определение понятия народная культура

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА

Полезное

Смотреть что такое «НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА» в других словарях:

Народная культура — культура, создаваемая в течение тысячелетий, путем естественного отбора, анонимными творцами – людьми труда, представителями народа, не имеющими специального и профессионального образования. Народную культуру составляют: религиозная… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА — (FOLK CULTURE) Термин, обозначающий культуру доиндустриальных обществ. Народная культура часто противопоставляется, с одной стороны, культуре индустриальных обществ, а с другой культуре простых или племенных обществ. См. также: Индустриальное… … Социологический словарь

Народная культура — Фольклор (англ. folklore) народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни … Википедия

“ТВОРЧЕСТВО ФРАНСУА РАБЛЕ И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РЕНЕССАНСА” — “ТВОРЧЕСТВО ФРАНСУА РАБЛЕ И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РЕНЕССАНСА” (М., 1965) монография М. М. Бахтина. Существовало несколько авторских редакций 1940, 1949/50 (вскоре после защиты в 1946 диссертации “Рабле в истории реализма”) и текст … Философская энциклопедия

Фольклор (традиционная и народная культура) — Фольклор (или традиционная и народная культура) есть совокупность основанных на традициях культурного сообщества творений, выраженных группой или индивидуумами и признанных в качестве отражения чаяний сообщества, его культурной и социальной… … Официальная терминология

Культура Германии — включает в себя культуру как современной Федеративной Республики Германия, так и регионов, составляющих современную Германию до её объединения: Пруссия, Бавария, Саксония и других. Более широкая трактовка «немецкая культура» включает в себя также … Википедия

Культура массовая — культура, доступная и понятная всем слоям населения и обладающая меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Поэтому быстро теряет актуальность и выходит из моды, но пользуется большой популярностью у молодежи, нередко… … Педагогический словарь

Культура Украины — Это статья является частью серии статей о народе Украинцы … Википедия

Культура Монголии — Содержание 1 Традиционная культура 1.1 Языковое наследие … Википедия

Источник

Сущность и характеристика понятия «русская народная культура» в научно-педагогической литературе

Сущность и характеристика понятия «русская народная культура» в научно-педагогической литературе

Мир культуры, с которым человек сталкивается ежедневно, многогранен. Он представляет собой большое количество самых разных культурных форм, текстов, практик. Культура (от лат. сultura – возделывание, воспитание, развитие) – «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности социума; совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни».

Этнографы делят культуру на материальную и духовную. Ядро культуры составляют ценности и исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения.

Одним из самых противоречивых и ускользающих типов культуры является народная культура. Она несет в себе народную мудрость, просвещает и наделяет людей определенным видением окружающего мира. Народная культура до сих пор представляет для культурологов, этнологов, историков, филологов сложный феномен, который малоизучен в гуманитарной науке. Ученые и сегодня спорят о статусе народной культуре и ее видах, о носителях народной культуры и той нише, которую занимает данная культура сегодня.

Народная культура – это явление далеко не современное. Она возникла в далеком прошлом, а в наши дни мы наблюдаем самые устойчивые ее проявления. Интерес к народной культуре сегодня неслучаен. Это связано с поиском корней нашей духовности и ментальности, а также необходимостью приобщиться в эпоху глобализации к основам народности.

Именно в недрах народной культуры скрыта суть народного духа и культурной идентичности народа, которая питает коллективное самосознание и влияет на современную культуру.

Народная культура представляет собой определенный тип культуры, который отражает народный уклад, образ жизни, а также создается и передается народом на протяжении длительного периода времени.

Народная культура отражает мировоззрение, представления, традиции и идеалы этнической или национальной культуры (например, русской).

В трансляции этнокультурных ценностей в настоящее время особая роль принадлежит образованию, одна из главных задач которого состоит в том, чтобы помочь молодому поколению обрести себя в творчестве и сформировать собственный культурный образ. Произведения русской народной культуры, обладающие духовной ценностью и глубинным смыслом, являются одним из важнейших каналов воздействия на молодую личность. В связи с вышесказанным видится целесообразным рассмотреть сущность понятия «русская народная культура» и выявить ее педагогический потенциал.

Русская народная культура – это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка и согласием обрядов и традиций. Возникающая изначально в первичных племенных объединениях, она отличается определенной долей «простоты», синкретичности и поэтому является доступной детям с рождения.

Передаваемая «изустно», она обогащает различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов [2, с. 87].

Исследователи-философы рассматривают русскую народную культуру как систему исторически развивающихся программ жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях.

Русская народная культура в широком смысле понимается ими как вся прогрессивная культура (созданная профессионально и непрофессионально) и обладающая качеством народности; в узком смысле – как часть культуры общества, созданная трудящимися массами (непрофессионально, выражающая их миропонимание и мироощущение [22, с. 84].

Социологами под русской народной культурой понимается многомерная система, «пронизывающая» все сферы социума, выступающая как результат и качественная характеристика деятельности членов общности и реализующая функции, связанные с решением задач социальной коммуникации [24, с. 20].

В рамках художественно-эстетического подхода русская народная культура рассматривается как воплощение красоты и гармонии [8, с. 30].

Культурологи рассматривают данное понятие как «мир символических значений, сконструированного с целью фиксации и трансляции информации, творческих новаций, интеллектуальных и образных рефлексий бытия» [15, с. 166].

Русская народная культура характеризуется тем, что не имеет четких границ, она присутствует во многих элементах социальной жизни.

Она устойчива во времени, она инертна и характеризуется тем, что мало и медленно меняется. Это объясняется тем, что характерная черта русской народной культуры – это ее историчность, поскольку она тесно связана с прошлым русского народа, вокруг которого она образовалась.

Народная культура черпает свой потенциал в пластах древней истории народа. Она призвана сохранить и передать в своих приметах, сказаниях, костюмах и других элементах часть духовного мира нашего народа.

Русская народная культура не поддается модернизации или кардинальным переменам, а если и меняется, то лишь от того, что ее носители привносят в тексты свое видение и прочтение. Поэтому, один и тот же текст народной песни может варьироваться в разное время (например, меняться слова) или в разных регионах песня может исполняться по-разному. Причем ценность отдельного элемента народной культуры (былины, легенды, рецепта, предмета быта) определяется аутентичностью, то есть подлинностью.

Русская народная культура характеризуется тем, что она синкретична и многогранна в своих проявлениях. Народная культура регламентирует не одну или несколько, а целую совокупность сторон жизни людей. Она образует своеобразный способ видения мира в текстах, творчестве, традициях, принципах жизни и тем самым определяет нормы (или законы) отношений между людьми. Русская народная культуракомплексно проявляется в следующих сферах жизни человека:

— воспитание детей (народные колыбельные песни);

— хозяйственный уклад (традиции посевных или уборочных работ в поле);

— приготовление и употребление пищи (рецепты народной кухни);

— отношения с природой (народные приметы);

— дом и одежда (народный костюм или убранство дома);

— отношения между людьми (ритуалы встречи гостей);

— речь и язык (особые выражения речи);

— досуг и праздник (традиции проведения народных гуляний);

— творчество (художественные промыслы, ремесло) и др.

Русская народная культура носит, преимущественно, повседневный характер, она является частью ежедневных практик обычного человека. Повседневный характер народной культуры означает, что она передает в своих текстах то, как устроена ежедневная жизнь обычного человека, в том числе и бытовая (в семье и вере, в празднике и горе, в труде и досуге и т. д.). Она показывает в пословицах, сказках, легендах, обрядах, песнях и многом другом как человеку поступать и чем руководствоваться в разных ситуациях своей повседневной жизни.

Воспитательная сущность русской народной культуры, органически впитавшая все лучшие традиционные формы педагогического воздействия на личность и связанная с историко-культурными процессами, глубоко укорененная в духовно-творческом опыте народа, воплотилась в ее педагогическом потенциале, который выступает как совокупность сил, действие которых актуально или может быть актуализировано в определенных условиях и при наличии соответствующих факторов [13, с. 99].

При исследовании содержания педагогического потенциала русской народной культурыможно выделить несколько его компонентов:

— обучающий (знания в области русской народной культуры, традиционные методы и приемы творчества) – обеспечивает приобретение глубоких этнокультурных знаний, навыков и компетенций в области художественного творчества, искусства;

— воспитывающий (духовно-нравственная и эмоциональная насыщенность русской народной культуры, возвышенные устремления и ценности, духовные качества русского человека) – обеспечивает формирование творческих духовно-нравственных, волевых качеств, бережного и уважительного отношения к окружающему миру, отечественному и мировому этнокультурному наследию; патриотических чувств к своей Родине;

— развивающий (самобытность русской народной культуры, творческое многообразие, созидательные смыслы) – обеспечивает эффективное совершенствование художественно-творческой деятельности, индивидуально-личностных качеств;

Педагогический потенциал русской народной культуры реализует себя в нескольких функциях.

Гносеологическая функция заключается в положительном влиянии на обобщение и систематизацию знаний о феномене русской народной культуры, ее составляющих и специфических особенностях, способах организации творческой деятельности. Понимание уникальности русской народной культуры способствует расширению кругозора, формированию положительной творческой мотивации. Реализация функции происходит через обогащение спектра этнокультурных знаний, повышение эрудиции, преодоление стереотипного мышления. Данная функция способствует формированию толерантного отношения к различным культурам.

Духовно-нравственная функция педагогического потенциала русской народной культуры проявляется в системе нравственных требований и норм социокультурного поведения. Молодое поколение как носители народной культуры должны принять систему принципов и норм, соблюдать их и транслировать. Функция регулирует эмоционально-творческий фон; отношения в молодежной среде путем установления взаимных прав и обязанностей на основе нравственных принципов культуры; формирует благоприятный психологический климат; создает позитивную атмосферу, способствующую созданию арт-проектов, обладающих художественно-образной выразительностью.

Функция поддерживается системами норм, в которые включены духовные основы, право, совокупность традиций, мораль, этикет.

Творческая функция педагогического потенциала русской народной культуры проявляется в соблюдении этнохудожественных традиций при создании произведения искусства, интерпретации этих традиций, их актуализации. Условием реализации функции является создание педагогом образовательных технологий, основанных на традициях русской народной культуры.

Аксиологическая функция педагогического потенциала русской народной культуры нацелена на формирование ценностного восприятия культуры и ее артефактов. Это позволяет воспринимать русское народное творчество и его конкретные продукты как неотъемлемую часть общемирового культурного наследия. Опыт ценностного восприятия и отношения к явлениям русской народной культуры способствует анализу и соотношению молодого человека смыслового традиционного содержания народной культуры с общечеловеческими ценностями, нормами и смыслами, а также с его индивидуальным творческим опытом [22, с. 84].

Анализ научных исследований Т. Л. Божинской, В. А. Митраховича, М. Т. Шафикова и др. и структурно-функционального содержания педагогического потенциала русской народной культуры позволил выявить педагогические характеристики данного потенциала:

— коммуникативность: проявляется в том, что приобщение может происходить только в процессе «общения» с народной культурой, постигая которую молодой человек начинает думать, анализировать какую-либо проблему, активно рефлексировать;

— синергетичность характеризуется динамичностью, способностью к развитию, саморазвитию и самоорганизации. Потенциал может находиться в состоянии покоя, а может активно формироваться, развиваться и взращивать дополнительные структуры, самоорганизовываться под воздействием каких-либо условий и факторов;

— опосредованность обусловливается ролью учителя;

— ситуационность проявляется в том, что воспитательный потенциал может «работать» в определенных специально созданных условиях, ситуациях и при наличии факторов, которые будут способствовать максимальному раскрытию данного потенциала. Педагогические ситуации должны быть сопряжены с внутренней жизнью личности, духовно-творческим бытием;

— созидательность обусловливается широкими возможностями творческой самореализации, обогащения собственного творческого опыта этнокультурным содержанием, ценностно-смысловым творческим самоопределением [21, с. 40].

Потенциальные возможности творческого развития личности заложены в художественно-образной выразительности русской народной культуры, под которой мы понимаем ценностно-эстетическое качество, характеризующееся самобытностью историко-этнографического и художественного наследия, раскрывающее сущность изображаемых явлений посредством глубокого эмоционально-эстетического содержания [6, с. 29].

Художественно-образная выразительность как свойство художественного отражения в образной, наглядной, яркой форме раскрывать сущность изображаемых явлений, сюжетов и характеров, передавать отношение художника к материалу творчества, его переживания, чувства, ценности, аккумулирует в себе возможности, которые могут вызывать определенные эмоции у зрителя, ассоциации художественно-эстетического и образного порядка. Она заключает в себе характерные черты символа русской народной культуры как универсального образца в художественном творчестве и метода художественного преобразования мира [11, с. 144].

Таким образом, анализ научной литературы позволил определить русскую народную культуру как исторически обусловленную систему духовных и материальных ценностей, является мощным культурно-педагогическим феноменом. В русской народной культуре содержится единство эстетического, художественного и нравственного воспитания, что является главным условием эффективности педагогической работы. Педагогический потенциал русской народной культуры является системой различных параметров (этнокультурное ценностно-смысловое наполнение, художественно-образная выразительность и др., выступающих в качестве обучающих, воспитывающих, развивающих возможностей, резервов и ресурсов данной культуры.

detsad 106722 1571432344«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста Цель: вызвать радостные эмоции у детей от приобщения к русской народной культуре, развивать связную речь, память детей, Формировать умение.

detsad 171456 1510112923Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла» По теме недели «Народная культура и традиции», я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.

Календарно-тематическое планирование тематической недели «Народная культура и традиции» в старшей группе Календарно-тематическое планирование тематической недели «Народная культура и традиции» в старшей группе. День недели: Понедельник I половина.

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» по теме «Народная культура и традиции России» ТЕМА: НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РОССИИПодготовительная группа Программное содержание: Продолжать знакомить с народной культурой, традициями.

Календарно-тематическое планирование недели «Народная культура и традиции» в подготовительной группе Тема «Народная культура и традиции» с 18. 03.2019г по 22.03.2019г Цель: Расширять представления о разнообразии народного искусства (устного,.

detsad 1711220 1547917550Конспект урока по технологии в 1 классе на тему «Народная художественная культура. Барельеф» Цели: воспитание национальной памяти, формирование у детей внимания к духовной культуре, интереса и уважения к историческому прошлому, приобщению.

detsad 1095719 1584973915Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции» Рекомендации родителям: Познакомьте ребенка с некоторыми традициями своей семьи. Почитайте ребенку русские народные потешки: «Совушка-сова»,.

detsad 87757 1428686558Русская народная игрушка «Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Источник

Лекция 6. Национальная культура

2. Традиционная культура и ее функции. О важности приобщения подрастающего поколения к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к культурному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Именно акцент на знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к национальной культуре других народов. Для любого народа всегда свойственно дорожить своим историческим прошлым и его достижениями, опираться на это прошлое в своем образе будущего и в своих устремлениях в будущее. Любая форма, любое проявление человеческой культуры всегда связаны с этносом, ибо не существует культуры вне человека, вне его творчества, традиций, ценностей и норм. А человек всегда является и чувствует себя членом того или иного этноса. Cущность человека так тесно связана с его обычаями, верованиями, ценностными предпочтениями, что человека, на которого бы не повлиял «жизненный мир» (Э.Гуссерль) его народа, никогда не существовало, не существует и существовать не может.

Анализ содержания наиболее распространенных современных интерпретаций культуры и ее функций показывает, что практически все они обязательно выделяют этническую компоненту. Тем самым подчеркиваются этнические функции культуры, выполняющие этнодифференцирующие и этноинтегрирующие задачи. Этнические компоненты культуры отличаются стабильностью и устойчивостью и поэтому составляют генетическое «ядро» этноса. Все этнические функции культуры служат важнейшей цели: психологической защите индивида. Они дают ему возможность определить себя в мире и получить такой образ мира, в котором он мог бы безопасно и надежно существовать. То есть этническая (традиционная) культура содержит в себе защитные механизмы этноса
Важнейшими функциями культуры этноса являются адаптационная, коммуникативная, сигнификативная (знаковая), интеграционная, функция социализации, информационная функции, нормативно-регулятивная и идентификационная.

Интегративная функция. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. Потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов убеждений ценностей идеалов характерных для данной культуры. Эти явления определяют сознание и поведение людей, у них формируется чувство принадлежности к одной культуре. Сохранение культурного наследства национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. На этом строится историческое единство нации и самосознание народа как существующей на протяжении долгого времени общности людей.
Функция социализации. Культура это важнейшее средство включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу социальной группе и социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так, как требуют обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры сложившихся в нем форм жизни. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы поведения, учатся жить мыслить и действовать в соответствии с ними.

Информационная функция культуры. С возникновением культуры у людей появляется особая отличающаяся от животных «надбиологическая» форма передачи и хранения информации. В культуре информация кодируется внешними по отношению к человеку структурами. Информация как бы приобретает собственную жизнь и способность к собственному развитию. В отличие от биологической, социальная информация не исчезает со смертью добывшего ее индивида. Благодаря этому в обществе, возможно то, что никогда не будет возможно в животном мире – историческое умножение и накопление информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа.
Нормативно-регулятивная функция. В основе нормативно-регулятивной функции лежат исторические культурные ценности этноса, со временем превратившиеся в нормы жизни (этические, правовые, бытово-поведенческие и т.д.) и обычаи.

О высоком развитии культуры свидетельствуют как памятники материальной культуры: древние города и крепости, антиквариат, каменные статуи-надгробья, культура одежды, предметы быта и т.д., так и бессмертные творения духа (устная и письменная литература, богатейший фольклор, эпос, музыкальное, поэтическое и философское наследие и др.). Города Отрар, Испиджаб, Тараз стояли на Великом Шелковом пути, который соединял в древности и средневековье Запад и Восток: Японию, Корею и Китай с Центральной Азией, Ираном, государством сельджуков, Русью и Византией, Францией и Италией. По Великому Шелковому пути распространялись искусство танца и живопись, зодчество и музыка. По нему двигались религии: манихейство и буддизм, христианство (арианство и несторианство). А с приходом арабов начиная с VIII в. распространяется ислам.

Важным компонентом традиционной национальной культуры является письменность. Начиная с VIII в., после арабского завоевания, когда древнетюркские племена приняли ислам, тюркская письменность начала вытесняться арабским письмом. Но, несмотря на это, какая-то часть ее не пропала бесследно. Самые ранние образцы письменности дальних предков называются орхоно-енисейским или древнетюркским руническим письмом.
Еще в 1889 г. русский этнограф и археолог Николай Михайлович Ядринцев обнаружил на берегу р. Кокшин-Орхон в Северной Монголии два больших рунических памятника в честь Бильге-кагана (680-734) и в честь его брата, полководца Кюльтегина (684-731), воздвигнутые в 732-735 гг. По месту находок письмена были названы «орхоно-енисейскими». Примечательно и то, что многие, художественные образы, крылатые слова, меткие сравнения, содержащиеся в надписях на каменных стенах в честь Кюльтегина, Тоньюкука, Бильге-Кагана, и поныне бытуют в современном казахском языке. В этих письменных документах заложены первоначальные идеи обучения и воспитания («Стыд сильнее смерти», «Мой брат сделал меня человеком», «Народ, у которого есть доблесть, сильный народ» и т. д.). Интересно то, что идея благополучия всего тюркского народа проходит красной нитью через обе надписи: «Народ, у которого есть доблесть, сильный народ». «Слушай внимательно, сообрази глубоко», «Сыны человеческие все рождены с тем, чтобы умереть», «Мой брат сделал меня человеком» и др.
Большой вклад в изучение памятников рунического письма внесли финские и русские ученые под руководством Василия Васильевича Радлова. По результатам их научных экспедиций созданы два атласа со снимками, схемами и шесть сборников трудов, которые стали настольной книгой последующих поколений тюркологов, историков, востоковедов научных школ различных стран. Датский ученый, лингвист Вильгельм Томсен прочитал слово «тюрк» и «тенгри» из рунических текстов, найденных на берегах Орхона. Как отмечают ученые, широта распространения древнетюркских рунических надписей в Казахстане очень велика – это долины р. Талас, Или, Сырдарья, Иртыш. Надписи на керамике близ Тараза, на глиняной печати, найденной при раскопках городища Актобе близ Чардары, на нижней части сосуда из Алтынтобе близ Шымкента и другие свидетельства.

Традиционным в степи было гостеприимство. Путник мог заночевать в юрте любого человека, даже ему не знакомого. Угощение и различные услуги оказыва- ли гостю совершенно бескорыстно. Гость имел даже право потребовать лучшего обхождения с ним. Если хозяин плохо принимал гостя, то последний имел право обратиться в суд биев. По адату гость пользовался полной защитой хозяина юрты до своего отъезда. Это право распространялось на гостя даже в том случае, если он являлся врагом хозяина очага. Последний не мог мстить гостю до тех пор, пока тот находился под его крышей. Наоборот, хозяин был обязан защищать своего гостя от других его врагов. (xreferat.ru/47/5039- 1-kultura. )

Жырау и акыны создавали устную литературу и передавали из поколения в поколение. XV- начало XIX вв. по праву называют эпохой жырау. Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен-толгау-размышлений и наставлений в стихах. Издревле жырау считались вещими поэтами, предвидящими будущее, поэтому зачастую они были советниками ханов, представителями всего народа в ханской ставке. Эпические стихи-песни назывались жырами, поэтому поэтов – творцов называли жырау (в отличие от жырши – исполнителей). «Предками» жырау были камы (шаманы). По мере развития кочевого общества, а в особенности после возникновения «кочевых» тенгрианских каганатов, функции камов, как хранителей традиций, исполнителей эпоса, прорицателей и целителей увеличились и усложнились. Прорицатели и исполнители героического эпоса стали специальными хранителями исторических традиций и стали называться жырау, а целители, заклинатели и знатоки обрядов стали называться баксы. Талантливые жырау, а также акыны, ;ленши, кюйши, высоко чтились народом и стояли в одном ряду со знаменитыми правителями, выдающимися государственными деятелями и полководцами. Нередко жырау cами были вождями племен, родов, батырами, предводителями военных дружин, видными политическими деятелями, советниками ханов. Именно в те века сложился степной героический эпос, в возникновении которого значительную роль сыграли песни-оды, восхваляющие подвиги реальных воинов-предков, вождей и военачальников. Эти оды исполнялись после смерти людей, памяти которых посвящались, с целью умилостивить их, ставших теперь аруахами, путем восхваления подвигов, совершеннных ими при жизни. Недаром непременным элементом казахских поминок, асов в прошлом было исполнение жырау од-ма;тау (восхваления) погибших героям эпоса.

Суть феномена жырау становится более понятной, исходя из его сравнительной характеристики с а;ынами. А;ын всегда – представитель рода. Во время айтыса он выступает от имени рода, восхваляя свой род, лучших людей, обычаи и достижения своего рода, высмеивая при этом по всем этим пунктам род своего соперника. А;ыны, сообразно своей сути, никогда не упускали случая вступить в очередное межродовое словесно-музыкальное состязание. Ведь айтыс, как проявление бескровной формы соперничества степных родов, является основным жанром творчества а;ынов. Жырау же изначально является представителем всего народа, всего союза племен. И потому жырау, будучи духовным проводником идеи межродового, общенационального единства и согласия, в айтыс никогда не вступает. А;ын живет в ауле, среди сородичей, разъезжает по аулам, вступая в айтыс с другими акынами, которые также являются представителями своих родов. Место же жырау – в ставке хана.
В ситуациях, которые касаются судеб всего ханства, жырау в поэтической форме дают наставление хану и всему народу, предлагая такое решение вопроса, к которому одинаково прислушиваются как сам хан, так и народ. Даже при встрече а;ынов как представителей разных союзов племен, уровень проблем, затрагиваемых в айтысе, остается тем же, что при встречах а;ынов двух родов: в отличие от духовно-творческой деятельности жырау, проблемы над родовой государственной важности и вопросы общенациональной политики во время айтыса а;ынов никогда не ставятся. Кроме того, а;ын – не просто участник обряда, он исполняет в первую очередь функции руководителя обряда.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: