синонимичные бессоюзные сложные предложения примеры

34 примера бессоюзных сложных предложений с двоеточием, тире, запятой, точкой с запятой

Приведем при­ме­ры бес­со­юз­ных слож­ных пред­ло­же­ний с раз­ны­ми зна­ка­ми пре­пи­на­ния из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

В бес­со­юз­ных слож­ных пред­ло­же­ни­ях меж­ду их частя­ми скла­ды­ва­ют­ся раз­лич­ные смыс­ло­вые отно­ше­ния, в зави­си­мо­сти от кото­рых меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми ста­вят­ся сле­ду­ю­щие зна­ки пре­пи­на­ния:

Запятые в бессоюзных предложениях

Равномерное дви­же­ние лод­ки было нару­ше­но, направ­ле­ние уте­ря­но (А. Толстой).

Солнце сади­лось, ветер все креп­чал, закат раз­го­рал­ся пур­пу­ром (В. Короленко).

А в июль­ские дни начи­на­ет ходить по полям без­звуч­ные зар­ни­цы, вспы­хи­ва­ет и гас­нет над поспе­ва­ю­щи­ми хле­ба­ми розо­ва­тое яркое пла­мя (Ю. Грибов).

Зеленые дорож­ки в лесу все как буд­то курят­ся, туман вез­де под­ни­ма­ет­ся, вода пузырь­ка­ми садит­ся на листья, на хво­ин­ки ёлок, на пау­тин­ные сети, на теле­граф­ную про­во­ло­ку (М. Пришвин).

Леса задум­чи­во вспы­хи­ва­ют золо­том, изу­мруд­но игра­ют ози­ми на лег­ких осен­них мороз­цах (Ю. Грибов).

Тихи пру­ды, холод и мрак вод их угрю­мо заклю­чен в тёмно-зелёные сте­ны садов (Н. Гоголь).

Непрерывно тре­ща­ли куз­не­чи­ки, пели пере­пе­ла, вда­ли где-то лени­во посви­сты­ва­ли соло­вьи (А. Чехов).

Сыро, густо, тени­сто, сад запу­щен (Т. Толстая).

Точка с запятой в бессоюзных предложениях

Тень и тиши­на. Статные оси­ны высо­ко лепе­чут над вами; длин­ные, вися­чие вет­ки берез едва шеве­лят­ся; могу­чий дуб сто­ит, как боец, под­ле кра­си­вой липы (И. Тургенев).

По реке кру­жи­лись снеж­ные вих­ри; они зарож­да­лись неожи­дан­но, слов­но сго­во­рив­шись, бежа­ли в одну сто­ро­ну и так же неожи­дан­но про­па­да­ли (В. Арсеньев).

Сквозь обна­жён­ные, бурые сучья дере­вьев мир­но беле­ет непо­движ­ное небо; тон­кий туман сто­ит вда­ли над жёл­ты­ми поля­ми (И. Тургенев).

Сквозь про­шло­год­нюю бурую лист­ву кое-где рас­тут высо­кие тра­вы; гри­бы сто­ят отдель­но под сво­и­ми шляп­ка­ми (И. Тургенев).

Сырая зем­ля упру­га под нога­ми; высо­кие сухие былин­ки не шеве­лят­ся; длин­ные нити бле­стят на поблед­нев­шей тра­ве (И. Тургенев).

Тире в бессоюзных предложениях

Резкий воз­дух омыл лицо холод­ной водой — сон сра­зу про­пал (К. Паустовский).

В чистом поле идёшь — вете­рок встре­ча­ет и лицо обве­ва­ет (И. Никитин).

Сажаешь косо­го в рюк­зак — орет и ста­ра­ет­ся уку­сить. Опустишь на зем­лю — рюк­зак начи­на­ет беше­но пры­гать (В. Песков).

Смелые побеж­да­ют — трус­ли­вые поги­ба­ют (посло­ви­ца).

Шестнадцать лет слу­жу — тако­го со мной не было (Л. Толстой).

С миру по нит­ке — голо­му руба­ха (посло­ви­ца).

В пол­день прой­ти по мёрт­вой ули­це — чело­ве­ка не встре­тишь (М. Шолохов).

Это ёж — его голы­ми рука­ми не возь­мёшь (пого­вор­ка).

Он гово­рил — ему поко­ря­лись (И. Тургенев).

Летом про­ле­жишь — зимой с сумой побе­жишь (посло­ви­ца).

Не при­ло­жишь души — ника­кое дело не заиг­ра­ет (И. Васильев).

Пришла беда — отво­ряй воро­та (посло­ви­ца).

Двоеточие в бессоюзных предложениях

Так было и в этом году: осень сто­я­ла холод­ная, голая зем­ля про­мерз­ла и была твер­дая, как камень (Г. Скребицкий).

Вижу: что-то мельк­ну­ло в про­све­те, потом еще и еще. Белка! (Г. Федосеев).

Летом в лесах сред­ней поло­сы сне­ги­рей не уви­дишь: гнез­дят­ся они в лесах север­ных (В Песков).

Поднимешь гла­за вверх: бел­ки вид­ны сре­ди вет­вей (К. Паустовский).

Ремонт был бы гибе­лью для дома: нель­зя тор­мо­шить ста­рые, заду­бе­лые кости (В. Белов).

Однако пло­хо, если он [снег] будет сыпать всю ночь до утра. Тогда в лес хоть не ходи: ведь боль­шин­ство зве­рей днем спит, а ночью бро­дит в поис­ках пищи (Г. Скребицкий).

Форма и содер­жа­ние есть два изме­ре­ния вещей искус­ства: фор­ма — изме­ре­ние внеш­не­го, поверх­но­сти, содер­жа­ние — изме­ре­ние в глу­би­ну (М. Пришвин).

Я сра­зу понял: мед­ведь добы­ва­ет мёд (В. Арсеньев).

Человек само­влюб­лен­ный — это нечто сред­нее меж­ду глуп­цом и наха­лом: в нем есть кое-что от того и дру­го­го (Ж. Лабрюйер).

10b814d519d25c855616222e71d149caСохранить ста­тью

Источник

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их роль в тексте

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Белькова М. А., учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 9 г. Новый Уренгой СИНТАКСИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ БСП, ИХ ТЕКСТООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ

ЦелИ и задачи 1. Ознакомить учащихся с синтаксическими синонимами бессоюзных сложных предложений, показать их текстообразующую роль; 2) совершенствовать соответствующие пунктуационные умения, навыки определения смысловых отношений между частями БСП; 3) Расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать потребность в практической использовании языка в различных сферах деятельности

ПОВТОРЕНИЕ Давайте вспомним средства художественной выразительности текста

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ: СХЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ Чем заменить знак в БСП ПРИМЕРЫ 1. […], […]. Перечисле- ниефактов И Луна сияла, ночь была тиха. 2.[…];[…]. Перечисле- ниефактов и Все сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал 3.[…]:[причина] потому что Вдруг потемнело: набежала туча. (потому что)

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП 9. […]-[вывод, следствие]. так что Дети стали большими – им надо серьезно учиться. (так что) 10. []-[]. быстрая смена событий Раздался выстрел – зверь упал.

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЗАПЯТАЯ Точка с запятой Двоеточие Тире

Наблюдение над языковым материалом 1. Глядь: опять перед ним землянка; перед ним сидит его старуха, а перед ней разбитое корыто. дополнение

Объясните постановку знаков препинания Мирный звук воркующей горлинки свидетельствует в лесу всем живущим: жизнь продолжается. О чем именно

Объясните постановку знаков препинания Ей представлялась картина: хрупкая ладья несется по течению.

Данные бессоюзные предложения перестройте в СПП Вдруг показалось ему: кто- то вошёл в дом.

Данные бессоюзные предложения перестройте в СПП По всему чувствуется: скоро теплу конец, начнутся дожди.

Данные бессоюзные предложения перестройте в СПП В деревню теперь не проехать: река разлилась.

Данные бессоюзные предложения перестройте в СПП Андрей проснулся поздно: солнце уже высоко поднялось над горизонтом.

Данные бессоюзные предложения перестройте в СПП В справочной мне сказали: сегодня самолета на Ташкент не будет, придется подождать до завтра.

В приведенных предложениях опустите союзы и поставьте во вновь образованных БСП необходимые знаки препинания Когда поднялась заря, стало видно, что погода будет хорошая. Была вторая неделя на исходе, а «дьявол» не подавал о себе вести.

В приведенных предложениях опустите союзы и поставьте во вновь образованных БСП необходимые знаки препинания Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Казалось, что все вокруг существовало, чтобы внушить человеку ощущение красоты и сказать ему, как он должен быть счастлив своей судьбой.

placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

placeholder

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

placeholder

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

a loader

Номер материала: ДВ-565231

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

12ca 000988a9 e32712b1

placeholder

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

placeholder

В Минпросвещения предложили приравнять нападения на школы к терактам

Время чтения: 1 минута

placeholder

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

placeholder

Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП

Время чтения: 1 минута

placeholder

В Воронежской области ввели масочный режим в школах

Время чтения: 2 минуты

placeholder

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока на тему:»Синтаксические синонимы в бессоюзных сложных предложениях»»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений. (9 класс)

Познакомить учащихся с особенностями синтаксической синонимии и её ролью при создании текстов разных стилей;

Продолжить работу по подготовке учащихся к ОГЭ

3. Совершенствовать учебно-языковые умения и навыки;

4. Продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;

5. Воспитывать инициативность, самостоятельность в приобретении знаний.

Образовательные: закрепить знания о СП и знаках препинания в СП; познакомить с понятием синтаксической синонимии;

Развивающие: развитие речевых навыков, логического мышления, умения сравнивать и анализировать;

Воспитывающие: формирование коммуникативных качеств.

Личностные: развитие познавательных интересов, формирование навыка делового сотрудничества, сравнения разных точек зрения, умения считаться с мнением другого человека;

Метапредметные: построение речевого высказывания в устной форме, осуществление сравнения, выдвижение гипотез и их обоснование, формирование умения формулировать проблему и создание способов ее решения, оценивание результатов деятельности;

Предметные: продолжение формирования навыка расстановки знаков препинания в СП, использование различных синонимичных синтаксических конструкций в устной и письменной речи.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Актуализация опорных знаний учащихся. Подготовка к ОГЭ

По данному тексту учащиеся должны выполнить несколько заданий.

Задание 1. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. (1 ряд) – 2 предложение

Задание №4. Один из учеников расставляет все знаки препинания.

III . Вопросы для повторения предыдущей темы:

Какое предложение называют сложным бессоюзным? Как соединяются между собой части бессоюзного сложного предложения? Что служит в таких предложениях средствами связи? Какие знаки препинания могут встречаться в БСП? Чем выражаются смысловые отношения в устной речи? Какие значения могут быть в БСП?

IV. Изучение нового материала

СИНТАКСИЧЕСКАЯ СИНОНИМИЯ – это различные синтаксические конструкции, близкие по значению, но разные по форме выражения и оттенкам значения.

Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться. (ССП соединительное) происходит одновременность действия

Так как в сакле стало душно, то я вышел на воздух освежиться (СПП с придаточным причины)

Существует синонимия бессоюзных сложных предложений и сложносочинённых, и подчинённых предложений:

Придёт зима — пруд покроется льдом (бессоюзное).

Придёт зима, и пруд покроется льдом (сложносочинённое).

Когда придёт зима, пруд покроется льдом (сложноподчинённое). СПП с придаточным времени

V . Закрепление материала

1. Преобразуйте бессоюзные предложения в сложносочиненные и сложноподчиненные; определите тип полученных предложений.

2) Я понял: счастье — в дружбе и работе. (что)СПП изъяснительное

3) Зима снежная — год обычно урожайный.(Если… то)СПП условия

4) Ночью был заморозок, наутро вся земля съежилась, побледнела. (потому что)СПП причины

5) Ветер достиг восьми баллов — выходить в море опасно.(поэтому)СПП причины

Преобразуйте бессоюзные предложения в союзные, части которых были бы связаны сочинительными или подчинительными союзами. Какие из них динамичнее, экспрессивнее? Выделите грамматические основы.

1) Молния вспыхнула красным огнем, гром грянул тяжело и сердито.

2) Чудесная ранняя весна, казалось, сменилась вдруг поздней холодной осенью: дождь лил целые дни, и ветер метался среди ливня и туманов.

3) Широкий подъезд был совершенно пуст — это показалось мне странным.

3. Индивидуальная работа по карточкам.

Задание: проставить знаки препинания. Сделать схему предложений

1) Белка прыгнула с ветки на ветку, и на наши головы хлопьями посыпался снег.

2) Белка прыгнула с ветки на ветку, поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег.

3) Белка прыгнула с ветки на ветку — на наши головы хлопьями посыпался снег.

Задание: проставить знаки препинания. Сделать схему предложений

1) Белка прыгнула с ветки на ветку и на наши головы хлопьями посыпался снег.

2) Белка прыгнула с ветки на ветку поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег.

3) Белка прыгнула с ветки на ветку на наши головы хлопьями посыпался снег.

Задание: проставить знаки препинания. Сделать схему предложений

1) Белка прыгнула с ветки на ветку и на наши головы хлопьями посыпался снег.

2) Белка прыгнула с ветки на ветку поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег.

3) Белка прыгнула с ветки на ветку на наши головы хлопьями посыпался снег.

Задание: проставить знаки препинания. Сделать схему предложений

1) Белка прыгнула с ветки на ветку и на наши головы хлопьями посыпался снег.

2) Белка прыгнула с ветки на ветку поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег.

3) Белка прыгнула с ветки на ветку на наши головы хлопьями посыпался снег.

Задание: проставить знаки препинания. Сделать схему предложений

1) Белка прыгнула с ветки на ветку и на наши головы хлопьями посыпался снег.

2) Белка прыгнула с ветки на ветку поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег.

3) Белка прыгнула с ветки на ветку на наши головы хлопьями посыпался снег.

Запятая, точка с запятой

Тучи разошлись, выглянуло солнце

Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много страданий.

1.[ ] – [ ] – противопоставление, сопоставление.

Политики ищут шанс – предприниматели его находят.

; 1.[ ]; [ ] ; [ ] — части БСП далеки по смыслу.

Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит подле красивой берёзы.

2.[ ] : [ ] – пояснение = а именно, то есть.

У собак есть рыцарское правило: собаку на привязи или лежачую не трогают

2.[ ] – [ ] – время, условие = когда…то, если…то.

Солнце дымное встаёт – будет день горячий.

2 . [ ]; [ ] – внутри частей БСП есть запятые.

Небо покрыто было тучами; ветер, усиливаясь, разгонял их.

Глядя на окна, трудно понять: светит ещё луна или нет.

На полном бегу набок салазки – Саша в снегу.

4.[ ] – [ ] – сравнение = словно, будто.

Источник

Сложное предложение

613d1999ed6fd050622200

Что такое сложное предложение

Сложное предложение — это предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ.

Пример сложного предложения:

613d1a2f4358e960258392

По связи между частями сложные предложения делятся на два типа — сложносочиненные и сложноподчиненные. Каждое из них может быть союзным — соединять части союзами и союзными словами, либо бессоюзным — соединять их по смыслу.

Всего выделяют 4 вида сложных предложений. Рассмотрим их в таблице.

613d1a6901017916846268

Сложносочиненное предложение

Сложносочиненным (ССП) называют сложное предложение, имеющее два и более независимых простых предложений в составе. Это значит, что их можно разбить точкой, при этом смысл не потеряется.

Части таких сложных предложений связаны союзами и союзными словами: соединительными (и, да, также и т. д.), противительными (а, но, зато и т. д.), разделительными (либо, то… то, не то… не то и т. д.) или их комбинациями.

Хотелось пирога, и яблоки уже созрели.

Хотелось пирога, но яблоки еще не созрели.

То мать пирогов напечет, то бабушка с булочками приедет.

Иногда части сложносочиненных предложений связаны без сочинительного союза и союзного слова — по смыслу. Такие предложения называют бессоюзными.

Лето заканчивалось лихо: на улице резко похолодало, листья начали алеть и чахнуть.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

В предложениях с союзами и, да, однако, либо и т.д. принято ставить запятую. Кроме случаев, когда:

613d1be698312240805436

На ярмарке в городе показывали кукольные представления, и торговцы продавали сахарную вату, и зазывалы кричали приглашения на аттракционы.

В бессоюзных сложносочиненных предложениях части делятся не только запятыми, но и тире, двоеточиями и точкой с запятой. Эту тему мы подробно разобрали в статье о сложносочиненных предложениях.

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчиняется другому. В этом случае зависимое предложение называется придаточным, а независимое — главным.

Пример сложноподчиненного предложения:

Мне было сложно понять, как ей удалось так быстро привыкнуть к новому городу.

Виды связи в сложноподчиненном предложении

Обычно части СПП в русском языке связаны друг с другом подчинительными союзами, например:

Я только-только закончил картину, когда солнце уже готовилось потухнуть.

Бывают сложные предложения, в которых придаточное с главным связаны только по смыслу и разделены знаком препинания, но между ними все еще можно вставить подчинительный союз. Такие предложения называют бессоюзными.

На меня нахлынуло осознание: (что) все это время меня обманывали

Значения придаточных предложений в СПП

Придаточные предложения в составе сложных делятся на группы, а далее — на подгруппы по смыслу и виду связи с главным.

613d1d34c4339126206083

Подробнее о различиях между придаточными в сложном предложении с примерами можно прочесть в этой статье.

Типы подчинения в сложноподчиненном предложении

Иногда в сложноподчиненном предложении не одно, а два и более придаточных. Такой вид сложных предложений называют многочленными. Для них справедливы разные типы подчинения.

613d1d9f09b3d442083121

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

Между главной и придаточной частями сложного предложения принято ставить запятую. Если одна часть стоит в середине другой, выделять запятой ее нужно с обеих сторон:

Когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.

Сейчас, когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.

Если предложения со словами лишь, только, еще и, прежде всего, именно, очевидно, вероятно связаны составным союзом, он разделяется. Тогда перед словом что нужно ставить запятую:

Он согласился лишь потому, что я хорошо попросила.

Если мы выделяем интонацией изъявительные или условные придаточные и ставим их перед главным предложением, между ними ставится тире:

Кто желает — тот получит.

Если по главному предложению понятно, что придаточное его пояснит, нужно ставить двоеточие. То же правило относится и к бессоюзным сложным предложениям:

Он вдруг осознал: дальше не стоит и пытаться.

Проверьте себя

Определите, к какому виду сложного предложения относятся эти примеры: сложноподчиненному или сложносочиненному?

Мать уже наготовила на утро и легла спать, когда я вернулся из театра.

Я знал: это не может продолжаться слишком долго.

Снежинки легким пухом ложились на ладонь, и мир вокруг застыл в белоснежном великолепии.

Я вышел на опушку леса спустя час, но путешественников и след простыл.

Я быстро нашел место, где гнездились кукушки.

Источник

Урок «Синонимия бессоюзных и союзных сложных предложений»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема№14: Синонимия бессоюзных и союзных сложных предложений.

Цель: знакомство учащихся с особенностями синтаксической синонимии, и её ролью при создании текстов разных стилей;

Задачи: образовательная: обобщить, систематизировать и углубить знания обучающихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствовать их пунктуационные навыки по данной теме; объяснить синонимию бессоюзных и союзных предложений; научить использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла, определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи;

развивающая: развивать речь, умение высказывать свою точку зрения и аргументировать ее; развивать умения в работе с тестовиками при подготовке к ЕНТ;

воспитательная: воспитывать инициативность, самостоятельность в приобретении знаний, доброту.

Тип урока: урок-практикум

Форма работы: фронтальная, парная

Методы: словесный, проблемно-поисковый, практический, исследовательски й

Оборудование: карточки, учебник, презентация, листы оценивания

I Организационный момент (настрой уч-ся на работу)

Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске и на слайде).

— Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф.

Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, на что сердце твоё откликается.
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.
(С.Иванов)

Выразительное чтение эпиграфа учащимся.

— Все ли слова вам знакомы и понятны?

— Запись эпиграфа в тетрадях.

— Сформулируйте главную мысль стихотворной строфы.

(С доброты человек начинается)

— Настроимся на разговор о доброте.

— Назовите синонимы к слову «доброта». Запись слов в тетрадях и на доске.

(Добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие)

— Какой смысл заключает в себе слово «доброта»?

(Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим)

Слабоуспевающие работают совместно со всеми уч-ся, так как урок-повторение

Выявление темы и цели урока

Задание к эпиграфу

-Слова какой части речи преобладают в стихотворной строфе? (глаголы)

— Какую роль играют глаголы в этом тексте? (побуждение к действию)

— Определите структуру предложений и объясните знаки препинания в них.

-Прочитайте выразительно бессоюзное сложное предложение, соблюдая правильную интонацию.

(Конец первого предложения произносится с неспокойным понижением голоса, показывающим, что за этим предложением следует второе; между предложениями делается пауза)

— Сделайте вывод, о чём мы с вами будем говорить? (о союзных и бессоюзных предл.)

— А что мы подбирали к слову «доброта»? (синонимы)

— Озвучьте полностью тему урока (синонимия бессоюзных и союзных сложных предложений)

— Какую цель вы перед собой поставите? (т.к.мы выпускники, мы должны готовиться к ЕНТ, поэтому цель поставим подготовка к ЕНТ, в тестовиках встречается много вопросов на тему «Сложное предложение»)

— Запись числа темы урока в тетради.

2) Замена бессоюзных предложений союзными (устная работа):

1) Ласточка день начинает — соловей заканчивает.( Ласточка день начинает, А соловей заканчивает.)

2) Я понял: счастье — в дружбе и работе.( Я понял, ЧТО счастье — в дружбе и работе.)

3) Зима снежная — год обычно урожайный. (КОГДА зима снежная, год обычно урожайный.)

4) Ночью был заморозок, наутро вся земля съежилась, побледнела. (Ночью был заморозок, ТАК ЧТО наутро вся земля съежилась, побледнела.)

5) Ветер достиг восьми баллов — выходить в море опасно. (Ветер достиг восьми баллов, ТАК ЧТО выходить в море опасно.)

6) Природа никогда не обманывает нас; это мы сами постоянно обманываемся. (Ж. Ж. Руссо) (Природа никогда не обманывает нас, ПОТ ОМУ ЧТО мы сами постоянно обманываемся)

— Изменился ли смысл этих предложений? А структура?

1) Молния вспыхнула красным огнем, гром грянул тяжело и сердито. (Молния вспыхнула красным огнем, ТАК ЧТО гром грянул тяжело и сердито.)

2) Чудесная ранняя весна, казалось, сменилась вдруг поздней холодной осенью: дождь лил целые дни, и ветер метался среди ливня и туманов.( Чудесная ранняя весна, казалось, сменилась вдруг поздней холодной осенью, ПОТОМУ ЧТО дождь лил целые дни, и ветер метался среди ливня и туманов.)

3) Широкий подъезд был совершенно пуст — это показалось мне странным.(Показалось мне странным ТО, ЧТО широкий подъезд был совершенно пуст.)

4) Солнце жжет; перед грозой изменился моря вид: засверкал меж бирюзою изумруд и малахит. (Солнце жжет, ТАК ЧТО перед грозой изменился моря вид, ПОТОМУ ЧТО засверкал меж бирюзою изумруд и малахит.)

— Оцените свои работы, поставив себе оценку в своих листах.

3) Пунктуация в СБП. Замена союзных предложений бессоюзными:

— Объясните данные схемы

— Замените данные предложения бессоюзными, расставьте знаки препинания, опираясь на данные схемы:

1) Белка прыгнула с ветки на ветку, и на наши головы хлопьями посыпался снег.(Белка прыгнула с ветки на ветку — на наши головы хлопьями посыпался снег.)

2) Когда солнце село, сразу начало темнеть. (Солнце село — сразу начало темнеть)

3) Если хочешь проверить человека, то надели его властью. (Хочешь проверить человека — надели его властью.)

4) Мы знаем, что главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.(Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.)

6) Когда поговоришь с добрым человеком, то солнечный луч озарит твою душу. (Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.)

7) И ветерок дует, и птички поют, и солнышко пригревает. (Ветерок дует, птички поют, солнышко пригревает.)

— Что вспомнили? (знаки препинания в СБП)

— Оцените свою работу, поставив себе оценку в своих листах.

4) Задание творческого характера: составьте СБП и любое союзное из данных отрывков:

С детских лет постигаем мы истину…

Держится мир на доброте…

Хочешь изменить мир к лучшему…

Работа с тестовиками в паре: найти задания на тему «Сложное предложение», зачитать вопрос и найти правильный ответ, аргументировать.

Помните: с доброты человек начинается! (уч-ся сдают листы самооценивания)

д/з составить тестовые задания по темам «СПП», «ССП», «СБП» (минимум 5 вопросов) по рядам.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: