сентиментализм это в литературе определение 10 класс

Значение слова «сентиментализм»

android bar znachenije

1. Течение в литературе и искусстве второй половины 18 — начала 19 вв., характеризующееся особым вниманием к душевному миру человека, к природе и вместе с тем идеализацией действительности.

2. Устар. Сентиментальность. Иногда в рассказах о своей семейной жизни [Кречетов] разнеживался до сентиментализма. Панаев, Литературные воспоминания.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Наиболее выдающиеся представители сентиментализма — Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия).

СЕНТИМЕНТАЛИ’ЗМ [сэ], а, мн. нет, м. [фр. sentimentalisme]. 1. Литературное направление конца 18 и начала 19 века, пришедшее на смену классицизму и характерное особенным вниманием к индивидуальному душевному миру человека и стремлением к изображению переживаний героев в условиях обыденной, но идеализируемой жизни (лит.). 2. Сентиментальное отношение к окружающему (книжн.). Его речи проникнуты сентиментализмом.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

USSR botПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: насторожённость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Сентиментализм

sentimentalizm sentimentalizm

Всего получено оценок: 405.

Всего получено оценок: 405.

Сентиментализм – это литературное течение, в котором большое внимание уделялось чувствам и переживаниям человека. Так что же это за направление, и кто является его представителями?

История развития сентиментализма

С третьим этапом истории русской литературы 18 века связывают возникновение в 60-х годах нового направления – сентиментализма, которое постепенно начинает приходить на смену классицизму. К сентиментализму относятся А. Н. Радищев, П. Ю. Львов, Н. М. Карамзин, М. Н. Муравьев и др.

Сентиментализм (от английского sentimental – чувствительный) – в отличие от классицизма, главное внимание уделяет не идее, а человеку.

Человек, с его простым чувством, провозглашается высшей ценностью. Впервые в истории литературы писатели обращаются к жизни и чувствам частного человека. Разум и рационализм отступают на второй план. Оказывается, изображение жизни простого человека, простолюдина так же ценно, как изображение грандиозных исторических событий. Оказывается, – “и крестьянки любить умеют” – такой вывод делает Карамзин в повести “Бедная Лиза”, а ведь раньше писатели никогда не обращались к судьбе и чувствам простого человека.

Главное место в представлениях сентименталистов занимают чувства и чувствительность. Поэтому принцип чувствительности ложится в основу творческого метода писателей. Их интересуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. Герои сентиментализма четко делятся на отрицательных и положительных, причем именно с точки зрения их способности чувствовать. К первым, соответственно, относятся чувствительные, способные на истинное чувство, ко вторым – герои бесчувственные, либо не способные на истинное чувство, либо готовые в любой момент предать его.

Русский сентиментализм – это направление, которое завершает развитие литературы 18 века и подготавливает приход другой литературной эпохи, наступление “золотого века” в русской поэзии и прозе, приход Грибоедова и Пушкина, Лермонтова и Гоголя, а также многих других выдающихся деятелей эпохи начала 19 века.

Повесть “Бедная Лиза” Н. М. Карамзина, написанная в 1792 году, стала первой сентиментальной повестью в русской литературе.

lazyimg

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам изучить такое понятие как «сентиментализм». Здесь рассматриваются основные особенности сентиментализма, что это слово означает и каковы его характеристики.

Источник

Сентиментализм в литературе – это определенное литературное направление, основной чертой которого является акцент на чувстве, именно ему в сентиментальных произведениях уделяется основное внимание.

Само понятие сентиментализма значительно шире и охватывает не только литературу, но и всю культуру в целом, но наибольшее свое распространение это направление приобрело в литературе и живописи.

Основные литературные направления представлены в таблице:

0c585a9c24b946bd0b4c59702a66b31c

Зарождение сентиментализма

Сентиментализм как литературное направление зародилось на Западе, родиной его считается Англия. Именно в английской литературе уже в 10-20-х годах XVIII века возникает сентиментальная традиция.

968cdcbdccf27ab69071d4ea9cde9e71

Ее появление связано не с прозой, как произошло в нашей литературе, а с поэзией. В начале века английские поэты-сентименталисты уже сформировали свою школу, но в основном национальном литературном процессе не играли практически никакой роли.

Произошло это по той причине, что в первую половину XVIII века в Англии процветал просветительский роман и классическая поэзия. Эти процессы отодвинули триумф сентиментализма на более поздние годы.

На расцвет сентиментализма повлияли исторические процессы. В 1850-60-е годы происходит кризис английской просветительской идеологии, как следствие аграрно-промышленного переворота.

В этих условиях просветительская литература отходит на задний план, теряет своего читателя, в то время как сентиментализм выходит на ведущее место среди литературных направлений.

Черты сентиментализма

8963083779e596226b8f2919c4ecafd8

Первыми чертами сентиментализма, чуждыми предшествовавшему ему классицизму, становятся следующие особенности ранних сентиментальных текстов:

появление новой тематики: обращение к описанию природы родных мест, жизни низких социальных слоев;

негативная реакция на «правила» классической поэзии;

отбрасывание в сторону рассудительности, в замен этому обращение к «голосу сердца»;

изображение внутренней борьбы человеческих чувств;

правдивое повествование о жизни людей, соединенное с описанием природы;

исключение из лирики античных персонажей, богов и богинь, замена мифологии на христианскую религию;

допущение использования белого стиха (что было немыслимо в эпоху классицизма).

5a5582236e5f4ac119d940e9a122c9a9

Особой чертой сентиментализма является идеализация жизни бедняков, крестьян, земледельцев и других незнатных сословий. Эту черту использовали практически все сентименталисты без исключения: как в ранний период развития литературного направления, так и во все последующие годы его существования.

Отдельную черту имела английская сентиментальная традиция. К ней относится введение в текст большой доли религиозного христианского учения, на что повлияла идеалистическая философия Беркли. Эта черта стала характерной исключительно для Англии, не получив распространения ни во Франции, ни позже в России.

Первый и основной жанр английской сентиментальной поэзии – это элегия. Особенностью этого жанра является изображение чувств горя и радости, как уже пережитых когда-то давно, благодаря этому буйство страстей было чуждо сентиментальной поэзии.

Другие виды жанров сентиментализма: ода, баллады, послания, эпиграммы, сентиментальный рассказ, сентиментальная повесть и др.

Сентиментализм в Европе

Зародившийся и расцветший в Англии сентиментализм был принят и другими странами, в частности Францией, тогда как другие европейские государства с меньшей степенью восприняли это литературное направление.

90a1ac4bd3702a1bb4d4f2930333f9d8

43881c556900071551090ba88a2af9f6

В 80-х годах, когда сентиментализм процветает в Англии и во Франции, в Германии Шиллер пишет труд «О наивной и сентиментальной поэзии», в котором утверждает, что сентиментализм оторван от реального мира, а распространился он за счет разрыва между жизнью и идеалом.

В Англии же сентиментализм был во главе около полувека и дошел до наивысшей точки популярности в обществе. Одним из первых крупных английских сентименталистов был Джеймс Томсон, шотландец по национальности, которому способности к литературе и фантазиям помешали стать священником, зато сделали его известным поэтом.

828277a31360dd98d2ae2869d6b280b0

Он написал цикл поэм, которому дал общее название «Времена года». Другое его известное произведение это пьеса «Агамемнон», также он написал ряд других пьес, од и посланий.

Последователем Томсона является Эдуард Юнг. Нелегкая судьба драматурга, поэта и священника стала поводом к написанию его главного произведения «Жалобы, или Ночные думы о жизни, смерти и бессмертии».

Самым известным английским сентименталистом, безусловно, является Роберт Бернс. Если кратко описать его жизнь, следует сказать, что он был выходцем из шотландских крестьян и земледельцев, который приобрел неожиданную славу в Эдинбурге и Лондоне благодаря своему сборнику стихов «Стихотворения на шотландском диалекте».

162d69239e8a73fdae088d4d6bdc24c3

Но эта слава была кратковременной. После прогремевшей французской революции взаимоотношения между ним и высшим обществом испортились, в народном поэте стали видеть силу и опасность для государства, поэтому дальнейшая жизнь Бернса была очень сложной и непростой.

Его главные произведения: «Веселые нищие», «Две собаки», «Макферсон перед казнью», «Честная бедность» и др.

Известным французским сентименталистом, оказавшим особое влияние на наш отечественный сентиментализм, является Жан-Жак Руссо. Его творчество в целом и в особенности произведение «Юлия или Новая Элоиза» приобрели огромную популярность в России.

Сентиментализм в России

Основоположником русского сентиментализма, безусловно, является Николай Михайлович Карамзин.

9a4c45f413051029bde9ea611aa050dd

Русский сентиментализм как литературное направление сформировалось гораздо позже, чем это произошло в Англии или Франции. Изначально он существовал в качестве переводных книг. В России в 70-х годах любили читать Руссо, Ричардсона, Гёте. Определение русского сентиментализма возникло несколько позже, в 90-х годах.

Отличительные черты русского сентиментализма: сохранение культов природы и чувства, добавление культа нравственной чистоты, идеализация внутреннего мира людей, относящихся к низшим сословиям, внимание душевным переживаниям героев.

Первым отечественным сентиментальным произведением являются «Письма русского путешественника» Карамзина.

Помимо Карамзина у русского сентиментализма есть и другие представители, например, И.И. Дмитриев, А.Е. Измайлов, Г.П. Каменев, также сентиментальными являются и ранние произведения В.А. Жуковского, в частности, его элегии.

Тематика русских сентиментальных произведений осталась той же, как и за рубежом. Русские писатели также создавали тексты, где на первый план выходили чувства героев, они писали в основном про бедняков, крестьян и другие низшие слои населения.

Поэтому сравнения русского сентиментализма и западного важны в ключе преемственности нами литературной традиции европейских стран.

Источник

Сентиментализм в руской литературе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сентиментализм в русской литературе

Сентиментализм наиболее ярко из всех литературных направлений отражает в себе культ чувствительности. В сентиментальных произведениях на первое место ставятся чувства и переживания героев, а великие идеи или даже сюжет зачастую стоят на втором месте.

Сентиментализм как явление возник в двадцатых годах восемнадцатого века за рубежом. Наиболее известные и яркие представители зарубежного сентиментализма: С. Ричардсон, Л. Стерн, Ф. Шиллер, И. В. Гёте, Ж. Ж. Руссо. Зарубежный символизм имел схожие черты с русским символизмом – так как, и там, и там на первое место ставились чувства и переживания главных героев. Сентиментализм играет важную роль в мировой истории, культуре и в мировом искусстве. Долгое время сентиментализм оставался одним из самых популярных направлений, поскольку мог наиболее точно выразить и передать общую идею и картину произведения. Именно поэтому данное направление пользовалось популярностью у зарубежных писателей восемнадцатого века.

Сентиментализм в русской литературе имеет следующие характерные особенности:

Готовые работы на аналогичную тему

Представителями сентиментализма в России являлись: М.Н. Карамзин, М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский, А. Радищев. Именно они стали основоположниками этого направления в России. В России существовало два направления сентиментализма:

Значение сентиментализма в русской литературе

В русской литературе сентиментализм получил широкое распространение, а также оказал значительное влияние на нее. Он сыграл важную роль своим обращением во внутренний мир человека. Также произошло благодаря сентиментализму:

Таким образом, из всего этого можно сделать вывод о значении сентиментализма в русской литературе. Во-первых, сентиментализм помог определить культ чувства, вывести переживания героев на первый план и показать всю их важность. Во-вторых, сентиментализм помог четче и лучше понять то, что на тот период являлось основным народным течением. Ведь от чувств людей напрямую зависят их поступки. В-третьих, сентиментализм помог сформировать взгляд на быт и традиции России, определил консерватизм и стабильность бытового обихода персонажей. В-четвертых, сентиментализм способствовал подъему нравственных качеств человека, морали, честности, верности.

Источник

Лекция на тему: «Сентиментализм как литературное направление» (9, 10 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Возник в Англии в сер. XVIII в.

К этому времени происходит переориентация сознания в системе жизненных ценностей. Сказалась своего рода душевная усталость, желание обратиться от сковывающих государственных догм и проблем к простым человеческим понятиям, к радостям частной жизни, к общению с природой. Человек конца 18в. предпочёл частную жизнь.

Отсюда иное понимание счастья (чем в классицизме), которое теперь связывается со стремлением к сельской идиллии.

В России этому способствует «Указ о вольности дворянства» 1785 г. – жалованная грамота дворянству. Прежде дворянин был чем-то вроде государева крепостного, теперь же он получает возможность выбора (устремляется в свою деревню устраивать свою частную жизнь).

Расцветает садово-парковая усадебная культура. Названия усадеб очень красноречивы: Отрада, Рай, Раёк, Нерасстанное, Благодатное, Монрепо (Отдохновение), Нескучное. Понятие английского нерегулярного парка.

Название возникло от названия романа английского писателя Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие» (1768г.). Гёте говорил, что Стерн «открыл в человеке человеческое». Представители: Ричардсон, Руссо.

Представители русского сентиментализма: И.И.Дмитриев, Н.М.Карамзин, Ал-др Ник.Радищев – «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790г.).

Излюбленные жанры: послания, «путешествия».

Основные черты сентиментализма как творческого метода:

С. обращается к чувству, к внутреннему, эмоциональному миру человека. С.сосредоточивает внимание на человеке частном→многие открытия. Например, Карамзин обнаружил, что «и крестьянки любить умеют».

Чувство становится своего рода целью бытия. Весь мир рассматривается как средство для возбуждения тех или иных эмоциональных состояний. При этом ценится не всякое чувство, а только нежные, лёгкие, приятные. Вершинное эмоциональное состояние – меланхолия: зыбкое трепетание души на переходе от одного чувства к другому, некая неопределённость, привлекательная именно таящимися в ней возможностями испытать неведомое новое, особо сладостное переживание. Всё это полнее и острее переживается наедине с естественной природой.

Близость естественной природе возводится в культ, ведь именно природа более всего способствует естественному чувству, возбуждает его, поддерживает и направляет.

Более всего воздействовал на умы того времени Руссо. Руссо исповедовал природную неиспорченность натуры человека, искалеченную лишь внешними искусственными влияниями. Он утверждал необходимость изменения внешних условий существования, которые всё и портят.

Преклонение перед «естественными» законами природы. В том числе и в человеке. Закономерным продолжением этих идей стали взгляды маркиза де Сада, который утверждал, что абсолютно все наклонности (даже порочные) в человеке естественны и, следовательно, их не следует скрывать или искоренять.

В религии, в культуре, в жизни явственно обнаруживает себя игровое начало (масонство, декабристы). Многие активно строили свою жизнь по заимствованным в искусстве образцам.

«Очерки жизни и быта нижегородцев XVII XVIII веков» Д.Н.Смирнов Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1978. С.261-264.

Владимир Орлов в двадцатилетнем возрасте получил титул графа и был назначен президентом Российской Академии наук. Высочайшая прихоть, по недостатку у Орлова научной эрудиции, при полном отсутствии административных способностей, скоро привела к застою академической деятельности.

Потерпев неудачу в научной сфере, Орлов посвятил себя земельно-хозяйственным заботам. На этом поприще он добился несравненно большего успеха. В 90-х гг. XVIII в. сильно разросшиеся нижегородские владения графа заключали в себе 41 деревню с 1472 крестьянскими дворами и 8762 крепостными душами. Находясь в полуопале, бывший царедворец Орлов постоянно проживал в своём подмосковном имении Отрада, но часто и подолгу гостил в Симбилеях – крупнейшем селении нижегородской вотчины.

Барский дом в Симбилеях являлся типичным образцом дворянско-помещичьей архитектуры той эпохи. Большое каменное двухэтажное здание имело 9 окон по главному фасаду. Бельведер в центре и боковые мезонины украшали его наружный вид. Со стороны двора виднелись под крышей антресоли. Анфилада комнат, натёртый до блеска паркет и обитые полосатым штофом стены отличали покои нижнего этажа. Комнаты бельэтажа и мезонинов вместо обоев украшались живописью, рисованной по штукатурке. Античные амуры, хлои и дафны чередовались с позднейшими «невинными» пастушками и пастушками. Полы второго этажа обтягивались кошмой, а поверх неё холстом, выкрашенным коричневой масляной краской, с разделкой на квадраты или параллелограммы (подобие современного линолеума).

Мебель тонкой работы крепостных искусников-столяров имела в каждой комнате свой стиль и цвет. Для кабинетов полагалась мебель красного дерева, для столовой – дубовая, для спален – карельской берёзы.

В ту эпоху увлечения русской знати европейской роскошью и порядками помещичий обиход в некоторых особо богатых аристократических усадьбах напоминал жизнь мелких монархов и курфюрстов Германии.

Не желая лишаться во время поездок в свои провинциальные имения привычных бытовых условий, граф возил с собою всюду семью и весь «двор». Полтора-два месяца в году 36 комнат симбилеевского дома, флигеля, службы и добрая треть крестьянских домов едва вмещали прибывших пятью обозами хозяев и слуг. Свыше 350 человек составляли «двор» графа Орлова. Среди высших придворных должностей в Симбилеях числились: министр (бывший до того управитель имения), вице-министры (старшие приказчики), герольдмейстеры, церемониймейстеры (придворная свита графа), мундшенки, обершенки, кофишенки (переименованные из старост, сотских и десятских).

При выездах графа сопровождали гусары, гайдуки, казачкИ, арапы, карлики и скороходы. Последние, по-другому бегуны или скоробежки, были одеты в лёгкие куртки с цветными лентами-наколками на локтях и коленках, на головах у них красовались бархатные шапочки с перьями. Скороходов кормили легко, вернее держали впроголодь, «чтобы прытче бегали». Господа употребляли их вместо почтальонов, отправляя с разными поручениями в соседние усадьбы.

В графской кухне действовали перенесённые на русскую почву келлермейстер (начальник винного погреба), мундкох (начальник плиты), братмейстер (заведовал жарением мяса), шлахтер (варил супы) и кухеншрейберы (второстепенные поварские должности).

При личной особе графа состояли дворецкий, камердинер, чтец (граф был слаб глазами), стряпчий (дока для сношений с казёнными местами), врач, брадобрей, парикмахер, гардеробщик, массажист, мозольный оператор.

Особое место при графском «дворе» занимали должности, требовавшие специальных знаний и одарённости. Одни из таких должностей были целиком заимствованы В.Г.Орловым из придворного обихода немецкого герцога: «астроном», «поэт», «богослов». Другие являлись обычной принадлежностью богатых русских помещиков: живописец, архитектор, дирижёр домашнего оркестра, музыканты, певцы. Граф отбирал на эти должности талантливых самородков из своих крепостных людей.

Крепостной капельмейстер управлял очень большим для провинции струнным оркестром. Прекрасно владея игрой на многих инструментах, подготовил значительное число оркестрантов из симбилеевской молодёжи. Таким разносторонним музыкантом в вотчине Орлова был крестьянин Лев Гурилёв, отец известного русского композитора Александра Гурилёва (1803-1858).

Много и других талантливых русских людей, проявлявших выдающийся ум или способности, всю жизнь оставались в Симбилеях рабами помещика, который в любую минуту мог их оскорбить, ударить, подарить, продать, заложить, проиграть…

Три крепостных учителя преподавали графским дочкам рисование, гитарную и клавикордную игру.

В непрерывных празднествах и удовольствиях проходило пребывание московского вельможи в «провинции». Крез-аристократ считал прямой обязанностью принять, угостить и обласкать свою младшую братию – провинциальных дворян. Ряд званых обедов следовал один за другим. «Обеды» сменялись «банкетами» и «трактованиями». Между этими тремя понятиями, по придворному этикету того времени, была немалая разница. На парадном обеде прислуге полагалось быть одетой в специальную униформу, стол украшался живыми цветами. Во время банкетов лакеи могли быть в партикулярной одежде, стол украшался не цветами, а разными фигурами и атрибутами.

За парадным обедом граф любил щегольнуть гастрономией. На жаркое гостям предлагались обычно индейки-гречанки (т.е. вскормленные грецкими орехами). В январе у графа подавалась свежая земляника, в феврале – молодые огурцы, в марте – спаржа и артишоки. В качестве десерта фигурировала последняя московская новинка – «шалейное» блюдо (желе).

После обеда граф водил гостей в парк, где среди густых липовых и берёзовых аллей устроены были сюрпризные беседки и гроты. В глубине замаскированных зеленью уголков таились логовища прирученных животных (ланей, серн, газелей) или зверьков (енотов, барсуков).

Окраину парка занимал сооружённый крепостными художниками и архитектором «некрополь» (повторение такого же, какой существовал в Отраде). Вдоль дорожек возвышались символические изваяния и статуи в честь умерших родных и друзей графа. Затейливо-печальные надписи имели целью возбудить в зрителях мысли о бренности земного сущестовования.

Наскучив обедами и банкетами, произведя ревизию финансовых дел симбилейских вотчинных управителей, граф со своим «двором» отбывал в подмосковную резиденцию.

После его отъезда население облегчённо вздыхало. Мундшенки и обершенки вновь обращались в старост и приказчиков…».

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: