сидим какой вид глагола

Совершенный и несовершенный вид глагола

605071cc2d10d457385811

Основные определения

Сначала вспомним, что такое глагол.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать?

что будет делать? споет.

Вид в русском языке — это постоянный грамматический признак глаголов, который подходит спрягаемым глаголам, инфинитиву, деепричастиям и причастиям. Он показывает, как некоторое действие глагола протекает во времени:

завершенное и единовременное (прочитал, прошел)

незавершенное и повторяемое (живет, делает).

Какие бывают виды глаголов в рус­ском языке:

Сейчас узнаем, что такое совершенный и несовершенный вид глагола и приведем примеры глаголов совершенного и несовершенного вида.

Глаголы совершенного вида

Глаголы совершенного вида в неопределенного форме отвечают на вопрос: что сделать?

У глаголов совершенного вида есть две временные формы:

будущее простое время.

В любой временной форме они называют:

действие, которое ограничено каким-либо пределом;

результат, законченность действия или отдельного этапа.

Примеры глаголов совершенного вида:

что сделал? присел — прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз, то есть не повторялось;

что сделают? поговорят — будущее простое время, действие будет сделано и не повторится.

что сделать? закрыть, оплатить, выступить;

что сделать? обозначить, ответить, упростить.

Еще глаголы совершенного вида могут обозначать действия, которые уже начались или вот-вот должны начаться: заговорил, заговорю.

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несовершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос: что делать?

У глаголов несовершенного вида есть три временные формы:

будущее сложное время.

действие в протяженности, без указания на его предел;

В любой временной форме они обозначают повторяющееся или продолжающееся действие, без указания на то, было ли это действие завершено.

Примеры глаголов несовершенного вида:

что делал? прыгал — прошедшее время, действие могло повторяться несколько раз и неизвестно, был ли достигнут результат;

что делают? смотрят — настоящее время, действие продолжается и неизвестно, сколько времени уже длится действие и сколько ещё будет длится;

что буду делать? буду танцевать — будущее сложное время, действие может повторяться и нет признаков того, что оно будет завершено.

что делать? говорить, красить, бегать;

что делать? тащить, идти.

Еще глаголы несовершенного вида могут обозначать действия, которые начинались, начинаются или будут начинаться: смотрел, смотрю, буду зажигать.

Теперь мы знаем, на какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида. А вот и шпаргалочка, чтобы закрепить и усвоить разницу двух видов:

Образование видов глаголов

От глаголов несовершенного вида можно образовать разными способами глаголы совершенного вида.

Добавление приставки: читать — почитать, сидеть — досидеть.

Отбрасывание суффиксов: давать — дать, спасать — спасти.

Замена суффиксов: решать — решить, прыгать — прыгнуть.

Замена суффиксов и чередование букв в корне: прощать — простить, засыхать — засохнуть.

При образовании глаголов несовершенного вида в корне возможно чередование согласных и гласных: опоздать — опазды­вать, изложить — излагать, защитить — защищать.

Определить вид глагола

Если вы сомневаетесь, как понять, какой перед вами вид глагола: совершенный или несовершенный — воспользуйтесь этими способами:

Как определить вид глагола

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы: что делать? что дела­ет? что дела­ли?

Примеры: готовить, готовит, готовили.

Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы: что сде­лать? что сде­ла­ет? что сде­ла­ли?

Примеры: обнять, обнимет, обняли.

Подставить слово «буду».

К глаголам несовершенного вида можно подставить слово «буду». Вот так: танцевать — буду танцевать.

К глаголам совершенного вида слово «буду» подставить нельзя. Например: сыграть — нельзя сказать «буду сыграть».

Теперь можно без труда рассказать одноклассникам, как определить вид глагола в русском языке.

Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида

Видовая пара — это глаголы, у которых есть форма совершенного и несовершенного вида.

Некоторые глаголы русского языка имеют одно и то же лексическое значение, но отличаются грамматическим значением вида. Например: что сделать? решить, что делать? решать.

Такие видовые пары различаются способом словообразования:

Через суф­фик­са: бросить — бросать, встретить — встречать, обидеть — обижать, достигнуть — достигать, решать — решить.

Через при­став­ку: гото­вить — пригото­вить, звать — назвать, рабо­тать — перерабо­тать, говорить — поговорить, читать — дочитать.

Видовые пары глаголов могут различаться:

засыпа́ть — засы́пать, разреза́ть – разре́зать.

что делать? ловить — что сделать? поймать;

Вид глагола может зависеть от контекста предложения. Например:

Она сейчас (что делает?) ночует у подруги. — Настоящее время, несовершенный вид.

Она завтра (что сделает?) ночует у подруги. — Будущее время, совершенный вид.

Такие глаголы называются двувидовыми, к ним относятся: телеграфировать, овладевать, ночевать, ранить, женить, казнить, обещать, использовать, атаковать и другие. Двувидовые глаголы могут обозначать как законченное действие, так и действие в протяженности.

Источник

Глагол сидя какого вида

Глагол

GLAGOL

Глаголы в русском языке не сравнимы ни с какой другой частью речи. Они сообщают читателю или слушателю о действии в отношении предмета. Давно замечено, что глаголы придают языку живость, емкость, вызывают интерес со стороны читателя. Недаром слово «глаголить» в русском языке означает также «разговаривать».

Но глаголы не так просты, как кажутся на первый взгляд. Ими надо уметь пользоваться. Сравните два отрывка:

«Алексей делал ремонт на даче. Ремонт был сложный. Для него нужны хорошие материалы» и «Алексей ремонтировал дачу. Ремонт сложный, поэтому Алексей заказал хорошие материалы».

Во втором случае глагол как будто оживляет текст. Перед глазами сразу возникает картинка действий Алексея. Если же использовать оборот «делал ремонт», такой картинки не будет. Слово не затрагивает ничего в воображении.

Начальная форма глагола

Знакомство с любой частью речи начинается с представления его начальной формой. В начальной форме глаголы называются инфинитивом. Если в части речи есть суффикс «ть», перед нами инфинитив.

Правда, иногда глаголы маскируются и вместо «ть» у них появляется «ти». Такое случается, если корень глагола оканчиваются на согласную букву. К таким словам относят, например, лексему «нести».

Что касается обыкновенного инфинитива, их можно вспомнить очень много:

Совершенный и несовершенный вид глагола

Наверняка, вы уже слышали о том, что бывает совершенный и несовершенный вид глагола. Сложное название, которое может немного запутать. Некоторые ученики полагают, что наименования совершенный и несовершенный вид глагола происходят от слова «совершенство» и стараются найти какие-то нюансы, указывающие на то, что данный конкретный глагол можно чем-нибудь дополнить, а до той поры он несовершенен.

Это не так. На самом деле, слова совершенный и несовершенный вид происходят от прилагательного «совершённый» и сообщают о типе действия. В первом случае имеется ввиду такое действие, которое может привести к конкретному результату. Во втором случае, действие происходит, но конкретный результат отсутствует. Более того: его и невозможно добиться.

Если запомнить эту особенность, не составит труда разобраться с тем, какие бывают виды глаголов:

Впрочем, виды глаголов можно запомнить и с помощью еще одной хитрости. Совершенный вид глагола отвечает на вопрос «что сделать?». Обратите внимание на букву «с». Она присутствует и в слове «сделать» и в слове «совершенный» вид глагола.

Если учитывать особенность русского языка, виды глаголов перестанут быть проблемой.

Дополнительные особенности

Иногда глаголы совершенного и несовершенного вида не имеют своей зеркальной пары. Обратим внимание на слово «принадлежать». Лексема отвечает на вопрос «что делать?», но невозможно себе представить пару, о которой можно было бы сказать, что это совершенный вид глагола. Нельзя кому-то принадлежать и завершить это действие конкретным результатом.

Случается и противоположная ситуация. Например, слово «очутиться» это, без сомнения, совершенный вид глагола. Но нельзя представить его пару в несовершенной форме.

Учимся отличать глаголы

Что такое глаголы совершенного и несовершенного вида немножечко разобрались. Рассмотрим признаки конкретной части речи вне зависимости от того, совершенный вид глагола перед нами или несовершенный вид глагола.

Признаки глагола:

Наклонение

Читателю уже известно, что такое совершенный и несовершенный вид глагола как определить — тоже. Рассмотрим не менее интересную вещь — наклонение. Для этого обратимся к таблице, которая подскажет некоторые секреты русского языка.

Изъявительное

Не стоит путать изъявительное наклонение с настоящим временем. Данные глагольные формы описывают действие, которое будет происходить на самом деле.

Рассмотрим, например, такую форму глагола как «видел». Это слово сообщает читателю о том, что действие было на самом деле. Человек действительно что-то видел и об этом сообщает. Но если добавить к этому слову частичку «бы», слово сразу приобретает иное лексическое значение.

Возьмем теперь слово «увидел бы», это будет совершенный глагол, сослагательного наклонения. Такое наклонение сообщают о действиях, которые могут быть только при определенных условиях. В устной или письменной речи, обычно такие условия сразу же перечисляются. Например, «если бы я был орлом, увидел бы каждую песчинку пляжа с огромной высоты». Сослагательное наклонение без перечисления условий вряд ли имеет смысл.

Мы уже выяснили какие бывают виды глаголов в русском языке. Познакомимся теперь с повелительным наклонением. Как изменяется глагол в этом случае? В самом слове «повелительное» уже содержится ответ на этот вопрос. Глагол предстает перед нами в форме приказа, просьбы, повеления в иной форме.

Повелительные глаголы примеры которых читатель может увидеть в таблице могут звучать грубовато, но это не обязательно так. Ведь, просьба это тоже повеление. Сравним два предложения.

Сравните «нарисуй быстро или будешь наказан» с «нарисуй, пожалуйста, и тогда получишь награду».

Одно и то же слово приобретает совершенно разное, даже прямо противоположный смысл в зависимости от контекста.

Спряжения

Хотя, мы уже знаем как определить вид глагола совершенный или несовершенный, но для настоящего мастера русской словесности этого явно недостаточно. Надо еще научиться правильно различать глагольные спряжения в русском языке.

Если не знать спряжения и говорить неграмотно, окружающие могут не понять вашу мысль или понять неправильно. Именно по этой причине чаще всего возникают недопонимания между людьми.

Чтобы такого не было, научимся спрягать. Всего существует два спряжения:

Вместо заключения

Мы узнали определение глагола, выяснили, что такое совершенный и несовершенный вид глагола, узнали о существовании глагольных спряжений и узнали признаки этой очень интересной части речи.

Дальнейшее изучение русского языка обязательно откроет многие интересные особенности глаголов. Невозможно один раз прочитать материал и узнать все о столь необычной и сложной части речи. Над познанием нашего общего языка работают целые коллективы ученых и исследователей. Глагол — это интересная часть речи, не случайно классик придавал этой части большое значение: «Глаголом жечь сердца людей…».

Источник

Сидим какой вид глагола

Pushkin

Русский язык – наш родной язык, основа нашей культуры, нашего мироощущения и восприятия. На нём мы говорим, с помощью него мы передаем наши ощущения. С его помощью мы мыслим и работаем. Без русского языка невозможно сохранение и дальнейшее процветание нашего государства, наших идей и наших творений. Мы говорим на нем с детства, поэтому редко задумываемся, насколько он сложен и многогранен. Русский язык нужно учить для того, чтобы понимать окружающих и чтобы они понимали нас. Взрослея, мы учимся читать и писать, общение больше не ограничивается разговорами. Мы можем писать письма, сочинения, рассказы. Таким образом, мы показываем свой внутренний мир, мысли и чувства, о которых иногда трудно говорить вслух. Всю нашу жизнь мы не перестаем учить русский язык, постоянно узнаем что-то новое.
Русский язык, на самом деле, является древним, богатым и, что самое интересное, развивающимся по сей день языком. Огромное количество реформ, правил принимаются в наши дни, для обогащения и усовершенствования. На русском языке говорит огромное количество человек: это россияне, бывшие граждане СССР, а также множество иностранцев живущих далеко от России. Русский язык, по подтверждению многих иностранных граждан, является одним из сложных языков мира. Но, в то же время, он является и самым богатым, красивым, выразительным и мелодичным языком из всех существующих.

Спряжение глаголов

Спряжение — изменение глаголов в формах настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Типы спряжений

Как определить спряжение?

ШАГ 1. Выясняем, ударное окончание или нет.

Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием достаточно проспрягать слово по числам и лицам. Перечень личных окончаний глаголов I и II спряжения с примерами представлен в таблице ниже.

Гласные в ударных окончаниях глагола: Е/ Ё, У, Ю – I спряжение, И, А, Я – II спряжение

Лицо Глаголы 1 спряжения Глаголы 2 спряжения
Ед.ч. Мн.ч. Примеры Ед.ч. Мн.ч. Примеры
1-е — у́( ю́) — е́м( ё́м) по ю́, сошь ю́, раст у́
по ё́м, сошь ё́м, раст ё́м
— у́( ю́) — и́м леч у́, спеш у́, молч у́
лет и́м, спеш и́м, молч и́м
2-е — е́шь( ё́шь) — е́те( ё́те) по ё́шь, сошь ё́шь, раст ё́шь
по ё́те, сошь ё́те, раст ё́те
— и́шь — и́те лет и́шь, спеш и́шь, молч и́шь
лет и́те, спеш и́те, молч и́те
3-е — е́т( ё́т) — у́т( ю́т) по ё́т, сошь ё́т, раст ё́т
по ю́т, сошь ю́т, раст у́т
— и́т — а́т( я́т) лет и́т, спеш и́т, молч и́т
лет я́т, спеш а́т, молч а́т

Глаголы с ударным личным окончанием нельзя ставить в инфинитив для определения спряжения.

Задание: определить спряжение глагола СИДЕТЬ.

Ошибочное рассуждение: Это начальная форма. Окончание – ть. Мы видим букву е перед – ть. Следовательно, ученик отвечает: I спряжение. Но это будет первой ошибкой. Ученик не знает, что нужно проверять, ударное окончание или нет. А когда указываешь на необходимость поставить ударение, ученик проверяет ударение по инфинитиву, а не по одной из форм (2-е и 3-е лицо ед. и мн.ч. и 1-е лицо мн.ч.), что является второй ошибкой.

Итак, сначала надо проверить, ударное ли окончание у этого глагола при спряжении, то есть при изменении по лицам и числам.

Верное рассуждение: Ты что делаешь? СИД И́ШЬ. Окончание ударное. Сильная позиция гласной. В окончании буква И. Это II спряжение.

Настоящее время
Лицо ед.ч. мн.ч.
1-е сиж у́ сид и́м
2-е сид и́шь сид и́те
3-е сид и́т сид я́т

Итак, в этом случае для определения спряжения к форме инфинитива НЕ обращаемся.
В окончаниях глагола УЖЕ видим буквы И, А, Я. Они указывают на то, что это гласные в окончаниях глаголов второго спряжения, а не первого.

СИДЕТЬ – несовершенный вид, непереходный, невозвратный, II спряжение.

ШАГ 2. Если окончание безударное.

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями находят по неопределённой форме этих глаголов, то есть по инфинитиву. Вспоминаем, что это начальная форма глаголов, которая так нам нужна при морфологических разборах под цифрой 3 в учебниках.

Вопросы к глаголам в начальной форме:
Что делать? Для глаголов несовершенного вида.
Что сделать? Для глаголов совершенного вида.

Глаголы в неопределённой форме имеют окончания – ТЬ и – ТИ: спрашивать – спросить; приносить – принести.
Неопределённая форма глагола (или инфинитив, от лат. infinitivus — «неопределённый») обозначает действие безотносительно к наклонению, времени, лицу, числу, то есть вне связи его с субъектом (деятелем).
Инфинитив является начальной (словарной) формой глагола и отвечает на вопросы что делать? что сделать?:
видеть — увидеть, сеять — посеять, смотреть — рассмотреть,
везти — провезти, идти — пройти, искать — найти.
Инфинитив — неизменяемая форма глагола, которая имеет только постоянные морфологические признаки глагола: вид, переходность/непереходность, возвратность/невозвратность, тип спряжения.
Итог: Формальным показателем инфинитива являются окончания (суффиксы в некоторых методиках) – ТЬ, – ТИ.
– ТЬ стоит после гласных: следи ть, дума ть, пе ть.
– ТИ стоит после согласных: нес ти, вез ти, плес ти, ид ти.

Некоторые глаголы в инфинитиве оканчиваются на – ЧЬ: пе чь, бере чь, те чь, мо чь. В этих случаях – ЧЬ входит в состав корня, так как является результатом исторического слияния суффикса ТИ с корневой согласной К или Г: пе кти → пе чь, бере гти → бере чь.

Образовано от: хотеть, бежать? Да Разноспрягаемый глагол Нет Образовано от: есть, дать, надоесть, создать? Да Архаическое спряжение Нет Определи форму 2-го лица ед.числа:
что (c)делаешь? Да Окончание ударное? Да Какая гласная в окончании?
Да: Е,У,Ю. Нет: И,А,Я. Да I спряжение Нет II спряжение Нет Определи инфинитив:

Разбор слова ОБИДЕТЬ – II спряжение

Лицо Будущее время
ед.ч. мн.ч.
1-е оби́ж у оби́д им
2-е оби́д ишь оби́д ите
3-е оби́д ит оби́д ят

Разбор слова БОРМОТАТЬ – I спряжение

Лицо Настоящее время Будущее время
ед.ч. мн.ч. ед.ч. мн.ч.
1-е бормоч у́ бормо́ч ем забормоч у́ забормо́ч ем
2-е бормо́ч ешь бормо́ч ете забормо́ч ешь забормо́ч ете
3-е бормо́ч ет бормо́ч ут забормо́ч ет забормо́ч ут

В форме 2 лица ед. числа глаголы настоящего и будущего времени оканчиваются на шипящий Ш и Ь. Это орфограмма.

Наст. вр., 2 л., ед.ч.: ты думаешь, пишешь, плаваешь, учишь, смотришь.
Буд. вр., 2 л., ед.ч.: ты будешь писать, будешь учить, найдёшь, выучишь.

Задание: Проспрягай в тетради глаголы: побри́ть, поддержа́ть, зави́сеть, ры́ть, возвели́чивать, моло́ть, моли́ться.

Образец рассуждение: Побри́ть – I спр., так как БРИТЬ – глагол-исключение, в окончаниях будут гласные е, у, ю.

Лицо ед.ч. мн.ч.
1-е я побре́ ю мы побре́ ем
2-е ты побре́ ешь вы побре́ ете
3-е он(она, оно) побре́ ет они побре́ ют

Если глагол I спряжения: гласные Е, У, Ю пиши в окончаниях.
Если глагол II спряжения: гласные И, А, Я пиши в окончаниях.

Разноспрягаемые глаголы

Глаголы хотеть, бежать и образованные от них являются разноспрягаемыми, потому что имеют окончания разных спряжений:

Число Лицо Хотеть Бежать
Ед.ч. 1
2
3
хоч у́
хо́ч ешь
хо́ч ет
бег у́
беж и́шь
беж и́т
Мн.ч. 1
2
3
хот и́м
хот и́те
хот я́т
беж и́м
беж и́те
бег у́т

Архаический тип спряжения

Глаголы есть, надоесть, дать, создать и образованные от них при помощи приставки и постфикса имеют особые формы, являющиеся архаическими

Число Лицо Есть Дать Создать Надоесть
Ед.ч. 1
2
3
е́ м
е́ шь
е́ ст
да́ м
да́ шь
да́ ст
созда́ м
созда́ шь
созда́ ст
надое́ м
надое́ шь
надое́ ст
Мн.ч. 1
2
3
ед и́м
ед и́те
ед я́т
дад и́м
дад и́те
дад у́т
создад и́м
создад и́те
создад у́т
надоед и́м
надоед и́те
надоед я́т

Глаголы-исключения

Источник

Совершенный и несовершенный вид глагола

Узнаем что такое совер­шен­ный и несо­вер­шен­ный вид гла­го­ла. Приведем при­ме­ры гла­го­лов совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. Укажем видо­вые пары гла­го­лов, име­ю­щих раз­ные корни.

Речь пой­дет о гла­го­ле и об одной из его посто­ян­ных харак­те­ри­стик — о грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии вида.

Прежде вспом­ним, какие сло­ва назы­ва­ют­ся глаголами.

Глаголы отве­ча­ют на вопро­сы: что делать? что сде­лать? что делал? что сде­лал? что дела­ют? что будет делать? и пр. Например:

Что такое вид глагола?

Категория вида явля­ет­ся спе­ци­фи­че­ской грам­ма­ти­че­ской харак­те­ри­сти­кой слов этой части речи.

Каждая гла­голь­ная фор­ма обя­за­тель­но обла­да­ет видом. В рус­ской мор­фо­ло­гии раз­ли­ча­ют у гла­го­лов два вида:

lazy placeholder

Глаголы совершенного вида

Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопрос что сде­лать? Они называют

Например:

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопрос что делать? Эти сло­ва обозначают

Например:

lazy placeholder

Как определить вид глагола

Первый способ — вопрос

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы что делать? что дела­ет? что дела­ли? и т. д.

Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы что сде­лать? что сде­ла­ет? что сде­ла­ли? и т. д.

Второй способ — слово «буду»

Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида

Многие одно­ко­рен­ные гла­го­лы рус­ско­го язы­ка име­ют одно и то же лек­си­че­ское зна­че­ние, но раз­ли­ча­ют­ся грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем вида, например:

(что сде­лать?) решить — (что делать?) решать.

Такие гла­го­лы состав­ля­ют видо­вые пары, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми морфемами:

1. суф­фик­са­ми

2. при­став­ка­ми

Таблица

НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД СОВЕРШЕННЫЙ ВИД
слу­шать послу­шать
читать про­чи­тать
писать напи­сать
пить выпить
гото­вить при­го­то­вить

Отдельные видо­вые пары могут раз­ли­чать­ся толь­ко уда­ре­ни­ем, например:

При обра­зо­ва­нии гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида может про­ис­хо­дить в корне чере­до­ва­ние соглас­ных и глас­ных, напри­мер:

Упомянем видо­вые пары гла­го­лов, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся кор­ня­ми (суп­пле­ти­визм):

Отметим, что суще­ству­ют одно­ви­до­вые гла­го­лы совер­шен­но­го или несо­вер­шен­но­го вида:

Двувидовые гла­го­лы могут обо­зна­чать как закон­чен­ное дей­ствие, так и дей­ствие в про­тя­жен­но­сти в зави­си­мо­сти от контекста:

Видеоурок

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: