный термин употребляется для обозначения синтаксического строя языка. Другое понимание синтаксиса – это раздел языкознания, изучающий законы и правила построения связной речи в ее отдельных фрагментах.

Функциональные понятия синтаксиса:

1. Синтаксические единицы. Вопрос об их количестве решен не до конца. Выделяют от двух до четырех синтаксических единиц. Разные ученые выделяют:

— словосочетание и предложение как синтаксические единицы.

— словосочетание, простое и сложное предложение

— словосочетание, простое предложение, сложное предложение и сложное синтаксическое целое (ССЦ – это единица текста, состоящая из 2 – 3 предложений, связанных определенной связью и раскрывающих одну микротему.

— некоторые ученые предлагают к вышеперечисленным и пятый элемент – синтаксическую форму (элементарная единица синтаксиса, из которой строятся словосочетания, например: В шкафу, по закону, из страха.

Основные единицы синтаксиса

1. Словосочетание – минимальная синтаксическая единица, включающая два и более знаменательных слова, оформленная при помощи подчинительной связи (не все авторы согласны с тем, что только подчинительная связь, В.В. Бабайцева отмечет наличие и сочинительных словосочетаний). Словосочетания выражают разные синтаксические связи и из них формируется предложение. Это единица докоммуникативного уровня, т.к. словосочетание характеризует предмет или явление точно, но вне предложения ничего не понятно. Синтаксис словосочетания в общей языковой системе является переходной ступенью от лексико-морфологического уровня к собственно синтаксическому, т.к. словосочетание строится из отдельных лексических единиц (как и предложение структурно оформляется). Функциональная же значимость этих единиц не поднимается выше значимости единиц лексических. В.В. Бабайцева выделяет и подчинительные и сочинительные словосочетания и дает такое определение: Словосочетание – это непредикативное сочетание двух и более знаменательных слов, связанных грамматически и по смыслу. Она говорит, что подчинение и сочинение есть на всех уровнях синтаксической системы: словосочетание, простое предложение и сложное предложение.

2. Простое предложение – это коммуникативная единица синтаксиса, в которой один грамматический центр, в нем выражается соотнесенность всего содержания предложения с действительностью. Синтаксис предложения строится на изучении единиц коммуникативного плана. Связи и отношения форм слов и словосочетаний в составе предложения подчиняются целям коммуникации, поэтому они отличны от связей и отношений между компонентами словосочетания.

3. Сложное предложение – это коммуникативная синтаксическая единица, компоненты которой – простые предложения, связанные каким-либо типом синтаксической связи. Для построения используются синтаксемы (словоформы), служебные слова, порядок расположения компонентов (также влияют и окончания). Для образования предложений используются союзы (при соединении однородных членов), частицы (при образовании вопросительных, восклицательных, нечленимых предложений), Еще бы!

4. Сложное синтаксическое целое – это единица текста более сложного состава, чем предложение. Состоит из нескольких предложений, раскрывающих одну микротему текста. В сложное синтаксическое целое могут включаться как простые, так и сложные предложения. ССЦ может быть равным одному предложению.

Источник

Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Типы предложений

Просмотр содержимого документа
«Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Типы предложений»

Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Типы предложений

Синтаксис – это раздел русского языка, в котором представлены правила грамматического оформления словосочетания и предложения.

Словосочетание – это наименьшая единица синтаксиса, которая представляет собой соединение по смыслу и грамматически двух или более знаменательных слов, называющих явления объективной действительности.

Не являются словосочетаниями:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, стоящие рядом в предложении, но не связанные между собой по смыслу: сильный дует.

Слово с предлогом: у окна, возле дома.

Члены предложения, отвечающие на одинаковые вопросы (однородные члены предложения): (какой?) уставший и (какой?) сонный.

Устойчивые выражения (фразеологизмы): спустя рукава.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание – это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов: мокрые пятна, всегда весёлый, гулять в саду.

Сложное словосочетание – это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов: гулять в зимнем саду, стол из красного дерева.

Сложное словосочетание может быть разделено на простые: папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.

По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные.

1447032 1

Способы подчинительной связи между словами

Существуют 3 главных способа подчинительной связи между словами – это согласование, управление, примыкание.

Согласованием называется такой способ подчинительной связи, когда зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: из темного помещения.

Управлением называется такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: мечты о подвигах и славе, склонный к размышлениям.

При изменении формы главного слова зависимое не изменяется. В сочетании типа три дочери правление наблюдается только в именительном падеже, а в остальных – согласование.

Примыканием называется такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно. Примыкают наречия, деепричастия, инфинитив: говорил громко, необыкновенно быстро, приехала учиться.

Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, ее слова, их дети. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу ее, окликнул его, позвал их.

1447032 2

Предложение – это основная единица речи и языка, которая служит для оформления и выражения мысли, обладает коммуникативной функцией, имеет грамматическую основу и характеризуется смысловой и интонационной законченностью.

1447032 3

Сложное синтаксическое целое является наиболее круп­ной из структурно-семантических единиц, на которые чле­нится текст. ССЦ состоит из нескольких предложений (часто различного строения: простых, сложных, осложненных раз­личными оборотами), объединенных при помощи интонации и других средств связи и раскрывающих одну из микротем (подтем) текста.

От сложного предложения ССЦ отличается тем, что предложения, входящие в его состав, являются более самостоятельными, а связи между ними — менее тесными. Различные по своей структуре самостоятельные предложения в составе ССЦ свободно присоединяются друг к другу, связываясь преимущественно по смыслу, так что содержание второго развивает содержа­ние первого и т.д., пока не будет раскрыта данная микро­тема.

Однако есть и ряд формальных средств связи самостоя­тельных предложений в ССЦ. Уни­версальным средством такой связи в устном высказывании является интонация. Самостоятельные по­вествовательные предложения в его составе произносятся обычно с одинаковой интонацией: с равномерным пони­жением тона к концу, с одинаковыми паузами между собой, в то время как понижение тона в конце сложного синтаксического целого более значительно, а пауза между двумя сложными синтаксическими целыми более длитель­ная; кроме того, начало следующего сложного синтакси­ческого целого обычно характеризуется большим повыше­нием тона, а часто и изменениями в тембре голоса.

Сложные синтаксические целые обычно построены по модели: зачин – развитие темы – концовка.

Источник

РУСТЬЮТОРС

slider2 9

slider2 8

slider2 2

slider2 1

slider2 3

slider2 4

slider2 5

slider2 6

slider2 7

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса русского языка

Содержание:

↑ Синтаксис как раздел науки о языке

Синтаксис позволяет использовать язык как средство общения, ведь при общении мы обмениваемся не звуками, приставками или изолированными словами, а целостными высказываниями, построенными по законом того или иного языка.

Речь невозможна без соблюдения правил. Синтаксически правильно и последовательно организованную речь называют связной.

Любой носитель языка без труда распознает бессвязную речь, а отклонение от синтаксических норм расценивается как стилистическая ошибка:

Тот факт, что приведенные примеры осознаются нами как неприемлемые, означает, что мы обладаем представлением о предписанных законах соединения слов в высказывании, о единых для всех правилах построения русской фразы.

Такие правила и описываются в синтаксисе, и связная речь есть не что иное, как выполнение этих правил.

↑ Синтаксические единицы

Основными синтаксическими единицами (согласно школьной программе по русскому языку) являются словосочетание (докоммуникативный уровень) и предложение (коммуникативный уровень).

языкознании выделяют также в качестве синтаксических единиц: словоформу, сложное синтаксическое целое и текст.

1635007402 sintaksicheskie edinicyТрадиционно выделяются синтаксические единицы докоммуникативного уровня — словоформу и словосочетание, являющиеся строительным материалом для предложения — простого и сложного, представляющего собой главную единицу коммуникации, а также единицы более высокого синтаксического уровня — сложное синтаксическое целое и текст.

↑ Словоформа как единица синтаксиса

Эта роль предопределена как его лексическим значением, так и местом в морфологической системе языка. По аналогии с такими единицами, как фонема, морфема, лексема, словоформа получила также наименование синтаксема. Как правило, словоформа обладает смысловой и грамматической валентностью — способностью присоединять к себе другие словоформы, причем строго или не слишком строго предопределенные системой языка.

↑ Словосочетание как единица синтаксиса

Подчинительные связи предполагают, что от одного слова к другому можно задать смысловой вопрос (он же окажется и грамматическим). Только знаменательные, значимые части речи, обладающие лексическим значением, выступают в роли компонентов словосочетания.

Таким образом, словосочетание — не что иное, как распространенная словоформа, или соединение словоформ.

Если словоформу мы определили как минимальную синтаксическую единицу, то словосочетание можно охарактеризовать как минимальную единицу связной речи, состоящую из двух и более словоформ. В словосочетании уже появляется синтаксическая связь — подчинительная, что выводит словосочетание за пределы морфологии и лексики и превращает его в сугубо синтаксическую единицу.

Словосочетание, так же как слово, называет явление действительности, но более точно, более детально, чем слово. Тем самым словосочетание сужает называемое понятие.

Словосочетание отличается от предложения функцией. Объем здесь не важен. Предложение может состоять из одного слова, из двух и более слов. Важно только то, что предложение, в отличие от словоформы и словосочетания, становится единицей коммуникации, оно не просто называет явления действительности, а сообщает о фактах и событиях, содержит суждение о них.

↑ Предложение как единица синтаксиса

Язык как средство общения начинается с предложения.

Наиболее адекватное определение «предложения» можно дать с точки зрения его функций. Именно этот взгляд положен в основу определения, сформулированного В.В. Виноградовым: «Предложение — это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, которая является средством формирования, выражения и сообщения мысли».

Кажется отчасти странным иллюстрировать предложение как единицу языка и речи. Мы окружены фразами, они живут в нас, многие из них являются общеизвестными высказываниями:

Я мыслю, следовательно — существую.
Кто ищет, тот всегда найдет.
Любви все возрасты покорны.
Хотели как лучше, а получилось как всегда.
А был ли мальчик? Может, мальчика-то и не было.
Бабушка надвое сказала.
Карету мне, карету!
Выше себя не прыгнешь.
Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда.
А ларчик просто открывался.

Формируя мысль, мы пользуемся одной из готовых языковых структур и наполняем ее тем лексическим содержанием, которое обеспечивает выражение необходимого нам смысла. Предложение может содержать сообщение о событиях и фактах, волеизъявление, характеристику предметов и явлений, общее суждение, запрос информации, побуждение к действию и прочее.

↑ Сложное синтаксическое целое как единица синтаксиса

Если высказанную в предложении мысль развить, снабдить ее аргументами, примерами, то получится развернутый отрывок на ту же тему, но более подробный, чем отдельное предложение. Такой отрывок, посвященный одной теме и оформленный по законам данного языка, предписанным связной речи, получил название сложного синтаксического целого. В лингвистической литературе для обозначения такого единства используются также синонимы — сверхфразовое единство (СФЕ), прозаическая строфа, компонент текста и др.

Термины «сложное синтаксическое целое», «сверхфразовое единство» отражают сложноустроенность данной языковой единицы, выход за пределы предложения, связную упорядоченность высказываний по правилам синтаксиса и смысловую целостность, единство темы.

Как всякое «целое», данная единица речи структурирована и обладает ярко выраженным началом, серединой и концовкой.

Например, заметки фенолога в «Вечерней Москве» построены по схеме:

Сегодня утром крыши Москвы покрылись инеем (зачин). Этот первый «белый утренник» наступил на месяц позже среднего срока. Инеем покрылись поля и лесные поляны (развитие темы). В еловые и лиственничные чащи заморозок еще не проник (концовка).

В коммуникативном плане сложное синтаксическое целое находится между предложением как отдельным высказыванием и текстом как завершенным речевым произведением. Чем объемнее произведение, тем больше оно нуждается в делении на смысловые части. Иногда эти отрывки регулируются жанром произведения и определяются автором. Тома, главы, части, рубрики, параграфы являются принадлежностью разных типов деловых, художественных, публицистических, учебных текстов. Но и при отсутствии специальной рубрикации читающий вольно или невольно фиксирует переход к новой теме, новому эпизоду, новому отрывку текста.

↑ Текст как единица синтаксиса

Протяженность текста определена его задачами, целями, коммуникативным намерением. Объем и структура текста заданы избранным жанром. Все речевые жанры: научный доклад, любовная записка, учебное пособие, роман-эпопея, информационная заметка, рекламная листовка — соответствуют своему коммуникативному предназначению в определенных стилевых и формальных рамках.

Объемные, сложно устроенные произведения Льва Толстого отвечают главному назначению художественного текста — образному отображению действительности (в отличие от нехудожественных текстов, которые, описывая, объясняя, анализируя окружающий мир, оперируют понятиями). Роман Льва Толстого «Анна Каренина» умещает свои два тома (в каждом из которых по четыре части, состоящие из 20–30 глав) между хрестоматийным началом (Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских) и малоизвестным высказыванием Левина (Так же буду сердиться на Ивана кучера, так же буду спорить, буду некстати высказывать свои мысли, так же будет стена между святая святых моей души и другими, даже женой моей, так же буду обвинять ее за свой страх и раскаиваться в этом, так же буду не понимать разумом, зачем я молюсь, и буду молиться, — но жизнь моя теперь, вся моя жизнь, независимо от всего, что может случиться со мной, каждая минута ее — не только не бессмысленна, как была прежде, но имеет несомненный смысл добра, которы я властен вложить в нее!).

Общей коммуникативной задачей, помимо сугубо эстетической, являлось для Толстого раскрытие смысла эпиграфа, взятого к этому произведению (Мне отмщение, и аз воздам), хотя сам автор утверждал, что, чтобы объяснить идеи романа, ему понадобится весь его текст без изъятий.

Есть тексты, которые по размеру совпадают со сложным синтаксическим целым. Чаще всего это малые газетные жанры. Например: Двухкомнатная квартира загорелась на первом этаже в доме номер 96, корпус 4, на Ленинградском проспекте. Когда приехали пожарные, одна из комнат уже полыхала вовсю. Виновницей пожара оказалась настольная лампа, которую зажгли в чулане, чтобы достать с верхних полок что-то нужное. Хозяйка, к счастью, оказалась жива, хотя и попала в больницу.

Текст имеет очень узкое коммуникативное назначение — проинформировать о случившемся. Без комментариев и авторской позиции. Такое содержание легко укладывается в заданную форму.

Текстом является и деловое письмо, которое, казалось бы, умещается в одно предложение: Прошу предоставить мне отпуск без сохранения содержания с 5 по 12 октября по семейным обстоятельствам.

Однако и в таком документе присутствуют необходимые для данного жанра структурные элементы, как-то: кому, от кого, название документа (заявление), подпись, дата.

Источник

Абрамова Ксения Вадимовна

Домашние задания по разделу Синтаксис

Вопрос «Синтаксис. Основные единицы синтаксиса»

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении;

– синтаксический строй языка, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц.

Связь синтаксиса с другими разделами лингвистики.

С лексикой. Лексика определяет как семантику синтаксических единиц, так и их структуру. Лексикой определяется и структура предложения.

С морфологией. Морфология и синтаксис объединяются в грамматику. Р.В. Аванесов отмечал: «Каждая часть речи выделилась благодаря тому, что она… специализировалась для выражения того или иного члена предложения. Части речи – это морфологизованные застывшие члены предложения».

С пунктуацией. Знаки позволяют разделять текст точками на предложения, а также разделять знаками препинания части предложения, однородные члены предложения, выделять обращения, вводные слова и причастные либо деепричастные обороты.

С орфографией. Правильное написание слов в предложении.

С словообразованием. Оба раздела занимаются строением языковой единицы – производного слова и предложения, следовательно, требуют внимания и к исходным элементам и к результативным, а также к видам связи между ними. В предложении смысл производного слова может изменяться или уточняться в зависимости от окружающего контекста.

Словосочетание – это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности.

Простые (двучленные) словосочетания – распространение одного слова другим с различными смысловыми значениями и оттенками.

Простые словосочетания не обязательно бывают двусловными: распространение слова может быть произведено путем цельного синтаксического или фразеологического словосочетания, а также путем аналитической грамматической формы.

Сложные (многочленные) словосочетания – распространение слова целым словосочетанием, причем формы и связи составляющих их слов не всегда зависят от главного слова.

Существуют также трехчленные или многочленные словосочетания, в которых зависимые слова все подчинены главному слову, т.е. определяют его с разных сторон, распространяют в разных направлениях.

Вопросительные делятся на:

По эмоциональной окраске:

По составу и форме:

-двусоставные (и подлежащее, и сказуемое)

Полнота и неполнота замещения членов предложения:

-полные – присутствуют все члены предложения, необходимые для смысла;

-неполные – отсутствует какой-либо член предложения

-осложнённые – синтаксическая конструкция (однородные члены, вводные слова, обращения)

-неосложнённость – нет синтаксических конструкций.

-реальная – временная определённость;

а) повелительное наклонение;

-утвердительные – устанавливается связь между предметом речи и действием;

-отрицательные – связь отрицается

2 или несколько предикативных единиц:

-союзные – соединены при помощи союзов предикативных единиц:

а) сложносочинённые – сочинительная связь;

б) сложноподчинённые – подчинительная связь

Сложное синтаксическое целое – несколько предложений в тексте, характеризующиеся относительной смысловой завершённостью:

а) однородный состав – предложения соединены параллельной связью;

б) неоднородный состав – цепная связь

Текст – несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.

Период – СПП не из двух, а из нескольких частей. Придаточная и главная части группируются отдельно, в порядке перечисления. Постепенное нарастание голоса в начале, пауза, понижение.

В лингвистике синтаксис — это совокупность правил, теоретических систем и языковых процессов, упорядочивающих и изучающих структуру предложений в каком-либо языке. Целью многих синтаксисов является установление синтаксических правил, общих для всех языков, а также изучение способов объединения слов в словосочетания и предложения в различных языках.

Синтаксис и лексика. Лексические значения слов существуют в словаре, в лексической системе языка. Но в то же время многие особенности ЛЗ слов, их семантика проявляются в синтаксисе. Лексика влияет на синтаксические свойства слов: а) на их синтаксические функции, б) на их синтаксическую сочетаемость. Существует зависимость (в определенных случаях, не обязательная) синтаксических свойств от ЛЗ.

Синтаксис и морфология. Между этими уровнями языковой системы существует самая непосредственная взаимосвязь и взаимодействие

Традиционно выделяются синтаксические единицы докоммуникативного уровня — словоформа и словосочетание, являющиеся строительным материалом для предложения — простого и сложного, представляющего собой главную единицу коммуникации, а также единицы более высокого синтаксического уровня — сложное синтаксическое целое и текст.

Словосочетание— это соединение двух или более знаменательных слов посредством грамматического подчинения. Подчинительные связи предполагают, что от одного слова к другому можно задать смысловой вопрос (он же окажется и грамматическим). Только знаменательные, значимые части речи, обладающие лексическим значением, выступают в роли компонентов словосочетания. Таким образом, словосочетание — не что иное, как распространенная синтаксема, или соединение синтаксем.

Если словоформу мы определили как минимальную синтаксическую единицу, то словосочетание можно охарактеризовать как минимальную единицу связной речи, состоящую из двух и более словоформ. В словосочетании уже реализованы синтаксические связи — подчинительные, что выводит словосочетание за пределы морфологии и лексики и превращает в сугубо синтаксическую единицу.

Предложение — это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, которая является средством формирования, выражения и сообщения мысли.

Уже в этой формулировке сведена воедино принадлежность данной синтаксической единицы языку как формально организованной системе систем (фонетической, морфологической, синтаксической, лексической), с одной стороны, и речи как функции языка — с другой. В пределах этой единицы мысль формируется, приобретает грамматически, структурно оформленный вид. Мысль в предложении выражается — за счет соответствующего лексического наполнения. И наконец, мысль сообщается, так как в процессе коммуникативного функционирования предложение превращается в высказывание.

Словоформа — это слово (знаменательная часть речи) в одной из его грамматических форм (или единственной форме — для неизменяемых слов), готовое к выполнению той или иной синтаксической роли. Как правило, словоформа обладает смысловой и грамматической валентностью — способностью присоединять к себе другие словоформы, причем строго или не слишком строго предопределенные системой языка. Функция — это предназначенность элемента к определенному способу существования в системе, к определенному служению этой системе. Если за целое принимаем предложение в его коммуникативном назначении, то функции его элементов, его составных частей определяются как их строительные, комбинаторные потенции, реализуемые в построении предложения.

Сложное синтаксическое целое — это коммуникативная единица, состоящая из последовательности предложений, обладающая формальной связностью и относительной содержательной целостностью

Если высказанную в предложении мысль развить, снабдить ее аргументами, примерами, то получится развернутый отрывок на ту же тему, но более подробный, чем отдельное предложение. Такой отрывок, посвященный одной теме и оформленный по законам данного языка, предписанным связной речи, получил название сложного синтаксического целого. В лингвистической литературе для обозначения такого единства используются также синонимы — сверхфразовое единство (СФЕ), прозаическая строфа, компонент текста и др. Термины «сложное синтаксическое целое», «сверхфразовое единство» отражают сложноустроенность данной языковой единицы, выход за пределы предложения, связную упорядоченность высказываний по правилам синтаксиса и смысловую целостность, единство темы.

Текст. Лишь недавно текст, который традиционно был предметом рассмотрения в таких областях научного и прикладного знания, как литературоведение, журналистика, риторика, ораторское искусство, редактирование, стал предметом пристального изучения в лингвистике.

Протяженность текста определена его задачами, выполнением определенной целеустановки, коммуникативного намерения. Таким образом, объем текста может равняться словоформе, предложению, сложному синтаксическому целому и многотомному сочинению — в зависимости от его целевого назначения.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: