секта это определение по обществознанию

СЕКТА

Смотреть что такое СЕКТА в других словарях:

СЕКТА

СЕКТА

секта ж. 1) Религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви. 2) перен. разг. Обособленная группа лиц, замкнувшаяся в своих узких групповых интересах.

СЕКТА

СЕКТА

СЕКТА

(от лат. secta — направление, школа) — тоталитарная религиозная организация, основанная на жестком эсхатологическом учении, отличающаяся крайним фанати. смотреть

СЕКТА

СЕКТА

СЕКТА ы, ж. secte f., пол. secta, нем. Secte. 1. Религиозная группа, отколовшаяся от господствующей церкви. СИС 1954. Вредная ненависть, обходя Христи. смотреть

СЕКТА

(лат. secta – учение, направление) – группа лиц, которой свойственны: 1. особый ритуал поклонения Богу или обожествляемому человеку; 2. изоляция от окружающей «злой» культуры; 3. наличие харизматического лидера. В отличие от секты, ересь есть ответвление официальной религии (Д.Майерс, 1997). Пребывание в секте может иметь долгосрочные и, возможно, необратимые негативные психологические последствия для её адептов («синдром секты»). Так, австралийских хакер Ассандж, взорвавший в 2010 г. своим разоблачительным сайтом мировое информационное пространство (на самом деле ничего неожиданного в публикуемых на его сайте секретных документах, не было), в детстве, по сообщениям СМИ, длительное время находился вместе со своей матерью в секте (с 11 до 16 лет), после выхода из которой она, секта, будто бы преследовала их в течение длительного времени. За сектой, как приписывают такое мнение Ассанджу, стояло австралийское правительство. Из пережитого хакером в секте, как предполагается, он вынес представление о государстве, как неизбежном источнике зла, с которым следует бороться всеми доступными средствами. Кроме того, он, ещё будучи учеником, сменил 37 школ, что объясняют наличием паранойи у него самого и у его матери. Адептами современных сект, вопреки ранее распространённому мнению, являются не только малообразованные и бедные, а, скорее, напротив, материально обеспеченные люди, те, у кого есть что отнять, особенно если учесть явно материалистические устремления основателей многих иди большинства таких сект. В армейском уставе США распространение сектанства в ряде стран относится к психологическому оружию. С этим некоторые авторы связывают буквально наводнение России разного рода деструктивными и, в основном, импортированными культами, назначение которых состоит в том, чтобы деморализовать, раздробить и пауперизиовать население страны. Таких сект в РФ, по некоторым сведениям, около 300. В частности, по сообщению газеты «Век», в ведомстве министерства финансов РФ Кудрина (теперь уже бывшего министра финансов), под руководством зам. министра Сергиенко была организована и велась активная работа ячейки последователей церкви христиан-адвентистов седьмого дня, штаб-квартира которой находится в Вашингтоне. Повидимому, не случайно, что тихое «бухгалтерское» министерство периодически сотрясают коррупционные скандалы, а средства стабилизационного фонда, по мнению некоторых экономистов, «хранятся» в «радиоактивных» американских ценных бумагах. Сам же Кудрин, видимо, в знак благодарности к нему со стороны нашего населения был признан англичанами лучшим министром финансов «развивающихся стран». Вообще говоря, склонность к оккультизму и вовлечённость в сектантское движение плохо уживаются с тем, что называют гуманистическими или духовными ценностями. Одним из примеров тому оккультные пристрастия верхушки третьего рейха, другой – бурное распространение оккультизма в СССР накануне заката коммунистического режима. смотреть

СЕКТА

(sect) религиозное, а иногда и светское, социальное движение, характеризующееся отрицанием ортодоксальных религиозных и/или светских учреждений, доктрин, действий, например, шекеры, квакеры, амиши. Социологи идентифицировали сектантство с относительно низким уровнем институционализации и с тенденцией к ереси. Эрнст Трельч (1912) провел различие между *церквами* и *сектами* (см. также Церковно-сектантская типология). Если первые были охарактеризованы как консервативные, ортодоксальные, иерархические, тираниченные традиции и ритуалы, обладающие высокой степенью организации и институционализации, то вторые как радикальные, эгалитарные, проявляя низкую степень организации и институционализации. *Сектанты* ценили непосредственную деятельность выше ритуальной практики. Трельч считал секту и церковь полярными противоположностями. Его работа посвящалась сектантским движениям в рамках христианства и, следовательно, едва ли применима вне этого контекста, в частности, к странам *третьего мира*, где особенно много сектантских движений. Позже Брайан Уилсон (1973) признал *секты* *самоотличаемыми движениями протеста*, направленными не обязательно против ортодоксальных церквей, но и против государственных и других светских учреждений в обществе. Уилсон отвергает дихотомную модель Трельча и утверждает, что было бы полезно исследовать сектантские движения с точки зрения отношения между следующими социальными факторами: доктриной, степенью организации, формами ассоциации, социальной ориентации и деятельности. Их можно классифицировать по *ответам миру*. Многие сектантские движения проявляют определенную степень конфликта и напряженности по отношению и к религиозному, и к светскому социальному миру. Следовательно, сектанты часто желают добиться как избавления, так и спасения от ортодоксальных культурных форм, традиций, учреждений. Уилсон утверждает, что в их среде имеется по крайней мере семь возможных ответов миру и на *проблему зла*: *конверсионистский*, *революционный*, *интроверсионный*, *манипуляционный*, *чудотворческий*, *реформистский* и *утопический*. Выйдя за пределы степени организации и доктринной ереси, можно исследовать сектантские движения, возникшие вне христианской культуры. См. также Культ; Милленарызм и милленаристское движение; Грузовой культ; Религия; Магия; Социология религии; Новые религиозные движения. смотреть

СЕКТА

СЕКТА

организованная группа людей, замкнувшихся в рамках узкого религиозного учения, противоречащего учению господствующей Церкви и не совпадающего с интерес. смотреть

СЕКТА

СЕКТА

СЕКТА

СЕ́КТА, и, ж.1. Релігійна громада, що відокремилася від панівної церкви.[Кай Летіцій:] Друже, ми не знаєм, які та секта наставля тенета на неофітів (Ле. смотреть

СЕКТА

СЕКТА

СЕКТА

СЕКТА

братство, принявшее отдельное учение; раскол Сектатор — принадлежащий к известной секте Ср. Отпечаталась в его памяти невзрачная и чуть не подленькая ф. смотреть

СЕКТА

СЕКТА

СЕКТА

СЕКТА

-ы, ж. 1.Религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви.В Урене что ни двор, то новая вера; тут есть всякие секты раскола. М. Пришвин, Свет. смотреть

СЕКТА

СЕКТА

СЕКТА

Организация (группа лиц), замкнувшаяся в своих интересах (как правило, культовых, религиозных или антирелигиозных), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им. Как правило секты противопоставляют себя общепризнанной в данно

СЕКТА

1) Орфографическая запись слова: секта2) Ударение в слове: с`екта3) Деление слова на слоги (перенос слова): секта4) Фонетическая транскрипция слова сек. смотреть

СЕКТА

СЕКТА

ж1) рел. tarikatсе́кта си́нхов — Şıh tarikatı2) перен. sektСинонимы: альмагада, бабизм, джайна, езиды, нанак-шахи, нанакизм, павликианство, поморщина. смотреть

СЕКТА

секта סֶקטָה נ’; כַּת נ’ [ר’ כִּיתוֹת]; כִּיתָה נ’* * *כיתהכתСинонимы: альмагада, бабизм, джайна, езиды, нанак-шахи, нанакизм, павликианство, поморщин. смотреть

СЕКТА

Заимств. в Петровскую эпоху из нем. яз., где Secte < лат. secta < secta (pars) «отколовшаяся» (часть), прич. от secare «колоть, сечь, разделять». смотреть

СЕКТА

1) рел. 教派 jiàopài, 宗派 zōngpài2) перен. 派別 pàibié, 宗派 zōngpài, 小系派 xiǎoxìpàiСинонимы: альмагада, бабизм, джайна, езиды, нанак-шахи, нанакизм, павликиа. смотреть

СЕКТА

СЕКТА

СЕКТА

термин, получивший распространение в прошлом веке и означающий группу добровольных приверженцев религиозной или политической доктрины, которые отделяют себя от господствующей религии или политической идеологии. В социологии религии М.Вебера секты представляют собой первичные формы религиозной организации, членство в которых подразумевает соответствие некоторым личностным и моральным критериям. смотреть

СЕКТА

(1 ж); мн. се/кты, Р. сектСинонимы: альмагада, бабизм, джайна, езиды, нанак-шахи, нанакизм, павликианство, поморщина, пятидесятник, разряд, саентологи. смотреть

СЕКТА

СЕКТА

СЕКТА

СЕКТА

се́ктаСинонимы: альмагада, бабизм, джайна, езиды, нанак-шахи, нанакизм, павликианство, поморщина, пятидесятник, разряд, саентология, тетрада, толк, уп. смотреть

СЕКТА

СЕКТА

СЕКТА

-и, ж. 1) Релігійна громада, що відокремилася від панівної церкви. 2) перен. Відокремлена група осіб, що замкнулась у своїх вузьких групових інтересах. смотреть

СЕКТА

секта се́ктаначиная с Петра (Смирнов 273), народн. также сект м. (Мельников 8, 108). Первое, возм., через нем. Sekte – форма м. рода – из франц. sесtе. смотреть

СЕКТА

СЕКТА секты, ж. (латин. secta, букв. отрезанная, отделенная). 1. Религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение. Секта баптистов. 2. перен. Отгородившаяся от общения с другими, замкнувшаяся в себе группа лиц (неодобрит.).

СЕКТА

1) Религиозная группа или община, отколовшаяся от господствующей церкви и признающая отличные от нее религиозные догматы и обряды. Для С. характерны фанатизм и замкнутость в узком кругу единомышленников. 2) (Перен.) группа лиц, замкнувшихся в своих мелких интересах, оторвавшаяся от народных масс. смотреть

СЕКТА

ж. 1) рел. setta 2) перен. fazione; setta Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: альмагада, бабизм, джайна, езиды, нанак-шахи, нанакизм, павликианство, поморщина, пятидесятник, разряд, саентология, тетрада, толк, упадишад, фарисса, хакабут, хлыстовство, циндики, чарвакасы, шекеры, ябаиты. смотреть

СЕКТА

Віросповідне відгалуження в рамках релігії, релігійна група, що виділилася з більшої спільноти (напр., Церкви) й утворила власну організацію; у мові су. смотреть

СЕКТА

секта ж Sekte f cСинонимы: альмагада, бабизм, джайна, езиды, нанак-шахи, нанакизм, павликианство, поморщина, пятидесятник, разряд, саентология, тетрад. смотреть

СЕКТА

начиная с Петра (Смирнов 273), народн. также сект м. (Мельников 8, 108). Первое, возм., через нем. Sekte – форма м. рода – из франц. sесtе. Источником этих слов является лат. sесtа (раrs) «отколовшаяся часть религиозной общины»: sесarе «резать»; см. Клюге-Гетце 558. смотреть

СЕКТА

Группа, которая придерживается определенного набора религиозных убеждений и практик. Секта обычно рассматривается как отдельное, особленное единство, с абстрактными идеалами, существующими внутри другой, большей религиозной организации. Ср. с культом. смотреть

СЕКТА

СЕКТА

Rzeczownik секта f sekta f

СЕКТА

Источник

Значение слова «секта»

android bar znachenije

1. Религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви. В Урене что ни двор, то новая вера; тут есть всякие секты раскола. М. Пришвин, Светлое озеро.

2. перен. Группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах, оторванная от народных масс.

[От лат. secta — учение, направление, школа]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Латинскому слову лат. secta в древнегреческом языке соответствует слово др.-греч. αἵρεσις — ересь. Понятия «ересь» и «секта» в этих языках тождественные.

СЕ’КТА, ы, ж. [латин. secta, букв. отрезанная, отделенная]. 1. Религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение. С. баптистов. 2. перен. Отгородившаяся от общения с другими, замкнувшаяся в себе группа лиц (неодобрит.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

се́кта

1. религиозная община, проповедующая идеи, не признаваемые господствующей церковью ◆ Наконец, в раннем исламе с его идеей «цепи пророков», последним из которых является Мухаммед, можно увидеть и черты гностической ереси: именно такую идею провозглашала известная гностическая секта манихейцев. Рафаил Нудельман, «Тайны вечных книг: ученые исследуют Коран», 2003 г. (цитата из НКРЯ)

2. перен. обособленная группа людей, замкнувшаяся в своих узких групповых интересах ◆ Это была секта кустарей ― продавцов отретушированных, грубо подкрашенных анилиновыми красками трафаретных карточек со всякой неподцензурной всячиной; … Александр Иличевский, «Перс», 2009 г. (цитата из НКРЯ)

3. перен. любая обособленная группа людей ◆ Я даже огорчаться не смею. Я низшая секта, неприкасаемый. Слышал мой разговор с Колькой? Василий Гроссман, «Жизнь и судьба», 1960 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

USSR botПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: курьёзность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Секта

В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты.

250px Catalogue of Sects

magnify clip

Содержание

Определения

— Религиоведение. Энциклопедический словарь. [19]

— Новейший словарь религиоведения. Ростов н/Д: Феникс, 2010. [20]

СЕКТА (религиозная) — отколовшаяся от основного или господствующего религиозного вероисповедания группа верующих, придерживающаяся своих взглядов и толкований его отдельных догматов, обрядов, поучений и т. п. Для С. характерны замкнутость, обособленность, претензии на исключительность своей роли. Термин «С.» не употребляется (кроме единичных случаев) в нормативных актах РФ. В принципе любая С. может в соответствии с ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. зарегистрироваться как религиозная организация или действовать как религиозная группа, если проповедуемое ею вероучение и исполнение религиозных обрядов не сопряжены с причинением вреда здоровью граждан или с иными посягательствами на их личность и права либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей.

— Большой юридический словарь [21]

Энциклопедии и словари

— Новая иллюстрированная энциклопедия [23]

Происхождение понятия

В латыни слово secta имело [14] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] следующие значения:

Слово «секта» в древнеримской литературе

Древнеримский философ и ритор Цицерон называл сторонников Марка Антония сектантами, также использовал слово секта по отношению к философским школам

30px Aquote1 (120) Потому я и одобряю, мой Брут, что ты избрал себе в наставники ту школу философов, в учениях и предписаниях которой философское рассуждение соединяется с приятным и обильным красноречием. [38]

Quo magis tuum, Brute, iudicium probo, qui eorum [id est ex vetere Academia] philosophorum sectam secutus es, quorum in doctrina atque praeceptis disserendi ratio coniungitur cum suavitate dicendi et copia [39]

Древнеримский историк Тацит писал в «Анналах» (лат. Annalium;Annales) о секте (школе) стоиков (Stoicae sectae) и «Истории» (лат. Historiae) о секте (школе) киников (Cynicam sectam) [14] [40]

30px Aquote1 Анналы.Книга XVI 32.: «. Этот клиент Сорана, подкупленный, чтобы погубить друга, носил личину последователя стоической школы. » [41]

Анналы. Книга XIV 57.: «…Плавт, располагая большими средствами, даже не притворяется, что ищет покоя, но открыто выражает свое преклонение перед древними римлянами, во всем подражает им и усвоил высокомерие стоической школы, приверженцы которой отличаются вызывающим самовольством…» [43]

57. Plautum magnis opibus ne fingere quidem cupidinem otii sed veterum Romanorum imitamenta praeferre, adsumpta etiam Stoicorum adrogantia sectaque quae turbidos et negotiorum adpetentis faciat. [44]

История. Книга IV 40.: «…все хвалили Музония за то, что он добился столь справедливого возмездия, и, напротив того, с презрением говорили о Деметрии, философе из секты киников, который, руководствуясь не чувством справедливости, а одним лишь тщеславием, взялся защищать заведомого преступника…» [45]

Liber IV. 40:«. insignis publica severitate dies ne privatim quidem laude caruit. iustum iudicium explesse Musonius videbatur, diversa fama Demetrio Cynicam sectam professo, quod manifestum reum ambitiosius quam honestius defendisset: ipsi Publio neque animus in periculis neque oratio suppeditavit. » [46]

Древнеримский философ и поэт Сенека в своём произведении «Нравственные письма к Луцилию» или «Письма к Луцилию» (лат. Epistulae morales ad Lucilium) сектой, в смысле философской школы, называл школу стоиков, к которой сам же и принадлежал, а также, в значении медицинского сообщества, говорил о «секте Гиппократа» и «секте Асклепиада» и «секте Темисона» :

30px Aquote1 Письмо LXXXIII (9): «. Зенон, великий муж основатель нашей школы, столь стойкой и незапятнанной, хочет отпугнуть нас от пьянства. » [47]

Liber LXXXIII [9]: «. Vult nos ab ebrietate deterrere Zenon, vir maximus, huius sectae fortissimae ac sanctissimae conditor. » [48]

Письмо XCV [9]: «…Поэтому у Гиппократа — своя школа, у Асклепиада — своя, и своя — у Темисона…» [49]

Liber XCV [9]: «. Itaque alia est Hippocratis secta, alia Asclepiadis, alia Themisonis. » [50]

Древнеримский ритор Квинтилиан писал в своём трактате «Наставление оратору», или «Риторические наставления» (лат. «De institutione oratoria») о «сектах» стоиков и эпикурейцев к применял слово секта к философским школам:

30px Aquote1 Книга III, Глава I [18]:«. Риторы сии держались различных мнений, и последователи их, по обычаю Философских сект или толков, именовались Аполлодорцами и Феодорейцами. » [51]

Caput I, XVIII.: «. Hi diversas opiniones tradiderunt appellatique inde Apollodorei ac Theodorei ad morem certas in philosophia sectas sequendi. » [52]

Книга III, Глава I [22]: «…Однако после толикого числа знаменитых мужей не возбраняется, думаю, и мне изъявить в некоторых случаях свое мнение. Я не ослеплен никаким предрассудком, никакой секте или толкам других не предан; я старался собрать в одно место многими изобретенное; тем и другим воспользоваться предоставляю читателю, и буду доволен, когда заслужу одобрение за мою, по крайней мере, точность там, где ум похвалить не за что…» [51]

Caput I, XXII.:«. Non tamen post tot ac tantos auctores pigebit meam quibusdam locis posuisse sententiam. Neque enim me cuiusquam sectae velut quadam superstitione inbutus addixi, et electuris quae volent facienda copia fuit, sicut ipse plurium in unum confero inventa, ubicumque ingenio non erit locus curae testimonium meruisse contentus. » [52]

Книга V, Глава VII [35]

Caput VII, XXXV.:«. His adicere si qui volet ea quae divina testimonia vocant, ex responsis oraculis ominibus, duplicem sciat esse eorum tractatum: generalem alterum, in quo inter Stoicos et Epicuri sectam secutos pugna perpetua est regaturne providentia mundus, specialem alterum circa partis divinationum, ut quaeque in quaestionem cadet. » [53]

Книга V, Глава XIII [59]

О «секте христиан» писал древнеримский писатель и юрист Плиний Младший в «Письмах к императору Траяну» (лат. Epistolae):

Письма, X 96. Г. Плиний императору Траяну: «. (2) Я немало колебался, надо ли делать какие-либо возрастные различия, или даже самые молодые ни в чем не отличаются от взрослых, дается ли снисхождение покаявшимся, или же тому, кто когда-либо был христианином, нельзя давать спуску; наказывается ли сама принадлежность к секте, даже если нет налицо преступления, или же только преступления, связанные с именем (христианина). Пока что я по отношению к лицам, о которых мне доносили как о христианах, действовал следующим образом. » (перевод Рановича А.Б.) [56]

2а. Epistolae, X LXXXXVI. С. Plinius Traiano Imperatori(2)Nec mediocriter haesitavi, sitne aliquod discrimen aetatum, an quamlibet teneri nihil a robustioribus differant; detur paenitentiae venia, an ei, qui omnino Christianus fuit, desisse non prosit; nomen ipsum, si flagitiis careat, an flagitia cohaerentia nomini puniantur. Interim, iis qui ad me tamquam Christiani deferebantur, hunc sum secutus modum. (Plimus der Jungere. Brife. Lateinisch und Deutsch. Von H. Kasten. Berlin, 1982. S. 640-644.)

LXXXXVII. Traianus Plinio: (1) Actum quem debuisti, mi Secunde, in excutiendis causis eorum, qui Christiani ad te delati fuerant, secutus es. (Plimus der Jungere. Brife. Lateinisch und Deutsch. Von H. Kasten. Berlin, 1982. S. 640-644.)

Древнеримский историк Флор в двухтомнике «Эпитомы Тита Ливия» (лат.Epitome de Tito Livio) употребляет слово «секта» для описания пастушеского племени первых римлян:

30px Aquote1 Том I Глава XLVII Параграф III. 12.: «. (2) Первые сто лет этого возраста, которые мы называем золотыми, – священны, благочестивы, без порока, без преступления; тогда была еще неподкупной и нетронутой первозданность этого пастушеского племени. » [57]

Liber I, XLVII.:«. Anacephalaeosis.:«Cuius aetatis superiores centum anni sancti, pii et, ut diximus, aurei, sine flagitio, sine scelere, dum sincera adhuc et innoxia pastoriae illius sectae integritas, dumque Poenorum hostium inminens metus disciplinas veteres continebat. » [58]

Древнеримский писатель Апулей использует в своих произведениях слово секта, как для обозначения философской школы, так для обозначения разбойничьей шайки:

. et ex disciplina sectae servato. » [60]

Книга VII,4: «…К тому же немало найдется людей, которые предпочтут унижениям и рабской жизни вступление в шайку, где каждый облечен властью чуть ли не тиранической…» [61]

«. nam et invitos terrore compelli et volentes praemio provocari posse nec paucos humili servilique vitae renuntiantes et instar tyrannicae potestatis sectam suam conferre malle. » [62]

Книга X, XXXIII: «…самые выдающиеся философы…» [63]

«. egregii philosophi sectam. » [64]

«. ut taceam scripta Diogenis Cynici et Zenonis Stoicae sectae conditoris, id genus plurima. » [66]

Слово «секта» в трудах христианских апологетов

В этом смысле ранняя христианская церковь подпадала под это понятие, поскольку являла собой обособленное религиозное сообщество, противопоставляемое её членами традиционным религиям языческого общества. Название «секта» по отношению к церкви применялось и самими христианами. Так, например, известный христианский апологет III века Тертуллиан полемизируя с языческими авторами, в ряде своих сочинений, где сравнивает раннехристианскую общину с философской школой, именует общину первых христиан сектой (christianae sectae, или Dei sectae):

I. [1] Si non licet vobis, Romani imperii antistites, in aperto et edito, in ipso fere vertice civitatis praesidentibus ad iudicandum palam dispicere et coram examinare, quid sit liquido in causa Christianorum, si ad hanc solam speciem auctoritas vestra de iustitiae diligentia in publico aut timet aut erubescit inquirere, si denique, quod proxime accidit, domesticis iudiciis nimis operata infestatio sectae huius obstruit defensioni: liceat veritati vel occulta via tacitarum litterarum ad aures vestras pervenire.

[6] At enim secta oditur in nomine utique sui auctoris. Quid novi, si aliqua disciplina de magistro cognomentum sectatoribus suis inducit? Nonne philosophi de auctoribus suis nuncupantur Platonici, Epicurei, Pythagorici? Etiam a locis conventiculorum et stationum suarum Stoici, Academici? Aeque medici ab Erasistrato et grammatici ab Aristarcho, coqui etiam ab Apicio?

V [2] Tiberius ergo, cuius tempore nomen Christianum in saeculum introivit, adnuntiatum sibi ex Syria Palaestina, quod illic veritatem ipsius divinitatis revelaverat, detulit ad senatum cum praerogativa suffragii sui. Senatus, quia non ipse probaverat, respuit; Caesar in sententia mansit, comminatus periculum accusatoribus Christianorum. [3] Consulite commentarios vestros; illic reperietis primum Neronem in hanc sectam cum maxime Romae orientem Caesariano gladio ferocisse. Sed tali dedicatore damnationis nostrae etiam gloriamur. Qui enim scit illum, intellegere potest non nisi grande aliquod bonum a Nerone damnatum. [4] Temptaverat et Domitianus, portio Neronis de crudelitate; sed, qua et homo, facile coeptum repressit, restitutis etiam quos relegaverat.

XXI. [1] Sed quoniam edidimus antiquissimis Iudaeorum instrumentis sectam istam esse suffultam, quam aliquanto novellam, ut Tiberiani temporis, plerique sciunt profitentibus nobis quoque, fortasse an hoc nomine de statu eius retractetur, quasi sub umbraculo insignissimae religionis, certe licitae, aliquid propriae praesumptionis abscondat,[27] Interim hic est ordo nostrae institutionis, hunc edidimus et sectae et nominis censum cum suo auctore. [29] Ut Iudaeis respondeamus, et ipsi deum per hominem Moysen colere didicerunt; ut Graecis occurram, Orpheus Pieriae, Musaeus Athenis, Melamp[h]us Argis, Trophonius Boeotiae initiationibus homines obligaverunt;

XXXVII.[8] Nunc enim pauciores hostes habetis prae multitudine Christianorum, paene omnium civi um paene omnes cives Christianos habendo. Sed hostes maluistis vocare generis humani potius quam erroris humani.

XXXVIII.[1] Proinde nec paulo lenius inter licitas factiones sectam istam deputari oportebat, a qua nihil tale committitur, quale de illicitis factionibus timeri solet.

XL.[7] Nondum Iudaeum ab Aegypto examen Palaestina susceperat, nec iam illic Christianae sectae origo consederat, cum regiones adfines eius, Sodoma et Gomorra, igneus imber exussit. Olet adhuc incendio terra, et si qua illic arborum poma, conantur oculis tenus, ceterum contacta cinerescunt.

XLIII.[2]Et tamen, quodcumque dispendium est rei vestrae per hanc sectam, cum aliquo praesidio compensari potest.

XLVI.[2] Sed dum unicuique manifestatur veritas nostra, interim incredulitas, dum de bono sectae huius obducitur, quod usu[i] iam et de commercio innotuit, non utique divinum negotium existimat, sed magis philosophiae genus.

L.[13] Nec quicquam tamen proficit exquisitior quaeque crudelitas vestra; illecebra est magis sectae. Plures efficimur, quotiens metimur a vobis: semen est sanguis Christianorum.

IV. [1] Sed dicitis sectam nomine puniri sui auctoris. Primo quidem sectam de auctoris appellationem mutuari utique probum. usitatumque ius est, dum philosophi quoque de auctoribus cognominentur Pythagorici et Platonici, ut medici Erasistratei et grammatici Aristarchii. [2] Itaque si ob auctorem malum mala secta, tradux mali nominis plectitur. Atquin temeritate praesumeretur. Prius erat cognoscere auctorem, ut cognosceretur secta, quam de secta inspectionem auctoris retinere. [3] At nunc necessario ignorando sectam, quia ig noratis auctorem, aut non recensendo auctorem, quia nec sectam recensetis, in solum nomen inpingitis, quasi in illo detinentes sectam et auctorem, quos omnino non nostis. [4] Et tamen philosophis patet libertas transgrediendi a uobis in sectam et auctorem et suum nomen, nec quisquam illis odium mouet, cum in mores ritus cultus uictusque uestros palam ac publice omnem eloquii amaritudinem elatrent, cum legum contemptu, sine respectu personarum, ut quidam etiam in principes ipsos libertatem suam inpune iaculentur.

V.[4] Quaerite sectam cui malitiae deputatur.

[1] His propositionibus responsionibusque nostris quas ueritas de suo suggerit, quotiens comprimitur et coartatur conscientia uestra, tacita ignorantiae suae testis, confugitis aestuantes ad arulam quandam, id est legum auctoritatem, quod utique non plecterent sectam istam, nisi de meritis apud conditores legum constitisset.

X.[18] Sed tamen et Gabinius consul Kalendis Ianuariis, cum uix hostias probaret prae popularium coetu, quia nihil de Serape et Iside constituisset, potiorem habuit senatus censuram quam impetum uulgi et aras institui prohibuit.

CAP. I. 1. Nos quidem neque expauescimus, neque pertimescimus ea quae ab ignorantibus patimur, cum ad hanc sectam, utique suscepta condicione eius pacti, uenerimus, ut etiam animas nostras exauctorati in has pugnas accedamus, ea quae Deus repromittit consequi optantes, et ea quae diuersae uitae comminatur pati timentes.

CAP. III. 1.Claudius Lucius Herminianus in Cappodocia, cum indigne ferens uxorem suam ad hanc sectam transisse, Christianos crudeliter tractasset, solusque in praetorio suo uastatus peste, conuiuis uermibus ebulisset: ‘Nemo sciat, aiebat, ne gaudeant Christiani aut sperent Christianae.’

CAP. IV.5.Ipse etiam Seuerus, pater Antonini, Christianorum memor fuit. Nam et Proculum Christianum qui Torpacion cognominabatur, Euhodiae procuratorem, qui eum per oleum aliquando curauerat, requisiuit et in palatio suo habuit usque ad mortem eius; quem et Antoninus optime nouerat, lacte Christiano educatus. 6. Sed et clarissimas feminas et clarissimos uiros Seuerus, sciens huius sectae esse, non modo non laesit, uerum et testimonio exornauit, et populo furenti in nos palam restitit.

CAP. V.4. Nec tamen deficiet haec secta, quam tunc magis aedificari scias, cum caedi uidetur. Quisque enim tantam tolerantiam spectans, ut aliquo scrupulo percussus et inquirere accenditur, quid sit in causa, et ubi cognouerit ueritatem et ipse statim sequitur.

Латинский термин «секта» использовался для перевода греческого слова «ересь» (др.-греч. αἵρεσις ), которое тоже сначала значило просто «учение, школа, направление».

Тот же Тертуллиан использовал слово «секта» в своём сочинении «О прескрипции против еретиков» (лат. «De praescriptione haereticorum») [70] по отношению к афинским философским школам:

VI.[7] Hinc illae fabulae et genealogiae interminabiles et quaestiones infructuosae et sermones serpentes uelut cancer, a quibus nos apostolus refrenans nominatim philosophiam [et inanem seductionem] contestatur caueri oportere scribens ad Colossenses : Videte ne qui sit circumueniens uos per philosophiam et inanem seductionem, secundum traditionem hominum, praeter prouidentiam Spiritus sancti. [8] Fuerat Athenis et istam sapientiam humanam affectatricem et interpolatricem ueritatis de congressibus nouerat, ipsam quoque in suas haereses multipartitam uarietate sectarum inuicem repugnantium.

Другой христианский апологет и ритор Лактанций использовал слово секта в своём сочинении «Семь книг божественных Установлений» (лат. «De divinis Institutionibus libri VII»), говоря о «множестве сект и лжеучений (ересей)» (plurimae sectae et haereses)

30px Aquote1 Книга IV Глава XXX: «. И пред их лицом, благоразумно нам знать то, о чём Он Сам и Его апостолы предупреждали, что появится множество сект и лжеучений, которые разделят единство святого тела; и поэтому призывали нас быть бдительными и трезвомыслящими, чтобы ни в какое из времён не попали в сети и не поддались на обман врага человеческого, с которым, самим Господом Богом, заповедано бороться. »

Liber IV Caput XXX.: «. Ante omnia scire nos conuenit, et ipsum, et legatos eius praedixisse, quod plurimae sectae et haereses haberent existere, quae concordiam sancti corporis rumperent, ac monuisse, ut summa prudentia caueremus, ne quando in laqueos et fraudes illius aduersarii nostri, cum quo nos Deus luctari uoluit, incideremus. » [71]

В то же время в переводах Basic English Bible (перевод Сэмюэла Хука 1941 год (англ. S. H. Hooke)) [81] и Darby Bible (перевод Джона Дарби, 1867 год) [82] вместо слова sect(s) либо используется слово division (подразделение), либо не используется никакое дополнительное слово.

Первым теологом введшим в обиход слово «секта», сообщив ему современный смысл, был немецкий реформатор и основоположник лютеранства — Мартин Лютер. В своей работе «Лекции по Посланию к Галатам» Лютер, полемизируя со своими противниками, отмечает следующее

По Лютеру, церковью являются лишь те, кто правильно проповедуют Евангелие и соблюдают все таинства, чему не следуют критикуемые им анабаптисты и прочие радикальные движения Реформации (спиритуалисты, социниане и другие). [85] Именно Мартин Лютер при переводе Вульгаты на немецкий язык вместо греческого слова «ересь» и латинизированного haeresis проставляет перешедшее в немецкий язык из латинского слово sekte в тех местах в Библии, где идёт речь о прямом и сознательном уклонении от догматов и ясно изложенной церковной истины [86] [87]

После Реформации окончательно установилось разграничение значений терминов: слово «секта» стало обозначать организацию или группу людей, а «ересь» — лжеучение, либо неортодоксальное учение, содержащееся сектой или деноминацией, причем это правило словоупотребления было обращено и в прошлое христианства (таким образом, можно, например, сказать, что секта севериан исповедовала монофизитскую ересь). [27]

Типология в науке

Типология «церковь-секта» Вебера-Трёльча [89]

Типология «секта-деноминация-церковь» Рейнгольда Нибура

В 1929 году американский теолог Рейнгольд Нибур добавил в эту схему понятие «деноминация». [89] [96] Преимущество системы Нибура по сравнению с предшествовавшей ей системой Вебера-Трёльча заключается в том, что Нибур рассматривает секту, лишь как переходное звено, которое может эволюционировать в деноминацию и церковью. [97] В то же время в русском языке понятие деноминация временами используется как общее слово для любых подразделений внутри отдельной религии (в том числе для секты и церкви), а церквами обычно именуются основные традиционные деноминации (православная церковь, католическая церковь, древневосточные церкви, англиканская церковь, лютеранская церковь и некоторые другие относящиеся к реформационному протестантизму). [98] [99]

Типология «культ-секта-деноминация-церковь» Говарда Беккера

Далее в 1932 году американский социолог Говард Пол Беккер (англ. Howard P. Becker) опираясь на опыт Вебера, Трёльча и Нибура предложил четырёхчленную систему развития религиозных объединений — «культ-секта-деноминация-церковь» [100] [101]

Особенности использования

В России

Понятия «секта», «сектантство» и «сектанты» не имеют чёткого научного определения, которое бы обозначало содержание и смысл этих понятий и было бы общепринятым в светском религиоведении. Не имея научного определения, эти понятия отсутствуют в российском законодательстве. Термин «секта» не употребляется (кроме единичных случаев) в нормативных актах Российской Федерации и других стран [21]

Ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН, доктор филологических наук В. Ю. Троицкий считает, что

В законодательстве России и судебной практике российских судов

Также слово «секта» в сочетании «тоталитарная секта» встречается ряде НПА федерального, регионального и местного значения (см. раздел)

В СМИ

В Европейском Союзе

В мае-июне 2001 г. во Франции был принят так называемый закон «Абу-Пикар» — Закон Франции «О предупреждении и пресечении сектантских течений, ущемляющих права и основные свободы человека». Его суть — не запрещение сект как таковых, тем более, что этот термин в нём не присутствует (термин «сектантские движения» присутствует только в названии закона и названии его главы 4), но уточнение уголовных санкций, применяемых против преступного поведения человека или организации. [108] [131]

Тоталитарные и деструктивные секты

Англоязычные соответствия

Понятие секты в буддизме и индуизме

См. также

Литература

Примечания

But there rose vp certaine of the sect of the Pharisees which beleeued, saying, that it was needfull to circumcise them, and to comand them to keepe the Law of Moses. (Acts 15:5)

Which knew me from the beginning, (if they would testifie) that after the most straitest sect of our religion, I liued a Pharisee. (Acts 26:5)

— King James Bible 1611

But there rose up certain of the sect of the Pharisees which believed, saying, That it was needful to circumcise them, and to command [them] to keep the law of Moses.(Acts 15:5)

Which knew me from the beginning, if they would testify, that after the most straitest sect of our religion I lived a Pharisee.(Acts 26:5)

— Oxford King James Bible (1769) edited by Benjamin Blayney

But there rose up certain of the sect of the Pharisees who believed, saying, It is needful to circumcise them, and to charge them to keep the law of Moses.Acts 15:5

having knowledge of me from the first, if they be willing to testify, that after the straitest sect of our religion I lived a Pharisee.Acts 26:5

Ac 5:17 Then the high priest rose up. Was stirred to action. Annas is, no doubt, meant. See PNT «Ac 4:6». All they that were with him. His sect, the Sadducees, co-operated with him. They were determined to stop the preaching of the resurrection. See PNT «Ac 4:1».Acts 5:17
Ac 15:5 There rose up certain of the sect of the Pharisees. Men of that sect who, like Paul, had become Christians, but unlike him had retained their Jewish bigotry. Perhaps some of them were Paul’s old friends. They seem to have sprung the controversy when the missionaries gave account of their work (Ac 15:4).15:5

Ac 26:5 I lived a Pharisee. The Jews all knew that he had been educated and had lived a Pharisee, the strictest of Jewish sects.Acts 26:5

— People’s Bible by Sidney Brichto

But there rose certain of the sect of the Pharisees, who believed, saying, That it was needful to circumcise them, and to command them to keep the law of Moses. Acts 15:5

Who knew me from the beginning, (if they would testify) that after the strictest sect of our religion, I lived a Pharisee.Acts 26:5

ut certain men who had belonged to the sect of the Pharisees but were now believers, stood up in the assembly, and said, «Yes, Gentile believers ought to be circumcised and be ordered to keep the Law of Moses.»Acts 15:5

For they all know me of old—if they would but testify to the fact—how, being an adherent of the strictest sect of our religion, my life was that of a Pharisee.Acts 26:5

But some of the sect of the Pharisees who believed rose up, saying, «It is necessary to circumcise them, and to command them to keep the law of Moses.»Acts 15:5

having known me from the first, if they are willing to testify, that after the strictest sect of our religion I lived a Pharisee.Acts 26:5

and there rose up certain of those of the sect of the Pharisees who believed, saying — `It behoveth to circumcise them, to command them also to keep the law of Moses.’Acts 15:5

knowing me before from the first, (if they may be willing to testify,) that after the most exact sect of our worship, I lived a Pharisee;Acts 26:5

But there arose some of the sect of the Pharisees that believed, saying: They must be circumcised, and be commanded to observe the law of Moses.Acts 15:5

Having known me from the beginning (if they will give testimony) that according to the most sure sect of our religion I lived a Pharisee.Acts 26:5

— Douay-Rheims Bible ed. by Richard Challoner [1752]

But the high priest and those who were with him (the Sadducees) were full of envy, Acts 5:17
But some of the Pharisees, who were of the faith, got up and said, It is necessary for these to have circumcision and to keep the law of Moses.Acts 15:5

And they are able to say, if they would give witness, that I was living as a Pharisee, in that division of our religion which is most regular in the keeping of the law.Acts 26:5

But some of the Pharisees, who were of the faith, got up and said, It is necessary for these to have circumcision and to keep the law of Moses.Acts 15:5

And they are able to say, if they would give witness, that I was living as a Pharisee, in that division of our religion which is most regular in the keeping of the law.Acts 26:5

But summe of the erise of Fariseis, that bileueden, risen vp, and seiden, That it bihoueth hem to be circumsidid, and to comaunde to kepe also the lawe of Moises.Acts 15:5

if thei wolen bere witnessing, that bi the moost certeyn sect of oure religioun, Y lyuede a Farisee.Acts 26:5

— Кантеров И.Я. Клерикализм – идеология духовного насилия./ Серия: Империализм: события, факты, документы; Реценз.: д.ф.н. Л.Н.Великович, к.ф.н. Ф.Г.Овсиенко. – М.: Педагогика, 1986. – 192 с.; [Подписано в печать 28.04.86]; Тираж 53 000 экз.

Когда через три часа, прошерстив почти всё законодательство, я не нашёл ни одного юридического определения секты, и не нашёл упоминания секты ни в одном законе, ни в одном нормативном акте, мне стало страшно. Оказывается, у нас в бытовом обиходе, лексиконе, существует это понятие как само собой разумеющееся, как почти «экстремизм», «контрабанда» и «взяточничество», а юридического определения нет.

Период, предшествовавший письменной фиксации буддийского канона, интересен прежде всего тем, что уже на данном этапе в рамках единой буддийской духовной традиции оформляются первые школы и направления. В специальной научной литературе эти школы часто именуются «сектами». Однако в данном случае слово «секта» никоим образом не связано с понятием ереси. Для буддистов еретики (тиртхики) — это последователи иных, небуддийских, религиозных доктрин, а любая школа, причислявшая себя к буддийскому вероучению, полностью признавала Слово Будды.

Некоторые буддийские направления послужили основой для формирования синкретических сект. Школа цзин ту («Чистой земли»), основывавшая свою доктрину на вере в спасительное обетование будды Запада Амитабхи (кит. Амито-фо) и перерождение в счастливой «Чистой земле», дала рождение сектантской традиции «Белого лотоса» — байлянь-цзао.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: