семь свободных искусств это определение по истории 6 класс

Что такое «семь свободных искусств»?

%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B

Лекция по одному из семи свободных искусств

Семь свободных искусств

«Начальные школы, в которых велось обучение чтению, письму и арифметике, существовали даже в деревнях… Грамматический изучаемый материал обычно ограничивался Вергилием, Теренцием, Саллюстием, Цицероном, Гомером, Фукидидом, Демосфеном, выборочными речами знаменитых ораторов. Процесс Усвоения состоял из заучивания наизусть выбранных текстов, их тщательного анализа, умения комментировать приведённые в них мифологические, исторические и географические факты

На следующем этапе мальчики или юноши посещали лекции профессоров риторики. Там обучение строилось на отработке техники красноречия, изучались речи древних ораторов. Ученики начинали писать сочинения и собственные речи на задаваемые темы. Темы были разными: панегирические, жалобные, политические и судебные. И заимствовались они из мифологии или древней истории. Например: «Менелай обращается к троянцам, с требованием вернуть Елену»…

Это был нормативный курс для хорошо воспитанного и порядочного молодого человека. Те же, кто стремился повысить свой образовательный уровень или выучиться определенной профессии, обычно уезжали в Рим, Александрию, Константинополь, Афины, Бейрут, Бордо, Милан, Карфаген или Антиохию, в которых существовали известные школы по более глубокому изучению философии, медицины, юриспруденции, математики» (Джонс «Гибель античного мира»)

«Средневековье … стерло с лица земли древнюю цивилизацию, древнюю философию, политику и юриспруденцию» — писали К. Маркс и Ф. Энгельс. Между тем без базовых знаний, умений, наук, даже в мире раннего средневековья управлять примитивным хозяйством и безграмотным населением варварских государств, которое возникли в Западной Европе на месте рухнувшей Римской империи, было невозможно.

«Около 430 года латинский писатель Мартиан Капелла (360-428) в девяти книгах своей работы «О браке Филологии и Меркурия» дал обзор «семи свободным искусствам». В VI веке римляне теолог, философ Боэций (480 — май 524) и писатель и историк Кассиодор (485 — 580) разбили их на две группы: тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (геометрия, арифметика, астрономия, музыка). В таком виде этот круг знаний вошел во все средневековые учебники и энциклопедии и оставался до XV — XVI веков основой высшего образования» («История средних веков» под редакцией Удальцова, Косминского, Вайнштейна)

Грамматика заключалась в чтении некоторых классических авторов с комментариями
Риторика обучала искусству красноречиво говорить и писать
Диалектика учила делать правильные выводы из данных посылок
Арифметика имела ввиду умение считать
Астрономия — «наука о движении небесных светил», была необходима для установления календаря подвижных праздников.
Геометрия включала в себя элементарные понятия о фигурах, нужные для «возведения храмов, а также отрывочные данные по географии и космографии
Музыка сводилась к уменью петь церковные псалмы и сочинять богослужебные песни

Средневековые университеты

С XI — XII веков «семь свободных искусств» стали основой обучения в университетах, необходимость в которых возникла в связи с ростом городов и развитием товарно-денежных отношений. Предметы тривиума и квадриума проходили на подготовительном факультете, так называемом артистическом (fakultas artium)

Закончившие артистический факультет могли поступить на какой-нибудь старший факультет: богословский, медицинский, юридический, на котором изучали и гражданское (римское) право, и каноническое (церковное). Наиболее крупные университеты славились преподаванием какой-то одной дисциплины: Болонский университет был центром изучения юридических наук, школа в Салерно — медицины, Париж — богословия, Орлеан — латинских авторов

Студент прошедший некоторую часть курса, мог сдать экзамены на степень бакалавра. Закончивший весь курс держал экзамен на степень лиценциата и получал право преподавания. Следующая степень была магистр, и самая высокая — доктор

Источник

Семь свободных искусств

220px Septem artes liberales Herrad von Landsberg Hortus deliciarum 1180

magnify clip

Семь свобо́дных иску́сств (septem artes liberales), свободные искусства или вольные искусства (artes liberales), или свободные науки (doctrinae liberales), или свободные занятия (liberalia studia), реже изящные искусства (artes ingenuae), хорошие искусства (artes bonae) — круг учебных наук, то есть дисциплин — в эллинистическую эпоху в Греции ( ἐλευθέριοι παιδεῖαι, ἐγκύκλια παιδεύματα ), Древнем Риме и средневековой Западной Европе.

Эти термины не нужно путать с терминами «свободное искусство», «свобода искусства».

Содержание

Античность

Ещё в античности начал вырабатываться список учебных дисциплин («наук»), позже названных свободными искусствами. Их совокупность рассматривалась как необходимый подготовительный этап для занятий философией.

В Древнем Риме так назывались занятия и упражнения, достойные свободного человека, в отличие от занятий, требующих физического труда (artes mechanicae, например, живопись и скульптура), которыми могли заниматься и рабы. Их обзору посвящено, например, знаменитое (88-е) письмо к Луцилию Сенеки. Понимание опредёленных учебных наук как обязательного образовательного цикла сформировалось постепенно в трудах Никомаха, Секста Эмпирика, Августина Блаженного (кн.2 трактата «De ordine»), Марциана Капеллы, Боэция, Кассиодора, Исидора Севильского и других писателей времён поздней античности и раннего Средневековья.

Учение о свободных искусствах было систематизировано в V веке Марцианом Капеллой в трактате «О бракосочетании Филологии и Меркурия», посвящённом обзору семи свободных искусств, которые представлены в аллегорических образах юных невест.

Слово «искусство» (лат. ars ) в данном контексте следует понимать не как «художественное мастерство» (такое, ныне господствующее, понимание искусства сложилось только в Новое время), а как практическую науку, то есть системный взгляд, выработанный в ходе практических наблюдений природы.

— Боэций. Основы арифметики I,1

Тривий оформился значительно позже, в раннем Средневековье. Совокупность семи учебных наук рассматривалась как необходимый подготовительный этап для получения философского знания о мире.

Список свободных искусств по Исидору Севильскому:

Свободные искусства
Тривиум Квадривиум
Грамматика Диалектика (логика) [источник не указан 87 дней] Риторика Арифметика Геометрия Музыка Астрономия

Средние века

Христианские авторы приспосабливали античные науки к нуждам христианского образования. Пользу грамматики, например, они видели в знании Священного писания и других церковных книг, риторики — в искусстве проповеди, астрономии — в вычислении пасхалий, диалектики — в умении спорить с еретиками.

В средневековых университетах семь свободных искусств изучались на младшем, артистическом, факультете, окончание которого давало право поступления на один из старших факультетов — богословский, медицинский или юридический. Другие учебные дисциплины стали постепенно проникать в этот замкнутый ряд лишь с XII века, и то с большим трудом. Даже современная система титулатуры — магистр искусств и доктор философии (MA и PhD) отражает это древнее деление.

Гуманисты поставили свободные искусства в иерархии знаний выше медицины и юриспруденции, в особенности развивая риторику и грамматику.

Из людей, писавших о семи свободных искусствах в Средние века, можно упомянуть Теодульфа и Винсента из Бове.

Свободные искусства преподавались в средневековых средних учебных заведениях (монастырских и епископальных школах, коллегиумах монашеских орденов) и университетах.

Последовательность преподавания свободных искусств. Сначала преподавался тривиум (первая из дисциплин — грамматика, а также логика (диалектика) и риторика), потом квадривиум (базовая дисциплина — арифметика, а также геометрия, астрология и музыка (гармоника)). Тривиум преподавался отдельно в начальных школах, которые поэтому назывались элементарными или тривиальными.

В средневековых университетах свободные искусства составляли первую ступень высшего образования и преподавались на низшем, подготовительном факультете — факультете искусств (факультет свободных искусств, артистический факультет лат. facultas artium (liberalium) ). Помимо них на факультете искусств преподавались философия и другие науки. Окончившим факультет присваивалась учёная степень магистра искусств (магистр свободных искусств magister artium liberalium ). Эта степень присуждалась в Германии и присуждается в англоязычных странах (англ. master of arts ) по широкому кругу дисциплин, за исключением права, медицины и богословия.

Возрождение и Новое время

300px Marten de Vos Seven liberal arts

magnify clip

В эпоху Реформации факультет искусств был переименован в философский факультет. В раннее Новое время систему свободных искусств сменила система дисциплин классических гимназий.

Современность

В средние века обучение свободным искусствам воспринималось как подготовка к изучению более серьёзных дисциплин, таких как медицина или богословие. Позднее liberal arts стали рассматриваться как самостоятельные науки, став во многом синонимом гуманитарных наук. В наше время частью свободных искусств обычно рассматриваются искусство, гуманитарные и общественные науки, а нередко и другие научные дисциплины, например, математика. Считается, что изучение свободных искусств помогает научиться анализировать и интерпретировать информацию, а также умению формировать и выражать своё мнение.

Академические области, которые связывают с термином свободные искусства, включают:

Источник

Что называлось 7 свободными искусствами в средневековом образовании?

Грамматика
Риторика
Логика
Арифметика
Геометрия
Музыка
Астрономия

Семь свободных искусств представляли собой учебные предметы, которые считались достойными для изучения вольными людьми.

Христианские авторы приспосабливали античные науки к нуждам христианского образования. Пользу грамматики, например, они видели в знании Священного писания и других церковных книг, риторики — в искусстве проповеди, астрономии — в вычислении пасхалий, диалектики — в умении спорить с еретиками.

В средневековых университетах семь свободных искусств изучались на младшем, артистическом, факультете, окончание которого давало право поступления на один из старших факультетов — богословский, медицинский или юридический. Другие учебные дисциплины стали постепенно проникать в этот замкнутый ряд лишь с XII века, и то с большим трудом. Даже современная система титулатуры — магистр искусств и доктор философии (MA и PhD) отражает это древнее деление. Гуманисты поставили свободные искусства в иерархии знаний выше медицины и юриспруденции, в особенности развивая риторику и грамматику.

Из людей, писавших о семи свободных искусствах в Средние века, можно упомянуть Теодульфа и Винсента из Бове.

Свободные искусства преподавались в средневековых средних учебных заведениях (монастырских и епископальных школах, коллегиумах монашеских орденов) и университетах.

В средневековых университетах свободные искусства составляли первую ступень высшего образования и преподавались на низшем, подготовительном факультете — факультете искусств (факультет свободных искусств, артистический факультет лат. facultas artium (liberalium)). Помимо них на факультете искусств преподавались философия и другие науки. Окончившим факультет присваивалась учёная степень магистра искусств (магистр свободных искусств magister artium liberalium). Эта степень присуждалась в Германии и присуждается в англоязычных странах (англ. master of arts) по широкому кругу дисциплин, за исключением права, медицины и богословия.

В Древней Греции целью образования было постижение учащимися всего круга знаний, то есть образование имело универсальный («энциклопедический» ) характер. В эллинистическую эпоху преподавание «свободных искусств» было дополнено практикой интерпретации текстов выдающихся поэтов, писателей и философов, а также сведениями математического и естественно-научного характера. Римляне придали системе «свободных искусств» более организованный характер и расширили ее за счет введения новых дисциплин.

Грамматика
Риторика
Логика
Арифметика
Геометрия
Музыка
Астрономия

Семь свободных искусств представляли собой учебные предметы, которые считались достойными для изучения вольными людьми.

система учеб. предметов, которые преподавались в средневековых школах и ун-тах. В «С. с. и.» входили грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка (как теоретическая математическая дисциплина). Были основой обучения в ант. школе; «свободные искусства» в античности — это науки, заниматься которыми считалось достойным свободного человека (в отличие от «нечистых искусств», связанных с физическим и ремесленным трудом)

школах, которые поэтому назывались элементарными или тривиальными.

В средневековых университетах свободные искусства составляли первую ступень высшего образования и преподавались на низшем, подготовительном факультете — факультете искусств (факультет свободных искусств, артистический факультет лат. facultas artium (liberalium)). Помимо них на факультете искусств преподавались философия и другие науки. Окончившим факультет присваивалась учёная степень магистра искусств (магистр свободных искусств magister artium liberalium). Эта степень присуждалась в Германии и присуждается в англоязычных странах (англ. master of arts) по широкому кругу дисциплин, за исключением права, медицины и богословия.

В Древней Греции целью образования было постижение учащимися всего круга знаний, то есть образование имело универсальный («энциклопедический» ) характер. В эллинистическую эпоху преподавание «свободных искусств» было дополнено практикой интерпретации текстов выдающихся поэтов, писателей и философов, а также сведениями математического и естественно-научного характера. Римляне придали системе «свободных искусств» более организованный характер и расширили ее за счет введения новых дисциплин.

Семь свободных искусств представляли собой учебные предметы, которые считались достойными для изучения вольными людьми.
Алина Цыплова, 4 года назад
Ученик
очень много
Алексей Семёнов, 2 года назад
Знаток
система учеб. предметов, которые преподавались в средневековых школах и ун-тах. В «С. с. и.» входили грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка (как теоретическая математическая дисциплина). Были основой обучения в ант. школе; «свободные искусства» в античности — это науки, заниматься которыми считалось достойным свободного человека (в отличие от «нечистых искусств», связанных с физическим и ремесленным трудом)

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: