секта определение в законодательстве

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ (последняя редакция)

26 сентября 1997 года N 125-ФЗ

О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

19 сентября 1997 года

24 сентября 1997 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 26.03.2000 N 45-ФЗ,

от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ,

от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 28.02.2008 N 14-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.11.2010 N 328-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ,

от 07.06.2013 N 119-ФЗ, от 02.07.2013 N 180-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ,

от 22.10.2014 N 316-ФЗ, от 31.12.2014 N 505-ФЗ, от 06.04.2015 N 80-ФЗ,

от 20.04.2015 N 103-ФЗ, от 13.07.2015 N 261-ФЗ, от 28.11.2015 N 341-ФЗ,

от 30.03.2016 N 76-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ, от 05.02.2018 N 15-ФЗ,

от 01.05.2019 N 85-ФЗ, от 03.07.2019 N 170-ФЗ, от 02.12.2019 N 394-ФЗ,

от 02.12.2019 N 407-ФЗ, от 05.04.2021 N 68-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ

(см. Обзор изменений данного документа)

Федеральное Собрание Российской Федерации,

подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений,

основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством,

признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры,

уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России,

считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания,

Источник

Термин «секта» и его использование в юриспруденции

С конца 80-х гг. прошлого века в России появилось множество новых религиозных объединений. Запрещенные во многих странах мира, они получили государственную регистрацию и беспрепятственно осуществляют свою деятельность на территории России. Большое количество россиян, ранее далеких от религии, откликнулись на призывы миссионеров, распространяющих нетрадиционные для России учения, и уже покалечили свои судьбы. Примеров социальной опасности сект становится все больше.

sectants 21

Последнее время не только современные публицисты, представители СМИ, религиозные деятели, но и ученые стали широко применять слова «секта», «сектант». Огромное значение имеет позиция автора определения, его отношение к данной проблеме.

Отдельные авторы руководствуются представлением о сектантстве исключительно как о порождении обмана, жульнических образованиях, применяющих мошеннические приемы. Естественно, подобное мнение существенно препятствует его объективному исследованию. Понятие «секта» уже давно сложилось как научное, что позволяет применять его как социологический, религиоведческий термин.

Таким образом, изначально понятие «секта» не несло в себе какой-либо оскорбительной смысловой нагрузки. Поэтому нельзя согласиться с мнением А.А. Николаева [2], считающего, что с самого начала слово «секта» имело негативную коннотацию. Впоследствии, когда зародилось христианство, то и его изначально называли сектой. Так, Плиний Младший говорит о секте христиан, появившихся в его время среди иудеев [3].

Читайте также по теме:

В данных определениях излишне акцентируется внимание на господствующем положении церкви, от которой откалывается секта. Это ограничивает возможность отнесения российских новообразований к рассматриваемой категории, поскольку многие из них не отделялись от традиционных для России вероисповеданий.

По отношению к исходной религии секта, во-первых, может являться частью исходной религии, что признается остальной частью этой религии; во-вторых, считает себя частью исходной религии, что, однако, отвергается остальной частью этой религии (как правило, на основе серьезных вероучительных разногласий): например, мормоны считают себя христианами, но не признаются таковыми остальными христианами; в-третьих, изначально возникла независимо от других религий или на основе сочетания элементов разных религий.

Новые религиозные объединения не вписываются в рамки традиционных определений слова «секта», поскольку в основном у них наблюдается не отклонение от традиций и не отделение от конкретных вероучений, а создание совершенно нового вероучения или учения на основе синкретизма, т.е. сочетания разнородных, порой противоречивых и несовместимых воззрений. Для таких учений характерно не столько стремление исправить существующие религии, сколько поиск новых и нетрадиционных практик и путей религиозного познания.

Психология деструктивной религиозности:

По нашему мнению, предлагаемое определение имеет нейтральное смысловое значение, отвечает реалиям нашего времени. До выработки официального определения термина «секта» предлагаемый вариант может использоваться в официальных документах, законодательной деятельности и правоприменительной практике. В дальнейшем оно может быть усовершенствовано и дополнено иными признаками.

Большинство зарубежных исследователей предпочитают пользоваться такой конструкцией, как «новые религиозные движения», к которой прибегают в основном в политических целях для декларации т.н. религиозной толерантности по отношению к сектам. Такое словосочетание считают наиболее приемлемым и некоторые теологи, принадлежащие к самым различным конфессиям. Преимущество рассматриваемого термина И.Я. Кантеров видит, прежде всего, в том, что он точнее и полнее передает своеобразие типа религиозных образований, возникших после Второй мировой войны в государствах Востока, в США, странах Западной Европы и, наконец, на волне перестроечных процессов в СССР и продолжающихся распространяться в современной России [12].

Необходимо отметить, что использование словосочетания «новое религиозное движение» не раскрывает сути предмета, а создает иллюзию смысловой тождественности традиционных церквей и сект. При таком подходе отличия между ними усматриваются лишь в продолжительности их существования.

Авторы, предлагающие термин «новые религиозные движения», видят его преимущество в том, что он не содержит оскорбительных, уничижительных характеристик, не вызывает сомнений в свободном выборе последователями таких движений своих взглядов и убеждений.

Данная позиция вызывает серьезные возражения, поскольку деятельность целого ряда т.н. новых религиозных движений запрещена за рубежом и вызывает к ним вполне обоснованные подозрения. В 90-е гг. прошлого века в Российской Федерации была отмечена разрушительная роль некоторых религиозных сект, наносящих значительный ущерб духовной жизни российского общества, представляющих собой прямую опасность для жизни и здоровья граждан и зачастую используемых для прикрытия различного рода противоправной деятельности.

По мнению В.Ю. Троицкого, понятия «секта» и «культ» сами по себе не несут какой-либо оскорбительной смысловой нагрузки. «Эти понятия, широко распространенные в обиходной русской речи, объективно отражают характер деятельности некоторых религиозных групп. В авторитетных словарях и научных исследованиях приводятся в целом сходные определения этих слов, и они нигде не трактуются в уничижительном, презрительном или оскорбительном смысле, означая всего лишь понятия о некоей обособленной группе по отношению к той или иной религии. Если та или иная религиозная группа, являясь по определению сектой, своими антисоциальными действиями или человеконенавистническим учением вызывает к себе негативное отношение общественности, то в этом вина исключительно этой религиозной группы» [13].

В то же время и сами авторы [14] термина «новые религиозные движения» признают, что его нельзя признать удовлетворительным, т. к. не все они новые, не все религиозные и не все являются движениями.

В последнее время все чаще можно услышать аргумент, состоящий в том, что, т. к. у термина «секта» нет четкого юридического определения, то он не имеет никакого правового основания. Так, В.П.Лукин считает, что суды применяют понятие «нетрадиционные религии» вкупе со столь же неправовым определением «секта» [15].

Действительно, в законодательстве нашей страны нет дефиниции термина «секта», а применяются только словосочетания «религиозное объединение», «организация», «группа». По мнению В.Ю. Троицкого, даже если понятие «секта» не используется в нормативно-правовых документах России, это вовсе не определяет невозможность его законного использования в юридической практике. Ведь законодательство России не должно и не может юридически узаконивать употребление всех слов русского языка или толкование их [16].

Однако анализируемый термин «секта» начинает входить в документы, имеющие юридическое значение. Термин фигурирует в законодательстве Европейского парламента. Так, в Постановлении от 12 февраля 1996 г. «О сектах в Европе» указано, что: «Европейский парламент. принимая во внимание, что многие существующие в Европейском Союзе религиозные и прочие секты действуют абсолютно легально и поэтому имеют право на то, чтобы их собственные организации и деятельность были защищены гарантиями свободы личности и вероисповедания, содержащимися в Европейской Конвенции по правам человека».

Термин «тоталитарные секты» содержится в подписанной В.В. Путиным «Доктрине информационной безопасности России», в которой, в частности, говорится о необходимости противодействия негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров [17].

Увеличивается число официальных юридических документов, составленных российскими судебными органами, в которых применяется как термин «секта», так и производные от него слова и словосочетания. Данным термином оперировал Хорошевский межмуниципальный народный суд СЗАО г. Москвы в решении от 21 мая 1997 г. (дело 2-1208) по иску «Общественного комитета защиты свободы совести», Л.С. Левинсона, М.С. Осадчева и Н.А. Балуковой к А.Л. Дворкину и Отделу религиозного образования и катехизации Московского Патриархата [18]. Дзержинский федеральный суд г. Санкт-Петербурга в решении о защите чести, достоинства и деловой репутации отмечал следующее: «Суду представлены выписки из различных словарей и энциклопедий, из которых следует, что слово секта как понятие общеизвестно и употребляется в отношении религиозных организаций, которые исповедуют взгляды довольно узкой группы людей по сравнению с подавляющим большинством. Следовательно, употребление слова секта не может оскорбить чьих-либо чувств» [19]. Кузнецкий районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в решении от 6 июня 2001 г. пришел к аналогичному выводу [20]. В тексте решения Калининского районного суда г. Челябинска организация Свидетелей Иеговы неоднократно именуется сектой [21].

Точку в споре по поводу использования неправового термина секта поставил 23 ноября 1999 г. Конституционный Суд РФ, подтвердив возможность его использования и таким образом введя его в юридическую практику. В связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в г. Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковь Прославления» Конституционный Суд констатировал, что сведения, сообщенные СМИ о Свидетелях Иеговы, соответствуют действительности. Изучив выписки из словарей и энциклопедий, Суд также пришел к выводу, что употреблявшееся в газете и телепередаче понятие «секта» общеизвестно и используется в отношении религиозных организаций, исповедующих взгляды узкой группы людей по сравнению с подавляющим большинством. Следовательно, оно не может оскорбить чьих-либо чувств [22]. Таким образом, судебная практика в Российской Федерации исходит из допустимости термина секта и рассматривает его как вполне легитимный.

… Вышеперечисленные документы показывают, что отсутствие понятия «секта» в нормативно-правовых документах России вовсе не ограничивает возможности его использования в юридической практике. Исходя из постановления Конституционного Суда, необходимо разработать системный комплекс правовых установлений, регламентирующих деятельность такого опасного феномена современной социальной жизни, каким являются секты. И, прежде всего, в современном российском законодательстве необходимо сформулировать и дать оценку понятию секта, а не отмахиваться от него как от надуманного, имеющего только религиозное значение.

Ирина Воробьёва, кандидат юридических наук,

доцент кафедры криминалистического обеспечения

Саратовская государственная академия права

Воробьева И.Б. Термин «секта»

и его использование в юриспруденции //

Вестник Саратовской государственной академии права:

Использованная литература

10. Большой юридический словарь, 2003. URL: http://www.petrograd.biz/dictionaries/dict_big_law.php (дата обращения: 10.01.2010).

13. Троицкий В.Ю. Официальное разъяснение характера и смысловой нагрузки термина «секта», выполненное доктором филологических наук В.Ю.Троицким по запросу профессора Российской академии государственной службы при Президенте РФ М.Н.Кузнецова. URL: http://www.propovednik2100.ru/index.php?page=144 (дата обращения: 10.01.2010).

14. Например, британский социолог Айлин Баркер предлагает ввести понятие «новое религиозное движение» (НРД) и заменить им термин «секта».

15. Лукин В.П. Доклад О деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2005 году. URL: http://www.ombudsmanrf.ru (дата обращения 19.12.2009).

16. См.: Троицкий В.Ю. Указ. соч.

Источник

СЕКТА

Смотреть что такое СЕКТА в других словарях:

СЕКТА

СЕКТА

секта ж. 1) Религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви. 2) перен. разг. Обособленная группа лиц, замкнувшаяся в своих узких групповых интересах.

СЕКТА

СЕКТА

СЕКТА

(от лат. secta — направление, школа) — тоталитарная религиозная организация, основанная на жестком эсхатологическом учении, отличающаяся крайним фанати. смотреть

СЕКТА

СЕКТА

СЕКТА ы, ж. secte f., пол. secta, нем. Secte. 1. Религиозная группа, отколовшаяся от господствующей церкви. СИС 1954. Вредная ненависть, обходя Христи. смотреть

СЕКТА

(лат. secta – учение, направление) – группа лиц, которой свойственны: 1. особый ритуал поклонения Богу или обожествляемому человеку; 2. изоляция от окружающей «злой» культуры; 3. наличие харизматического лидера. В отличие от секты, ересь есть ответвление официальной религии (Д.Майерс, 1997). Пребывание в секте может иметь долгосрочные и, возможно, необратимые негативные психологические последствия для её адептов («синдром секты»). Так, австралийских хакер Ассандж, взорвавший в 2010 г. своим разоблачительным сайтом мировое информационное пространство (на самом деле ничего неожиданного в публикуемых на его сайте секретных документах, не было), в детстве, по сообщениям СМИ, длительное время находился вместе со своей матерью в секте (с 11 до 16 лет), после выхода из которой она, секта, будто бы преследовала их в течение длительного времени. За сектой, как приписывают такое мнение Ассанджу, стояло австралийское правительство. Из пережитого хакером в секте, как предполагается, он вынес представление о государстве, как неизбежном источнике зла, с которым следует бороться всеми доступными средствами. Кроме того, он, ещё будучи учеником, сменил 37 школ, что объясняют наличием паранойи у него самого и у его матери. Адептами современных сект, вопреки ранее распространённому мнению, являются не только малообразованные и бедные, а, скорее, напротив, материально обеспеченные люди, те, у кого есть что отнять, особенно если учесть явно материалистические устремления основателей многих иди большинства таких сект. В армейском уставе США распространение сектанства в ряде стран относится к психологическому оружию. С этим некоторые авторы связывают буквально наводнение России разного рода деструктивными и, в основном, импортированными культами, назначение которых состоит в том, чтобы деморализовать, раздробить и пауперизиовать население страны. Таких сект в РФ, по некоторым сведениям, около 300. В частности, по сообщению газеты «Век», в ведомстве министерства финансов РФ Кудрина (теперь уже бывшего министра финансов), под руководством зам. министра Сергиенко была организована и велась активная работа ячейки последователей церкви христиан-адвентистов седьмого дня, штаб-квартира которой находится в Вашингтоне. Повидимому, не случайно, что тихое «бухгалтерское» министерство периодически сотрясают коррупционные скандалы, а средства стабилизационного фонда, по мнению некоторых экономистов, «хранятся» в «радиоактивных» американских ценных бумагах. Сам же Кудрин, видимо, в знак благодарности к нему со стороны нашего населения был признан англичанами лучшим министром финансов «развивающихся стран». Вообще говоря, склонность к оккультизму и вовлечённость в сектантское движение плохо уживаются с тем, что называют гуманистическими или духовными ценностями. Одним из примеров тому оккультные пристрастия верхушки третьего рейха, другой – бурное распространение оккультизма в СССР накануне заката коммунистического режима. смотреть

СЕКТА

(sect) религиозное, а иногда и светское, социальное движение, характеризующееся отрицанием ортодоксальных религиозных и/или светских учреждений, доктрин, действий, например, шекеры, квакеры, амиши. Социологи идентифицировали сектантство с относительно низким уровнем институционализации и с тенденцией к ереси. Эрнст Трельч (1912) провел различие между *церквами* и *сектами* (см. также Церковно-сектантская типология). Если первые были охарактеризованы как консервативные, ортодоксальные, иерархические, тираниченные традиции и ритуалы, обладающие высокой степенью организации и институционализации, то вторые как радикальные, эгалитарные, проявляя низкую степень организации и институционализации. *Сектанты* ценили непосредственную деятельность выше ритуальной практики. Трельч считал секту и церковь полярными противоположностями. Его работа посвящалась сектантским движениям в рамках христианства и, следовательно, едва ли применима вне этого контекста, в частности, к странам *третьего мира*, где особенно много сектантских движений. Позже Брайан Уилсон (1973) признал *секты* *самоотличаемыми движениями протеста*, направленными не обязательно против ортодоксальных церквей, но и против государственных и других светских учреждений в обществе. Уилсон отвергает дихотомную модель Трельча и утверждает, что было бы полезно исследовать сектантские движения с точки зрения отношения между следующими социальными факторами: доктриной, степенью организации, формами ассоциации, социальной ориентации и деятельности. Их можно классифицировать по *ответам миру*. Многие сектантские движения проявляют определенную степень конфликта и напряженности по отношению и к религиозному, и к светскому социальному миру. Следовательно, сектанты часто желают добиться как избавления, так и спасения от ортодоксальных культурных форм, традиций, учреждений. Уилсон утверждает, что в их среде имеется по крайней мере семь возможных ответов миру и на *проблему зла*: *конверсионистский*, *революционный*, *интроверсионный*, *манипуляционный*, *чудотворческий*, *реформистский* и *утопический*. Выйдя за пределы степени организации и доктринной ереси, можно исследовать сектантские движения, возникшие вне христианской культуры. См. также Культ; Милленарызм и милленаристское движение; Грузовой культ; Религия; Магия; Социология религии; Новые религиозные движения. смотреть

СЕКТА

СЕКТА

организованная группа людей, замкнувшихся в рамках узкого религиозного учения, противоречащего учению господствующей Церкви и не совпадающего с интерес. смотреть

СЕКТА

СЕКТА

СЕКТА

СЕ́КТА, и, ж.1. Релігійна громада, що відокремилася від панівної церкви.[Кай Летіцій:] Друже, ми не знаєм, які та секта наставля тенета на неофітів (Ле. смотреть

СЕКТА

СЕКТА

СЕКТА

братство, принявшее отдельное учение; раскол Сектатор — принадлежащий к известной секте Ср. Отпечаталась в его памяти невзрачная и чуть не подленькая ф. смотреть

СЕКТА

СЕКТА

СЕКТА

СЕКТА

СЕКТА

-ы, ж. 1.Религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви.В Урене что ни двор, то новая вера; тут есть всякие секты раскола. М. Пришвин, Свет. смотреть

СЕКТА

СЕКТА

СЕКТА

Организация (группа лиц), замкнувшаяся в своих интересах (как правило, культовых, религиозных или антирелигиозных), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им. Как правило секты противопоставляют себя общепризнанной в данно

СЕКТА

1) Орфографическая запись слова: секта2) Ударение в слове: с`екта3) Деление слова на слоги (перенос слова): секта4) Фонетическая транскрипция слова сек. смотреть

СЕКТА

СЕКТА

ж1) рел. tarikatсе́кта си́нхов — Şıh tarikatı2) перен. sektСинонимы: альмагада, бабизм, джайна, езиды, нанак-шахи, нанакизм, павликианство, поморщина. смотреть

СЕКТА

секта סֶקטָה נ’; כַּת נ’ [ר’ כִּיתוֹת]; כִּיתָה נ’* * *כיתהכתСинонимы: альмагада, бабизм, джайна, езиды, нанак-шахи, нанакизм, павликианство, поморщин. смотреть

СЕКТА

Заимств. в Петровскую эпоху из нем. яз., где Secte < лат. secta < secta (pars) «отколовшаяся» (часть), прич. от secare «колоть, сечь, разделять». смотреть

СЕКТА

1) рел. 教派 jiàopài, 宗派 zōngpài2) перен. 派別 pàibié, 宗派 zōngpài, 小系派 xiǎoxìpàiСинонимы: альмагада, бабизм, джайна, езиды, нанак-шахи, нанакизм, павликиа. смотреть

СЕКТА

СЕКТА

СЕКТА

термин, получивший распространение в прошлом веке и означающий группу добровольных приверженцев религиозной или политической доктрины, которые отделяют себя от господствующей религии или политической идеологии. В социологии религии М.Вебера секты представляют собой первичные формы религиозной организации, членство в которых подразумевает соответствие некоторым личностным и моральным критериям. смотреть

СЕКТА

(1 ж); мн. се/кты, Р. сектСинонимы: альмагада, бабизм, джайна, езиды, нанак-шахи, нанакизм, павликианство, поморщина, пятидесятник, разряд, саентологи. смотреть

СЕКТА

СЕКТА

СЕКТА

СЕКТА

се́ктаСинонимы: альмагада, бабизм, джайна, езиды, нанак-шахи, нанакизм, павликианство, поморщина, пятидесятник, разряд, саентология, тетрада, толк, уп. смотреть

СЕКТА

СЕКТА

СЕКТА

-и, ж. 1) Релігійна громада, що відокремилася від панівної церкви. 2) перен. Відокремлена група осіб, що замкнулась у своїх вузьких групових інтересах. смотреть

СЕКТА

секта се́ктаначиная с Петра (Смирнов 273), народн. также сект м. (Мельников 8, 108). Первое, возм., через нем. Sekte – форма м. рода – из франц. sесtе. смотреть

СЕКТА

СЕКТА секты, ж. (латин. secta, букв. отрезанная, отделенная). 1. Религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение. Секта баптистов. 2. перен. Отгородившаяся от общения с другими, замкнувшаяся в себе группа лиц (неодобрит.).

СЕКТА

1) Религиозная группа или община, отколовшаяся от господствующей церкви и признающая отличные от нее религиозные догматы и обряды. Для С. характерны фанатизм и замкнутость в узком кругу единомышленников. 2) (Перен.) группа лиц, замкнувшихся в своих мелких интересах, оторвавшаяся от народных масс. смотреть

СЕКТА

ж. 1) рел. setta 2) перен. fazione; setta Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: альмагада, бабизм, джайна, езиды, нанак-шахи, нанакизм, павликианство, поморщина, пятидесятник, разряд, саентология, тетрада, толк, упадишад, фарисса, хакабут, хлыстовство, циндики, чарвакасы, шекеры, ябаиты. смотреть

СЕКТА

Віросповідне відгалуження в рамках релігії, релігійна група, що виділилася з більшої спільноти (напр., Церкви) й утворила власну організацію; у мові су. смотреть

СЕКТА

секта ж Sekte f cСинонимы: альмагада, бабизм, джайна, езиды, нанак-шахи, нанакизм, павликианство, поморщина, пятидесятник, разряд, саентология, тетрад. смотреть

СЕКТА

начиная с Петра (Смирнов 273), народн. также сект м. (Мельников 8, 108). Первое, возм., через нем. Sekte – форма м. рода – из франц. sесtе. Источником этих слов является лат. sесtа (раrs) «отколовшаяся часть религиозной общины»: sесarе «резать»; см. Клюге-Гетце 558. смотреть

СЕКТА

Группа, которая придерживается определенного набора религиозных убеждений и практик. Секта обычно рассматривается как отдельное, особленное единство, с абстрактными идеалами, существующими внутри другой, большей религиозной организации. Ср. с культом. смотреть

СЕКТА

СЕКТА

Rzeczownik секта f sekta f

СЕКТА

Источник

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

flag ruflag uaflag mdflag grflag en

sobor

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности

Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)

Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата

Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»

В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви

Архив

Александр Дворкин заявляет о необходимости дать юридическое определение термина «секта»

Dvorkin 1

Президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект профессор Александр Дворкин предложил ввести в Уголовный кодекс РФ ряд понятий для более эффективного противодействия тоталитарным сектам, передает «Интерфакс».

«В Уголовный кодекс должны быть внесены такие термины, как «манипуляция сознанием» и «психологическое насилие». Именно они позволят нам действенно работать в борьбе с сектами», — сказал А. Дворкин во вторник на пресс-конференции в Москве.

Из-за нехватки соответствующих статей в Уголовном кодексе, по его мнению, в настоящий момент «буксует процесс с Грабовым».

А. Дворкин напомнил, что юридическое определение термина «секта» сегодня в России отсутствует, это слово употребляется обычно в религиоведческом и социологическом смыслах. Однако время для его юридического уточнения, равно как и для принятия отдельного закона о сектах, по мнению эксперта, «еще не настало».

«Если закон о сектах примут сегодня, мы проиграем. Предварительно необходима достаточная подготовка, нужно собрать серьезную юридическо-доказательную базу по борьбе с сектами», — подчеркнул профессор.

По его словам, точной статистикой количества сект в России сегодня не обладает никто, так как целенаправленный мониторинг их деятельности не ведется.

Однако, согласно данным А. Дворкина, в стране действует более 80 крупных сект, чья активность распространяется на более чем половину российских регионов. В определении количества мелких сект, по его словам, «счет идет на тысячи».

А. Дворкин также заявил, что сегодня в сектах состоят от 600 до 800 тыс. жителей России, из этого числа около 300 тыс. принадлежит к различным сектам неопятидесятников и примерно 150 тыс. — к секте «Свидетелей Иеговы».

Также к числу крупных сект А. Дворкин отнес общины мормонов, кришнаитов и богородичников.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: