секвенция в музыке это определение для детей

Секвенция в музыке

sekvenciya

Приветствую всех читателей нашего блога! Сегодня хотелось бы продолжить рассказывать про теорию музыки и рассмотреть интересный и часто встречающийся прием. Это секвенция. Мы разберём, что же это такое, рассмотрим различные классификации и послушаем примеры. Итак, начнём. Секвенция в музыке – это последовательность идентичных мелодических или гармонических оборотов, образующих повторяющуюся цепочку и отстоящих друг от друга на определённую высоту. В зависимости от этой высоты (направления смещения), секвенция может быть восходящей или нисходящей. Оборот секвенции может состоять, как из небольшого количества нот (например, 3-4 ноты), так и из музыкальной фразы (несколько тактов).

Простейший пример секвенции

primer sekvencii

Терминология для составных частей секвенции следующая.

Первоначальный оборот секвенции — мотив, музыкальная фраза. Дальнейшее повторение мотива образует составную часть секвенции и называется звеном. Интервал, на который каждый раз сдвигается звено, — шаг секвенции.

Являясь динамическим фактором развития, секвенция может встречаться в произвольном месте композиции. Восходящая — создаёт эмоцию, заставляя ожидать кульминацию. Нисходящая — наоборот, успокаивая, оттягивает финал музыкальной темы. Также, путём опевания нот трезвучия, секвенция способна вызывать эффект «топтания на месте» (пример — русский народный танец «Камаринская»).

Камаринская (в исполнении оркестра им. Осипова)

Виды секвенций в музыке

Возможны различные масштабы секвенций:

Различные виды секвенций образуют классификацию. По тональности:

По шагу: секунда, терция, кварта, квинта. Шаг модулирующей секвенции — постоянен, шаг диатонической секвенции — переменен и зависит от конкретной тональности, в рамках которой она применяется.

По числу звеньев: двухзвенная, трёхзвенная и т.д.

По степени точности:

По типу распределения:

Имитация — приём, осуществляемый путём исполнения одной музыкальной фразы несколькими голосами (полифонически) — поочерёдно или пересекаясь друг с другом. Тогда применяется имитируемая, каноническая секвенция, когда повторяющийся элемент каждый раз перемещается на новую высоту, звуча разными голосами.

Большинство секвенций обладают свойством обратимости, т.е. бесконечны. При этом, они могут быть как восходящими, так и нисходящими.

Посредством кварто-квинтового построения образуется т.н. золотая секвенция — шаблон произведений, присущий современной эстраде. В частности, её можно встретить в песнях Игоря Крутого. Но использовалась золотая секвенция ещё задолго до эстрадных песен в произведениях таких величайших композиторов, как Бах и Гендель. Строится она следующим образом. Для какой-либо тональности – это последовательность аккордов, которые строятся на 1-4-7-3-6-2-5-1 ступенях.

Гендель — Пассакалия

Секвенции встречаются в грегорианском католическом песнопении. Чтобы привести примеры секвенции в классической музыке, достаточно вспомнить произведения П.И.Чайковского:

П.И. Чайковский — Времена года. Июль.

П.И. Чайковский вступление к опере «Евгений Oнегин»

Помимо него, секвенции можно услышать также у Вагнера, Вивальди и многих других композиторов.

А теперь хотел бы привести пример, как играть секвенции на гитаре. На видео вы сможете увидеть несколько разных примеров одинаковых музыкальных фраз, которые отличаются друг от друга по высоте.

Восходящие секвенции на гитаре

Таким образом, секвенция — уникальный и многогранный инструмент в теории музыки, способный как соединить между собой сложные построения, так и лечь в основу самостоятельных упрощённых мотивов, доступных для запоминания.

Надеюсь, что наша статья оказалась полезной для вас. Пишите комментарии и делитесь ссылками в социальных сетях. Все кнопки – ниже.

Источник

Секвенция (музыка)

Содержание

Критерии систематики

Пример гармонической секвенции (трехзвенной, точной, хроматической, нисходящей, квартовой):

600px Glinka1

magnify clip

Это секвенции

Секвенция создаёт в восприятии эффект динамического обновления музыки, способствует важнейшему процессу гармонии — развёртыванию лада во времени. Однако, чрезмерное количество звеньев (особенно в точной) секвенции создаёт прямо противоположный эффект механического повторения, ассоциируется с бедностью воображения, неизобретательностью композитора. Многозвенные диатонические секвенции обильно применяются в популярной и эстрадной музыке. В европейской музыкальной литературе такие банальные секвенции получили название Розалия (по названию итальянской популярной песенки «Rosalia, mia cara») или «сапожная заплатка» (нем. Schusterfleck):

350px Schusterfleck2

magnify clip

Исторический очерк

Мелодические секвенции изредка отмечаются уже в одноголосии григорианского хорала, например, трёхзвенная секвенция в большом респонсории утрени Великого Четверга «Una hora» (на слове «Judaeis») [4] :

600px Unahora

magnify clip

Примеры секвенций встречаются в раннем и развитом многоголосии Средних веков и Возрождении: в органумах школы Нотр-Дам, в итальянской (и реже во французской) музыке Ars nova, в мотетах и мессах композиторов нидерландской школы (у Бюнуа, Обрехта, Жоскена и др.):

400px Busnois in hydraulis

magnify clip

С развитием (начиная с XVI в.) инструментальной музыки и внедрением генерал-баса значение секвенции постепенно нарастало. Апогей популярности секвенции пришёлся на эпоху барокко, когда она стала излюбленным приёмом развития музыкальной композиции, особенно у Вивальди и Генделя. Секвенции встречаются у венских классиков, у романтиков (особенно ярко у Р. Вагнера и П. Чайковского). Композиторы-новаторы (в т.ч. авангардисты) XX века, выступавшие против банальности романтической музыки, намеренно избегали секвенцирования (например, С. Прокофьев).

Примечания

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Секвенция (музыка)» в других словарях:

Секвенция — (лат. sequentia «последовательность»): В Викисловаре есть статья «секвенция» Секвенция (музыка) техника музыкальной композиции. Секвенция (жанр) поэтический жанр и форма богослужебной музыки католиков … Википедия

Секвенция (жанр) — У этого термина существуют и другие значения, см. Секвенция. Секвенция (позднелат. sequentia последование, от sequens следующий), текстомузыкальная форма и жанр в богослужебном обиходе католической церкви (см. Григорианский хорал).… … Википедия

Секвенция — (позднелат. sequentia, букв. то, что идёт вслед; следование, от лат. sequor следую). 1) Жанр ср. век. монодии, песнопение, исполнявшееся в мессе после Alleluia перед чтением Евангелия. Происхождение термина С. связано с обычаем… … Музыкальная энциклопедия

Духовная музыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная… … Википедия

Французская музыка — Истоки Ф. м. восходят к фольклору кельтских, галльских и франкских племён, обитавших в древние времена на территории нынешней Франции. Нар. песенное иск во, а также галло римская культура стали фундаментом развития Ф. м. Древние лит. и… … Музыкальная энциклопедия

ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА — (лат. musica ecclesiastica, sacra, divina; нем. Kirchenmusik; итал. musica da chiesa; франц. musique d église; англ. Church music, Cathedral music). Ц. м. почти также стара, как и сама церковь. Древнейшая ц. м. состояла исключительно из пения;… … Музыкальный словарь Римана

Музыкальная форма — (лат. forma вид, облик, образ, наружность, красота) композиции, определяется рассмотрением её конструкции (схемы, шаблона или строения) и развития во времени. Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима … Википедия

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — Под формой в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей… … Энциклопедия Кольера

Каспаров, Юрий Сергеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Каспаров. Юрий Сергеевич Каспаров … Википедия

О, приди к нам, Дух Святой — Не следует путать с католическим гимном «Приди, Дух животворящий» (лат. Veni … Википедия

Источник

Секвенция — мелодическая и ее виды

2018 11 13 18 26 52

Одним из распространённых способов развития музыкальной формы является секвенция.

Секвенция – это повторение мотива от разных звуков (в мелодике) или гармонической последовательности от разных ступеней в гармонии.

В этой статье я буду говорить в основном о мелодических секвенциях.

Хотя секвенции были распространены еще в эпоху барокко (например, всем известная Гроза Вивальди насквозь пронизана секвенциями, как гармонического, так и мелодического плана) истинную популярность они начали получать со времен Чайковского. Однако поскольку он применял их порой в довольно предсказуемых обстоятельствах, его часто упрекали в популизме и дурном вкусе. Тем не менее, если Вы хотите создать что-то запоминающееся и въедливое)) – то секвенции, то, что Вам нужно.

Классификацию секвенций можно разделить на несколько групп:

Сделаем уточнение. Ядром секвенции называется мотив, который является основой секвенции. Он может состоят минимум из 2х нот. На практике же, чаще всего используются более длинные мотивы для секвенцирования.

По типу движения внутри ядра секвенции делятся на несколько наиболее распространённых видов:

По типу распределения во фразе:

Квадратная секвенция имеет строение, совпадающее с количеством долей и тактов, в которых она строится.

Это секвенция количество нот и долей, в которой не совпадают с метром и размером такта, но длятся четное количество долей текущей пульсации (например, секвенция длиною в 10 шестнадцатых). Такая секвенция через определенное количество долей такта будет попадать на сильную долю.

Секвенция может состоять из нескольких звеньев, при чем каждое звено будут иметь свою структуру не равную долям такта и не делимую на два. (Например, секвенция 7+5)

По типу ладового движения

Движение происходит внутри заранее выбранного лада. В этом случае интервалы между нотами будут видоизменяться в зависимости от того, от какой ступени лада повторяется звено секвенции.

Движение внутри ладовой структуры. Например, фригийский лад или уменьшенная гамма.

Движение по хроматизму (восходящее и нисходящее)

Источник

2 класс сольфеджио

Урок 4 (неделя с 27.04.20 по 30.04.20). Секвенция (повторение пройденного).

Посмотрите и послушайте запись урока о секвенции (смотреть до 4 минут 19 секунд):

Посмотрите примеры секвенции в мелодии. Эти мелодии вы пели на уроках сольфеджио в течение года.

%D0%A1%D0%B5%D0%BA%D0%B22 %D0%A1%D0%B5%D0%BA%D0%B21

Задание 1. Перед вами — Менуэт И. С. Баха из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». Слушайте менуэт, следите за нотным текстом.

%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D1%83%D1%8D%D1%82

Определите тональность мелодии, найдите секвенцию. Подумайте и послушайте, зачем на третьей и четвертой строчке появляется знак до#. Запишите свои наблюдения в нотную тетрадь:

Задание 2. Из этого мотива запишите секвенцию: восходящую, с шагом секунда, 5 звеньев.

%D0%97%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BE1

Сыграйте секвенцию. Она заканчивается неустойчиво. Доведите мелодию до тоники (допишите один-два такта для устойчивого окончания мелодии).

Задание 3. Разучите песню «Дорога на Берлин», написанную в 1944 году, во время Великой Отечественной войны.

Послушайте, как эта песня звучала в годы войны:

Так ее пели через 40 лет после войны:

А так — 70 лет спустя, в наше время:

Песня записана в тональности фа мажор.

dorogaberlin

Перепишите песню в нотную тетрадь в тональности до мажор. Найдите и выделите секвенцию.

Если транспонирование вызывает затруднения, посмотрите видеоурок по этой ссылке.

Научитесь играть и петь первый куплет песни. Выберите тональность, удобную для исполнения!

Свое исполнение запишите и присылайте на проверку вместе с фотографией нотной тетради.

Источник

Секвенция

harmony 6 56

harmony 6 60

Заодно запишите себе в актив, что любая мелодия, даже самая вдохновенная, состоит из болтиков и винтиков, и Вы всегда можете скрутить ее из деталей, если Бог не посылает Вам сегодня наития, а написать все-таки надо. Надо только знать, какой болтик применять, какие кнопки нажимать, чтобы вызвать нужный отклик в сердце слушателя! Вот, простым опеванием нот трезвучия Штраус создал и блеск, и бешеное вращение, и эта мелодия благополучно переживет не один век и не одну моду, ничуть не потеряв своей прелести.

Таким образом, явление секвенции распространено довольно широко и может применяться для очень разных целей: создание целой мелодии из одного кусочка, или нагнетание напряженности, навязывание доведение до исступления, или наоборот, успокоение, эхо былых страстей. А стало быть, секвенция может оказаться и в середине произведения, и в конце его, и в начале.

Но и это еще не все о секвенциях. Существует некоторая классификация секвенций, несколько, скажем, параметров, которые вряд ли стоит пытаться показать здесь за один прием. Из них упомяну сегодня только об одном: об отношении секвенций к главной тональности пьесы. По этому признаку секвенции принято разделять на диатонические и хроматические.

Хроматическая же (иначе ее еще называют «модулирующая») секвенция каждое свое новое звено дает в новой же тональности, с новыми знаками, поэтому звенья такой цепочки могут иметь совсем идентичное строение и звучание, но основная тональность покидается и забывается напрочь.

В качестве тренировки попробуйте брать произвольные фрагменты мелодий или гармонических последовательностей и секвенцировать их на произвольные интервалы вверх и вниз, диатонически и хроматически. Если Вам достанет терпения перепробовать несколько десятков вариантов, то Вы непременно найдете и запомните для будущих сочинений десяток действительно красивых секвенций и возьмете на заметку два десятка некрасивых. А мы на следующем занятии применим эти опыты на практике, попробуем гармонизовать секвенцией новый кусок той задачки, которую уже терзали на прошлых уроках.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: