семейная община это определение

Семейная община

Смотреть что такое «Семейная община» в других словарях:

СЕМЕЙНАЯ ОБЩИНА — СЕМЕЙНАЯ ОБЩИНА, см. Семья (см. СЕМЬЯ), Община (см. ОБЩИНА (форма социальной организации)) … Энциклопедический словарь

СЕМЕЙНАЯ ОБЩИНА — см. Семья, Община … Большой Энциклопедический словарь

ОБЩИНА — характерный для докапиталистич. общественно экономич. формаций естественно возникший социальный коллектив непосредственных с. х. производителей, в собственности или во владении к рого находятся средства производства (в более широком смысле назв.… … Советская историческая энциклопедия

община — I о/бщина = общи/на см. тж. общинный 1) В доклассовом (и пережиточно в классовом) обществе: форма объединения людей, характеризующаяся коллективной собственностью на средства производства, совместным ведением хозяйства, уравнительным… … Словарь многих выражений

Община крестьянская — соседский союз мелких произв., самоуправляющаяся хоз. ассоциация, обеспечивающая интересы крест. и отвечающая за выполнение тяглых, отчасти адм. гос. и частновладельческих повинностей дер. На У. О.К. генетически была связана с поморским типом… … Уральская историческая энциклопедия

община — ОБЩИНА, ОБЩИНА, ы; ж. 1. В доклассовом (и пережиточно в классовом) обществе: форма объединения людей, характеризующаяся коллективной собственностью на средства производства, совместным ведением хозяйства, уравнительным распределением, полным или… … Энциклопедический словарь

Община — (ОБЩИНА) в самом общем значении всякое объединение людей, связанных общими интересами (земляческое, этнич., конфессиональное и т. д.). В спец. историко этногр. значении самоуправляющийся производств. И соц. бытовой коллектив, характерный для… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Поземельная община — Содержание: I. П. община в Западной. Европе. II. П. община в Византии. III. П. община во внеевропейских странах. IV. П. община в Древней Руси и в Великороссии. V. П. община в Малороссии и в Литве. VI. П. община (современное положение; вопрос о П … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Поземельная община — Содержание: I. П. община в Западной. Европе. II. П. община в Византии. III. П. община во внеевропейских странах. IV. П. община в Древней Руси и в Великороссии. V. П. община в Малороссии и в Литве. VI. П. община (современное положение; вопрос о П … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Сельская поземельиая община у славян — (кроме русских; см. Поземельная община). Община у славян, несмотря на сходство с общеарийским родовым строем, является чисто народным институтом, корни которого уходят в глубокую древность. Название опhèна мы встречаем в сербских грамотах XII в.; … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

СЕМЕЙНАЯ ОБЩИНА

Смотреть что такое «СЕМЕЙНАЯ ОБЩИНА» в других словарях:

СЕМЕЙНАЯ ОБЩИНА — см. Семья, Община … Большой Энциклопедический словарь

Семейная община — домовая община, одна из основных хозяйственных и социальных ячеек эпохи разложения первобытнообщинного строя (См. Первобытнообщинный строй). Состояла из 3 5 или более поколений ближайших родственников. Они совместно владели землёй,… … Большая советская энциклопедия

ОБЩИНА — характерный для докапиталистич. общественно экономич. формаций естественно возникший социальный коллектив непосредственных с. х. производителей, в собственности или во владении к рого находятся средства производства (в более широком смысле назв.… … Советская историческая энциклопедия

община — I о/бщина = общи/на см. тж. общинный 1) В доклассовом (и пережиточно в классовом) обществе: форма объединения людей, характеризующаяся коллективной собственностью на средства производства, совместным ведением хозяйства, уравнительным… … Словарь многих выражений

Община крестьянская — соседский союз мелких произв., самоуправляющаяся хоз. ассоциация, обеспечивающая интересы крест. и отвечающая за выполнение тяглых, отчасти адм. гос. и частновладельческих повинностей дер. На У. О.К. генетически была связана с поморским типом… … Уральская историческая энциклопедия

община — ОБЩИНА, ОБЩИНА, ы; ж. 1. В доклассовом (и пережиточно в классовом) обществе: форма объединения людей, характеризующаяся коллективной собственностью на средства производства, совместным ведением хозяйства, уравнительным распределением, полным или… … Энциклопедический словарь

Община — (ОБЩИНА) в самом общем значении всякое объединение людей, связанных общими интересами (земляческое, этнич., конфессиональное и т. д.). В спец. историко этногр. значении самоуправляющийся производств. И соц. бытовой коллектив, характерный для… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Поземельная община — Содержание: I. П. община в Западной. Европе. II. П. община в Византии. III. П. община во внеевропейских странах. IV. П. община в Древней Руси и в Великороссии. V. П. община в Малороссии и в Литве. VI. П. община (современное положение; вопрос о П … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Поземельная община — Содержание: I. П. община в Западной. Европе. II. П. община в Византии. III. П. община во внеевропейских странах. IV. П. община в Древней Руси и в Великороссии. V. П. община в Малороссии и в Литве. VI. П. община (современное положение; вопрос о П … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Сельская поземельиая община у славян — (кроме русских; см. Поземельная община). Община у славян, несмотря на сходство с общеарийским родовым строем, является чисто народным институтом, корни которого уходят в глубокую древность. Название опhèна мы встречаем в сербских грамотах XII в.; … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

СЕМЕЙНАЯ ОБЩИНА

Смотреть что такое «СЕМЕЙНАЯ ОБЩИНА» в других словарях:

СЕМЕЙНАЯ ОБЩИНА — СЕМЕЙНАЯ ОБЩИНА, см. Семья (см. СЕМЬЯ), Община (см. ОБЩИНА (форма социальной организации)) … Энциклопедический словарь

Семейная община — домовая община, одна из основных хозяйственных и социальных ячеек эпохи разложения первобытнообщинного строя (См. Первобытнообщинный строй). Состояла из 3 5 или более поколений ближайших родственников. Они совместно владели землёй,… … Большая советская энциклопедия

ОБЩИНА — характерный для докапиталистич. общественно экономич. формаций естественно возникший социальный коллектив непосредственных с. х. производителей, в собственности или во владении к рого находятся средства производства (в более широком смысле назв.… … Советская историческая энциклопедия

община — I о/бщина = общи/на см. тж. общинный 1) В доклассовом (и пережиточно в классовом) обществе: форма объединения людей, характеризующаяся коллективной собственностью на средства производства, совместным ведением хозяйства, уравнительным… … Словарь многих выражений

Община крестьянская — соседский союз мелких произв., самоуправляющаяся хоз. ассоциация, обеспечивающая интересы крест. и отвечающая за выполнение тяглых, отчасти адм. гос. и частновладельческих повинностей дер. На У. О.К. генетически была связана с поморским типом… … Уральская историческая энциклопедия

община — ОБЩИНА, ОБЩИНА, ы; ж. 1. В доклассовом (и пережиточно в классовом) обществе: форма объединения людей, характеризующаяся коллективной собственностью на средства производства, совместным ведением хозяйства, уравнительным распределением, полным или… … Энциклопедический словарь

Община — (ОБЩИНА) в самом общем значении всякое объединение людей, связанных общими интересами (земляческое, этнич., конфессиональное и т. д.). В спец. историко этногр. значении самоуправляющийся производств. И соц. бытовой коллектив, характерный для… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Поземельная община — Содержание: I. П. община в Западной. Европе. II. П. община в Византии. III. П. община во внеевропейских странах. IV. П. община в Древней Руси и в Великороссии. V. П. община в Малороссии и в Литве. VI. П. община (современное положение; вопрос о П … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Поземельная община — Содержание: I. П. община в Западной. Европе. II. П. община в Византии. III. П. община во внеевропейских странах. IV. П. община в Древней Руси и в Великороссии. V. П. община в Малороссии и в Литве. VI. П. община (современное положение; вопрос о П … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Сельская поземельиая община у славян — (кроме русских; см. Поземельная община). Община у славян, несмотря на сходство с общеарийским родовым строем, является чисто народным институтом, корни которого уходят в глубокую древность. Название опhèна мы встречаем в сербских грамотах XII в.; … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Абзац

Новый эконом

Партнеры

yar3 185

yar4 185

1 white.ru

dusya185

basik185

kino2 185

istEko1 185

begun185

yar6 185

История экономики

knigaRP1

Община

Общиной называется первичное сообщество, объединение людей, имеющее какое-либо общее начало присущее первобытному периоду человечества, но и встречающееся в наше время.

Принято различать три типа общин: родовая община, семейная и соседская.

1.Родовая община сменяет первобытное стадо, и представляет собой хозяйственное и общественное объединение кровных родственников на ранней стадии первобытнообщинного периода – матриархата.

Совместная трудовая деятельность, общее жилище, общий огонь – все это объединяло, сплачивало людей.

Шло укрепление социальных связей, вызванных необходимостью совместной борьбы за свое существование. В отличие от животных человек уже заботился не только о самом себе и о своих собственных детях, но и о всей общине. Вместо того, чтобы съесть всю свою добычу на месте, охотники мустьерского периода несли ее в пещеру, где у пылающего костра оставались, занятые ведением родового хозяйства женщины, а также дети рода.

Благодаря охоте и относительной оседлости жилища стали служить уже не только защитой от неблагоприятных условий природы и крупных хищников, но и становились хозяйственными базами, местами хранения продуктов, и их приготовления, местом для изготовления орудий труда и обработкой шкур и т.д.

Так возникли первые древнейшие формы родового общества, материнской родовой общины, при которой все ее члены были связаны узами родства.

Вследствие существующих в то время форм брачных отношений хорошо известна была только мать ребенка, что вместе с активной ролью женщины в экономической жизни, как хранительницы очага определяло ее высокое общественное положение.

Дальнейшее развитие семьи пошло по линии сужения круга лиц, участвующих в брачном общении между поколениями родителей и детей, затем между единоутробными братьями и сестрами и т.д.

2. Семейная община (домовая, патриархальная семья) – следующая после родовой стадия общины, возникшая из родовой общины в период перерастания матриархата в патриархат. Это был переход от группового брака, основанного на материнском праве, сначала к большим патриархальным семьям, и в дальнейшем к современным семьям.

Возникновение семейной общины связано с развитием общественных отношений и орудий труда, усложнение технологий хозяйствования (переход к плужному земледелию, скотоводству и т.д.). Семейная община обычно включает в свой состав несколько поколений ближайших родственников – потомков одного отца с их женами и детьми, иногда с зятьями и прочими родными. Численность семейной общины могла достигать 100 и более человек.

В основе семейной общины лежит коллективная собственность на землю и орудия труда общего пользования, коллективный характер труда и практически уравнительное потребление продуктов.

На первых этапах развития семейной общины управление носило демократический характер, где главой семьи считался «старший» мужчина (не обязательно самый старый), нередко выборный (тот, кто больше других знал, умел, мог организовать других…). Власть «старшего» ограничивалась советом взрослых мужчин всей семейной общины.

ptiza500

Наряду с мужчиной, хозяйство возглавляла и «старшая» женщина, как правило, жена «старшего» мужчины

С развитием патриархальной семьи, глава семьи становился все более могущественным, выборность «старшего» исчезает, на смену ей приходит право наследования должности «старший». Общая собственность на землю и орудия труда семьи постепенно становится единой собственностью старшего, превращаясь в частную собственность. «Старший» приобретает полную власть над другими членами семьи. Впоследствии и имущество и появившиеся деньги, также становятся собственностью главы семейной общины. В недрах семьи появляется имущественное и правовое различие. Более близкие члены семьи главе общины (сыновья и дочери) становятся наследниками всего или части общей собственности. Начинается распад крупных общинных семей на все более мелкие со своей частью собственности. Это в конце концов приводит к распаду патриархальных семей.

В период патриархата семейная община входит в состав патриархального рода. Далее семейная община перерастает в общину соседскую.

3. Соседская (сельская, земельная) община – представляет собой историческую форму общественных отношений, возникшую в период распада родовых отношений. В основе соседской общины лежит семейная собственность на часть основных средств производства и семейный характер труда. Соседская община состоит из множества малых почти независимых семей современного типа (дуализм). В период существования соседской общины человечество стало имущественно разделяться в силу различия способностей, умений, предприимчивости, трудолюбия.

В тоже время уровень развития требовал еще необходимость поддержания единства соседской общины. На первом этапе соседской общины сохраняется единая собственность на пахотные земли, леса, пастбища и другие угодья. Но в частной собственности был уже дом, двор, скот и прочее. В дальнейшем в частную собственность перешли и пахотная земля и иные угодья.

При развитии соседской общины родственные связи теряют свое значение и силу, они сменяются соседскими и территориальными связями. Нарушается локализация родов и родственное единство поселений. Отдельные родовые группы и семьи отрываются от своего рода и переселяются на новые места или к другим родам. Возникает соседский тип поселений, который включает представителей различных родов. Первоначально соседские общины состояли из крупных семейных общин, но по мере своего развития становились все более мелкими, вплоть до современного вида.

В соседских общинах еще сохранялись близкие родственные отношения, в результате чего, многие родственные семейные общины или малые семьи в поселении располагались рядом, создавая так называемые родовые кварталы, владели смежными землями. Но с дальнейшим развитием и это родство постепенно все более утрачивает свое значение.

Соседские общины наиболее развиты были на территориях Древнего Востока, где просуществовали тысячелетия.

Источник

§ 5. Семейная община

Все в семье спят, а невестке молоть велят.

Традиционная семья – большой многопоколенный коллектив, сопоставимый по чис-

ленности с родовой общиной. Семейная община возникала вокруг матери или отца. Ее

структура и организация определялись потребностями жизнеобеспечения и самообороны.

Материнская семейная община – родственная группа, состоящая из 4–5 поколений

потомков одной женщины. Укрепление родьи вело, с одной стороны, к преодолению обо-

собленности между мужскими и женскими ее членами, с другой — к известному обособле-

нию членов разных родей друг от друга. Родовые мужские дома нередко сменяются родей-

ными, которые находятся в непосредственной близости к строению или группе строений, в

которых жили женщины данной родьи. Встречалось поселение всех членов родьи в одном

жилище, состоящем из мужской и женской частей.

Большая материнская семья – женско-детская группа родьи вместе с мужьями жен-

щин. Пришедший извне мужчина был непосредственно связан лишь с женой и только через

нее с другими членами этой группы. Если в родье не только женщины, но и мужчины пред-

ставляли собой единую группу, то в большой материнской семье такую группу образовыва-

ли лишь женщины. Все они были не только членами одного рода, но и близкими родствен-

ницами. Одни мужчины от рождения принадлежали к данной группе, другие приходили в

нее извне в качестве супругов женщин группы, причем совершенно не обязательно из одно-

го и того же домохозяйства. Мужья могли отличаться и по родовой принадлежности, что,

несомненно, отдаляло их друг от друга, что обеспечивало женщинам известное преоблада-

ние в общественной жизни.

Усиление семейных связей вызвало к жизни большую материнскую семью и превра-

тило ее в домохозяйство. Однако дальнейшее их упрочение могло привести только к ее рас-

паду. Укрепление связи между мужем, с одной стороны, женой и детьми — с другой, в об-

становке развития обособленной собственности повлекло ослабление связей между женщи-

нами, составлявшими ядро большой материнской семьи, отчуждение их друг от друга.

Патриархальная семейная община – группа из 3–5 поколений ближайших родст-

венников по отцовской линии, потомков одного предка, с женами мужчин данной группы.

Насчитывает до 200–300 человек. Жизнью общины руководит семейный совет.

“Старший” – первый и образцовый работник, распоряжается повседневным трудом.

“Старшая” распоряжается женским хозяйством, в которое “старший” не имеет права вмеши-

ваться. Эти посты принципиально пожизненны. Отсутствует власть отца над подросшими

детьми, которые переходят в распоряжение “старшего”; отсутствует власть мужа над женой.

Сегментация идет в старшем поколении: “дети без отцов не делятся”. Раздел имущества

идет поколенно: “по отцам”. Затем по числу женатых мужчин, затем по числу мужчин, по-

душно. Неделимо и неотчуждаемое имущество общины – (в)отчина. Обособленное поло-

жение занимает покупщина. Личное имущество, удерживаемое взрослыми мужчинами, поя-

вившееся в результате случайных заработков – особина.

Патриархальная семейная община постепенно перерождается в отцовскую большую

семью с неограниченной властью отца и исчезновением выборности. Возникает снохачество

Большая семья. В традиционном обществе ячейка, состоящая из членов одной эле-

ментарной семьи, не могла быть достаточно устойчивой. Отсюда тенденция к образованию

многосемейных домохозяйств. Взрослые сыновья после вступления в брак не отделялись, а

продолжали вместе со своими семьями входить в состав одной с отцом хозяйственной ячей-

ки. Такого рода объединение обычно называют большой, неразделенной, а также патриар-

В одних случаях такое многосемейное домохозяйство после смерти его главы – отца

– распадалось на односемейные хозяйственные ячейки, каждая из которых в дальнейшем

превращалось в многосемейное домохозяйство, а потом подвергалось той же самой участи.

В других случаях после смерти отца многосемейное хозяйство сохранялось, но претерпева-

ло изменения. Главой его становился один из сыновей умершего, обычно старший из брать-

ев. Такого рода объединение называют большой семьей (или братской семей). Особым слу-

чаем было домохозяйство, состоящее из мужчины, нескольких его жен с детьми.

У сибиряков большая неразделенная семья, насчитывавшая 30–40 человек, обычно

состояла из родителей, их женатых сыновей и семьями и холостых детей. Важнейшими ее

признаками были общее хозяйство и коллективная собственность на двор и семейное иму-

щество, общая касса, коллективный труд и потребление. Возглавлял семью домовладыка –

старший по возрасту и положению мужчина (“большак”). Он представлял свою семью перед

общиной, распоряжался трудом ее взрослых членов, главным образом мужчин, проводил

все необходимые расходы, выдавал наряды к праздникам. В кержацких семьях большак

держал у себя все семейные деньги, у него были ключи, которые он носил на поясе, от всех

помещений, где хранились домашние припасы и семейное имущество.

Все безропотно должны были его слушаться, никакие возражения старшему не до-

пускались. В случае неповиновения он мог наказать виновного. Раздел женатых сыновей

целиком зависел от воли большака, который назначал им по своему желанию и усмотрению

определенную долю из семейного имущества. Если сын воспротивится отцу, то последний

мог выгнать его из дома, ничего ему не выделив. Когда семья разрасталась, отец строил сы-

ну дом, наделял отделившуюся семью домашней утварью, выделял скот и птицу.

В обычных больших алтайских семьях домашними делами распоряжалась жена гла-

вы семьи – “большуха”. Она хранила общесемейные деньги, ведала продуктами, следила за

порядком в доме, распределяла работы между женщинами, обучала младших невесток ку-

хонной работе. Нередко “большуха” была советчицей мужа и в его хозяйственных делах,

самостоятельно вела хозяйство при его отсутствии. По обычному праву хозяйке принадле-

жал скот, выращенный ею без помощи мужа.

После большака наибольшим авторитетом в семье пользовался старший сын. К нему

всегда обращались только по имени-отчеству. Жена старшего сына была первой помощни-

цей свекрови и считалась главной среди других снох. На невестку в семье мужа смотрели,

прежде всего, как на даровую работницу. Если свекровь обижала сноху, то муж только уте-

шал ее. В старообрядческих семьях молодуха на любую работу должна была попросить бла-

гословения у стариков. Принесенную невесткой, например, без благословения воду вылива-

ли на землю, а ее снова посылали за водой. Мужа и всех старших членов его семьи (у кер-

жаков – ко всем членам семьи) невестка должна была называть по имени-отчеству. В кер-

жацких семьях невестка без разрешения свекрови или мужа не имела права выйти на улицу,

даже забежать к соседке или поставить угощение собственной матери. Из общесемейных

расходов ей выделялись питание и верхняя рабочая одежда. Она должна была обходиться

Основная обязанность девушек заключалась в подготовке приданого. В бедных семь-

ях в свободное от работы время, чаще всего после уборки хлеба, с разрешения родителей

девушки ходили на заработки, нанимаясь в зажиточные семьи.

Стариков не столько уважали, сколько боялись. Часто, когда входили свекр или свек-

ровь, все разговоры прекращались.

При отсутствии в семье сыновей одна из дочерей после замужества оставалась в ро-

дительском доме. Зять-примак как бы замещал сына в функции продления рода тестя: при-

нимал его фамильное имя, исполнял обычаи его семьи, нарекал детей именами тестя, тещи и

их родни. Но положение примака в семье и обществе было ниже, чем у женатого сына, а

жена его, напротив, чувствовала, себя самостоятельнее. В примаки шли обычно бедняки или

переселенцы, не имевшие на новом месте родни, репутация которой считалась вернейшей

гарантией репутации жениха.

Патронимия – группа больших и малых семей, образовавшихся в результате разрас-

тания и сегментации одной патриархальной семейной общины, сохраняющих единство и

носящих общее патронимическое наименование. Насчитывает несколько сотен малых се-

мей. Патронимические наименования производны от собственного имени предка и содержат

ти”. Внутри каждой патронимии могут возникать новые, дочерние патронимии.

Хозяйственное единство патронимии заключалось в коллективном владении и поль-

зовании скотом, землей, орудиями ее обработки. По праву предпочтительной покупки, если

кто-либо из членов патронимии продает лично ему принадлежащее имущество, то предпоч-

тительно перед всеми другими право приобрести это имущество, при прочих равных усло-

виях, имеет член той же патронимии, притом с соблюдением права старшинства. Поэтому

продажа патронимического имущества должна совершаться открыто и публично, с предва-

рительным о том оповещением. Право родового выкупа: если патронимическое имущество

было продано не члену данной патронимии, то член патронимии имеет право это имущество

выкупить. Указанные права распространялись только на имущество, искони принадлежащее

Гость считался гостем всей патронимии. У некоторых народов патронимия имела

один общий дом – “мужской дом” и одновременно общий дом для приема гостей. Патрони-

мия составляла военную единицу. Патронимия имела своих общих духов-покровителей,

свои отдельные места культов, отдельное кладбище или участок кладбища. Обязательным

было участие всех членов патронимии в общих празднествах. Патронимия имела свои орга-

ны управления в виде глава и общего собрания. При наличии нескольких родственных па-

тронимий одна из них считалась старшей, обладая некоторым преимуществом и большим

Патронимия была целиком локализована, занимая либо отдельное селение, либо оп-

ределенную часть селения, либо группу поселков. Аул (улица, улус) выступает как родст-

венная группа. Селения могли образовываться путем сближения и соединения отдельных

патронимических поселков – “куч”, “гнезд”, “кварталов”.

Распространена также общность по родовому имени (фамилии). Все Кейта, Туре,

Ивановы, Петровы считаются социальными родственниками, независимо от реального род-

ства и даже знакомства друг с другом. Они должны друг другу помогать, верить и при необ-

ходимости всякий раз поддерживать как подлинно родных. При 10-12 миллионном населе-

нии в Мали насчитывается около 150–200 фамильных общностей. В разных районах Кавка-

за, начиная с 60-х гг., развернулось “фамильное движение”: проводятся фамильные сходы и

съезды, создаются фамильные фонды и банки, издаются фамильные энциклопедии.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: