дайте верное определение характеристике линии в рисунке по назначению бывают

Виды рисунков

С работы над рисунком начинается наш путь в изобразительном искусстве. На какие виды делятся рисунки, какие методы и техники исполнения использует художник – эта тема заслуживает особого внимания.

Изображение, которое с помощью линий и точек передаёт главные признаки предметов, востребовано в различных видах изобразительного искусства. Оно служит основой для создания художественного образа. Виды рисунков различаются по методам рисования, технике исполнения, темам и жанрам и т.д. Поговорим об этом подробнее.

Виды рисунка по использованию изобразительных средств

Линейно-конструктивный рисунок – художник использует линии разной толщины, тона и фактуры. Этот вид применяется в архитектуре, так как наиболее чётко передаёт конструкцию предметов. Он даёт возможность показать модели в разрезе. Тем, кто приступает к занятию рисованием, рекомендуется начинать с этого вида рисунка, чтобы научиться анализировать особенности модели.

Линейно-конструктивный с условной светотенью – этот вид уже позволяет передать степень освещения деталей модели и их положение по отношении к источнику света. На занятиях в художественных школах упражнения в этом виде рисунка очень важны. Учащиеся под руководством педагогов стараются передать особенности архитектурных элементов – например, капители. Или же предметов сложной формы. С помощью такого способа рисования уже можно обобщить сложные конструкции.

Свето-теневой – на этом виде рисунка фон изображается условно: слегка заштриховывается или вообще остаётся белым. Форму же модели выделяют с помощью полутени и светотени. Часто этот вид используют, чтобы нарисовать портрет или фигуру человека, определённый предмет. При помощи штрихов и пятен можно добиться эффекта реалистичности.

Тональный – выполнение такого рисунка займёт больше всего времени. При этом он будет выглядеть самым достоверным, то есть позволит передать и материальность предметов, и их расположение в пространстве. Можно будет наглядно представить, какой из предметов занимает доминирующее место в натюрморте, а какой – второстепенное. Художник может расставить акценты и передать все оттенки тона объектов, которые рисует. Тот, кто уже овладел мастерством, может в одной работе сочетать различные виды рисунков, но на стадии обучения такие эксперименты нежелательны.

По технике выполнения и целевому назначению

По технике выполнения рисунки делятся на оригинальные и печатные. В первом случае художник выполняет от руки всю работу, она существует в единственном экземпляре. Во втором – рисунок выполняется на клише, и может быть размножен в любом количестве. По целевому назначению рисунки бывают:

Виды рисунков по способам рисования

Появление различных способов изображения обусловлено разницей между образом предмета, каким видит его художник, рисуя с натуры, и тем, каким он хранит его в памяти.

По восприятию – художник рисует с натуры и видит свою модель на протяжении всего творческого процесса. В ходе работы развивается способность осмыслять увиденное, вырабатывается наблюдательность.

Копирование – художник выполняет копию работы, сделанной мастером. Приём приносит большую пользу, позволяет быстро освоить различные техники рисования.

По представлению – художник рисует на основе своих представлений и впечатлений. Здесь многое зависит от памяти, от замысла – поэтому такие работы всегда отличаются индивидуальностью. Упражнения в этом виде позволяют развивать зрительную память и воображение.

Выразительные средства, используемые художниками

Именно эти средства помогают придать работе достоверность, реалистичность, выразительность. Точки в рисунках выступают в качестве опоры. Достаточно прикоснуться карандашом, пером, ручкой или кистью к бумаге, как получается точка. Также она образуется при пересечении линий. Основным выразительным средством в рисунке являются именно линии. Они бывают прямыми или кривыми (соединяются 3 опорные точки, 2 показывают длину линии, а ещё одна – высоту). Кроме того, различают линии вертикальные, горизонтальные и те, которые проводят по диагонали. Помимо простых, выделяют сложные линии – например, волнистые или в форме зигзага, спирали.

Важным приёмом в достижении выразительности рисунка является штриховка. С помощью коротких линий (штрихов) наносится тон, то есть, передаются светотеневые отношения. Ещё один приём – тушёвка. Тон наносится с помощью слитных штрихов. Выполняются они боковой поверхностью графита. Их этих составляющих и складывается выразительный рисунок.

Читайте также:

*В статье использованы учебные работы студентов художественной школы «Вдохновение».

Источник

Ghenadie Sontu Fine Art

BLOG

Виды рисунка по использованию изобразительных средств

С работы над рисунком начинается наш путь в изобразительном искусстве. На какие виды делятся рисунки, какие методы и техники исполнения использует художник – эта тема заслуживает особого внимания. Изображение, которое с помощью линий и точек передаёт главные признаки предметов, востребовано в различных видах изобразительного искусства. Оно служит основой для создания художественного образа. Виды рисунков различаются по методам рисования, технике исполнения, темам и жанрам и т.д. Поговорим об этом подробнее:

Линейно-конструктивный рисунок – художник использует линии разной толщины, тона и фактуры. Этот вид применяется в архитектуре, так как наиболее чётко передаёт конструкцию предметов. Он даёт возможность показать модели в разрезе. Тем, кто приступает к занятию рисованием, рекомендуется начинать с этого вида рисунка, чтобы научиться анализировать особенности модели.

%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%BE %D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA

Линейно-конструктивный с условной светотенью – этот вид уже позволяет передать степень освещения деталей модели и их положение по отношении к источнику света. На занятиях в художественных школах упражнения в этом виде рисунка очень важны. Учащиеся под руководством педагогов стараются передать особенности архитектурных элементов – например, капители. Или же предметов сложной формы. С помощью такого способа рисования уже можно обобщить сложные конструкции.

%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%BE %D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D1%81+%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D1%8E%C2%A0

Свето-теневой – на этом виде рисунка фон изображается условно: слегка заштриховывается или вообще остаётся белым. Форму же модели выделяют с помощью полутени и светотени. Часто этот вид используют, чтобы нарисовать портрет или фигуру человека, определённый предмет. При помощи штрихов и пятен можно добиться эффекта реалистичности.

68751604 617729292085575 1081268517963038720 o

Тональный – выполнение такого рисунка займёт больше всего времени. При этом он будет выглядеть самым достоверным, то есть позволит передать и материальность предметов, и их расположение в пространстве. Можно будет наглядно представить, какой из предметов занимает доминирующее место в натюрморте, а какой – второстепенное. Художник может расставить акценты и передать все оттенки тона объектов, которые рисует.
Тот, кто уже овладел мастерством, может в одной работе сочетать различные виды рисунков, но на стадии обучения такие эксперименты нежелательны.

%D0%A2%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%C2%A0

По технике выполнения и целевому назначению

По технике выполнения рисунки делятся на оригинальные и печатные. В первом случае художник выполняет от руки всю работу, она существует в единственном экземпляре. Во втором – рисунок выполняется на клише, и может быть размножен в любом количестве. По целевому назначению рисунки бывают:

Академическими – выполненными профессионально.

Учебными – когда осваиваются определённые этапы рисования.

Творческими – в данных работах художник выражает свой внутренний мир.

Набросками – они сделаны за короткое время с помощью линий. Могут дополняться элементами штриховки или тушёвки.

Этюдами – когда на рисунке выделяются наиболее важные черты модели.

Эскизами – основой для их выполнения являются наброски и этюды. На основании эскизов художник начинает работу над картиной.

%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8

Виды рисунков по способам рисования

Появление различных способов изображения обусловлено разницей между образом предмета, каким видит его художник, рисуя с натуры, и тем, каким он хранит его в памяти.

По восприятию – художник рисует с натуры и видит свою модель на протяжении всего творческого процесса. В ходе работы развивается способность осмыслять увиденное, вырабатывается наблюдательность.

Копирование – художник выполняет копию работы, сделанной мастером. Приём приносит большую пользу, позволяет быстро освоить различные техники рисования.

По представлению – художник рисует на основе своих представлений и впечатлений. Здесь многое зависит от памяти, от замысла – поэтому такие работы всегда отличаются индивидуальностью. Упражнения в этом виде позволяют развивать зрительную память и воображение.

Выразительные средства, используемые художниками

Именно эти средства помогают придать работе достоверность, реалистичность, выразительность. Точки в рисунках выступают в качестве опоры. Достаточно прикоснуться карандашом, пером, ручкой или кистью к бумаге, как получается точка. Также она образуется при пересечении линий. Основным выразительным средством в рисунке являются именно линии. Они бывают прямыми или кривыми (соединяются 3 опорные точки, 2 показывают длину линии, а ещё одна – высоту). Кроме того, различают линии вертикальные, горизонтальные и те, которые проводят по диагонали. Помимо простых, выделяют сложные линии – например, волнистые или в форме зигзага, спирали.

Важным приёмом в достижении выразительности рисунка является штриховка. С помощью коротких линий (штрихов) наносится тон, то есть, передаются светотеневые отношения. Ещё один приём – тушёвка. Тон наносится с помощью слитных штрихов. Выполняются они боковой поверхностью графита. Их этих составляющих и складывается выразительный рисунок.

%D0%A2%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%C2%A0

Программа обучения рисованию рассчитана как на желающих начать рисовать “с нуля”, так и на тех, кто хочет закрепить ранее приобретенные навыки.

На обучение рисованию принимаем всех желающих – детей, подростков, и взрослых. Пройдя наши художественные курсы живописи и рисования, вы очень быстро наберетесь мастерства для создания своих неповторимых авторских работ.

Источник

Изобразительное искусство. 6 класс

Конспект урока

Урок № 02. Рисунок – основа изобразительного творчества. Ритм линий и пятен, их выразительные возможности

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Какие выделяют виды рисунка по их целям и художественным задачам?

Как рисовать с натуры и размещать рисунок на листе?

Как передать разное эмоциональное состояние, различное настроение с помощью ритма и характера линий?

Как создавать изображения с помощью пятна и тональных отношений?

Набросок – это рисунок, сделанный очень быстро. В наброске художник стремится изобразить основную пластическую мысль, увиденную в натуре.

Зарисовка – это более долгий, изучающий рисунок.

Линия обозначает контур предмета, его край, но в жизни этой черты нет.

Ритм – это чередование соизмеримых между собой элементов.

Пятно – основное средство изображения на плоскости. Тональные отношения улавливают переходы света и тени от самого тёмного по ступенькам серого к самому светлому.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – 10-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071640-6

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

1. Пора перемен. Графика 1860-х годов из собрания Третьяковской галереи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/pora-peremen-risunok-serediny-xix-veka/ (дата обращения: 06.08.19).

2. Графика. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pushkinmuseum.art/exposition_collection/collections/graphics/index.php?lang=ru/ (дата обращения: 06.08.19).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Основой изобразительного творчества считается рисунок. Рисунок выполняется графическими материалами – чаще всего карандашом или углём, он может быть сделан пером, ручкой или кистью. Все художественные рисунки – это графические произведения. Существует много графических техник, а главное – целей, для которых создаются рисунки.

Существуют разные виды рисунка:

Набросок – это рисунок, сделанный очень быстро. В наброске художник стремится изобразить основную пластическую мысль, увиденную в натуре. Это выразительная графическая запись своего впечатления или идея будущей работы, её проект, эскиз.

6ff5986c b771 4f7e aa36 3d4ff9c2f31a

В. И. Суриков. БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА. Эскиз композиции. Карандаш. XIX в.

Рисунок может быть и более долгим, изучающим. Тогда его называют зарисовкой. Чаще всего такими бывают вспомогательные рисунки. Они необходимы в работе художника: это зарисовки разных деталей для будущей картины или будущего проекта.

8755efca 55f0 491a 93b6 3eed90c8c7e0

Леонардо да Винчи. ЭСКИЗ РУК. Тушь. XV в.

Чтобы объяснить, как устроена машина или какая-нибудь постройка, делают технический рисунок. Существует учебный рисунок,. его цель – освоение правил изображения, грамоты изобразительного языка, поэтому учебные рисунки, сделанные разными людьми, бывают похожи. Но рисунок может быть и настоящим произведением искусства.

70cfac9e 3aa4 408f b5d9 28dacb9b1094

Творческий рисунок всегда особенный, в нём автор стремится выразить то, что ему кажется интересным.

5105ab69 d1f7 4df7 a032 ad903e040a62

Рафаэль Санти. МАТЬ И ДИТЯ. XVI в.

Большой потенциал творческого рисунка раскрыли мастера Высокого Возрождения (Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи). Излюбленными инструментами художников были мягкие грифели — итальянский карандаш, уголь, сангина, позволяющие отмечать малейший изгиб поверхности, улавливать оттенки изменения внутренней формы при чрезвычайной пластической цельности.

Рисунок пером или карандашом в основном состоит из линий – длинных или коротких, волнистых или отрывистых, толстых или тонких. Линии разные по своему характеру. Линией мы обозначаем контур предмета, его край, но в жизни этой черты нет. Характер линии выражает эмоции, чувства художника! На рисунках линии могут то сгущаться, то разрежаться, как звуки в музыке, то обходят пустое место, делаю паузу. Линиям необходим ритм. Ритм – это чередование соизмеримых между собой элементов. Ритмические соотношения могут быть бесконечно разнообразны, сложны и вариативны, а иногда очень просты.

Кисть с краской оставляет на плоскости изображения свой след – пятно, ручка или карандаш – линию. Но стоит несколько линий положить рядом, они будут смотреться пятном. Пятно – основное средство изображения на плоскости. Пятна могут быть бесконечно разными: большими и маленькими, округлыми и протяженными, светлыми и темными. Для художника белый и чёрный цвета являются наиболее сильным выразительным средством, ведь тёмное и светлое образуют контраст. Резкий контраст говорит нам о сильных драматических чувствах: это может быть и тревога, и решительность, и ярость, и утверждение. Для изображения бури, грозы нередко художники использовали резкий контраст. Мягкий контраст – там, где противоположности сближены.

В изобразительном искусстве важным выразительным средством являются тональные переходы – иногда почти незаметные, мягкие перетекания, а иногда резкие, контрастные пятна. Чтобы определить степень светлоты или темноты какого-либо цвета, в изобразительном искусстве используют понятие тон. Определить тон какого-либо пятна можно, только сравнив его с другим пятном, т. е. определив тональные отношения этих пятен. Художник должен уметь строить рисунок не только на основе контраста белого и чёрного, но и с учётом отношений к серому пятну, т. е. должен владеть тональной шкалой. Тональные отношения улавливают переходы света и тени от самого тёмного по ступенькам серого к самому светлому.

9b29b727 4bbe 4ce6 a504 7d7be28ab39c

Пятна, из которых строятся изображения, обладают многими свойствами. Очень важно, какова поверхность пятна – его фактура. Например, поверхность пятна растекающейся тёмной краски сильно отличается от поверхности пятна, закрытого штрихами карандаша. Да и карандашом можно оставлять очень разный след, создающий различные характеры фактуры.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

1. Что из перечисленного не считается самостоятельным видом рисунка?

Источник

Дайте верное определение характеристике линии в рисунке по назначению бывают

Издание: Живописная грамота. Основы искусства изображения

Глава 1.

Понятие об основных линиях искусства рисунка

Рисунок является для художника специфическим средством изучения мира. Этот способ дает возможность не только познавать формы природы, но и творчески овладевать ими, то есть претворять их в формы искусства.
М. Ф. Иваницкий

Искусство рисунка заключается в том, что всякое изображение предметов художник выполняет от руки и на глаз с соблюдением точных пропорций данных предметов.

Такое графическое изображение может быть исполнено карандашом, тушью, чернилами, углем, сангиной, пастелью и т. д.

Графика (греч. graphika — «искусство рисования, письма и черчения») — это группа изобразительных искусств (рисунок и гравюра), в которых в отличие от живописи основным средством изображения являются линия и штрих.

Существует два аспекта понятия рисунка.

Рассматриваемые в книге учебные темы по рисунку предусматривают, прежде всего, формирование отдельных понятий, усвоение основополагающих законов и правил искусства рисунка, овладение практическими навыками, что приводит к осознанному и легкому исполнению рисунка.

Итак, выразительными средствами искусства рисунка являются: тон (то есть тоновые градации светотени), тоновые пятна, разные виды линий, штрихов, контуров.

Рассмотрим, что же представляет собой каждое из этих выразительных средств.

Тоном называется некая степень светлости или темности какого-либо цвета. Тон — это физическая характеристика света, это количество и качество света на поверхности предмета.

Освещение предмета может быть разным, например свет солнечный, лунный, искусственный (электрическая лампа, свеча, костер).

Разница в светлости или темности, которую мы наблюдаем в окраске предметов в окружающей нас жизни и в предметах, изображенных на картине, называют тоновой разницей.

При изображении предметов художник использует различные виды линий.

Интересна трактовка понятия линии великого итальянского живописца Леонардо да Винчи. По его словам, ни один самый сильный взгляд, даже в непосредственной близости, не может видеть очертаний предметов в их подлинности. Ибо очертания тел являются границами поверхности формы предмета. Границы поверхностей предметов описываются линиями. Сами по себе эти контурные линии не составляют ни части, ни количества этих поверхностей (то есть линии контура не принадлежат и не входят в состав поверхности формы предмета), и поэтому то, что не составляет часть какой-либо вещи, — невидимо.

В окружающей нас жизни, действительно, линии, прорисовывающие форму тела, не существуют. И это является самой большой тайной для начинающего художника — как передать на холсте очертания наблюдаемых предметов.

Видимые границы формы предметов живописец условно изображает на холсте линиями.

Иногда линии очертаний форм предметов в рисунках бывают волнообразными, иногда прямыми. С помощью все тех же линий изображаются предметы порой достаточно реалистично, иной раз вещь превращается в картине в нечто сказочно-фантазийное.

Линия помогает ярко выделить одну часть предмета, а другую его часть словно растворить, сделать малозаметной и т. д.

Итак, рассмотрим основные виды линий в искусстве рисунка.

Сплошная толстая линия применяется для изображения видимых контуров предмета, расположенных на первом плане объемной формы предмета. Кроме этого, данная линия используется для изображения предметов, находящихся на первом плане картины.

Сплошной тонкой линией выполняется первоначальное построение предмета, намечается общий рисунок картины в целом.

Она используется для изображения второго, третьего и дальнего планов картины рисунка и удаляющихся планов объемной формы отдельно взятого предмета или невидимых плоскостей формы тела.

Далее следует отметить одно из основных требований, предъявляемых к линии рисунка.

Прорисованные форма и очертания предмета не должны состоять из множества вариантов линий, ибо такое «лохматое» исполнение рисунка свидетельствует о не вполне уверенном и ясном понимании художником строения формы данного предмета.

Линия, очерчивающая форму предмета, должна быть одна, она должна конкретно выражать ваше понимание и видение формы предмета.

В начале работы над рисунком необходимо приготовить художественные инструменты и материалы.

1. Карандаши различной степени мягкости: 5Н–1Н (твердый) — для изображения натурального цвета и тона поверхности предмета, карандаш НВ (твердо-мягкий) — для прорисовки рефлексов и карандаш 1В–2В (мягкий) — для изображения тени.

Карандаши выпускаются различной твердости: М (мягкий), Т (твердый) — эти обозначения имеются на карандашах российского производства; Н (твердый), В (мягкий), F (средний) — эти обозначения имеются на карандашах зарубежного производства, цифрами перед ними показывается степень твердости. Чем больше число, тем больше твердость или мягкость в зависимости от буквы.

Карандаш затачивают так, чтобы грифель оголился на один сантиметр, затем подтачивают его мелкой наждачной бумагой № 0–1 до состояния острой иглы.

Бумага для рисунка применяется шероховатая, зернистая, плотная. Чтобы бумага, прикрепленная к мольберту, не топорщилась волнами, ровное положение листа ватмана можно на длительное время закрепить. Возьмите лист ватмана шире и длиннее на 5–6 см, чем размер планшета. Планшет — это лист из ДВП (другое его название — оргалит). Следует сказать, что обычный размер планшета — 60 ґ 40 см. Далее наложите бумагу на планшет и равномерно отогните края. Затем бумагу протрите ваткой, обильно смоченной водой. Края бумаги отогните, их не смачивайте. Края с изнанки смажьте столярным клеем, а после этого равномерно натяните бумагу на планшет и приклейте концы бумаги с обратной стороны к боковым граням планшета. Можно не смачивать бумагу, если она легкая, в этом случае ее надо приклеить с обратной стороны скотчем. Лучше приколоть кнопками, если на планшете с обратной стороны имеется деревянная рамочка.

4. Мольберт с прикрепленной бумагой или планшет с натянутой на него бумагой, который можно поставить на стул, должны находиться от художника на расстоянии вытянутой руки и непосредственно прямо перед глазами. Такое положение картинной плоскости избавит вас от ошибок при линейно-конструктивном построении композиции. Планшет из ДВП (оргалита) можно приобрести за мизерную цену в любой багетной мастерской или на строительном рынке.

Задание для самостоятельной работы

Проанализируйте виды линий, которыми выполнены очертания предметов в рекомендуемых для анализа и просмотра творческих рисунках и в живописных произведениях, предложенных на вклейке.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: