4.3.2. Способы определения мгновенных поправок гирокомпаса
по пеленгу небесного светила (звезда, планета, Солнце, Луна), при их высотах не >15°и находящихся вблизиIвертикала;
по пеленгу Солнца, измеренного в момент его видимого восхода или захода;
по пеленгу звезды Полярная (íaМалой Медведицы).
( * ) Сущность и методика определенияDГК¢по пеленгам небесных светил рассматриваются при изучении дисциплины «Мореходная астрономия».
По взаимным пеленгам с теодолитным постом:
Рис. 4.5. Определение поправки гирокомпаса по взаимным
Пеленгам с теодолитным постом
Теодолит (рис. 4.5) выставляется в точке (т. О) видимой с судна (т.К).
Теодолит и пеленгаторный репитер примерно на одном уровне.
Теодолит сориентирован относительно километровой линии X = constпроекции Гаусса по известному дирекционному углу на вспомогательный ориентир.
Над центром теодолита и пеленгаторного репитера установлены световые ориентиры (электрические лампы).
Теодолитный пост имеет связь с судном. Взаимные измерения направлений производятся одновременно по сигналу с судна.
(4.9)
Схождение меридианов для т. К
(4.10)
Долгота осевого меридиана зоны
(4.11)
Номер зоны, в которой расположена заданная точка
. (4.12)
→ географические координаты места судна
По пеленгам отдаленного ориентира:
Рис. 4.6. Определение поправки гирокомпаса по пеленгам
Отдаленного ориентира
Положение ориентира Аизвестно (есть на карте) и он виден с судна (рис. 4.6).
Место судна (т. К) известно (j, lместа у стенки, причала, бочки).
Истинный пеленг ориентира измеряют по карте с помощью штурманского транспортира и параллельной линейки.
При использовании карты в нормальной проекции Меркатора – ,
где Р(Лок. П) – измеренный локсодромический пеленг;
y– ортодромическая поправка
(4.13)
где Dl– разность долгот двух точек (судна и ориентира);
При использовании топографической карты в проекции Гаусса
(4.14)
где a– дирекционный угол;
g– схождение меридианов.
Рис. 4.7. Определение поправки гирокомпаса по пеленгу створа
Компасный пеленг створа (рис. 4.7) измеряется в момент его пересечения (т. К).
Значение ИП(направление линии створа) указано на карте (250.0 0 ).
По сличению с другим курсоуказателем (рис. 4.8):
Рис. 4.8. Определение поправки гирокомпаса по сличению с другим курсоуказателем
Рассчитывается значение «сличения» –
Рассчитывается мгновенная поправка (DГК¢2) другого гирокомпаса:
(4.16)
Поправка гироазимута DГАна момент наблюдений определяется так же, как мгновенная поправкаГКпо формуле:
(4.17)
где КПГА– компасный (приборный) пеленг, измеренный с помощью пеленгатора на пеленгаторном репитере, курс на который транслируется от гироазимута.
Поправка гироазимута на заданный момент времени (DГАЗ)вычисляется по исходной поправкеГАи остаточной скорости ухода.
(4.18)
Остаточная скорость ухода ГА находится:
с помощью графика разностей курсов по ГКиГА.
(4.19)
Для определения величины с помощью графика разностей курсов следует:
– в течение 3 часов через каждые 10-15 мин. замечать ККГКиККГА;
– рассчитать разности курсов
; (4.20)
– построить график зависимости Рот времениt(рис. 4.9);
– провести плавную кривую разностей курсов;
– провести осредняющую прямую (АВ), которая характеризует уходГА;
– вычислить остаточную скорость ухода ГАпо формуле:
. (4.21)
Рис. 4.9. Определение поправки курсоуказателей с помощью графика разностей курсов
Если при ведении графика в момент Т0определяласьDГА0, то постоянная поправка гирокомпаса.
(4.22)
продолжительности ведения графика разностей курсов;
точности проведения осредняющей прямой АВ;
точности определения поправки DГА0.
Гирокомпас. От теории к практике.
Гирокомпас широко используется в морской навигации. Его главная привилегия перед магнитным компасом – находить истинный Северный полюс земли, в то время как магнитный компас находит магнитный Северный полюс.
Конструкция гирокомпаса:
Принцип действия
Не буду изобретать колесо, поделюсь тем, что уже было растолковано до меня в википедии:
Гирокомпас — это, по существу, гироскоп, то есть вращающееся колесо (ротор), установленное в кардановом подвесе, который обеспечивает оси ротора свободную ориентацию в пространстве.
Предположим, ротор начал вращаться вокруг своей оси, направление которой отлично от земной оси. В силу закона сохранения момента импульса, ротор будет сохранять свою ориентацию в пространстве. Поскольку Земля вращается, неподвижный относительно Земли наблюдатель видит, что ось гироскопа делает оборот за 24 часа. Такой вращающийся гироскоп сам по себе не является навигационным средством. Для возникновения прецессии ротор удерживают в плоскости горизонта, например, с помощью груза, удерживающего ось ротора в горизонтальном положении по отношению к земной поверхности. В этом случае сила тяжести будет создавать крутящий момент, и ось ротора будет поворачиваться на истинный север. Поскольку груз удерживает ось ротора в горизонтальном положении по отношению к земной поверхности, ось никогда не может совпадать с осью вращения Земли, только на экваторе они будут параллельны.
Определение поправки гирокомпаса
Гирокомпас относится к навигационным устройствам мостика судна и ежедневно используется для управления кораблем, обнаружения позиции и слежением за курсом. Но в зависимости от скорости судна,
курса и координат возникают неточности в показанных гирокомпасом данных. Чтобы избавиться от неточных данных прибора используются расчеты на поправки гирокомпаса.
Метод 1. По створам
Один из популярных способов определения поправки устройства – по створам. Движемся в сторону створ, изменяем и держим курс так чтобы створы были друг за другом, на одной линии. Держим курс примерно 1-2 минуты для лучшей достоверности полученных данных и снимаем курс с гирокомпаса. Полученный курс минус рекомендованный курс на навигационной карте будет равен погрешности гирокомпаса.
Минусы данного способа:
1. Створы не везде встретишь, только в портах или речках.
2. Не всегда есть возможность идти по створам, особенно когда судно управляется по рекомендациям лоцмана.
Метод 2. По пеленгам трех объектов на карте.
При навигации рядом с берегом можно попробовать данный способ.
Данный способ хорош, но придется снимать пеленги и координаты судна очень быстро, чтобы поправки вышли максимально точными.
Метод 3. Определение поправки гирокомпаса по солнцу, звёздам, луне и полярной звезде.
Определение поправки гирокомпаса по небеным светилам занимает чуть больше времени, поэтому чтобы вам не читать мутату, советую посмотреть следующие ролики, которые помогут разобраться как определять поправки гирокомпаса по небесным объектам.
Самый быстрый способ расчета поправки гирокомпаса будет сравнение данных с другим гирокомпасом, поправка которого известна.
Плюсы и минусы гирокомпаса
Преимущества:
1. Всегда показывает истинный Северный полюс земли.
2. Имеет несколько репитеров.
3. Может быть подключен к радару, авторулевому, эхолоту, электронной карте.
4. Не использует магнитные поля земли для получения данных.
5. Значения не будут искажены от внешних элементов как магнит, металл и т.д.
Недостатки:
1. Зависим от электричества.
2. Если показания гирокомпаса были сбиты, то потребуется время для настройки гирокомпаса. Если показания были сбиты на 20 градусов, то потребуется 5-6 часов для восстановления.
Судоводители каждый день используют гирокомпас для навигации в морях и реках.
Задумывались ли вы, как бы изменилась безопасность в море, если бы корабли все еще ходили по магнитным компасом?
Способы определения поправки компаса
ГК = ИП– КП ;
ГК= ИК– КК. (10)
Различие способов определяется лишь методикой получения истинного направления.
Определение поправки компаса по пеленгу навигационного створа. Навигационный створ представляет собой систему из двух-трех ориентиров, расположенных на линии с известным истинным направлением (рис. 7).
К= ИПСТВ– КПСТВ. (11)
Определение поправки гирокомпаса по пеленгу отдаленного ориентира. Способ применяется в порту, когда место стоянки судна у причала точно известно. В видимости с судна необходимо иметь отдаленный ориентир Р, нанесенный на карту (рис. 9).
Для определения поправки гирокомпаса место судна наносят на карту крупного масштаба и с этой карты измеряют истинный пеленг ИПрссудна на ориентир Р. Гирокомпасный пеленг ГКПр на этот же ориентир измеряют с помощью пеленгатора.
Поправка гирокомпаса рассчитывается по формуле:
Определение поправки компаса по пеленгу светила. Способ применяется в основном при плавании в открытом море, если погодные условия позволяют измерить компасный пеленг на небесное светило (Солнце, Луну, планеты, навигационные звезды). За истинный пеленг светила принимают счислимый азимут (расчетный пеленг) светила Ас, рассчитанный с использованием методов мореходной астрономии.
Поправка компаса рассчитывается по формуле:
Определение поправки компаса по сличению. Способ применяется для определения поправки компаса К , когда на судне имеется второй курсоуказатель, поправка которого известна. При этом два наблюдателя одновременно замечают показания курса судна по двум компасам КК1и КК2. Исправляя показания второго компаса известной поправкой
К , получают истинный курс судна ИК.
ИК1= КК+ΔМК, ИК2=ГКК+ΔГК. Исходя из понимания что ИК есть величина постоянная независимо каким измерителем получена уравняем эти два ИК.
ИК1=ИК2. тогда КК+ΔМК= ГКК+ΔГК. Если нам известна ΔМК то ΔГК получится
Если нам известна ΔГК то ΔМК получится
Расчет поправки магнитного компаса
Поправка магнитного компаса определяется по пеленгам отдаленного ориентира и по сличению, а также косвенно, как сумма магнитного склонения d и девиации d, по формуле
Магнитное склонение, указанное на карте (в районе счислимого места), необходимо привести к году плавания, для чего:
— рассчитать изменение магнитного склонения Dd:
где Dd1 — изменение магнитного склонения за один год (указывается в заголовке карты);
NK — год, к которому приведено склонение на карте (указывается в заголовке карты);
— рассчитать магнитное склонение dв год плавания:
где ½dK½ — абсолютная величина магнитного склонения, указанного на карте.
В формуле знак «плюс» использовать при увеличении абсолютной величины склонения, знак «минус» — при его уменьшении.
Девиацию выбирать из таблицы девиации по заданному компасному курсу. Если по снятому с карты истинному курсу требуется рассчитать КК, то девиацию из таблицы нужно выбратьсначала по магнитному курсу: МК=ИК- d
А затем уточнить по рассчитанному компасному курсу.
ПримерКомпасный курс по магнитному компасу КК=194°. Определить девиацию и рассчитать DМК, если приведенное к году плавания склонение d = —4,6°.
Решение. 1. Из таблицы по КК= 194° выбираем девиацию: 8 = +2,1°.
ПримерУправление рулем — по магнитному компасу. Какой ККзадать рулевому, чтобы судно перемещалось по истинному курсу 15,0°? Приведенное к году плавания склонение d = +2,3°.
Решение. 1. Рассчитываем магнитный курс по формуле: МК = 15,0 — 2,3= 12,7°.
2. По МК=12,7°, интерполируя, из таблицы девиации выбираем приближенное значение девиации: 8 = —2,6°.
3. Рассчитываем по формуле приближенную поправку компаса:
4. Рассчитываем приближенный КК по магнитному компасу:
5. По приближенному компасному курсу 15,3° из таблицы девиации выбираем уточненное значение девиации: 8 = —2,4°.
6. Рассчитываем уточненную поправку магнитного компаса:
7. Уточненный компасный курс: КК= 15,0° — (—0,1°) = 15,1°.
Поправка магнитного компаса изменяется с переменой курса (так как каждому курсу соответствует своя девиация). Для контроля на каждом курсе определяется DМК по сличению с гирокомпасом и рассчитывается по склонению и девиации. Расхождение между определенным по сличению значением поправки компаса и ее расчетным значением не должно превышать 1,0° для главного компаса и 1,5° для путевых компасов (при отсутствии резко переменного маневрирования и сильной качки).
Поправка компаса и способы ее определения 1 страница
Главная ось работающего гирокомпаса всегда устанавливается в плоскости так называемого гироскопического или компасного меридиана. Угол между истинным и гироскопическим (или просто компасным) меридианами носит название поправки гироскопического компаса.
В случаях, когда нордовая часть гироскопического меридиана отклонена от истинного меридиана к востоку, поправке гирокомпаса приписывается знак плюс, и наоборот, когда нордовая часть компасного меридиана отклонена от истинного к западу, поправка гирокомпаса имеет знак минус.
Рассмотрение рисунка позволяет при использовании гирокомпаса установить связь между истинными и компасными направлениями, выражающуюся формулами:
ИК = ККгк + ΔГК
ИП = КПгк + ΔГК (28)
Поправка гироскопического компаса и ее знак определяются по формулам:
Поправка гирокомпаса, вообще говоря, состоит из двух составляющих — постоянной и переменной. Однако здесь мы не будем рассматривать ее составляющие и причины, порождающие их. Это изучается в теории гирокомпасов. Мы будем рассматривать лишь результат — отклонение оси гирокомпаса от плоскости истинного меридиана и считать этот угол поправкой гирокомпаса ΔГК, которой следует исправлять все измеренные направления, если нужно получить истинные.
При пользовании магнитным компасом поправкой компаса будет являться угол, заключенный между нордовой частью истинного меридиана и нордовой частью компасного меридиана. Поправка магнитного компаса ΔМК может быть положительной, когда компасный меридиан отклонен от истинного к востоку, и отрицательной, когда компасный меридиан расположен к западу от истинного.
Поправка магнитного компаса, как видно из рисунка, представляет собой сумму двух ее составляющих: магнитного склонения и девиации магнитного компаса
Расчет истинных направлений по известным компасным направлениям и поправке магнитного компаса осуществляется по формулам:
Пример 2. С корабля, идущего ККмк = 70,0°, был измерен компасный пеленг на маяк КПмк = 44,5°. Для прокладки на карте необходимо знать ИП на маяк.
Решение. На КК выбираем из таблицы выше девиацию: δ = — 1,5°, а склонение снимаем с карты, на которой оно приведено к году плавания: d = — 2,4°.
Находим Δ МК = d + — 3,9°; ИП = КПмк + ` МК = 44,5° + (- 3,9°) = 40,6°.
Поправка компаса независимо от его типа определяется из наблюдений путем сравнения истинный направлений (курсов и пеленгов) с наблюденными компасными (или обратными компасными) направлениями:
Определение поправки компаса по пеленгу створа. Этот способ определения поправки компаса наиболее прост. Сущность способа состоит в том, что в момент пересечения створа производится измерение компасного или обратного компасного (при пользовании магнитным компасом) пеленга створа. Поправка компаса при этом получается из сравнения истинного направления линии створа с его измеренным компасным направлением (смотрите рисунок):
Определение поправки компаса по пеленгу ориентира, место которого нанесено на карту. Сущность этого способа состоит в сравнении истинного пеленга на отдаленный предмет с измеренным на него компасным пеленгом. Для этого необходимо, чтобы места корабля и наблюдаемого объекта (т. е. их координаты) в момент наблюдений были известны. Истинный пеленг с корабля на маяк может быть рассчитан (при известных координатах того и другого) аналитически или снят непосредственно с карты крупного масштаба, компасный пеленг измеряется с помощью компаса. Тогда определяемая поправка компаса найдется по формулам
Dmin = r * ctg mп = r / tg mп = r / mп *arc 1° = 50 * 57,3° / 0,2° = 8 миль.
Следовательно, чтобы определить с ошибкой, не превышающей mп = ±0,2° поправку компаса с якорной позиции по отдаленному ориентиру, нужно последний выбирать на расстоянии не менее 8 миль от места корабля.
Если почему-либо компасный пеленг измерить не представляется возможным, но может быть измерен КУ на него, то искомый КП может быть рассчитан по формуле
В этом случае одновременно с измерением курсового угла на ориентир необходимо заметить компасный курс.
Определение поправки компаса по сличению показаний двух курсоуказателей. Поправка компаса может быть определена путем сличения его показаний с показаниями другого компаса, поправка которого известна. Сущность способа состоит в том, что в один и тот же момент по сигналу замечаются курсы по обоим компасам. После наблюдений показания второго компаса исправляются его поправкой и из сравнения рассчитанного истинного курса с наблюденным компасным курсом исследуемого компаса находится искомая поправка
Определение поправки компаса по пеленгу небесного светила. Сущность способа состоит в том, что поправка компаса находится как разность рассчитанного истинного пеленга на небесное светило (Солнце, Луну, планету, звезду) и наблюденного на него компасного пеленга. Расчет истинного пеленга светила на момент наблюдения компасного пеленга производится по формулам сферической тригонометрии с применением специальных таблиц.. Вывод формул и порядок вычислений по ним подробно излагаются в мореходной астрономии (мы постараемся учебник по мореходной астрономии на сайте разместить в ближайшее время) и поэтому здесь не приводятся. Результаты вычислений истинного пеленга (ИП) на светило и наблюдений его с помощью компаса (КП) реализуются для получения искомой поправки компаса по формулам (32).
§ 16. Расчет компасных, магнитных и истинных направлений
В практике кораблевождения при определении (вычислении) направлений приходится решать задачи двух типов:
— по известным компасным направлениям определять для дальнейшего использования в прокладке истинные направления;
— по заданным (снятым с карты) истинным направлениям рассчитывать соответствующие им направления по компасу.
С первой задачей штурман встречается чаще всего при прокладке на карте курсов и пеленгов по результатам наблюдений. Вторая задача соответствует случаям, когда требуется рассчитать для рулевого курс по компасу, удерживая который корабль будет следовать по заданному истинному курсу. Такую же задачу приходится решать, когда требуется рассчитать, например, компасный пеленг на ориентир, соответствующий месту начала поворота корабля на новый курс. Решение задач первого типа иногда называют исправлением направлений или исправлением румбов, решение задач второго типа называют переводом направлений или переводом румбов. Расчет истинных направлений производится по формулам, а при необходимости строится чертеж. Все необходимые для этого формулы выведены в предыдущих параграфах. При решении задач магнитное склонение, девиацию и поправку компаса следует рассматривать как соответствующие поправки, которыми должны быть исправлены неверные, т. е. содержащие ошибки, направления для получения верных, истинных направлений.
Полезно запомнить, что для получения верной величины поправку следует придать с ее знаком к неверной (содержащей ошибку) величине. Применительно к рассматриваемым нами категориям верными надо считать истинные направления относительно магнитных и компасных, магнитные направления—относительно компасных. Для исправления компасного курса и компасного пеленга, наблюденных по гироскопическому компасу (репитеру), достаточно придать к ним поправку гирокомпаса и будут получены исправленные истинный курс и истинный пеленг:
ИК = ККгк + Δ ГК
ИП = КПгк + Δ ГК
Для исправления компасного курса и компасного пеленга, наблюденных по магнитному компасу, необходимо, во-первых, из таблицы выбрать девиацию (на аргумент КК), а с карты снять магнитное склонение. Придав девиацию и склонение к наблюденным компасным курсу и пеленгу, получают исправленные (истинные) курс и пеленг:
ИК = ККмк + d + δ = ККмк + Δ МК;
ИП = КПмк + d + δ = КПмк + Δ МК.
Решение. ИК = ККмк + d + δ = 104,0° + (+ 6,6°) + (- 3?5°) = 107,1°.
Пример 2. ИК= 216,0°, d = — 5,4°, δ — из таблицы. Рассчитать ККмк
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ ХОДА, ПРОЙДЕННОГО КОРАБЛЕМ РАССТОЯНИЯ И ПОПРАВКИ ЛАГА
§ 17. Определение пройденного кораблем расстояния по скорости хода и продолжительности плавания
Непрерывный учет перемещения корабля, совершающего плавание по водной поверхности Земли, необходим для определения его места на любой момент времени. Чтобы вести такой учет, необходимо знать направление движения корабля и расстояние, проходимое кораблем по этому направлению. Направление движения корабля определяется с помощью корабельных курсоуказателей. Проходимое кораблем расстояние S может быть определено несколькими способами, один из которых состоит в вычислении пройденного расстояния по формуле
S = Vt (33)
Продолжительность плавания t определяется с помощью корабельных измерителей времени (часов, секундомера). Скорость хода корабля может быть получена или из Таблицы соответствия скорости хода числу оборотов движителей, составленной на основе специальных испытаний, или по показаниям лага.
Скорости хода корабля при различных оборотах движителей (гребных винтов) периодически определяются на мерной линии (специальном полигоне). Мерные линии располагаются вблизи мест базирования кораблей в районах, допускающих необходимую свободу маневрирования и обеспечивающих требуемую точность производства измерений. Полигон должен быть по возможности укрыт от воздействия ветра и волнения моря с преобладающих в данном районе направлений; глубины моря на линии пробега должны быть достаточными, чтобы на определяемые скорости не сказывалось влияние мелководья; на полигоне не должно быть резко переменных течений, имеющих значительные скорости; оборудование полигона должно соответствовать избранному способу определения скоростей. Скорости хода могут быть определены различными способами, которые сводятся к измерению промежутков времени и расстояний, проходимых кораблем за эти промежутки.
На мерной линии (смотрите рисунок) направления и длины пробегов определены заблаговременно и зафиксированы на месте системой береговых створных знаков или плавучих средств оборудования, облегчающих производство наблюдений.
Для измерения расстояний с помощью радиолокационной станции на полигоне устанавливаются специальные пассивные отражатели или используются местные точечные ориентиры, хорошо видимые на экране РЛС и нанесенные на карту.
Для получения высокоточных обсервованных мест корабля, между которыми затем измеряются расстояния, необходимо, чтобы полигон находился в зоне действия высокоточных радионавигационных систем, а корабль имел соответствующие приемо-индикаторные устройства.
Для определения скоростей с помощью гидроакустической станции необходимо, чтобы полигон был оборудован подводными излучателями или приемниками звука. Если ни того, ни другого на полигоне нет, в качестве излучателя (или приемника) могут быть использованы корабли, устанавливаемые в строго определенных местах и вооруженные гидроакустическими станциями.
где V1 и V2— скорости хода при заданном числе оборотов винтов, определенные по результатам измерений на первом и втором пробегах. Число оборотов винтов N на заданном режиме работы двигателей определяется также как среднее из наблюденных на обоих пробегах
Если течение в районе мерной линии не остается постоянным, а равномерно изменяется, то делается последовательно три пробега (в одном направлении, обратно и снова в первоначальном направлении); скорость хода, свободная от влияния течения, и соответствующее ей число оборотов гребных винтов рассчитываются по формулам:
В тех случаях, когда скорость хода требуется определить с повышенной точностью или имеются основания предполагать, что скорость течения в районе полигона изменяется неравномерно, необходимо делать четыре пробега (поочередно в прямом и обратном направлениях). При этом средняя скорость, свободная от влияния течения, и соответствующее ей число оборотов рассчитываются по формулам:
Все пробеги при заданном режиме работы машин следует производить вдоль одной и той же линии. Это вызывается необходимостью сохранения по возможности одинаковых условий на всех галсах.
В изложенной выше последовательности производятся наблюдения и рассчитываются средние скорости (свободные от влияния течения) и соответствующее им число оборотов гребных винтов на нескольких основных режимах работы двигателей. По результатам обработки материалов измерений строится график зависимости скорости хода корабля от числа оборотов гребных винтов. График строится в прямоугольной системе координат: по оси абсцисс откладываются средние скорости в узлах, а по оси ординат среднее число оборотов винтов при данном режиме работы машин. Через точки, соответствующие результатам обработки наблюдений, проводится кривая V = f (N) зависимости скорости хода V от числа оборотов N винтов. Для достижения необходимой достоверности эта кривая должна наноситься не менее чем по пяти точкам. При меньшем числе точек график следует считать приближенным.
С вычерченного графика снимаются данные для составления Таблицы соответствия скорости хода числу оборотов движителей (гребных винтов), помещаемой в навигационном журнале. Такая таблица обычно составляется для различных скоростей с интервалом через один узел при нормальном водоизмещении корабля.
Таблица соответствия скорости хода оборотам движителей позволяет по числу оборотов винтов установить скорость, развиваемую кораблем. По известному времени движения корабля данной скоростью нетрудно произвести расчет пройденного расстояния, пользуясь формулой (33). Этот расчет удобно производить на логарифмической линейке или с помощью таблиц 27-а, 27-6 МТ (мореходных таблиц).
Число оборотов движителей на походе может несколько отличаться от заданного, поэтому время от времени его нужно контролировать. Для определения фактического числа оборотов гребных винтов пользуются тахометрами или суммарными счетчиками. При пользовании тахометрами контрольные отсчеты числа оборотов следует брать несколько раз через 5 или 10 мин, а затем вывести среднее число оборотов в минуту.
При пользовании суммарными счетчиками отсчеты по ним делаются в начале и в конце часа или получаса.
Таблица соответствия скорости хода числу оборотов винтов
(Нормальное водоизмещение Gн = 12 000 тонн)
Полный ход | Средний ход | Малый ход | |||
узлы | обороты винтов | узлы | обороты винтов | узлы | обороты винтов |
По разности отсчетов суммарных счетчиков рассчитывается число оборотов винтов в одну минуту. Если число оборотов винтов, определенное с помощью тахометров или суммарных счетчиков, не соответствует табличному, то скорость корабля выбирается из таблицы путем линейной интерполяции.
При расчетах пройденного кораблем расстояния S по скорости V и продолжительности t его плавания необходимо помнить, что выбираемая из таблицы скорость характеризует перемещение корабля относительно воды. В табличных данных не учитываются факторы, влияющие на скорость корабля: течение, ветер, волнение, отклонение водоизмещения и осадки от нормальных, крен и дифферент, обрастание корпуса и мелководье. Влияние на движущийся корабль любого из перечисленных факторов или любой совокупности их приводит к тому, что действительная скорость корабля на переходе отличается от скорости, выбранной из Таблицы (как правило, в меньшую сторону). Следовательно, в рассчитанном по скорости V и продолжительности плавания t пройденном расстоянии S содержится ошибка, величина которой зависит от того, насколько отличаются фактические условия данного плавания от условий, при которых производилось определение скоростей на мерной линии. Большей, чем по таблицам, точности в определении пройденного кораблем расстояния можно добиться при использовании для этой цели лага.
§ 18. Определение пройденного кораблем расстояния по показаниям лага
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет