семейно бытовые обряды это определение

Народные обряды, обычаи и традиции

Наши предки издавна уважали и чтили народные обряды и обычаи. Между прочим, многие из них превратились в современные традиции. Конечно, они претерпели некоторые изменения, но суть осталась та же. Историки накопали множество ярких примеров. Славяне видели сакральный смысл во многих календарных датах, событиях, природных явлениях.

Старинные ритуалы и в наши дни могут стать очень полезными и помочь справиться со многими проблемами. Не нужно забывать предания наших дедов и прадедов. Все, что они оставили после себя – это ценнейший дар для нас. Глупо не воспользоваться им. Сейчас выбор стоит за нами – следовать старинным обычаям или нет. Но факт остается фактом: история традиций нашего народа богата и уникальна.

ХОТИТЕ УЗНАТЬ, НЕТ ЛИ НА ВАС МАГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ?

Обряды народного календаря

В те далекие времена ни одна семья не могла выжить без земли и домашнего скота. Чтобы быть успешными в данных отраслях, славяне обращались к языческим божествам и просили о помощи.

obrjady narodnogo kalendarja

Кстати, практически все обряды и традиции связаны с язычеством.

Вот некоторые из наиболее известных славянских ритуалов:

Как известно из старинных сказаний, бог Велес заботился о фермерах и скотоводах. К нему возносили молитвы перед засевом полей и перед сбором урожая.

Ритуалы проводились обязательно в чистой одежде после купели. На головы надевали цветочные венки. А тот, кто был самым старым жителем поселения, брал горсть пшеницы и бросал ее в свежеобработанную землю. После этого в жертву приносили либо козу, либо овцу.

Вроде бы такое обыденное мероприятие, как сбор урожая, не имеет ничего магического. Но славяне так не считали. В каждой деревне, когда приходила пора собирать плоды своего труда, проводили особый ритуал.

Все мужчины вставали в один ряд и начинали вспахивать первую грядку. За ними шел ряд женщин, которые качественно собирали пшеницу и связывали ее стебли в снопы.

Первые снопы перевязывали не обычными нитками, а красивыми лентами. В конце трудового дня все село садилось за огромный стол, забитый богатыми яствами.

Народный обряд Масленица известен каждому. И в наши дни принято отмечать этот прекрасный праздник. Оказывается, у него очень богатая история. Первые упоминания уходят вглубь веков.

Славяне взывали к Ярилу – верховному богу Солнца – и просили о богатстве будущего урожая. Конечно же, в этот день пекли блины с разными начинками.

Все жители деревень гуляли, наряжались в народные костюмы, пели песни и танцевали. А к вечеру сжигали огромное чучело, олицетворяющее холодную зиму. Она отдавала свои права весне – свежей и нежной.

Это окончание Масленичной недели. В этот день нужно обязательно попросить прощения у родственников, близких и друзей. Все обиды прощаются и остаются в прошлом – начинается абсолютно новая жизнь. А за Прощеным Воскресеньем наступает Великий Пост.

Рекомендую:

Святочные обряды

Святочные народные традиции и обряды связаны с периодом с 7 по 19 января. Они актуальны и сейчас.

Вот примеры народных обрядов:

Дети, молодежь, да и многие взрослые ходили в Святой Вечер по домам, пели святочные песни, колядовали. А за это им давали мелкие деньги, конфеты, булки, пироги. В некоторых деревнях до сих пор детки колядуют.

Этим занимались девушки, желающие встретить свою вторую половинку. Они собирались в компании, чтобы было не страшно. Такие ритуалы помогают узнать, когда девушка выйдет замуж, сколько детей у нее родится в будущем, насколько счастлива будет ее семейная жизнь.

Накрывали в семьях большой богатый стол из 12 постных блюд. Все собирались вместе, обсуждали свои проблемы, делились радостями и планами. Чем богаче будет стол, тем лучше будет урожай в грядущем году.

Сейчас такие народные праздники и обряды несколько утратили свой сакральный смысл. Многие считают это не более чем развлечением. Но все же, некоторые девушки, к примеру, собираются группами и гадают в это святое время. Хотя бы ради интереса.

Русские семейные обряды

Семейные традиции имели для славян огромное значение. Для каждого важного события проводился свой ритуал.

russkie semejnye obrjady

Свадьбы планировались всегда на осень. Ведь именно в эту пору на столе всегда присутствовали овощи и фрукты. Народный свадебный обряд обычно состоял из нескольких этапов:

Жених вместе с родственниками и близкими друзьями приходил в гости к своей будущей жене. Обе стороны собирались за одним столом и говорили о том, чем будет жить семья молодоженов.

Сразу после сватовства и родительского благословения начинался этап подготовки к празднику. Каждый вечер девушка садилась за шитье и вышивала наряды, скатерти и другие предметы, необходимые в домашнем хозяйстве. Она приглашала подруг и пела с ними песни.

Считалось, что за неделю до свадьбы, невеста должна выплакать все слезы, чтобы счастливой войти в новую жизнь. В компании подруг она грустила, прощалась со свободной девичьей жизнью. В те времена не было разводов. И девушка не знала, каким будет ее супруг. Будет ли он для нее опорой или нет?

Теща приглашала своего зятя на блины. Вновь семьи собирались вместе и радовались за молодых, желая им много детишек.

В те времена Крещение проводили сразу после рождения малыша. Если сейчас родители могут решать самостоятельно – крестить ребенка или нет, то в старину такого выбора не было.

Языческие обряды

jazycheskie obrjady

А следующие народные обычаи не потеряли свою актуальность и в наши дни:

Правда ведь вы слышали об этом празднике? Это открытие купального периода. По легенде в ночь на Ивана Купала распускается цветок папоротника. Обычно это растение не цветет, но в магическую пору лепестки нежно распускаются и источают прекрасный аромат вокруг. Кто отыщет его, весь год будет счастлив и богат. Все тайны откроются перед ним.

Во время празднования народ перепрыгивал через костер, чтобы очиститься от грехов. Любящие друг друга пары прыгали вместе, крепко держась за руки.

789 oooo.plusАлена Головина — белая ведунья, магистр Космоэнергетики, автор сайта «МАГиЯ»

P.S. ХОТИТЕ УЗНАТЬ, В ПОРЯДКЕ ЛИ ВАШЕ БИОПОЛЕ?

Интересное по теме:

Понравилось то что прочитали? Поделитесь с друзьями!

Источник

Семейно-бытовая обрядовая поэзия

Особое внимание обрядов и обрядовой поэзии к семье объяс­няется тем, что она имела исключительно важное значение в жизни народа. Характерной особенностью патриархального уклада, когда семейно-бытовые обряды получили наибольшее развитие, является то, что в нем семья была основной производственно-экономической и духовной единицей.

Поэзия, связанная с рождением человека. Родильные обряды являются очень древними по своему происхождению. Назначение этих обрядов, по мнению их исполнителей, состоит в том, чтобы обеспечить безопасность новорожденному, положительно по­влиять на будущую судьбу человека, уберечь его от «порчи», «сглаза» и болезней, сделать его жизнь обеспеченной и счаст­ливой. Так, например, купая новорожденного в бане, бабка-повитуха заговаривала: «Ручки, растите, толстейте, ядренейте; ножки, ходите, свое тело носите; язык, говори, свою голову корми». Предполагалось, что этот заговор обеспечит хорошее здоровье и быстрый рост новорожденному. Новорожденному посвя­щались также специальные песни. Постепенно родильные обряды отмирают, забывается и сопро­вождающая их поэзия. Можно полагать, что их функции в какой-то мере стали выполнять различные колыбельные песни. Так, в одной из таких песен ребенку предсказывается богатая жизнь: «Будешь в золоте ходить, чисто серебро носить».

Свадебные обряды.Свадебные обряды — самые значительные во всей народной обрядности и по их разработанности, и по продолжительности: в северных районах стртан они занимали от двух до трех недель. В различных местностях свадебная обрядность отличалась частными деталями, но и в целом она имёла общий характер и неизменно-включала в себя такие основные этапы, как сватоватво, сговор- девищник, день свадьбы и послесвадебные обряды.

В свадебной обрядности яркое отражение получили особен­ности крестьянского мировосприятия. Крестьянин выбирал невесту здоррвую, умеющую хорошо работать, потому во время сватанья сваты могли попросить невесту попросить невесту, показать свое умение прясть, шить, вышивать и т.п. Наглядным доказательством жен­ского мастерства служили (полотенца, рубашки и т. д.), которыми_невеста обязана была одаривать жениха и его родных.

Некоторым действам свадебной обрядности, а также отдель­ным фольклорным произведениям, сопровождающим эту обряд­ность, придавалось магическое значение. Так, например, чтобы уберечь будущих супругов от «сглаза», «порчи» и всевозможных происков злых духов, исполнялись соответствующие заговоры, когда провожали жениха с поездом к невесте, при отъезде жениха и невесты к венцу и в другие моменты. Приехавших от венца жениха и невесту обязательно, обсыпали хмелем или зернами, чтобы они были богатыми. «На дружбу» их_угощали вином из. одной рюмки. Невесте сажали на колени крепыша-мальчика, чтобы она родила здоровьгх_детей и т.д.

Но свадьба — это не толькс факт этнографии, но и замечательное явление народной поэзии. Она была пронизана произведениями самых различных жанров фольклора. В нее входят присловия, пословицы, поговорки и загадки. Однако особенно полно в сва­дебных обрядах представлены причитания, песни и приговоры.

Причитания невесты.Причитания (причеть, плач, голоше­ние) — речитативно, с плачем исполняемые песенные импровизации. (Если невеста не умела причитать, то это делала специально приглашенная плакальщица.) Причитания. исполнялись на сговоре, на девишнике, при ритуальном посещении невестой бани, перед ее отъездом вместе с женихом к венцу. После венчания причитания не исполнялись. Главное содержание причитаний – тяжелые переживания, горестные размышления девушки в связи с предстоящим выходом замуж, прощанием с родной семьей, любимыми подругами, своим девичеством, молодостью. В основе причитаний лежит противо­поставление жизни девушки в «родной семье», на «родимой сто­ронке», предполагаемой жизни в «чужой семье», на «чужой сто­роне». Если в родной сторонке — «луга зеленые», «березы кудря­вые», «люди добрые», то в «чужой стороне» — «березы кужлявые», луга «кочковатые» и люди «лукавые». Если в родной семье к девушке относятся с любовью, ее ласково приглашают за столы «дубовые», скатерти «браные» и яства «сахарные», то в чужой семье ей предстояло встретиться с недоброжелательным отноше­нием свекра, свекрови, а часто и мужа.

Конечно, в изображении родной семьи мы встречаемся с не­сомненными чертами приукрашивания,- идеализации, но в целом свадебные причитания отличает ярко выраженная реалистическая направленность. В них правдиво рисуются переживания выходя­щей замуж девушки, на каждом шагу проступают черты кон­кретной бытовой обстановки, говорится об обычных повседневных занятиях в крестьянской семье.

ha

Причитания дают довольно полное представление о бытовой жизни крестьян. Однако главное их значение не в этом. Причитания — один из ярчайших жанров народной лирики. Их основной-смысл не в подробном описании тех или иных явлении и фактов жизни (в данном случае связанных. с темой замужества), а_в выра­жении к ним определенного эмоционального отношения; их главное предназначение в_том, чтобы выражать определенные чувства.

Этими жанровыми особенностями содержания причитаний обусловлена и специфика их художественнои формы (композиция и поэтяческий стияь): Причитания не имеют сюжета, повествовательност в них ослаблена до предела

Главная композиционная форма причитаний – монолог. Чаше всего такие монологи — плачи невесты начинаются с обращений к родителям, сестрам, братьям и подругам. Например: «Вы, родные мои родители!», Сестрица моя родная!», «Люба, милая подружечка!» и т. д.

В причитаниях широко используются синтаксические паоалели в изобилии включают в себя всевоз-
можные вопросы и. восклицания. Это усиливает их драматизм_и_
эмоциональную выразительность.

В причитаниях, как и во многих других жанрах фольклора, широко используются эпитеты. Однако лирическая природа при­читаний особенно ярко сказывается в том, что в них чаще всего употребляются эпитеты не изобразительные, а выразительные, например, такие, как «родная сторонка», «желанные родители», «милые подруги», «дорогие соседи», «чужая сторона», «чужой род-племя», «чужие отец-мать», «тоска великая», «горючие сле-

Отличительной чертой причитаний является необычайно широ­кое употребление в ниx слов с уменьшительными суффиксами. Особенно часто в них употребляются такие слова как «матушка», «батюшка», «братцы», «сестрицы,_подруженькй, «соседушки», «головуушка». «горющко»,. «кручинушка.». и др.

Нередко все отмеченные приемы и средства поэтического стиля (синтаксический параллелизм, слова с уменьшительными суффиксами, выразительные эпитеты, обращения и вопросы) в причитаниях применяются одновременно, и тогда достигается выразительность необычайной силы. Примером может служить причитание, в котором девушка-невеста обращается к «голубушке, тетушке» с такими словами:

Ты, голубушка, тетушка! Ты скажи-как, голубушка, Уж ты как расставалася С родимым-то батюшкой, С кормилицей матушкой, С соколом малым братом,

Со голубушкой милой сестрой,

Со тетушкам, со бабушкам,

Со подружкам голубушкам,

Со душам красным девушкам,

Со девьей-то красотой,

Со девичьим украшеньицем?

Свадебные песни.Песни, как и причитания, сопровождали свадебную обрядность. Однако причитания исполнялись только до венчания жениха и невесты, а песни пелись и после венчания. Особенно много песен исполнялось во время «красного стола» — свадебного пира. В отличие от причитаний, которые представляли собой песенную импровизацию и исполнялись в одиночку, сольно, свадебные песни имели относительно устойчивый текст и звучали лишь в хоровом исполнении. По своему эмоциональному содер­жанию свадебные песни значительно разнообразнее причитаний: в них мы находим и мотивы грусти, и мотивы веселья. Общий эмоциональный тон их более светлый, чем эмоциональный тон причитаний. Если в причитаниях передавались лишь мысли и чувства выходящей замуж девушки, то в большинстве песен выра­жалось отношение к этому факту общества, определенного круга людей: подруг девушки, врех, принимающих участие в свадьбе. Свадебные песни рассказывают о свадьбе, в том числе и о пере­живаниях невесты, как бы со стороны, поэтому они всегда в той 52 или иной мере сюжетны, включают в себя элементы повество­вательное™.

По своему конкретному содержанию, поэтике и назначению свадебные песни очень разнообразны. Но все их можно разде­лить на две группы. Первую группу составляют песни, самым тесным образом связанные со свадебной обрядностью, конкретным моментом в ее развитии. Каждая из этих песен по характеру образов замкнута тем эпизодом обряда, который она сопровождает, комментирует, дополняет, поэтически углубляет.

В свадебных песнях дается описание. обряда сговора; говорится о подарках невесты жениху и его родным, о девишнике; описывается обряд расплетания косы девушке; рисуется отъезд жениха к невесте со свадебным поездом; рассказывается о том, как жених и невеста уезжают к венцу. И приезжают от венца. В них сообщается о начале «красного стола» — свадебного пира; они, наконец, дают определенное представление об этнографически-поэтическом содержании свадеб­ного веселья.

Однако эти песни не только описывают обряд, но и дают яркую поэтическую характеристику его участников необычайно четко., выражая при этом определенное эмоциональное настрое­ние Ярким примером может служить получившая широчайшее распространение в народе песня «Не в трубушку трубили рано по заре», в которой рассказывается об обряде распле­тания косы девушке, что было знаком прощания ее с молодостью.

Эта песня очень печальна по содержанию. В ней не только рассказывается о горестных переживаниях девушки, но также создается идеальный, по народным представлениям, портрет невесты: она красива («румяна»), ее косы заплетены «шелко­выми плетушками», а «плетушки» унизаны «жемчужными камуш­ками».__

Необходимо подчеркнуть, (что мотивы идеализации пронизы­вают большинство свадебных песен о женихе и невесте, которые в них называются «князем» и «княгиней», рисуются людьми, роскошно наряженными, необычайно красивыми и т. д. В этом следует видеть определенное проявление магического назначения свадебных песен: желаемое в них рисуется как реально сущест­вующее.

Тенденция идеализации особенно ярко проявилась в такой жанровой разновидности свадебных песен, как величания. Величания — это, как правило, небольшие по размерам песни описа­тельного характера, в которых в идеализированном плане рисуется портрет величаемого, говорится о его красоте, уме или богатстве.Свадебные величания исполнялись главным образом во время свадебног пира. В первую очередь величальные песни пелись в честь жениха и невесты. Так, в одной из них рисуется идеальный портрет невесты —сельской красавицы:

Без белилецек бела, Без мазилец румяна.

Без подставы высока,

Без подвивочки толста,

По своей красоте невесте не уступал и жених. Величания пелись также дружке, свату, свахе и другим гостям. Величаемые должны были одаривать певиц небольшими подар­ками, чаще всего мелкой разменной монетой. Если же певиц не одаривали, то они в адрес «провинившихся» пели уже не вели­чальные, а «корильные песни».

Корильные песни — это своеобразные пародии на величания, ими смешили и веселили гостей. Корильные песни нередко имели плясовой ритм, рифму. Одну такую корильную песню о свате записал А. С. Пушкин:

От красных девок, От белых лебедок. Дари, дари девок!, Дари лебедок! Не станешь дарити- Мы пуще корити!

Все песни перепели,

За машёночку принимайся!

В мошне денежка шевелится,

К красным девушкам норовится.

Рассмотренные свадебные песни были тесно связаны с кон­кретными моментами обряда, имели определенный смысл только в обряде и, естественно, постепенно выходили из употребления в связи с разрушением, отмиранием самого обряда.

Однако наряду с этими песнями во время свадебного обряда исполнялись и песни другого типа. Они также разрабатывали свадебную тематику, их основными образами также были образы жениха и невесты. Но в отличие от песен первой группы они не были закреплены за каким-нибудь определенным эпизодом свадеб­ного обряда, а могли исполняться в любой момент свадьбы. В них свадьба рассматривалась как бы в целом, говорилось о бракосочетании вообще. Художественное время и пространство этих песен далеко выходили за рамки конкретно совершаемой обрядности.

Отличительной особенностью песен этой группы является широкое использование символики. Так, символом молодца, жениха в них чаще всего выступают голубь, сокол, орел, селезень и гусь; символом девушкилебедушка, утушка, голубушка, пава и ла­сточка.

В композиционном отношении эти песни часто строятся на принципе образного параллелизма. Это такое построение песни, когда в ее первой параллели дается картина природы, а во второй — картина человеческой жизни. Первая параллель имеет символиче­ское значение, она создает определенное эмоциональное на­строение, а вторая — конкретизирует первую, наполняет песню определенным жизненным содержанием.

Эти песни, отличаясь высокой поэтичностью, обладали большой силой обобщения, в прошлом исполнялись не только в свадебном обряде, но бытовали и вне его. Многие из них продолжают жить и в наши дни.

Приговоры дружек.Основу свадебной поэзии составляют песенные жанры — причитания и собственно песни. Но в нее входят и другие жанры фольклора, без учета которых не было бы полного представления о народной свадьбе. Особое место среди этих жанров занимают приговоры дружек.

Приговоры — это своеобразные прозаические импровизации, которые имеют определенную ритмическую организацию. Нередко приговоры имеют рифмы — и тогда перед нами типичный раешный стих:

Богатые люди пиво да вино пьют,

А меня, бедного, только по шее бьют:

— Полно тебе полорот,

Стоять у чужих ворот,

.Все свадебные обряды были тесно связаны, шли друг за другом в строго определенной последовательности, представляя собой как бы единую, растянувшуюся на несколько дней пьесу. Центральным актом этой пьесы был день свадьбы, а распорядителем этого дня и главным режиссером всего свадебного «представления» был дружка. Он просил благословения у родителей жениха и отправ­лялся со «свадебным поездом» в дом невесты. Просил благословения у родителей невесты и увозил жениха и невесту к венцу. После венца он привозил их в дом жениха, где начинался свадебный пир.

Во время пира дружка следил за соблюдением обрядности, руко­водил застольем, веселил гостей.(На другой день после свадьбы дружка будил молодых и нередко приглашал к себе в гости. Во все моменты свадебной обрядности дружка много шутил, стремился говорить складно, только приговорами.

От дружки во многом зависело, так сказать, «качество» всей свадьбы, поэтому в дружки выбирали человека уважаемого, хорошо знающего свадебную обрядность, тонко чувствующего специфику ее поэзии, сообра- зительдого, веселого и бойкого на язык».

Особенность приг6воров хорошего дружки состояла в том, что они были высокопоэтичнымй, по своему содержанию вполне отвечали тому или иному эпизоду в свадебной обрядности, а по
стилю и образности органически сливались с другими жанрами фольклора, исполняемыми в тот или иной момент обряда.

Так, учитывая специфику свадебных песен, дружка жениха и невесту называет только «князем» и «княгиней». Перед отъездом со свадебным поездом к невесте он говорит, что они поедут в «чистое поле», в том поле найдут «зеленый садик» и в этом садике постараются поймать «белую лебедушку» — «красную девушку», «новобрачную княгиню». Приехав к невесте, дружка сообщает, что у его жениха — «князя новобрачного» «тулупы лисьи», «воротники куничьи», «шапки собольи», «верха бархатны». Все это — типично свадебная идеализация.

Приговоры, как правило, пересыпаны шутками и прибаутками^ Так, например, на вопрос сватьи, как здоровье родителей жениха, дружка в своем приговоре отвечает: «У нашего свата все здоровы, быки и коровы, и телята гладки, привязаны хвостами за грядки, и овцы пестры, как быки толсты, два мерина стельны и бык дойный»

На протяжении всего свадебного обряда звучат песни, в которых сваха упрекается за то, что она обманула бедную девушку, лишила ее молодости и т. д. В духе «корильных» свадебных песен говорит о свахе и дружка. Так, в одном из приговоров он рассказывает о том, как ехали свадебным поездом к невесте, а валявшаяся под ракитовым кустом сваха вскочила и выхватила поедназначенные для невесты орехи. Пронизывая свадебный обряд, органически сливаясь с другими жанрами фольклора, приговоры дружек придавали всей свадебной поэзии художественную цельность, определенное эмоционально-стилистическое единство.

Однако наблюдения показывают, что талантливые, поэтически одаренные дружки в своих приговорах используют мотивы, образы и поэтику не только свадебной поэзии, но и других жанров фольклора. Так, в одном приговоре дружка в былинной манере просит разрешения у отца жениха «на широкий двор сойти», к своему «храброму коню» подойти, богатырски заседлать его, взять «во левую рученьку сафьяновые вожжи», «во правую рученьку шелковую плеть» и выехать со своей дружиной в «чистое поле».

В другом приговоре отчетливо ощущается сказочная образность. Дружка говорит: «Есть у нашей княгини молодой на море, на океане, на острове на Буяне двенадцать девиц, родных сестриц: все они набелены, намазаны и к дубу привязаны. ». Во время свадебного пира дружка величает жениха приговорами, составлен­ными в стиле колядок, желает ему всего наилучшего, большого богатства: «Дай тебе, господи, дваста бы конь, полтораста бы меринов, семьдесят барашков все скакунов, на поле прирост, на гумне примолот, на мельнице примол».Использованные в приговорах жанры несвадебного фольклора ‘^выполняют ту же роль, что и жанры свадебной поэзии. Они не только не ослабляют функционального значения собственно сва­дебной поэзии, но, наоборот, усиливают ее, помогают еще глубже выразить основные идеи, связанные с тем или иным обрядовым моментом, значительно повышают общее поэтическое звучание всего свадебного обряда.

Эстетическая ценность свадебного обряда. На основе всего сказанного можно сделать вывод, что вся свадебная поэзия, все входящие в нее фольклорные жанры тесно связаны между собой по образному содержанию и назначению. Отличаясь по своей поэтике, эти жанры вместе с тем имеют и объединяющие их черты, представляют собой, в известном смысле, единую худо­жественную систему.

Свадебная поэзия находилась в самой неразрывной связи с ее обрядностью, которая имела не только большое этнографическое, но и определенное эстетическое значение. (Несмотря на то что к самому факту бракосочетания в значительной степени подходили с практической стороны, думали прежде всего о том, чтобы в семью жениха вошла хорошая хозяйка, в целом свадьба воспринималась не как практическая сделка между родителями жениха и невесты, а как большой и яркий праздник. Тон праздничности проступал во всем. Все участвующие в свадебной обрядности выглядели под­черкнуто празднично, одевали на свадьбу’ свои лучшие наряды. Особенно нарядно одевались жених и невеста. Для свадебного поезда ‘выбирали самых хороших лошадей, в гривы им вплетали разноцветные ленты, впрягали их в лучшую упряжь; к дугам привязывали звонкие колокольчики. Грудь дружки была украшена расшитым полотенцем. На свадьбе много пели и плясали. Все это делалось с явным осознанием праздничности свадебного обряда, с определенной установкой на зрелищность: люди специально вы­ходили на улицу, чтобы полюбоваться свадебным поездом; многие приходили на свадьбу только для того, чтобы насладиться праздничным убранством и весельем.

Похоронные и рекрутские причитания. Прямой противополож­ностью свадебной обрядности и сопровождающей ее поэзии по своей эмоциональной тональности были похоронные и рекрутские обряды с единственным их поэтическим жанром — причитаниями. Похоронные и рекрутские.обряды, посвящённые самым горестным, трагическим событиям в жизни человека, от начала до конца были насыщены плачем, воплями и рыданиями. Похоронные обряды являются очень древними по своему происхождению. В них можно отметить черты анимистических представлений, что выразилось в культе почитания предков. Полагали, что души усопших не умирали, а перемещались в иной мир. Считалось, что умершие предки могли оказывать определен­ное влияние на судьбу живущих, поэтому их боялись, старались всячески задобрить. Это нашло отражение в похоронной обряд­ности. Гроб с телом покойного выносили очень осторожно, боясь коснуться им до косяка двери (магия касания), чтобы не оставить смерти дома. Во многих обрядах и обычаях нашло отражение почитание покойного. Во время поминок одно место оставляли не занятым, так как полагали, что на поминках присутствует душа покойного. И до сих пор прочно удерживается обычай не говорить о покойном ничего плохого.

Все это в какой-то мере отразилось и на похоронных причита­ниях. Каким бы ни был в жизни человек, его после смерти называли в причитаниях только ласковыми словами^ Так, например, вдова наделяла покойного мужа эпитетами «красное «солнышко», «люби­мая семеюшка», «кормилец-семеюшка», «законная сдержавушка» и т. д. Следы древнего анимистического мировоззрения в причи­таниях мы находим в их антропоморфических образах, приемах олицетворения. В них, например, можно встретить антропоморфи­ческие образы смерти, несчастной судьбы.

Связи похоронных причитаний с ранними формами мышления «несомненны. Однако следует признать, что главная ценность по­хоронных причитаний для нас не в этом. Похоронные причитания особенно ценны тем, что в них получили правдивое отражение жизнь и социально-бытовое мировоззрение русского крестьянства на протяжении XVIII—XIX вв., когда эти причитания широко бытовали и когда они в большом количестве были записаны.Выражение любви к умершему и страх перед грядущим обставляют основное содержание всех похоронных причитаний. В плачах с огромной поэтической силой рисуется трагиче­ское положение семьи, оставшейся без кормильца. Так, в одном из них бедная вдова говорит, что, с тех пор как умер отец семейства, все хозяйство пришло в полный упадок.

Для похоронных причитаний характерна подлинная реалистич­ность в описании суровых условий крестьянской жизни. В одном из таких причитаний о судьбе бедных сирот говорится:

Едят щеечки 2 охлебочки И кусочики объедочки.

Как сиротны малы детушки

Носят платьица обдержечки

И обуточку, — обтопочки’,

В центре внимания похоронных причитаний — крестьянская семья, ее бедственное положение после смерти кормильца. Однако со временем (особенно после «крестьянской реформы» 1861 года, в эпоху капитализма) в них все сильнее и сильнее проникают и различные социальные мотивы. Особенно показательным в этом отношении является «Плач о старосте» знаменитой заонежской вопленицы Ирины Андреевны Федосовой (1831—1899). Плач этот, как, впрочем, и все другие плачи, основан на совершенно достоверном факте.

В 1867 г. был объявленгдобавочный сбор к оброчной подати. В одну из северных деревень за этим сбором приезжает «мировой посредник». За крестьян заступился староста, кото­рого тут же арестовали, отвезли в город и некоторое время про­держали в тюрьме. Не выдержав незаслуженного оскорбления, староста умирает. Плач И. А. Федосовой о старосте — это плач о народном заступнике. В этом причитании в ярких сатирических красках рисуется портрет бездушного и жестокого царского чи-•новника — «мирового посредника». Заканчивается плач гневным проклятием «посредника» от имени всего народа:

«Да ты дай же боже господи,

Чтобы тлен пришел на цветно его платьице,

Как безумьице во буйну бы головушку!

Еще дай да боже господи

Ему в дом жену неумную,

Плодить детей неразумныих!

-Слыши, господи, молитвы мой грешные!

Прими, господи, ты слезы детей малыих!

Для поэтики похоронных плачей, как и доя поэтики рассмот­ренных ранее свадебных причитаний, показательно широкое упо­требление устойчивых выразительных эпитетов, слов с умень­шительными суффиксами, всевозможных повторов, синтаксиче­ского параллелизма, обращений, восклицаний и вопросов, что слу­жит средством усиления их эмоциональной выразительности и драматического напряжения.

Основной композиционной формой похоронных причитаний, ;как и плачей невесты, является форма лирического монологау» ^- Однако похоронные причитания, как правило, по своим размерам значительно больше свадебных причитаний. Многие из похорон­ных плачей, записанных на Севере, насчитывают более ста строк. В этих плачах под влиянием былинных традиций получает определенное развитие получает эпическое (повествовательное) начало. Особенно развитой повествовательностью отличаются плачи, в которых повествуется о людях, умерших трагически. Примерами служит насчитывающий 217 строк «Плач об убитом громом-молнией», содержащий более 180 строк, уже упоминаемый нами «Плач о старосте», огромный, в 430 строк, «Плач о потопших». Эти плачи являются типичными произведениями уже не лирического, а лиро-эпического характера.

В одном из плачей молодая крестьянка, проводив мужа в сол­даты, голосит:

«И я раздумалась бесчастным своим разумом:

И куды класть-девать сердечных своих детушек?

И во работнички ль отдать — дети малешеньки,

Приклоню лучше бесчастну буйну голову

И я по светушкам, по братцам богоданныим,

И покорю свое ретливое сердечушко.

И я ко милым ко ветляныим невестушкам,

Чтоб меня бедну горюшу не вспокинули,

И неспустили бы бесчестных моих детушек,

И до их по миру-то, бедыныих, шататися,

И по подоконью, победных, сталыпатася»

Раскрывая вторую тему, рекрутские причитания, наподобие солдатских песен, ярко рисуют картины тяжелой солдатской жизни, правдиво рассказывают о трудных солдатских походах, палочной дисциплине, ежедневной муштре. Особенно показательным в этом отношении является причитание, исполнявшееся при проводах солдата в армию после побывки дома. Прибывший на побывку солдат доверительно рассказывает своей матери про «безсчастну жизнь солдатскую»: суровой зимой солдатам не выдают «теплых шубенок», а морозят в холодных шинелях, питание солдатское очень плохое («уеденьице — мякинины нам сухарики, упоеньице — нам водушка со ржавушкой»), походы очень трудные, сражения — тяжелые, а «ученьице-то было —все мученьице». Описание побоев солдат —один из постоянных’ мотивов рекрутских причитаний. Так, в одном причитании, рассказывая об избиении солдат розгами, плакальщица-очевидица говорит:

И вам не сто дают ведь разом целу тысячу;

И тело с мясом у бесчастныих смешается,

И как из плеч да ручьем кровь-то разливается.

Ленин, позна­комившись с содержанием сборника Е. В. Барсова «Причитания Северного края», сказал: «Какой ценнейший материал, так отлично характеризующий аракчеевско-николаевские времена, эту проклятую старую военщину, муштру, уничтожавшую человека.

Дата добавления: 2015-07-26 ; просмотров: 114 ; Нарушение авторских прав

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: