семантическая классификация глаголов в русском языке

31. Семантическая классификация глаголов.

Глагол – знаменательная часть речи, которая называет действие или состояние как процесс и выражает это значение в МК вида, залога, наклонения, времени и лица. Также категориями числа и рода (в формах прошедшего времени единственного числа и в формах сослагательного наклонения единственного числа) и падежа у причастий.

Семантические классы глаголов:

Полнознаменательные глаголы – в предложении выступают как самостоятельные члены, реализуют своё полноценное ЛЗ, называют «активное» действие субъекта и являются простыми глагольными сказуемыми.

Сказуемые в моносубъектных предложениях

Сказуемые в полисубъектных предложениях

1. Действие и деятельность

2. Бытие, состояние, качество

Каузативные («причинные») – глаголы с обобщённой семантикой «воздействие на волю другого лица»

Появляется инфинитив цели

1.1 Глаголы движения – обозначают самостоятельное действие, в из значении всегда заложена исходная точка движения: бежать, плыть, лететь, повалиться, брести, выпасть, запрыгнуть, ехать, втиснуться…

2.1 Глаголы бытия: зародиться, появиться, возникнуть, существовать, обитать, проживать, исчезнуть, раствориться, сгинуть

3.1 Глаголы взаимоотношения 3.1.1 Глаголы взаимосвязи: жениться, встречаться, взаимодействовать

1. Глаголы речевой деятельности: разрешить, позволить, запретить, посоветовать, приказать, попросить

3.1.2 Глаголы замены: замещать, менять, чередовать

2.2 Глаголы качественного состояния: развиваться, уменьшаться, побелеть, стареть, поумнеть, остепениться, обидеться, горевать, пьянствовать, рассердить, недомогать, спать, работать, двигаться, завести

3.2 Глаголы владения:

3.2.1 Глаголы поиска объекта: разыскивать, нашаривать

2. Глаголы социального воздействия: вынудить, заставить, помочь, научить

3.2.2 Глаголы приобретения: получить, достать 3.2.2.1 Глаголы получения объекта в опр. количестве: накопить, нарвать 3.2.2.2 Глаголы получения в своё распоряжение: брать, выигрывать, занимать 3.2.2.3 Глаголы отчуждения (лишать тайно или принудительно): выхватывать, отобрать 3.2.2.4 Глаголы компенсированного приобретения: арендовать, менять

3. Глаголы перемещения: впустить, нести, везти..

3.2.3 Глаголы обладания: владеть, располагать

3.2.4 Глаголы сохранения: беречь, уцелеть, недосмотреть

3.2.5 Глаголы утраты объекта: потерять, лишиться

3.2.6 Глаголы лишения: лишать, грабить

3.2.7 Глаголы передачи объекта: давать, вознаграждать

1.3. Глаголы помещения (разновидность перемещения): положить, спрятать, забить (гвоздь), зашвырнуть, завернуть, одевать, закрыть

1.4 Глаголы физического воздействия на объект (нередко разрушительного): бить, нажимать, колоть, касаться, резать, стругать, копать, приварить, разорвать

3.3 Глаголы межличностных отношений: баловать, верить, влюбляться, чтить, благодарить, приветствовать, ладить, приручать,

1. 5 Глаголы созидательной деятельности: сочинить, придумать, решить, построить, слепить, заготовить, написать, починить

3.4 Глаголы социальных отношений: побуждать, лидировать, велеть, влиять, терроризировать, втягивать, агитировать,зависеть, защищать…

1.6 Глаголы интеллектуальной деятельности: понимать, знать, размышлять, сопоставлять, сравнивать, решать, выбирать, предполагать…

1.7 Глаголы речевой деятельности: шептать, рассказывать, договариваться, сплетничать, командовать, извиняться, поздравлять

1.8. Глаголы соц. деятельности: стремиться, дружить, трудиться, сопротивляться

1.9 Глаголы физ. действия: пить, вдыхать, видеть

1.10 Глаголы звучания: звенеть, мычать, тикать, булькать, петь

Неполнознаменательные глаголы – глаголы с «выветрившейся» семантикой, не обладающие самостоятельностью компонентов в предложении.

Глаголы-связки – выступают в роли грамматической части составного именного сказуемого (гл.-связка + ИС/ИП/ИЧ/Мест./Нар./СКС)

Глаголы-связки – выступают в роли вспомогательной части составного глагольного сказуемого (знамен./незнам.гл. + инф.)

Глаголы – компенсаторы – являются частью описательного наименования действия (простое глагольное сказуемое). Всегда являются семантически неделимыми словосоч. вместе с ИС.

1. Незнаменательная связка быть имеет значение наклонения, времени, лица, числа (и рода в пр.вр.): Я был студентом, я буду студентом

2. Полузнаменательные связки: являться, становиться, считаться, казаться…: Он кажется мне знакомым.

1. Фазисные – обозначают временные периоды протекания действия: Он начал (продолжил, закончил) говорить

2. Модальные – осложняют значение основного гл.-инфинитива разл. модальными оттенками (желательности, возможности, долженствования): Я хочу (могу, желаю) петь.

3. Эмотивные: Я люблю (ненавижу, предпочитаю) читать

4) Модусные. Модус – субъективная интерпретация фактического способа представления сообщаемого.

Компенсатор передаёт ГЗ наклонения, времени, лица, числа (и рода в пр.вр), а абстрактное ИС называет действие: одерживаю победу (побеждаю), приму решение (решу), дали оценку (оценили)

МК глагола, независимо от характера связей между ними, соотнесены друг с другом как категории, которые могут быть представлены в одной и той же словоформе (невозможно лишь совмещение категорий лица и рода). Например, в словоформах типа делаешь представлены категории вида, залога, наклонения, времени, лица и числа, в словоформах типа делай выступают те же категории, кроме времени, в словоформах типа делал представлены категории вида, залога, наклонения, времени, числа и рода, в словоформах типаделать – категории вида и залога.

Разные морфологические формы характеризуются разными по своему составу комплексами совмещенных в них морфологических категорий. Наиболее полно представлены морфологические категории глагола в личных формах изъявит. накл., наименее полно – в формах причастий, деепричастий и инфинитива. Совмещение разных категорий в одной и той же словоформе представляет собой особую разновидность парадигматических связей морфологических категорий. Эти парадигматические связи существенны и в функциональном отношении – для реализации значений морфологических форм. При употреблении той или иной формы слова одновременно выражается целый ряд морфологических значений (например, в словоформе приходи совмещены значения повелит. накл., 2 л., ед. ч., несов. вида и действ. залога).

Источник

Семантическая классификация русских и французских глаголов движения

При классификации глагольной лексики в современных работах по семантике используется главным образом три принципа: денотативный, парадигматический, синтагматический.

Наиболее традиционный, денотативный, подход, предполагает онтологическое расчленение реальной действительности; при этом учитывается «связь слов с конкретными предметами и их свойствами, отраженными в структуре языка». Именно денотативный принцип позволяет выделить разнообразные ЛСГ глаголов: глаголы речи; глаголы мысли, чувства; глаголы перемещения, движения; глаголы восприятия; глаголы волеизъявления, побуждения; глаголы изучения; глаголы отношения; глаголы эмоционального состояния; глаголы содействия и многие другие.

В связи с этим в работах современных исследователей семантические классы слов, выделяющиеся по денотативному принципу, часто уточняются с помощью различных формализованных методов и приемов, учитывающих и собственно лингвистические признаки слов; поэтому денотативные классификации часто соприкасаются с классификациями парадигматическими.

Парадигматический принцип классификации учитывает, в отличие от денотативного, еще и сигнификативный аспект семемы. Механизм работы парадигматического принципа классификации лексики сводится к вычленению в значении слова тождественных и дифференцирующих по отношению к идентификатору компонентов.

Основываясь на парадигматическом принципе классификации, А.В. Бондарко отнес однонаправленные и ненаправленные глаголы движения к глаголам, обозначающим непоследовательно характеризованный способ действия. По мнению ученого, непоследовательно характеризованные способы действия совмещают в себе признаки характеризованных способов действия, которые специально подчеркиваются формальным показателем, и не характеризованных способов действия, выраженных только лексически, то есть «характер протекания действия является элементом лексического значения глагола».

В последнее время при классификации глаголов достаточно широко применяется синтагматический принцип, «основанный на учете количества и семантического содержания глагольных валентностей». Очевидно, что «разветвленность» классификаций, построенных по синтагматическому принципу, зависит от степени дробности системы семантических валентностей.

Безусловно, применение любого из принципов классификации невозможно без использования компонентного анализа семем.

Л.М. Васильев подчеркивает целесообразность применения всех трех принципов для построения наиболее адекватной классификации (денотативного, парадигматического и синтагматического): «При делении глаголов на основные семантические классы и подклассы следует, видимо, опираться, прежде всего, на денотативный (тематический) принцип. Последующее же членение этих классов и подклассов может производиться на основе синтагматического и парадигматического принципов».

В 70-е годы XX века была предпринята попытка решения проблемы глобальной лексико-семантической классификации русской глагольной лексики. Ученые Уральского государственного университета им. A.M. Горького, использовали методику ступенчатой идентификации, в основе которой лежит «идея парадигматической соотнесенности глаголов однотипной семантики по наиболее общим, категориально-лексическим семам, которые выявляются лексикографической практикой в связях определяемых глаголов с их идентификаторами». Исследователи, наряду с такими группами, как глаголы чувств,’ речи, покрытия и другими, выделили поле «движение», куда вошли группы глаголов с конечными идентификаторами двигаться, перемещаться, падать, достигать, удаляться и т.п.

Разработанная уральскими учеными классификация имеет определенные преимущества перед чисто логическими, априорными классификациями, так как она опирается на семантические связи слов, отраженные в квалифицированных лексикографических изданиях.

В 1999 г. проблемной группой «Русский глагол» на базе исследований Уральского университета был составлен комплексный «Толковый словарь русских глаголов», соединяющий в себе принципы толкового, идеографического и двуязычного переводного словарей (с английскими эквивалентами). В толково-идеографической части этого словаря представлен вариант классификационной парадигмы русских глаголов, взятых в своих основных значениях.

Составителями словаря в качестве семантических супер классификаторов выделено 3 лексико-семантических поля: поле «Действие и деятельность», поле «Бытие, состояние, качество» и поле «Отношение». Внутри лексико-семантических полей выделяются подполя (типа «движение», «перемещение объекта», «физиологическое состояние» и т.п.) с учетом категориально-лексической семантики. Далее, на основании категориально-лексической семы и уточняющего ее существенного семантического признака, выделяются более узкие группы глаголов. Например, лексико-семантическое поле «Действие и деятельность» включает в себя подполя «Глаголы движения», «Глаголы перемещения объекта» и другие, которые в свою очередь делятся на группы. Так, подполе «Глаголы движения» содержит в себе группы «Глаголы поступательного движения субъекта» и «Глаголы непоступательного движения субъекта» («Глаголы беспорядочного, вращательного и колебательного движения»).

Как видим, глаголы движения авторами словаря понимаются достаточно широко. Нас в учебных целях интересуют не все глаголы движения русского языка, а лишь так называемые парные (бинарные) глаголы движения, вызывающие затруднения у студентов-иностранцев, изучающих русский язык.

В целом же семантическая классификация, представленная в «Толковом словаре русских глаголов», отличается четкой организацией лексических единиц, так как она базируется на трех принципах построения словаря: принципе иерархии, принципе вариативности и принципе пересекаемости глагольных классов. В сущности, перечисленные принципы построения словаря основываются на упомянутых нами принципах: денотативном, парадигматическом и синтагматическом.

Еще один вариант семантической классификации глаголов русского языка предложен P.M. Гайсиной. Эта двухуровневая многоступенчатая классификация также отражает, на наш взгляд, все многообразие и системность русской глагольной лексики.

На вершине данной иерархии располагаются не субстанциональные семы, которые определяют собственно лексическое значение глаголов и выделяются согласно денотативному принципу классификации. P.M. Гайсина выделяет две наиболее абстрактные семы, характеризующиеся наибольшей частотностью в русском языке: сема становления, обозначающая внутренне развитие, движение, становление какого-либо факта или события, и самобытийности, обозначающая внутреннюю статичность факта или события. Указанные семы содержат соответственно динамические и статические глаголы.

На второй ступени иерархии располагаются три абстрактные семы, характеризующиеся, в отличие от сем первой ступени, меньшей частотностью: сема «действия», сема «состояния» и сема «отношения». На основании указанных сем выделяются соответственно три семантических класса слов: глаголы действия, глаголы состояния и глаголы отношения.

На третьей ступени иерархии выделяются разнообразные ЛСГ глаголов. Семантический класс глаголов состояния включает в себя ЛСГ глаголов чувства, положения в пространстве, физического состояния, изменения внешнего вида и т.п. В семантический класс глаголов отношения входят ЛСГ глаголов равенства, превосходства, подобия, соответствия, принадлежности, обусловленности и т.п. ЛСГ глаголов движения, наряду с ЛСГ глаголов мышления, поведения, целесообразной деятельности и т.п. включены в семантический класс глаголов действия.

Из вышеизложенного видно, что ЛСГ глаголов движения, имея в своей семантической структуре абстрактную сему становления, относится к семантическому классу глаголов действия.

Второй уровень данной семантической классификации базируется на субстанциональных семах, отражающих «функциональные, качественные, количественные признаки предметов, вовлеченных в ту или иную ситуацию». На основе таких сем выделяются «содержательно-валентностные классы глаголов» (каузативные, субъектные, бессубъектные, субъектно-объектные, субъектно-объектно-мотивационные, субъектно-объектно-адресатные), а также классы глаголов, учитывающие количество функциональных сем (авалентные, одновалентные, двухвалентные и т.д.).

Таким образом, второй уровень иерархии строится на синтагматическом принципе классификации.

P.M. Гайсина упоминает также о существовании так называемых не иерархизованных сем не денотативного характера, которые как бы надстраиваются над денотативным значением и могут характеризовать глаголы любой ЛСГ, в том числе и ЛСГ глаголов движения. Так, в глаголе движения набегаться содержится сема сативности (удовлетворенности процессом).

На наш взгляд, рассмотренная выше классификация отличается строгой выверенностью, логичностью построения и учитывает, в зависимости от уровня и ступени, все возможные принципы классификации: и денотативный, и парадигматический, и синтагматический. И даже принимая во внимание тот факт, что границы выделенных групп не абсолютны (а это свойственно любой классификации), следует отметить, что, в целом, данную классификацию можно назвать логически завершенной.

В основание классификации парных глаголов движения по способу перемещения (в широком значении слова) могут быть положены разные признаки, так как «категория способ передвижения образует многослойный ряд аспектов и субкатегорий».

Сопоставляя русские глаголы движения, обычно принимают во внимание их дифференциацию в зависимости от среды, в которой происходит движение:

Рассматриваемые нами соответствующие французские глаголы движения также могут быть дифференцированы по названному признаку.

Глаголы движения, как русские, так и французские, могут классифицироваться и в зависимости от способа движения в узком значении слова:

— глаголы движения без помощи средств транспорта: все остальные парные глаголов движения.

В качестве дифференцирующего признака и в русском, и во французском языках может выступать характер субъекта и степень его участия в движении:

— субъект не прилагает усилий для передвижения: катиться, плыть (по течению: щепка плывет) и т.д.

Глаголы движения могут быть классифицированы и в зависимости от их семантико-грамматических особенностей.

Источник

Семантические классы глаголов

Глагол в своем категориальном значении отражает признак предмета как процесс.

Класс глаголов неоднороден по семантике. Одни глаголы называют процессуальный признак и в предложении выступают как самостоятельные члены (Я читаю; Я бегу). В других глаголах процессуальный признак ослаблен, и они не могут выступать в роли самостоятельных членов предложения (Я буду читать; Я могу петь). В зависимости от того, реализует ли глагол свое полноценное лексическое значение и может ли выступать в роли самостоятельного члена предложения, все глаголы делятся на полнознаменательные и неполнознаменательные.

Не образуют самостоятельных компонентов предложения. По функции, выполняемой в предложении, эти глаголы делятся на три группы.

Глаголы-связки выступают в роли грамматической части составного именного сказуемого Глаголы-модификаторы выступают в роли вспомогательной части составного глагольного сказуемого Глаголы – компенсаторы являются частью описательного наименования действия
1) незнаменательная связка быть имеет только грамматическое значение наклонение, времени, лица, числа, рода (в прош. вр.): Я буду студентом; Я был студентом; 2) полузнаменательные связки типа являться, становиться, казаться считаться и др.: Я являюсь студентом. 1) фазисные глаголы обозначают временные периоды протекания действия (начало, середину, конец): Он начал (продолжил, закончил) говорить; 2) модальные глаголы осложняют значение основного глагола-инфинитива различными модальными оттенками (желательности, возможности, долженствования): Я хочу (люблю, могу, желаю) петь. В словосочетании абстрактное существительное называет действие, а компенсатор передает грамматическое значение наклонения, времени, лица, числа, рода (в прош. вр.): одержать победу, принимать решение, дать оценку, вести уборку урожая. Обратите внимание! Глагол-компенсатор и существительное выступают в роли одного и того же члена предложения – простого глагольного сказуемого, осложненного фразеологизацией.

Полнознаменательные глаголы

В предложении выступают как самостоятельные члены и реализуют свое полноценное лексическое значение: Я пою песню; Я иду домой. Подчеркнутые глаголы называют активные действия субъекта и являются простыми глагольными сказуемыми.

В зависимости от того, о скольких ситуациях они сообщают, полнознаменательные глаголы делятся на однопредикативные и полипредикативные.

Однопредикативные глаголы строят предложения, в которых отражается один субъект и его действие: Я читаю; Я умываюсь. По семантике однопредикативные глаголы делятся на акциональные и неакциональные.

Акциональные глаголы называют действие предмета Неакциональные глаголы в виде действия представляют существование предметов, их отношения, их состояния и свойства
1) глаголы движения: лететь, ехать, идти, падать, плыть; 2) глаголы конкретного физического действия: забивать гвозди, вязать носки, поливать огород, ломать стены, печатать статью; 3) глаголы речи и мышления: рассказывать, сообщать новость, думать, размышлять; 4) глаголы эмоционального действия: плакать, любить, презирать, сердиться. 1) глаголы местонахождения: лежать, находиться, висеть, стоять; 2) глаголы бытия, существования: есть, имеется, отсутствует, стоит (о погоде); 3) глаголы классификации, т.е. вида и рода, предмета и класса, целого и части: относиться, принадлежать к классу, содержать, состоять из частей; 4) глаголы принадлежности: иметь участок, владеть домом; 5) глаголы состояния или изменения состояния: выздоравливать, спать, рука ноет, яблоки зреют.

Обратите внимание!Многозначные глаголы в разных значениях входят в разные семантические классы. Сравним: вести больного за руку; тропинка ведет к реке; вести уборку урожая. В первом случае перед нами каузативный глагол со значением движения («помогать идти, сопровождая»); во втором – неакциональный глагол со значением местонахождения («иметь то или иное направление»); в третьем – неполнознаменательный глагол-компенсатор («производить, осуществлять, делать»).

Разные функциональные типы речи (описание, повествование, рассуждение) требуют привлечения глаголов разных семантических классов. Рассмотрим два отрывка:

1. Командир на секунду вскидывает к глазам бинокль и резко командует:

Находящаяся наверху вахта, мгновенно скользнув на руках, по трапам скатывается вниз. Звенит сигнал погружения. Когда командир, сходящий с мостика последним, задраивает у себя над головой люк, лодка уже почти погрузилась, вода доходит до мостика. Через несколько десятков секунд над водой остается только черный глаз перископа (К. Симонов).

Текст насыщен полнознаменательными глаголами конкретного действия (курсивом выделены вкрапления глаголов бытия). Это позволяет изобразить эпизод большого события (похода подводной лодки к берегам Румынии в 1941 году). Изобразительность, динамичность – главное, что дают глаголы конкретного действия художественному и публицистическому тексту.

2. Было тихое летнее утро. Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе, но поля ещё блестели росой, из недавно проснувшихся долин веяло душистой свежестью, и в лесу, ещё сыром и не шумном, весело распевали ранние птички. На вершине пологого холма, сверху донизу покрытого только что зацветшею рожью, виднелась небольшая деревня (И. Тургенев).

Текст насыщен полнознаменательными глаголами бытия, состояния (один глагол конкретного действия выделен курсивом). Это позволяет дать описание фрагмента действительности.

Система глагольных форм

Глагол имеет систему спрягаемых и неспрягаемых форм. Спрягаемые формы изменяются по лицам и числам и обладают предикативными категориями наклонения, времени, лица: читал, читаю, буду читать, читай, читал бы. Неспрягаемые формы не изменяются по лицам и числам и не обладают предикативными категориями. К неспрягаемым относятся инфинитив, причастие, деепричастие: читать, читающий, читая. Инфинитив и деепричастие являются неизменяемыми формами глагола.

Инфинитив

Анализ любой глагольной формы необходимо начинать с определения начальной формы глагола, т.е. инфинитива.

Инфинитив только называет действие и никак не обозначает его отнесенности к реальности/ирреальности, моменту речи, говорящему субъекту. Поэтому у инфинитива не определяются наклонение, время, лицо, число.

Обратите внимание!При определении начальной формы ее вид и вид анализируемой формы должны совпадать, т.е. должны отвечать на один и тот же видовой вопрос. Например, начальной формой причастия решавший (что делавший?) будет глагол решать (что делать?), а не решить; начальной формой деепричастия прочитывая (что делая?) будет глагол прочитывать (что делать?), а не прочитать.

При определении инфинитива у глаголов однонаправленного и разнонаправленного движения (типа бежать, идти, лететь и бегать, ходить, летать) начальная форма должна совпадать с анализируемой по направленности движения: несла – нести, носиланосить.

Категория вида

Категория вида – это непредикативная категория глагола, которая обозначает отношение действия к пределу и состоит из системы противопоставленных друг другу форм совершенного и несовершенного вида.

Что такое «отношение действия к пределу»? Это ограничение действия абстрактным, внутренним пределом, который и позволяет рассматривать действие как целостный, тем или иным способом вычлененный акт, т.е. акт, имеющий свое начало (запеть), конец (дописать) или обе границы (поговорить – начать и закончить говорить).

Вид глагола определяется по вопросу. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и называют действие, которое не ограничено внутренним пределом: видеть, писать.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и называют ограниченное внутренним пределом целостное действие: увидеть, написать.

Существуют двувидовыеглаголы типа женить, казнить, велеть, исследовать, организовать и под. Эти глаголы имеют одну форму для передачи как совершенного, так и несовершенного вида. При определении вида таких глаголов в тексте нужно обратить внимание на обстоятельства (прежде всего на наречия со значением времени и кратности действия), относящиеся к глаголу: Нас вчера неожиданно атаковали осы (однократное действие – совершенный вид) и Солдаты несколько раз атаковали высоту (многократное действие – несовершенный вид).

Рассмотрим два небольших фрагмента, которые показывают, как видовые формы употребляются в тексте.

1. В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова. (…) В будни ходил он в плисовой куртке, по праздникам надевал сюртук из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских ведомостей». Вообще его любили, хотя и почитали гордым. Не ладил с ним один Григорий Иванович Муромский, ближайший его сосед (А.Пушкин. Барышня-крестьянка)

Насыщение текста глаголами несовершенного вида передает повторяемость, обычность действий либо их сосуществование (как в двух последних предложениях)

2. Он (Санин) тряхнул головою, вскочил с кресла, раза два прошелся по комнате, присел к письменному столу и, выдвигая один ящик за другим, стал рыться в своих бумагах, в старых, большею частью женских, письмах. Развернув наудачу несколько писем, он только плечами пожал и, глянув на камин, отбросил их в сторону, вероятно, сбираясь сжечь весь этот ненужный хлам. Торопливо засовывая руки то в один, то в другой ящик, он вдруг широко раскрыл глаза и, медленно вытащив наружу небольшую коробку старинного покроя, медленно приподнял ее крышку (И.Тургенев. Вешние воды)

Спрягаемые формы глаголов совершенного вида передают последовательность действий, смену их друг другом.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: