что такое предложение 1 класс как объяснить правило ребенку

Что такое предложение?

Узнаем, что такое пред­ло­же­ние в рус­ском язы­ке. С поня­ти­ем «пред­ло­же­ние» уче­ни­ков зна­ко­мят в 1 клас­се. Во 2 и 3 клас­се пер­во­на­чаль­ные зна­ния о пред­ло­же­нии рас­ши­ря­ют­ся и углуб­ля­ют­ся. Ученики узна­ют, какие быва­ют пред­ло­же­ния по цели выска­зы­ва­ния и силе выра­жен­но­го чув­ства, какие чле­ны пред­ло­же­ния явля­ют­ся глав­ны­ми и второстепенными.

Как слова образуют предложение?

Наша речь состо­ит из слов. В 1 клас­се уче­ни­ки узна­ют, что неко­то­рые сло­ва назы­ва­ют пред­ме­ты. Слова, обо­зна­ча­ю­щие живые суще­ства, отве­ча­ют на вопрос кто? К нежи­вым пред­ме­там зада­дим вопрос что?

Другие сло­ва обо­зна­ча­ют дей­ствие пред­ме­тов и отве­ча­ют на вопро­сы что дела­ет? что сде­ла­ет?

Эти сло­ва не про­сто назы­ва­ют пред­ме­ты и их дей­ствия, а, нахо­дясь рядом, оформ­ля­ют сооб­ще­ние, из кото­ро­го мож­но узнать, что про­ис­хо­дит с тем или иным пред­ме­том. Значит, в выска­зы­ва­нии сло­ва свя­за­ны меж­ду собой по смыс­лу. Эти сло­ва нахо­дят­ся в опре­де­лен­ном поряд­ке и орга­ни­зу­ют связ­ное по содер­жа­нию выска­зы­ва­ние, кото­рое назы­ва­ет­ся предложением.

lazy placeholder

Первое сло­во в пред­ло­же­нии все­гда пишет­ся с боль­шой бук­вы. А в кон­це пред­ло­же­ния ста­вит­ся точка.

Ветер дует. Птичка сидит на вет­ке. Воробей чирикает.

Какие бывают предложения?

Предложения отли­ча­ют­ся друг от дру­га не толь­ко сво­им содер­жа­ни­ем, тем, о чем в них гово­рит­ся. При помо­щи пред­ло­же­ний мы выра­жа­ем свои мыс­ли и чув­ства, обра­ща­ем­ся друг к дру­гу с вопро­са­ми, прось­ба­ми и поже­ла­ни­я­ми. Каждое пред­ло­же­ние сооб­ща­ет о чем-то с опре­де­лен­ной целью. Цель сооб­ще­ния ука­зы­ва­ет, для чего, зачем оно про­из­но­сит­ся, с какой инто­на­ци­ей, с повы­ше­ни­ем или пони­же­ни­ем голоса.

Повествовательное предложение

Если в пред­ло­же­нии без выра­же­ния осо­бых чувств толь­ко сооб­ща­ют­ся какие-то све­де­ния о ком-либо или о собы­ти­ях и явле­ни­ях, реаль­но про­ис­хо­дя­щих, оно явля­ет­ся повествовательным.

Плещется вол­на. По реке плы­вет лод­ка. Рыбак ловит рыбу.

Интонация, с кото­рой эти пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся, спо­кой­ная, повест­во­ва­тель­ная, а в кон­це их голос несколь­ко понижается.

lazy placeholder

В кон­це повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак точка.

Вопросительное предложение

Если у нас есть цель узнать о чем-то, то мы зада­ем вопросы:

Кто поет на дере­ве? Какая это птица?

lazy placeholder

Эти пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся с осо­бой вопро­си­тель­ной инто­на­ци­ей. Голос повы­ша­ет­ся в кон­це пред­ло­же­ния. Вопросительное пред­ло­же­ние завер­ша­ет вопро­си­тель­ный знак.

Побудительное предложение

С помо­щью пред­ло­же­ний мы можем побуж­дать кого-то к дей­ствию, а так­же выра­зить свою прось­бу, пожелание.

lazy placeholder

Восклицательные и невосклицательные предложения

Предложения отли­ча­ют­ся не толь­ко по цели выска­зы­ва­ния, но и по инто­на­ции. Одни пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся спо­кой­но, без про­яв­ле­ния осо­бых эмо­ций. Это невос­кли­ца­тель­ные предложения.

А неко­то­рые пред­ло­же­ния выра­жа­ют силь­ное чув­ство и про­из­но­сят­ся с осо­бой интонацией.

В кон­це тако­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

lazy placeholder

Главные члены предложения

В пред­ло­же­нии име­ют­ся глав­ные чле­ны, кото­рые состав­ля­ют его осно­ву. В каж­дом пред­ло­же­нии сооб­ща­ет­ся, о ком или о чём идет речь.

Слово, обо­зна­ча­ю­щее лицо или пред­мет, о кото­ром гово­рит­ся в пред­ло­же­нии, явля­ет­ся глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния. Это подлежащее.

В пред­ло­же­нии обя­за­тель­но име­ет­ся вто­рой глав­ный член, кото­рый обо­зна­ча­ет, какое дей­ствие выпол­ня­ет под­ле­жа­щее. Это сказуемое.

lazy placeholder

Распространенное и нераспространенное предложение

Подлежащее и ска­зу­е­мое — это глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния, кото­рые явля­ют­ся грам­ма­ти­че­ским и смыс­ло­вым цен­тром пред­ло­же­ния. Другие чле­ны пред­ло­же­ния явля­ют­ся второстепенными.

Подлежащее и ска­зу­е­мое могут выра­жать закон­чен­ную мысль самостоятельно.

Зима при­шла. Выпал снег. Дети рады.

В этих пред­ло­же­ни­ях содер­жат­ся толь­ко глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся нераспространенным.

В пред­ло­же­нии, кро­ме глав­ных чле­нов, могут быть вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, кото­рые пояс­ня­ют под­ле­жа­щее или ска­зу­е­мое или дру­гой вто­ро­сте­пен­ный член.

Сравните:

Наконец при­шла снеж­ная зима. Выпал белый пуши­стый снег. Все дети рады зиме.

lazy placeholder

Примеры

Что ты зна­ешь об оби­та­те­лях моря?

Видеоурок

Источник

Конспект занятия «Предложение» для учащихся 1 классов

Конспект занятия по теме «Предложение».

Занятие рассчитано на учащихся первых классов (может быть применимо в логопедической практике). По программе внеурочной деятельности «Занимательная грамматика», это первое занятие в блоке «Знакомство с предложением», далее идут занятия на закрепление интонационной законченности предложений и дифференциацию предложения и словосочетания.

Тема: Предложение

Цель: Закрепить знания детей о предложении.

Задачи: Учить детей различать понятия слово – предложение, познакомить детей с оформлением схемы слова (оформление начала и конца схемы, учить подбирать схему к предложению, учить определять количество слов в предложении, составлять предложение, развитие мелкой моторики, развитие внимания.

— осознавать роль языка и речи в жизни людей;

— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной работы;

— понимать эмоции других детей, сопереживать, помогать;

Метапредметные:

определять и формулировать цель с помощью учителя;

— учится свое предположение на основе работы с материалом;

— учится работать по предложенному учителем плану;

— учить оформлять свои мысли в устной форме;

— учится работать в группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

-находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт, информацию полученную в ходе занятия.

-делать выводы в результате совместной работы учителя и группы;

Оборудование: Предметные картинки, схема предложения, карточки с графическим изображением слов, карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы, тетради, книги, цветные карандаши.

Ход занятия:

Для этого приветствия необходимо вырезать из жёлтой бумаги солнце (круг) с отдельными лучиками (по количеству детей). Каждый ребёнок получает свой лучик. Жёлтый круг располагается в центре ковра. Дети по очереди здороваются друг с другом, приставляя свои лучики к кругу и направляя их в сторону того, кого они приветствуют. Это приветствие позволяет видеть тех, с кем ещё не поздоровались, поскольку в руках у него ещё находится лучик.

На место сядет тот, кто скажет, какое сейчас время года, кто назовет соседей весны (зима, лето, признаки весны, какой сейчас месяц, соседи месяца, день недели, соседи этого дня, время суток.

Детям выдаются карточки с напечатанными предложениями: Ребята, прочитайте, что написано на карточке, как вы думаете, что это? (ответы детей). Правильно, это предложение. А как вы узнали, что это предложение? А что еще вы знаете о предложении? Вы заканчиваете 1 класс, и у вас уже много знаний о предложении, и сегодня наша задача состоит в том, чтобы повторить все то, что вы знаете. Сегодня мы с вами будем составлять схемы предложений, будем определять количество слов в предложении, работать с рассыпавшимся предложением, поиграем в игры на внимание, сделаем гимнастику для пальчиков.

Послушайте и ответьте на вопрос: Является ли это предложением? Мальчик, пилить, сорока. (Ответы детей)Следующее: Девочка читает книгу. Докажите, что это предложение. В предложении все слова связанны по смыслу, т. е. живут в согласии. Предложение мы произносим на одном дыхании, между предложениями делаем паузу. Ребята, а как пишутся предложения? Первое слово в предложении пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка. Предложения могут быть длинными, а могут быть совсем коротенькими и состоять из одного слова.

Я предлагаю вам поиграть в игру «ДА И НЕТ», если это предложение вы хлопайте, а если это не предложение топайте.

-Осенью опадают листья.

-Семен, лошадь, играть.

-Зимой бывает северное сияние.

-Доски, плыть, железо.

-Марине купили новый мяч.

Ребята, а как вы думаете, из скольки слов могут состоять предложения.

Предложения могут быть очень короткими и состоять из одного слова,например: Утро. Вечереет. Может, кто-то сможет придумать такое коротенькое предложение. Предложение может состоять и из большого количества слов, поиграем. Детям нужно распространить предложение, добавляя каждый раз по одному слову, одновременно на доску вывешивать по дополнительной карточке.

— Малыш кушает….(Малыш кушает манную кашу ложкой из тарелки.)

«Подбери схему к предложению» Ребята, у каждого из вас есть карточки с заданием, вам нужно подобрать схему к каждому предложению. А проверить правильность выполнения задания, мы сможем с помощью доски, (на другой стороне написаны верные ответы). Приложение 1.

Графический диктант. Ребята, сейчас я прочитаю вам предложение, а вы попробуете, зарисовать его схему в свою тетрадь. (Холодно. Бабушка печет пирожки. Оля спит.)

А сейчас, мы поиграем с вами в игру «ЖИВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» каждой команде выданы карточки с рассыпавшимся предложением, нужно выстроится у доски так, чтобы получилось предложение. Приложение 3

Пальчиковая гимнастика. (Гимнастика проводится с помощью массажных мячиков)

Я мячом круги катаю

Взад- вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

Игры на внимание: Ребята, поиграем в игры на внимание. «Носик, ушки, макушки». Если я скажу носик –вы пальчиком показываете нос, если ушки, вы дотрагиваетесь до своих ушей, если макушки – до своей головы. Будьте внимательны.

«Солнышко – камушек, заборчик». Солнышко – рука на столе с расставленными в стороны пальцами, заборчик – ладошка на ребре, камушек – рука сжата в кулак. Ребята, это тоже игра на внимание, смотрите на мои руки (я буду вас путать, слушайте мой голос, и делайте то, что я вам говорю.

«Неоконченное предложение» Ребята, посмотрите, на доске написано предложение, но оно не окончено, а закончите вы его, выбрав подходящую картинку.

На доске записаны предложения:

А сейчас, давайте немножко посчитаем, ведь слова в предложении можно не только читать, но и считать. Итак, немного потренируемся.

(Нет, Ура, каникулы, Мама сшила юбку. Машина едет по дороге.)

Ребята, а сейчас каждый из вас поработает самостоятельно. У вас есть карточки с заданием, нужно сосчитать сколько слов в предложении и обозначить цифрой. Приложение 4. После выполнения работы. Поменяйтесь пожалуйста карточками друг с другом и проверьте правильность выполнения задания своего товарища с помощью ответов на доске. С помощью наклеек оцените работу друга, если все сделано без ошибок, вы можете приклеить наклейку со словами «Отлично» или «Молодец», если допущена одна или две ошибки, выберите наклейку со словом «Хорошо», если ошибок больше, то воспользуйтесь наклейкой со словом «Старайся».

Для выполнения следующего задания, у вас есть право выбора. Если вы считаете, что умеете хорошо и уверенно читать, вам будет дано более сложное задание, если вы еще не очень уверенны в своих силах, вам будет дано задание немного полегче, но тоже очень интересное. Упражнение «Предложение рассыпалось» Приложение 5.

Ребята, а вы мечтали стать следопытами. А вы думаете, у вас получится, давайте попробуем. Это книги детского писателя Николая Носова, он пишет рассказы про детей, описывает смешные и забавные случаи из их жизни, ваша задача оттискать на – 10 страница, 9 предложение и

7 предложение на 5 странице.

Итог занятия:

Ребята, вы знаете, кто такие журналисты. Сейчас кто-то один из команды станет журналистом, его задача, узнать, что же ребята нового узнали на занятии, а журналисту из второй команды, нужно узнать, что ребятам больше всего запомнилось и понравилось на занятии.

Рефлексия: Ну, и как всегда в конце занятия, мы подарим шарики утенку. У вас есть цветные карандаши, если вам все понравилось и вы считаете, что вы отлично занимались сегодня, раскрасьте шарик красным карандашом, если вам было немного скучно на занятии, у вас что то не получалось, подарите утенку зеленый шар, а если вам было не интересно, скучно, занятие вам не понравилось, раскрасьте шарик синим цветом.

Прощание. Упражнение «Я тоже»

На прощание поиграем в игру «И я тоже», я буду произносить фразу, а если вы согласны, отвечйте «И я тоже»

Источник

Русский язык. 1 класс

Конспект урока

Русский язык, 1 класс

Урок № 48. Что такое предложение?

Вопросы, рассматриваемые на уроке.

На уроке мы узнаем, что такое предложение

научимся составлять предложения и отличать их от группы слов,

сможем определять границы предложений в тексте и выбирать знаки препинания в конце предложения.

В. П. Канакина В. Г. Горецкий «Русский язык» 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение» 2014

Справочное пособие по русскому языку. 1–2 классы. Узорова О.В., Нефедова Е.Л. – Москва: АСТ: Астрель, 2013. – 256 с.

Тренировочные примеры по русскому языку. Задания для повторения и закрепления. 1 класс. Кузнецова М.И. Москва, Издательство «Экзамен», 2014 – 32 с. (Серия «5000 задач»)

Полный курс русского языка: все типы заданий, все виды упражнений, все правила. 1 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. – Москва: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. – 190, [2]с.

Занимательный русский язык. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Мищенкова Л.В. – М.: 2016 –Ч.1 – 80с., Ч.2 – 80с.

Теоретический материалaa93dc6c 751d 466c ad8e 851ec2ee9584

803b0cd2 c094 4336 8339 d8fde7e92a19

– Посмотрите на слова. На картинках написаны одни и те же слова, только на первой картинке написана группа слов, а на второй предложение. Как же так получается, что слова одни и те же, а смысл разный? Об это вы и узнаете сегодня на уроке.

— Давайте представим, что весь текст – это домик, который состоит из этажей, а этажи в свою очередь состоят из кирпичиков.

3b17ebef a88d 44e4 9384 daaf36f9298e

Каждый этаж – это и будет предложение. А каждый кирпичик этажа – это и будут слова, из которых состоит предложение.

Но складывать кирпичики надо очень аккуратно. Если каждый кирпичик этажа будет на своем месте, то у нас получится группа слов, которая выражает законченную мысль. Это и будет предложение. А если кирпичики положить неправильно, то будет не предложение, а просто набор слов.

0cb73cfc 6742 4d43 a8ad 544b1fa56bef

Слова в предложении всегда связаны по смыслу и выражают законченную мысль. Мы можем сказать, что каждое предложение – это самостоятельная картинка.

Каждое предложение начинается с заглавной буквы.

В устной речи предложения отделяются друг от друга паузой.

А в письменной – точкой.

Также в конце предложения может стоять вопросительный или восклицательный знак.

Прочитайте потешку и обратите внимание на знаки в конце каждого предложения.

— Кисонька-мурысонька, ты где была?

— Кисонька-мурысонька, что там делала?

— А что из муки делала?

— А с кем прянички ела?

— Не ешь одна, не ешь одна!

Эта потешка – диалог, потому что в ней говорят два человека. Прочитай этот диалог самостоятельно.

Резюме теоретической части

Предложение состоит из слов.

Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

Слова в предложении выражают законченную мысль.

В конце предложения ставится или точка, или вопросительный, или восклицательный знак.

1. Какая из записей является предложением?

1. Мама приготовила.

2. Мама приготовила вкусный обед.

Правильный ответ. 2. Мама приготовила вкусный обед.

Неправильный ответ (группы слов не имеют законченной мысли) 1. Мама приготовила. 3. Вкусный.

2. Соедините предложения с соответствующими им схемами.04757f31 0d82 4f39 906b 0ab01563dd33

Ты будешь сегодня читать сказку?

Я хочу нарисовать машинку!

Ответ.cd2770f3 22e2 490e 914b 059b512f430f

Ты будешь сегодня читать сказку? d57478ac f3e5 425c add6 9173c682e792

Источник

ПРЕДЛОЖЕНИЕ — это… в русском языке (определение, правило).

Узнаем, что такое пред­ло­же­ние в рус­ском язы­ке. С поня­ти­ем «пред­ло­же­ние» уче­ни­ков зна­ко­мят в 1 клас­се. Во 2 и 3 клас­се пер­во­на­чаль­ные зна­ния о пред­ло­же­нии рас­ши­ря­ют­ся и углуб­ля­ют­ся. Ученики узна­ют, какие быва­ют пред­ло­же­ния по цели выска­зы­ва­ния и силе выра­жен­но­го чув­ства, какие чле­ны пред­ло­же­ния явля­ют­ся глав­ны­ми и вто­ро­сте­пен­ны­ми.

Как слова образуют предложение?

Наша речь состо­ит из слов. В 1 клас­се уче­ни­ки узна­ют, что неко­то­рые сло­ва назы­ва­ют пред­ме­ты. Слова, обо­зна­ча­ю­щие живые суще­ства, отве­ча­ют на вопрос кто? К нежи­вым пред­ме­там зада­дим вопрос что?

Другие сло­ва обо­зна­ча­ют дей­ствие пред­ме­тов и отве­ча­ют на вопро­сы что дела­ет? что сде­ла­ет?

Эти сло­ва не про­сто назы­ва­ют пред­ме­ты и их дей­ствия, а, нахо­дясь рядом, оформ­ля­ют сооб­ще­ние, из кото­ро­го мож­но узнать, что про­ис­хо­дит с тем или иным пред­ме­том. Значит, в выска­зы­ва­нии сло­ва свя­за­ны меж­ду собой по смыс­лу. Эти сло­ва нахо­дят­ся в опре­де­лен­ном поряд­ке и орга­ни­зу­ют связ­ное по содер­жа­нию выска­зы­ва­ние, кото­рое назы­ва­ет­ся пред­ло­же­ни­ем.

ОпределениеПредложение — это одно или несколь­ко слов, кото­рые выра­жа­ют закон­чен­ную мысль.

0fe5ce2788ec18df006c333cd9432b42

Первое сло­во в пред­ло­же­нии все­гда пишет­ся с боль­шой бук­вы. А в кон­це пред­ло­же­ния ста­вит­ся точ­ка.

Ветер дует. Птичка сидит на вет­ке. Воробей чири­ка­ет.

Какие бывают предложения?

Предложения отли­ча­ют­ся друг от дру­га не толь­ко сво­им содер­жа­ни­ем, тем, о чем в них гово­рит­ся. При помо­щи пред­ло­же­ний мы выра­жа­ем свои мыс­ли и чув­ства, обра­ща­ем­ся друг к дру­гу с вопро­са­ми, прось­ба­ми и поже­ла­ни­я­ми. Каждое пред­ло­же­ние сооб­ща­ет о чем-то с опре­де­лен­ной целью. Цель сооб­ще­ния ука­зы­ва­ет, для чего, зачем оно про­из­но­сит­ся, с какой инто­на­ци­ей, с повы­ше­ни­ем или пони­же­ни­ем голо­са.

Повествовательное предложение

Если в пред­ло­же­нии без выра­же­ния осо­бых чувств толь­ко сооб­ща­ют­ся какие-то све­де­ния о ком-либо или о собы­ти­ях и явле­ни­ях, реаль­но про­ис­хо­дя­щих, оно явля­ет­ся повест­во­ва­тель­ным.

Плещется вол­на. По реке плы­вет лод­ка. Рыбак ловит рыбу.

Интонация, с кото­рой эти пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся, спо­кой­ная, повест­во­ва­тель­ная, а в кон­це их голос несколь­ко пони­жа­ет­ся.

ОпределениеПредложение, в кото­ром о ком-то или о чем-то сооб­ща­ет­ся, назы­ва­ет­ся повест­во­ва­тель­ным.

387f305c156be32c6ca30334c11fce60

В кон­це повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак точ­ка.

Вопросительное предложение

Если у нас есть цель узнать о чем-то, то мы зада­ем вопро­сы:

Кто поет на дере­ве? Какая это пти­ца?

ОпределениеПредложение, в кото­ром содер­жит­ся вопрос, назы­ва­ет­ся вопро­си­тель­ным.

d370d299d334b868026187f23268eb51

Эти пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся с осо­бой вопро­си­тель­ной инто­на­ци­ей. Голос повы­ша­ет­ся в кон­це пред­ло­же­ния. Вопросительное пред­ло­же­ние завер­ша­ет вопро­си­тель­ный знак.

Побудительное предложение

С помо­щью пред­ло­же­ний мы можем побуж­дать кого-то к дей­ствию, а так­же выра­зить свою прось­бу, поже­ла­ние.

ОпределениеПредложение, в кото­ром сове­ту­ют что-то сде­лать или побуж­да­ют к дей­ствию, назы­ва­ет­ся побу­ди­тель­ным.

333121818e7499530e08548755df13ab

ВыводИтак, по цели выска­зы­ва­ния пред­ло­же­ния быва­ют повест­во­ва­тель­ные, вопро­си­тель­ные и побу­ди­тель­ные.

Восклицательные и невосклицательные предложения

Предложения отли­ча­ют­ся не толь­ко по цели выска­зы­ва­ния, но и по инто­на­ции. Одни пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся спо­кой­но, без про­яв­ле­ния осо­бых эмо­ций. Это невос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния.

А неко­то­рые пред­ло­же­ния выра­жа­ют силь­ное чув­ство и про­из­но­сят­ся с осо­бой инто­на­ци­ей.

ОпределениеПредложение, кото­рое про­из­но­сит­ся с силь­ным чув­ством, назы­ва­ет­ся вос­кли­ца­тель­ным.

В кон­це тако­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

e1de259056810d700bff453ff29b87e0

Главные члены предложения

В пред­ло­же­нии име­ют­ся глав­ные чле­ны, кото­рые состав­ля­ют его осно­ву. В каж­дом пред­ло­же­нии сооб­ща­ет­ся, о ком или о чём идет речь.

Слово, обо­зна­ча­ю­щее лицо или пред­мет, о кото­ром гово­рит­ся в пред­ло­же­нии, явля­ет­ся глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния. Это под­ле­жа­щее.

ОпределениеПодлежащее — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет, о ком или о чем гово­рит­ся в пред­ло­же­нии. Подлежащее отве­ча­ет на вопро­сы кто? что?

В пред­ло­же­нии обя­за­тель­но име­ет­ся вто­рой глав­ный член, кото­рый обо­зна­ча­ет, какое дей­ствие выпол­ня­ет под­ле­жа­щее. Это ска­зу­е­мое.

ОпределениеСказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет, что гово­рит­ся о под­ле­жа­щем и отве­ча­ет на вопро­сы что дела­ет? что сде­ла­ет? что делал? что сде­лал?

Подлежащее и ска­зу­е­мое состав­ля­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния.

d51f1b02787c1bbe886e7b21d026e18c

Распространенное и нераспространенное предложение

Подлежащее и ска­зу­е­мое — это глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния, кото­рые явля­ют­ся грам­ма­ти­че­ским и смыс­ло­вым цен­тром пред­ло­же­ния. Другие чле­ны пред­ло­же­ния явля­ют­ся вто­ро­сте­пен­ны­ми.

Подлежащее и ска­зу­е­мое могут выра­жать закон­чен­ную мысль само­сто­я­тель­но.

Зима при­шла. Выпал снег. Дети рады.

В этих пред­ло­же­ни­ях содер­жат­ся толь­ко глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся нерас­про­стра­нен­ным.

ОпределениеПредложение, в кото­ром есть толь­ко глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния, назы­ва­ет­ся нерас­про­стра­нен­ным.

В пред­ло­же­нии, кро­ме глав­ных чле­нов, могут быть вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, кото­рые пояс­ня­ют под­ле­жа­щее или ска­зу­е­мое или дру­гой вто­ро­сте­пен­ный член.

Сравните:

Наконец при­шла снеж­ная зима. Выпал белый пуши­стый снег. Все дети рады зиме.

ОпределениеПредложение, в кото­ром, кро­ме глав­ных, есть вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния, назы­ва­ет­ся рас­про­стра­нен­ным.

Распространенные и нерас­про­стра­нен­ные пред­ло­же­ния отли­ча­ют­ся по цели выска­зы­ва­ния и инто­на­ции.

64b778d05bd9bfc84eaf8dd3a362593f

Примеры

Что ты зна­ешь об оби­та­те­лях моря?

Видеоурок

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: