Определения понятия «личность» разных авторов, и синтез единого определения на основе проанализированных.
Личность – это человек, развивающийся в обществе, со своими взглядами, убеждениями, ценностями и мировоззрением, наделённый как врожденными, так и приобретёнными качествами, а так же возможностью совершенствоваться.
Просмотр содержимого документа
«Определения понятия «личность» разных авторов, и синтез единого определения на основе проанализированных.»
Определения понятия «личность» разных авторов, и синтез единого определения на основе проанализированных.
1. З. Фрейд. Личность как триединство: психика состоит из трех слоев — сознательного («Сверх-Я»), предсознательного («Я») и бессознательного («Оно»), в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий. В бессознательном слое располагается одна из структур личности — «Оно», которая фактически является энергетической основой личности.
2. А. Адлер. Личность человека это единое, самосогласующее и целостное. Основной детерминантой развития личности является «воля к власти», которая с рождения присутствует в человеке.
4. К. Юнг. Личность (психика) состоит из 3 основных уровней: Эго (Я), личное бессознательное и коллективное бессознательное (Супер-Эго).
5. Э.Фромм. Личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний.
6. П.А. Флоренский. Личность человека сокровенное внутреннее ядро, которое познается человеком только изнутри, в его свободном самооткровении перед лицом Бога, в его диалоге с Богом, возникающем через вопрошание Бога как своего Создателя и молитвенные усилия. Личность человека не факт, а лишь идеал, некий «предел стремлений и самопостроения».
7. В.С. Соловьев. Личность – ключевой элемент, определяющий прогресс общества от «низших форм общественности к высшим в силу присущего ей неограниченного стремления к большему и лучшему».
8. Г.И.Челпанов. Личность это расширенный образ Я, в котором объединяются представления человека о своем внутреннем мире с представлением о своем теле.
9. Г.Г.Шпет. Личность должна стать сплошь ответственной: все ее моменты должны не только укладываться рядом во временном ряду ее жизни, но проникать друг в друга в единстве вины и ответственности. Человек, в соответствии со своим выбором и усилиями по его реализации в поступках, может стать уникальным Я, личностью, а может и не стать, создает для каждого живущего экзистенциальную по существу проблему ответственности за свой выбор.
Вывод: Личность – это человек, развивающийся в обществе, со своими взглядами, убеждениями, ценностями и мировоззрением, наделённый как врожденными, так и приобретёнными качествами, а так же возможностью совершенствоваться.
Различные определения понятия личность
§ Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях ( А.Н. Леонтьев).
§ Личность – «живой человек из плоти и крови», вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр «взрывных» изменений бытия; бытие, переходящее в идеальную форму ( С.Л. Рубинштейн).
§ Личность – субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий (К.А. Абульханова)
§ Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А.Ганзен).
§ Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).
§ Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).
§ Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).
§ Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
§ Личность есть формирующуюся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).
Человек — самое непостижимое явление из всего существующего в мире и наиболее интересный предмет для себя самого. Он представляется существом многосторонним, многомерным и сложно организованным. Понимание сущности человеческой субъективности возможно только с позиций целостного, системного и историко-эволюционного подходов. В отечественной психологии традиционно утвердились три основные понятийные категории, отражающие три аспекта существования человека: «индивид», «личность», «индивидуальность». Наиболее последовательно такое различение проведено в работах А.Н.Леонтьева.
Человек как индивид — это природное существо, испытывающее так называемые органические потребности:в пище, тепле, отдыхе и т.д. Форма, строение, функционирование человеческого тела есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. Н.А.Бердяев, русский религиозный философ, писал: «Человек— есть принципиальная новизна в природе. Тело человека— культурное тело, оно одухотворено и подчинено высшим целям человека».
Даже человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных: они удовлетворяются иными предметами, иными способами, являются культурно обусловленными. Принципиальное отличие человека состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей. В основе понятия «индивид», согласно А.Н. Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности и особенности каждого человека, возникающих уже на ранних ступенях развития жизни. «Индивидом рождаются».
Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два основных смысла.
Представления о личности как о системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения, нашли отражение в так называемой ролевой теории личности. В отечественной психологии эта теория подвергается резкой критике. Действительно, человек в обществе включен во множество различных социальных групп (в их числе семья, учебная группа, рабочий коллектив, дружеская компания и т.д.) В каждой группе он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя по-разному в разных ситуациях, т.е. выступать в разных ролях. Однако личность— это именно то, что позволяет сохранить целостность своего «Я». Личность — это не структура ролей, а человек, жизнь которого не сводится к исполнению заданных ролей.
Несмотря на то, что личность является центральной и обобщающей категорией психологии, единого определения этого понятия не выработано. Ни одно из множества определений личности, существующих в психологической науке, не может быть признано всеобъемлющим и бесспорным. Обобщая многообразие взглядов на природу и механизмы личностного развития, можно выделить некоторые общие моменты:
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Статья «Понятие определения «личность» зарубежных и отечественных психологов»
Определения понятия «личность» разных авторов, с указанием их фамилий и синтез общего определения на основе проанализированных данных.
1. З. Фрейд. Личность как триединство: психика состоит из трех слоев — сознательного («Сверх-Я»), предсознательного («Я») и бессознательного («Оно»), в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий. В бессознательном слое располагается одна из структур личности — «Оно», которая фактически является энергетической основой личности.
2. А. Адлер. Личность человека это единое, самосогласующее и целостное. Основной детерминантой развития личности является «воля к власти», которая с рождения присутствует в человеке.
4. К. Юнг. Личность (психика) состоит из 3 основных уровней: Эго (Я), личное бессознательное и коллективное бессознательное (Супер-Эго).
5. Э.Фромм. Личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний.
6. П.А. Флоренский. Личность человека сокровенное внутреннее ядро, которое познается человеком только изнутри, в его свободном самооткровении перед лицом Бога, в его диалоге с Богом, возникающем через вопрошание Бога как своего Создателя и молитвенные усилия. Личность человека не факт, а лишь идеал, некий «предел стремлений и самопостроения».
7. В.С. Соловьев. Личность – ключевой элемент, определяющий прогресс общества от «низших форм общественности к высшим в силу присущего ей неограниченного стремления к большему и лучшему».
8. Г.И.Челпанов. Личность это расширенный образ Я, в котором объединяются представления человека о своем внутреннем мире с представлением о своем теле.
9. Г.Г.Шпет. Личность должна стать сплошь ответственной: все ее моменты должны не только укладываться рядом во временном ряду ее жизни, но проникать друг в друга в единстве вины и ответственности. Человек, в соответствии со своим выбором и усилиями по его реализации в поступках, может стать уникальным Я, личностью, а может и не стать, создает для каждого живущего экзистенциальную по существу проблему ответственности за свой выбор.
Вывод: Личность – это человек, развивающийся в обществе, со своими взглядами, убеждениями, ценностями и мировоззрением, наделённый как врожденными, так и приобретёнными качествами, а так же возможностью совершенствоваться.
anchiktigra
СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.
Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.
Общая психология. Лекция 5 (часть1) (Конспект лекций по общей психологии)
второе высшее образование «психология» в формате MBA предмет: Общая психология Конспект лекций (2011) Читает: Пальм Галина Аркадьевна Лекция №5 (9-10) |
Тема 5. Психология личности
5.1. Определение личности в психологии.
5.2. Структура личности
5.3. Направленность и самосознание
5.1. Определение личности в психологии
Три периода в истории исследования личности
философско– литературный (от работ древних мыслителей до начала ХІХ века);
клинический – в начале ХІХ в. наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи–психиатры. Вплоть до начала ХХв. эти два направления – единственные попытки проникновения в сущность человека;
экспериментальный период – в начале ХХ в. Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф.Лазурским, а за рубежом – Г.Айзенком и Р.Кэттелом
Еще в 1937г. Г.Оллпорт насчитал 49 определений личности, почерпнутых из философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии. Сегодня, естественно, таких определений намного больше.
Человек одновременно представляет собой и биологическое существо, и социальное, он является и субъектом природы, и субъектом общественных отношений. Исходя из этого, для понимания специфики личности необходимо разграничение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность». Наиболее четко такое разделение осуществил в своих работах Леонтьев.
«Под личностью понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других» (И.Сарнофф)
«Личность может быть определена как комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению» (Д.Бирн)
«Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения» (Краткий психологический словарь, 1985)
«Личность – субъект и объект общественных отношений» (А.Г.Ковалев)
«Личность – дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем» (К.К.Платонов)
В зарубежной психологии понятие «личность» сводится к понятию «индивидуальность»,
в отечественной психологии личность понимается прежде всего как некоторая характеристика человека, которая не является врожденной, а приобретается в ходе развития, в связи с включенностью в деятельность и общение.
Для зарубежных определений личности характерно перечисление различных особенностей личности (свойств, потребностей, самосознания и т.п.) как рядоположенных, в отечественной же психологии они рассматриваются как определенная иерархия, задаваемая местом человека в системе общественных отношений.
Человек становится личностью, когда он начинает заявлять о себе, когда появляется «Я», когда появляется самомотивация, самосознание, самоорганизационные моменты, самовоспитание, когда человек начинает осознавать себя в обществе.
5.2. Структура личности
Описание структуры личности, т.е.основных ее составляющих и характера взаимодействия между ними является ядром всех теорий личности. Даже там, где автор специально не ставит перед собой такого задания, имплицитно присутствует его представление об этом «ядре».
Классическим вариантом решения вопроса о структуре личности является структура, описанная З.Фрейдом. По его мнению, личность состоит из трех основных частей: Ид, Эго и Супер-Эго.
5.3. Направленность и самосознание
Важнейшими подструктурами личности являются направленность и самосознание.
Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, относительно не зависящих от имеющейся ситуации. Она характеризуется интересами, наклонностями, убеждениями, в которых отображается мировоззрение человека.
Направленность характеризуют два взаимозависимых момента:
а)предметное содержание, поскольку это всегда направленность на что-то
б)напряжение, которое при этом возникает
С точки зрения содержания направленность может быть:
-коллективистская (альтруистическая)
-индивидуалистическая (эгоистическая)
Карен Хорни выделяла 3 типа людей:
1) Ориентированы от людей (пытаются уйти в себя от общения)
2) Направленность к людям (на установление контакта)
3) Направленность против людей (асоциальное, разрушительное поведение)
Кроме содержания, т.е.того, какие именно убеждения, взгляды, интересы образуют направленность, она имеет определенную широту, интенсивность, стойкость, действенность.
Самосознание – упорядоченная совокупность представлений и знаний, оценок и установок человека, относящихся к собственной личности.
На основании взаимодействия самооценки и Я-концепции возникает установка (готовность к определенному поведению). Установка определяет реальное поведение.
При значительных отклонениях самооценки от адекватной у человека нарушается душевное равновесие и изменяется весь стиль поведения.
Заниженная самооценка выявляется в повышенном требовании к себе, постоянной боязни негативной мысли о себе, повышенной ранимости. Это побуждает сокращать контакты с окружающими людьми. Низкая самооценка разрушает в человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и позитивную оценку он воспринимает как временные и случайные. Большинство проблем кажутся неразрешимыми и их решение переноситься в план воображения. Недооценка своей полезности снижает социальную активность, инициативность. Низкий уровень притязаний, недооценка себя, боится мнения окружающих.
Высокая самооценка выявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих. Если самооценка на слишком высокая, она может позитивно влиять на самочувствие, поскольку порождает стойкость к критике. Человек в этом случае сам знает себе цену, мысли окружающих для него не имеют абсолютного, решающего значения. Поэтому критика не вызывает бурной защитной реакции и воспринимается спокойнее. Но если уровень притязаний выше возможностей, душевное равновесие невозможно. Уровень притязаний – стремление достичь цели такого уровня сложности, на который человек считает себя способным. При завышенной самооценке человек самоуверенно берется за работу, которая превышает его возможности. Уверенный в себе человек, завышен уровень притязаний.
Нередко люди становятся несчастными через сформированное в детстве преувеличенное представление о собственной значимости.
Самооценка и уровень притязаний
Я-образы.
А.Налчаджан «Личность в своих сновидениях», предлагает выделять 9 возможных Я-образов
1) Я-телесное (представление о своем теле)
2) Настоящее Я (какой я на самом деле, каким кажусь в действительности в настоящий момент)
3) Динамическое Я (тип личности, которым поставили цель стать)
4) Фантастическое Я (то, каким бы вы были, если бы все было возможно)
5) Идеальное Я (представление о том, каким я должен быть)
6) Будущее или возможное Я (определяет состояние, возникшее, вследствие общения и т.д.)
7) Идеализированное Я (каким нам приятно видеть себя сейчас)
Представляемое Я (персона, то, как мы себя представляем окружающим)
9) Фальшивое Я (искаженное представление человека о себе)
Понятия индивида, личности, индивидуальности
Содержание
Различные определения понятия личность
Типы личности в психологии
Весь спектр существующих на данный момент типологий можно разбить на группы, в связи с этим считаю необходимым выделить перечень наиболее востребованных в научном мире и исторически значимых типологий:
На базе рассуждений Гиппократа Галеном, а в конечном итоге И. Кантом, была разработана полноценная, широко известная типология темпераментов.
Теории личности
Основные направления в психологии личности
Глубинная психология личности
Основной категорией глубинной парадигмы психологии является категория бессознательного
, предложенная З. Фрейдом в конце XIX века. В широком значении бессознательным называют огромный пласт душевной жизни личности, не соотнесённый с сознательным «Я» и включающий в себя витальность, психическую энергию, неосознаваемую телесность, инстинктуозные влечения (libido и mortido), нераскрытые потенциалы, вытесненные желания, забытые события и переживания.
З. Фрейд предложил структурную
и
топографическую
модели личности.
Структурная модель
состоит из компонентов
«Я» консолидируется в онтогенезе личности из первичного бессознательного психоида[3] и представляет собой инстанцию, в большей степени принадлежащую сфере сознательного. Благодаря «Я» личность обладает способностью к осознанным отношениям с миром, рефлексии, саморегуляции и самодетерминации. Сверх-Я появляется на эдипальной стадии и представляет собой интериоризированные родительские образы, а именно — в аспекте норм и правил социальной жизни.[4]. С т.з. З. Фрейда именно в Сверх-Я заложена бессознательная идея Абсолюта, то есть основы религиозности личности. «Оно» состоит из двух инстинктов — либидо и мортидо и представляет собой первооснову психической жизни личности и чистую энергию, питающую сознательную активность. Идеи о генезе, динамике, взаимоотношениях и противоречиях этих структурных элементов образуют практико-ориентированную модель личности, используемую в современной практике психоанализа.
личности включает в себя сознательное, предсознательное и бессознательное. В сознательном находятся соотносимые с «Я» содержания индивидуальной жизни. В предсознательном находятся забытые, вытесненные содержания, которые ранее были соотнесены с «Я» и могут быть либо актуализированы усилием Я, либо извлечены методом психоанализа. В отличие от сферы бессознательного, эти содержания уже «известны» сознательному Эго и обладают вербально-знаковыми характеристиками. В свою очередь, бессознательные содержания довербальны, — это чистые влечения, инстинкты, потенции, психическая энергия.
Еще одной практико-ориентированной моделью З. Фрейда является модель психосексуальной периодизации жизни, в основу которой положена идея о «миграции либидо» по различным зонам тела в процессе онтогенетического развития личности. Основаниями периодизации являются телесные зоны сосредоточения либидозной энергии; основные темы родительского воспитания и социальных взаимодействий личности; типичные и индивидуальные черты личности, формируемые на каждой стадии; успешность прохождения стадий или формирование фиксаций.
Основные методы ортодоксального психоанализа — это метод кушетки, метод свободных ассоциаций, метод толкования сновидений, анализ сопротивления, переноса и контрпереноса.
Классический психоанализ привнес в психологию личности идеи бессознательной детерминации индивидуальной жизни и оказал существенное влияние на культуру самопознания и психогигиены. Кроме того, нельзя не оценить предложенный З. Фрейдом более широкий взгляд на природу сексуальности, как на первичную витальную силу, мощную энергию жизни и творчества, — в оппозицию к обособлению функции воспроизводства рода.
Взгляды К. Юнга на природу бессознательного существенно отличались от понимания бессознательного З. Фрейдом. Согласно К. Юнгу бессознательное включает личное
и
коллективное
бессознательное. В
личном бессознательном
находятся содержания, схожие с содержания предсознания в теории З. Фрейда.
Коллективному бессознательному
принадлежат конкретные паттерны восприятий, реагирований, отношений, моделей поведения, которые были закреплены в органических основах психики своими бесчисленными повторениями в опыте человечества.[5]
Архетипы представляют собой системы установок, передающихся по наследству вместе со структурой мозга, являясь её психическим аспектом. Это «хтоническая» часть души, через которую она связана с природой, миром, землёй. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени |
Эти паттерны К. Г. Юнг назвал архетипами и описал основные из них: самость, персона, тень, анима и анимус, мать, отец, ребёнок, герой, трикстер. Архетипические содержания бессознательного констеллируют в значимых ситуациях индивидуальной жизни, и их влияния, как правило, неосознаваемы для личности.
Если вы наблюдаете поведение невротика, то можете видеть его совершающим некоторые поступки по видимости сознательно и целенаправленно. Однако если вы спросите его о них, то обнаружите, что он или не осознает их, или имеет в виду нечто совсем другое. Он слушает и не слышит, он смотрит и не видит, он знает, однако не осознает. Подобные примеры столь часты, что специалист понимает, что бессознательное содержание разума ведёт себя так, как если бы оно было сознательным. В таких случаях никогда нельзя быть уверенным в том, сознательны ли мысль, слова или действия, или нет. Юнг К.Г. Человек и его символы |
Идея об использовании сюжетов и символов культуры как моделей для понимания и интерпретации содержаний индивидуальной жизни легла в основу юнгианского метода, получила своё развитие в современной аналитической психологии и стала одним из оснований культурной парадигмы в психологии личности.
Гуманистическая психология
Экзистенциальная психология
Когнитивно-бихевиоральная психология
Личность в отечественной психологии XX века
Основы психологических исследований в отечественной психологии были заложены в дореволюционной России А.Ф. Лазурским, В.М. Бехтеревым и М.Я. Басовым. Среди работ по теории личности в СССР в психологии выделяются работы В.С. Мерлина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой, А.В. Петровского, В.А. Петровского, Б.А. Сосновского, А.Г. Ковалёва, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.
Концепция личности А. Г. Ковалева
А.Г. Ковалёв ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:
Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определённым образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.
Концепция личности В. Н. Мясищева
В.Н. Мясищев строит концепцию личности, центральным элементом которой является понятие отношение. Отношение личности — это активная, сознательная, интегральная, избирательная основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности.
В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности
(ВНД), но и объективная динамика условий жизни).
С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений её единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.
Концепция личности К. К. Платонова
Концепция динамической структуры личности (К. К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех её особенностей и черт к одной из четырёх групп, образующих 4 основные стороны личности:
1 и 2 — социально обусловлены, 3 и 4 — генетически обусловлены.
Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остаётся за социальной стороной личности — её мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.
Концепция личности Ю. В. Щербатых
По Ю.В. Щербатых, понятие личности включает в себя две пары диалектически-противоречивых характеристик, без понимания которых трудно понять данный термин.
По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.
Концепция личности Б. Г. Ананьева
Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:
Современные концепции психологии личности
Личность в зарубежной психологии
В зарубежной психологии бытуют два традиционных подхода к исследованию проблемы личности — номотетический и идеографический.
Главный критерий их разграничения — избранная приверженцем той или иной позиции методология. Номотетический подход предполагает изучение и описание универсальных законов и закономерностей функционирования личности. Методология естественнонаучная, базируется на опытной проверяемости, фиксации результатов наблюдения, точных расчетах, экспериментах.
Идеографический подход ярко представлен в гуманистической теории личности, он подчёркивает удивительную монолитность ее противоречивой натуры, неповторимый колорит. Основной метод — подробное изучение имманентной, стержневой личностной составляющей, выраженной в типологических чертах, в конце концов, теоретическое обобщение результатов наблюдений и их интерпретация.
Характер Человека: Определение, Свойства и Виды
Ссылки
Учебники по психологии личности
Теории личности
Статьи по психологии личности
Научно-популярные ресурсы по психологии личности
Структура личности и ее содержание
Как все значимые системы общественной жизнедеятельности и все закономерности природы, сознательный человек имеет свою личностную структуру. Эта структура является многоуровневой, и каждый уровень характеризует ее в разрезе разных нравственных качеств личности:
Каждый уровень раскрывает отдельные составляющие личностного багажа в целом. Помимо уровневого контекста структура личности рассматривается с позиции составляющих ее элементов. Сюда относятся: