Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык. 3 класс
Раздел. Слово в языке и речи. (Лексическое значение слова).
Тема. Синонимы и антонимы
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое синонимы и антонимы, различать синонимы и антонимы, приводить примеры синонимов и антонимов, находить в словаре синонимов и антонимов
Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке)
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?
Как видно, на картинке, изображены слова, которые обозначают один и тот же предмет, но пишутся по-разному.
Буря, ураган; ребёнок, малыш; автомобиль, машина; умный, смышлёный; дыра, отверстие; красивый, прекрасный; брюки, штаны; начальник, директор; швея, портниха; кривая, извилистая; смеяться, хохотать; пианино, фортепьяно.
Сегодня на уроке мы познакомимся со словами, которые обозначают одно и тоже, но пишутся по-разному, научимся отличать эти слова, находить их в словаре.
Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?
Как видно, на картинке изображены слова, которые противоположны по лексическому значению.
Весёлый, грустный; медленный, быстрый; грязный, чистый; твёрдый, мягкий.
Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие, называются синонимами.
Например, работать и трудиться, веселиться и радоваться.
Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка, в переводе оно означает «одноимённый».
Слова – синонимы можно найти в словаре синонимов. Так, в словаре синонимов Н. Абрамова можно найти следующие:
Определим, как можно использовать синонимы в речи, в тексте.
Во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят горку. Ребята будут кататься с горки.
В этом тексте повторяется слово «ребята».
Прочитаем синонимы к этому слову: дети, малыши.
Заменим повторяющееся слово синонимами.
Во дворе слышны весёлые крики ребят. Дети строят горку. Малыши будут кататься с горки.
Слова, которые противоположны по значению (по смыслу), называются антонимами.
Например, здравствуйте – до свидания, день – ночь, грустный – весёлый.
Слово «антоним» произошло от греческих слов «анти» – против и «онима» – имя.
Антонимы можно найти в словаре антонимов.
Что такое синонимы? Укажите полный правильный ответ.
Укажите, в каком понятии идёт речь в определении: «Слова, противоположные по значению (по смыслу)».
Укажите, в каком словаре можно найти антонимы.
Определите, в какой строке написаны синонимы.
Укажите, какие слова пословицы являются антонимами: «На смелого собака лает, а трусливого кусает».
Укажите синоним к слову «простите».
Что такое антонимы? Укажите правильный ответ.
Определите, о каком понятии идёт речь в определении: «Слова, которые близки по смыслу, но различны по написанию».
Укажите, в каком словаре можно найти синонимы.
Определите, в какой строке написаны синонимы.
Прочитайте загадку. Укажите, какие слова в загадке являются антонимами.
Укажите синоним к слову «отец».
Что такое синонимы? Определение и примеры
Синонимы — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, но тождественные или близкие по значению.
Узнаем, что такое синонимы в русском языке.
Понятие о синонимах
Чтобы уметь пользоваться лексическим богатством русского языка, хорошо владеть речью, важно знание и правильное употребление лингвистических средств, создающих точную и логичную речь. Такими лексическими средствами языка являются синонимы, антонимы, паронимы, омонимы.
Например, падение снега в ветреную погоду можно обозначить словами-синонимами:
По словообразовательному составу выделяют синонимы однокорневые (следствие — расследование) и разнокорневые (слепой — незрячий).
В лексике русского языка различают виды синонимов:
Семантические и стилистические синонимы
Семантические синонимы различаются только оттенками значения и образуют семантический ряд.
Семантический ряд
Синонимами являются слова:
Они образуют семантический ряд, в котором стилистически нейтральное и наиболее общее по смыслу слово «бой» выступает в качестве главного. Существительные «битва» и «сражение» принадлежат книжному стилю. Слово «сеча» носит архаичный оттенок.
Синонимами бывают слова одной части речи, например:
В синонимичном ряду «ломать», «разрушать», «громить», «крушить» отмечается нарастание действия по его интенсивности (ломать — крушить). Эти слова, отличающиеся оттенками значения, называются семантическими синонимами.
Слова, составляющие семантический ряд, могут иметь тончайшие оттенки в значениях, которые без контекста, как правило, не различаются. Вот, например, как Д. Фонвизин объясняет слова «ветхий», «древний», «старинный», «старый»:
Старо то, что давно было ново, старинным называется то, что ведется издавна. Давно то, чему много времени прошло. В настоящем употреблении ветхим называется то, что от старости истлело или обвалилось. Древне то, что происходило в отдаленных веках… Старый человек обыкновенно любит вспоминать давние происшествия и рассказывать о старинных обычаях; а если скуп, то в сундуках его найдёшь много ветхого.
Стилистические синонимы принадлежат разным стилям речи, начиная со стилистически нейтрального и заканчивая просторечными словами, например:
Очень важно чувствовать тончайшие смысловые и эмоционально- экспрессивные оттенки синонимов, чтобы наиболее точно выбрать слово и тем самым достичь точности выражения. Например, глагол «узнать» имеет большое количество стилистических вариантов:
Стилистические синонимы, обозначая одно и то же явление действительности, имеют разную сферу употребления:
Синонимы называются абсолютными, если разные слова обозначают одно и то же и не имеют ни семантических, ни стилистических различий:
Контекстуальные синонимы
Особую группу составляют контекстуальные синонимы. Контекстуальные синонимы — это слова, сближение которых по значению происходит только в условиях определенного контекста. Вне этого контекста они не являются синонимами. В большинстве случаев контекстуальные синонимы имеют экспрессивную окраску. Их задачей является не назвать явление, признак или процесс, а охарактеризовать его. Например, в определенных контекстах глагол «говорить» (сказать) имеет синонимы:
Значение синонимов в речи
Синонимы призваны разнообразить нашу речь. Чтобы не повторяться, мы используем слово с тем же значением, но звучащее по-другому, то есть синоним. Иногда синоним нужен, чтобы подчеркнуть тонкое различие оттенка смысла, для более точного названия близких, но все же различающихся предметов, их свойств или действий.
Итак, синонимы используются в речи:
Примеры синонимов
Фразеологизмы-синонимы
Синонимами могут быть не только отдельные слова, но и словосочетания и устойчивые обороты речи — фразеологизмы.
Сочетания «хоть пруд пруди», «тьма-тьмущая», «куры не клюют», «полон рот», «хоть отбавляй», «девать некуда» синонимичны наречию «много».
Слову «быстро» эквивалентно значение синонимичных устойчивых словосочетаний:
Укажем примеры синонимичных пар фразеологизмов:
Благодаря синонимам, наша речь становится образной, выразительной и яркой.
Видеоурок на тему «Антонимы и синонимы»
Пособие «Словарь синонимов» 1- 4 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Август, жнивень, серпень
Аккуратный, опрятный, чистый
Апрель, снегогон, цветень
Беззаботный, беспечный, неунывающий, беспечальный, бескручинный, равнодушный
Безобразный, некрасивый, уродливый, невзрачный, неказистый, неприглядный, нескладный
Белый, белоснежный, молочный, снежный, лилейный, кипенный
Беспокоиться, тревожиться, волноваться
Благородный, аристократический, рыцарский, достойный, доблестный, джентльменский
Блестеть, сиять, сверкать, искриться, светиться
Блестящий, яркий, светлый, лучистый, лучезарный
Близкий, ближний, близлежащий, граничащий, окрестный, прилегающий, соседний
Болтливый, говорливый, многоречивый, разговорчивый, словообильный, словоохотливый, экспансивный, велеречивый
Большой, гигантский, громадный, огромный, исполинский
Бояться, пугаться, страшиться, робеть, дрожать от страха
Быстрый, проворный, прыткий, резвый, стремительный
Важничать, кичиться, хвалиться, зазнаваться, задаваться
Вежливый, внимательный, обходительный, почтительный, предупредительный, участливый, учтивый, светский, благовоспитанный, воспитанный, любезный, приветливый, галантный, тактичный
Верный, надежный, преданный
Вершина, верх, верхушка, гребень [горы, волны], конек [крыши)
Веселый, радостный, ликующий, жизнерадостный
Видеть, наблюдать, замечать, примечать, любоваться
Вкусный, аппетитный, лакомый
Воевать, бороться, драться, биться, ополчаться, сражаться
Волшебник, колдун, кудесник, маг, чародей
Восторг, восхищение, ликование, веселье, радость
Враг, противник, неприятель, недруг
Враждебный, злобный, злостный, злоумышленный, недружелюбный
Врать, лгать, выдумывать, обманывать, сочинять, фантазировать
Вспыльчивый, гневливый, запальчивый, раздражительный, неуравновешенный
Выучить, затвердить, усвоить, вызубрить
Глупый, неразумный, несмышленый, тупой
Голубой, лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный
Горевать, скорбеть, сокрушаться, убиваться, тужить
Гореть, пылать, полыхать, пламенеть, теплиться, тлеть
Гостеприимный, радушный, хлебосольный
Граница, рубеж, черта, линия, предел
Греметь, грохотать, громыхать, рокотать
Грустить, печалиться, унывать, кручиниться
Грустный, печальный, невеселый, тоскливый
Декабрь, студень, стужайло, студенец
Делать, мастерить, сооружать, творить, создавать
Дерзкий, резкий, грубый, вызывающий
Дети, детвора, ребята
Дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, удивительный, обворожительный, очаровательный, чарующий, непонятный, редкий
Дом, здание, изба, хата
Дорога, путь, линия, колея
Дремучий, глухой, густой
Дрожать, трястись, трепетать
Друг, приятель, товарищ
Душистый, ароматный, пахучий
Жадный, алчный, ненасытный, скупой, корыстолюбивый, прижимистый, скаредный
Жаркий, знойный, жгучий, горячий, палящий
Желтый, золотой, лимонный, шафрановый, янтарный, соломенный
Забава, развлечение, потеха
Заглядеться, засмотреться, залюбоваться
Задира, забияка, драчун
Зеленый, изумрудный, малахитовый
Источник, ключ, родник
Июль, липец, страдник, сенозарник
Июнь, хлеборост, червец
Красивый, прекрасный, божественный, великолепный, роскошный, восхитительный, пленительный, живописный
Красный, румяный, алый, багряный, пунцовый, пурпурный, кумачовый, рубиновый
Ласковый, любезный, нежный, обязательный, приветливый, обходительный Лентяй, лодырь, ленивец
Ласковый, любезный, нежный, обязательный, приветливый, обходительный
Легкомысленный, ветреный, неосмотрительный, неосторожный
Лентяй, лодырь, ленивец
Лиловый, фиолетовый, сиреневый
Май, травник, травень
Март, зимобор, березень
Метель, вьюга, буран, пурга, ураган,
Миловидный, пригожий, осанистый, видный
Мокрый, сырой, влажный, волглый
Обрыв, круча, крутизна
Овраг, буерак, балка
Октябрь, грязник, листопад
Осмеливаться, дерзать, отваживаться, пробовать, рисковать, решаться
Остановка, задержка, заминка, застой, затишье, пауза,-лерерыв, антракт, запятая, точка
Осторожный, благоразумный, недоверчивый, опасливый, внимательный, осмотрительный
Откровенный, открытый, искренний, прямой, прямодушный, прямолинейный, чистосердечный, бесхитростный, наивный
Отчаиваться, унывать, терять надежду, предаваться отчаянию
Охранять, беречь, оберегать, караулить, сторожить, стоять на страже, стоять на часах
Палка, булава, дубина, жезл, клюка, костыль, палица, посох, прут, трость, скипетр, стержень
Парк, сад, роща, сквер
Перерыв, пауза, остановка, передышка, перемена [в школе]
Петь, напевать, заливаться, выводить голосом, затягивать[песню>, подтягивать голосом, вторить
Печальный, безотрадный, беспросветный, горестный, горький, грустный, жалобный, мрачный, плачевный, скорбный, безутешный, огорченный, меланхолический, пессимистический, унылый, сокрушенный, тоскливый
Писать, записывать, строчить, выводить, черкать, чертить
Пища, кушанье, снедь, еда, яства
Плут, жулик, мошенник, обманщик, шарлатан
Побеждать, одолевать, осиливать, одержать победу, выиграть сражение
Подлый, бесчестный, гнусный, грязный, низкий, позорный
Подчиняться, сдаваться, смиряться, капитулировать, просить пощады, повиноваться, слушаться, быть под игом, быть в порабощении, зависеть от кого-либо, стать жертвой, плясать под чужую дудку, унижаться
Поймать, изловить, задержать, выследить, обнаружить, отыскать, подцепить, разыскать, напасть на след
Половодье, разлив, паводок, полая вода
Поэт, стихотворец, певец, бард, трубадур, пиит
Править, управлять, руководить, командовать, распоряжаться, верховодить
Праздник, торжество, триумф
Прежний, былой, давний, стародавний, давнишний, прошлый, минувший. Летошный год (прошлый год)
Приближаться, подкрадываться, подползать, подходить, подступать
Произведение, творение, создание, работа, дело, изделие, поделка
Просить, упрашивать, молить, умолять, заклинать
Простор, ширь, даль, приволье, раздолье
Прохлада, свежесть, холодок
Птичка, птаха, пичужка, пичуга
Пустяк, пустячок, мелочь, безделица, ерунда, чепуха
Равнодушие, безразличие, безучастие
Радовать, веселить, тешить, лелеять, услаждать, ласкать
Разведчик, агент, шпион, лазутчик, резидент
Развлекать, забавлять, веселить, увеселять, тешить, потешать
Распутица, бездорожье, беспутица
Распутица, бездорожье, беспутица
Расставание, разлука, прощание
Растеряться, оторопеть, опешить
Робкий, несмелый, малодушный, боязливый, пугливый, трусливый
Ровесник, сверстник, одногодок, однолеток
Родина, отечество, отчизна
Родной, отчий, отеческий
Светать, рассветать, брезжить и брезжиться, светлеть
Светить, сиять, сверкать
Свобода, независимость, воля
Сердиться, дуться, злиться, гневаться, выходить из себя, доходить до белого к аления, рвать и метать
Серый, стальной, свинцовый, пепельный, дымчатый, дикий [устар.]
Сильный, мощный, могучий
Синий, кубовый, васильковый, индиговый, сапфировый, ультрамариновый
Сказать, молвить, проговорить, произнести, сболтнуть, пролепетать, сообщить, заявить, изречь
Скрывать, таить, прятать
Смелый, храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный, неустрашимый, безбоязненный, бестрепетный, лихой, удалой, бравый, решительный, не робкого десятка
Смеркаться, темнеть, вечереть
Смешной, забавный, комичный, потешный, уморительный
Событие, случай, происшествие, приключение, эпизод
Старательный, прилежный, усердный, ретивый
Старый, ветхий, дряхлый (о вещах)
Старый, пожилой, престарелый
Страх, боязнь, испуг, ужас, паника, трепет
Страшный, ужасный, жуткий, леденящий, зверский, дьявольский
Темнота, мрак, мгла, потемки
Тропинка, тропа, дорожка, стежка
Трудный, сложный, непростой, мудреный, хитрый
Угасать, затухать, переставать гореть
Угрюмый, мрачный, хмурый, сумрачный, пасмурный
Удача, счастье, везение, фортуна
Умный, неглупый, мудрый, толковый, разумный, рассудительный, мозговитый, головастый, башковитый
Упрямиться, упорствовать, упираться, артачиться
Февраль, снежень, лютый
Холодный, морозный, ледяной
Черный, вороной (конь), смоляной (волос], агатовый [глаз]
Чувствительный, чуткий, восприимчивый, впечатлительный, отзывчивый, тонкий, щепетильный
Шалун, проказник, баловник, озорник, сорванец, постреленок, бедокур
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Номер материала: ДБ-281387
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Ульяновской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Синонимы»
Татьяна Абдулаева
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Синонимы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 г. Каспийска
КОНСПЕКТ
открытого урока по русскому языку
в 3 классе
тема: «Синонимы»
учитель начальных классов
Тип урока: закрепление знаний.
Тема урока: «СИНОНИМЫ».
Закрепить понятие о синонимах, показать значение синонимов в речи, учить подбирать синонимы к словам, расширять кругозор учащихся;
Развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов речи.
— внутренняя позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
— соотносить результат действия с поставленной целью;
— способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
— принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
— планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
— выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
— осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
— осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
— строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
— выражать в речи свои мысли и действия;
— планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
— различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
— выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
— самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
— самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
— адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Оборудование: ноутбук, проектор, доска.
Ход урока
Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Начнём скорей урок! (Слайд 2)
Психологический настрой: Ребята, повернитесь друг к другу лицом, посмотрите в глаза соседу по парте, улыбнитесь, передайте глазами, что вы желаете друг другу хорошего настроения и удачной работы, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном.
Запишите в своих тетрадях число, классная работа. (Слайд 3)
а о у э и ы е ё я ю (Слайд 3)
— Для чего проводим минутку чистописания? Правописание каких букв закрепляем на первой строчке? Что общего у этих букв?
-Запишите гласные в тетрадь.
Ходить, шагать, плестись (Слайд 3)
-Прочитайте слова второй строчки. Что общего у этих слов? (Это глаголы. Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают действие предмета. Синонимы)
3. Назовите тему нашего урока.
— Какие слова называются синонимами (Слайд 4) Откроем учебник на стр. 64 и прочитаем памятку от Летучей мыши.
— Прочитайте внимательно оставшиеся слова, и мы узнаем, что предстоит сделать на этом уроке? (Слушать слова, слышать и сравнивать) (Слайд 5)
— Прежде чем приступить к закреплению знаний о синонимах, мы вспомним как пишутся некоторые словарные слова. Спишите. Вставляя пропущенные буквы. (Слайд 6)
— Выполните взаимопроверку в парах (Слайд 7).
Теперь приступим к закреплению знаний о синонимах.
Задание первое: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах).
Пароходы не плавают
И ходить нельзя. (Болото).
На пути топкое болото. Сидит водяной. На болоте плавают одинокие кувшинки, а на них припрятаны задания, ваша задача найти синонимы в стихах, записать в тетрадь и определить, какой частью речи они являются. (стихотворения записаны на кочках
Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.
Стынет на солнышке,
Вьюга снежная, пурга
Взбей пушистые снега
Словно пух лебяжий.
(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ).
Почему вы решили, что это синонимы? (это близкие по значению слова. которые по – разному называют одно и то же, являются одной и той же частью речи).
Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные).
Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы?
(существительными, прилагательными, глаголами).
Молодцы, приступим к следующему заданию
Формирование навыков подбирать синонимы.
Под горой молчит. (Лес). (Слайд 9).
Мы в дремучем лесу. Его охраняет старичок – лесовичок. Он пропустит нас через лес если мы найдём синонимы в первом и втором столбиках и соединим их стрелкой. А полученные пары слов запишем в тетрадь.
1 группа выписывает существительные
2 группа выписывает прилагательные
3 группа выписывает глаголы
На доске: огонь скакать
Итак,делаем вывод: (Слайд 10).
Отдохнули, А теперь у нас на пути….
Закрепление умения подбирать синонимы из 4 букв.
Замок злого людоеда (Слайд 11,12).
Он сейчас спит, но если проснётся, то всех нас съест. Нужно быстро закрыть окна шторками – синонимами из 4 букв. Подберите такие слова, и, занавесьте окна, и тогда мы сможем пройти мимо замка.
Запишите слова в столбик в той последовательности, в которой они появляются в замке.
Полученные пары синонимов запишем в тетрадь.
Мы благополучно миновали замок людоеда.
Наше путешествие продолжается. На стене в одном классе я увидела листочки с написанными словами, меня попросили написать к ним слова, я не справлюсь одна и хочу чтобы вы стали моими помощниками. (Слайд 13).
Работа в парах, распределите работу. Один выписывает слова и подбирает синонимы в первом ряду. А второй работает со словами второго ряда.
(Картинки со словами: резинка, стол, дерево, карандаш, собака, месяц).
Луна – месяц, собака – пёс, резинка – ластик, стол, дерево, карандаш.
Если вы не смогли подобрать синоним к слову резинка, то послушайте сообщение, и вы обязательно догадаетесь (рассказывает ученик)
(У резинки, обычной школьной резинки есть ещёодно название : ластик.
Почему резинка –понятно : делается из резины. А из чего делается резина? Из каучука. Ну, а каучук по – латыни называется «гумми эластикум». Отсюда – ластик, что значит упругий, хорошо растягивающийся.)
Ко всем ли словам можно подобрать синонимы? Ответы и обобщения детей).
Работа по восстановлению авторского текста. (Слайд 14).
Мы с вами проделали огромную работу, а сейчас мы прочитаем текст и скажем. Что вам здесь не нравится, и кажется не очень красивым.
С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
(Повторяется слово «ребята».)
— Попробуйте исправить текст.
С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.
Подведение итогов урока. (Слайд 15-16-17).
— Что такое синонимы?
Какими частями речи могут быть синонимы?
Ко всем ли словам можно подобрать синонимы?
У вас на партах лежат подсказки к моим следующим вопросам:
— Для чего в русском языке изучают синонимы, какую роль в речи они играют? Выберите правильный ответ.
Чтобы дети много знали.
Чтобы было не скучно.
Чтобы наша речь стала выразительнее и ярче.
-Когда вы придёте домой, родители заглянут в ваши тетради и спросят, что нового вы узнали на уроке? А вы ответите.
Узнали, что сегодня среда.
Узнали, что надо много писать на уроке, чтобы быть умным
Узнали, что такое синонимы.
-А что же такое синонимы, спросят родители?
Это слова близкие по значению и одинаковые по звучанию.
Это слова близкие по значению и имеющие общую часть – корень
Это слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос.
Оценивание (Слайд 21)
У вас на партах лежат сердечки, возьмите эти сердечки, напишите свое имя и поставьте себе оценку, которую вы заслужили. А я проверю ваши тетради и выставлю оценки в журнал, но некоторых учеников я хочу отметить уже сейчас это….
Домашнее задание. (Слайд 22)
1. Написать по 5 пар синонимов.