сарабанда это в музыке определение кратко

Сарабанда

902

903

904

Т. Л. Ляхова.

Полезное

Смотреть что такое «Сарабанда» в других словарях:

САРАБАНДА — (ит.). Танец с степенной музыкой, вошедший в употребление в XVI стол., во Франции, в балете и в обществе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. САРАБАНДА грациозный испанский танец с медленным тактом.… … Словарь иностранных слов русского языка

САРАБАНДА — (испанское zarabanda), 1) старинный испанский народный танец (3 дольный). С 17 в. придворный танец в странах Европы. 2) Часть инструментальной сюиты … Современная энциклопедия

САРАБАНДА — (исп. zarabanda) старинный испанский народный танец. В 17 18 вв. распространился в Зап. Европе как бальный танец. Музыкальный размер 3/4, 3/2 … Большой Энциклопедический словарь

САРАБАНДА — САРАБАНДА, сарабанды, жен. (исп. sarabanda). Медленный и плавный испанский народный танец. || Музыка к этому танцу, часто входящая в состав симфонических сюит (муз.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

сарабанда — сущ., кол во синонимов: 1 • танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Сарабанда — испанский танец, сочиненный в конце XVI стол. Вследствиенеобузданного и соблазнительного характера, С. была изгнана со сцены.Танцевали ее с сопровождением гитары или пения с флейтой и арфой.Позднее этот танец перешел во Францию в переработанном… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

САРАБАНДА — испанский танец, в 17 в. широко распространился у народов Европы … Этнографический словарь

Сарабанда — (испанское zarabanda), 1) старинный испанский народный танец (3–дольный). С 17 в. придворный танец в странах Европы. 2) Часть инструментальной сюиты. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

сарабанда — сарабанда, испанский танец, в XVII в. широко распространился у народов Европы … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Сарабанда — У этого термина существуют и другие значения, см. Сарабанда (значения). Сарабанда (исп. zarabanda) старинный испанский народный танец. История Изначально ведет происхождение из Латинской Америки, где являл собой танец соблазнение с… … Википедия

Источник

Сарабанда

Сарабанда (исп. zarabanda ) — старинный испанский народный танец.

История

Изначально ведет происхождение из Латинской Америки, где являл собой танец-соблазнение с использованием кастаньет и весьма откровенными объятиями партнеров. После нескольких не слишком удачных попыток католической церкви запретить его исполнение, начинается сознательное переосмысление танца, призванное снизить его популярность. Сарабанда исполняется на похоронах, и музыка к ней пишется на заказ в минорном ладе. В XVII—XVIII вв. облагороженный вариант этого танца распространился в Западной Европе как бальный танец, а ко второй половине XVIII в теряет популярность. Музыкальный размер 3/4, 3/2. Характерный ритм Та, Та и ти, та та-а.

Танцевали её с сопровождением гитары или пения с флейтой и арфой. Позднее этот танец перешел во Францию в переработанном виде, получив более благородный и величественный характер. Темп в обновленной сарабанде медленный, счёт в 3/4, форма двухколенная, то есть «квадратное» строение (каждое колено в восемь тактов).

Сарабанде из сюиты ре-минор для клавесина Генделя

Четвертая часть из сюиты ре-минор для клавесина (HWV 437) Генделя приобрела известность, когда оркестровая версия была использована Стенли Кубриком в фильме 1975 года Барри Линдон.

Ссылки

40px Wiki letter w.svg

Полезное

Смотреть что такое «Сарабанда» в других словарях:

САРАБАНДА — (ит.). Танец с степенной музыкой, вошедший в употребление в XVI стол., во Франции, в балете и в обществе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. САРАБАНДА грациозный испанский танец с медленным тактом.… … Словарь иностранных слов русского языка

САРАБАНДА — (испанское zarabanda), 1) старинный испанский народный танец (3 дольный). С 17 в. придворный танец в странах Европы. 2) Часть инструментальной сюиты … Современная энциклопедия

САРАБАНДА — (исп. zarabanda) старинный испанский народный танец. В 17 18 вв. распространился в Зап. Европе как бальный танец. Музыкальный размер 3/4, 3/2 … Большой Энциклопедический словарь

САРАБАНДА — САРАБАНДА, сарабанды, жен. (исп. sarabanda). Медленный и плавный испанский народный танец. || Музыка к этому танцу, часто входящая в состав симфонических сюит (муз.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

сарабанда — сущ., кол во синонимов: 1 • танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Сарабанда — испанский танец, сочиненный в конце XVI стол. Вследствиенеобузданного и соблазнительного характера, С. была изгнана со сцены.Танцевали ее с сопровождением гитары или пения с флейтой и арфой.Позднее этот танец перешел во Францию в переработанном… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

САРАБАНДА — испанский танец, в 17 в. широко распространился у народов Европы … Этнографический словарь

Сарабанда — (испанское zarabanda), 1) старинный испанский народный танец (3–дольный). С 17 в. придворный танец в странах Европы. 2) Часть инструментальной сюиты. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

сарабанда — сарабанда, испанский танец, в XVII в. широко распространился у народов Европы … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Источник

LiveInternetLiveInternet

Поиск по дневнику

Рубрики

Метки

Музыка

Подписка по e-mail

Статистика

История сарабанды

История сарабанды

САРАБАНДА — старинный испанский танец, известный с XVI века. Ранние испанские документы свидетельствуют также о связи сарабанды с латиноамериканским (в частности, мексиканским) танцевальным фольклором.

feature baroque music 3 fma

Этимология названия не установлена. Одни исследователи утверждают, что оно происходит от названия инструмента, служившего аккомпанементом при пении. Другие считают первоисточником еврейское слово Zara, что означает «ходить кружась», третьи — словосочетание sacra banda — церковный обряд в Испании, род крестного хода в страстную пятницу вокруг плащаницы. Единого мнения по поводу возникновения этого танца нет. Вероятно также, что сарабанда происходит от одного из видов танца урожая, распространенного в Андалусии с XI века.

Ранние формы сарабанды, очевидно, различались по образному строю и характеру. Поначалу это был народный танец живого, озорного, темпераментного характера, аккомпанементом которому служили кастаньеты, гитара, удары барабана. Его исполняли только женщины под песни, считавшиеся неприличными. «Танец-песня sarabanda, писали о нем современники, — неприличен по словам и отвратителен по движениям». Из дошедших до нашего времени источников можно узнать, что в 1583 году за исполнение его иезуиты изгоняли девушек из королевства, а мужчин, наказав 200-ми ударов плетьми, отдавали на 6 лет на галеры. Несколько позднее — уже в XVII в. — доносятся известия из Италии: «Горе нечестивцу, насадившему у нас этот варварский танец». У себя на родине сарабанда была запрещена Кастильским советом в 1630 году, попав в разряд непристойных танцев.

А вот так звучит современное исполнение сарабанды:

high five

Но все же, несмотря на запрет, сарабанда постепенно становится одним из популярных придворных танцев в Испании и приобретает торжественный, величавый характер. За пределы Испании попадает во 2-й четверти XVII века. Здесь она становится сольным парным танцем с более спокойным ритмом. В Париже сарабанду впервые исполняли на балу, данном Людовиком XIV в честь свадьбы герцога Бурбонского. Характер ее, по свидетельству очевидцев, был чопорный, медлительный. В Англии бытовал преимущественно быстрый тип танца, в немецких источниках того же периода содержатся обе ее разновидности.

Известный балетмейстер и педагог Карло Блазис в одном из своих трудов дает краткое описание сарабанды: «В этом танце каждый выбирает себе даму, к которой он неравнодушен. Музыка дает сигнал, и двое влюбленных исполняют танец, благородный, мерный, впрочем, важность этого танца нисколько не мешает удовольствию, а скромность придает ему еще больше грациозности; взоры всех с удовольствием следят за танцующими, которые исполняют различные фигуры, выражают своим движением все фазисы любви».

Впоследствии сарабанда стала также применяться во время торжественных погребений при отдании посмертных почестей усопшему (чем соответствует похоронному маршу XIX века).

Танец в XVII веке был важной частью придворного ритуала и жизненного уклада аристократии. Он даже менял политические реалии. В «Трех мушкетерах» Дюма не зря упоминается история с сарабандой, ставшая причиной ненависти кардинала Ришелье к королеве Анне Австрийской. (Сарабанда – испанский танец, который влюбленный в королеву кардинал, если верить мемуарам современников, станцевал перед Анной, жестоко высмеявшей поклонника). При дворе французских монархов танец процветал – его обожали оба Людовика, Тринадцатый и Четырнадцатый. В придворных спектаклях, балетах и маскарадах складывались балетные позиции, оттачивались па, происходила театрализация действия. И появились книги, в которых обобщался накопленный опыт. Учебник Фейе – итог нарастающего профессионализма. Автор впервые использовал специальные знаки нотации, в которых графически зафиксировал танцевальные фигуры. Кстати, Фейе придумал и слово «хореография» (от греческих слов «запись пляски»).

Первый печатный образец сарабанды содержится в сборнике 1606 г. В 1612 году М. Преториус опубликовал большое число сарабанд в сб. инструментальных пьес «Терпсихора». В источниках танец нередко фигурирует наряду с чаконой и сегидильей.

С середины XVII века сарабанда становится постоянной частью инструментальной танцевальной сюиты (в которой она занимает место перед заключительной жигой) и номером в опере и балете (Люлли «Триумф любви» и др.). Это способствовало кристаллизации ее жанровых признаков — медленный танец-шествие торжественно-сосредоточенного, скорбного характера, 3-дольный метр (3/4 или 3/2), акцент на второй доле такта.

Наивысшими достижениями в этом жанре являются сарабанды из инструментальных сюит Генделя и Баха.

f87ab84354a313537c81be4683bf3590

Фильм Ингмара Бергмана, который вышел на экраны в 2003 году (последняя работа знаменитого шведского кинорежиссёра), называется «Сарабанда» (швед. Saraband). По словам режиссёра, «Название вызывает ассоциации с замечательной виолончельной сюитой Баха. Сарабанда — это танец, который танцует пара… Фильм следует структуре сарабанды: здесь всегда присутствуют двое — во всех десяти сценах и в эпилоге». Среди музыки, звучащей в картине, есть и «Сарабанда» Иоганна Себастьяна Баха.

Сарабанда из Сюиты № 2 си минор И. С. Баха

Источник

Как народный танец стал похоронным маршем

В музыкальных и танцевальных энциклопедиях можно найти множество определений для испанского танца сарабанда. По одной версии, это резвый озорной танец с фривольным подтекстом, исполняемый одной или несколькими женщинами под сопровождение кастаньет. По другой – это медленный придворный танец. Третья обозначает сарабандой размеренный шаг похоронного шествия. Есть ещё и четвёртый вариант: коллективное исполнение вальса с характерным «испанским» движением рук. Какое же из этих определений верное?

Историческая справка

История сарабанды (исп. zarabanda) довольно запутанна. Авторитетные источники склонны считать родиной народного танца Андалусию. На южной оконечности Европы, переняв арабско-мавританские напевы, крестьяне справляли «Праздник урожая» и танцевали достаточно фривольный танец в размере ¾. Исполнялся он в паре (что сулило плодородие) или только женщинами. В качестве аккомпанемента выступали барабаны, кастаньеты и голосовое пение. Если проводить аналогию, то танец больше походил на вакханалию или языческие пляски. Сарабанда была настолько популярна, что о ней упоминали классики испанской литературы – М. де Сервантес, Лопе де Вега, Э. Наварро.

В XVI веке о ней писали так:

«Смелая девушка берет пару кастаньет, которыми она сильно стучит в такт своим красивым ногам; кавалер бьет в бубен; звеня от толчков, бубенчики словно предлагают девушке сделать прыжок; и, грациозно меняясь местами, они начинают танцевать, лаская взор красивыми сочетаниями [поз и движений]»

Темпераментными танцами сопровождались народные гуляния и сельские ярмарки. Живая музыка и озорные пляски не могли не привлечь внимание композиторов, а вместе с ними и католических священников. Первые пытались переложить музыку на ноты, вторые – запретить подобное фривольное поведение среди своих прихожан.

Бесовская пляска

Католические священнослужители всё больше выражали негодования народным, живым танцем. Его называли «бесовской пляской», «безобразием» и «насмехательством над Церковью». Само собой разумеется, что набожное испанское население и не думало как-либо выражать танцем свою неприязнь к религии. Просто люди желали хорошо провести время во время праздников. И за это их наказывали плетьми, накладывали штрафы и даже ссылали на галеры. По этой же причине именитые композиторы и не думали воссоздавать столь запретную музыку.

Священное шествие

Превращение подвижного народного танца в размеренное похоронное шествие произошло из-за своеобразной подмены понятий. Во-первых, в XVI веке было принято медленно шествовать с гробом на кладбище, а возвращаться быстро и приплясывая. Во-вторых, ритм сарабанды во многом соответствовал тем самым движениям, которые сопутствуют обходу скорбящих вокруг гроба при прощании в церкви. В-третьих, испанское слово zarabanda (собственно сарабанда) созвучно понятию Sacra Banda (с испанского – священное шествие). Произошло то же самое, что и с русским словом погост (постоялый двор) превратившимся со временем в синоним кладбища.

Преобразованию способствовали и переложения композиторов народной музыки на ноты. Поскольку каждая работа должна быть оплачиваема, то музыканты сочиняли композиции в угоду заказчикам. Так, сохраняя испанскую характерность и звучание, сарабанда постепенно становилась всё более размеренной. На протяжении сотни лет существовало две версии танца: медленная и быстрая. Отголоски этого противоречия ещё можно услышать среди сочинений Антонио Вивальди.

Придворный танец

В XVII веке французские танцмейстеры решили объединить обе версии сарабанды. В итоге получился медленный танец sarabande в размере 6/8, напоминающий менуэт. Пары величественно и целомудренно делали четыре шага вперёд и четыре шага назад. Грациозность исполнения и характерные для народного танца фигуры в замедленном ритме стали отличительной частью новой сарабанды. Вскоре из Франции танец распространился по всей Европе и стал достаточно популярным.

Темп сарабанды был гораздо медленнее менуэта и всё более подходил для траурных шествий. В литературе стали всё чаще встречаться пассажи «смерть танцует сарабанду», аллегорически обозначая случаи эпидемий.

Наиболее известные композиции

К написанию сарабанды прибегали многие из известных композиторов. Так, первой печатной версией считается сочинение Дж. Монтесардо, созданное им во Флоренции в 1606 году. Но ещё полувеком ранее созданная П. де Фреджо сарабанда использовалась для сопровождения погребального шествия. К сожалению, она не сохранилась до наших времён, а сам композитор был осуждён инквизицией.

В 1612 году М. Преториус издал сборник пьес «Терпсихора», значительную часть в которых занимали сарабанды. У Ж. Б. Люлли танец стал основой балетных спектаклей. А. Корелли в своём сборнике «Фолия» обыграл 23 вариации на тему народного танца испано-португальского происхождения.

Размеренный шаг, медленный темп, возврат к трёхдольному метру (3/4 или 3/2) с акцентом на второй доле – вот основные признаки сарабанды. В таком привычном виде её можно услышать у:

Неоклассические тенденции сарабанды встречаются у Дебюсси в «Образах», в балете И. Стравинского «Агон».

Использование сарабанды

Современный ритм жизни настолько скор, что медленная музыка настраивает слушателей на минорный лад. Не случайно все перечисленные выше композиции ныне входят в репертуар похоронных оркестров.

В кинематографе к жанру сарабанды обращались:

Возможно, вам будет интересно:

Источник

Значение слова «сарабанда»

android bar znachenije

1. Старинный испанский танец трехдольного размера, а также музыка к этому танцу.

2. Музыкальное произведение в ритме этого танца.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

САРАБА’НДА, ы, ж. [исп. sarabanda]. Медленный и плавный испанский народный танец. || Музыка к этому танцу, часто входящая в состав симфонических сюит (муз.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

сараба́нда

1. старинный испанский танец трёхдольного размера, а также музыка к этому танцу

2. музыкальное произведение в ритме этого танца

Делаем Карту слов лучше вместе

USSR botПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: забрызгать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «сарабанда&raquo

Предложения со словом «сарабанда&raquo

Сочетаемость слова «сарабанда&raquo

Понятия со словом «сарабанда»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «сарабанда&raquo

На балах у испанских королей танцевали медлительную павану или торжественную сарабанду, а на палубах кораблей английские матросы лихо отплясывали жигу.

Немало удивил бедняга всю семью, когда открылось однажды, что он превесело танцует менуэт à la Pompadour под музыку сарабанды.

Он решил, что умирает; вершины недалёких скал вертелись перед ним, а ещё выше, в небесной голубизне, отплясывало огненную сарабанду солнце.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: