гравюра на металле это определение

Гравюра на металле

220px Jesus Christ %28German steel engraving%29

magnify clip

Гравюра на металле (фр. gravure от graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства. Гравюры на металле существуют ручные, электромеханические, лазерные. Известны гравюры также на камне, мечах, наконечниках стрел.

Процесс представляет собой создание формованных выемок на металле и камне и получение узора таким образом.

Виды гравюры на металле:

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Гравюра на металле» в других словарях:

Гравюра — (от франц. gravure), 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ( доски ), на которой нанесён рисунок. 2) Вид искусства графики, включающий многообразные способы ручной обработки досок и печатания с них оттисков.… … Художественная энциклопедия

Гравюра — (от франц. gravure) 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины («доски»), на которой вырезан рисунок; 2) вид искусства графики (См. Графика), включающий многообразные способы ручной обработки досок (см.… … Большая советская энциклопедия

гравюра — ы; ж. [франц. gravure] 1. Рисунок, вырезанный или вытравленный гравёром на гладкой поверхности какого л. твёрдого материала; печатный оттиск такого рисунка. Г. на дереве, на камне, на металле, на линолеуме. Г. резцом, иглой на меди. Цветная г.… … Энциклопедический словарь

Гравюра — Штихели инструменты для торцовой гравюры … Википедия

гравюра — ы, ж. 1) Печатный оттиск на бумаге или на сходном материале с пластины (доски), на которой вырезан рисунок. Санька показывала только что привезенные из Гамбурга печатные листы гравюры славных голландских мастеров (А. Н. Толстой). 2) Вид графики,… … Популярный словарь русского языка

ГРАВЮРА — (франц. gravure, от graver вырезывать). Печатный оттиск гравированного изображения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГРАВЮРА оттиск рисунка, вырезанного на стали, камне, дереве и проч. Полный словарь … Словарь иностранных слов русского языка

Гравюра — 1. Оттиск с печ. формы, изготовленной гравированием. 2. Печ. форма, награвированная на к. л. материале дереве (ксилография), линолеуме (линогравюра), металле (напр., резцовая, или классическая). См. также Акватинта, Меццо тинто … Издательский словарь-справочник

ГРАВЮРА — (французское gravure), 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ( доски ), на которой нанесен рисунок. 2) Вид графики, включающий разнообразные способы ручной обработки досок и печатания с них оттисков. Различают… … Современная энциклопедия

ГРАВЮРА — ГРАВЮРА, ы, жен. 1. Изображение (картины, рисунка), полученное путём оттиска с клише, приготовленного гравёром. 2. Выгравированный рисунок. Гравюры на дереве, на металле, на камне, на линолеуме. | прил. гравюрный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова … Толковый словарь Ожегова

Источник

История развития и виды техник гравировки на металле

Гравюра на металле как вид искусства возникла в эпоху Возрождения. Множество знаменитых художников работало в технике гравюры. Известны работы не только на пластинах, но и на кинжалах, мечах, браслетах. Существует множество техник, каждая из них имеет свою эстетику и язык.

Сегодня гравюра на металле переживает второе рождение. Благодаря использованию новых технологий можно по заказу сделать ни на что похожий шедевр.

721139

Гравюра на металле

История и техники

В гравюре легче приживались новые жанры и веяния, чем в живописи, поэтому многие художники Возрождения охотно обращались к этому виду искусства. Свои работы можно было растиражировать в сотнях экземпляров, они становились доступны широким слоям населения. К тому же гравюры приносили неплохой доход.

Первые гравюры несли сугубо практическую цель: с их помощью печатали изображения святых и игральные карты.

Офорт

Был изобретён в XVI веке. Этот метод мало похож на работу штихелем. Художнику не приходится прилагать так много усилий. Игла в офорте с лёгкостью царапает плёнку, что обеспечивает плавность, лёгкость линий. Офорт имеет схожесть с рисунком, тогда как резец скорее ассоциируется со скульптурным барельефом.

В этой технике выполнялись пейзажи, портреты, наброски. В жанре офорта работал Ван Дейк — он создал портреты современников. Известны работы учеников Рубенса-Снайдерса и Йорданса. Ряд шедевров создал Рембрандт.

Расцвет гравюра на металле в жанре офорта пережила во Франции в ХVIII веке. Франсуа Буше был не только художником, но и выдающимся офортистом в жанре рококо. Известны серии мастера с изображением интимных, уличных сценок, жизни народов Востока. Ряд гравюр он сделал по рисункам Ватто. Работы Буше — это изящество, изысканность и свобода композиции.

В России в жанре офорта работало не так много мастеров. Расцвет этого жанра пришёлся на XIX век. Иван Шишкин, Андрей Сомов, Тарас Шевченко работали в этой технике.

10

Акватинта — разновидность офорта — позволяет создавать гравюры с тональностями большего диапазона. Очень много для развития этого жанра сделал Франциско Гойя. Он известен как изобретатель системы приёмов в этой технике. Акватинта остаётся одной из самых сложных техник и в наше время. Она требует наличия мастерской и ряда инструментов.

Другие методики

Гравюра продолжает привлекать художников и в наше время. Сегодня распространены лазерная, электромеханическая гравировки. Существует ряд мастерских, которые специализируются на выполнении работ в этой технике.

Источник

Гравюра — завораживающее искусство создания печатных изображений

Гравюра (от фр. graver — вырезать) — вид графики, в котором произведения искусства создаются путем зеркального оттиска изображения на бумаге с печатной формы. Граверы на станках или вручную вырезают по эскизу художника рельефный рисунок на камне, деревянной доске или металлической пластине. Он впоследствии служит готовой формой для тиражирования изображений. В отличие от литографии, изобретенной на несколько столетий позже, для изготовления гравюр применяют технологии глубокой или высокой, а не плоской печати.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%203%20(1)%20%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0.%20%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D1%80%D0%B5%D1%85%D1%82%20%D0%94%D1%8E%D1%80%D0%B5%D1%80.%20%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9%20%D0%98%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%20%D0%B2%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%B9%20%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9

Гравюра — относительно молодой вид изобразительного искусства. В Европе она появилась значительно позже живописи и скульптуры, только на рубеже XIV-XV веков, с развитием книгопечатания.

Виды гравюры

Гравюры, помимо основной классификации по способу получения оттиска (техникам печати), дополнительно различают по многим другим параметрам:

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%203%20(2)%20%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0.%20%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%20%D0%A8%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%83%D1%8D%D1%80.%20%D0%9C%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F

В искусстве издавна используются многие способы получения гравюрных оттисков. Среди наиболее известных различают такие виды техник гравюр как:

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%203%20(2.1)%20%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0.%20%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F.%20%D0%AD%D0%B4%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4%20%D0%9C%D1%83%D0%BD%D0%BA%20%D0%9F%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B0%D0%B6

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%203%20(2.2)%20%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0.%20%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F.%20%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%20%D0%A4%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%9A%D1%83%D1%82%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%203%20(2.3)%20%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0.%20%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8.%20%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BE%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%20%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BB%D0%BE.%20%D0%91%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%87%D0%B8%D0%BD

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%203%20(2.4)%20%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0.%20%D0%9E%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%82.%20%D0%A0%D0%B5%D0%BC%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%82.%20%D0%A2%D1%80%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%203%20(2.5)%20%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0.%20%D0%A1%D1%83%D1%85%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%D0%B3%D0%BB%D0%B0.%20%D0%9E%D0%B3%D1%8E%D1%81%D1%82%20%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BD.%20%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F%20%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%20%D0%93%D1%8E%D0%B3%D0%BE

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%203%20(2.6)%20%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0.%20%D0%9F%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0.%20%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%20%D0%91%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%86%D1%86%D0%B8%D0%B8.%20%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%B5%D1%80

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%203%20(2.7)%20%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0.%20%D0%9C%D1%8F%D0%B3%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BB%D0%B0%D0%BA.%20%D0%9A%D0%B5%D1%82%D0%B5%20%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B8%D1%86.%20%D0%A8%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BC

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%203%20(2.8)%20%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0.%20%D0%90%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B0.%20%D0%A4%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%20%D0%93%D0%BE%D0%B9%D1%8F.%20%D0%9E%D0%B4%D0%B8%D0%BD%20%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D1%82

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%203%20(2.9)%20%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0.%20%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81.%20%D0%96%D0%B0%D0%BD%20%D0%91%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%20%D0%9B%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%81.%20%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%86%D1%8B%20%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D0%B9

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%203%20(3)%20%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0.%20%D0%9C%D0%B5%D1%86%D1%86%D0%BE%20%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%BE.%20%D0%AD%D0%B4%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4%20%D0%94%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%81.%20%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%20%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%9E%D0%BA%D1%81%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B5

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%203%20(3.1)%20%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0.%20%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D0%B6.%20%D0%A4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%81%20%D0%91%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD.%20%D0%9F%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B0%D0%B6%20%D1%81%20%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%203%20(3.2)%20%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0.%20%D0%9A%D1%8C%D1%8F%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%BE.%20%D0%A3%D0%B3%D0%BE%20%D0%B4%D0%B0%20%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BF%D0%B8.%20%D0%A7%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D1%80%D1%8B%D0%B1%D1%8B

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%203%20(3.3)%20%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0.%20%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0.%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%20%D0%A8%D0%B5%D0%B2%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE.%20%D0%A1%D0%BE%D1%81%D0%BD%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%B4%D1%8E%D0%BD%D1%8B

История гравюры

Первые образцы гравюрной графики в мировом искусстве появились в Китае в VI веке. Но в Европе еще очень долго не существовало предпосылок для зарождения нового вида графики — попросту не было бумаги. История гравюры в Старом Свете берет свое начало только с XIV века — с момента изобретения книгопечатания. Тогда же возникла острая необходимость тиражирования иллюстраций в книгах и появилась на свет первая техника гравюрной печати — продольная ксилография.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%203%20(4)%20%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0.%20%D0%96%D0%B0%D0%BD%20%D0%94%D1%8E%D0%B2%D0%B5.%20%D0%93%D0%B5%D0%BD%D1%80%D0%B8%D1%85%20III%20%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C%20%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8

Практически одновременно с ней в Южной Германии возникла резцовая гравюра по металлу, а в начале XVI века в Италии уже был запатентован метод цветной ксилографии — кьяроскуро. 1513 годом датируется самый ранний образец еще одного способа гравирования — офорта.

Значительное влияние на развитие новой разновидности графики оказали выдающиеся мастера немецкого Возрождения:

В Италии получили широкую известность работы Антонио дель Поллайоло (Antonio del Pollaiolo) и Андреа Мантеньи (Andrea Mantegna). В это время в Голландии работал первоклассный гравер Лука Лейденский (Lucas van Leyden), а во Франции — Жан Дюве (Jean Duvet).

В XVII-XVIII веках гравюра приобрела огромную популярность. В качестве иллюстраций ее массово использовали в художественных книгах и научных трудах. Репродукциями картин и оригинальными композициями начали украшать интерьеры домов. Постоянно совершенствовались и создавались новые техники:

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%203%20(4.1)%20%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0.%20%D0%9B%D1%83%D0%BA%D0%B0%20%D0%9B%D0%B5%D0%B9%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A2%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%86%20%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B

В XIX веке к технике офорта часто обращались французские мастера Эдгар Дега (Edgar Degas), Камиль Коро (Camille Corot), Жан-Франсуа Милле (Jean-François Millet), Джеймс Уистлер (James Whistler) в США, Макс Либерман (Max Liebermann) в Германии.

На рубеже XIX-XX веков интерес к гравюре проявился у многих представителей символизма, реализма и экспрессионизма:

В ХХ веке с развитием химической промышленности появились новые материалы для созданий печатных форм. Это привело к созданию линогравюры и производству досок из пластика и оргстекла.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%203%20(4.2)%20%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0.%20%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D1%8D%D0%BB%D1%8C%20%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B5%D0%BC%D1%83%D1%82.%20%D0%9F%D0%BB%D1%8F%D1%81%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8

Современные мастера изобразительного искусства также часто используют техники гравюры для создания своих произведений. А шедевры старинных художников вызывают восхищение потомков и украшают многочисленные галереи в крупнейших городах мира.

На сайте Very Important Lot посетители из всех уголков Земли могут принять участие в аукционах и приобрести произведения искусства разных эпох. Кроме того, наш ресурс предоставляет возможность людям напрямую купить картины у современных художников.

Источник

Гравюры, гравюры. Это интересно!

Альбрехт Дюрер «Меланхолия»

Главной целью художника, конечно, является оттиск на бумаге, или эстамп.
Правда, эстампом (фр. «estampe» – оттиск) считается лишь тот оттиск, который изготовлен непосредственно под наблюдением автора и носит не прикладной, иллюстративный, а самостоятельный, как принято говорить, станковый характер.
Но в чем же смысл гравюры? Почему художник выполняет сложную и трудоемкую работу, изготавливая печатную доску, а не рисует сразу на бумаге?
Рисунок, акварель, картина по своей природе единичны, уникальны. Главным же качеством гравюры является тиражность, то есть возможность сделать с одной доски много оттисков. Все эти оттиски будут равноценными художественными произведениями.
На любом из них автор может поставить свою подпись, ведь все они отпечатаны с доски, обработанной его рукой.

Возможности гравюры чрезвычайно широки, ее художественный язык богат и разнообразен. Искусство гравюры привлекало к себе многих выдающихся мастеров: А. Дюрера, Рембрандта, П. Брейгеля, Ф. Гойю, А.Ван Дейка, Э. Делакруа, В. Ван Гога, С. Дали и др.
Целый ряд художников посвятил свое творчество исключительно гравюре. Имена А. Доре, О. Домье, В. Фаворского, А.Остроумовой-Лебедевой, столь же знамениты, как и имена выдающихся живописцев.

В Европе гравюра появилась относительно недавно – в XV веке. По сравнению, скажем, с фреской и мозаикой, существовавшими тысячелетия, это молодое искусство. Но ни один из видов изобразительного искусства не сумел сразу стать столь распространенным, как гравюры.
Когда-то они продавались даже на ярмарках и базарах, и простой люд покупал их.
Для неграмотных гравюры даже заменяли книги: в картинках раскрывалось содержание занимательных и нравоучительных историй, библейские сюжеты.

Почти одновременно с ксилографией, являющейся методом выпуклой гравюры, появилась резцовая гравюра на металле. Это уже, так называемая углубленная гравюра.
Ее родиной считается Италия. Уже не нужно было вынимать большие плоскости дерева и делать очень тонкие перегородочки, обеспечивающие столь же тонкий контур при печати.
В углубленной гравюре, вырезанные на металле линии, залитые краской, давали при печати рисунок из тонких штрихов. Имитация рисунка получалась более естественной.
Материалом доски чаще всего служила медь. Истоки резцовой гравюры ведут к ювелирам, которым она служила вначале подсобным средством для сохранения узоров, вензелей, выполненных на ювелирных изделиях, оружии и т.п. В этой технике были созданы, например, «Мастерские гравюры» А. Дюрера.

Существует множество техник гравюры, достойных упоминания, но главными все-таки являются ксилография, офорт, литография и их разновидности.
Гравюра является самым массовым, демократичным, а потому и современным видом искусства.
Она вносит в нашу жизнь настоящее искусство и дает подлинное эстетическое наслаждение.

Источник

Техники гравюры с примерами работ

Гравюра (фр. graver — вырезать) представляет собой вид графического искусства, позволяющий получать оттиски с печатных форм. Эти формы изготавливают из металла, дерева, пластика и иных материалов. Сами оттиски также называют гравюрами.

Существуют различные техники и приемы создания гравюры. Ее получают при помощи глубокой, плоской или высокой печати, которые отличаются друг от друга расположением элементов печатной формы по сравнению с пробельными элементами. Так, у печатных форм глубокой печати они вогнуты, высокой печати — приподняты, а плоской — на одном уровне.

Далее мы рассмотрим основные техники, с помощью которых с давних времен изготавливают гравюры. Практически все они относятся к гравировке по металлу и глубокой печати. При этом в некоторых техниках используется механический способ гравировки (сухая игла, меццо-тинто, резец, пунктир, карандашная манера), а в других применяют химический способ (классический офорт, акватинта, лавис, мягкий лак, карандашная манера).

Резцовая гравюра (резец)

Резцовая гравюра создается с помощью специального инструмента — штихеля (нем. Stichel — резец). Она требует от гравера высокой точности, больших усилий, терпения и может выполняться несколько недель или даже месяцев.

1cd8717bbf1c507f96b76385e56ead36

Перед работой мастер основательно полирует металлическую пластину, создает на ней изображение с помощью ювелирного пунсона (острого инструмента) и приступает к детальной обработке рисунка штихелем. Перед печатью в пластину втирают краску, убирают ее излишки и делают оттиски.

Отличительные признаки резцовой гравюры:

6bcfbf7d52b7e0c7409e2df963705f4e

А. Мантенья. «Битва морских божеств». Резцовая гравюра на меди. Ок. 1470 г.

Сухая игла

Гравировка сухой иглой называется так потому, что она проходит без покрытия поверхности пластины лаком и без травления (техники с химическим способом гравировки представлены ниже).

Для этой технологии используют иглы разного размера, шабер и гладилку. Вначале металлическую пластину готовят к работе: шлифуют, полируют, обрабатывают кромку и углы. Затем на пластину наносят желаемый рисунок с помощью графитного карандаша или тонкой иглы и приступают к процессу самой гравировки.

0b5588843c7c77da5809bc220bc4040a

Характер конечного изображения зависит от типа выбранной иглы и степени нажима на инструмент. Если мастер нажимает на иглу слабо, тогда получается линия с чистыми краями, при сильном нажиме края линий становятся рваными с выемками и поднимающимися вверх заусенцами (барбами). Во время печати краска заполняет эти выемки и скапливается у барб, за счет чего изображение получается очень насыщенным и бархатистым.

ce66692595bff09bc6ef9ee7073e35c2

Отличить гравюру сухой иглой можно по таким признакам:

fa17d7701111daee22fc477a6b55477f

С. Масловский. Портрет жены художника. Сухая игла. 1905 г.

Пунктирная манера

Эта техника подразумевает нанесение на гравировальную пластину системы точек разной формы и размеров.

В процессе работы мастер может пользоваться пунсонами с концами разной остроты и формы (в виде треугольника, квадрата и т.д.), матуаром и гравировальным молоточком. Используя инструменты разной формы, а также разную степень давления гравер строит целую систему разнообразных точек. При необходимости он сгущает или разрежает точки, создавая эффект тени или света. В результате получается изображение с мягкими переходами. Чтобы сделать контуры рисунка более плавными, мастер может пробивать точки сквозь лак.

8864c4749e6db28417ce05ba33e86d86

Отличительные признаки пунктирной техники:

b347bc566af21590f8c3557cf2db3c2a

А. Афанасьев. Портрет Д.В. Давыдова. Пунктирная манера. После 1812 г.

Меццо-тинто

В технике меццо-тинто (от итал. Mezzo — половина, tinto — окрашенный), которую еще называют черной манерой или английской манерой, работа ведется не с созданием углублений в подготовленной пластине, а с выглаживанием определенных участков. Для этого металлическая пластина делается шероховатой с помощью техники зернения. То есть изначально на ней уже есть выемки, а задача гравера заключается в том, чтобы затереть те участки, которые должны быть более светлыми (на гладких участках краска почти не задерживается). Работу с изображением он производит с помощью шабера и гладкого планира. Гравировка ведется от самого черного цвета до самого яркого света (откуда и название черной манеры), что противоположно другим техникам механической гравировки.

3f4f8df18e9486a4c53cc10d27297693

Зернение, выглаживание и выскребание поверхности пластины в технике меццо-тинто.

Основные признаки гравюры по технике меццо-тинто:

00b31c0190cf7dd7d4c1905d3dd252d8

К.-В. Зеелигер. Гравюра «Аллегория восшествия на престол Александра I». Меццо-тинто. Около 1801 г.

Офорт

Название этой техники произошло от французского слова eau-forte, что переводится как крепкая водка (в старину так называли азотную кислоту). Именно азотная кислота изначально являлась основным веществом для создания офорта.

При этой технологии металлическую пластину покрывают лаком, устойчивым к кислоте. Затем наносится рисунок и процарапывается иглами. После этого мастер погружает пластину в емкость с кислотой, что приводит к вытравлению незакрытого лаком рисунка. После промывки и высушивания процедуру несколько раз повторяют, добиваясь более глубокого травления на отдельных участках. На последней стадии защитный лак снимают керосином. Получившуюся печатную форму заполняют краской.

adef21850e934a4ce876e009b52f909f

Основные признаки гравировки техникой офорта:

16e564aadd7551b3f8beb0a0b2bcc9c3

А. Дюрер. Гравюра «Пейзаж с пушкой». Офорт на меди. 1518 г.

4f6bfd09d923fd6fb7b52a7b6e35daa7

И. Шишкин. Гравюра «Лес». Офорт. Около 1890 г.

Акватинта

Акватинта представляет собой одну из техник офорта (Acquaforte — травление и tinto – тонированный), позволяющую получить более живописную гравюру с большим количеством тонов, схожую с акварелью.

Перед работой гравер нагревает подготовленную металлическую пластину и равномерно покрывает ее порошком устойчивой к кислоте смолы. После плавления порошка на пластине образуется сетка, в которой в дальнейшем мельчайшие незакрытые смолой промежутки вытравливаются кислотой. Пластина становится зернистой. После этого на нее наносят рисунок и приступают к более тщательному травлению в несколько этапов. Тон и фактура изображения зависят от размера гранул смолы и времени ее нагрева.

33c8bded684192d0afe689dfab8752bb

Отличительные признаки гравюры методом акватинты:

8fb390adf84627aaea41afaa7ec74838

И.-Х. Майр. Портрет И.П. Елагина. Акватинта. После 1793 г.

Лавис

Лавис (фр. Lavis — размывка) представляет собой технику гравировки, при которой рисунок сразу травится кистью, смоченной специальной жидкостью.

В процессе работы гравер наносит изображение на металлическую пластину при помощи стекловолоконной кисти и травильной жидкости (часто раствора азотной кислоты). Так как метал имеет неоднородный состав, при травлении получается шероховатая поверхность, которая хорошо задерживает краску. Благодаря этому при печати получается тонально богатое изображение (схожее с тем, что дает акватинта).

Отличительные признаки гравировки методом лависа:

27faa324bce7580d516ae17f25b235c9

Поль Гоген. Гравюра «Женщина с инжиром». Лавис. 1894 г.

Мягкий лак

Эта техника представляет собой разновидность офорта, получаемого мягким кислотоупорным лак (его еще называют срывным). Такой лак создают добавлением в него жира.

В начале работы гравер покрывает металлическую пластину мягким лаком и осторожно крепит на нее зернистую бумагу. На бумаге твердым карандашом создается рисунок, что заставляет лак прилипать в местах полученного изображения. Но из-за входящего в состав жира при съеме с пластины бумажного листа эти прилипшие к бумаге частички лака легко отстают от металла (срываются). После этого выполняют традиционное для офорта травление, затем смывают лак, полученную форму заливают краской и делают отпечатки.

baa72a860b6eab9de686f42f3ac045b4

Основные признаки техники мягкого лака:

ca03e6f823f394eb3792df6e9029b76b

Д. Кастилльоне. Портрет мужчины в берете. Мягкий лак. 1664 г.

Карандашная манера

В этой технике гравирования применяется химический или механический способы гравирования (реже оба). Свое название карандашная манера получила за то, что отпечатанное изображение напоминает карандашный рисунок.

При химическом гравировании полированную металлическую пластину обрабатывают твердым кислотоупорным лаком, а затем наносят рисунки рулеткой (могут применяться и иные инструменты). Она представляет собой зубчатое колесо с насечками, вращающееся на металлическом стержне. Когда рулетка прокатывается по лакированной пластине, в ней остаются небольшие углубления. После этого освобождённые от лака участки пластины вытравляются в кислоте.

ed7cce6c132a903ba82e98fd2810bd40

При механическом гравировании на полированной пластине вокруг вдавленных рулеткой точек образовываются заусенцы (бугорки). При печати краской заполняются не только углубления, но и заусенцы, за счет чего гравюра становится мягкой.

Основные признаки гравировки карандашной манерой:

e657199d0846bedac41e69704d29056d

Л. Бонне. Портрет Екатерины II. Карандашная манера. 1765 г.

Литография

Литография (др.-греч. λίθος — камень и γράφω — рисовать) — это техника травления рисунка на камне, относящаяся к плоской печати. Для создания изображения подбирают особые сорта камня (обычно известняка), способного отталкивать краску после легкого травления кислотой.

2969abb3beb20efba93d63a17baf42b8

Оттиск с камня в процессе литографии.

В процессе работы гравер готовит каменную пластину (полирует ее или, напротив, делает шероховатой). После этого на нее наносят рисунок с помощью жирного литографского средства (карандаша или туши). После слабого травления пластины кислотой протравленные участки отталкивают краску. Участки жирным карандашом, напротив, легко притягивают краску.

На следующем этапе исходное изображение смывают, а на влажный камень наносят краску с олифой, удерживающуюся на непротравленных участках. После этого выполняют печать под давлением на бумаге с помощью литографского станка.

Раньше литографию выполняли на камнях, но сегодня используют в основном металлические пластины.

Основные признаки литографического оттиска:

cfdecf5ad8068fa27dfb8daee3523ad5

Ф. Терзаги. «Москва. Вид на Кремль». Литография. 1857 г.

754498b5be97afccd36544c9efe3fba0

Пабло Пикассо. Серия «Бык» из 11 литографий. 1946 г.

Гравюра на стали

Эта техника применяется для гравировки стальных пластин. Гравирование осуществляют химическим или механическим способом, используя травильные жидкости или инструменты для резки. С помощью прорезывания или травления в стальных пластинах создают углубления в виде отдельных точек, штрихов или линий.

b15a17d2f00d358b12045190a72db7d9

Получение оттиска со стальной печатной формы на офортном станке.

По сравнению с другими металлами и их сплавами сталь позволяет создать особенно прочную печатную форму. Так, если с медной резцовой гравюры получается около тысячи оттисков, то для стали это несколько десятков тысяч копий. По этой причине некоторые металлы покрывают слоем стали с помощью гальванопластики.

Базовые признаки гравировки на стали:

027c34926855c81ae3f6fb6dd7713a15

Шройдер. Гравюра на стали «Севастополь перед осадой». 1857 г.

Мы рассмотрели основные техники, с помощью которых гравюры создавали со времен изобретения этого вида искусства. Заметим, что в работе многие мастера смешивают разные техники, например, резцовую гравюру и офорт, благодаря чему на свет рождаются новые варианты гравюрных работ. Познакомиться с историей появления разных техник гравюры можно в статье «Гравюра Российской империи история, граверы, продажи».

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: