сейчас нужно вести ребенка на стадион тип односоставного предложения

Сейчас нужно вести ребенка на стадион тип односоставного предложения

work

Среди предложений 10−12 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

Выпишите номер этого предложения.

(1)Детство — сложная пора. (2)Человек растёт, формируется, проходя все стадии детства. (3)Он совершает порой неверные, дурные поступки и по отношению к родителям, друзьям, самому себе, окружающему миру. (4)Наше детство проходило не в тепличных условиях, мы выросли на ветру жизни. (5)Радость молодости была для нас в постижении нового, в прекрасных книгах, в походах, в ночёвках на озёрах и реках, в попытках что-то сделать своими руками.

(6)И было очень много спорта. (7)Мне рассказывала бывшая учительница физкультуры. (8)С самого начала учебного года обнаруживается, что крепкие краснощёкие ребята чем-нибудь да больны. (9)Во всяком случае, если судить по справкам, освобождающим от занятий физкультурой, которые приносят в школу их родители. (10)Почему занятия физкультурой стали считаться пустой, ненужной тратой времени? (11)Нас родители, напротив, поддерживали в любых спортивных увлечениях, заливали во дворе каток, доставали коньки. (12)А это было тогда сложной, непростой проблемой.

(13)Мы все занимались спортом. (14)Спорт был продолжением нашей жизни. (15)У нас были плохие, рваные, шитые-перешитые мячи. (16)Мы заигрывали их до того, что они расползались, тогда мы отрабатывали футбольные приёмы на консервной банке. (17)В хоккей мы играли осколком льда. (18)А упражнения на равновесие? (19)Мы могли удерживать на носу хоть целый час крошечную травинку. (20)А какие фокусы мы показывали на велосипедах! (21)Спорт был вокруг нас, мы естественно втекали в него. (22)Рядом находились катки и аллеи Чистых прудов. (23)Здесь мы учились кататься. (24)В

каждом дворе — волейбольные площадки, в школе — спортивные команды, в пионерских лагерях — футбольные и легкоатлетические баталии. (25)Никто не получал разрядов и наград, но это никого не интересовало. (26)Важны были физическая бодрость, радость борьбы, ощущение силы, пробуждающейся в нас. (27)Сейчас нужно вести ребёнка на стадион. (28)Нужно записывать в секцию, раздобывать всевозможные справки, заполнять множество анкет. (29)Спорт, наверное, излишне нацелен на подготовку чемпионов и организован так, что не развивает в молодой душе бескорыстную увлечённость.

Источник

Сейчас нужно вести ребенка на стадион тип односоставного предложения

work

В предложениях 22−24 найдите слово с лексическим значением «битва, сражение; состязания, борьба в спортивных играх». Выпишите это слово.

(1)Детство — сложная пора. (2)Человек растёт, формируется, проходя все стадии детства. (3)Он совершает порой неверные, дурные поступки и по отношению к родителям, друзьям, самому себе, окружающему миру. (4)Наше детство проходило не в тепличных условиях, мы выросли на ветру жизни. (5)Радость молодости была для нас в постижении нового, в прекрасных книгах, в походах, в ночёвках на озёрах и реках, в попытках что-то сделать своими руками.

(6)И было очень много спорта. (7)Мне рассказывала бывшая учительница физкультуры. (8)С самого начала учебного года обнаруживается, что крепкие краснощёкие ребята чем-нибудь да больны. (9)Во всяком случае, если судить по справкам, освобождающим от занятий физкультурой, которые приносят в школу их родители. (10)Почему занятия физкультурой стали считаться пустой, ненужной тратой времени? (11)Нас родители, напротив, поддерживали в любых спортивных увлечениях, заливали во дворе каток, доставали коньки. (12)А это было тогда сложной, непростой проблемой.

(13)Мы все занимались спортом. (14)Спорт был продолжением нашей жизни. (15)У нас были плохие, рваные, шитые-перешитые мячи. (16)Мы заигрывали их до того, что они расползались, тогда мы отрабатывали футбольные приёмы на консервной банке. (17)В хоккей мы играли осколком льда. (18)А упражнения на равновесие? (19)Мы могли удерживать на носу хоть целый час крошечную травинку. (20)А какие фокусы мы показывали на велосипедах! (21)Спорт был вокруг нас, мы естественно втекали в него. (22)Рядом находились катки и аллеи Чистых прудов. (23)Здесь мы учились кататься. (24)В

каждом дворе — волейбольные площадки, в школе — спортивные команды, в пионерских лагерях — футбольные и легкоатлетические баталии. (25)Никто не получал разрядов и наград, но это никого не интересовало. (26)Важны были физическая бодрость, радость борьбы, ощущение силы, пробуждающейся в нас. (27)Сейчас нужно вести ребёнка на стадион. (28)Нужно записывать в секцию, раздобывать всевозможные справки, заполнять множество анкет. (29)Спорт, наверное, излишне нацелен на подготовку чемпионов и организован так, что не развивает в молодой душе бескорыстную увлечённость.

Источник

Сейчас нужно вести ребенка на стадион тип односоставного предложения

work

Среди предложений 2−4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

(1)Детство — сложная пора. (2)Человек растёт, формируется, проходя все стадии детства. (3)Он совершает порой неверные, дурные поступки и по отношению к родителям, друзьям, самому себе, окружающему миру. (4)Наше детство проходило не в тепличных условиях, мы выросли на ветру жизни. (5)Радость молодости была для нас в постижении нового, в прекрасных книгах, в походах, в ночёвках на озёрах и реках, в попытках что-то сделать своими руками.

(6)И было очень много спорта. (7)Мне рассказывала бывшая учительница физкультуры. (8)С самого начала учебного года обнаруживается, что крепкие краснощёкие ребята чем-нибудь да больны. (9)Во всяком случае, если судить по справкам, освобождающим от занятий физкультурой, которые приносят в школу их родители. (10)Почему занятия физкультурой стали считаться пустой, ненужной тратой времени? (11)Нас родители, напротив, поддерживали в любых спортивных увлечениях, заливали во дворе каток, доставали коньки. (12)А это было тогда сложной, непростой проблемой.

(13)Мы все занимались спортом. (14)Спорт был продолжением нашей жизни. (15)У нас были плохие, рваные, шитые-перешитые мячи. (16)Мы заигрывали их до того, что они расползались, тогда мы отрабатывали футбольные приёмы на консервной банке. (17)В хоккей мы играли осколком льда. (18)А упражнения на равновесие? (19)Мы могли удерживать на носу хоть целый час крошечную травинку. (20)А какие фокусы мы показывали на велосипедах! (21)Спорт был вокруг нас, мы естественно втекали в него. (22)Рядом находились катки и аллеи Чистых прудов. (23)Здесь мы учились кататься. (24)В

каждом дворе — волейбольные площадки, в школе — спортивные команды, в пионерских лагерях — футбольные и легкоатлетические баталии. (25)Никто не получал разрядов и наград, но это никого не интересовало. (26)Важны были физическая бодрость, радость борьбы, ощущение силы, пробуждающейся в нас. (27)Сейчас нужно вести ребёнка на стадион. (28)Нужно записывать в секцию, раздобывать всевозможные справки, заполнять множество анкет. (29)Спорт, наверное, излишне нацелен на подготовку чемпионов и организован так, что не развивает в молодой душе бескорыстную увлечённость.

Источник

Типы односоставных предложений

tipy odnosostavnyh predlozheniy tipy odnosostavnyh predlozheniy

Всего получено оценок: 278.

Всего получено оценок: 278.

В зависимости от состава грамматической основы все предложения в русском языке можно разделить на односоставные и двусоставные. Наша статья посвящена односоставным предложениям.

Классификация односоставных предложений

Условно все односоставные предложения можно поделить на две группы. В них войдут разные типы односоставных предложений.

В маленькую группу входят только назывные предложения. Это те, в которых главный член – это условное подлежащее. Как правило, такие предложения являются либо частями сложного, либо используются в художественной литературе для создания экспозиции, то есть описания времени и места дальнейшего развития событий.

Большая группа – это те односоставные предложения, в которых главный член является, условно говоря, сказуемым.

К этой большой группе относятся три типа односоставных:

Они различаются как по значению, так и по форме выражения грамматической основы. Рассмотрим эти типы подробнее.

Назывные предложения

Это такие односоставные предложения, в которых только один главный член, который выглядит и ведет себя как подлежащее. Он выражен существительным в именительном падеже.

Такие предложения часто можно встретить в драматургии; они выполняют роль ремарок, то есть пояснений, где и когда происходит действие пьесы. Используются они и в других родах художественной литературы; в устной речи они редки.

Определённо-личные предложения

Эти односоставные предложения передают, по сути, ту же самую информацию, что и двусоставные. В них имеется только один главный член; это сказуемое. Оно выражено глаголом в первом или втором лице настоящего или будущего времени изъявительного наклонения. Кроме того, сказуемое может стоять в повелительном наклонении также в первом или втором лице. Подлежащего в определённо-личных предложениях нет, но оно ясно прочитывается по форме сказуемого. Это всегда либо субъект, говорящий, либо его собеседник. Соответственно в предложении легко можно подставить «я», «мы», «ты» или «вы».

В определённо-личных предложениях часто встречаются обращения; надо быть внимательным, чтобы не принять обращение за подлежащее: обращение не является членом предложения.

Неопределённо-личные предложения

В неопределенно-личных предложениях говорится о действии, которое совершило какое-то неизвестное лицо или совершает в настоящий момент. В таких предложениях восстановить подлежащее невозможно, потому что оно неизвестно говорящему. Коммуникативная цель таких предложений – просто информировать о совершении или возможности совершения действия. Сказуемое в таких предложениях выражено глаголом в третьем лице множественного числа настоящего или будущего времени или глаголом множественного числа прошедшего времени (категории лица в прошедшем времени нет).

Если сказуемое в предложении, в котором нет подлежащего, стоит в единственном числе третьего лица, то это не неопределённо-личное предложение – это предложение неполное.

Безличные предложения

Односоставные безличные предложения не содержит и не могут содержать информацию о субъекте действия, потому что действие в этом предложении происходит само собой и не предполагает возможностям какого-то субъекта. Например, в предложении «Рассвело» нет и не может быть никакого подлежащего, потому что речь идёт о природном явлении, которое совершается само собой. В безличном предложении также речь может идти о каком-то состоянии или оценке («Так хорошо летом на море!»). В этом случае сказуемое выражено словом категории состояния.

Обобщенно-личные предложения

В обобщенно-личных предложениях речь идет о действии, которое совершило не какое-то конкретное известное или неизвестное говорящему лицо, а о таких действиях, которые нужно или, напротив, не надо совершать всем вообще. Например, в предложении «Не в свои сани не садись» речь идёт не о конкретном собеседнике, а вообще обо всех людях, которым не следует брать на себя слишком много или придавать себе излишнее значение.

Ниже приведена таблица с примерами типов односоставных предложений.

Тип односоставного

Назывное

Определенно-личное

Неопределенно-личное

Безличные

Обобщенно-личные

Способ выражения главного члена

Существительное в именительном падеже

Глагол 1 или 2 лица настоящего или будущего времени; повелительное наклонение

Глагол в 3 лице множественного числа настоящего или будущего времени; множественное число прошедшего времени.

Безличный глагол; безличная форма обычного глагола; слово категории состояния

Пословицы со сказуемым-глаголом в тех же формах, что и определенно- и неопределенно-личные

Люблю эти тихие лунные ночи! Зайди за хлебом!

К вам пришли. Где-то негромко поют колыбельную.

Прохладно здесь! За окном так и воет, и стонет.

Цыплят по осени считают.

lazyimg

Что мы узнали?

Если в двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух членов, то в односоставном – из одного. Если этот главный член односоставного предложения представляет собой нечто вроде подлежащего, то такое предложение называется назывным. Если же он представляет собой сказуемое, то такое предложение может быть определённо-личным, неопределённо-личным или безличным, а по мнению ряда ученых – также обобщённо-личным. Эти типы односоставных предложений различаются по смыслу и формально.

Источник

Типы односоставных предложений

603cd8e9a9635101174756

Понятие односоставных предложений

В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.

У грамматической основы есть две функции:

Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.

Грамматический центр. Именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее указывает субъект.

В русском языке бывают предложения, у которых в составе не два главных члена, а только один: либо подлежащее, либо сказуемое. Они называются односоставными — школьники проходят эту тему в 8 классе.

Односоставное предложение — предложение, которое содержит только один главный член. Всего бывает пять типов предложений, давайте рассмотрим их чуть подробней.

Виды односоставных предложений

Мы уже знаем, какие предложения называются односоставными. Сейчас рассмотрим типы односоставных предложений.

Предложения с одним главным членом можно разделить на две группы:

односоставные предложения со сказуемым;

односоставные предложения с подлежащим.

Односоставные предложения с главным членом — сказуемым неодинаковы по структуре сказуемого. Выделяют четыре вида односоставных предложений:

Односоставные предложения с подлежащим в роли единственного главного члена можно разделить на номинативные или назывные.

Определенно-личные предложения

Определенно-личные предложения — это такие односоставные предложения с главным членом сказуемым, которые обозначают действия или состояния участников речи — говорящего или собеседника

Сказуемое в таком предложении — главный член, который выражается формой 1 или 2 лица глаголов единственного или множественного числа. Категория лица есть в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении.

Сказуемое в определенно-личных предложениях можно выразить в таких формах:

расскажу, расскажешь, расскажем, расскажете, расскажи, расскажите, давай(те) расскажем;

иду, идёшь, идём, идёте, буду идти, будешь идти, будем идти, будете идти.

Такие предложения по своему значению близки к двусоставным. Почти всегда их можно переформулировать в двусоставное предложение, если подставить подлежащие: я, мы, ты или вы.

Неопределенно-личные предложения

Неопределенно-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которые передают действия неопределенного субъекта.

В неопределённо-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола.

В таких предложениях неизвестно или неважно, кто производит действие.

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которые передают действия обобщенного субъекта.

Главный член в обобщенно-личном предложении может имеет же способы выражения, что и в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях, но чаще всего выражен глаголом 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени или глаголом 3-го лица множественного числа.

Обобщенно-личные предложения часто встречаются в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах.

Еще к этому типу относят предложения, которые содержат в себе авторское обобщение. Говорящий для придания обобщенного смысла вместо глагола 1-го лица употребляет глагол 2-го лица.

Примеры обобщенно-личных предложений:

Выходишь иногда на улицу и диву даешься.

Что посеешь, то и пожнешь.

Безличные предложения

Безличные предложения — это особые односоставные предложения с главным членом сказуемым. Через них передают действия или состояния, которые возникают независимо от производителя действия.

В таких предложениях невозможно подставить подлежащее.

Если главный член сходен по структуре с простым глагольным сказуемым, он может быть выражен:

Безличным глаголом, единственная синтаксическая функция которого — быть главным членом безличных односоставных предложений.

Холодает / холодало / будет холодать.

Личным глаголом в безличной форме.

Глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях.

Ветра не было / нет.

Если главный член сходен по структуре с составным глагольным сказуемым, он может выражаться так:

Модальный или фазисный глагол в безличной форме + инфинитив.

За окном стало светлеть.

Глагол-связка быть в безличной форме (в настоящем времени в нулевой форме) + наречие + инфинитив.

Жаль / было жаль прощаться с ним.

Если главный член сходен по структуре с составным именным сказуемым, то он выражается:

Глагол-связка в безличной форме + наречие.

Глагол-связка в безличной форме + краткое страдательное причастие.

В комнате было неуютно.

Особая группа среди безличных предложений — инфинитивные.

Главный член односоставного предложения может быть выражен инфинитивом, который не зависит ни от какого члена предложения и обозначает действие возможное или невозможное, необходимое, неизбежное.

Пример инфинитивного предложения:

Ему завтра работать.

Модальные значения инфинитивного предложения: долженствования, необходимость, возможность или невозможность, неизбежность действия; а также побуждение к действию, повеление, приказание.

Два вида инфинитивных предложений:

условно-желательные (Почитать бы).

Назывные предложения

Назывные (номинативные) предложения — это односоставные предложения, которые показывают, что события, явления, предметы, которые названы главным членом, существуют.

Главный член в номинативном предложении — подлежащее, которое может быть существительным в именительном падеже или сочетанием числительного с существительным.

Примеры назывных предложений:

Ночь, улица, фонарь, аптека. Бессмысленный и тусклый свет. (Блок)

Три войны, три голодных поры, то, чем век наградил. (Солоухин)

В состав назывных предложений могут входить указательные частицы «вон», «вот», а для введения эмоциональной оценки — восклицательные частицы «ну и», «какой», «вот так»:

Какая погода! Ну и гроза! Вот так молния!

Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения:

Назывные (номинативные) предложения делят на подвиды:

Собственно-бытийные, которые выражают идею существования явления, предмета, времени.

Указательные, которые осложнены значением указания.

Оценочно-бытийные, в которых происходит доминирование оценки. И в качестве главного члена может выступать оценочное существительное.

Желательно-бытийные с частицами «лишь», «если только».

Побудительные и побудительно-повелительные.

Таблица с видами односоставных предложений

Мы узнали, какое предложение является односоставным, и разобрали разные виды таких предложений. Для удобства собрали в таблице все признаки и примеры односоставных предложений. Сохраняйте на смартфон или распечатайте и храните в учебнике, чтобы быстрее запомнить.

Тип предложения

Описание

Примеры

Главный член — подлежащее в виде существительного в именительном падеже.

Главный член — сказуемое.

Деятель не назван, но мыслится как определённое лицо.

Сказуемое — глагол 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа изъявительного и повелительного наклонения.

Желаю тебе здоровья!

Главный член — сказуемое.

Деятель не назван и мыслится как неопределенное лицо.

Сказуемое — глагол 3-го лица множественного числа настоящего, прошедшего или будущего времени.

Утром принесли посылку.

Завтра принесут письмо.

Главный член — сказуемое.

Деятель не назван и мыслится как обобщенный образ.

Сказуемое — глагол 2-го лица единственного и множественного числа настоящего или будущего времени или глагол повелительного наклонения.

С ним каши не сваришь.

Главный член — сказуемое.

Действие и состояние не создаются деятелем.

глагол 3-го лица единственного числа;

личный глагол в безличном значении;

неизменяемая глагольная форма частицы «нет»;

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: