34 примера бессоюзных сложных предложений с двоеточием, тире, запятой, точкой с запятой
Приведем примеры бессоюзных сложных предложений с разными знаками препинания из произведений художественной литературы.
В бессоюзных сложных предложениях между их частями складываются различные смысловые отношения, в зависимости от которых между простыми предложениями ставятся следующие знаки препинания:
Запятые в бессоюзных предложениях
Равномерное движение лодки было нарушено, направление утеряно (А. Толстой).
Солнце садилось, ветер все крепчал, закат разгорался пурпуром (В. Короленко).
А в июльские дни начинает ходить по полям беззвучные зарницы, вспыхивает и гаснет над поспевающими хлебами розоватое яркое пламя (Ю. Грибов).
Зеленые дорожки в лесу все как будто курятся, туман везде поднимается, вода пузырьками садится на листья, на хвоинки ёлок, на паутинные сети, на телеграфную проволоку (М. Пришвин).
Леса задумчиво вспыхивают золотом, изумрудно играют озими на легких осенних морозцах (Ю. Грибов).
Тихи пруды, холод и мрак вод их угрюмо заключен в тёмно-зелёные стены садов (Н. Гоголь).
Непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, вдали где-то лениво посвистывали соловьи (А. Чехов).
Сыро, густо, тенисто, сад запущен (Т. Толстая).
Точка с запятой в бессоюзных предложениях
Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы (И. Тургенев).
По реке кружились снежные вихри; они зарождались неожиданно, словно сговорившись, бежали в одну сторону и так же неожиданно пропадали (В. Арсеньев).
Сквозь обнажённые, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями (И. Тургенев).
Сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы; грибы стоят отдельно под своими шляпками (И. Тургенев).
Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве (И. Тургенев).
Тире в бессоюзных предложениях
Резкий воздух омыл лицо холодной водой — сон сразу пропал (К. Паустовский).
В чистом поле идёшь — ветерок встречает и лицо обвевает (И. Никитин).
Сажаешь косого в рюкзак — орет и старается укусить. Опустишь на землю — рюкзак начинает бешено прыгать (В. Песков).
Смелые побеждают — трусливые погибают (пословица).
Шестнадцать лет служу — такого со мной не было (Л. Толстой).
С миру по нитке — голому рубаха (пословица).
В полдень пройти по мёртвой улице — человека не встретишь (М. Шолохов).
Это ёж — его голыми руками не возьмёшь (поговорка).
Он говорил — ему покорялись (И. Тургенев).
Летом пролежишь — зимой с сумой побежишь (пословица).
Не приложишь души — никакое дело не заиграет (И. Васильев).
Пришла беда — отворяй ворота (пословица).
Двоеточие в бессоюзных предложениях
Так было и в этом году: осень стояла холодная, голая земля промерзла и была твердая, как камень (Г. Скребицкий).
Вижу: что-то мелькнуло в просвете, потом еще и еще. Белка! (Г. Федосеев).
Летом в лесах средней полосы снегирей не увидишь: гнездятся они в лесах северных (В Песков).
Поднимешь глаза вверх: белки видны среди ветвей (К. Паустовский).
Ремонт был бы гибелью для дома: нельзя тормошить старые, задубелые кости (В. Белов).
Однако плохо, если он [снег] будет сыпать всю ночь до утра. Тогда в лес хоть не ходи: ведь большинство зверей днем спит, а ночью бродит в поисках пищи (Г. Скребицкий).
Форма и содержание есть два измерения вещей искусства: форма — измерение внешнего, поверхности, содержание — измерение в глубину (М. Пришвин).
Я сразу понял: медведь добывает мёд (В. Арсеньев).
Человек самовлюбленный — это нечто среднее между глупцом и нахалом: в нем есть кое-что от того и другого (Ж. Лабрюйер).
Сохранить статью
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их роль в тексте
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Белькова М. А., учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 9 г. Новый Уренгой СИНТАКСИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ БСП, ИХ ТЕКСТООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ
ЦелИ и задачи 1. Ознакомить учащихся с синтаксическими синонимами бессоюзных сложных предложений, показать их текстообразующую роль; 2) совершенствовать соответствующие пунктуационные умения, навыки определения смысловых отношений между частями БСП; 3) Расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать потребность в практической использовании языка в различных сферах деятельности
ПОВТОРЕНИЕ Давайте вспомним средства художественной выразительности текста
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ: СХЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ Чем заменить знак в БСП ПРИМЕРЫ 1. […], […]. Перечисле- ниефактов И Луна сияла, ночь была тиха. 2.[…];[…]. Перечисле- ниефактов и Все сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал 3.[…]:[причина] потому что Вдруг потемнело: набежала туча. (потому что)
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП 9. […]-[вывод, следствие]. так что Дети стали большими – им надо серьезно учиться. (так что) 10. []-[]. быстрая смена событий Раздался выстрел – зверь упал.
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЗАПЯТАЯ Точка с запятой Двоеточие Тире
Наблюдение над языковым материалом 1. Глядь: опять перед ним землянка; перед ним сидит его старуха, а перед ней разбитое корыто. дополнение
Объясните постановку знаков препинания Мирный звук воркующей горлинки свидетельствует в лесу всем живущим: жизнь продолжается. О чем именно
Объясните постановку знаков препинания Ей представлялась картина: хрупкая ладья несется по течению.
Данные бессоюзные предложения перестройте в СПП Вдруг показалось ему: кто- то вошёл в дом.
Данные бессоюзные предложения перестройте в СПП По всему чувствуется: скоро теплу конец, начнутся дожди.
Данные бессоюзные предложения перестройте в СПП В деревню теперь не проехать: река разлилась.
Данные бессоюзные предложения перестройте в СПП Андрей проснулся поздно: солнце уже высоко поднялось над горизонтом.
Данные бессоюзные предложения перестройте в СПП В справочной мне сказали: сегодня самолета на Ташкент не будет, придется подождать до завтра.
В приведенных предложениях опустите союзы и поставьте во вновь образованных БСП необходимые знаки препинания Когда поднялась заря, стало видно, что погода будет хорошая. Была вторая неделя на исходе, а «дьявол» не подавал о себе вести.
В приведенных предложениях опустите союзы и поставьте во вновь образованных БСП необходимые знаки препинания Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Казалось, что все вокруг существовало, чтобы внушить человеку ощущение красоты и сказать ему, как он должен быть счастлив своей судьбой.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДВ-565231
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили приравнять нападения на школы к терактам
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП
Время чтения: 1 минута
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока на тему:»Синтаксические синонимы в бессоюзных сложных предложениях»»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений. (9 класс)
Познакомить учащихся с особенностями синтаксической синонимии и её ролью при создании текстов разных стилей;
Продолжить работу по подготовке учащихся к ОГЭ
3. Совершенствовать учебно-языковые умения и навыки;
4. Продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;
5. Воспитывать инициативность, самостоятельность в приобретении знаний.
Образовательные: закрепить знания о СП и знаках препинания в СП; познакомить с понятием синтаксической синонимии;
Развивающие: развитие речевых навыков, логического мышления, умения сравнивать и анализировать;
Воспитывающие: формирование коммуникативных качеств.
Личностные: развитие познавательных интересов, формирование навыка делового сотрудничества, сравнения разных точек зрения, умения считаться с мнением другого человека;
Метапредметные: построение речевого высказывания в устной форме, осуществление сравнения, выдвижение гипотез и их обоснование, формирование умения формулировать проблему и создание способов ее решения, оценивание результатов деятельности;
Предметные: продолжение формирования навыка расстановки знаков препинания в СП, использование различных синонимичных синтаксических конструкций в устной и письменной речи.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Актуализация опорных знаний учащихся. Подготовка к ОГЭ
По данному тексту учащиеся должны выполнить несколько заданий.
Задание 1. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. (1 ряд) – 2 предложение
Задание №4. Один из учеников расставляет все знаки препинания.
III . Вопросы для повторения предыдущей темы:
Какое предложение называют сложным бессоюзным? Как соединяются между собой части бессоюзного сложного предложения? Что служит в таких предложениях средствами связи? Какие знаки препинания могут встречаться в БСП? Чем выражаются смысловые отношения в устной речи? Какие значения могут быть в БСП?
IV. Изучение нового материала
СИНТАКСИЧЕСКАЯ СИНОНИМИЯ – это различные синтаксические конструкции, близкие по значению, но разные по форме выражения и оттенкам значения.
Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться. (ССП соединительное) происходит одновременность действия
Так как в сакле стало душно, то я вышел на воздух освежиться (СПП с придаточным причины)
Существует синонимия бессоюзных сложных предложений и сложносочинённых, и подчинённых предложений:
Придёт зима — пруд покроется льдом (бессоюзное).
Придёт зима, и пруд покроется льдом (сложносочинённое).
Когда придёт зима, пруд покроется льдом (сложноподчинённое). СПП с придаточным времени
V . Закрепление материала
1. Преобразуйте бессоюзные предложения в сложносочиненные и сложноподчиненные; определите тип полученных предложений.
2) Я понял: счастье — в дружбе и работе. (что)СПП изъяснительное
3) Зима снежная — год обычно урожайный.(Если… то)СПП условия
4) Ночью был заморозок, наутро вся земля съежилась, побледнела. (потому что)СПП причины
5) Ветер достиг восьми баллов — выходить в море опасно.(поэтому)СПП причины
Преобразуйте бессоюзные предложения в союзные, части которых были бы связаны сочинительными или подчинительными союзами. Какие из них динамичнее, экспрессивнее? Выделите грамматические основы.
1) Молния вспыхнула красным огнем, гром грянул тяжело и сердито.
2) Чудесная ранняя весна, казалось, сменилась вдруг поздней холодной осенью: дождь лил целые дни, и ветер метался среди ливня и туманов.
3) Широкий подъезд был совершенно пуст — это показалось мне странным.
3. Индивидуальная работа по карточкам.
Задание: проставить знаки препинания. Сделать схему предложений
1) Белка прыгнула с ветки на ветку, и на наши головы хлопьями посыпался снег.
2) Белка прыгнула с ветки на ветку, поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег.
3) Белка прыгнула с ветки на ветку — на наши головы хлопьями посыпался снег.
Задание: проставить знаки препинания. Сделать схему предложений
1) Белка прыгнула с ветки на ветку и на наши головы хлопьями посыпался снег.
2) Белка прыгнула с ветки на ветку поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег.
3) Белка прыгнула с ветки на ветку на наши головы хлопьями посыпался снег.
Задание: проставить знаки препинания. Сделать схему предложений
1) Белка прыгнула с ветки на ветку и на наши головы хлопьями посыпался снег.
2) Белка прыгнула с ветки на ветку поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег.
3) Белка прыгнула с ветки на ветку на наши головы хлопьями посыпался снег.
Задание: проставить знаки препинания. Сделать схему предложений
1) Белка прыгнула с ветки на ветку и на наши головы хлопьями посыпался снег.
2) Белка прыгнула с ветки на ветку поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег.
3) Белка прыгнула с ветки на ветку на наши головы хлопьями посыпался снег.
Задание: проставить знаки препинания. Сделать схему предложений
1) Белка прыгнула с ветки на ветку и на наши головы хлопьями посыпался снег.
2) Белка прыгнула с ветки на ветку поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег.
3) Белка прыгнула с ветки на ветку на наши головы хлопьями посыпался снег.
Запятая, точка с запятой
Тучи разошлись, выглянуло солнце
Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много страданий.
1.[ ] – [ ] – противопоставление, сопоставление.
Политики ищут шанс – предприниматели его находят.
; 1.[ ]; [ ] ; [ ] — части БСП далеки по смыслу.
Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит подле красивой берёзы.
2.[ ] : [ ] – пояснение = а именно, то есть.
У собак есть рыцарское правило: собаку на привязи или лежачую не трогают
2.[ ] – [ ] – время, условие = когда…то, если…то.
Солнце дымное встаёт – будет день горячий.
2 . [ ]; [ ] – внутри частей БСП есть запятые.
Небо покрыто было тучами; ветер, усиливаясь, разгонял их.
Глядя на окна, трудно понять: светит ещё луна или нет.
На полном бегу набок салазки – Саша в снегу.
4.[ ] – [ ] – сравнение = словно, будто.
Сложное предложение
Что такое сложное предложение
Сложное предложение — это предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ.
Пример сложного предложения:
По связи между частями сложные предложения делятся на два типа — сложносочиненные и сложноподчиненные. Каждое из них может быть союзным — соединять части союзами и союзными словами, либо бессоюзным — соединять их по смыслу.
Всего выделяют 4 вида сложных предложений. Рассмотрим их в таблице.
Сложносочиненное предложение
Сложносочиненным (ССП) называют сложное предложение, имеющее два и более независимых простых предложений в составе. Это значит, что их можно разбить точкой, при этом смысл не потеряется.
Части таких сложных предложений связаны союзами и союзными словами: соединительными (и, да, также и т. д.), противительными (а, но, зато и т. д.), разделительными (либо, то… то, не то… не то и т. д.) или их комбинациями.
Хотелось пирога, и яблоки уже созрели.
Хотелось пирога, но яблоки еще не созрели.
То мать пирогов напечет, то бабушка с булочками приедет.
Иногда части сложносочиненных предложений связаны без сочинительного союза и союзного слова — по смыслу. Такие предложения называют бессоюзными.
Лето заканчивалось лихо: на улице резко похолодало, листья начали алеть и чахнуть.
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях
В предложениях с союзами и, да, однако, либо и т.д. принято ставить запятую. Кроме случаев, когда:
На ярмарке в городе показывали кукольные представления, и торговцы продавали сахарную вату, и зазывалы кричали приглашения на аттракционы.
В бессоюзных сложносочиненных предложениях части делятся не только запятыми, но и тире, двоеточиями и точкой с запятой. Эту тему мы подробно разобрали в статье о сложносочиненных предложениях.
Сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчиняется другому. В этом случае зависимое предложение называется придаточным, а независимое — главным.
Пример сложноподчиненного предложения:
Мне было сложно понять, как ей удалось так быстро привыкнуть к новому городу.
Виды связи в сложноподчиненном предложении
Обычно части СПП в русском языке связаны друг с другом подчинительными союзами, например:
Я только-только закончил картину, когда солнце уже готовилось потухнуть.
Бывают сложные предложения, в которых придаточное с главным связаны только по смыслу и разделены знаком препинания, но между ними все еще можно вставить подчинительный союз. Такие предложения называют бессоюзными.
На меня нахлынуло осознание: (что) все это время меня обманывали
Значения придаточных предложений в СПП
Придаточные предложения в составе сложных делятся на группы, а далее — на подгруппы по смыслу и виду связи с главным.
Подробнее о различиях между придаточными в сложном предложении с примерами можно прочесть в этой статье.
Типы подчинения в сложноподчиненном предложении
Иногда в сложноподчиненном предложении не одно, а два и более придаточных. Такой вид сложных предложений называют многочленными. Для них справедливы разные типы подчинения.
Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях
Между главной и придаточной частями сложного предложения принято ставить запятую. Если одна часть стоит в середине другой, выделять запятой ее нужно с обеих сторон:
Когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.
Сейчас, когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.
Если предложения со словами лишь, только, еще и, прежде всего, именно, очевидно, вероятно связаны составным союзом, он разделяется. Тогда перед словом что нужно ставить запятую:
Он согласился лишь потому, что я хорошо попросила.
Если мы выделяем интонацией изъявительные или условные придаточные и ставим их перед главным предложением, между ними ставится тире:
Кто желает — тот получит.
Если по главному предложению понятно, что придаточное его пояснит, нужно ставить двоеточие. То же правило относится и к бессоюзным сложным предложениям:
Он вдруг осознал: дальше не стоит и пытаться.
Проверьте себя
Определите, к какому виду сложного предложения относятся эти примеры: сложноподчиненному или сложносочиненному?
Мать уже наготовила на утро и легла спать, когда я вернулся из театра.
Я знал: это не может продолжаться слишком долго.
Снежинки легким пухом ложились на ладонь, и мир вокруг застыл в белоснежном великолепии.
Я вышел на опушку леса спустя час, но путешественников и след простыл.
Я быстро нашел место, где гнездились кукушки.
Урок «Синонимия бессоюзных и союзных сложных предложений»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема№14: Синонимия бессоюзных и союзных сложных предложений.
Цель: знакомство учащихся с особенностями синтаксической синонимии, и её ролью при создании текстов разных стилей;
Задачи: образовательная: обобщить, систематизировать и углубить знания обучающихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствовать их пунктуационные навыки по данной теме; объяснить синонимию бессоюзных и союзных предложений; научить использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла, определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи;
развивающая: развивать речь, умение высказывать свою точку зрения и аргументировать ее; развивать умения в работе с тестовиками при подготовке к ЕНТ;
воспитательная: воспитывать инициативность, самостоятельность в приобретении знаний, доброту.
Тип урока: урок-практикум
Форма работы: фронтальная, парная
Методы: словесный, проблемно-поисковый, практический, исследовательски й
Оборудование: карточки, учебник, презентация, листы оценивания
I Организационный момент (настрой уч-ся на работу)
Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске и на слайде).
— Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф.
Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, на что сердце твоё откликается.
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается. (С.Иванов)
Выразительное чтение эпиграфа учащимся.
— Все ли слова вам знакомы и понятны?
— Запись эпиграфа в тетрадях.
— Сформулируйте главную мысль стихотворной строфы.
(С доброты человек начинается)
— Настроимся на разговор о доброте.
— Назовите синонимы к слову «доброта». Запись слов в тетрадях и на доске.
(Добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие)
— Какой смысл заключает в себе слово «доброта»?
(Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим)
Слабоуспевающие работают совместно со всеми уч-ся, так как урок-повторение
Выявление темы и цели урока
Задание к эпиграфу
-Слова какой части речи преобладают в стихотворной строфе? (глаголы)
— Какую роль играют глаголы в этом тексте? (побуждение к действию)
— Определите структуру предложений и объясните знаки препинания в них.
-Прочитайте выразительно бессоюзное сложное предложение, соблюдая правильную интонацию.
(Конец первого предложения произносится с неспокойным понижением голоса, показывающим, что за этим предложением следует второе; между предложениями делается пауза)
— Сделайте вывод, о чём мы с вами будем говорить? (о союзных и бессоюзных предл.)
— А что мы подбирали к слову «доброта»? (синонимы)
— Озвучьте полностью тему урока (синонимия бессоюзных и союзных сложных предложений)
— Какую цель вы перед собой поставите? (т.к.мы выпускники, мы должны готовиться к ЕНТ, поэтому цель поставим подготовка к ЕНТ, в тестовиках встречается много вопросов на тему «Сложное предложение»)
— Запись числа темы урока в тетради.
2) Замена бессоюзных предложений союзными (устная работа):
1) Ласточка день начинает — соловей заканчивает.( Ласточка день начинает, А соловей заканчивает.)
2) Я понял: счастье — в дружбе и работе.( Я понял, ЧТО счастье — в дружбе и работе.)
3) Зима снежная — год обычно урожайный. (КОГДА зима снежная, год обычно урожайный.)
4) Ночью был заморозок, наутро вся земля съежилась, побледнела. (Ночью был заморозок, ТАК ЧТО наутро вся земля съежилась, побледнела.)
5) Ветер достиг восьми баллов — выходить в море опасно. (Ветер достиг восьми баллов, ТАК ЧТО выходить в море опасно.)
6) Природа никогда не обманывает нас; это мы сами постоянно обманываемся. (Ж. Ж. Руссо) (Природа никогда не обманывает нас, ПОТ ОМУ ЧТО мы сами постоянно обманываемся)
— Изменился ли смысл этих предложений? А структура?
1) Молния вспыхнула красным огнем, гром грянул тяжело и сердито. (Молния вспыхнула красным огнем, ТАК ЧТО гром грянул тяжело и сердито.)
2) Чудесная ранняя весна, казалось, сменилась вдруг поздней холодной осенью: дождь лил целые дни, и ветер метался среди ливня и туманов.( Чудесная ранняя весна, казалось, сменилась вдруг поздней холодной осенью, ПОТОМУ ЧТО дождь лил целые дни, и ветер метался среди ливня и туманов.)
3) Широкий подъезд был совершенно пуст — это показалось мне странным.(Показалось мне странным ТО, ЧТО широкий подъезд был совершенно пуст.)
4) Солнце жжет; перед грозой изменился моря вид: засверкал меж бирюзою изумруд и малахит. (Солнце жжет, ТАК ЧТО перед грозой изменился моря вид, ПОТОМУ ЧТО засверкал меж бирюзою изумруд и малахит.)
— Оцените свои работы, поставив себе оценку в своих листах.
3) Пунктуация в СБП. Замена союзных предложений бессоюзными:
— Объясните данные схемы
— Замените данные предложения бессоюзными, расставьте знаки препинания, опираясь на данные схемы:
1) Белка прыгнула с ветки на ветку, и на наши головы хлопьями посыпался снег.(Белка прыгнула с ветки на ветку — на наши головы хлопьями посыпался снег.)
2) Когда солнце село, сразу начало темнеть. (Солнце село — сразу начало темнеть)
3) Если хочешь проверить человека, то надели его властью. (Хочешь проверить человека — надели его властью.)
4) Мы знаем, что главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.(Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.)
6) Когда поговоришь с добрым человеком, то солнечный луч озарит твою душу. (Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.)
7) И ветерок дует, и птички поют, и солнышко пригревает. (Ветерок дует, птички поют, солнышко пригревает.)
— Что вспомнили? (знаки препинания в СБП)
— Оцените свою работу, поставив себе оценку в своих листах.
4) Задание творческого характера: составьте СБП и любое союзное из данных отрывков:
С детских лет постигаем мы истину…
Держится мир на доброте…
Хочешь изменить мир к лучшему…
Работа с тестовиками в паре: найти задания на тему «Сложное предложение», зачитать вопрос и найти правильный ответ, аргументировать.
Помните: с доброты человек начинается! (уч-ся сдают листы самооценивания)
д/з составить тестовые задания по темам «СПП», «ССП», «СБП» (минимум 5 вопросов) по рядам.