Составляем глоссарий курсовой работы, дипломного проекта
Выполнение курсовых и дипломных работ предполагает грамотное изложение хода исследования, отражение теоретических основ и действий, которые привели к конкретному результату. В большинстве случаев при выполнении курсовых и дипломных работ не требуется составление глоссария.
Выполнение курсовых и дипломных работ предполагает грамотное изложение хода исследования, отражение теоретических основ и действий, которые привели к конкретному результату.
В большинстве случаев при выполнении курсовых и дипломных работ не требуется составление глоссария.
Поэтому, если возникает такая необходимость, студенты впадают в ступор, задаваясь вопросом: что это и как это делать?
Понятие глоссария
На протяжении всей курсовой или дипломной работы студент использует профессиональные термины, ключевые слова, специфические для конкретных специальностей, в определенных ситуациях и обстоятельствах.
Иногда возникает необходимость создания специального «словаря», который призван растолковать отдельные категории. Именно таким «словарным путеводителем» по теме является глоссарий.
Глоссарий – это перечень часто упоминающихся в работе терминов, фраз с их расшифровкой, толкованием. Глоссарий выносится в отдельный разд ел учебной или научной работы.
Ч аще всего его размещают в конце проекта, после или перед списк ом использованных источников. Основные требования к оформлению глоссария указываются в методических рекомендациях ВУЗа.
Принципы составления глоссария
Глоссарий призван не просто растолковать профессиональные и сложные термины, клише, но и подчеркнуть особенности курсовой или дипломной работы.
Для этого при составлении глоссария необходимо придерживаться следующих принципов:
Все термины, отраженные в глоссарии, должны иметь сноску на него, тем самым направляя читателя за «пояснением» или расшифровкой.
Роль глоссария
Если правилами ВУЗа предусмотрено создание глоссария к учебной или научной работе, то такой порядок был упразднен не просто так.
В частности, создание глоссария в курсовой или дипломной работе призван о показать, как студент/выпускник освоил «профессионализмы», разбирает ся в них, понимает смысл и умеет правильно их употреблять.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Требования, предъявляемые к глоссарию
Основные правила оформления глоссария отражены в ГОСТ Р 7.0.11-2011. Согласно данному документу, словарь терминов должен быть:
Следует отметить, что все термины, указанные в глоссарии, студент обязан знать наизусть, уметь их грамотно и правильно употреблять.
На защите проекта экзаменаторы могут задать вопрос, попросить растолковать то ил и иное понятие, чтобы оценить, насколько хорошо автор разобрался в теме, освоил профессиональные клише и пр.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Глоссарий проектной работы
Содержание статьи
Глоссарий или список терминов является разделом работы, в котором необходимо представить термины, которые были использованы в работе и могут быть незнакомы как проверяющему работу, так и простому читателю и дать их трактовку или краткое описание, не следует путать глоссарий и список сокращений.
Глоссарий (список терминов) проектной работы
Глоссарий является не обязательным структурным элементом проектной работы, но при наличии в проекте большого количества сложных понятий (терминов) рекомендуется его составить.
Расположение глоссария в работе
В любой работе в том числе и проектной (проектно-исследовательской) глоссарий располагается после титульного листа перед содержанием, в том случае, если в проектной работе предполагаются дополнительные документы (аннотация, паспорт) глоссарий (список терминов) располагается перед данными структурными элементами, то есть глоссарий всегда располагается сразу после титульного листа.
Расположение глоссария (список терминов)
Расположение глоссария (или списка терминов) следующим за титульным листом разделом связано с тем, что новые термины могут встречаться на любых листах и в любых структурных элементах работы.
Особенности составления списка терминов (глоссария)
Так как глоссарий является словарём сложных терминов, используемых в работе его составление, имеет ряд особенностей:
Особенности составления глоссария (списка терминов)
Варианты структурирования глоссария (списка терминов)
Глоссарий или список используемых в работе терминов может быть оформлен различными способами в зависимости от требований методического пособия или положения:
Термины могут располагаться как в алфавитном порядке, так и в порядке появления в работе.
Этапы составления глоссария (списка терминов)
Составляя глоссарий работы необходимо следовать определённой последовательности:
После того как значения всех терминов были найдены глоссарий готов.
Пример глоссария (списка терминов)
Для лучшего понимания приведём наглядный пример глоссария, составленного по теме различным темам и оформленным по-разному.
Обратите внимание, что глоссарий напрямую связан с используемыми в проекте терминами, поэтому использовать чужие глоссарии не рекомендуется, так как даже в одинаковых темах могут встречаться различные понятия тем самым использую чужой глоссарий по схожей теме может получиться ситуация, когда понятия глоссария и текста проектной работы полностью отличаются – это может привести к тому, что проектная работа не будет принята, потратьте время и составьте глоссарий самостоятельно и не переживайте за свою проектную работу.
Пример глоссария по теме «Нормы русского языка», глоссарий оформлен в таблице.
Пример глоссария по теме «Геральдика городов России», глоссарий составлен оформлен в таблице.
Пример глоссария по теме «Экологические проблемы Санкт-Петербурга», глоссарий оформлен в виде нумерованного списка.
Как видно из приведённого примера, в глоссарий включаются только сложные и непонятные термины трактовка которых не была представлена в тексте проектной работы.
Ошибки при составлении глоссария (списка терминов)
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки при подготовке списка терминов (глоссария):
Как создать идеальный глоссарий
Составление и пополнение глоссариев со специальными терминами — привычная практика для переводчиков. Рассказываем, как правильно составлять глоссарии в Smartcat и использовать их, извлекая максимум пользы.
Глоссарий включает термины с переводами на один или несколько языков, комментарии и примеры использования. Их можно условно разделить на несколько типов:
Как создать глоссарий
В Smartcat создавать и использовать глоссарий можно прямо в CAT-редакторе, поэтому вам не придется искать дополнительные инструменты в процессе перевода.
Но сначала нужно создать глоссарий. Для этого перейдите в раздел Ресурсы → Глоссарии, нажмите кнопку «Создать глоссарий» и в появившемся окне внесите необходимые данные (название, языки и комментарии). Желательно заполнить как можно больше полей — это поможет не запутаться в ваших глоссариях.
Как добавлять термины в глоссарий
Удобнее всего пополнять глоссарий по ходу работы: заметили повторяющийся термин — добавили. Если глоссарий уже подключен к проекту, выделите термин или его перевод в тексте и нажмите сочетание Ctrl+E. В открывшемся окне заполните необходимые поля и нажмите «Добавить».
Есть и другие способы. Например, вы можете добавить термин при создании нового глоссарияили импортировать уже имеющийся у вас список терминов. В глоссарий стоит добавлять:
После добавления в глоссарий термин выделяется в тексте желтым и напоминает вам утвержденный перевод. Это значит, что вам не придется каждый раз открывать новую вкладку браузера и искать термин вручную среди тысячи других.
Не стоит добавлять в глоссарий большие отрывки текста (для этого используется память переводов), бытовые фразы или фразы из общей лексики.
Как создать идеальный глоссарий
Цель глоссария — устранить неопределенность в тексте и сохранить единообразие. Чтобы глоссарий был удобным и приносил пользу, придерживайтесь следующих простых правил:
Отличие глоссария от памяти переводов
У этих инструментов много общего, но они, тем не менее, не взаимозаменяемы. Память переводов «запоминает» все переведенные вами предложения, поэтому рекомендуется добавлять в глоссарий отдельные слова, а не целые фразы или предложения.
Как создавать записи в глоссарии и как на них ссылаться
Здесь вы можете прочитать о том, как создавать новые записи в глоссарии веб-документов MDN, как их оформлять, а также как правильно создавать ссылки на записи глоссария.
MDN глоссарий (глоссарий) — это место, где мы определяем все термины, жаргон и аббревиатуры, которые вы можете встретить, когда читаете о вебе и веб-разработке на MDN. Скорее всего, исчерпывающим этот глоссарий не станет никогда, ведь веб меняется постоянно. Вы можете помочь поддерживать глоссарий в актуальном состоянии, добавляя в него новые записи и исправляя ошибки.
Делать вклад в глоссарий – это простой способ сделать веб понятнее для всех. Вам не нужно иметь высокий уровень технического мастерства для написания словарных статей. Статьи глоссария должны оставаться простыми и понятными.
Как писать записи
Ищете темы, которые нуждаются в записи глоссария? Посмотрите список незадокументированных терминов в конце целевой страницы глоссария. Щёлкните любую из этих ссылок, чтобы начать новую страницу глоссария для элемента, на который вы нажали; затем выполните нижеуказанные действия.
Если же у вас уже есть идея для новой записи в глоссарии, просто нажмите на кнопку «Сделать новую запись в глоссарии» (см. ниже) так, чтобы она открылась в новой вкладке, а затем выполните нижеуказанные действия.
Шаг 1: Выберите термин, которому хотите дать определение
Первое, что нужно сделать, это выбрать термин, о котором писать. Если вы не знаете, какие термины нуждаются в определениях, вы можете проверить наш список предложений. Просто нажмите на термин и начните писать. Если вы уже авторизованы в системе, то вы попадёте в Редактор MDN.
Шаг 2: Дайте краткое определение
Первый абзац любой страницы глоссария – это простое и краткое определение/описание термина (желательно не длиннее двух предложений). Удостоверьтесь, что любой, кто читает определение, сможет сразу понять определяемый термин.
Как создать хорошую запись глоссария
Если это необходимо, можете добавить несколько дополнительных абзацев, но будьте осторожны – так можно и увлечься, и вот вы уже пишете огромную статью. Написать полноценную статью – это прекрасно, но, пожалуйста, не помещайте её в глоссарий. Если вы не уверены, где разместить свою статью, не стесняйтесь обратиться за помощью и обсудить это.
Вот несколько простых рекомендаций, которые стоит применять при написании записей в глоссарий:
Отредактируйте всплывающие подсказки
Как и в случае с большинством ссылок MDN, наведение курсора мыши на ссылку глоссария покажет краткое описание страницы (в данном случае краткое описание определения термина). По умолчанию подсказка представляет собой весь первый абзац статьи, но в большинстве случаев такое описание может оказаться слишком большим.
Вы можете сами указать фрагмент текста, который в дальнейшем будет использоваться как текст всплывающей подсказки при ссылке на вашу запись. Выберите одно или два предложения в записи, которые лучше всего описывают термин, а затем добавьте к ним стиль «SEO Summary» (резюме). Это действие не только создаст текст подсказки, но и определит текст, который будет отправлен в Google и другие поисковые системы, когда они запросят краткое резюме, описывающее содержимое страницы. Таким образом, вашу запись будет легче находить с помощью поисковиков.
Примечание: В идеале, резюме должно содержать около 150-160 символов. Лучше меньше, да лучше.
Шаг 3: Добавьте ссылки
Заканчиваться запись в глоссарии всегда должна разделом «Узнать больше». Этот раздел должен содержать ссылки, которые помогут читателю подробнее изучить вопрос: узнать больше деталей, научиться использовать соответствующие технологии и так далее.
Мы рекомендуем сортировать ссылки по трём группам :
Общие знания
Ссылки, которые предоставляют информацию более общего характера, например, ссылка на Википедию – это хорошая отправная точка.
Технический справочник
Ссылки на более подробную техническую информацию, на MDN или в другом месте.
Узнать больше
Ссылки на учебные пособия, упражнения, примеры или любые другие материалы, которые помогают читателю научиться использовать технологию, стоящую за определённым термином.
Что делать, если у термина несколько значений
Иногда один и тот же термин может иметь разные значения в зависимости от контекста. Чтобы избежать возможных разночтений и путаницы, следуйте этим рекомендациям:
У англоязычного термина signature как минимум три значения: одно в контексте безопасности, второе – подпись функции, и третье – подпись в контексте электронной почты. Вот как оформлена запись глоссария в этом случае:
Как использовать макрос <>
Глоссарий становится полезнее и используется чаще, когда к записям можно перейти по ссылкам из других документов. Чтобы обеспечить читателям такую возможность, используйте макрос Glossary :
Макрос | Результат | Примечание |
---|---|---|
< | browser | |
< | Web browser | Если хотите использовать другой текст ссылки, укажите его как второй аргумент. |
< | Web browser | Если хотите, чтобы ссылка отображалась как стандартная ссылка, а не как всплывающая подсказка, то укажите 1 как третий аргумент. |
Ссылки, созданные с помощью макроса <
Рекомендации по использованию макроса
Во многих случаях совершенно безопасно использовать макрос на MDN. Однако, есть несколько случаев, когда нужно использовать его с осторожностью:
Рекомендации по составлению глоссария
1. Рекомендации по составлению глоссария
Глоссарий – список наиболее часто употребляемых в тексте терминов и
понятий, расположенных в определённой системе и по определённым правилам.
Правила составления глоссария:
1. Термины располагаются в алфавитном порядке (или в логике чтения информации ).
2. Обязательно указывается ссылка на источник.
3. Располагается в конце работы, после списка используемых источников.
4. Включаются термины, употребляемые в тексте работы.
5. Используется не менее 2-х словарей.
Требования к оформлению.
2. Рекомендации по составлению дидактического синквейна
Синквейн — стихотворная форма из пяти строк. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. Дидактический синквейн требует малых временных затрат, хотя и имеет жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).
Дидактический синквейн основывается на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Правила составления дидактического синквейна.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение) которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме характеризующее суть предмета или объекта.
Не обязательно соблюдать чёткие правила написания д синквейна, допускается использование других частей речи.
Требования к оформлению.
3. Рекомендации по написанию эссэ
Правила написания эссе.
2.Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.
3.Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.
Примерная структура эссэ (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
При написании эссе необходимо учитывать следующее:
Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:
— мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов.
Требования к оформлению.
4. Рекомендации по составлению конспекта статьи/книги
1) Начинаться он должен с резюме ознакомительного прочтения, с обязательной фиксацией всех ваших замечаний и ассоциаций общего характера. Особо следует отметить тот жанр, в котором написана работа, обоснование ее структурного построения, ее основные посылки, способы доказательства и главные выводы. Начало конспекта обязано дать ответы на вопросы: «О чем этот текст в целом говорит?» и «Почему и зачем он написан?». И если сам по себе конспект есть своеобразная партитура выступлений слушателя на данном семинаре, то обсуждение и координация вариантов резюме в начале каждого занятия служит цели настройки всей группы на определенный тон в рассуждениях; если этого не произойдет, то никакой дирижер-преподаватель не сможет предотвратить какофонии.
3) Третью, заключительную часть конспекта следует посвятить кратким тезисным выводам. Для этого потребуется еще одно сквозное прочтение разбираемого произведения при помощи уже составленного поглавного конспекта, на нумерованные страницы которого следует ссылаться при необходимости цитирования. Завершить конспект следует вашим выводом о практическом значении данной работы, перечислением и комментированием тех практических рекомендаций, которые вытекают из анализа данного текста.
Работа должна быть снабжена цитатами с указанием страниц в квадратных скобках. По объему конспект статьи/книги составляет не более 10-15% от оригинала.
Рекомендации по составлению планового конспекта:
Являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного с учетом целей конспектирования, плановый конспект – один из наиболее ценных и помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения.
Правила составления планового конспекта.
· Плановый конспект легко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения.
При этом план или специально составляется для написания конспекта, или используется ранее составленный в качестве самостоятельной записи.
Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. В этом случае на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы.
Рекомендации по составлению текстуального конспекта:
Текстуальный (цитатный) конспект научной статьи /книги поможет определить ложность положений автора или выявить спорные моменты, которые значительно труднее найти по пересказу – свободному конспекту.
Правила составления текстуального конспекта.
Создается в основном из отрывков подлинника – цитат.
Каждая цитата заключается в кавычки.
По окончании каждой цитаты указывается ссылка с указанием номера страницы, на которой она находится в первоисточнике.
Рекомендации по составлению селективного конспекта:
Селективный конспект научной статьи /книги поможет, когда ваша цель — извлечь из текста информацию по определенной теме.
Правила составления селективного конспекта.
· Прочтите текст целиком, отмечая все места, имеющие отношение к интересующей вас теме.
· Определяйте их по ключевым словам.
· Запишите те положения, которые Вы отметили перефразируя их, сжимая/расширяя, не искажая смысла текста.
Рекомендации по составлению свободного конспекта:
Свободный конспект — отличный метод подготовки к семинару, практическому занятию. Как правило, к занятию требуется свести воедино и обдумать информацию из разных источников, приложив некие творческие усилия, а именно все эти проблемы и решает данный конспект.
Правила составления свободного конспекта.
Сделайте селективный, конспект по каждой работе в отдельности.
Сравните их. Вы увидите, что в какой-то степени они дополняют, развивают, оспаривают или (там, где исход разногласия очевиден) упраздняют друг друга. Обдумайте возникшие сопоставления.
Отталкиваясь от проведенного сопоставления, сведите ваши схемы в единую карту всей проблемы (темы, вопроса).
Свободный конспект может включать различные виды конспекта (текстуальный/плановый/тематический).
Рекомендации по составлению тематического конспекта:
Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и другого материала) на поставленный вопрос-тему. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос.
Правила составления тематического конспекта.
Создается в основном из отрывков нескольких источников, посвященных одной теме-вопросу.
Каждый отрывок заключается в кавычки.
По окончании каждого отрывка из любого источника указывается ссылка с номера источника.
Создавая тематический конспект необходимо привлекать личный опыт, наблюдения, задействовать память, вспоминая событие, факт, мысль, теорию.
В работе необходимо использовать стандартные обороты речи:
I. Работа (книга, монография) состоит из предисловия (введения), (двух, трех, четырех. ) глав (разделов) и заключения.
II. В работе (книге, монографии, сборнике, статье. )
В первой (второй, третьей. ) главе книги (работы. )
В этой (данной) части монографии (книги, сборника, работы. )
В первом (втором, третьем, этом, данном. ) разделе (сборника, книги, документа. )
а) анализируется (исследуется, освещается, проанализирована) (какая) проблема. ;
разбирается (рассматривается, раскрывается) проблема (чего).
б) дается (излагается, обосновывается) (какая) теория. ;
описывается (подвергается критике) теория (чего)…
в) показывается (раскрывается, характеризуется) сущность (чего).
г) речь идет (о чем) о том, что. ;
говорится о возможности (чего), о том, что.
Подробно (кратко) излагается (изложена) проблема.
особое внимание уделяется (чему). ; обращается внимание (на что). ; важное значение имеет (что). ; поднимается вопрос (о чем). ; затрагивается проблема (чего). ; подчеркивается огромное (исключительно важное) значение. ; необходимость (важность) (чего). ; выявляются особенности (чего). ; указывается на необходимость (чего). ; отмечается необходимость (чего). ; отдельно рассматриваются вопросы. ; далее отмечается, что. ; подчеркивается (указывается), что. ; отмечается (подчеркивается) в работе…
В заключение автор/ы/ говорит/ят/ (о чем). ;
развивает__________/ют/идею (чего). ; в итоге делается (сделан) такой вывод «..»
делается вывод о том, что. ; говоря (о чем), автор делает вывод, что.
завершая свою работу, автор пишет: «. »
завершая (что), автор приходит к выводу, что…
Требования к оформлению.
5. Рекомендации по написанию аннотации
Аннотация — краткая характеристика издания: рукописи, монографии, статьи или книги. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе. Аннотация даёт ответ на вопрос: «О чём говорится в первичном документе?»
Каждый человек в повседневной жизни прочитывает аннотацию: к художественному произведению, научной работе, статье. Любая аннотация это сжатая характеристика, раскрывающая самое основное в тексте. Цель любой аннотации – убедить человека прочитать статью.
Правила написания аннотации.
Перед текстом аннотации присутствуют выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме.
Аннотация содержит основную тему статьи или книги, кроме этого она перечисляет основные положения описываемого источника.
Аннотации содержит пассивные конструкции — глагольные и причастные.
Общая аннотация к статье должна отвечать следующим требованиям:
При подготовке аннотации не переписывайте текст, ваша задача заинтересовать читателя, и не цитируйте статью. Пишите доступным и понятным языком.
Не используйте сведения, не относящиеся к данной теме статьи. Исключите из текста аннотации общеизвестные факты.
В зависимости от характера статьи – научная, художественная, – используйте в аннотации соответствующий стиль изложения. Прежде чем писать аннотации к статье, внимательно прочитайте статью.
Ваша аннотация должна дать представление, о чем данная статья. Расскажите чему посвящена данная статья, и к каким выводам пришел, или какую проблему затронул автор.
Пользуйтесь глаголами: рассматривается, исследуется, анализируется. Аннотации к статьям должны быть краткими – не более 5 предложений.
Примерная структура общей аннотации к статье:
1. Фамилия, инициалы автора.
2. В статье рассмотрен…
3. Особенность этой статьи…
4. Автор предполагает…
5. Автор делает вывод о…
Рекомендательная аннотация к статье должна отвечать следующим требованиям:
При подготовке аннотации не переписывайте текст, ваша задача заинтересовать читателя, и не цитируйте статью. Пишите доступным и понятным языком.
Не используйте сведения, не относящиеся к данной теме статьи. Исключите из текста аннотации общеизвестные факты.
Укажите, для какого круга читателей будет интересна данная статья. Если в статье присутствуют иллюстрации, укажите на это в аннотации.
В зависимости от характера статьи – научная, художественная, – используйте в аннотации соответствующий стиль изложения. Прежде чем писать аннотации к статье, внимательно прочитайте статью.
Ваша аннотация должна дать представление, о чем данная статья. Расскажите чему посвящена данная статья, и к каким выводам пришел, или какую проблему затронул автор.
Пользуйтесь глаголами: рассматривается, исследуется, анализируется. Рекомендательные аннотации к статьям должны быть краткими – не более 5-7 предложений.
Примерная структура рекомендательной аннотации к статье:
3. Фамилия, инициалы автора.
2. В статье рассмотрен…
3. Особенность этой статьи…
4. Автор предполагает…
5. Автор делает вывод о…
6. Данная статья представляет интерес …
Обзорная аннотация к статьям/книгам должна отвечать следующим требованиям:
При подготовке аннотации не переписывайте текст, ваша задача заинтересовать читателя. Пишите доступным и понятным языком.
Не используйте сведения, не относящиеся к содержанию аннотируемых источников. Исключите из текста аннотации общеизвестные факты.
В зависимости от характера статей/книг – научная, художественная, – используйте в аннотации соответствующий стиль изложения. Прежде чем писать аннотации к статьям/книгам, внимательно прочитайте текст источников.
Ваша аннотация должна дать представление, о чем статьи/книги. Расскажите чему посвящены данные источники, какую проблему затронул(и) автор(ы) и к каким выводам пришел, что общего или различного в их содержании.
Пользуйтесь глаголами: рассматривается, исследуется, анализируется. Обзорные аннотации к статьям должны быть краткими – не более 5-7 предложений. Обзорные аннотации к книгам должны быть не более 7-12 предложений.
Примерная структура обзорной аннотации:
1. Фамилии, инициалы авторов.
2. Название статей/книг.
2. В статьях/монографиях рассмотрен…
3. Общим для данных статей/книг является …
4. В статьях/книгах рассмотрена проблема …
5. В данных статьях/монографиях сделан вывод о …
Стандартные обороты речи для аннотации
• В данной статье представлен (а) …
• В данной статье рассматривается (подчеркивается) …
• Подробно (кратко) излагается (изложена) проблема.
• Особое внимание уделяется (чему).
• Обращается внимание (на что).
• Важное значение имеет (что).
• Поднимается вопрос (о чем).
• Затрагивается проблема (чего).
• Подчеркивается огромное (исключительно важное) значение.
• Необходимость (важность) (чего).
• Выявляются особенности (чего).
• Указывается на необходимость (чего).
• Отмечается необходимость (чего).
• Отдельно рассматриваются вопросы.
• Далее отмечается, что.
• Подчеркивается (указывается), что.
• Делается вывод о том, что.
• Говоря (о чем), автор делает вывод, что.
• Завершая (что), автор приходит к выводу, что.
Требования к оформлению.
6. Рекомендации по написанию реферата
Правила написания и структура реферата:
· Глава/параграф 1 – теоретический обзор исследований по данной теме, основные понятия, проблема посвящена объекту исследования.
· Глава/параграф 2 – теоретическая часть посвящена предмету исследования. Представляется обзор и анализ состояния изученности проблемы.
· Глава/параграф 3 – теоретическая часть посвящена взаимосвязи объекта и предмета исследования.
· Заключение – краткое изложение главных идей работы. Необходимо дать ответы на поставленные в начале исследования задачи, отразить основные выводы подтверждающие или опровергающие гипотезу.
· Список использованных источников названий, по ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Общие требования и правила составления (фамилия, инициалы, название, город, издательство, год издания, число страниц).
· Приложение – могут быть таблицы первичных данных, рисунки, схемы.
Требования к оформлению.
Правила выполнения и структура контрольной работы:
· Каждый вариант контрольной работы представлен основной темой обзорных теоретических заданий по курсу (серией вопросов, обязательных для рассмотрения).
· Задание – письменный теоретический анализ по указанным вопросам объемом не менее 1,5 страниц на вопрос.
Пример: Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб.: Питер, 2001. – 688с.
Требования к оформлению.
8. Рекомендации по составлению портфолио
Портфолио ( от англ. portfolio – портфель или папка для документов) – это набор материалов, демонстрирующих умение студента решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня компетентности студента.
Портфолио документов включает сертифицированные (документированные) достижения студента. В него могут входить:
· дипломы (федерального, муниципального, окружного уровней)
· справки.
В нём могут размещаться копии указанных документов.
Структура портфолио документов:
Основная часть – представляет собой сертифицированные документы.
Рефлексия – анализ собственных достижений.
Портфолио работ – это собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности, описание основных форм творческой активности. Выполняется группировкой различных творческих, проектных, исследовательских работ студента в единый массив документов. В него могут входить:
· контрольные работы и др.
Структура портфолио работ:
Основная часть – представляет собой выполненные студентом учебные работы.
Рефлексия – анализ собственной деятельности, полученных результатов.
Структура тематического портфолио:
Основная часть – представляет собой прикладываемые материалы по данной теме.
Рефлексия – анализ проделанной работы по данной теме.
Портфолио методик – это способ организованного накопления методических разработок, материалов: методик диагностики и исследования психического развития человека на разных возрастных ступенях. Этот способ позволяет один раз свести воедино, систематизировать методики, расположить их в определённой логической последовательности, дополнять по мере необходимости и выдавать по первому требованию.
Правила составления портфолио методик.
В портфолио должны быть включены методики, направленные на диагностику сформировнности основных личностных образований конкретного возраста. Количество методик зависит от представляемого возрастного этапа развития личности, тематики лабораторно-практических занятий иличностной позиции студента, как автора портфолио.
В портфолио должен быть представлен диагностический инструментарий по следующим возрастам: младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст, взрослые возраста.
Структура портфолио методик.
Основная часть – представляет собой полные тексты методик.
Требования к оформлению.
9. Рекомендации по составлению научной биографии ученого
Биография – повествовательное изображение истории жизни отдельной личности, способ представленности в культуре специфики отд ельного человеческого существования. Биография является источником первичной социологической информации, позволяющей выявить психологический тип личности в его исторической, национальной и социальной обусловленности.
Биография воссоздаёт историю человека в связи с общественной действительностью, культурой и бытом его эпохи. Биография может быть научной, художественной, популярной и т. д.
Структура научной биографии ученого.
1. Фамилия, имя, отчество (на русском и, по возможности, на родном языке учёного).
2. Места и даты рождения и смерти.
3. Портреты/фотографии ученого.
4. Где учился в детстве. Учителя.
5. Какое, где и когда получил профессиональное образование. Преподаватели.
6. Основные направления научной и общественной деятельности учёного.
7. Должности и места работы (с датами), сослуживцы, начальники и подчинённые. Если вёл преподавательскую работу, то кто были его учениками?
8. Календарь его открытий (можно с иллюстрациями: приборы, чертежи, схемы, портреты – его и коллег, дом – лаборатория –академия – университет…) Именно эта часть научной биографии будет являться самой главной в Вашей работе.
9. Основные труды (название, год и место издания, краткая аннотация – о чём там написано)
10. Отрывки из его работ (название, год и место издания, иллюстрации: изображения титульных листов, отрывков текста, рисунков, портретов автора…)
11. Чем, как, когда и за что был награждён этот учёный.
12. Памятники этому учёному (где, когда и по чьему предложению установлен, что на нём написано, фотография или рисунок, автор памятника).
13. Что названо в честь этого учёного.
Требования к оформлению.
10. Рекомендации по составлению мультимедиа- презентации учебного материала
Мультимедиа- презентация – это электронный документ в виде упорядоченного и связанного набора отдельных кадров (слайдов), выполненных в технологии мультимедиа.
Технология мультимедиа (лат. multi – «много», media – «среда») – способ представления информации в компьютере с возможностью одновременного использования текста, графики, звука, видео и анимационных эффектов.
Презентации могут быть интерактивными (содержать элементы управления) и непрерывными с линейной (последовательной) структурой.
Требования к содержанию:
· первый слайд – с указанием института, факультета, кафедры, названия работы, ФИО, курса, отделения (днев. или веч.), научного руководителя, города и года ;
· второй слад – содержание;
· на последнем слайде указывается перечень используемых источников, активные и точные ссылки на все графические объекты;
· соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам;
· отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;
· сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;
· лаконичность текста на слайде;
· завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);
· – каждый слайд должен отражать одну мысль;
· объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы;
· заголовки должны привлекать внимание аудитории и содержать обобщающие ключевые; положения слайда;
· адаптивность мультимедийной презентации, возможность внесения в нее изменений и дополнений.
Требования к оформлению:
· не меньше 10 слайдов;
· читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);
· кегль шрифта соответствует возрастным особенностям аудитории;
· основной текст должен быть, как минимум, 18 размера;
· использование шрифтов без засечек (их легче читать) и не более 3-х вариантов шрифта;
· расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);
· наиболее важная информация (например, выводы, определения, правила и др.) должна быть представлена более крупным и выделенным шрифтом (например, жирный шрифт 24 размера);
· не загромождать слайд большим количеством строк;
· наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение;
· в конце заголовков точка не ставится;
· если на слайде присутствует иллюстрация, размещайте подпись под картинкой;
· соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений;
· время глаголов должно быть везде одинаковым;
· отсутствие точек в заголовках;
· во всей презентации разные уровни заголовков, гиперссылки. управляющие кнопки, списки должны выглядеть одинаково.
Требования к дизайну:
· использование единого стиля оформления;
· соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации (в некоторых случаях может быть нейтральным) ;
· использование для фона слайда психологически комфортного тона;
· фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;
· использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);
· обоснованность и рациональность использования графических объектов;
· графика на слайдах используется только в том случае, если она несет смысловую нагрузку; использование только оптимизированных изображений (например, уменьшение с помощью Microsoft Office Picture Manager, сжатие с помощью панели настройки изображения Microsoft Office);
· соответствие изображений возрастным особенностям аудитории;
· качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);
· качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов).
Требования к качеству навигации:
· избегайте разной анимации перехода слайдов и разной анимации объектов;
· все элементов навигации должны быть работоспособными;
· целесообразность и рациональность использования навигации.