Сензитивный период
возраст наибольшей чувствительности организма к влиянию окружающей среды.
Полезное
Смотреть что такое «Сензитивный период» в других словарях:
Сензитивный период — развития (встречается также сенситивный) период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения[1]. Сензитивный период период наивысших… … Википедия
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД — 1. См. критический период. 2. Свободно определяемый период времени, в течение которого организм чувствителен к определенным формам стимуляции, и физиологически и психологически готов к усвоению определенных реакций или определенного типа знания.… … Толковый словарь по психологии
Сензитивный период (сензитивность) — (отлат. sensus чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода… … Словарь-справочник по педагогической психологии
Сензитивный период (сензитивность) — (отлат. sensus чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода… … Словарь по педагогической психологии
сензитивный возраст — (от лат. sensibilitas чувствительный) этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких либо видов деятельности, формирования определенных психических функций. Понятие введено М. Монтессори для обозначения… … Дефектология. Словарь-справочник
Сензитивный (сенситивный) период — (лат. sensitivus – чувствительный) – 1. см. Критический период; 2. свободно определяемый период времени, в течение которого организм оказывается чувствительным к определённым формам стимуляции, и физиологически и психологически готов к усвоению… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Сензитивный возраст — (лат. – чувствительный) – это возрастной период, который создаются оптимальные психо физиологические и биологические возможности организма для развития каких либо новых сторон, качеств, состояний психической деятельности. Это наиболее… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД — Биологически определенный период времени, в течение которого организм оптимально готов к усвоению определенных реакций. Наиболее известный пример – критический период для импринтинга У определенных видов уток, который представляет собой несколько … Толковый словарь по психологии
Критический период — Термин этологии, обозначающий жестко определенный и решающий период на раннем этапе развития организма, когда он способен учиться конкретным вещам, необходимым для его выживания в будущем (например, держаться рядом с родитслями). Термин чаще… … Большая психологическая энциклопедия
ВОЗРАСТ — период развития человека, характеризуемый совокупностью специфич. закономерностей формирования организма и личности. В. представляет собой качественно особый этап, к рому свойствен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на… … Российская педагогическая энциклопедия
Консультация для родителей «Сензитивные периоды развития ребенка»
Сензитивные периоды развития ребёнка.
Вы наверняка не раз замечали: ребенку никак не удавалось овладеть каким-то уменьем, но вот, проходит месяц, другой, вы снова возвращаетесь к этой теме и вдруг обнаруживаете, что кроха схватывает все, буквально, на лету.
Оказывается, в разные периоды жизни ребенок бывает особенно восприимчив к определенным влияниям окружающего мира. Такие периоды называются «сензитивными»
Сензитивный период — это период в жизни ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий, делает все с удовольствием и интересом. Сензитивные периоды длятся определенное, довольно короткое, время и проходят безвозвратно
Мария Монтессори отмечала: «Если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сензитивного периода, то есть под принуждением» (например, учиться читать, писать, «то к результату они приходят позже или не приходят совсем».
Почти все сензитивные периоды протекают до 6 лет. Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов, но имеет, по крайней мере,следующие возможности:
— знать эти периоды, их особенности наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания определенного сенситивного периода, что необходимо для точной оценки уровня развития ребенка в настоящий момент;
— предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы у ребенка было то, в чем он особенно нуждается в данный момент
Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и тоже время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.
Ребенок от рождения до трех лет. (Мария Монтессори характеризовала его как «духовный эмбрион») представляет собой, образно говоря, сверхчувствительный резонатор эмоций родителей – в основном матери. Его «впитывающее сознание», как губка, вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, которые происходят в их мире.
В возрасте от трех до шести лет ребенок, согласно Марии Монтессори, является «строителем самого себя». Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сензитивных периодов в его развитии – речевого, сенсорного, социального, двигательного.
Основные сензитивные периоды:
• период развития речи (0-6 лет);
• период восприятия порядка (0-3);
• период сенсорного развития (0-5,5);
• период восприятия маленьких предметов (1,5-3,5);
• период развития движений и действий (0-4);
• период развития социальных навыков (2,5-6).
Сензитивный период развития речи.
Наиболее важные этапы внутри данного периодас указанием приблизительного возраста их наступления:
— В возрасте от 0 до 4.5 месяцев: ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное, поэтому дети способны поворачивать голову к источнику звучания речи;они учатся подражать звукам: ребенок делает первые попытки самостоятельно располагать произносимые звуки друг за другом, выстраивая их разнообразные последовательности, вслушиваясь в мелодию родного языка.
— В возрасте около 1 года: ребенок сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли, но одновременно ребенокпопадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может, однако, воспользоваться этим «знанием» из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может.
— В возрасте около 1.5 лет: ребенок начинает выражать свои чувства, желания, он в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение.
-В возрасте около 5 лет: ребенокбез принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития.
Сензитивный период восприятия порядка.
Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ Марии Монтессори.
Нужно иметь в виду, что для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Он не только обосновывает господство человека над вещами, но и способствует тому, что на его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом.
М. Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2 – 2,5 лет ребенок испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, громко выражая свое негодование в том случае, если он нарушается взрослыми. А поскольку это происходит почти постоянно, то и сложился у нас образ 2,5-летнего ребенка как капризного, непонятно чего требующего существа. А ему насущно необходим порядок,и особенно в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении, во времени и в поведении взрослых по отношению к нему.
Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку. Для ребенкатакого возраста наиболее важно прочувствовать порядок в следующих аспектах поведения взрослых по отношению к нему:
• Требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от сегодняшнего настроения. Желательно, что они были обоснованными хотя бы здравым смыслом (пониманием, что нельзя от ребенка требовать того, чего он по возрасту еще не в состоянии сделать). Требования к ребенку должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность; в идеале образовывать поведенческий алгоритм. В последнем случае после многократных повторений одной и той же последовательности действий (например,связанных с отходом ко сну: умыться, расстелить постель, раздеться, уложить аккуратно одежду и др.) этот алгоритм становится внутренней собственностью ребенка, и взрослому достаточно лишь дать общее название («Готовимся ко сну?») для того, чтобы ребенок без унизительного подстегивания словами (он сам знает, что делать дальше) мог действовать самостоятельно.
• Требования, которые предъявляются ребенку, должны соблюдаться самими взрослыми. Поскольку все равно ребенок научится тому, что видит, этот тезис можно оставить без каких-либо психологических комментариев.
Сложившийся у ребенка к 3 годам внутренний образ порядка и будет в дальнейшей его жизни образцом. Это же касается уровня «внутреннего порядка» (порядка в мыслях, поступках и т. п.).
Сензитивный период сенсорного развития.
Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет. Конечно, здоровый ребенок в принципе может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и проч. Но высокий уровень развития органов чувств и определенная степень их дифференцированности возможны лишь при специальной тренировке. Содержание этого длительного сензитивного периода составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов, хотя все это связано со зрением.
Сензитивный период интереса к мелким предметам.
Этот период трудно не заметить,и часто он доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т. п. с угрозой для собственного здоровья. Действительно, обычно взрослые не видят в этом интересе ничего полезного и не предоставляют ребенку возможность овладения адекватными способами реализации этой познавательной потребности.
Поэтому при игре с конструктором дети с большим удовольствием разрушают построенные родителями конструкции, и лишь спустя некоторое время, начинают строить сами. Второй важный аспект этого периода заключается в том, что этот интерес совпадает с потребностью ребенка совершенствовать свою речь. Сегодня уже практически всем родителям известно о связи речи с развитием мелкой моторики. Упражняясь с мелкими предметами, ребенок тренирует пальчики и, следовательно, речь.
Сензитивный период развития движений и действий.
Длится в среднем от 1 года до 4 лет и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все методы образования, которые ограничивают свободу движения ребенка в этом возрасте, являются препятствующими его естественному развитию. Отсюда и вывод о вреде для него и малоактивного образа жизни.
В течение этого периода имеются моменты, когда ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребенка интересуют именно движения, то впоследствии его интересуют все более сложные действия, требующие определенный уровень координации, свободы и выразительности движений.
Сензитивный период развития социальных навыков.
В возрасте 2,5-6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на домах и в подъездах и ребята, которые открыто курят на остановках. Ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.
Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам обращения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи, и т. д.
Анкета для родителей по изучению социальной ситуации развития ребенка в семье Анкета Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты с целью изучения социальной ситуации развития ребенка в семье. 1. Считаете.
Консультация «Чем полезны пазлы для развития ребенка» Практически все родители в поисках занятий для ребенка чаще всего отдают предпочтение развивающим играм. И не зря, ведь занятия в форме.
Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» «Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В. А. Сухомлинский.
Консультация для родителей «Дидактическая игра «Волшебные мешочки» для грамотного сенсомоторного развития ребенка» Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому.
Консультация для родителей «Периоды развития способностей детей» Часто родители задают нам, педагогам вопросы : «Когда нужно отдавать ребенка в музыкальную школу?», «Когда начинать изучать языки?», «Когда.
Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.
Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным.
Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.
Сензитивный период это в педагогике определение
«Это нужно срочно исправлять! Где же вы были раньше?! Ваш ребенок не соответствует возрастным особенностям.»
Такие фразы часто слышат родители на приемах у специалистов в области речи, раннего развития.
Что за нормы и на что опираются логопеды, когда говорят о том или ином отставании – расскажу в данной статье.
Детские логопеды, психологи, неврологи в своих работах опираются на каноны — возрастные нормы, которые были выявлены путём десятилетних исследований, наблюдений и рассмотрением ряда теорий в этой области. (Хотя и их в последнее время пытаются изменить без доказательной базы или каких-либо исследований).
«Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и её деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребёнка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период», — писал Л.С. Выготский
Интересный факт: зарубежные специалисты применяют возрастные нормы по отношению к детям, опираясь на труды наших советских учёных. Они приняты и утверждены во всём мире.
Главное, что стоит запомнить, что возрастные нормы были разработаны с учётом биологического и индивидуального развития детей. Поэтому ребёнок может чуть позже или чуть раньше научиться чему-либо, но такой разрыв не должен быть больше 2 месяцев (например, малыш в норме начинает сидеть от 6-8 месяцев, если этого не происходит, необходимо обратиться к неврологу).
ЧТО ТАКОЕ СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ?
«В этот период влияния оказывают воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут быть нейтральными или даже оказывать обратное действие на ход развития».
Существует ограниченная во времени повышенная активность, чувствительность нервной системы к разным стимулам внешней среды в процессе обучения, влияющего на развитие определённых навыков ребёнка. Учитывая в процессе обучения, воспитания сенситивные периоды развития, мы развиваем ребёнка гармонично, не нарушая его природную закономерность, не мучая его нервную систему. Свои сенситивные периоды развития характерны для всех живых организмов.
Например, бесполезно и даже вредно учить малыша ходить в 5 месяцев, это слишком рано для овладения этим навыком, т.к. еще не готов его мышечный аппарат и т.д.
Парадоксально, но в современном обществе стало появляться всё больше подобных случаев; и происходит это не в далеких джунглях, а обычных квартирах, где неговорящие дети по разным причинам предоставлены сами себе.
ВАЖНОСТЬ сенситивных периодов
Это нужно помнить!
— сенситивные периоды развития проходят все дети дошкольного возраста;
— на развитие ребёнка влияет взрослый. Это происходит через обучение новым навыкам, создание благоприятных условий;
— дошкольный возраст – это САМЫЙ главный период для обучения и развития;
— периоды не идут друг за другом и не имеют четких сроков. Бывают, что несколько периодов идут параллельно в течение длительного времени.
ПОЧЕМУ ВАЖНО УЧИТЫВАТЬ ВЛИЯНИЕ СЕНСИТИВНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ НА ЖИЗНЬ РЕБЁНКА?
Сенситивные периоды в дошкольном возрасте для ребёнка не просто актуальны и значимы, они будут ВЛИЯТЬ, на всю его дальнейшую взрослую жизнь. Часто родители интуитивно чувствуют, когда и чему ребёнка нужно учить, что ему можно предложить, чем он интересуется. Они шаг за шагом продвигаются с ним в развитии. Также интуитивно могут почувствовать, что есть какая-то проблема, что нужно обращаться за помощью.
Выделим пять сенситивных периодов развития речи, предложенных Л.С. Выготским:
Понятие сенситивных периодов было также изучено и разработано итальянским педагогом Марией Монтессори, она предлагает следующую периодизацию:
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ: ОТ 0 ДО 6 ЛЕТ
Сравнив периодизации Л.С. Выготского и М. Монтессори, мы увидим в них совпадение и наложение друг на друга.
В настоящее время, сенситивный период («чувствительный», активный, восприимчивый к обучению и развитию в данный момент) речи принято считать от 0-6 лет (утверждено во всём мире). Ребенок в 3 года должен проговаривать вслух мысли, а значит говорить предложениями, выражая то, что думает.
Подробно возрастные нормы речевого развития будут представлены ниже в виде таблицы.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА: ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ
Важно знать!
— Соблюдение режима дня, последовательность определённых действий синхронизирует процессы возбуждения и торможения, развивает умение вовремя начать и закончить деятельность. Это является базой для будущего планирования речевого высказывания.
— После 3-х лет будет поздно и очень трудно научить ребёнка последовательно выполнять сложные действия по алгоритму, последовательно выражать свои мысли.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ: ОТ 0 ДО 5,5 ЛЕТ
В этот период необходимо создавать условия, провоцировать ребёнка на познание мира через различный чувственный опыт. Позволять ребёнку двигаться, играть двумя руками, нюхать, пробовать еду, продукты на вкус во время совместного приготовления пищи, слушать, рассматривать и много играть с природными, бытовыми предметами, а не только с игрушками. Я бы сказала, нужно позволять познавать мир вокруг таким, какой он есть: топать по лужам, пускать кораблики по ручейкам, пачкаться в огороде, месить грязь руками на улице, лазать по деревьям, бегать под дождиком босиком и многое другое.
Важно знать!
— Такой естественный опыт получения различной информации от всех органов чувств, является базой для развития речи и мышления, служит базой для словарного запаса, математического восприятия и будущей письменной речи.
— Если есть ограничения, то связь между словом и предметом будет неточной и неполной, в дальнейшем могут быть трудности в развитии обобщения и мышления.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ: ОТ 1,5 ДО 5,5 ЛЕТ
В этот период ребёнок в восторге от мелких предметов, он в буквальном смысле заворожен крошками, пуговицами, горошинками и другими сыпучими веществами. Дети предпочитают нанизывать бусины, собирать лего, они становятся коллекционерами киндер-игрушек: расставляют их, перебирают, играют с ними. Очень полезно поддерживать и предоставлять возможность ребёнку в таких занятиях.
Важно знать!
— Развивая движения кистей рук, вы подготавливаете ребёнка к будущему письму, готовите руку к красивому почерку.
— Ошибочно считается, что, развивая мелкую моторику пальцев рук, вы развиваете речь ребёнка. Чтобы это работало, нужно параллельно подключать проговаривание потешек, стихов, пение песенок, тем самым происходит опосредованная стимуляция артикуляционной зоны в головном мозге.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ: ОТ 1 ДО 4 ЛЕТ
Движение – это жизнь! Именно движения передают всевозможные сигналы в головной мозг и влияют на создание и созревание нейронной сети. Создавайте условия для активных игр и движений ребёнка. Поддерживайте малыша и помогайте ему осваивать спортивное игровое пространство на уличных площадках, учите кататься на велосипеде, ходить по брускам, «ходить» на руках. Играйте в подвижные игры каждый день!
Важно знать!
— Ограничивая подвижность ребёнка, вы провоцируете его на неполноценное развитие в целом. Движения – это отправная точка развития не только физических способностей ребёнка, но умственных и речевых в том числе.
— Малоподвижные дети не смогут длительное время сидеть за партой в школе.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ: ОТ 0 ДО 5ЛЕТ
Ребёнок растёт и активно проявляет инициативу быть самостоятельным, делать самому, как папа, как мама. В 1 год ребёнок может сам пить и держать чашку без помощи взрослого, в 1,5-2 года может научиться есть без помощи, к трем годам самостоятельно одеваться. Родителям очень важно создавать условия и позволять ребёнку учиться это делать самому.
Важно знать!
— не уничтожайте инициативу к самостоятельности у ребёнка до 5 лет, иначе он не станет в будущем предприимчивым, самостоятельным, не сможет делать выбор и принимать нужных решений;
— когда вы кормите ребёнка до 5-6 лет с ложки, вы тормозите развитие зрительно-моторных функций, что приведёт к плохому почерку, к ошибкам и трудностям на письме, к трудностям во время чтения.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ: ОТ 2,5 ДО 6 ЛЕТ
Родители своим примером учат малыша благодарить, спрашивать, сотрудничать, приобщают к культуре, посещают с ним цирки, детские мероприятия, спектакли. Родители помогают усваивать ребёнку основные формы общения.
Важно знать!
— именно родители для ребёнка являются ярким примером социального поведения;
— посещение детских мероприятий, музеев, спектаклей, выставок расширяет не только кругозор ребёнка, но и оставляет эмоциональное впечатление, что провоцирует развитие мышления и речи.
— ограниченный социальный опыт будет отражаться у ребёнка в игре (не будет формироваться сюжетно-ролевая игра), следовательно не будет развиваться вербально-логическое мышление.
Сенситивный период развития речи заканчивается быстро, поэтому важно не терять время на уточнения диагноза. Чем раньше обнаружены нарушения в речевом развитии ребенка, тем эффективнее будет помощь. Все дети независимо от нарушения, должны пройти одни и те же этапы развития, которые создают фундамент для речи.
Используемая литература:
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ
Сенситивный период развития движений и действий по М.Монтессори от 1-до 4 лет
— подносит руки ко рту, осматривает их,
— хватает предмет, если почувствует его рукой.
— чётко фиксирует голову в вертикальном положении и лёжа на животе.
(необходима консультация невролога, диагностика)
— играет со своими руками, осматривает их.
— расширяется сфера охвата окружающего пространства.
— может извлекать из погремушки звуки, если она вложена ребёнку в руку.
— зарождаются зачатки к предметной деятельности.
— не извлекает звук, не реагирует на звук движениями глаз, поворотом головы – тревожный сигнал, м.б. снижение слуха (диагностика у лора)
— умеет трогать руками колени, лёжа на спине, перекатываться со спины на бок. Начинается освоение схемы тела.
— делает попытки взять увиденный предмет обеими руками, лёжа на спине, одной рукой проводит пальцем по поверхности игрушки.
— может сидеть с опорой (когда посадят) и поворачивать в стороны голову.
— кисти рук часто становятся у ребёнка раскрытыми.
— сидит некоторое время без поддержки, легко теряет равновесие.
— может перекладывать предмет из руки в руку.
— может вращать кистью, в которой находится игрушка
— совершенствуется моторика: ребёнок поднимает предмет двумя руками.
— укрепляется «вертикаль»: ребёнок, стоя на ножках, упирается на них и делает попытки пружинить.
— ребёнок переворачивается со спины на живот и наоборот, ползает на животе.
— появляются первые непредметные действия, хлопки в ладоши.
— встаёт на четвереньки, раскачивается вперёд и назад; сидит, затем сам встаёт на четвереньки.
— совершенствуется пальцевый праксис. Ребёнок берёт предмет двумя пальцами «пинцетный захват».
— совершенствуется пальцевой и кистевой праксис.
— ребёнок осваивает бросание.
— ребёнок бросает предметы в игре, радуясь вниманию взрослых, воспринимая их реакцию как игру, продолжает бросать, иногда хитро, посматривая на окружающих.
— может сделать несколько шагов, вытянув руки вперёд.
— самостоятельно встаёт с пола, самостоятельно ходит, ручки у ребёнка свободны и расслаблены.
— формируется образ предмета, появляются попытки рисовать, водя карандашом «как попало» (каракули).
— становится доступной элементарная конструктивная деятельность: ребёнок ставит на кубик ещё 1-2 кубика.
— разворачивает завёрнутый предмет.
Большие успехи отмечаются в координации движений, а следовательно, в созревании подкорковых структур мозга, мозжечка
— при ощупывании Вы пальцами ощущаете, что у малыша жёсткие мышцы голени;
— ребенок не скоординирован; ребенок постоянно спотыкается;
— малыш демонстрирует признаки задержки развития моторных навыков;
— ребенок утратил моторные навыки, которые у него уже были.
(необходимо обратиться к неврологу)
— ребёнок может опускать предмет в маленькое отверстие.
Этот период характеризуется бурным развитием подкорковой (экстрапирамидной) и мозжечковой двигательных систем, действуя совместно с пирамидными и стволовыми, обеспечивают достаточно сложные двигательные координации. Можно сказать возраст «первых трюков»!
(диагностика мозга, консультация невролога)
— ходит задом наперёд, перешагивает через препятствия.
-сам спускается по лестнице приставным шагом.
— пытается поймать мяч, который катится к нему, строит башенку, переливает жидкость. Всё это требует сложных двигательных координаций.
— поднимается по лестнице сам приставным шагом.
— подталкивает ногой мяч по ходу.
— ударяет по мячу ногой с размаху.
— пытается подпрыгнуть, но не отрывает ноги от пола.
— крутит педали трёхколёсного велосипеда.
— раскатывает пластилин, делая неровную «колбаску».
— пытается резать бумагу ножницами.
— если старше 3 лет: не может кататься на велосипеде с дополнительными колёсами, не может бросать и ловить мяч – тревожный сигнал дисфункции мозжечка – в будущем проблемы с письмом, чтением
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ
Сенситивный период развития мышления от 0-3 лет
Речь и мышление – это дар человечеству от природы. Однако, их развитие, качество и скорость зависят от синхронной работы всего головного мозга, а не от какой-то части, как многие ошибочно думают. Мозг ребёнка развивается снизу – вверх, интенсивно и достаточно в короткие сроки при нормальном кровоснабжении, обмене веществ и достатке кислорода.
Развитие мышления, как и речь, имеет свои сроки и нормы.
— проявляются в изменении поведения, в активных, целенаправленных движениях;
— реакция на близких, желание обратить на себя внимание, кряхтит, реагирует улыбкой на внимание взрослого;
-желание изучать пространство вокруг (дотронуться, достать, рассмотреть).
— ребёнок чаще лежит на спине и мало проявляет двигательную активность;
— не улыбается, не всегда реагирует на ваше приближение, на вашу улыбку;
— не стремится заполучить предмет, не проявляет интереса к предметам.
Это тревожные сигналы будущих проблем в развитии интеллекта и речи.
Необходимо посетить невролога и сделать ряд диагностик, для выяснения причин.
-начинает понимать слова;
— запоминает предметы и события;
— требует не любую, а определённую игрушку;
— уже может играть в прятки с предметами (смеётся, когда взрослый в кулачках прячет предмет);
— ребёнок не находит взглядом, движением головы в доступе предметы, игрушки, которые вы называете и используете при нём ежедневно.
Это тревожный сигнал проблем созревания мозга, в будущем снижение интеллекта и речи.
Необходимо посетить не только невролога, но и ЛОР- врача.
— появляется потребность в целенаправленной деятельности: ребенок строит башенки из кубиков, воспроизводит бытовые предметные действия, начинает осваивать навык вложения предметов в нужное место, пытается есть ложкой;
— ребёнок начинает контролировать свои действия, пытается исправить свои ошибки, комбинирует предметы, их части друг с другом, регулирует свои действия;
-появляется реакция на шутки;
— использует некоторые предметы по их функциональному назначению, например, ложку, телефон, пульт от телевизора.
— ребёнок не собирает башенку, не нанизывает колечки на пирамидку, не катает машинки, а только всё кидает по сторонам.
Это тревожный сигнал проблем созревания мозга, в будущем снижение интеллекта и речи. Последствия м. б. не обратимыми, вплоть до умственной отсталости, если продолжать ждать.
Необходимо посетить не только невролога, но и ЛОР-врача.
— находит 2-3 картинки, относящиеся к названным группам, например цветы, звери и пр.;
-узнаёт и классифицирует по цвету предметы;
— складывает знакомую картинку, разрезанную на шесть, семь частей;
— задаёт знаменитый вопрос, почему?
— начинает осознавать себя;
— появляется понимание, что такое еда, животные, люди;
— ребёнку нравится собирать кубики, лего, мозаику;
-появляется осмысленная речь.
Вас должно насторожить, если ребёнок в 3 года:
— не может разложить игрушки, предметы по коробочкам те, что едят, и те, что едут;
— не находит игрушки: «Покажи все цветы, покажи всех птиц»;
— не говорит или говорит мало и не предложениями;
— не задаёт вопрос: «Почему?»
— не может собрать разрезные картинки.
Это тревожный сигнал снижения интеллекта.
— консультацию дефектолога, психолога
— начать заниматься с логопедом, дефектологом
-ребёнок овладевает значительным числом образов, в том числе и сложных, понятий, способностью делать умозаключения;
— формируется фантазия, воображение в 5 лет.
— активно развивается игра
Стоит поддерживать ребёнка в играх, помогать развивать сюжет в игре, посещать различные мероприятия, для опыта, который ребёнок обязательно перенесёт в игру, читать ребёнку книги.
В будущем, без умения фантазировать, мышление будет ограниченным и не гибким.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ
Сенситивный период развития речи от 0 до 6 лет.
Слуховое сосредоточение на звук, как бы «замирает», когда слышит голос.
Слушает речь взрослого (развивается слуховое сосредоточение)
Развитие слуховой и зрительной системы
Если лепет однообразный, тихий, не выразительный это тревожный сигнал медленного созревания артикуляционной и вокализационной систем. В будущем нарушение речи.
— если задержка в появлении лепета – это признак дисфункций ствола мозга и червя мозжечка, что приведёт к нарушению раннего развития артикуляции – в будущем риск дизартрии.
Недостаток впечатлений от общения и восприятия предметов, может навсегда сформировать слабый «фундамент» для речи.
— в первых сознательных словах звуки речи произносятся неточно, одни заменяются другими.
— Детям важнее сказать слова, причём самые нужные! Одновременно эти слова и самые простые по артикуляции: мама, папа, баба, дай, на, тут, дём (идём).
— доступно произношение таких звуков речи как: а,о,у,и,м,б,к,г,ть,дь,нь,сь,ль… Среди этих звуков нет сложных: шипящих, р и др.
— ребёнок полностью овладевает доречевыми языковыми навыками
Именно эмоции взрослых в этом возрасте стимулируют речь ребёнка. Если у мамы депрессия, речь их детей будетразвиваться позже и хуже.
(консультация у психолога).
— Взрослый продолжает подстраиваться под речевые возможности ребёнка. Нужно упрощать свою речь, чтобы ребёнок понял высказывание.
(проверить на наличие аденоидов), учить жевать твёрдую пищу, учить полоскать горло, пить из трубочки густую жидкость.
— Если чаще молчит, не проявляет инициативы, не обращается к вам, не реагирует на вас – в будущем проблема усвоения языка, задержка мышления, проблемы в обучении. (диагностика у невролога, поиск логопеда, работающего с детьми раннего возраста)
— в этот период у детей встречается эхолалическая имитация речи, когда ребёнок охотно всё повторяет, не понимая, воспроизводит как эхо. Позднее ребёнок уже так не сумеет!
— в этот период важны реальные предметы и картинки, а не стилизованные под мультяшек.
— Слова перестают быть узкими по значению. Их значения распространяются на слишком большую группу слов. Так киской может быть и сама киса, и мамин воротник, и пушистая подушка, и пуховые варежки и т.д.
— Возраст 2 года знаменуется первыми попытками соединить 2 слова: «Мама кися», одновременно сам строит первые предложения: «Баба дай!», «Кися, ди! (Киса иди)».
— В это время появляются и трёхсложные слова. Появляется способность строить по моделям речи взрослых простые предложения: «Мой кука паль» (моя кукла упала).
— не рассматривает картинки;
— не проявляет интереса к общению
— не всегда реагирует на различные шумы, звуки – риск тяжёлого нарушения речи (занятия с логопедом, диагностика у невролога, выполнение рекомендаций специалистов). В будущем трудности в усвоении родного языка, проблемы в обучении.
— Ребёнок сам строит собственные предложения. За каждым из этих актов составления стоит сложная работа мысли.
— словарь к 3 годам становится объёмным, некоторые дети способны конструировать даже сложные предложения, включающие придаточные, запоминают большое число стихов.
— отмечаются продвижения в звукопроизношении: добавляются некоторые шипящие звуки, з, ы, в, твёрдое л, у некоторых детей может появиться р, а у кого-то Р появляется позже к 3,5-4г.
— в этом возрасте продолжается овладение детьми не только словами, состоящими из одного корня, но и усвоение слов с суффиксами, приставками и окончаниями. Для усвоения подобных слов нужно, чтобы у ребёнка были элементарные представления о количестве, пространстве, времени.
— говорит непонятно, не правильно согласуя слова в предложениях,
— не выражает последовательно свою мысль, испытывает трудности в усвоении сложных слов, предлогов – в будущем трудности с письменной речью.
Без помощи – риск посещать специализированный класс или школу.
— речь должна стать развёрнутой, причём не только диалогической (ответы на вопросы), но и монологической.
— ребёнок использует предлоги, падежные окончания, времена глагола и пр.
— ребёнок учится определять, сколько звуков в слове, различать фонемы.
— активно интересуется буквами, желает учиться читать.