семантико стилистическая характеристика предложений

Семантико-стилистическая характеристика односоставных предложений. Синонимия разных типов простого предложения. Неполные предложения. Эллипсис

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

Односот. предл. – особый тип простого предл. Предикативность получает выражение в одном главном члене.

опред.-личные: односотавное предл., в котором главный член выр. глаголом в личной форме, указывающей на определенное действующее лицо. (Вспоминаю тот далекий день.) Делают повествование динамичным, придают экспрессию

неопред. – личн. – односост. предл., в котором главн. член выр. глаголом в форме 3 л. мн. ч. (Там полощут белье) Употребляют, чтобы сосредоточить внимание на действии, а не на исполнителе.

Обобщ.-личные – главный член выр. формой глагола 2 л. ед.ч.наст., буд. времени и относится к любому лицу. (Без совести и при большом уме не проживешь) выражение советов, относящихся ко всем людям. Используется в разг. речи, худ. р., публицистике.

Безличное – сказ. обозначает действие или состояние независимо от его производителя. (Мне нездоровится) – придается оттенок стихийности, фатальности, выр. субъективное восприятие действительности.

Инфинитивные предл. – главный член выражен инфинитивом. (Тебе не миновать беды) отлич. экспрессивностью, эмоциональностью.

Номинативные предл. – утверждают наличие предметов, состояний. (Ночь.) Лаконичные, краткие, выступают в роли зачинов, концовок.

Синонимия разных типов простого предложения

1) Двусост. \\ односоставн.:

Я предлагаю приступить к работе. \\ Предлагаю приступить к работе. – чисто стилист. различие, т.к. смысл один и тот же.

2) неопред-личное \\ безличное.

Предлагают приступить к работе \\ Предлагается приступить к работе. производитель действия устранен из речи. 2 вариант частотен в деловой речи

3) опред.-личные \\ безличные

Я хочу – мне хочется. различие: личные содержат элемент активности, уверенности в совершении действия. безл. – оттенок пассивности, инертности.

4) действ. \\ страдат. \\ безличные обороты.

Молния расщепила дерево \\ дерево расщеплено молнией \\ молнией расщепило дерево.

Различие в грамматич. структуре: в зависимости от того, какой из двух названных предметов выделяется в логич. отношении. Страд. оборот выр. мысль менее конкретно.

5) Эллиптические (с нулевым сказуемым) \\ предлож., в которых сказуемые выражены глаголами с различными знач. (бытия, восприятия, речи) Мужики – за топоры! Мужики – беритесь за топоры!

6) номинативные \\ предикативные (со сказуемым) – Номинативные придают динамику описанию.

Источник

Семантико-стилистическая характеристика односоставных предложений. Синонимия разных типов простого предложения. Неполные предложения. Эллипсис.

Русский национальный (общенародный) язык. Стратификация общенародного языка. Кодифицированный литературный язык и внелитературные разновидности.

Национальный язык – язык, используемый на определенной территории в эпоху существования нации. Национальный язык появляется с образованием нации, заменяя существующие в донациональный период языки как совокупности диалектов. Национальный язык – сложная совокупность литературного языка в его письменной и устной форме и внелитературных разновидностей.

Русский национальный язык начинает складываться в XV-XVII веках. В XVIII веке он проходит период нормализации (это связано, например, с творчеством таких писателей, как Ломоносов, Фонвизин, Радищев).

Литературный язык – форма существования национального языка, принимаемая всеми носителями языка за образцовую; форма языка, на протяжении веков отшлифованная мастерами пера. Литературный язык кодифицирован, то есть правила и нормы литературного языка закреплены в соответствующих словарях, справочниках, грамматиках и так далее.

Норма –относительно устойчивый способ выражения, исторически принятый в языковом коллективе на основе выбора одного из вариантов употребления как обязательный для образованной части общества.

Литературный язык обслуживает важнейшие сферы деятельности: политику, культуру, науку, законодательство. Он отражает наиболее оптимальные способы выражения мыслей и эмоций.

Литературный язык – высшая форма существования национального языка, т.к. он:

2) распространен максимально широко

3) обладает четко выраженным культурным и социальным статусом

4) полифункционален, то есть функционально-стилистически дифференциирован

5) стилистически дифференцирован

6) может реализовываться в устной и письменной речи; для него в целом свойственна развитая письменность.

Кроме литературной формы языка существуют внелитературные разновидности:

1) Диалекты (также территориальные диалекты) – разновидность устной речи, существующей на определенной территории

2) Просторечия – речь городских низов, внелитературная часть национального языка.

3) Жаргоны, арго (социальные диалекты) – разновидность устной речи, осуществляемой в определенной профессиональной или социальной среде

4) Неисконная русская речь – речь иностранцев

5) Язык электронных средств коммуникации

6) Язык русского зарубежья

7) Язык текстов прежних эпох

Семантико-стилистическая характеристика односоставных предложений. Синонимия разных типов простого предложения. Неполные предложения. Эллипсис.

В отличие от двусоставных предложений, которые содержат раздельное грамматическое выражение субъекта и предиката, односоставные предложения (ОП) представлены одним составом, т.е. одним главным членом, по форме совпадающим либо с подлежащим, либо со сказуемым. Этот главный член не только называет действие, явление или предмет, но и выражает их отношение к действительности, обеспечивая необходимую предикативность.

Выделяются следующие типы ОП:

1) Определенно-личные (ОЛП):односоставное бесподлежащное предложение, главный член которого выражается формой глагола первого или второго лица единственного или множественного числа настоящего или будущего времени.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копна свежие под соседний стог. (Есенин)

В сравнении с двусоставными предложениями придают речи динамичность, лаконизм. Используются в научной речи для выражения «авторского мы»: Опишем окружность.

2) Неопределенно-личные (НЛП): односоставное бесподлежащное предложение, главный член которого выражен глаголом в форме 3 лица множественного числа настоящего или будущего времени, множественного числа прошедшего времени или сослагательного наклонения. Обозначает действие, совершаемое неопределенными лицами, не обозначенными вследствие их неизвестности или намеренного устранения из речи.

Вот тащат за ноги людей и кличут громко лекарей. (Лермонтов)

Согласно Голуб, НЛП не имеют особых экспрессивных качеств. Основная сфера применения – разговорная речь. Интересны в стилистическом плане тем, что в них подчеркивается действие, акцентируется внимание на глаголе, в то время как субъект отодвигается на задний план. По этой причине они широко используются для добавления динамики в публицистической речи, научном стиле, в официально деловом. В последнем они используются в просьбах («Владельца автомобиля номер… просят подойти к столу информации») и запретах («У нас не курят»).

3) Обобщенно-личные предложения (ОбЛП):односоставное бесподлежащное предложение, главный член которого выражен глаголом в форме 2 лица единственного числа (реже 1 и 3 лица множественного числа) и обозначает действие, потенциально относимое к любому лицу (можно подставить подлежащее «все, каждый, любой»). Основная функция – выражение общих суждений, сентенций, часто воплощаемых в пословицы и поговорки.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Выделяются экспрессией, помогают придать языку народно-поэтический оттенок. При переносном употреблении форм лица, когда 2 лицо указывает на самого говорящего, эта экспрессия подкрепляется формой давнопрошедшего времени: Эх, бывало, заломишь шапку, да заложишь в оглобли коня (Есенин). Яркая экспрессивность ОбЛП ограничивает их функционирование: используются они в речи художественной, разговорной, а также публицистической.

4) Безличные предложения (БЛП):односоставные предложения с одним главным членом – сказуемым, форма которого не выражает значение лица. По структуре БЛП делятся на две группы: (1) с глагольным сказуемым, где сказуемое может быть выражено безличным глаголом (Уж светает.), личным глаголом в безличном употреблении (Все громче, громче загрохотало, заухало, заревело.), возвратной формой личного глагола (Где трудно дышится, где горе слышится, будь первый там), глаголом бытия в сочетании с родительным падежом имени (Мечтам и годам нет возврата.), неопределенной формой глагола в сочетании со вспомогательным глаголом, местоимением или местоименным наречием (Вам будет на что посмотреть), краткой формой страдательного причастия (Как много думано, исполнено так мало.); (2) словами категории состояния на –о (В небесах торжественно и чудно.) или словами категории состояния в форме существительного (пора, грех, стыд, досуг, недосуг, жуть, досада) часто в сочетании с инфинитивом (Досуг мне разбирать вины твои, щенок!).

Со стилистической точки зрения эти предложения также весьма разнообразны. Некоторые частотны в разговорной речи (Больно! или Есть хочется.), некоторые имеют канцелярскую окраску (Воспрещается…), некоторые используются в публицистике (Побеждать всегда приятно). Определенные виды характерны для научного стиля (Известно, что…, Можно заметить…).

При возможности замены БЛП личными предложениями следует учитывать, что личные конструкции содержат элемент активности, проявления воли лица, а неличные – оттенок пассивности, инертности

5) Инфинитивные предложения:односоставное предложение, главный член которого выражен независимым инфинитивом. Выражают неизбежность действия, значение необходимости, желательности действия, его невозможности; возможно выражение приказа (Повесить его!), условно-следственных отношений (Казнить так казнить, миловать так миловать.), риторического вопроса.

6) Номинативные:односоставное предложение, главный член которого, обозначающий наличие, существование предмета или явления в настоящем времени или вне времени, выражен именем существительным, личным местоимением, субстантивированной частью речи, имеющим форму именительного падежа.

Для номинативных односоставных предложений характерны большие изобразительные возможности. Они, однако, не отражают динамики событий, так как указывают на статическое бытие предмета, фиксируя действительность подобно фотокарточке.

Номинативные предложения используются очень разнообразно: «технически» в ремарках к пьесам, в киносценариях, в художественной речи для создания образности и лаконичности:

Шепот, робкое дыханье, трели соловья… (Фет)

… или создания динамизма, «выхватывания» важнейших штрихов:

Переправа, переправа… Берег левый, берег правый, снег шершавый, кромка льда…(Твардовский)

Между различными по модальности, цели высказывания и составу предложениями возможны разные синонимические отношения:

1. Синонимия вопросительных и утвердительных предложений:

Кто не проклинал станционных смотрителей? – Все проклинали станционных смотрителей.

Синонимия утвердительных и отрицательных предложений:

Как же, дожидайся, буду я молчать. (Островский) – Не буду молчать

2. Параллельно могут употребляться двусоставные и односоставные предложения:

Я предлагаю приступить у работе. – Предлагаю приступить к работе.

3. Синонимичны безличное и неопределенно-личное предложение, устраняющее субъект из речи:

Предлагают приступить к работе. – Предлагается приступить к работе.

4. Синонимичными могут быть двусоставное (или определенно-личное) и БЛП:

Я хочу – Мне хочется.

5. Близкие по смыслу конструкции образуются действительными, страдательными и безличными оборотами:

Молния расщепило дерево – Дерево расщеплено молнией – Дерево расщепило молнией.

В первом случае на передний план выдвигается производитель действия, во втором – результат (объект), в третьем – само действие.

Неполнымназывается предложение, характеризующееся неполнотой грамматической структуры и неполнотой состава, вследствие того что в нем отсутствует один или несколько членов, ясных из контекста или ситуации. Разновидности неполных предложений:

1) Контекстуально-неполное:предложение, в котором отсутствует член, названный в предшествующем тексте.

Мы вдвоем начали беседовать, как будто /мы/ век были знакомы.

Правда правдой остается, а молва себе – /остается/ молвой.

2) Ситуативно-неполное:предложение, в котором не назван член, ясный из сутации.

Я надену это синее.

3) Диалогические неполные:предложения-реплики диалога, тесно связанные с собой контекстуально и ситуативно, служащие дополнение друг для друга и дополняемые также внеречевыми средствами (жестами, мимикой…)

4) Эллиптические предложения: неполные предложения, для которых отсутствие глагола является нормой и для понимания которых не требуется ни контекст, ни ситуация.

На столе – стопочка книг.

Теркин – дальше, автор – вслед.

Неполные предложения свойственны живой речи, откуда проникают в художественную и публицистическую для изображения диалога. Сложные предложения, одна из частей которых – неполное предложение, характерны для научной речи, так как помогают избежать повторения однотипных структур. Эллиптические предложения придают речи особый динамизм, выступают как сильное экспрессивное средство, а потому особенно важны в поэзии.

Источник

34. Семантико-стилистическая характеристика односоставных предложений. Синонимия разных типов простого предложения. Неполные предложения. Эллипсис.

Рассмотрим виды односоставных предложений и их стилистическую окраску.

Определённо-личные предложения придают речи лаконизм и динамичность, такой тип предложений ценят поэты (Люблю тебя, Петра творенье!); они придают экспрессию газетным заголовкам (Не верь глазам своим). Со сказуемым в форме 1го л. множ.числа используются в научном стиле: Проведём прямую… Двусоставные предложения здесь используются в двух случаях:

1) если нужно подчеркнуть значение 1го или 2го лица как носителя действия (ты живёшь здесь);

2) для выражения побуждения с оттенком увещевания (Вы не торопитесь). В этом случае важен порядок слов: подлежащее предшествует сказуемому, иначе предложение выражает пренебрежение и звучит грубо (Да замолчи ты!)

Неопределённо-личные предложения не имеют особыой экспрессии, в основном употребляются в разговорной речи (Стучат!). Используются во всех стилях; в заголовках газет в публицистическом, для акцента на характере действия в научном (смесь взбалтывают), в оф.-деловом их используют наряду и безличными и инфинитивными, они представляют собой более вежливую форму. В стилистическом плане интересны тем, что в них подчёркивается действие (Сейчас за вами придут). Выразительны такие н.-л. предложения, в к-рых носитель действия представлен как неопределённое лицо (Меня в кино зовут).

Обобщённо-личные предложения очень экспрессивны (Сердцу не прикажешь). Сказуемое в форме 2го лица ед.числа – наиболее экспрессивна, часта в пословицах (Поспешишь – люей насмешишь). Кроме разговорной и художественной речи они используются в публицистике (Писать, о чём думаешь). Наименее экспрессивны предложения со сказуемым в форме 3го л. множ.числа (Спят так, как только в раннем детстве спят), они часто употребляются в научном стиле.

Безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций. Есть характерные для разг.речи (хочется есть); выделяющиеся канцелярской окраской (воспрещается без согласия родителей); лирические (и скучно и грустно); используемые в публицистике (ответ надо искать всем организациям); используемые в научном стиле (известно, что…). При стилистической оценке важно учитывать, есть ли возможность замены их другими конструкциями. (Писем нет. Метёт. – Метёт пурга.)

Инфинитивные предложения предоставляют возможности для эмоционального и афористического выражения мысли (Чему быть, того не миновать), они используются в пословицах, художественной речи и в лозунгах. Такие предложения придают речи непринуждённо-разговорную окраску. В художественной и публицистической речи они вводятся в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями (Достать чернил и плакать!)

Номинативные предложения как бы созданы для описания. Они не отражают динамики событий. Могут выполнять чисто техническую функцию, обозначая время и место действия; художественное значение увеличивается, если указывают на поведение героев, их душевное сосояние (Смех.) Стоит сказать, что поэты часто отказываются от двусоставных предложений в пользу номинативных, а журналисты видят в них средство лаконичных и образных описаний обобщающего характера.

Разные типы простого предложения синонимичны. Выделяется 4 случая.

1) Синонимия двусоставных и односоставных предложений.

Б) Обобщённо-личные и двусоставные. Любишь кататься – люби и саночки возить. – Каждый, кто любит кататься, должен любить и саночки возить. (первое придаёт афористичность, второе – назидательность).

В) Неопределённо-личные и двусоставные. Тебе звонили. – Тебе кто-то звонил. Односоставное акцентирует внимание на действии, двусоставное – на том, кто его производит.

Г) Аналогично – при синонимии безличных и инфинитивных (Мне хочется – Я хочу)

Д) При синонимии номинативных и двусоставных предложений (Утро. – Наступило утро.) первые придают эмоциональность, вторые более объективны.

2) Синонимия между разновидностями односоставных предложений, в частности между инфинитивными и обобщённо-личными: Умом Россию не понять. – Умом Россию не поймёшь. Инфинитивные более категоричны.

3) Иногда возможен выбор более чем из двух структурных синонимов, напр., Ураган сорвал крышу. – Крыша сорвана ураганом. – Ураганом сорвало крышу.

4) Синонимия возможна между повествовательными и некоторыми видами простых вопросительных предложений (Разве дети не должны слушаться родителей? – Дети должны слушаться родителей.). Риторические вопросы характерны для художественной и выразительной разговорной речи.

Неполные предложения имеют яркую экспрессивную окраску. Они часто встречаются в диалогах и создаются в процессе живого общения (Когда ты приедешь? – Завтра.) Из разговорной речи они проникают в художественную и публицистическую как характерная особенность диалога. Журналисты часто используют их в интервью. Неполные предложения, представляющие собой части ССЦ, употребляются в книжных стилях, прежде всего в научном (Геометрия изучает величины сложные, а арифметика – дискретные числа). Необходимо упомянуть эллипсис – стилистическую фигуру, состоящую в намеренном пропуске одного из членов предложения. Пропуск сказуемого придаёт речи динамизм и экспрессию. В основном эллиптические конструкции применяются в разговорной речи, синонимичные им полные значительно уступают им в экспрессии. Предложения с пропуском слов, не представляющих интереса в информативном плане, часто используются в газетных заголовках (К Вашему столу, вся власть – правительству). Они формулируют мысль в предельно сжатой форме, но при злоупотреблении ими может возникнуть неясность.

Источник

34. Семантико-стилистическая характеристика односоставных предложений. Синонимия разных типов простого предложения. Неполные предложения. Эллипсис.

Односот. предл. – особый тип простого предл. Предикативность получает выражение в одном главном члене.

опред.-личные: односотавное предл., в котором главный член выр. глаголом в личной форме, указывающей на определенное действующее лицо.

неопред. – личн. – односост. предл., в котором главн. член выр. глаголом в форме 3 л. мн. ч. (Там полощут белье) Употребляют, чтобы сосредоточить внимание на действии, а не на исполнителе.

Обобщ.-личные – главный член выр. формой глагола 2 л. ед.ч.наст., буд. времени и относится к любому лицу. (Без совести и при большом уме не проживешь) выражение советов, относящихся ко всем людям. Используется в разг. речи, худ. р., публицистике.

Безличное – сказ. обозначает действие или состояние независимо от его производителя. (Мне нездоровится) – придается оттенок стихийности, фатальности, выр. субъективное восприятие действительности.

Инфинитивные предл. – главный член выражен инфинитивом. (Тебе не миновать беды) отлич. экспрессивностью, эмоциональностью.

Номинативные предл. – утверждают наличие предметов, состояний. (Ночь.) Лаконичные, краткие, выступают в роли зачинов, концовок.

Синонимия разных типов простого предложения

1) Двусост. \\ односоставн.:

Я предлагаю приступить к работе. \\ Предлагаю приступить к работе. – чисто стилист. различие, т.к. смысл один и тот же.

2) неопред-личное \\ безличное.

Предлагают приступить к работе \\ Предлагается приступить к работе. производитель действия устранен из речи. 2 вариант частотен в деловой речи

3) опред.-личные \\ безличные

Я хочу – мне хочется. различие: личные содержат элемент активности, уверенности в совершении действия. безл. – оттенок пассивности, инертности.

4) действ. \\ страдат. \\ безличные обороты.

Молния расщепила дерево \\ дерево расщеплено молнией \\ молнией расщепило дерево.

Различие в грамматич. структуре: в зависимости от того, какой из двух названных предметов выделяется в логич. отношении. Страд. оборот выр. мысль менее конкретно.

5) Эллиптические (с нулевым сказуемым) \\ предлож., в которых сказуемые выражены глаголами с различными знач. (бытия, восприятия, речи) Мужики – за топоры! Мужики – беритесь за топоры!

6) номинативные \\ предикативные (со сказуемым) – Номинативные придают динамику описанию.

Шепот, робкое дыхание \\ слышен …

7) утвердит \\ отрицат. предл.

Кто не проклинал их! \\ Все их проклинали.

хар-ся неполной грамматической структурой или неполным составом, вследствие чего отсутствуют один или несколько членов, ясных из контекста, ситуации. (Куда это вы идете? – К дяде Ивану.)

1. контекстуально-неполные: отсутствует член, названный в предшествующем тексте.

2. ситуативно-неполные: не назван член, ясный из ситуации

3. диалогически-неполные: предложения-реплики диалога.

Эллипсис – стилистич. фигура, основанная на сознательном пропуске того или иного члена предложения для создания особой выразительности. Эллипсис нет необходимости восстанавливать, смысл ясен и без того. Н-р: Я за свечку, свечка – в печку!

Источник

34. Семантико-стил характеристика односоставных предложений. Синонимия разных типов простого предложения. Неполные предложения. Эллипсис.

Определ-личные предложения придают речи лаконизм и динамичность, такой тип предл ценят поэты (Люблю тебя, Петра творенье!); они придают экспрессию газетным заголовкам (Не верь глазам своим).

если нужно подчеркнуть значение 1го или 2го лица как носителя действия (ты живёшь здесь); для выражения побуждения с оттенком увещевания (Вы не торопитесь). В этом случае важен порядок слов: подлежащее предшествует сказуемому, иначе предложение выражает пренебрежение и звучит грубо (Да замолчи ты!)

Неопределённо-личные предложения не имеют особой экспрессии, в осн употребл в разговорной речи (Стучат!). Используются во всех стилях; в заголовках газет в публицистическом, для акцента на характере действия в научном (смесь взбалтывают), в оф.-деловом их используют наряду и безличными и инфинитивными, они представляют собой более вежливую форму. В стилистич плане интересны тем, что в них подчёркивается действие (Сейчас за вами придут). Выразительны такие н.-л. предложения, в к-рых носитель действия представлен как неопределённое лицо (Меня в кино зовут).

Обобщённо-личные предложения очень экспрессивны (Сердцу не прикажешь). Сказуемое в форме 2го лица ед.числа – наиболее экспрессивна, часта в пословицах (Поспешишь – люей насмешишь). Кроме разгов и худ речи они используются в публицистике (Писать, о чём думаешь). Наименее экспрессивны предложения со сказ в форме 3го л мн числа (Спят так, как только в раннем детстве спят), они часто употр в научном ст.

Безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций. Есть характерные для разг.речи (хочется есть); выделяющиеся канцелярской окраской (воспрещается без согласия родителей); лирические (и скучно и грустно); используемые в публицистике (ответ надо искать всем организациям); исп в научном стиле (известно, что…).

Инфинитивные предл предоставляют возможности для эмоционального и афористического выражения мысли (Чему быть, того не миновать), они используются в пословицах, худ речи и в лозунгах. Такие предложения придают речи непринуждённо-разговорную окраску. В худ и публиц речи они вводятся в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями (Достать чернил и плакать!)

Номинативные предл как бы созданы для описания. Они не отражают динамики событий. Могут выполнять чисто технич функцию, обозначая время и место действия; худ значение увеличивается, если указывают на поведение героев, их душевное сост(Смех.) Стоит сказать, что поэты часто отказ от двусост предл в пользу номинативных, а журналисты видят в них ср-во лаконичных и образных описаний обобщающего хар-ра.

Разные типы простого предложения синонимичны. Выделяется 4 случая. Синонимия двусоставных и односоставных предложений.

Б) Обобщённо-личные и двусоставные. Любишь кататься – люби и саночки возить. – Каждый, кто любит кататься, должен любить и саночки возить. (первое придаёт афористичность, второе – назидательность).

В) Неопределённо-личные и двусоставные. Тебе звонили. – Тебе кто-то звонил. Односоставное акцентирует внимание на действии, двусоставное – на том, кто его производит.

Г) Аналогично – при синонимии безличных и инфинитивных (Мне хочется – Я хочу)

Д) При синонимии номинативных и двусоставных предложений (Утро. – Наступило утро.) первые придают эмоциональность, вторые более объективны.

Синонимия между разновидностями односост предл, в частности между инфинитивными и обобщённо-личными: Умом Россию не понять. – Умом Россию не поймёшь. Инфинитивные более категоричны.

Иногда возможен выбор более чем из двух структурных синонимов, напр., Ураган сорвал крышу. – Крыша сорвана ураганом. – Ураганом сорвало крышу.

Синонимия возможна между повествоват и некоторыми видами простых вопросит предложений (Разве дети не должны слушаться родителей? – Дети должны слушаться родителей.). Риторич вопросы характерны для худ и выразительной разговорной речи.

Неполные предложения имеют яркую экспрес окраску. Они часто встречаются в диалогах и создаются в процессе живого общения (Когда ты приедешь? – Завтра.) Из разговорной речи они проникают в худ и публицистич как характерная особенность диалога. Журналисты часто используют их в интервью. Неполные предложения употребляются в книжных стилях, прежде всего в научном (Геометрия изучает величины сложные, а арифметика – дискретные числа). Необходимо упомянуть эллипсис – стилистич фигуру, сост в намеренном пропуске одного из членов предложения. Пропуск сказуемого придаёт речи динамизм и экспрессию. В основном эллиптич конструкции применяются в разговор речи, синонимичные им полные значительно уступают им в экспрессии. Предложения с пропуском слов, не представляющих интереса в информативном плане, часто используются в газетных заголовках (К Вашему столу, вся власть – правительству). Они формулируют мысль в предельно сжатой форме, но при злоупотреблении ими может возникнуть неясность.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: